Управление инфраструктурой предприятия зданий с сооружений. Управление инфраструктурой и надежность производственных систем

Система CAFM помогает в использовании активов недвижимости организации, снижая расходы и получая прибыль в течение каждой фазы жизненного цикла здания. Использование системы направлено на поддержку стратегического и оперативного управления объектами: все виды деятельности, связанные с административными, техническими и инфраструктурными задачами, когда объект или здание находятся в эксплуатации.

CAFM как тип решений сложился в еще 90-е годы. Поставляют их на рынок несколько десятков производителей по всему миру. Крупнейшие компании используют эти системы для управления недвижимостью, как коммерческой, жилой, так и операционной. В последние годы в США происходит эволюция CAFM в новый класс IWMS (Integrated Workplace Management), связанная с глобализацией задач информационных систем для крупных корпоративных клиентов.

Однако для российского рынка управление недвижимостью применение CAFM все еще не является типовым. Отечественный бизнес зачастую ограничивается утилитарным использованием средств офисного ПО (например, MS Excel) и бухгалтерским ПО на базе систем 1С.

Тем не менее сегодня складываются все необходимые предпосылки для появления практики использования профессиональных систем для обеспечения основных бизнес-процессов управления недвижимостью и в России. Экономический кризис с его повышенными требованиями к контролю расходов, оптимальному использованию инфраструктуры и ресурсов, также может стать толчком для начала применения CAFM.

Как в любой другой отрасли, информационные системы наиболее эффективно используются там, где имеются значительные денежные потоки, обрабатываются большие объемы информации и есть потребность в оформлении либо поддержке бизнес-процессов.

Все эти признаки четко прослеживаются и в области управления недвижимостью. Достаточно сказать, что, по некоторым оценкам, 30% всех финансовых потоков в мире непосредственно связаны с именно с этим сектором рунка.

На рынке управления недвижимостью можно выделить следующих потенциальных заказчиков CAFM-систем. Во-первых, крупные предприятия, в том числе государственные их подразделения управления корпоративной (операционной) собственностью (CRES/CREM). Например, банки, страховые компании, промышленность, энергетика. Затем – владельцы, девелоперы, инвестиционные компании в области коммерческой недвижимости. Также нуждаются во внедрении такого рода систем сервисные, управляющие, FM-компании. Крупные компании с выделенными центральными подразделениями, регламентами, со стратегией на долгосрочное развитие, ориентацией на крупных клиентов. И наконец, предприятия в области ЖКХ.

Автор

Ильин Виктор, эксперт в области информационных технологий для управления недвижимости, автоматизации зданий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Управление инфрастуркутурой организации на примере Гостиницы Центральной»

Работу выполнила:

Студентка Зайцева Л.Ю.

Научный руководитель:

Иванов В.А., к.т.н., доцент

Ижевск,2013

Введение

1.Основные параметры объекта исследования и характеристика предприятия

2.Задачи и направления фасилити менеджмента

3.Управление инфраструктурой здания

3.1Инфраструктурный фасилити менеджмент включает:

3.2Технический фасилити менеджмент включает:

3.3 Коммерческий фасилити менеджмент

3.4 Управление поставками

4.Предложения по практическому применению фасилити менеджмента

Заключение

Введение

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и

Современная российская экономика на протяжении длительного времени находится в состоянии структурной перестройки. В наиболее бедственном положении, как известно, оказалась непроизводственная сфера: дефицит большинства городских и республиканских бюджетов с одной стороны, а также плохое содержание, непрофессиональное управление недвижимостью, и усиление ведомственного монополизма, с другой, привело к тому, что большинство, например, муниципальных предприятий буквально вынуждены бороться за выживание и искать пути для снижения своих расходов, затрат. Предлагаемые в последнее время различные программы ресурсо - и энергосбережения затрагивают проблему лишь частично и, как правило, с технической точки зрения (установка современного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, приборов учета и т. д.). Что опять же ведет к увеличению финансовой нагрузки на соответствующий бюджет, а принимая во внимание отсутствие интереса со стороны потенциальных инвесторов, невозможности их реализации.

