Умные мысли о воспитании детей. Цитаты о семье и детях

"Известно, в мире все лишь суета сует: Будь весел, не горюй, стоит на этом свет. Что было, то прошло, что будет - неизвестно, - Так не тужи о том, чего сегодня нет. " Рубаи Омара Хайяма

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Стремление повысить уровень собственной педагогической культуры, овладеть знаниями, умениями и навыками в этой сфере. Желание применять собственный педагогический опыт для воспитания детей, для развития их творческих, умственных и социальных способностей.

Увлечения: отдых на море, рыбалка

Регион: Москва

Место работы: Гимназия 1591 СП 1693

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж. Руссо)

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира.

(Д.И.Писарев)

Дети - не только счастье наше,
Дети - не только заразительный смех,
Они и природные учителя наши,
Что преподносят нам большой успех.

Они наши пытливые почемучки -
Их интересует всё в жизни этой.
Задают нам вопросы, разводя ручки,
Почему сейчас зима, а не тёплое лето?

Почему слон такой большой и серый,
А собачка маленькая и лает?
Почему сахар у нас такой белый,
Почему так, в нашей жизни бывает?

Мы объясним им доходчиво, грамотно,
Если есть что у нас за душой,
Обсуждаем их вопросы многогранно,
Вкладывая в них свой опыт большой.

О себе

Я – любящий человек! Я люблю детей. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая детей этому прекрасному в мире чувству. «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.» (Л. Н. Толстой). В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям.

Я – созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Мне дана возможность «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!

Я – Воспитатель!!! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе сними. Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Каждое утро приходя на работу я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в других – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

