Тренинг как привить любовь к чтению. Не заставить, а привить любовь к чтению

Почему дети не хотят читать

Ольга Юрьевна Юткина, детский психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития: «Родители, обращаясь за помощью к психологу или педагогу, часто говорят об одной и той же проблеме: ребенок ленив, ему неинтересны книги, он постоянно отвлекается на мультфильмы и игры и т. д. Но все эти проблемы означают только одно: вы выбрали неверный способ или неподходящее время для науки чтения. Желание научиться читать наступает в жизни малыша к 6-7 годам, т. е. к тому моменту, когда родители должны задуматься о подготовке ребенка к школьному обучению».

Итак, перед нами идеальный «материал» - первоклассник, из которого мы собираемся сделать если уж не отчаянного книголюба, так хотя бы ценителя книг. Родителям придется постараться, чтобы это процесс был легким и приятным для малыша.

Оксана Юрьевна Москвина, учитель русского языка и литературы: «Очень важно понимать возможности младшеклассника: он вроде бы уже и школьник, но в то же время ему трудно долго усидеть на месте. Если ему скучно, он быстро теряет интерес к занятию. Младшеклассника по-прежнему, как в детском саду, привлекают яркие картинки. Тем не менее, книги должны нести определенную воспитательную идею, а также участвовать в образовательном процессе: пополнять словарный запас школьника и расширять его кругозор».

Ребенок начнет получать максимальную пользу от книг только в том случае, если он сам почувствует важность и увлекательность чтения.

О чем должны помнить родители:

  • Обязательно регулярно занимайтесь с ребенком. Чтение в этом возрасте – пока что работа не самая простая, которой можно увлекаться время от времени. Но помните: это не должно быть обязанностью, и уж тем более наказанием.
  • Чаще заходите в книжные магазины с сыном или дочкой и совместно выбирайте книги. Это поможет подобрать интересные и понятные книги именно для вашего ребенка. Заодно выясните, какие темы его могут заинтересовать.
  • Конечно же, вам придется выбирать детские книги самостоятельно. В подарок, например. Прежде чем сделать покупку, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, понравится ли такая тема вашему ребенку. Очевидно, что дочке, обожающей принцесс, книга о маяках и кораблях вряд ли придется по вкусу.
  • Отдавайте предпочтение красочным иллюстрированным книгам с захватывающими и позитивными сюжетами – это беспроигрышный вариант.
  • Устраивайте «сеансы чтения» в дружественной и спокойной атмосфере: пусть ребенок привыкнет, что общение с книгой – это радость и позитив. После каждой прочитанной книги должен оставаться «приятный» вкус от сюжета.
  • Хвалите юного чтеца не только за книги, но и за каждую прочитанную строчку на улице, ведь одна из главных причин нежелания читать – отсутствие позитива и похвалы.
  • При необходимости объясняйте смысл сложных для ребенка моментов: ясное понимание прочитанного текста усилит желание продолжать начатое.

На собственном примере

Елена Викторовна Учайкина, филолог, ведущая сообщества «Правильная речь» в «Фейсбуке»: «Вряд ли ребенок полюбит книги, если родители сами не читают. Неважно, что у вас есть уважительные причины: сверхурочная работа и загруженность бытом. Ребенка не обманешь! Нет смысла живописать ему пользу чтения, если пульт от телевизора в ваших руках он видит чаще, чем книгу – он просто вам не поверит».

Чаще появляйтесь перед ребенком с книгой в руках. Придет время, и он поинтересуется, чем это вы так увлечены. И тогда ловите момент и рассказывайте о тайнах, которые открывают вам книги. И не забудьте пригласить ребенка в свой семейный клуб любителей чтения.

Читайте настоящие книги

Многие любители чтения предпочитают пользоваться электронными книгами и планшетами. Это удобно, практично и современно. Но не для тех, кто только начинает погружаться в мир чтения.

Максим Анатольевич Макаренков, писатель, разработчик программы творческого развития: «Если хотите показать пример ребенку, отложите в сторону гаджет и возьмите бумажную книгу. Электронный девайс не будет ассоциироваться у ребенка с чтением. Для него это окно в мир готовых визуальных образов, мультиков и игр, но не увлекательных историй, которые надо прочитать».

