Уберизация всего: Как Uber меняет мир. Uber взрывает мир потребления

Пять лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Из маленькой компании, обслуживающей небольшой сегмент рынка в Сан-Франциско, Трэвис превратил ее в успешную корпорацию с оценочной стоимость в $51 миллиард.

Своим появлением Uber изменила рынок услуг такси.

Во-первых, с ее появлением вызвать такси оказалось еще проще. Компания создала мобильное приложение с одноименным названием для вызова, поиска и оплаты такси. Достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не махать руками.

Во-вторых, водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании не платить им минимальную почасовую зарплату, социальные выплаты и налоги. Хотя представители компании заявляют, что их водители в США зарабатывают примерно $19 в час и могут работать, когда хотят и сколько хотят. Именно на гибкость рабочего графика делается упор.

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к месту назначения. Поездка оплачивается только банковской картой.

Первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе, были родители учредителя Трэвиса Каланика.

Изначально водители, участвующие в системе Uber, могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса Lincoln Town Car , Cadillac Escalade , BMW серии 7 , Mercedes-Benz S550 .

После Лос-Анджелеса Uber быстро распространился и по другим городам США.

В мае 2011 года интернет-сервис стал доступен в Нью-Йорке. За все время там было совершено 13 миллионов поездок (около 20 тысяч в день).

В 2011 году Uber запустился и в Париже - первом городе за пределами США. Теперь компания работает в более чем 300 городах и 67 странах, в том числе, в России и Украине.

Чтобы помочь росту компании, Каланик нанял лоббиста Дэвида Плаффа, который возглавлял предвыборную кампанию Обамы в 2008 году.

Тем не менее, критики сошлись во мнении, что быстрый рост этой компании произошел именно за счет водителей, которые слишком мало получают и лишены многих социальных гарантий, пишет Vox .

В 2012 году список доступных автомобилей расширили в сторону эконом-класса, а новый сервис назвали UberX.

В компании не обошлось без скандалов. Самый резонансный произошел в 2011 году. Компания нарушила политику конфиденциальности и отслеживала перемещение своих клиентов, которые не давали на это согласие. Учитывая тот факт, что клиентом оказался журналист Buzzfeed, новость быстро набрала обороты.

Оказывается, в компании есть программа God View, с помощью которой можно вычислить клиентов и работников сервиса и которая широко доступна для сотрудников компании, пишет Buzzfeed .

В ответ компания прописала в своем блоге политику конфиденциальности и уточнила, что всегда ее придерживалась.

В скандальных историях не обошлось без конкурентов. В 2014 году Uber и ее главный конкурент Lyft обвиняли друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа 2014 года представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более 5 тысяч фальшивых заказов, поступивших от сотрудников Uber, а уже на следующий день представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фейковых вызовов.

В прессу утекла информация о том, что Uber нанимает специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отказываются от них, отнимая время у водителей. По данным The Verge , такие сотрудники получали мобильные телефоны и кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, что заказы поступают от Uber.

Стартап отверг все обвинения в свой адрес.

Всего Uber привлек $5,9 миллиардов при рыночной стоимости компании в $51 миллиард, что делает Каланика мультимиллиардером. Следующий раунд инвестиций в полтора-два миллиарда долларов может сделать Uber самой дорогой частной компанией мира, пишет Silicon .

Однако деятельность сервиса вызывала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды.

В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других – запрещались некоторые или все ее услуги.

Проблема связана с несоответствием правил сервиса и законодательства ряда европейских стран. Чаще всего – отсутствие полагающихся лицензий на предоставление услуг, а также заниженные тарифы.

В 2015 году Uber стал поводом политический дискуссий между Республиканской и Демократической партиями.

Республиканцы выступили в защиту сервиса. Они хвалят его за то, что тот перевернул традиционный рынок услуг и позволяет пассажирам быстро и недорого добраться в нужное место.

Республиканец Тед Круз даже сравнил себя с Uber в декабре 2015 года, сказав, что надеется покорить Вашингтон так же, как Uber покорил сферу услуг такси.

Джеб Буш постоянно пользовался услугой Uber в Сан-Франциско в период своей кампании. Марко Рубио в течение года рекламировался в Uber.

Демократы разделились на два лагеря. Одни хвалили инновационный дух Uber, другие – выражали опасения за водителей, которые социально не защищены.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон отметила в своей речи: «Эта «экономика взаимопомощи» открывает потрясающие возможности и стимулирует инновации. Но она также ставит серьезные вопросы о защите интересов трудящихся и о том, как будет выглядеть хорошая работа в будущем».

Под «экономикой взаимопомощи» (sharing economy) в нашем случае подразумевается сдача в аренду водителя с машиной. «Спрос рождает предложение» – главный принцип быстро распространяющегося по всему миру бизнеса, пишет журнал The Economist.

Uber экспериментирует с другими услугами, кроме пассажироперевозок: UberEATS - заказ еды, UberRUSH - курьеры.

В мае 2015 года компания Каланика переманила 40 ученых из университета Карнеги-Меллон, которые будут работать над созданием беспилотных автомобилей для использования в такси-перевозках. В прошлом гендиректор Uber уже заявлял, что хотел бы заменить водителей беспилотными автомобилями.

Среди стран бывшего Советского Союза Uber пока доступен в России, Азербайджане, Украине и Беларуси.

Как сервис по заказу такси знаком, пожалуй, каждому, хотя компания стартовала относительно недавно – в 2009 году. Несмотря на это, почти за девять лет ей удалось не только реформировать рынок, но и создать целый тренд в экономике, который носит название «уберизация».

