Унижение - это что такое? Доминирование и подчинение.

В данном материале речь пойдёт о механизме подчинения и личностного доминирования. Рассмотрим простые приёмы, которые неоднократно совершенно непроизвольно применяли мы, устанавливая над кем-то личностное доминирование. А также которым неоднократно подвергались мы, становясь, казалось бы при высокой собственной уверенности, робкими котятами.
В данном разделе мы не будем копать недра психологии и углубляться в теорию, а сразу перейдём к рассмотрению конкретных жизненных ситуаций и к рассмотрению конкретных способов и механизмов установления доминирования.

Замечали ли Вы, что будучи вполне коммуникабельным человеком, с уверенностью в себе, смелым, гордым и даже порой дерзким, но при общении с некоторыми людьми (причём людьми далеко не президентского статуса) ощущаете робость, стараетесь аккуратно вести разговор и задавать вопросы, боитесь отказать или поспорить (хотя у Вас в этом богатый опыт), короче ощущаете себя ягнёнком перед волком. У вас даже голос меняется, явно понижаясь или повышаясь в тоне, а стиль разговора становится не свойственен Вам. Если ДА, то значит, Вы общались с доминирующими личностями.

Доминантами в общении, как правило являются люди:

  • Явно превосходящие собеседника по физическим способностям, например спортсмены. Кстати, из спортсменов наиболее сильными доминантами в общении являются мастера боевых единоборств (восточные единоборства, бокс, кик-боксинг, борьба). Даже без уведомления собеседника о спортивных титулах, статная выправка бойца, стойкий тонус мышц лица, непроизвольно проскакивающие резкие движения и координированная походка, на тонком подсознательном уровне намекают о мощи и потенциальной опасности такого собеседника. Также доминирующая роль, правда в меньшей степени, чем у бойцов ощущается у атлетов командных игр и «борцов с дистанцией, гравитацией и временем». Практически не стоят в этом списке культуристы (имеем в виду не спортсменов соревновательного уровня, а рядовых водянистых стеройдных пареньков), так как значительную долю людей в это увлечение (больше чем в другие виды спорта) приводит наличие скрытых комплексов и усталость подвергаться постоянному доминированию со стороны сверстников.
  • Вышестоящие должностные лица, от которых зависит уровень и стабильность Вашего дохода. Тут без комментариев, ибо кто платит тому и подчиняемся.
  • Люди более высокого социального статуса (владельцы бизнеса, высокопоставленные лица государственных структур, руководители топ-уровня). Даже без уведомления собеседника о статусе, дорогие часы, одежда и автомобиль говорят о наличие финансовой обеспеченности и соответственно его возможной силе и влиятельности.
  • Люди с криминальным прошлым и/или настоящим.
  • Люди с боевым опытом (гражданским, уличным или военным)

Следует отметить, что способности перечисленных групп к доминированию подкрепляется выработанными у большей части аудитории стереотипами подкреплённых массовыми показами фильмов и сериалов с возведение в вершину авторитета «безбашенных бойцов», бандитов, «мужиков с бабками» и т.д. А обычного честного человека с возведением в верх беззащитности и бесправности, тем самым запугивая и давая установку на подчинение.

Также доминирующее положении занимают люди сумевшие произвести впечатление лидера, и происходит обычно это в первый час общения.

Подчинение за час общения.

Приведу пошаговую инструкцию по подчинению человека и установления над ним доминирования. В том или ином виде данные действия применяют руководители, особенно при заступлении на должность, байеры крупных торговых компаний при разговоре с представителями потенциальных поставщиков и просто потенциальные лидеры дружеских коллективов.

Наиболее просто потренироваться в плане данного эксперимента с человеком малознакомым, или знакомым, но не лучшим другом с которым вы съели вместе «пуд соли». Потенциальным подчинённым является человек с полной головой молчаливых раздумий, неопределённости и непревосходящий Вас не по социальному статусу не по уровню заработка, не по физическим возможностям. Первый час общения играет основную роль.
Если такой знакомый есть, то при построении разговора с ним…:

Метод полочек жизни
Поймайте своего потенциального подчинённого, (т.е. собеседника) на какой-либо не опытности и неопределённости, лучше не в плане профессиональной компетенции, а в плане рутинных житейских проблем. (типа: «встречаюсь с одной, живу с другой - жениться или разводиться???» ; «досталось наследство - тратить или продавать???» ; «ищу работу - лучше з/п поменьше но по проще работа, или выше з/п, но сложнее???» и т.д.)

Вообразите себя в роли умудрённого жизнью и опытного «бойца» и грамотно и аргументировано разложите проблему по полочкам, выделите все плюсы и минусы, предоставьте их на выбор, дав мудрое напутствие типа: «Я своё мнение высказал, а дальше решать тебе»

Метод замены «-» на «+».
Заранее наведите справки о каких-либо конфликтах (лучше не крупных конфликтах) вашего собеседника (потенциально подчинённого) с кем-либо и при общении плавно перевидите тему на конфликт с недоброжелателем собеседника и внимательно выслушайте.
А после согласитесь и поддержите собеседника, но выступите также справедливым адвокатом и прокурором в одном лице, попытайтесь частично оправдать недоброжелателя собеседника, расскажите (можно и выдумать и приукрасить) о собственных подобных ситуациях, деликатно обвините в конфликте мнительность и эмоциональность собеседника. И предоставьте на выбор положительные и отрицательные моменты обсуждаемой ситуации, дав мудрое напутствие типа: «Всё таки страшного ничего тут нет, жизнь продолжается, у меня тоже такое было и типа жив, в жизни всякое бывает»

При применении приведённых методик, как примеров, постарайтесь искренне стать интересным и приятным собеседником для вашего потенциально «подчинённого».
Если всё прошло успешно и Ваш «новый друг» решит дальше «исповедоваться» Вам о своих житейских проблемах, то, совершенно не замечая этого, он будет попадать в сети вашего доминирования.
Логичный напрашивается вопрос: «Если таким образом сложились доверительные беседы, то почему возникшие отношения нельзя назвать обычной дружбой? И причём тут доминирование и подчинение?»
А притом, что в данной ситуации возникнет дружба «неопытного мышонка и мудрой совы» , могущей мышонка съесть. Далее можно «подзатянуть гайки» , позволить себе периодически грубить на подчинённого человека, навязывать свои убеждения «подчинённому» человеку, втягивать в коммерческие проекты (даже авантюрные) с ведомой ролью вашего друга и даже грубить на него, правда, далее извиняясь, мотивируя грубость следствием усталости, озабоченности и депрессии. Подобным образом в коллективе появляются лидеры и ведомые члены - подчинённые.