Поощряйте детскую фантазию

Наблюдайте за реакцией ребенка на прочитанную вами книгу. Если слушатель впечатлен, вы сможете сориентироваться, какие темы и сюжеты ему интересны. Обсуждайте истории, интригуйте, выслушивайте сказки, придуманные самим ребенком. Дети – большие выдумщики. Не лишайте их этой возможности, подыграйте, дайте ребенку проявить свои фантазии. Для этого постарайтесь приобрести побольше литературы с красочными иллюстрациями: это подогреет интерес к чтению и поможет включить воображение.

Простимулируйте малыша, который пока еще не умеет читать, на основе картинок придумывать свои собственные истории. А если вам удастся завести семейную традицию «час для чтения», то ребенок очень быстро к ней приобщится.

Книжный рай: книгу скорее выбирай!

Оксана Юрьевна Москвина: «Предоставьте возможность ребенку выбрать ту книгу, которая его заинтересует обложкой, иллюстрациями. Ему захочется рассмотреть красочные картинки, а потом и узнать сюжет. Какую книгу предложить ребенку 7-10 лет, чтобы увлечь его? Конечно, абсолютного ответа на этот вопрос не существует, но все же можно перечислить произведения, которые способны приучить младшего школьника к самостоятельному чтению и вызвать огромный интерес к литературе».

Вашего ребенка заинтересуют:

  • Сказки народов мира.
  • Книги Астрид Линдгрен. Невероятно интересные и поучительные истории, например, «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги».
  • Истории про Муми-Троллей Туве Янссон. Это цикл про семью, дружбу и взаимовыручку.
  • Произведения В.Ю. Драгунского: стоит прочитать весь цикл «Денискиных рассказов», куда входят «Заколдованная буква», «Похититель собак», «Чики-брык» и т. д.
  • М.М. Зощенко: цикл интереснейших рассказов о Лёле и Миньке.
  • Н.Н. Носов – «Витя Малеев в школе и дома», В.В. Медведев – «Баранкин, будь человеком!», Ян. Л. Ларри – «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
  • Сказки Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
  • В.И. Даль – «Старик-годовик», «Девочка Снегурочка».
  • А.Погорельский – «Черная курица».
  • А.М. Волков – «Волшебник изумрудного города».
  • В.П. Катаев – «Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
  • С.В. Михалков – «Праздник непослушания».
  • Э.Н. Успенский – «25 профессий Маши Филиппенко», «Дядя Федор, пес и кот» и др.
  • С.Г. Георгиев – «Кораблик», «Янка», «Золотое сердце» и др.
  • Т.В. Бокова – «Силач маленького роста», «На что похоже солнце?»; «Кошка с ложкой» и др.
  • М.М. Лукашкина – «Плохие и хорошие», «Стойка на руках на уроке ботаники», «День и ночь: противоположности» и др.
  • Свен Нурдквист: целый цикл книг о приключениях Петсона и Финдуса.
  • Томи Унгерер – «Приключения семейки Хрюллопс», «Криктор», «Эмиль. Добрый осьминог».
  • Эрик Карл – «Очень голодная гусеница», «Снежный сон», «Грубиянка в крапинку».

Это лишь минимальный список книг. Научитесь выбирать нужных авторов, ориентируясь на детские вкусы, качество художественного текста и возраст ребенка.

Максим Анатольевич Макаренков: «Если ребенок заинтересовался, не ориентируйтесь на возрастные маркировки! Пролистайте книгу сами, если в ней нет явно неподходящих описаний и идей, пусть читает. «Он не поймёт» – не аргумент. Поймет, но что-то свое. Если придет к вам и попросит объяснить прочитанное, вы – счастливый человек».

(4 голоса : 3.75 из 5 )

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги - это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы - это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать - это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать - это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

На самом деле, чтение - это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо - это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно -это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса - признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга - обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции - очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа - комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет - это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет - совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, - это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки - в слоги, слоги - в слова, слова - в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении - 100%. Чтение - это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу - положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации - способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение - это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг - это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребенка самого талантливого, умного, эрудированного и воспитанного человека, который станет достойным членом социума. В современных условиях, когда конкурентоспособность среди профессионалов различного уровня высока, родители начинают развивать своего ребенка с пеленок. И чтение играет в этом деле важнейшую роль.

Зачем нужно чтение современным детям

В мире, где информационные технологии галопом бегут вперед, современные способы восприятия информации меняются так стремительно, что мы просто не успеваем за ними. Всего 20 лет назад человек получал большую часть новостей и информации посредством книги, журналов и газет. Тогда чтение было неотъемлемой частью любого уважающего себя человека. Чтение было единственным доступным способом познания мира.

