Твердость песка и глины. Конспект, тема: «Свойства песка и глины»

Сафронова Любовь Ивановна МАДОУ ПГО «Детский сад 65» Воспитатель Город Полевской, Свердловская область

Цель деятельности– сравнить в ходе опытов свойства и особенности песка и глины.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

  1. Закрепить знания детей о свойствах песка и глины (сыпучесть, липкость, водопроницаемость, цвет, запах) ;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; любознательность; целеустремленность.
  3. Воспитывать интерес к получаемым результатам в ходе опытов с песком и глиной.

Предполагаемый результат

В ходе занятия дети должны познакомиться со свойствами песка и глины и научиться их сравнивать.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Познание» :

Обогащение представлений о свойствах песка и глины. (вопросы к детям: из чего состоит песок и глина, как вы думаете?) Уточнение знаний о природных материалах (песок и глина) Родного края. И их место нахождения в окружающем мире (вопросы к детям: что вы знаете о песке и глине? Где вы их видели? Как вы думаете, что можно сделать из песка и глины?)

Образовательная область «Коммуникация» :

Пополнение словарного запаса (сыпучесть, рыхлость, липкость, вязкость, способность пропускать воду) .

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Образовательная область «Безопасность» :

Освоение детьми главных правил безопасности по работе с песком и глиной. (моем руки после каждого опыта)

Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» :

Загадывание загадок о песке.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках посылка. Как вы думаете, от кого? Конечно, от Незнайки. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: Давайте я открою посылку и посмотрим. (Достает письмо от Незнайки и два мешочка) .

Воспитатель: Ребята, в письме Незнайка просит нас помочь ему узнать, что находится в этих двух мешочках и чем отличается их содержимое. А все наши выводы мы отправим в письме по почте.

Воспитатель открывает первый мешочек и высыпает из него содержимое в чашу.

Воспитатель: что это?

Дети: песок.

Воспитатель: правильно. А теперь посмотрим, что во втором мешочке?

Воспитатель высыпает содержимое в другую чашу.

Воспитатель: как вы думаете, а что это? Тоже песок?

Дети: нет.

Воспитатель: А как нам можно узнать?

Дети: давайте пойдем в лабораторию и проведем опыты.

Воспитатель: тогда я буду вашим старшим лаборантом, а вы исследователями.

Опыт 1. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Какого цвета песок? /Коричневый.

Какого цвета глина? / Голубая.

А чем пахнет песок? / ничем.

А глина пахнет? / нет.

Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт 2. Что лучше лепиться?

Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?

Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

А из сухой глины можно что-нибудь вылепить? / нет.

Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод: сухой песок не лепится (сыпучесть) , а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

Опыт 3.Во что легче поместить предмет?

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? / В песок. / Вывод. Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» , и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

После опытов воспитатель предлагает детям вымыть руки.

Воспитатель: закончили работу в лаборатории. Что мы узнали нового?

Ответы детей: песок – коричневого цвета, без запаха, сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Из мокрого песка можно что-то построить, но через время фигурки рассыпятся. Глина - голубого цвета, без запаха, липкая, вязкая. Когда смешивается с водой, то из нее можно что то вылепить. Она становится твердая.

Также в индивидуальном разговоре выяснили, какие свойства песка и глины детям понравились больше.

Воспитатель: А что-то еще вы хотите узнать о песке и глине? Узнайте у взрослых.

А мы вернемся в лабораторию еще не один раз.

Что мы можем написать Незнайке? Ответы напишите дома. И принесите в детский сад. Написанные ответы мы отправим Незнайке по почте.

Результат деятельности.

Данное занятие очень интересно детям, они очень стараются при выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовили своими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются вопросы по теме, а в конце занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока опытов выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению. При выборе опытов дети проявляли свою инициативу.

Приложения

Опыт 1. Какой песок тяжелее, сухой или мокрый?

Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

Вывод: мокрый песок тяжелее.

Опыт 2. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Вывод: легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 3Растут ли растения в песке?

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и трубочкой. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки) . В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Свойства песка и глины.

Урок окружающего мира. 3 класс.

Образовательная задача : научить выделять ведущую идею, целостно отображающую тему.

Цели :

Создать условия для работы в группах

Развивать коммуникативный навык

Повышать речевую активность

Учить анализировать и синтезировать.

1..Орг.момент

Урок начинается с вызова.

Верите ли вы? Дети отвечают словами «да» или « нет» (на листках)

    Мел, глина и галька - это горные породы.

    Горные породы могут лежать под асфальтом, под фундаментом дома.

    Горные породы состоят из миниралов.

    Миниралы всегда твердые.

Как нам проверить, верно, ли мы ответили на вопросы?

(Нам необходимо получить информацию.)

Откуда мы ее получим?

(Нам нужно познакомиться с текстом.) Для этого мы разделимся на две группы. Первая группа - мальчики.

Вторая - девочки.