Под уберизацией понимают использование бизнесом digital-платформы для создания добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

Зачастую технология реализуется через приложение в смартфоне, которое идентифицирует покупателя, соединяет его с оптимальным поставщиком услуги и способствует максимально эффективной организации взаимодействия, используя систему рейтингов и отзывов.

Исполнитель находит заказчика, минуя одного, а иногда и множество посредников – получается дешевле, удобнее и быстрее. Строго говоря, посредник есть, но он всего один – Uber или компании, подобные ему. За счет эффекта масштаба и наличия нескольких крупных игроков на рынке комиссия сервиса невелика, а здоровая рыночная конкуренция сдерживает аппетиты и стимулирует развитие и улучшение качества услуг.

Uber стал новой бизнес-моделью

Возникнув на Западе, понятие Uber быстро стало нарицательным: теперь так можно назвать любой сервис, объединяющий и координирующий агентов рынка в режиме реального времени.

Благодаря синергии каждый из участников получает свою выгоду:

  • Для агентов – это возможность сократить издержки на оказание услуг.
  • Для сервиса – это получение прибыли в виде процентов со сделок, и охват большей доли рынка за счет привлечения новых агентов.

Так простой исполнитель, не обладая специальными навыками в области развития собственного бизнеса, маркетинга и рекламы, зарегистрировавшись и пройдя нехитрое обучение и авторизацию сервисом, в кратчайшие сроки получает возможность подработать водителем такси, курьером или, например, заняться сдачей жилья в аренду.

Стремительное развитие технологий и повсеместная дигитализация породили on-demand economics: клиенты хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание.

Это стало фундаментом для новой бизнес-модели, основанной на «мгновенном удовлетворении» (instant gratification). Высокая скорость оказания услуги становится новым стандартом качества на всех рынках одновременно с упрощением и стандартизацией самого бизнес-процесса, уменьшением цепочки участников и вовлечением большого количества игроков.

Преимущества и недостатки модели Uber

В условиях такой глобальной трансформации экономических подходов проявляются как положительные, так и отрицательные стороны Uber.

Преимущества.
  • Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие корпорации и небольшие стартапы. Это положительно сказывается как на отдельных потребителях, так и на экономике страны в целом.
  • Бизнес-модель Uber делает процесс получения услуги дешевле, проще и удобнее

Недостатки.

  • Посредники вроде Uber дают обычно меньше опций (например, такси нельзя заказать заранее) и меньше гарантий в случае неприятных и непредвиденных ситуаций. Этот процесс еще требует отладки и доработки.
  • Кроме того, с позиции брендов, глубоко укоренившихся в традиционной модели, тренд на уберизацию практически неизбежно означает уход с рынка или необходимость тотальной и срочной реформы своих бизнес-процессов.

Таким образом, одни компании получают бесплатные и эффективные каналы продаж, а другие теряют вложения, направленные на построение бренда и повышение его узнаваемости.

Несмотря на то, что уберизация избавляет рынок от посредников, маловероятно, что агентская модель в ближайшее время исчезнет вовсе.

Например, сервис для аренды жилья хоть и оставил позади по количеству бронирований мировые отельные сети, но отели продолжают приносить стабильную прибыль: посетители им доверяют, это привычная и понятная для них модель.

Краудсорсинг становится инструментом для решения бизнес-задач

Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях срочность оказания услуг по доступной цене. Это открывает пространство для деятельности игрокам, использующим новые технологии для привлечения к работе самозанятых граждан.

Так работают, например, краудсорсинговые платформы.

Краудсорсинговые платформы очень схожи по принципам работы с Uber и являются основой для проникновения технологии в другие отрасли, развивая заданный еще в 2000-х тренд на совместное потребление.

Люди стремятся пользоваться, а не владеть. В этом принцип совместного потребления вещей и технологий вроде timesharing – совместного владения недвижимостью, откуда и вырос Uber.

В 2014 году экономика совместного потребления оценивалась в $15 млрд. Согласно оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году доходы сервисов, занятых в сфере совместного потребления, достигнут $335 млрд.

Этот тренд включает в себя и развитие самозанятых граждан: компании больше не стремятся «владеть», то есть брать в штат сотрудников и обеспечивать им рабочее место в бизнес-центре, заставляя появляться в офисе с 9 до 18.

Желание людей заработать, управлять своим временем и самим увеличивать или уменьшать нагрузку, встраивая рабочие процессы в удобный для них график, повышает спрос на возникновение и использование подобных технологий.

Таким образом, краудсорсинг постепенно становится полноценным инструментом для решения разнообразных бизнес-задач, завоевывая все новые сферы, так как он одинаково эффективен как для B2B-компаний, так и для B2C.

А что в ритейле?

Предпосылки для развития краудсорсинга и уберизации в рознице связаны с массовым использованием смартфонов и планшетов, которые сейчас превращаются в современные орудия труда. Через них работники получают и выполняют задания, оперативно собирая требуемые данные.

На первый взгляд, все очень просто, но за такими платформами стоят серьезные технологические решения, предназначенные для сбора и обработки огромных массивов данных.

Благодаря развитию краудсорсинга даже крупные территориально диверсифицированные сети могут получать информацию из самых отдаленных населенных пунктов. А небольшие компании сокращают свои издержки на персонал, получая необходимую маркетинговую информацию из торговых точек за небольшие деньги.

Работают краудсорсинговые решения достаточно просто: ритейлер или производитель размещает на платформе задание, которое нужно выполнить, указывая необходимые SKU, адреса торговых точек, количество фотографий. Плюсом таких решений являются фиксированная стоимость задания и возможность контролировать процесс его выполнения по фотоотчету и GPS-координатам.