Метод "Я начальник, ты дурак"
Потенциальный будущий руководитель с умным видом слушает Ваш рассказ, огибая своим взглядом затылок, потом произносит слово: «Достаточно!». Далее спокойным монотонным голосом начинает задавать вопросы по нарастающей увеличивая их давление на Вас.
Сначала вопросы с просьбой рассказать о конкретных моментах работы на прежних местах и о причинах ухода с неё.
Далее: если Вы обоснованно ответили на предыдущие вопросы, то начинает расспрашивать Вас об алгоритмах той профессиональной области, типа: «Каким образом Вы будете решать такие, такие и такие задачи???»
Если Вы методом логики находите ответ, то вопросы ужесточаются и начинают предполагать ответы в виде определений из дебрей экономики, маркетинга и технологии. Притом, когда Вы не отвечаете на поставленный вопрос, то «руководитель» доходчиво сам даёт ответ, тем самым подчёркивая свою ценность и превосходство в данном месте и Вашу неопытность.
Такой метод безотказно действует, так приходя на трудоустройство Вы и так чувствуете себя в нижней плоскости, а душевное трепетание и напряжение для ответа на поставленный каверзный вопрос уже снизводит Вас в плоскость фактического подчинённого, а потенциального руководителя возвышает в статусе, как относительно Вас, так и абсолютно, поднимая его самооценку.

Поскольку речь идёт о собеседовании с потенциальным будущим руководителем при трудоустройстве, то по статистики WEB-опросов ряда респондентов разного профессионального уровня, проходивших интервью в ряде организаций, причём организаций не относящихся к списку сомнительных работодателей, а заинтересованных в найме специалистов. Была выведена средняя результативность:

  • Если не смогли ответить на поставленные каверзные вопросы, то был получен отказ в трудоустройстве как недостаточно профессионального кандидата, (если, конечно, не вёлся приём на работу низкоквалифицированным рабочим или мебельным интерьером).
  • Если Вы с лёгкостью и уверенностью ответили на первые два-три вопроса, а далее осекли интервьюера за нецелесообразность беседы, некорректность вопросов. Вероятнее всего за это последует отказ, причина отказа будет крыться в дерзости и трудной управляемости такого кандидата.
  • Если степень ответа на поставленные вопросы составила от 30% до 80% (выше вряд ли будет), а манера ответа была как в институте на экзамене. То именно это то что надо большинству наёмных линейных руководителей и руководителей среднего звена.

Как не попадать под доминирование

Самый действенный и оптимальный способ защиты от психологического доминирования - стать сильной личностью с большим удельным весом в обществе. Но если это всё только в перспективных планах и мечтах, то частое попадание под психологическое доминирование других личностей может существенно отодвинуть Ваши запланированные сверх цели. Следуйте ряду простых рекомендаций:

  • Меньше помните о своих житейских и профессиональных неудачах (если такие были, а их не может небыть), дабы неудачи были и есть у каждого, а помните и как можно чаще прокручивайте в голове Ваши заслуги и достоинства, ибо это и придаст Вам цену. А человека знающего себе цену тяжело подчинить.
  • Старайтесь никому не показывать свои проблемы и житейские неопределённости, за исключением проверенного друга или близкого человека, с которым в психологическом плане у Вас долгие и комфортные отношения. Для всех остальных создавайте впечатление только успешного и непоколебимого человека, пускай даже в действительности все не совсем так.
  • При разговоре с психологически сильной личностью, т.е. потенциальным доминантом над Вами, не направляйте взгляд в пол, уводите разговор от активных дискуссий.
  • Если чувствуете, что Ваши психологические позиции слабы в сравнении с собеседником, то мысленно представьте вокруг себя светящееся кольцо или упругий светящийся кокон, стенки которого не пускают и как бы отталкивают доминанта. Также очень полезно пропевать про себя какую-нибудь понравившуюся песню, желательно динамичную композицию.
  • Разрушьте кажущуюся авторитетность собеседника, заметив в нём какое-то несовершенство, либо узнав заранее, например о неудачном для него исходе какого-либо конфликта, трусливое поведение в какой-либо ситуации. Как пример: если авторитетный собеседник (потенциальный доминант) в настоящее время владелец небольшого бизнеса, то установление факта, что открытие и налаживание его дела принадлежит не ему, а отцу, быстро сравняет ваши плоскости общения.
  • Вне зависимости от статуса собеседника старайтесь находиться с ним в одной плоскости и помните, что как перед Богом, так и по конституции все люди равны, а насильственное установление над кем-либо доминирующего положения является преступлением.
  • Не общайтесь в конце концов с человеком подчиняющим Вас и психологически подавляющим (если это явно), пускай даже он для Вас полезен. Ибо эта полезность выйдет для Вас дороже вследствие подавления Ваших личностных свобод, здравых амбиций и самооценки.

Во все времена мужчина считался главным и позиционировал себя как завоеватель, вождь и добытчик. Исторически сложилось так, что женщине присваивалась второстепенная роль хранительницы очага. Именно поэтому женщина во все времена подчинялась мужчине, что порой приводило к угнетению ее достоинства и прав. Но, к счастью, в современном мире равноправие, за исключением исламских стран, и у всех одинаковые права и возможности. Но, порой, очень важно знать все тонкости подчинения мужчине. Давайте узнаем о них подробнее.