Между тем города и муниципальные образования, являясь самыми крупными владельцами объектов недвижимости, расходуют значительную часть своих бюджетов на содержание и эксплуатацию последних, особенно в социальной сфере, т. е. школ, больниц, детских садов, муниципального жилого фонда. Фонд зданий в стране составляет около 2,6 млрд. м2 общей площади и только на их отопление и городское водоснабжение расходуется около 200 млн. тонн условного топлива (25% энергоресурсов стран). Отсюда, становится ясно, что значительный потенциал энергопотребления таится непосредственно в самом здании. Именно на этом пункте базируется относительно новое для России направление практического менеджмента – фасилити менеджмент.

Одним из путей снижения затрат, является эффективная эксплуатация имеющейся в распоряжении городов недвижимости, и, как следствие, концентрация предприятий, организаций на своей основной профессиональной деятельности. Например, невозможно продуктивно работать в помещении, которое плохо освещено, в котором холодно или грязно. К сожалению, сегодня управление большинством объектов недвижимости складывается из невообразимого количества договоров, а затраты на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений поглощают громадные суммы (к примеру, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, составляют 30-40% бюджета города).

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия инфраструктуры предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть теоретические аспекты инфраструктуры предприятия,

    Проанализировать систему технического обслуживания,

    Показать производственную инфраструктуру предприятия.

Объектом данной курсовой работы является экономика организации.

Предмет исследования – инфраструктура предприятия.

    Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.

    Система технического обслуживания и ремонта оборудования.

    Особенности энергохозяйства.

    Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.

    Организация и управление транспортным обслуживанием производства.

    Инфраструктура народного хозяйства – это комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих промышленное или какое-либо другое производство и население. Включает в себя транспорт, связь, торговлю, материально-техническое обеспечение, науку, образование и здравоохранение. Производственная инфраструктура предприятия – это комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьём, материалами, топливом, энергией, инструментом, оснасткой, а также поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии. Состав подразделений технического обслуживания образует производственную инфраструктуру предприятия, в которую включают: вспомогательные цехи (ремонтный, энергетический, инструментальный, транспортный, снабженческо-складское хозяйство). Состав и масштабы этих подразделений определяются особенностями основного производства, типом и размером предприятия, а также его производственными связями с внешней средой.

    Ремонт – это комплекс мероприятий по восстановлению исправности или работоспособности или их составных частей. Ремонт основных фондов на крупных и средних промышленных предприятиях выполняют следующие службы: главного механика, главного энергетика, главного архитектора. Эти службы образуют ремонтное хозяйство предприятия. Основной объем ремонтных работ выполняет служба главного механика (ремонтно-механическая служба). В зависимости от размеров предприятия и характера производства применяются следующие организационные структуры управления ремонтным хозяйством: децентрализованные, смешанные и централизованные. При децентрализованной структуре управления техническое обслуживание и все виды ремонта технологического оборудования проводятся силами ремонтных подразделений, входящих в состав производственных цехов. При смешанной структуре управления техническое обслуживание и текущий ремонт осуществляется силами ремонтных подразделений основных цехов, а капитальный ремонт осуществляется ремонтно-механическим или другим специализированным ремонтным цехом. При централизованной структуре управления все виды ремонта и технического обслуживания оборудования выполняются специализированными подразделениями, входящими в состав централизованного ремонтного производства. На небольших предприятиях все виды ремонта, модернизации оборудования и межремонтное обслуживание выполняют ремонтно-механические цехи под руководством главного механика. В настоящее время для ремонта сложной техники используется фирменное обслуживание, которое осуществляет специализированные подразделения предприятия-изготовителя, которые помимо ремонта осуществляют контроль за условиями эксплуатации. Административное управление централизованной ремонтной службой осуществляет главный механик, его заместители и начальники ремонтных производств. Функциональные управление возложено на отдел главного механика, в состав которого входят: планово-экономическое бюро, бюро труда и з/п, конструкторско-технологическое бюро, производственно-диспетчерское бюро, группа планово-предупредительного ремонта. Перспективным направлением совершенствования технического обслуживания средств труда является создание комплексного производства технического обеспечения и ремонта средств труда, которое будет осуществлять все виды ремонта всех видов основных фондов: активных и пассивных, надзор за их эксплуатацией, а также обеспечение предприятия всеми видами энергии, водой и связью.