Сервисы, построенные по модели Uber

Как скоро наступит будущее, в котором мы с вами будем зарабатывать во время покупок в гипермаркете, просто загружая в программу фотографии, сделанные мимоходом? Кто станет первым счастливчиком, и как скоро uber-технологии приведут нас к дополнительному заработку?

Мобильный uber-мерчендайзер и uber-трейд-маркетолог – вот профессии будущего «полевого» маркетинга.

Все началось, как и сам Uber, с Запада.

По такому принципу уже работают некоторые иностранные компании:

  • Field Agent
  • Gigwalk
  • MobiAudit.

На российском рынке основными игроками сейчас являются:

  • Crowd Systems
  • Million Agents
  • Street Bee
  • YouDo
  • «Яндекс.Толока»

В их приложениях видны доступные задания с описанием конкретной задачи и указанием размера вознаграждения. Взявшись за него, исполнитель выполняет работу при помощи мобильного приложения, делает фотографии и вносит необходимую информацию.

Основное отличие этого инструмента от традиционных – деперсонализация исполнителя задачи. За ее решение может взяться любой человек, установивший приложение и откликнувшийся первым. Как правило, размещаемые задания достаточно простые, для их исполнения не требуется специальная подготовка.

Но бывают и сложные задания, требующие вовлеченности исполнителя. Например, надо не просто сфотографировать товар на полке магазина, но вручную внести данные о его цене, артикуле, величине скидки, проходящих промо-акциях, а также ответить на дополнительные вопросы в анкете.

В условиях спада экономики традиционный бизнес не может себе позволить расширить штат для выполнения большего количества заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников остается незанятой.

В то же время сервисы, построенные по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сокращать его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков, увеличение гибкости и числа потенциальных «сотрудников», а также их мобильности.

Уберизация в доставке товаров

Отдельного внимания заслуживает сервис краудсорсинговой доставки. Это достаточно новое явление, но уже уверенно завоевавшее свое место на рынке. Логистические компании не всегда успешно справляются с экспресс-доставкой.

Для своевременной доставки заказов ритейлеры и рестораторы все чаще используют не специализированных перевозчиков, а сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами – таксистами и людьми, заинтересованными в дополнительном заработке.

В этом случае вся необходимая информация также аккумулируется в онлайн-сервисе, посредством которого клиент обращается напрямую к тому подрядчику, работать с которым для него наиболее удобно в настоящий момент.

Примеры сервисов, работающих на западном рынке

  • В США завоевал огромную популярность сервис доставки еды Postmates . Сервис работает по принципу on-demand delivery. Заказ оформляется онлайн с помощью приложения по доставке еды. Пользователь выбирает любой доступный ресторан и заказывает блюда.

После поступления заказа курьеры получают уведомление и, находясь территориально рядом, могут принять заказ. Компания получает 20% от стоимости доставки. Остальное, включая чаевые, зарабатывает курьер.

  • В Нидерландах создано мобильное приложение TringTring , которое доставляет покупку велокурьерами в течение одного часа. Работники такого сервиса называют себя «трингерами». Они доставляют письма, бандероли, посылки, продукты и другие покупки из интернет-магазинов.

Мобильное приложение TringTring работает по контрактам с магазинами-ритейлерами и обслуживает не частных клиентов, а непосредственно сами магазины.

Примеры сервисов, работающих на российском рынке.

  • С 2012 года услуги срочной курьерской доставки для малого и среднего бизнеса предоставляет компания Dostavista . Курьеры могут купить и привезти товары и продукты из магазина, организовать доставку для интернет-магазина, кафе, ресторана.
  • C 2013 года на российском рынке курьерского сервиса работает компания Bringo . В 2015 году она запустила платформу, которая также предоставляет услуги курьеров-краудсорсеров. Компания работает как с крупным ритейлом, так и с небольшими частными магазинами.

Бизнес должен приспособиться к новой реальности

Влияние глобального мирового тренда неизбежно обеспечит переход на новые экономические условия всех стран, а уберизация одних отраслей так или иначе скажется на смежных. Например, изменение процессов в ритейле сказывается на логистике и доставке.

Так что же нас ждет – светлое будущее с удобной, близкой к дому работой, множеством заказов и возможностью выполнять их в удобный день и час? Что несет в себе этот непонятный digital – позитивные или негативные изменения? Уже сегодня дигитализация кардинально изменила мир: теперь бизнес во всех странах должен приспосабливаться к новой реальности.

Представители компаний единогласны в одном: изменения будут. Невозможно искусственным образом сдерживать переход на модель Uber, поэтому определенных перекосов в экономике не избежать.

С другой стороны, любые изменения порождают новые возможности. Это потенциал и точки роста для заказчиков со стороны ритейла, FMCG и для всех нас, потенциальных исполнителей новой Uber-экономики.

Благодаря Владимиру Румянцеву я стал много думать на тему «уберизации» экономики. Тема очень обширная, стратегическая, и относится этот процесс к числу тех, что радикально меняют само лицо экономики, поведение субъектов и макро-параметры. Вот это и хотелось бы максимально сжато обобщить.

Итак, под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Для глубокого понимания «как это бывает и куда ведет» я настоятельно рекомендую к просмотру видео лекции Владимира Румянцева . Оно длинное, но стоит того. Здесь же хочу сформулировать ключевые тезисы, важнейшие для понимания. Итак…

Кто такой «убер»?