Мужчина, склонный к подчинению

Как принято, мужчина – глава семейства, но сейчас можно найти очень много экземпляров, которые готовы «прогибаться» под женщину. Обычно, это происходит потому, что мужчина слаб характером и над ним начинает доминировать женщина, что не свойственно ей. Очень часто такие отношения заканчиваются тем, что пара просто распадается, ведь женщина, по своей натуре, слабая и нуждается в поддержке, ей тяжело быть опорой. Если женщина начинает доминировать, то она всякими способами будет стараться унизить мужчину, проверить на прочность и силу характера. Такое приводит только к ссорам, скандалам и разрыву.

Мужчина, склонный к подчинению, никогда не сможет реализовать свои планы и идеи, поэтому если женщина сама по себе сильная натура и у нее темперамент командира, то подкаблучник как раз для нее. Его можно воспитывать, манипулировать и переделывать под себя или свои желания, но, в конце концов, все закончится плачевно, ведь все женщины подсознательно хотят чувствовать сильное плечо и каменную спину, за которой можно спрятаться от всех проблем.

Рассказы о подчинении мужчине

Анна, 34 года

«Когда мне было 21 я вышла замуж за мужчину, который был из Египта. Соответственно, говорить о вере не стоит. Я не имела права голоса, права заниматься тем, чем я хотела бы. Мне было страшно даже сказать ему, что я хочу встретиться с подругами. Одно время я была покорной женой: готовила, исполняла все прихоти, но это быстро надоело. Чувствовать себя птицей в клетке и повиноваться каждому слову очень тяжело. Через 2 года такой жизни я оказалась в больнице с нервным срывом, а в последствии был развод».

Маргарита, 27 лет

«Со своим мужем я познакомилась еще в 18 лет в институте. Тогда он мне показался просто милым мальчиком, возможно бесхарактерным. Но потом я убедилась, что если советоваться с человеком, учитывать его мысли, решения, в некоторых случаях уступать, то он ответит тебе тем же. Как женщина, советую всем быть немного мудрее, лучше где-то уступить, и этим же дать мужчине понять, что его уважают».

Полное подчинение мужчине

Если говорить о полном подчинении мужчине, то лучше всего спрашивать это у женщин Востока. Все знаю о суровых законах Корана для женщин. Для современных девушек эти законы кажутся совершенно непонятными и даже рабовладельческими, но если поговорить со многими, то можно убедиться в том, что самые крепкие браки как раз у пар на Востоке. «Если женщина уважает и подчиняется мужчине, то ее уважает весь мир» - это изречение из Корана. Полное подчинение мужчине предусматривает полный контроль действий с его стороны. Так же, мужчина в таком случае, сам принимает все решения, не ставя женщину в известность.

Для многих это может показаться дикостью, но факт остается фактом. В любом случае, каждая пара сама вправе выбирать свою роль друг перед другом.

Мужчина и женщина — женские манипуляции: видео

Елена Гордина специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники

Что такое унижение? И почему мы так часто в современном мире чувствуем себя униженными? Когда шеф на вас орет - это унижение или условия работы? Когда муж приходит домой утром и с запахом чужой постели - это унижение или суровая реальность, под названием семья? Когда соседка выливает помои на коврик у двери - это унижение или просто отношения между соседями? А унижение - просить милостыню на улице? И чем тогда оно отличается от просьбы повысить вам заработную плату у шефа?

Некоторые считают унижением попросить о помощи даже друзей, а зато другие не считают унижением приставать ко всем знакомым и не знакомым с просьбами о помощи.

Унижение ли, жить с нелюбимым человеком и терпеть с ним секс, из-за …ну, например, из-за иллюзии под названием «семья для детей»? А унижение ли встречаться с женатым, но зато с любимым мужчиной?

История первая. Реальная. Имена изменены.

Катя работает в приличной компании и с вполне приличной заработной платой. У Кати есть хозяйка бизнеса, «барыня», которая может наорать просто так, ну потому что ПМС или каблук у сто первых сапожек отвалился. Катя считает, что нет ничего такого, в том, что на нее время от времени «барыня» срывает лайку и чувствует себя вполне комфортно. Когда на нее орут, она виновато прячет глаза, принимая правила игры.
А вот Ольга работать в подобной компании не стала. После первого же истеричного выпада директрисы, Ольга написала заявление об увольнение со словами «Я человек и не позволю меня так унижать не за какие деньги».
«от автора статьи » …на меня тоже недавно орали просто так, вот сижу и думаю, унижение это или нормальная рабочая ситуация? И тогда до какого предела можно терпеть «нормальную рабочую ситуацию» - до плевка в лицо? До вылизывания сапог?

История вторая. Реальная. Имена изменены.

Антон любил Галю. Галя любила Антона. Они жили вместе счастливо, но не долго, потому что Галя узнала, что Антон кроме нее еще любит и Ларису. И выгнала Антона на все четыре стороны. Потом она долго переживала и плакала и до сих пор не счастлива в личной жизни.
А вот Маша знает, что ее Сергей иногда похаживает «на сторону», но унижением это не считает. Маша счастлива и любима и не плачет ночами.
«от автора статьи» …в свое время я такого гуляку выгнала, а может, и не надо было? Разве это унижение, когда твой любимый мужчина любит еще одну (или несколько) женщин?

История третья. Реальная. Имена изменены.

Купи мне шубку! Ну, купи мне шубку! И шапку! И трусики! - Люда выпрашивает для себя обновки у мужа буквально на коленях. А когда он ей что-нибудь покупает, то она довольная бежит и хвастается подругам « а мне муж вот что купил!»
А вот Алиса вообще ничего у мужа не просит, так как считает, что просить для себя подарки унизительно. Алиса сама покупает себе все, что хочет или, на что хватает денег.
«от автора статьи» …однажды я попросила любимого мужчину купить мне цветы, и мне это показалось унижением. И когда он их так и не купил, я почувствовала себя еще более униженной и с тех пор покупаю их себе сама.