    Выполнение ремонтных работ в заранее известные сроки способствует предупреждению прогрессирующего изнашивания оборудования в эксплуатации и сокращению потерь в производстве из-за его неисправности и ремонта. Эти сроки указываются в инструктивных материалах по техническому обслуживанию и ремонты оборудования в отраслях промышленности. Сущность системы планово-предупредительного ремонта (ППР) заключатся в том, что после работы оборудования в течение определённого числа часов вне зависимости от нагрузки и фактического состояния его останавливают для проведения запланированного ремонта. Система планово-предупредительного ремонта исключает возможность случайного выхода оборудования из строя, позволяет ремонтировать его в кратчайшие сроки, создаёт предпосылки для наиболее эффективного использования оборудования, сокращает стоимость ремонта, улучшает его качество. Система планово-предупредительного ремонта из межремонтного технического обслуживания и ремонтных работ. Межремонтное обслуживание включает текущих ремонт, текущий уход за оборудованием, контроль за соблюдением правил эксплуатации, промывку отдельных узлов и агрегатов, смазку и смену масел, осмотр и проверку на точность. Текущий уход за оборудованием ведут рабочие во время перерывов в работе агрегатов. Он заключается в чистке станков, смазке и поддержании чистоты. Все операции выполняются по заранее составленным графикам. Ремонтные работы включают проведение текущего (малого) ремонта, среднего и капитального. Текущим ремонтом называется минимальный по объёму ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашиваемых деталей и регулированием механизмов обеспечивается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта. Средний ремонт предполагает частичную разборку оборудование, замену и восстановление изношенных деталей. Он выполняется без снятия оборудования с фундамента. Капитальный ремонт требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей. Замена изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, затраты на все виды ремонта финансируется за счёт ремонтного фонда, которых образуется по нормативам и включается в себестоимость продукции. По некоторым видам оборудования осуществляется только текущий и капитальный ремонт в связи с тем, что по источникам финансирования средний и капитальный не отличаются друг от друга. В основе составления плана планово-предупредительного ремонта. В основе составления плана ППР лежат нормативы и структура ремонтного цикла, предусмотренные единой системой ППР. Ремонтный цикл – это время работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или время между двумя капитальными ремонтами. Структуру ремонтного цикла составляют количество и последовательность входящих в него ремонтов и осмотров. Межремонтный период – это время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами. В система ППР предусмотрена определённая структура ремонтных циклов по группам оборудования с учётом назначения, сложности и условий эксплуатации. Для исчисления трудоёмкости ремонтных работ всё оборудование в зависимости от сложности, конструктивных и технологических особенностей, размеров обрабатываемых деталей классифицирую на группы сложности. В системе ППР установлены нормативы затрат труда, материалов, время нахождения оборудования в ремонте на ремонтную единицу. В машиностроении в качестве ремонтной единицы принята 1/11 затрат рабочего времени на ремонт токарно-винторезного станка 1К-62. Введены нормы обслуживания. Нормы простоя оборудования в ремонте зависят от вида ремонта и сменности работы бригады.

Лекция по ОПУПу №10.