«Убер» — это сервис на определенном рынке, координирующий деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, используя информационные и телекоммуникационные технологии, построенный на единых правилах, а так же на принципах добровольности участия и взаимной выгоды. В общем случае он обеспечивает максимально эффективную стыковку «потребность-возможность», получая за свои услуги вознаграждение, существенно меньшее, чем транзакционные издержки агентов на эту же стыковку другими способами. При этом сам «убер» является так же независимым агентом, «жадность» которого сдерживается, во-первых, требованием очевидной полезности участникам рынка, а во-вторых — отсутствием монополии на «убер-услуги».

В чем смысл «убера»?

Правильно приготовленный «убер» в первую очередь снижает транзакционные издержки своих клиентов через:

  1. Непрерывную оптимизацию экономических связей и цепочек добавленной стоимости в реальном времени.
  2. Исключение непроизводительных, «арбитражных» звеньев, не создающих реальной ценности для рынка.
  3. «Концентрацию целевой функции», т.е. распространения единого подхода на всех участников «убер-сервиса».
  4. Автоматизацию всего перечисленного выше, исключения человека из процесса.

Что делает «убер»?

Ключевое, что делает хороший, годный «убер» — он забирает на себя часть бизнес-функций своих клиентов, форматирует их единообразным, для всех своих клиентов одинаковым способом и определяет «правила игры», балансирующие интересы независимых агентов рынка.

Например, тот «убер», который Uber, или, более понятный пример — Яндекс.Такси забирает на себя бизнес-функции:

  1. Поиск клиента, предоставление ему информации
  2. Определение стоимости и достижение договоренности о сделке
  3. Управление исполнением сделки и коммуникациями в ходе исполнения
  4. Контроль качества исполнения
  5. Расчеты между сторонами

Замечу, что это терминальный случай «уберизации рынка», когда «убер» забирает на себя фактически все ключевые и общие для этого рынка бизнес-процессы, причем увязывает их воедино. «Просто добавь машин». Но и рынок здесь структурно прост, оперирует небольшим количеством параметров услуги и вообще — довольно примитивен. В более сложных случаях «убер» скорее забирает на себя одну конкретную бизнес-функцию без особого разделения на отдельные рынки, но ее забирает от начала и до конца.

Keynote: не просто «предоставляет информацию участникам», а именно единообразно форматирует и эффективно исполняет определенную часть бизнес-функций! При этом выполняя эту функцию полностью, т.е. если продажа — то от представления товара клиенту через сделку до получения от клиента отзыва о качестве.

Чем выгоден «убер» рынку?

Снижением транзакционных издержек. Взятые на себя процессы он выполняет существенно более эффективно, чем сам агент, в каждом экземпляре процесса обеспечивая результат если не оптимальный, то заведомо лучший по соотношению результат/усилия, с дополнительным уменьшением рисков.

На примерах: клиенту удобнее и быстрее вызвать такси через сервис, чем обзвонить 10 диспетчерских и сравнить цены. При этом он может быть уверен, что стоимость получится не выше средней по рынку, качество будет приемлемым, а если что не так — исполнитель понесет ответственность. Аналогично, владельцу машин выгоднее получать поток заказов и платить комиссию по факту получения оплаты, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать.

Keynote: «убер» должен выполнять целевую бизнес-функцию более эффективно, чем сам ее владелец или другой «убер»

Где есть место для «убера»?

Там, где взаимодействует большое количество агентов, и существуют попарно стыкуемые бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий.

Очевидно что это, конечно, «купить-продать», ибо суть экономических отношений субъектов сводится именно к этому. А вот выделить предметную область «купить-продать» и отформатировать ее единообразно — вот в этом и состоит искусство «уберостроения».

Кроме того, необходимо, чтобы любой отдельно взятый товар или услуга обязательно производился и потреблялся сравнительно большим числом агентов либо мог быть легко замещен.

Keynote: Наиболее быстро «уберизируеются» широкие рынки с устоявшейся понятийной системой, легко каталогизируемым (в идеале — и тарифицируемым) набором товаров/услуг, обладающих конечным набором параметров, но при этом со значительным количеством агентов. Плохо «уберизируются» рынки с «размытыми» определениями товаров и услуг и особенно рынки с сильной зависимость стоимости от некаталогизируемых параметров товара/услуги.

Где нет места для «убера»?

  1. Число действующих агентов невелико, и исчисляется не тысячами, а сотнями или, еще хуже, единицами. Там просто все всех знают.
  2. Свойства товара/услуги/предмета взаимодействия не могут быть четко описаны и формализованы или товары уникальны. Рынок искусства, например. Или стволы для танков.
  3. Там, где сделки имеют уникальный, штучный характер с крайне высокой сложностью предмета сделки.

keynote: «убер» — для массовых рынков с тысячами и миллионами участников, уникальные товары, узкие ниши и специфичные рынки — не для него. Хотя компании, работающие на этих рынках тоже извлекут из «убера» пользу в какой-то другой части своей деятельности.

Что нужно «уберу» для успеха в трансформации рынка?

Полагаю, что нужно следующее:

  1. Возможность определить разумные «правила исполнения бизнес-функции», которые устроят большинство участников рынка, а идеально — и тарифы;
  2. Возможность в достаточной степени структурировать предмет взаимодействия агентов;
  3. Достаточное количество активных агентов, обеспечивающих высокую ликвидность для каждого агента в отдельности.

Keynote: «полезность убера» нелинейно растет от числа участников при условии баланса участников по ролям. Условием успеха является вменяемость общих правил «убера».

Как влияет «уберизация» на размер бизнеса?