Так что же такое унижение? Получается, что унижение- это только ВАША РЕАКЦИЯ на происходящее вокруг. Получается, что человека с чувством собственного достоинства унизить невозможно, потому что он этого просто не допустит?! Или потому что ему УЖЕ просто пофиг?!

Ну, а унижение, получается - это растоптанная гордыня, или я не права?

Комментарии:

Я сейчас читаю книгу Анатолия Некрасова «Живые мысли». Правда только начала, поэтому еще не совсем сильна в этом вопросе. Сейчас просвещаюсь по поводу наших страданий. Человек в принципе не должен страдать!!! Все эти слова, что страдания в нашей жизни неизбежны, придумали люди, вернее кто-то их придумал для нас, чтобы мы были послушными и просящими. Я думаю, наполненный настоящей любовью и мудростью человек не привлечет в свою жизнь неприятные ситуации. Муж нагло изменяет - значит это не твой человек, в шею гнать такого, хотя во многом женщины сами виноваты. Если вся жизнь наполнена унижениями и страданиями, значит нужно пересмотреть свою жизнь. Изменить образ жизни, мышление, сознание - и счастье придет. Лично я работаю над этим!

Человек в принципе не должен страдать!!! Все эти слова, что страдания в нашей жизни неизбежны, придумали люди, вернее кто-то их придумал для нас, чтобы мы были послушными и просящими

Sveto4ka, я думаю, что тут Вы вместе с Анатолием Некрасовым ошибаетесь. Если бы неприятную ситуацию можно было бы просто не привлекать, то, поверьте, ее бы никто не привлекал, потому что неприятные ситуации никому не нужны. Оглянитесь вокруг: сколько агрессии в нашей жизни, войны, болезни наших близких. Не страдать, это значит не замечать всего этого, быть равнодушным, жить только своими маленькими радостями в своем закрытом мирке. Но люди, которые так живут, это овощи, а не люди. Страдания в нашей жизни действительно неизбежны. Но страдание страданию рознь. Можно страдать за себя, а можно и за ближнего. И если вы наполнены настоящей любовью, вы обязательно будете страдать. Вот тут я согласна с мыслью Достоевского, что счастье надо выстрадать. Светом солнца и красотой мира больше насладится тот человек, который полжизни был слеп, а потом прозрел, нежели тот который от рождения был зрячим.

Что касается статьи, тема интересная. Но мне кажется, что тут все просто. Все зависит от того, насколько человек считает для себя возможным приспособиться к той или иной ситуации. Сможет ли он перебороть обстоятельства или же обстоятельства ломают его. У каждого своя планка. Здесь никак нельзя никого осудить, потому что у каждого в жизни свои приоритеты. А навязывать их не стоит никому, выбор всегда должен быть свободным.

Соглашусь с позицией Natali_99, все мы разные, для одного одна ситуация покажется вполне нормальной, переступит и дальше пойдет, а для другого это крах.

Каждый человек должен для себя сам понять, что такое унижение.

Ну я тоже не могу не согласиться с тем, что у каждого своя планка, но знаете… Я вот для себя иногда не могу ее определить, «нет плохих и хороших вещей, есть наше отношение к ним». Вот и я иногда по-разному пытаюсь на ситуацию посмотреть. С одной стороны ситуация абсурдная, а я ее понять могу и для меня это уже унижением не кажется.

Расскажу на своем же примере.

Есть у меня друг детства, который вечно в каких-то стерв влюбляется и встречается, а когда его пассия очередной раз что-нибудь вымочит - идет ко мне поплакаться. У нас очень хорошие отношения секса никогда не было, он говорит, что у него самые теплые ко мне отношения и раз было такое, что он меня уговорил начать с ним встречаться. Мы провстречались неделю, все вроде хорошо, но я не чувствовала к нему ничего особенного и это меня беспокоило… а потом он пропал на пару дней, не звонил, не писал… я сама решила позвонить и спросить его в чем же дело. Нормально начался разговор, а потом я его прямо спросила: «Ты с бывшей помирился?» Он мне прямо ответил: «Да» неприятно, конечно было, но я его поняла правильно и даже не обиделась на него, у нас по прежнему хорошие отношения и он ко мне так же приходит поболтать, поплакаться, когда нужно… я очень самолюбивый и обидчивый человек, но я это унижением не посчитала, я не захотела терять друга, а попыталась его понять.

Унижаясь, мы становимся мудрее.[Эдмунд Бёрк].

Тема «униженных и оскорбленных», маленького человека давно интересует психологов, писателей… Хорошо, что вспомнили Достоевского. Ведь именно он пытался вывести человека из «подполья».

А если набрать «унижение» в яндексе…

Унижение женщин, мужчин, в школе, в детстве - не буду перечислять, что комп мне выдал.

Наверное, важно отношение человека к ситуации… если унижение произошло. Надо забыть, не думать, отвлечься, развеяться. Если постоянно держать в голове, пытаться анализировать - можно с ума сойти. Опять-таки в Википедии пишут, что унижения приводят к неврозам и другим психическим заболеваниям.

Cчитаю, что унижение - это когда ты чувствуешь себя выше кого-то, и не скрывая, демонстрируешь это. Вот это унижение. И когда муж тебе изменяет, но ты об этом не знаешь, то это не унижение. Значит он считает ТЕБЯ выше себя, и уж тем более лучше той, с которой он(по-любому)тебя сравнивал в постели. А если изменяет в открытую- само собой это демонстрация унижения к тебе как к женщине, любимой, дорогой, единственной. Те, кто идут на расследование измен супруга сами себя унижают - заранее считая себя ниже…

униж ение сам корень слова говорит, НИЗость«поставить в низкое положение» «оказаться в низком положении». Но кто оказался «НИЖЕ»...? Тот. кто унижает, или кто принимает… Да и все зависит от ситуации. Когда стоит терпеть, а когда стоит дать сдачи, как-то ответить. Или же оказаться ВЫШЕ хама и подлеца. Ведь психическое давление для этого и существует- мучить, затронуть больное, ощутить свою власть, получить удовольствие от гадости. Таких людей называют еще «энергитическим вампирами».