  1. "Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях." Лев Толстой
  2. "Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. " Теодор Рузвельт
  3. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головою овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье." К. Ушинский
  4. "Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого". Марк Твен
  5. "Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки." Ф.Углов
  6. "Всякий праздный гражданин является вором." Ж-Ж. Руссо
  7. "Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами".
    Бенжамин Франклин
  8. "У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим." Ж.-Ж.Руссо
  9. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет." К.Д. Ушинский
  10. "Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером." А.-О. Джумсаи
  11. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов." Ш. Монтескьё
  12. "Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Л.Н. Толстой
  13. "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л.Н. Толстой
  14. "Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного суда и контроля, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую «любовь». Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах преподносится так называемая валеология, в «спецкружках» - половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Они не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Но если же он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то вступая в брак, они оказываются не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня, точнее, откровенных измен."
    А.И. Осипов
  15. "Говорят, что несчастие хорошая школа. Может быть. Но счастие есть лучший университет."
    А.С. Пушкин
  16. "Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом."
    Ян Амос Коменский
  17. "Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики."
    А.С. Макаренко
  18. "Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость"
    Ж.-Ж. Руссо
  19. "Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности."
    В.А. Сухомлинский
  20. "Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие."
    В.А. Сухомлинский
  21. "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."
    К.Д. Ушинский
  22. "В наши дни в мире происходит бескомпромиссная борьба за души людей, прежде всего за души юношества."
    В.А. Сухомлинский
  23. "Несчастье – лучший учитель. В несчастье можно многому научиться, узнать цену деньгам, цену людям."
    Бальзак
  24. "Во многих рождается отвращение к учению оттого, что выговоры в устах иных учителей походят на явную ненависть."
    Квинтилиан
  25. "Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки."
    Арт-Онг Джумса, " Руководство для учителей"
  26. "От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа"
    Дж. Локк
  27. "В воспитании нет ничего ничтожного"
    Н. Пирогов
  28. "Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни."
    И.С. Тургенев
  29. "Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание."
    Кант
  30. "Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста"
    A. Эйнштейн
  31. "Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов"
    С. Смайлс
  32. "Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь."
    Ф.М. Достоевский
  33. "Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков"
    В.А. Сухомлинский
  34. "История - это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины"
    Цицерон
  35. "В деле воспитания Антисфен основным методом считал личный пример учителя. В отличие от большинства античных философов он высоко оценивал воспитательную роль труда, приводя в пример Геракла и его трудовые подвиги. По его мнению, блага человека должны быть результатом его личного труда. Высоко оценивал Антисфен воспитание привычки к преодолению трудностей, замечая, что трудности похожи на собак, они кусают лишь тех, кто к ним не привык. Отсюда и обязательное условие воспитания - закаливание, привитие стойкости, презрения к роскоши, умение переносить лишения, физические неудобства."
    Пискунов А.И., "История педагогики и образования"
  36. "Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества"
    Цицерон
  37. "Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели" Н.И. Пирогов
  38. "В воспитании нет ничего ничтожного" Н.И. Пирогов
  39. "Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает." Э. Бомбек
  40. "Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв." П. Буаст
  41. "Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, а тягота, ужас." А.П. Чехов
  42. "Глубоко внутри человека дремлют силы – мощь, которая способна потрясти его воображение, об обладании которой он никогда не мог и мечтатъ, такие силы, которые могут полностью преобразовать всю его жизнь, если их организовать и впрячь в работу"
    Марден
  43. "Попутно интересно указать еще на несколько афинских правил «хорошего тона» для детей, принадлежащих к состоятельному обществу. Запрещалось говорить в присутствии взрослых (допускались только ответы на вопросы), запрещалось вообще говорить громко, при ходьбе на улице запрещалось смотреть в лицо прохожим и так далее"
    Жураковский "Очерки по истории античной педагогики"
  44. "Понимаешь, Юань Ло? - сказал Учитель. - Отныне, кого бы ни наказывали, будешь наказан и ты... Правда, в два раза сильнее. Я хочу показать тебе, что такое бремя ответственности. Ты должен делиться
    со своими братьями и сестрами своими радостями, но в то же время и разделять их тяготы."
    Джеки Чан
  45. "... Дисциплина лучше, когда она исходит из внутреннего импульса. Для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы у ребенка или у юноши было стремление (ambition) достичь чего-то сложного и воля совершать усилия для достижения этой цели. Такое стремление обычно вырабатывается кем-то из окружающих. Таким образом, даже самодисциплина зависит, в конечном счете, от стимулов воспитания."
    Б.Рассел
  46. "Я думаю, что невероятная привязанность ребенка к какому-либо одному человеку довольно часто является признаком того, что что-то неладно. Такая привязанность может возникнуть к одному родителю, если другого родителя не очень любят, или к учителю, если не сложились отношения с обоими родителями. В общем это – следствие страха: предметом привязанности является только та личность, которая дает чувство безопасности. Но сама привязанность такого типа в детстве – нездоровое явление. Если такая привязанность существует, то смерть любимого человека вдребезги разбивает жизнь ребенка. Даже если внешне кажется, что все хорошо, каждая последующая любовь будет переживаться с чувством ужаса. Муж (или жена) и дети будут окружены чрезмерной заботой и будут восприниматься бессердечными, когда они будут просто жить своей собственной жизнью. Родители, следовательно, не должны чувствовать удовольствия, если станут предметом такой привязанности. Если ребенок в целом счастлив и имеет дружеское окружение, он без больших трудностей переживет боль любой потери, которая может с ним случиться. Воля к жизни и надежда будут достаточными, чтобы обеспечивать нормальные условия для роста и счастливой жизни."
    Б. Рассел
  47. "Понимаете, в чем дело: растут дети. У меня сын тогда был маленький. Сейчас появился второй. И пацанов - мне их воспитывать. Ему говоришь: «Тренируйся!» - а сам на диване лежишь? Или: «Сынок, не пей!» - а сам пьешь? «Не кури!» - а сам куришь? «Не груби маме!» - а сам ее матом? Больше всего я хочу, чтобы меня дети понимали. Кроме семьи, ничего нет. И у вас, и у всех. Когда случается что-то из ряда вон и остаешься один, тогда понимаешь. Вопрос по большому счету в выживании. Я понимаю, что рано или поздно буду старым. Тренируюсь, чтобы момент оттянуть. И детей воспитываю так, чтобы, когда буду совсем уж плох, кто-то воды принес по-любому."
    Сергей Бадюк
  48. "Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой." М. Ю. Лермонтов

Недавно я перечитывал «Исповедь» Руссо и, закрыв книгу, задумался: можно ли назвать «учителем жизни» того, кто так плохо справлялся с обустройством своей собственной жизни? Этот уроженец Женевы оставил карьеру ремесленника, которая могла бы принести ему благоденствие, и посвятил себя сочинительству, которое так и не сделало его счастливым. Он бросил своих пятерых детей. Был робким, обидчивым, часто стыдился самого себя, постоянно боялся кому-то не понравиться и совершенно не умел, как мы бы сейчас выразились, «себя поставить». Его эмоциональная зрелость так и осталась под большим вопросом: жену он называл «тетушкой», а любовницу – «мамочкой». Не паханое поле для психоаналитика! В довершение всего в 45 лет его подозрительность и уязвимость обернулись манией преследования. На протяжении двадцати лет он считал себя жертвой заговора собственных друзей.