Что же мы видим сегодня? Интернет, аудиокниги, видеоматериалы, интерактивные программы и приложения заменяют нам книги, и вполне неплохо. Сегодня читающий бумажную книгу ребенок – скорее исключение, чем правило. Но так или иначе, нужно прививать ребенку любовь к чтению – пусть это будет бумажная или электронная книга – дайте малышу право выбора. Он должен научиться не просто читать, а искать и получать нужную информацию, анализировать ее, уметь правильно ею пользоваться.

Польза чтения

Несмотря на обилие информации, которую мы получаем извне, у книг есть несколько весомых преимуществ.

  1. Книга развивает словарный запас человека. В быту мы не используем большого количества слов, о которых узнаем из книг. Более того, зачастую нам не приходится искать значения нового слова в словаре, поскольку практически всегда смысл понятен из контекста. Читая книги различных жанров, ребенок значительно обогащает свою речь.
  2. Книги помогают нам общаться. В отличие от просмотра телевизора или видеороликов, книги невольно заставляет проговаривать слова, которые мы видим. Это позволяет лучше их усваивать и впоследствии применять в жизни. Навыки коммуникации позволяют лучше адаптироваться в обществе, заводить друзей и т.д.
  3. Многие литературные произведения учат ребенка моральным ценностям. Начиная с самых простых сказок малыш понимает, что нужно быть честным, дружелюбным, храбрым и добрым. А вот злые и коварные герои непременно получат по заслугам.
  4. Книга дает ребенку возможность интересного, полезного и приятного времяпровождения. Малыш должен понимать, что насладиться можно не только мультфильмом и вкусным мороженым, но и прочитанными страницами любимой книги.
  5. Книга очень полезна для детского мозга. Она тренирует память, развивает внимательность и кругозор, улучшает грамотность устной и письменной речи. Многие грамотные люди признаются, что пишут без ошибок не потому, что подчиняются правилам русского языка, а просто интуитивно. На самом деле, это так называемая визуальная грамотность. Если человек много раз видит в книге, как пишется то или иное слово, он вряд ли напишет его с ошибкой.
  6. Хорошая книга – это не только способ познания окружающего мира, но и себя самого. В книгах представлены самые животрепещущие на все времена темы – проблема отцов и детей, проблема идентификации личности («Тварь ли я дрожащая или право имею?»). Многие произведения классической литературы помогают понять философию жизни.
  7. Кроме всего этого, книга помогает успокоиться, она отвлекает от дурных мыслей, помогает справиться со стрессом. Люди, регулярно читающие книги, реже подвержены депрессиям – это научно доказанный факт.

Однако все эти побочные эффекты от чтения могут быть неинтересны вашему ребенку. И все ваши старания разобьются о простое нежелание брать книгу в руки. Как же привить ребенку любовь к чтению? Именно привить, а не заставить ребенка читать. Психологи говорят, что это можно сделать до 10 лет. Позже у человека формируются прочные привычки иного способа получения информации. А вот до 10 лет можно заинтересовать ребенка книгой так, что он пронесет полезную привычку через всю жизнь.

Вот несколько практических советов, которые помогут вам привить ребенку любовь и уважение к книге.