У меня сегодня радость-

Человеку сделал гадость.

Только сделаю добро-

Изнывает все нутро.

И еще. по поводу гулящих мужей: кто ЧТО считает унижением. Некоторые женщины находят тысячи причин, оправданий, чтобы терпеть. Самое смешное, нет окончательного ответа, правы они или нет. А мужскую точку зрения озвучил один мой знакомый:" Баб может быть много, а жена должна быть одна- как Родина!"

Каждый человек находится в своих рамках поведенческих отношений: на работе, дома, на улице. Одному чувство унижения невыносимо, другому подобная ситуация кажется закономерной и даже правильной.

Т.е. и получается, что чувство унижения, действительно зависит от вашей реакции на ситуацию

Чтобы выбраться из лабиринта, Нужно все время держаться рукой За холодную, влажную и дрожащую стену Своего унижения.

(НОР ХОЛЛ. «Лабиринты»)

Но в небе нет ответа: Надо постараться спуститься на землю. И, опустившись, вы станете немножечко ближе к земле.

(ТОНИ БРАУН. «К земле поближе»)

Клинические симптомы и порнография - две основные составляющие мазохистского переживания: унижение и удовольствие. Хотя этими двумя составляющими мазохизм не исчерпывается, они придают ему некую специфичность: если мы одновременно чувствуем удовольствие и унижение, значит, мы испытываем мазохистское переживание.

Некоторые люди во время унизительных переживаний явно начинают возбуждаться и роптать. Они игнорируют, скрывают, отрицают унизительные аспекты жизни, не придают им значения или идут с ними на открытое столкновение. Унизительно ощущать боль от раны, нанесенной любимым человеком или родителем, поражение от врага или друга. У человека периодически возникают приступы стыда при осознании, что его как-то использовали любовница, друг, компания или что он оказался в плену своей или чужой жадности или слепоты. Утраченные надежды, постыдные воспоминания, потеря способности постичь реальность ведут к деградации личности, в кризисные моменты проявляется слабость. Кроме того, существует унижение от физической и эмоциональной боли, болезни и в конце - возрастающее в своих масштабах унижение от окончательного поражения - смерти.

Гордыня, ложная гордость, заставляет нас думать, что у жизни нет низких сторон или на самом деле она не является низкой. Разумеется, полная человечность требует пройти через переживания этой «низшей» жизни наряду с высочайшими переживаниями. Мы надеемся спастись от проживания этой низкой стороны жизни, уходя в профессиональную деятельность, собираясь в группы, общаясь с приятелями и добывая деньги. Пациенты, которыми может стать любой из нас, приходят на терапию в надежде, что их «вылечат» от слабостей, ошибок и стыда. Они чувствуют себя униженными, а зачастую терапевт ощущает себя неспособным и слишком незначительным, чтобы встретить эту исстрадавшуюся душу на ее собственной территории. Вообще начать терапию, попросить терапевтической помощи - всегда унизительно; если человек признается в том, что ему нужна терапия, то это значит, что он накладывает на себя клеймо, которое лишь много времени спустя, когда смилостивятся боги, станет божественной печатью, знаком их благосклонности.

Слово «humiliation» («унижение») обладает очень богатым смыслом, оно происходит от латинского слова humus, что означает «земля» или «основа». Гумус - органический материал темного цвета, содержащийся в почве и образованный в результате органического разложения растительной и животной ткани. Он играет огромную роль в повышении плодородия земли. Унижение {«humiliation») представляет собой процесс распада и разложения, физическое ощущение гниения чувства. Весь наш внутренний черный перегной, все, что разлагается у нас внутри и вызывает изменение нашей внутренней структуры, становится плодородным материалом, порождающим жизнь и жизнедеятельность.

Копание в грязи может быть связано и с разведением сада. Мазохизм можно представить как процесс культивации некой сущности, которую Юнг назвал тенью , можно выстрадать тень, полностью открыться ей, подчиниться ее реальности. Тень лучше всего понимать и воспринимать через персонажи наших сновидений и отношения с другими людьми: их можно гораздо точнее отразить в персонифицированных образах, чем описать на концептуальном языке в определенных понятиях: скорее это основной персонаж психики, чем ее определяющий принцип. У любого человека есть множество разных теней. Какая-то из форм этого теневого спектра может появиться в сновидении в образе отвратительного, жестокого, равнодушного или же слабого или глупого человека, вызывающего ненависть и отвращение. В отношениях с окружающими человек ощущает свое сходство с теми, «кто является носителем его тени». Сопротивляясь чьему-то давлению, неистовству или мелочности, человек много и громко протестует. Наши тени находят себе пристанище именно в тех наших качествах, которые нам кажутся наиболее отвратительными и меньше всего нам свойственными. Осознавая эти качества при инсайтах и озарениях или через восприятие других людей, мы испытываем унижение. Тень появляется с определенными намерениями, как другие архетипические психические структуры; она мешает осуществлению намерений Эго, фрустрируя и обесценивая их. Очень часто она ощущается как извращение, а потому для ее исследования требуется некая извращенность. Вспомним об этимологической связи между любопытством, заботой и лечением. «Извращение» («perversion»), образованное при соединении латинских слов per («через») и versare («продолжать вращение», «крутить», «нарушать»), буквально означает «черезвращение». Таким образом, обращение к тени и переживание мучительных страданий происходит «через вращение», внутреннее отсеивание, искажение и деформацию теневого содержания и материала. Человек как бы выворачивается наизнанку. Охватывая свою тень, он не теряет свой внутренний свет.

По мнению Юнга, тень соединяет человека с коллективным бессознательным, а помимо этого - с животной жизнью на самом ее примитивном уровне. Тень - соединяющий туннель или проход, посредством которого человек достигает глубочайших, самых древних уровней психики. Переходя через этот туннель или погружая в него свое Эго, человек ощущает свою незначительность и даже деградацию до состояния животного.