Способствует его дроблению и углублению разделения труда. «Вертикальная интеграция» имеет основной целью как раз снижение транзакционных издержек и рисков, связанных с обеспечением технологических цепочек. Неразвитые рынки, высокая вероятность не получить нужные части, товары или услуги — являются основным драйвером. Правильно приготовленный «убер» обеспечивает меньшие транзакционные издержки и меньшие риски в цепочках снабжения, чем «натуральное хозяйство», и на порядок большую масштабируемость поставок.

На примере: если у тебя в любой момент времени «на кончиках пальцев» десятки производителей гаек с их складскими запасами, выровненной рынком «справедливой» ценой, и весьма низкой вероятностью не выполнить заключенную сделку, то свой собственный гайконарезной завод становится бессмысленным. Либо ты его включаешь в «убер» и он работает как независимое звено на рынке со всеми потребителями гаек, либо ты неэффективен, и твоя итоговая продукция — не оптимальна по себестоимости. И кстати, гайконарезной станок то стоит, то в три смены молотит.

К тому же «уберу» не принципиально — работать с тысячей агентов, проводящих по сто сделок в день или со ста тысячами агентов, проводящих по одной сделке. Это технология, она очень дешево масштабируется.

Keynote: С точки зрения бизнес-функции «убер» обеспечивает эффективность взаимодействия независимых субъектов, существенно превышающую эффективность взаимодействия вертикально-интегрированных структур, меньшие транзакционные издержки и риски, в силу чего усиливает специализацию субъектов, углубляет разделение труда и выделение рынков. Количество агентов не играет роли, «убер» легко масштабируется. Стратегически, «уберизация» ведет к разрушению вертикально-интегрированных структур.

Как влияет «уберизация» на цену и конкуренцию?

Выравнивает цену по балансу спроса и предложения с учетом таких факторов, как репутация и история агентов, «подпор» себестоимостью и предельной ценой, которую готов платить покупатель, и т.д. Таким образом, успешный «убер» формирует справедливую рыночную цену.

Создавая эту цену, он существенно увеличивает роль внутренней эффективности в достижении успеха в «жестко уберизированном» секторе, т.е. необходимо оптимально выполнить основную функцию — решить что произвести и произвести товар/услугу.

С другой стороны, конкуренция частично уходит в плоскость создания новых продуктов, репутацию производителя. Безупречная репутация позволяет продавать чуть дороже, новый продукт — позволяет ненадолго сместить баланс рынка в свою пользу.

Keynote: «правильный убер» выравнивает цену, снижая «случайные», нерыночные, манипуляционные и коррупционные доходы производителей, выравнивая таким образом возможности. Точка, определяющая эффективность агента «убер-экономики» смещается от эффективных продаж к эффективному производству товаров/услуг. Распределение объемов рынка в большей степени зависит от репутации и эффективности производства. Неэффективные — умирают. Эффективные и порядочные — развиваются.

Как «убер» способствует созданию новых бизнесов?

Он одновременно стимулирует небольшой и сфокусированный бизнес и снижает стоимость «входного билета», поскольку совершенно бесплатно предоставляет готовые ключевые бизнес-функции — продажи и снабжение. Ты хочешь производить гайки? Текущий уровень цен — вот он, себестоимость считай сам, комиссия «убера» известна. Объемы рынка в сравнении с твоими планами — огромны. Выгодно? Регистрируйся и начинай продавать. Сразу, сегодня.

Keynote: «Убер» облегчает создание новых бизнесов путем предоставления им «за так» очень эффективных ключевых бизнес-функций с одной стороны и «дробления» бизнеса с другой.

Какие перспективы влечет за собой «уберизация»?

«Убер» накапливает в себе колоссальные объемы данных о целевом для себя рынке, при этом накопление носит не административно-принудительный характер госстатистики, а характер объективный и естественный. Так, Uber или Яндекс.Такси «знает» о рынке такси на порядок больше любых экспертов, организаций или отраслевых ассоциаций, если только правильно распорядится накопленными данными. Вот она, BigData!

Правильное распоряжение этими данными, превращение их именно в информацию дает результат беспрецедентной ценности, как минимум:

  1. Динамика рынков в зависимости от. В разрезе дня-месяца-погоды-количества облаков на небе, положения звезд, да чего угодно. Это дает возможность «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес.
  2. Рыночные дисбалансы и ниши. То, о чем отдельный производитель может только догадываться, а аналитические организации — предполагать, «убер» просто знает .
  3. В секторе B2C «убер» может формировать инструменты анализа рынка, потребительского поведения и предпочтений такой эффективности, что ни одно маркетинговое агентство даже рядом не стояло.

Keynote: на определенной фазе зрелости «убер» начинает работать на развитие рынка в целом за счет превращения накопленных данных в знания. Полученные знания позволяют «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес, а инвесторам — снижают риски инвестиций в предприятия сектора.

«Убер» плюс ИТ-системы бизнеса = ?

Как я уже писал, хороший «убер» структурирует рынок, обеспечивает «честную цену» и задает единые «правила игры». А кроме того — высокую ликвидность. Т.е. выполняемая им функция сама по себе уже имеет крайне высокую степень автоматизации и внутреннюю логику. Следующий шаг — интеграция управляющих и отчетных ИТ-систем предприятия на основе открытых API и правил бизнес-логики позволяет выстраивать полностью автоматические процессы производственного планирования от фактических продаж в режиме pull. Мanufacturing on demand и прочий леан с канбаном здесь появляются как бы из ниоткуда, благодаря свойствам самого «убера».

Это значит, что продажи через «убер» могут автоматически формировать производственный план в системе планирования, которая формирует потребность в материалах и комплектующих, которые опять же через «убер», возможно — другой, автоматом уходят в «закупку», и появляются в нужном количестве, в нужное время и по оптимальной цене. И на следующем «плече» этот процесс повторится для следующего агента, и так циклично до тех пор, пока не «соберется» вся производственная цепочка. Без участия человека, с автоматической оптимизацией на каждом шаге, которой можно доверять . А все связанные с этим транзакции сами лягут в учетную систему.