  1. С самого раннего возраста начинайте читать ребенку книги. И пусть он еще не будет понимать смысла многих слов, малышам нравится слушать мамин голос, ритмично повторяющий одни и те же фразы. А если книга дополнена яркими картинками и мама с удовольствием поясняет все, что прочитано – малыш будет в восторге от совместного чтения.
  2. На чтение нужно выделять совсем немного времени, но каждый день. В вихре ежедневных дней найдите 10-20 минут для того, чтобы почитать ребенку книгу. Обычно это делается перед сном, когда малыш более менее спокоен и настроен на процесс.
  3. Приучайте ребенка ходить в библиотеку. И пусть дома есть электронные аналоги той или иной книги, не откажите себе в удовольствии пролистать реальные бумажные страницы, вдохнуть запах свежей типографской краски, поводить вместе с ребенком пальчиком по строчкам. Кроме того, в библиотеке вы можете выбрать любую книгу от фантастики до детективов. К тому же, вам не придется за это платить.
  4. Давайте ребенку личный пример – это очень важно. Дети вряд ли будут чистюлями, если видят дома постоянный бардак. Вы не сможете приучить ребенка к занятиям спортом, если сами все время лежите на диване. Точно так же и с книгой. Если ребенок видит постоянно читающих маму и папу, он понимает, что книга – это обыденный, естественный и абсолютно необходимый каждому человеку предмет. Он будет воспринимать чтение как способ познания информации, как способ развлечения и психологической разгрузки.
  5. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он перескакивает со страницы на страницу или множество раз просить перечитать одну и ту же книгу. Позвольте ребенку читать так, как ему этого хочется. Любые запреты могут вызвать отвращение к процессу.
  6. Если вы хотите, чтобы малыш прочел ту или иную книгу, не нужно говорить – вам задали это произведение в школе, ты должен это прочесть. Слово «должен» ассоциируется с чем-то необходимым и нелюбимым. Лучше скажите малышу, что в детстве это была ваша любимая книга, вы очень любили ее главного героя. Или напомните о том, что эту книгу написал тот же автор, рассказы которого ему понравились в прошлый раз. Такая мотивация будет более успешной.
  7. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно оградить его от других процессов, которые убивают его свободное время. Это телевизор и компьютер. Да, там могут быть развивающие программы и приложения, которые способствуют улучшению памяти и мышления, однако их очень мало. Телевизоры развивают пассивность мышления, это давно доказанный факт. Поэтому любимые мультфильмы, телепередачи и социальные сети должны быть дозированы. Тогда останется время и на чтение книг.
  8. Обсуждайте с ребенком прочитанное. Тогда и читать в следующий раз будет гораздо интереснее. Спросите свое чадо, разделяет ли он чувства главного героя, что его удивило или возмутило.

Эти простые правила помогут вам не только привить ребенку любовь к чтению, но и сделать книгу главным помощником и другом вашего чада.

Выбор книги – это одно из важнейших условий для того, чтобы не отбить у ребенка желание читать. Дети быстро отвлекаются и не смогут осилить 10 страниц живописного описания природы. Сюжет должен быть лаконичным, интересным и стремительным.

Деткам первых трех лет жизни можно читать стихи Агнии Барто. Они очень ритмичные и простые, легко запоминаются малышами. Очень хороши русские народные сказки. Простые повторения и цикличность сюжета (тянем-потянем, встреча колобка с разными животными) очень нравятся малышам. Детки первых лет жизни с удовольствием слушают песню колобка, даже если он поет ее в течение сказки 2-3 раза. Для детей раннего возраста очень интересны сказки Корнея Чуковского. Они написаны легким и простым слогом, очень интересные и увлекательные.

Со временем, когда ребенок подойдет к школьному возрасту и начнет читать самостоятельно, его можно познакомить с более серьезными книгами. Малышам младшего школьного возраста можно посоветовать Приключения Буратино, Незнайка в солнечном голоде, Пеппи длинный чулок, Приключения Тома Сойера. Если есть возможность почитать книгу и посмотреть фильм – сделайте сначала первое. Книга развивает воображение, позволяет самостоятельно выдумать образ. А потом уже можно сравнить представленный в голове образ с экранным.

Для детей более старшего возраста (после 10 лет) можно посоветовать такие книги, как Маугли, Королевство кривых зеркал, Волшебник Изумрудного города, Старик Хоттабыч, Денискины рассказы. Эти произведения отличаются более сложным сюжетом, диалоги длинные и наполнены смыслом.

Интересная книга – это очень и очень важно. Если малыш увлечется, его не надо будет заставлять читать – он сам не сможет отказаться от интересного процесса. Поэтому подбирая книгу для детского чтения, будьте уверены в ней на все 100%.

Что делать, если ребенок наотрез отказывается читать

Есть детки, которые не прочитали в своей жизни ни одной книги самостоятельно. Чтобы исправить такое категорическое мнение ребенка, психологи советуют использовать следующий прием. Однажды положите под подушку крохи небольшую записку, что-то вроде «Я – сказочная фея (или добрый гном)». Далее можно написать, что малыша ждет подарок в определенном месте. Дайте ребенку возможность прочитать записку самостоятельно – без вашей помощи. Ребенок поймет, что записанные вещи могут быть очень интересными. Можно продолжить игру, каждый раз увеличивая размер письма. Для этого можно написать от имени феи, что она хотела подарить ребенку игрушку или конфету, но видела, как он разбил мамину вазу. Письма могут быть разными, главное, они должны быть интересными. Таким образом можно привить ребенку любовь к чтению.