Учиться жизни у Руссо? Может, лучше пожалеть его? И все же… Его слабости и ошибки были обратной стороной чувствительности – черты характера, которая в нем была развита до предела. Чувствительные люди в наше время могут казаться нелепыми, манерными, наивными и даже глуповатыми, а между тем, настоящая чувствительность – редкое и драгоценное качество. Она – необходимое условие совестливости и восприимчивости, непосредственности и умения сопереживать. Согласимся, этому стоит поучиться.

Его даты

  • 28 июня 1712: родился в Женеве. Мать умерла через 10 дней. Его воспитывали отец и тетушка, потом дядя.
  • 1724-1725: в обучении у нотариуса, затем у гравера.
  • 1728: первая встреча с госпожой де Варанс; работает ее секретарем. Она становится для него матерью, другом и любовницей.
  • 1742: учит музыке и копирует ноты; знакомится с Дидро и энциклопедистами.
  • 1745: сходится с неграмотной белошвейкой Терезой Левассер; она родила ему пятерых детей. Всех их поместили в приют.
  • 1750: пишет «Рассуждение о науках и искусствах», которое выиграло конкурс эссе, объявленный Дижонской академией наук.
  • 1756: начинает работать над «Новой Элоизой».
  • 1757: начало размолвки с Дидро и его друзьями.
  • 1762: напечатаны «Общественный договор» и «Эмиль».
  • 1766: начинает писать «Исповедь».
  • 2 июля 1778: умирает в Эрменонвилле.
  • 1794: останки Руссо перенесены в парижский Пантеон.

Ключи к пониманию

Быть – значит чувствовать

Именно чувства позволяют испытывать настоящую радость от собственного существования. Родившийся в век рационализма, Жан-Жак был счастлив только тогда, когда что-то заставляло его волноваться, содрогаться от ужаса или восторга, воспламеняться или приходить в ярость. Сильные чувства давали ему ощущение резонанса с самим собой, и он неоднократно признавался, что «упивается» ими. За этими переживаниями стоит не только культ своего «Я»; это еще и определенный способ бытия в мире, делающий человека доступным для иного.

Слияние сердец

Для Руссо с его романтическим переживанием мира «жить – значит любить». Другие люди часто вызывают у него умиление, он ищет близости с ними. «Любовь и дружба – вот два кумира моего сердца». Отсюда и его неприязнь к конфликтам и спорам: «Я не могу ненавидеть».

Естественное воспитание

«НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖИЛ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАСЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ЛЕТ, А ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ЧУВСТВОВАЛ ЖИЗНЬ».

Врожденная, природная доброта наиболее отчетливо присутствует у ребенка, и уже поэтому ребенок ближе всего к идеалу Руссо. Кроме того, «у ребенка свое, особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Задача воспитателя – оградить детей от влияния неверно устроенного общества и вырастить в уединении гармоничную личность, а для этого сначала воспитывать чувства, а уж потом разум.

Потребность верить

Протестант, затем католик, затем снова протестант-кальвинист, Руссо отличался известной антиклерикальностью и уж никак не был любителем теологических споров, но чувствовал глубокую потребность верить. «Внутреннее чувство» убеждает нас в существовании Бога, и для «сердечной веры» в него не требуется ничего, кроме искренности и умения молиться, не повторяя готовые формулы, а созерцая природу, непосредственно говорящую нам о Создателе. Личная, теплая, толерантная религия, в основе которой – восхищение миром.

Вкус к простым вещам

Руссо сторонится пышности, суеты, салонов и светских бесед, а к деньгам относится свысока: «Ни одна из моих главных склонностей не имеет отношения к вещам, которые можно купить». Что же он любит? Спокойную скромную жизнь, деревню, простую пищу, музыку, пение, чтение книг, прогулки, одиночество. Предпочтения, манящие многих из нас в XXI веке с его суетой и скоростями, манией эффективности и сверхпотреблением, оторванностью от природы…

Об этом

Книги Жан-Жака Руссо

  • «Юлия, или Новая Элоиза», Художественная литература, 1968.
  • «Педагогические сочинения», Педагогика, 1981.
  • «Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве», АСТ, 2004.

Дети, чаще всего, заболевают не от вирусов, а от неблагоприятной атмосферы в семье.

. «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим» (Ж.-Ж. Руссо).

. «Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы» (А. Моруа).

. «Рано или поздно мы все начинаем цитировать наших матерей» (Б. Уильямс).

. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто- нибудьдругой» {А.П. Чехов).

. «Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело» (Августин).

. «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» (Э. Селсдон).

Три способа «испортить» ребенка:

1. Видим, что он ведет себя плохо и безответственно, и не реагируем подходящим способом.

2. Делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам.

3. «Вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.

Парадокс: сначала ребенка учат ходить и говорить, потом — сидеть и молчать.

Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить.



Поделиться