Keynote: тотальная «уберизация» экономики — означает кратный рост эффективности производственных цепочек, их непрерывную оптимизация и исключение из них человека как фактора. А так же переход от частных решений «где купить» и «почем продать» к общим решениям типа «ценовая политика» и «стратегия расширения бизнеса». Число участников цепочки перестает иметь значение. Фокус внимания смещается с эффективности взаимодействия на эффективность производства.

Ограничивается ли «уберизация» одним конкретным сектором?

Нет, не ограничивается. Во-первых, «уберизация» как концепция работает в почти любом секторе экономики, за редким исключением. Во-вторых, успешная «уберизация» одного сектора перемещает «узкое звено», мешающее развитию рынка в другой сектор и индуцирует там тот же процесс «уберизации».

Так, например, развитие в Китае розничных «мега-уберов» — taobao.com и aliexpress.com обозначило проблему: логистика розничных заказов, которые миллионы независимых продавцов отправляют миллиардам покупателей. Ответом стала «уберизация» логистики — Cainiao.com, который на единых принципах агрегирует более 3 тыс. организаций, занимающихся транспортом и доставкой, от самых крупных мировых сетей до небольших частных компаний. В итоге это дало систему, в которой скоординированным образом участвует более 1,7 млн. сотрудников, более 400 тыс. машин. В «день холостяка» 11.11.2015 сервис обработал ориентировочно 500 млн (!!!) заказов на доставку.

Кроме того, взаимодействие «уберизированных секторов» еще более снижает транзакционные издержки за счет интеграции «уберов» этих секторов, включения поддерживаемых одним «убером» процессов в процессы другого через взаимодействие информационных систем, API и т.д.

keynote: прогресс «уберизации» одного сектора тянет за собой потребность в «уберизации» другого. Взаимодействие двух «уберов» легко автоматизируется и влечет значительный кумулятивный эффект, усиливающий обоих. Хороший «убер» всегда готов встретить брата по разуму из примыкающего сегмента, а то и создать его.

Масштабируется ли «убер» и куда?

Не просто масштабируется, а отлично масштабируется. Поскольку хороший убер строится исходя из принципа «20% усилий обеспечивают 80% результата», затрагивает самые распространенные процессы и в целом больше апеллирует к человеческим свойствам и объективным законам экономики, то он легко перешагивает границы с минимальными издержками, распространяет свое влияние на смежные рынки или использует на других вроде бы рынках те же подходы. Через Gett.com можно заказать не только такси, но и суши. Алиэкспресс начал работать в России и целится в Индию, Пакистан, США и далее — везде.

Серьезных ограничений для правильного «убера» всего два: предел рынка и другой «убер».

keynote: успешный «убер» неизбежно упрется в «потолок рынка» и обречен на расширение, географическое, в другие ниши, в смежные сервисы.

Многие проекты, претендующие на роль «убера» на самом деле таковыми не являются в первую очередь потому, что вместо качественного выполнения бизнес-функции они предлагают пусть даже качественное, но выполнение малой части этой бизнес-функции, потому описанные выше эффекты трансформации рынка не достигаются или очень ограничены. Так, например, не являются «уберами»:

  • Тематические доски объявлений. Они дают незначительную оптимизацию взаимодействия как очень малую часть бизнес-функций продажи-закупки.
  • Маркетплейсы типа Яндекс.Маркет. Это по сути агрегатор витрин интернет-магазинов, та же самая «доска объявлений», чуть более структурированная.
  • B2B порталы широкого профиля. Если разобраться, большинство из них ничем не отличается от «досок объявлений».
  • Торговые площадки в том виде, в каком мы их видим в России. Проблема с ними в том, что они ориентированы на результат в виде заключения контракта в соответствии с формальной процедурой, а не на оптимизацию бизнес-функций участников.

keynote: не все то «убер», где есть покупатель и продавец в одном месте. «Убер» то, что обеспечивает эффективное взаимодействие бизнесов/клиентов, а не их сотрудников и ведет транзакции от начала и до конца с минимальным вмешательством человека.

Может ли государство создать «убер»?

Маловероятно. Оно может помочь, как в Китае, смотрите лекцию на видео. Или как минимум — не мешать. Успешный «убер» зарабатывает на успешных транзакциях своих клиентов и в силу этого максимально ориентирован на рост числа и объема этих транзакций. Государство (любое!!!) не любит и не умеет такие вещи делать, зато имеет склонность к регулированию и принуждению, ибо по самой сути своей оно и есть элемент принуждения. Кроме того, государство не приемлет конкуренции с собой, хороший «убер» же должен расти под давлением конкурентов.

Максимум, что может разумно сделать государство — это стимулировать и поддерживать такого рода проекты, использовать по максимуму накопленные ими знания для управления отраслями и не мешать.

Keynote: государство как «уберизатор» в лучшем случае — неэффективно, в худшем — вредно ввиду принципиально разной мотивации и как сущности, и конкретных исполнителей.

Можно ли сесть и придумать «убер» для конкретного сегмента?

Можно. И даже нужно. Результат не гарантирован, но вероятность положительного результата существенно выше, чем вероятность набрести на «убер-идею» случайно.