В условиях глобализации экономики и виртуализации экономических отношений возрастают требования к качеству инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности как на «наноэкономическом» уровне (отдельный объект недвижимости), так и на микроэкономическом уровне (организации), мезоэкономическомуровне (отрасль и регион), макроэкономическом уровне (государство) и мегаэкономическом (планетарном) уровне. Это обусловлено тем, что инфраструктура реального сектора выступает важным интегрирующим фактором, мультипликатором экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура организации, региона, государства, тем выше капитализация вышеуказанных объектов, тем более они становятся инвестиционно-привлекательными для новых видов бизнеса. От степени развития инфраструктуры также зависит и уровень транзакционных издержек субъекта хозяйствования, который оказывает немалое влияние на глобальную конкурентоспособность участников экономической деятельности. В этой связи все более актуальными становятся вопросы, связанные с разработкой концепции инфраструктурного менеджмента для вышеуказанных уровней управления.

Прежде всего, стоит определить, что мы понимаем под инфраструктурным менеджментом, и что является предметом управления. Анализ интернет-ресурсов показал, что термином инфраструктурный менеджмент чаще всегообозначают управление инфраструктурой объекта недвижимости (Facility Management) с целью получения оптимальной прибыли от его эксплуатации. Но это только «наноэкономический» уровень рассматриваемого понятия. Мы же считаем необходимым привлечь внимание к необходимости формирования целостной концепции инфраструктурного менеджмента и на более высоких уровнях экономической системы.

Вообще предмет инфраструктурного менеджмента является сложноструктурированным и комплексным. В исследованиях и обсуждениях инфраструктурных проблем традиционно поднимаются вопросы обеспечения развития трех инфраструктурных сфер: производственной, рыночной и социальной. Между тем, в постиндустриальном обществе происходит более детальная дифференциация инфраструктурных видов деятельности. Таких инфраструктурных секторов можно выделить, по крайней мере, восемь.

1. Производственная инфраструктура: включает услуги по обеспечению населения и бизнеса энергией, топливом, водой, производственным оборудованием, услугами капитального строительства и ремонта.

2. Социальная инфраструктура: обеспечивает воспроизводство человеческого потенциала (капитала) посредством развития профессионального образования и здравоохранения.

3. Рыночная инфраструктура: служит ускорению оборота товаров, денег и капиталов и включает биржи, банковскую систему, страховые услуги.

4. Институциональная инфраструктура: позволяет регулировать отношения и взаимодействие экономических агентов посредством законодательства и правоприменительной практики, а также неформальных институтов нравственного поведения и социальной ответственности.

5. Логистическая инфраструктура: обеспечивает реальные транспортные связи, хранение товаров на складах, создание резервов и запасов.

6. Информационная инфраструктура: обеспечивает каналы связи, накопление и доступ к базам данных, телекоммуникации.

7. Инновационная инфраструктура: объединяет творческие виды деятельности, включая науку, инноватику, венчурный бизнес.

8. Экологическая инфраструктура: формируется постепенно для обеспечения охраны природы и сохранения естественной среды жизнедеятельности.

Ряд видов инфраструктурного обеспечения необходим в планетарном масштабе. Так все более актуальными становятся вопросы глобальной энергетической и экологической безопасности, образования, проблемы развития глобальной производственной и социальной инфраструктуры.

Итак, в таблице 1 мы обозначили многоуровневые цели инфраструктурного менеджмента.

Таблица 1

Цели инфраструктурного менеджмента

Уровень управления

Цель управления

Отдельный объект недвижимости

Получение оптимальной прибыли от эксплуатации

Организация

Снижение эксплуатационных и транзакционных издержек

Повышение капитализации, инвестиционной привлекательности территории и качества жизни населения

Государство

Создание безопасных условий для развития воспроизводственных процессов и жизнедеятельности в целом

Ускорение процесса мировой интеграции на основе социально-эколого-экономических факторов и формирования на планете единого управленческого центра с целью снижения уровня бедности и безопасного развития цивилизации.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления инфраструктурой позволил нам выделить разные подходы, например:

1. хронологический подход, который заключается в управленииэволюцией инфраструктуры объекта в динамике;

2. пространственный подход, направленный на управление пространственной сопряженностью элементов инфраструктуры;

3. функциональный подход, четко разграничивающий цели, поставленныеперед институтами инфраструктуры;

4. бенчмакинговый подход, позволяющий сопоставить и дать сравнительнуюоценку эффективности функционирования инфраструктурных звеньев.