Как правило, мы стараемся распространить на тень власть Эго, представляющую собой в каком-то смысле садистскую установку героического эго-сознания. С другой стороны, охват тени не имеет целью ее подавить или сделать более приемлемой. Например, представим себе, что одним из теневых качеств человека является высокомерие. Оно вызывает у него отвращение, когда он обнаруживает его в других, и смущение и неприятие, если он замечает его в себе. Это высокомерие нельзя сделать более или менее приемлемым только с помощью силы воли; его не сможет преодолеть никакая скромность. Изменение может наступить лишь в том случае, если человек его осознает. Чтобы обрести более глубокий смысл собственной сущности, человек должен научиться узнавать свою тень и ее намерения.

«Охватить тень» - не обязательно значит ее отыграть. Этот охват тени больше напоминает объятие в танце, обладающее временной размерностью и ритмом, сближением и удалением. «Переживать тень» значит принимать ее у себя внутри, разрешать ей там жить - и себе вместе с ней. Латинский источник слова «experience» («переживание, восприятие, ощущение, опыт») ex periculum означает «преодоление угрозы» или «избавление от опасности». Объятие или охват тени включает силу и бессилие, ужас и красоту, власть и безропотность, прямоту и извращение, инфантилизм, мудрость и банальность.

Переживание тени унизительно, а иногда страшно, но это - возвращение к жизни, к самой ее сути. Тень - это психопомп или проводник в неизвестное. Если использовать юнгианский язык, можно сказать, что она ведет нас обратно к архетипам, заключающим в себе нашу истинную сущность, содержащуюся в самом центре наших комплексов и формирующую структуру и контекст нашей личности. Переживание тени - это переход к более прочной основе по сравнению с основой эго-сознания. Это возвращение назад, к первоосновам, а вовсе не «редуктивная интерпретация».

Наверное, нет другой области, кроме нашего тела, где мы ощущаем свои основные черты, свою истинную природу. В пространстве тела мы сталкиваемся с теми далями и глубинами, где очутились в погоне за любовью, вниманием, признанием, пищей, деньгами, сексом, возбуждением, алкоголем, куревом. Тень отыгрывает себя в теле в виде физических поз, жестов и симптомов. Мазохизм позволяет телу обрести свой собственный голос. Он находит свое телесное выражение через произнесение слов о подчинении, через жесты и позы жалости и стыда: склоненную голову, закрытые глаза, преклоненные колени. В своей практике я часто наблюдала ряд симптомов, которые, как оказалось, относились к мазохизму или, по существу, выражали его психологический смысл. Эти симптомы, телесные образы психологической динамики мазохизма, составляли довольно широкий спектр: от жесткой шеи (которая не могла наклониться), проблем в коленях (которые не могли согнуться или нести тяжкое бремя души), боли в спине (заставляющей человека лежать в прострации) до желудочных колик и тошноты (сгибающих человека пополам и препятствующих процессу пищеварения).

Эти виды симптомов содержат боль мазохистского комплекса, его эмоции, ранимость, неуправляемость, слабость. С гордым упорством они настаивают на своем, пока мы не распластаемся перед ними в своей беспомощности, чтобы прислушаться к ним и понять их важность и значение. Человек лежит ничком, страдая от ужасного приступа мигрени. Каждый удар сердца, любую эмоцию, любой запах и звук он ощущает как взрыв. Сон, темнота, молчание… Подчинение боли должно быть полным.

Телесные симптомы заметны и психотерапевту, и терапевту. В психологическом понимании язык тела - это язык души; лечение симптомов ради их облегчения зачастую заставляет пренебрегать более глубокими душевными переживаниями, проявляющимися через эти симптомы. Лечение телесных симптомов может лишить душу ее голоса. Согласно древнему изречению, исцеление заложено в самой травме, и может случиться так, что нам больше нужно научиться тому, как выстрадать болезненные комплексы, чем тому, как их устранить. Подобно Иакову, боровшемуся с ангелом, мы изменились, «разомкнув объятия», получив опыт и урок из травмы, хромая всю оставшуюся жизнь.

Разумеется, чувство унижения проявляется в многочисленных образах фантазий и сновидений. Еще одна совокупность телесных образов заимствуется из языка и искусства сексуального мазохизма, в котором представлено тело, связанное кожаными ремнями и обмотанное цепями, крючками и другими подобными приспособлениями; тело, исхлестанное плетью или избитое, распростертое, тело, подверженное насилию, а также разнообразие поз, выражающих подчинение: от склоненной головы до целования ног.

Видя подчиненные позы в сексуальных отношениях, мы называем их мазохистскими; видя подобные позы в церкви, мы называем их религиозными. С психологической точки зрения, это два разных воплощения в жизни одного и того же феномена: души, находящей свое выражение в сексуальных или религиозных метафорах, а иногда - в тех и других одновременно. В религии мы находим мотив телесной закрепощенности в образе связанного Иисуса, стоящего перед Пилатом, апостола Петра, прикованного цепями к позорному столбу. Мотив бичевания присутствует в наказании розгами Христа, в ритуальном избиении священными тирсами приверженцев культа Диониса, в наказании-самоистязании послушников в монастырских кельях. Вследствие торжества насилия мы обладаем в высшей степени эротическими свидетельствами, оставленными такими святыми, как Тереза из Авилы, и такими поэтами, как Джон Донн, «осененными» Святым Духом. Что касается всевозможных поз подчинения, мы знаем самые распространенные и самые известные проявления культового поклонения: склоненные головы, преклоненные колени, сложенные руки, покрытые головы и поза полного преклонения перед Всевышним, характерная для Ислама. В прошлом кардиналы римской католической церкви почтительно целовали Папе ноги; это действо вплоть до мельчайших подробностей было описано Мазохом при создании одного из самых эротичных его образов. Даже христианская традиция однозначно не одобряет возвышенного устремления души к Богу и небесам. «Ибо унижение - это путь к смирению», - говорит Св. Бернар из Клерво, а «без смирения ничто не будет угодно Богу», - утверждает Св. Франциск Ассизский.