Ни в коем случае не говорите – будешь плохо себя вести, заставлю читать 20 страниц. Ребенок будет воспринимать это как наказание. Лучше скажите, если получишь пятерку, мы с тобой почитаем новую книгу. Ребенок будет предвкушать чтение и будет воспринимать книгу, как награду.

Книга и способность дружить с нею – высокий дар, который помогает человеку наполнить пустой сосуд жизни. Читая книгу, мы можем разобраться в себе, узнаем много нового, развиваем мозги, душу и характер. Читайте книги и прививайте детям любовь к чтению. И тогда вы можете быть спокойны за эмоциональное развитие собственного чада.

Видео: как научить ребенка читать

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Как привить детям любовь к книгам?

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.;
  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Другая информация по теме


  • «Как не боятся доктора?»

  • Учимся общаться правильно! (от 1 до 3 месяцев)

  • Это опасно! Синдром встряхивания ребенка

Навыки чтения и любовь к нему — это совершенно разные понятия. Нынешние дети, как правило, обучаются чтению гораздо раньше, чем их ровесники прошлого столетия, но читают при этом меньше. А в школе большинство из них делают это уже вынужденно.

Так происходит во многом ещё и потому, что есть родители, которые абсолютно искренне не могут понять, зачем человеку сегодня, в век интернета, нужно чтение, когда существует много других источников приятного времяпрепровождения. Но ведь читая, человек размышляет, формируются его чувства.

Чтение великолепно развивает интеллект и воображение. Так как же вырастить настоящего читателя? Советует наш портал.

Как помочь ребёнку «войти во вкус» к чтению

Культивировать любовь к книге собственным примером

В вопросе воспитания любви к чтению многое зависит от семейных традиций: если взрослые не могут жить без книги, то и младшее поколение будет зачитываться. А если родители не читают, с кого же детям брать пример?

Нередко к психологам наведываются родители с жалобами на хладнокровное отношение сына или дочери к чтению, а на вопросы типа, видит ли их чадо маму или папу за книгой, получает ответ, что им некогда. Но ведь любовь к чтению не возникнет сама по себе там, где её никогда не было. Поэтому нужно брать инициативу в свои руки, запасаться интересными книгами и читать.

Главное — удовольствие!

Постарайтесь сформировать для ребёнка персональную траекторию чтения. Для этого целесообразно почитать подходящие по тематике книги. Ведь важно сделать так, чтобы время, проведённое за книгой, не становилось для ребёнка принуждением, а ассоциировалось с приятными моментами жизни.

Зачастую родители в своём стремлении вырастить вундеркинда начинают давить на ребёнка, торговаться за каждую самостоятельно прочитанную строку, обещая позже почитать ему вслух. Но подобный подход к одному из приятных занятий человека совершенно нецелесообразен.

Чтобы процесс чтения ассоциировался у ребёнка только с удовольствием, можно превратить это действо в совместный досуг.

А когда наступит черёд учебной литературы, она не станет для вашего чада неподъёмной «ношей».

Совместное чтение можно обратить в обучающую игру, предлагая ребёнку обсуждать картинки, считать на них предметы, находить что-либо, следить за изменениями героев и т. д. Главное — не перестараться и помнить, что у малыша чтение должно вызывать радость.

Читаем вслух — значит общаемся

В процессе чтения ребёнку он рад уже тому, что мама или папа находятся рядышком, уделяют ему внимание, и этот приятное действо закрепляется в памяти, как несущее удовольствие.

Помимо прочего, в эти минуты вы полностью принадлежите своему чаду, поскольку не можете одновременно делать ещё что-то, как это обычно бывает при общении (и даже играх) с ребёнком: мыть посуду, готовить, отправлять сообщения по телефону и т. д. В данном случае происходит полный контакт и это прекрасно.

Из книги — в реалии жизни

Чтение полезно ещё и своим психотерапевтическим воздействием. Даже сказка может помочь найти выход из различных жизненных ситуаций как детям, так и взрослым. Или описания историй и примеры героев. Ребёнок склонен накладывать книжную модель поведения на свои эмоции и чувства.

Например, если малыш боится ночных кошмаров (а маленький герой в книге удачно с ними справляется), к нему приходит понимание, что не один он такой и с этим страхом можно справиться.

Конечно, у кого-то подрастают так называемые книжные дети, которых не нужно привлекать к чтению. И если ваше чадо не из их числа, то лишь ваш ежедневный кропотливый родительский труд способен помочь привить своему отпрыску любовь к книгам. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этой полезной работе.



Поделиться