Что для этого нужно сделать? Видится следующее:

  1. Определить рынок, область, сегмент. Ибо нельзя думать обо всем сразу.
  2. Определить набор «встречных функций». Чаще всего — купить-продать, но тут надо четко сформулировать — а кто кому что продает? Фактически, это и есть более четкое определение рынка, сегмента или области. Реже — «какую информацию концентрируем, откуда ее берем и кому она нужна».
  3. Выделить ключевые роли относительно этих функций и понять их интересы. Чего они хотят в этой функции, что является критерием оптимального ее выполнения? Как «убер» может добавить ценности и более полно соответствовать интересам ролей.
  4. По мере проработки п. 2 и 3 области могут «плыть». Может оказаться целесообразным включить еще какую-то смежную область в рассмотрение, а может — напротив, уменьшить зону. Это нормально.
  5. Понять принципы «стыковки» функций. Критерии «оптимальной сделки».
  6. Сформулировать «убер-услугу» по отношению к ролям, ибо для разных ролей она — разная. И ту ценность, которую она несет. Этот пункт — уже успех.
  7. Посмотреть в рынок, прикинуть как ваш «убер» может его преобразовать, какова модель монетизации, на сколько велика необходимая «критическая масса» убер-клиентов. Проще говоря — где деньги и есть ли они тут вообще?
  8. Взять денег, людей, потратить пару лет жизни и, если все сделаете правильно, будет вам собственный «убер»!

Естественно, прохождение по этому пути требует определенного склада мышления и аналитических способностей, так что если что — . Услуга платная.

И в заключение

«Уберизация» — это тот самый процесс проникновения информационных технологий на все рынки, который должен в корне изменить систему экономических отношений, планирования, производства и потребления. Это не просто локальный тренд, это мегатренд, магистральное направление, стратегическая перспектива.

Концепция повышения эффективности за счет автоматизации внутренних процессов свое уже отыграла, там больше нет существенных резервов для роста. Концепция peer-to-peer взаимодействия информационных систем предприятий без участия человека — не взлетела вовсе, ибо в отрыве от всего рынка таковое взаимодействие особой ценности не несет.

Глядя на то, что происходит в Китае (еще раз отсылаю к видео лекции!), нельзя не заметить, что «уберизация» не просто «взлетела». Она несется на всех парах, катком раскатывая тех, кто еще не понял в чем тут суть. Будь в системе или умри! При этом эта система совершенно добровольная, абсолютно рыночная и беспрецедентно открытая.

С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.

Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.

  • Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
  • Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.

Убер – убирая лишнее

За счет чего убер снижает издержки своих пользователей?

  • создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
  • убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
  • исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов

Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.

Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.

Как работает убер?

Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.

Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.

Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.

Убер и цифровые решения для бизнеса

Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.

Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.

Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией . Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер. Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.

Уберизации хорошо подвергаются следующие виды бизнеса

  • Существующие на широких традициональных рынках.
  • В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
  • В сегменте рынка работает много агентов.

Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.

У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.

Убер – сделай сам!

Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне. Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.

Уберизация отраслей

Уберизация логистики

Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.

Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.

Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.

Уберизация телекома

Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.

Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:

Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) - сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.

Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.

Уберизация автосервиса

Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.

Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.

  1. Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
  2. Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
  3. Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.

На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic . Сейчас он покрывает 300 городов Америки.

В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.

Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.

Uber - международная технологическая компания, которая присутствует в более 360 городах и 66 странах мира. Uber начал свою работу в Москве в декабре 2013 года. На сегодняшний день Uber доступен в семи российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Uber работает в соответстви с законодательством РФ.

Uber - это мобильное приложение, которое соединяет пользователей и водителей. В основе платформы Uber лежат новые технологии, которые позволяют сделать сервис не только доступным, надежным и безопасным, но и создать новые экономические возможности для экономик государств, отдельных секторов промышленности и частных лиц.

СОЗДАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Для партнеров

Мы создаем новые экономические возможности для тысяч людей в каждой стране, где мы работаем. Водители, которые являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, выбирают сотрудничество с Uber по разным причинам. Кто-то хочет иметь постоянный источник дохода, кто-то ищет гибкие форматы работы, совместимые, к примеру, с личными проектами, или дополнительный заработок. По результатам опросов наших партнеров, более 80% из них выбирают сотрудничество с Uber, поскольку хотят быть независимыми. Этот факт наиболее актуален на сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, где все больший упор делается на развитии самозанятости населения.

Технологии, которые лежат в основе работы Uber, позволяют партнеру более эффективно организовать свое время, имея при этом достойный заработок. Система перенаправляет запрос на поездку от пользователя ближайшему водителю. Это позволяет сократить время простоя и холостого хода. В конце 2015 года Uber выпустил ряд обновлений для водительского приложения, которые поддерживают тезис об эффективности:

  • в приложении появилась новостная лента, которая сообщает о важных событиях в городе, карты спроса на поездки с указанием участков с дефицитом водителей, информация о рейтинге и комментариях пользователей в агрегированном виде, а также отчеты о заработках. Все это позволяет водителю эффективнее организовывать свой день и принимать решение о времени выхода на линию.
  • была внедрена функция, которая позволяет водителю за несколько минут до завершения текущей поездки получать информацию о месте подачи автомобиля для следующей поездки. Это обновление позволяет водителю эффективнее планировать будущий маршрут, выстраивая его уже в момент завершения текущей поездки.

Эти технологические решения позволяют партнерам совершать больше поездок в единицу времени и при доступных для пользователей тарифах зарабатывать при этом больше.

Для городов

Uber не принимает к оплате наличные - все транзакции происходят автоматически: они прозрачны и их можно контролировать. Новая контролируемая экономическая деятельность делает вклад в увеличение налоговых поступлений в стране. Деньги, которые мы выплачиваем партнерам за поездки, становятся частью экономики страны.