На протяжении нескольких веков наши души не находили своего воплощения. В кардинальном переходе от пуританства викторианской эпохи к современному поклонению телу мы потеряли душу. Материальность тела, а по существу, всеобщая материальность стала доминантой нашей культуры. В связи с этим наше тело считается материальным: идеализированное в своей материальной форме, оно, как идол, соглашается с любым удовольствием, принимает жертвы (диеты, физические упражнения) и определяет соответствующую дань (миллионы долларов валового внутреннего продукта - ВВП). Всевозможные изделия для ублажения тела стали самыми распространенными товарами. Поиску новых и самых разнообразных телесных переживаний и погоне за ними нет конца: вибраторы для каждой части тела, трубы для горячей воды из красного дерева, самые разные формы душа, сделанные по индивидуальному заказу джакузи и аквадинамические бассейны, разные виды массажа: от мягкого до жесткого, и даже системы «естественной окружающей среды», способные вызывать дождь и солнце, создавать тридцать второй загар и т. д. Позже появилось еще более сильное стремление к здоровому осознанию тела: вы можете купить несметное число оздоровительных программ и книг, посвященных оптимальной диете, полезным физическим упражнениям и здоровым установкам психики.

Вместе с тем мы знаем, что в нашей жизни участвуют и душа, и тело. По-видимому, наше стремление их разделить, «поставив» тело в подчиненное положение, отчасти ответственно за то, что в мазохизме телу отводится тяжелая роль. При мазохизме воплощение соединяет поведение и образ так, что душа их воспринимает как единое целое. Мазохизм сводит вместе сущность образа и сущность тела в «переживание из плоти и крови», в крайне приземленную сущность. Как и мазохизм, наше телесное воплощение - это существование, полное парадоксальности и силы.

Мазохистская редукция Эго к основам, к тени, к телу - это фундаментальное переживание. По-видимому, этот процесс необходим: наверное, меньше для сексуального наслаждения, чем для психического гумуса и перегноя, т. е. для истинного здоровья и жизнедеятельности души. Поскольку большинство людей к этой идее испытывают отвращение, мазохистское переживание становится радикальной терапией и вызывает в Эго радикальные изменения. Мазохизм обнажает Эго, раскрывая его защиты, амбиции, недостатки и успехи. Именно исходя из такого психологического состояния мы ощущаем себя униженными, поверженными, беззащитными, осознавшими, что должны умереть. Мазохизм позволяет постичь более глубокий смысл страданий, их глубинную боль и удовольствие. Если наше подчинение истинно, мы можем почувствовать, что оно служит чему-то более важному, более великому, более ценному по сравнению с Эго и его представлениями. Этому великому начинает содействовать Эго. Оно может иметь множество разных имен и названий в зависимости от индивидуальной психологической ориентации человека и его темперамента. Можно подчиняться человеческой личности, самости, психике, душе или Богу. Необходимость и желание подчиняться - основная черта мазохизма - подчиняться самой Необходимости, богине Ананке. И тогда нет ничего удивительного в том, что мазохизм так трудно «вылечить».

По существу, чтобы что-то сделать, лучше или хуже, возможно, потребуется подчинение любому архетипу, а не только тени. Внутри каждого комплекса, каждой неблагоприятной психологической ситуации существует бог, требующий к себе внимания, он пристально смотрит на нас. Боги - наша судьба, а раз так, можем ли мы от них скрыться? На нас наложена печать их образов, их отметина. Мы ощущаем на себе тяжелую длань Сатурна независимо от того, можем ли мы быть свободны от Отца, от Времени, от своих исторических корней. Марс делает свое дело независимо от того, возбуждают или нет нас военные баталии, семейные склоки и проявления взрывного характера. Гермес требует поклонения себе независимо от того, хотим мы или нет быть откровенными, уважаемыми и открытыми. Мы учимся добровольно подчиняться своим внутренним божествам, и тогда находим в душе смысл и достоинство. Происходит подчинение аспекту, превосходящему Эго, независимо от того, добровольно наше подчинение или нет. Если нас принуждать, наши намерения становятся навязчивыми, а поведение - назойливо-невротичным. Чаще всего основная задача терапии состоит в переходе от навязанного подчинения к добровольному. Мазохистское переживание может содержать элемент божественного откровения: это происходит в присутствии Эроса. Одно из имен Эроса означает «Совершающий Разоблачение». Разоблачение, совершенное Эросом, открывает возможность появления новых и разных отношений между Эго и бессознательным. Это позволяет по-разному осуществлять осознание. В наше время Эго становится героическим, а в его сферу входят уверенность, логика и стремление к власти. Но тогда для спасения души появляется необходимость чуть ли не насильственного внедрения в нее более широкого сознания, включающего доминирование и подчинение. Необходимые душе удары, проявления насилия направляются на нее из многих мест, но чаще всего - из областей, которые мы уже отмечали, - из области, подведомственной психологии и религии. Более широкое сознание проявляется в возрожденном христианстве, возрожденном язычестве, всевозможных религиозных культах, может быть, даже на концертах рок-н-ролла, массовых спортивных мероприятиях и в применении наркотиков. Душа ищет возможность подвергнуться всем видам терапии. Люди встречаются вдвоем, втроем, группами, состоящими из семейных пар, и в больших аудиториях; они слушают выступающих, смотрят фильмы, проходят тесты, дают показания и все обсуждают. Они встречаются, конфликтуют, мирятся, соприкасаются, откровенничают, поддерживают друг друга, противопоставляют себя друг другу, делают массаж, подчиняются, разговаривают, дерутся, падают, кричат и продолжают что-то говорить. Каким бы странным ни выглядело это перечисление, все эти действия могут привести к новым отношениям между Эго и душой, к более широкому сознанию.