С нашей точки зрения, для создания условий непротиворечивости целей разного уровня, в основу методологии инфраструктурного менеджмента следует положить системный подход, который позволяет понять закономерности развития объектов управления, выявить те свойства элементов и механизмы взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, которые определяют эффективность, эмерджентность и целостность хозяйственной системы. Причем, в рамках инфраструктурного менеджмента системообразующие связи имеют особое значение, так как они определяют новые интегративные,инновационные свойства систем и синергетический эффект, придавая новые качественные характеристики свойствам системы.

Таким образом, в целом под инфраструктурным менеджментом мы понимаем обеспечение возможностей и создание безопасных условий для воспроизводственных процессов на всех уровнях хозяйственной системы с целью снижения издержек, увеличения капитализации и повышения качества жизни населения. В задачи инфраструктурного менеджмента входит: мониторинг состояния инфраструктуры и оценка ее релевантности и безопасности; анализ прогностического фона и прогнозирование необходимости развития инфраструктуры; формирование и управление базой знаний об имеющихся инфраструктурных условиях, экспертиза инфраструктурных проектов; координация реализации инфраструктурных проектов, взаимоувязка сценариев развития; ресурсное обеспечение инфраструктурного развития; интенсификация эксплуатации инфраструктуры.

В настоящее время продолжается процесс либерализации рынков инфраструктурных услуг, снижение монополизма в отраслях инфраструктуры, наблюдается усиление роли государства и общественных институтов в осуществлении контроля и регулирования этой сферы. Эти тенденции обуславливают необходимость адекватного новым реальностям методологического обеспечения инфраструктурного менеджмента.

Литература:

1. Безгодов А. В. Глобальная инфраструктура: необходимость и процесс формирования.Проблемы современной экономики, N 2 (22), 2007

2. Гилязутдинова И.В. Методология организационно-экономического развития инновационных хозяйственных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». 2009 г.

3. Кузнецов В.В. Инфраструктурные факторы совершенствования управления в промышлеиности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Пермский государственный университет. 2005

4. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.:КомКнига, 2010.- 456 с.

5. Курбонов С.Н. Инвестиционное обеспечение развития производственной инфраструктуры трансформируемой экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2009 г.

Состав подразделений технического обслуживания образует производственную инфраструктуру предприятия, в которую включают вспомогательные цехи, службы или хозяйства (ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческо-складское и др.). Состав и масштабы этих подразделений предприятия определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями с внутренней и внешней средой.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают постоянную эксплуатационную готовность технологического оборудования путем ремонта и модернизации. Задачи этих цехов и служб заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах.

Основными задачами ремонтного хозяйства являются:

Поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;

Увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;

Совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;

Снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.

Так как предприятия сферы услуг в большинстве своем являются малыми, то для ремонта оборудования здесь все шире применяется фирменное обслуживание , которое берут на себя специализированные подразделения предприятия-изготовителя. Они осуществляют контроль за условиями эксплуатации и режимом работы оборудования, проводят все виды ремонта. Фирменное обслуживание улучшает качество ремонта, обеспечивает повышение надежности и безотказности работы; сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает их складские запасы.

Наиболее эффективной формой организации ремонта оборудования является система планово-предупредительного ремонта (ППР). При системе ППР ремонт оборудования носит предупредительный характер. Машины, аппараты, механизмы ремонтируют в определенной последовательности, в заранее установленные сроки, не дожидаясь момента полного выхода из строя.

В систему ППР включаются следующие виды работ:

Межремонтное обслуживание оборудования;

Периодические осмотры, промывка оборудования и другие профилактические операции;

Непосредственно ремонт оборудования.

Межремонтное обслуживание предполагает тщательно организованный уход за оборудованием, наблюдение за его состоянием и работой, своевременную регулировку и наладку, устранение мелких неисправностей.