Благодаря присутствию Uber в странах выигрывают и смежные индустрии, в том числе, производство и обслуживание автомобилей, автокредитование и страхование, среди прочих. Uber заключил соответствующие соглашения с Baidu и AliPay в Китае и с Tata в Индии. Мы уже сотрудничаем со многими российскими компаниями и рассматриваем возможность заключения похожих соглашений новыми местными партнерами в России.

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Экономика совместного потребления - относительно новое явление, однако оно уже успело доказать свою устойчивость и эффективность. Она подразумевает освоение неиспользуемых или недоиспользуемых объектов или ресурсов. По нашим подсчетам, автомобиль является одним из самых неликвидных активов и используется всего на 4% от своих возможностей, а 96% времени стоит на парковке. При этом в среднем до 15% городского пространства мегаполиса отводится на парковочные места.

Uber может повысить эффективность использования личных автомобилей в 4 раза (собственные подсчеты: персональный автомобиль, совершая примерно 2-2,5 поездки в день, перевозит около 4 пассажиров, автомобиль партнера Uber совершает до 10 поездок, перевозя при этом 16 пассажиров в день). Таким образом, такой низколиквидный актив, как личный автомобиль не только повышает свою эффективность, но и становится инструментом для получения дополнительного источника дохода. В сегодняшней экономической ситуации пользу платформы Uber в этом смысле нельзя отрицать.

ТАРИФЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Помимо преимуществ работы платформы для партнеров и экономики городов, описанных выше, нельзя забывать о преимуществах наличия приложения в городе для обычных пользователей.

Тарифы на поездки на Uber понятны и прозрачны пользователю. Пользователь всегда может оценить стоимость поездки перед ее началом через приложение, а оплата происходит только по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность. Тарифы на поездки с момента запуска популярного сервиса uberX в разных городах России не повышались.

Система Uber равномерно распределяет автомобили по городу на основе анализа данных о спросе. Запрос на поездку направляется ближайшему автомобилю. Это позволяет значительно снизить время подачи. В Москве, например, с момента запуска сервиса среднее время подачи снизилось с 10 до около 6 минут в среднем, благодаря чему Uber стал дополнением транспортной системы города и удобной альтернативой существующим способам передвижения. На более зрелых рынках для Uber (США, Китай) среднее время подачи автомобиля может составлять 3 и даже 1 минуту.

Uber уже расширил спрос на услуги своих партнеров - через приложение Uber поездки заказывают не только те, кто раньше пользовался услугами такси, но и те, кто этого никогда не делал, поскольку эти услуги были недоступны или неудобны.

Мы наблюдаем за усилиями региональных властей повысить привлекательность городов для туристов как из России, так и из-за рубежа, и очень высоко оцениваем эти усилия. Платформа Uber, доступная в более 360 городах мира, станет альтернативным способом перемещений по городу для иностранных туристов, путешествующих по России, а также для российских путешественников внутри страны.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность пользователей и водителей - приоритет для Uber. Платформа Uber обладает рядом технологических преимуществ, которые делают вклад в безопасность пользователей и водителей до, во время и после окончания поездки.

ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

  • Пользователям Uber нет необходимости ловить машину на улице - вместо этого можно заказать поездку через приложение и дожидаться приезда автомобиля в помещении.
  • При заказе поездки через приложение Uber система соединяет пользователя с ближайшим к нему водителем. Система распределения заказов не подразумевает каких-либо предпочтений по месту подачи автомобиля или месту назначения.
  • Поездки не являются анонимными. Как только система принимает запрос на поездку, пользователь получает большое количество информации о водителе, в том числе имя, фото, номер и марку машины, а также рейтинг.
  • Кроме того, пользователь всегда может связаться с водителей напрямую через приложение.

ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ

  • Место нахождения автомобиля обновляется в приложении в режиме реального времени. Пользователи знают, где они находятся в каждый момент поездки.
  • Пользователи могут отправить своим близким ссылку на маршрут своей поездки с возможностью наблюдать за передвижением автомобиля в режиме реального времени, а также с информацией об ожидаемом времени прибытия.
  • Оплата за поездки осуществляется автоматически - стоимость списывается с банковской карты, привязанной к приложению. Это позволяет снизить риск споров по поводу стоимости поездки, избавляет от необходимости носить наличные и исключает возможность неоплаты поездки. Безналичная оплата является существенным преимуществом для водителей-партнеров: наличие больших сумм наличных денег делает их потенциальной мишенью для злоумышленников.
  • Технология GPS позволяет оценить эффективность выбранного маршрута для каждой поездки. Это мотивирует водителей более ответственно выбирать маршрут и существенно повышает качество сервиса.

ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

  • Система рейтингов. Пользователи и водители-партнеры ставят друг другу рейтинг после каждой поездки и могут оставить отзыв с комментариями.
  • Эффективная служба поддержки. В случае, если у пользователей или водителей-партнеров возникают вопросы по деталям поездки или по работе сервиса в целом, они могут связаться со службой поддержки по адресу support@сайт, которая всегда готова предоставить необходимую информацию.

КАК ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ ВКЛАД В ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Существует прямая зависимость между работой Uber в городах и сокращением количества случаев вождения в нетрезвом виде. По оценкам исследователей из университета Temple University, доступность приложения Uber в различных городах Калифорнии снизила количество смертельных случаев, связанных с вождением в нетрезвом состоянии, примерно на 5%.
  • Uber в США стал партнером организации Mothers Against Drunk Driving (MADD). Целью партнерства является привлечение внимания к проблеме вождения в нетрезвом состоянии и информирование общественности о доступных альтернативах.


Поделиться