Если глубина сочетается с широтой осознания, то это приводит к унижению: гордому Эго такая цена всегда кажется слишком высокой. Она намного превышает оплату терапевтического лечения. Фактически она настолько высока, что стремление и желание ее заплатить само по себе считается симптомом низкой самооценки или даже патологии.

Видеть - значит знать. Глаза - органы унижения и стыда: человек разоблачается, раскрывается и смотрит на себя не случайным взглядом, а острым и проницательным. Это не взгляд, характерный для страстной нарциссической одержимости, а восприятие глубинной самости - совсем не благородной и даже грязной психической трясины. Существуют фантазии, называемые плодом больного воображения, неуемными желаниями, существующими под огромными распростертыми крыльями богини Aidos (Стыдливости); разоблачить их - значит, умереть со стыда. Именно эти ночные тайны делают нас наиболее уязвимыми; наши колебания, стыдливые признания и исповеди близкому другу, священнику, аналитику или даже случайному собеседнику - это самое сокровенное, что мы можем сообщить о самих себе. И вместе с тем они прорываются из глубины, из которой мы можем бесконечно извлекать инсайты и осознание.

Это разоблачение себя и для себя, этот пристальный и внимательный взгляд отличается от нарциссизма. С образом Нарцисса, любовно и тоскливо смотрящего на свое отражение в зеркале ручья, не связано ощущение стыда, возникающего при виде себя и при осознании, что тебя видят другие. Амбивалентность стыда не подвергает нас томлению на берегу ручья, а вызывает у нас всевозможные ощущения конфликта и смятения.

Жгучее пламя стыда мазохизма противостоит холодной влаге нарциссизма, и это противоречит традиционному взгляду на мазохизм как на феномен, связанный с нарциссизмом и психологической незрелостью. Психоанализ вслед за Фрейдом рассматривал мазохизм как негативную версию архетипа ребенка, видя в нем детскую безответственность, заторможенное развитие, инфантильную сексуальность и невозможность примирения Эго с родительскими требованиями в форме конфликта с Супер-Эго.

Если мы согласны с Фрейдом в том, что основа мазохизма закладывается в детстве в состоянии неполного развития, то мы можем прогнозировать, что мазохизм ведет к развитию целостной личности во взрослом возрасте. Обладание способностью к парадоксальности и амбивалентности, а также умение переживать самые невероятные совмещения характерны только для зрелости. Эти качества, внутренние составляющие переживания мазохизма, выходят за рамки детских непримиримых конфликтов. Мазохизм зрелого взрослого человека может представлять собой постоянный иссушающий процесс перехода от спокойного, ненавязчивого ощущения Эго чувства вины к жаркому и сухому ощущению скрытого в душе стыда. От каждого мазохистского переживания остается горстка пепла, хранящаяся в самой глубинной и потаенной части души, в ее истории и ее памяти, и каждое из этих иссушенных, законсервированных переживаний можно просеивать снова и снова. Если нарциссическая личность свою вечную юность проводит у ручья, утонув в любви, то мазохист достигает своей зрелости, проходя сквозь огонь, сгорая и получая глубокие шрамы от ожогов; его влажные нарциссические идентификации испаряются в пламени стыда и унижения, его бредовые фантазии о силе, чистоте и красоте превращаются в небольшую горстку пепла.

По крайней мере в одном смысле именно способность к осознанию позволяет установить противоположность мазохизма и нарциссизма. Нарциссическая личность не осознает сущности своего «я», отраженного в воде, а потому и не осознает, в какой мере отражается ее собственная душа. Отражения на поверхности воды, туманные мысли, сентиментальная безрассудная влюбленность, - все эти нарциссические черты дают лишь поверхностное отражение общей картины. Но зеркальное отражение - излюбленный прием мазохистов - является точным, ясным и осуществляется благодаря ртути, алхимическому элементу, символизирующему психологическую рефлексию. Такое зеркало дает отражение глубины без искажений. Мазохист видит не чужого человека, а собственную душу, и точность этого отражения сильно на него действует. Это доставляет ему и подлинное удовольствие, и подлинное унижение: мрачность и влечения могут быть постыдными, но по крайней мере они столь же сущностны, как сущностна сама земля, и являются его собственными. Именно об этом поется в песне:

Ты собрался опуститься чуть ниже на землю.
Все люди вокруг сбились с толку
В поисках ответа в символах и знаках,
Но так как в небе не найти ответа,
Придется спуститься на землю и поискать его внизу.

Не ощущая боли, ты не можешь чувствовать любовь, Ты слишком увлекся своими мыслями, И оказался слишком далеко от родных мест, Поэтому лучше опустись поближе к земле.

Примечания:

Прошло чуть больше ста лет с того времени, когда в Триесте умер сэр Ричард Фрэнсис Бартон - великий ученый викторианской эпохи: лингвист, эротолог и переводчик арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Когда его раздели и стали готовить тело для бальзамирования, оказалось, что оно от самой шеи до ног было покрыто шрамами. Возможно, причина этих ран заключалась в тайном увлечении Бартона мазохистским культом Суфи (Sufi), приверженцы которого применяли самоистязание для достижения высшего состояния религиозного сознания. См.: Captain Sir Richard Francis Burton: The Secret Agent who Made the Pilgrimage in Mecca, Discovered the Kama Sutra and Brought the «Arabian Nights» to the West, Edward Rice (New York; Scribner"s 1990), 475.).

Тень - введенное Юнгом понятие для той части личности, которая является «совокупностью индивидуальных и коллективных элементов психики. В силу своей несовместимости с данной сознательной установкой эти элементы не находят своего выражения в жизни, а потому соединяются в относительно автономную „расщепленную личность“, обладающую противоположными бессознательными склонностями. „Поведение“ тени оказывается компенсаторным по отношению к сознанию, а потому ее воздействие может быть столь же позитивным, сколь негативным» (Memories, Dreams, Reflections. New York: Vintage Books, 1965. P. 386–387).



Поделиться