2.Работа в группах. Работа с текстом.

Сначала вы отгадаете загадки и получите свою тему.

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже». (Песок).

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». (Глина).

Вопрос к каждой команде:

Как вы представляете себе данный предмет?

Социоконструкция.

После обсуждения 1 человек от команды на доске рисует песок, а другой - глину.

Попытайтесь объяснить, почему такой рисунок.

3.Работа с учебником.Чтение текста.

Мальчики будут работать над темой «Песок».

Девочки - над темой «Глина». Все читают один и тот же текст (стр. 60-61)

Выделить все, что связано со своей темой.

Выписать на свой маршрутный лист признаки песка, а другой команде – признаки глины.

4. Социоконструкция .

Каждая команда оформляет это на общем листе.

5.Презентация своей работы с показом на доске.

« Песок состоит из песчинок, он разного цвета, не имеет запаха, рыхлый пропускает воду».

«Глина состоит из частиц, она разного цвета, не пропускает воду, в сыром виде – липкая».

Каждая команда читает ещё раз текст и дополняет ответы другой команды.

6.Составление синквейна .

1 .Одно существительное.

2 .Два прилагательных.

3 .Три глагола.

4 . Предложение из четырех слов.

5 . Синоним, или одно слово, выражающее свое отношение, чувство.

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У мальчиков листки-модели- «горки песка», а у девочек листки-модели-«комки глины».

Они выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Красная, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

7. Рефлексия .

А теперь мы снова ответим на вопросы, с которых начали урок.

Сравним результаты ответов. Есть ли разница? Как вы думаете, почему у нас так получилось?

А что мы узнали нового на уроке? Пригодились ли нам, полученные знания? Какую роль выполняют песок и глина в природе?

Что еще вам бы хотелось узнать?

Домашнее задание.

1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Рассмотри их через лупу. Какого цвета песок? Глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

2. Возьми комочек глины и помести на предметное стекло. Осторожно потри им стекло. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет. Что ты заметил на стекле? Проделай то же самое с песком. Что наблюдаешь? Какой вывод можно сделать?

3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

4. Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан насыпь немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что наблюдаешь? Растворяются ли песок и глина в воде?

5. Из сырого песка и глины слепи вначале шарик, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как ты думаешь почему? Сделай вывод, каким свойством обладает глина.

6. (Опыт демонстрируется учителем). Возьми два стакана с воронками. В каждую воронку вложи слегка смоченную фильтровальную бумагу и небольшой кусочек ваты. В одну из воронок насыпь до половины песка, а в другую – столько же истолчённой в порошок глины. Налей в обе воронки доверху воды. Наблюдай, что происходит. Сделай вывод, как песок и глина пропускают воду.

7. Назови свойства песка и глины. Сравни свои выводы с текстом учебного пособия.

    Покажите на карте обязательные в номенклатуре: горы.

Лабораторное занятие № 7 «Формы рельефа»

ЦЕЛЬ: уметь характеризовать основные формы рельефа земной поверхности, выявлять связь основных форм рельефа с тектоническим строением.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, практикум Галант, контурные карты, цветные карандаши, линейка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Запишите определения: платформа, морфоскульптура, геосинклиналь, рельеф, морфоструктура, геотектура.

2. Составьте классификацию основных форм рельефа по высоте.

1. Кратко опишите три этапа развития геосинклинали, сделайте рисунки и необходимые записи.

2. Изобразите на рисунке особенности строения платформы, найдите определение терминов: щит, плита, впадина. Дайте краткую характеристику каждого яруса платформы (можно в условных знаках к рисунку).

3. Проанализируйте формы рельефа Земли, заполнив таблицу №12 (практикум, с. 51). Какие еще классификации форм рельефа вы знаете?

Таблица 12. Классификация форм рельефа

Формы рельефа

По величине

По происхождению

Процессы, участвующие в образовании

1)Планетарные

Океанические впадины и континенты

Геотекстуры

Планетарные геофизические и космические процессы

2)Мегаформы

Горные пояса, равнинно-платформенные области

3)Макроформы

Горные хребты, возвышенности, низменности

Морфоструктуры

Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов

4)Мезоформы

Овраги, балки, барханы

Морфоскульптуры

Экзогенные процессы

5)Микроформы

Карстовые воронки, прирусловые валы

6)Наноформы

Кочки, песчаная рябь барханов, эрозионные борозды

4. Познакомьтесь с геохронологической таблицей (практикум Галант, с.48).

Перенесите таблицу в тетрадь, укажите эпохи горообразования с примерами.

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия - 39 %, а также воды - 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины - это Al 2 O 3 и SiO 2 . Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина - полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность - комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец - это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина - полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина - это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м 3 . Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м 3 .

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м 3 . Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м 3 . У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м 3 . Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина - полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина - белая или коричневая.

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк - полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит - это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит - это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см 3 , его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина - это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?


  • Поделиться