Периодическое техническое обслуживание оборудования, промывки и другие профилактические операции проводятся строго по установленному графику. Осуществляется осмотр оборудования на точность и надежность работы, выявляются неполадки, определяется объем и уточняются сроки предстоящего очередного ремонта, производится промывка оборудования и смена масла в смазочных системах.

Ремонтные работы включают проведение текущего (малого), среднего и капитального ремонта. Ремонтные работы проводятся по всем видам основных фондов.

Текущим называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашивающихся деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.

Средний ремонт сложнее. Здесь нужно частично разобрать оборудование, заменить и восстановить изношенные детали. Выполняется он без снятия оборудования с фундамента.

Капитальный ремонт – наибольший по объему и сложности, требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, проверки на их точность. При необходимости модернизации оборудования ее совмещают с очередным капитальным ремонтом.

Ремонтный цикл – это время работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами. Количество и последовательность входящих в него ремонтов и осмотров составляют структуру ремонтного цикла. Межремонтным периодом называется время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами.

Единая система ППР предусматривает определенную структуру ремонтных циклов по группам оборудования с учетом назначения, сложности и условий эксплуатации.

Для исчисления трудоемкости ремонтных работ все оборудование в зависимости от сложности, конструктивных и технологических особенностей, размеров обрабатываемых деталей классифицируется по группам сложности.

В системе ППР установлены нормативы затрат труда, материалов, время нахождения оборудования в ремонте на ремонтную единицу. Введены также нормы обслуживания. Нормы простоя оборудования в ремонте зависят от вида ремонта и сменности работ.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии, организуют рациональное ее использование, поддерживают электрооборудование и энергоустановки в постоянной эксплуатационной готовности путем их ремонта и модернизации, внедряют новое энергетическое оборудование, осуществляют контроль за выполнением правил эксплуатации энергоустановок в основных производственных цехах, обеспечивают телефонную и радиосвязь.

Основными задачами энергетического хозяйства предприятия являются:

· бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при наименьших затратах;

· наиболее экономное расходование энергии;

· внедрение новейшей энергетической техники и наиболее полное использование мощности энергоустановок;

· повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции;

· наблюдение и контроль за выполнением в технологических и других цехах правил эксплуатации энергетического оборудования;

· организация техосмотров и ремонта энергетического оборудования.

Основными видами энергии, потребляемыми на предприятиях, являются электроэнергия, пар, горячая вода, сжатый воздух.

Электрическая энергия используется в основном для приведения в движение машин и механизмов, для освещения производственных помещений и приемных пунктов, на вентиляционные нужды. Часть электроэнергии используется на технологические нужды.

Источником снабжения предприятий сферы услуг электроэнергией обычно являются городские или районные электростанции. В некоторых случаях на предприятиях имеются трансформаторные подстанции.

Пар и горячая вода используется в больших количествах на технологические цели, а также для отопления помещений, на санитарные и бытовые нужды. Источниками теплоснабжения предприятий являются районные (городские) теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), районные групповые котельные или собственные котельные установки.

Сжатый воздух используется для технологических целей и приведения в движение некоторых видов оборудования (например, прессов на пневматическом приводе). Снабжение предприятий сжатым воздухом осуществляется обычно от собственных компрессорных установок.

Инструментальные цехи и службы предприятия обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. Основными задачами инструментального хозяйства являются: бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом всех цехов и рабочих мест; контроль за правильной эксплуатацией инструмента и сокращение его расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение, ремонт и восстановление инструмента; поддержание минимально необходимых запасов инструмента.

Основными задачами организации инструментального хозяйства являются своевременное и бесперебойное обеспечение всех подразделений предприятия и рабочих мест высококачественной технологической оснасткой и инструментом; правильная эксплуатация и сокращение их расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, ремонт, хранение и восстановление оснастки и инструмента; поддержание минимальных запасов инструмента. Организация инструментального хозяйства существенно влияет на уровень организации производства в целом и эффективность работы предприятия.

Предприятия сферы услуг в зависимости от вида деятельности и группы оказываемых услуг используют разнообразную по конструкции, размерам и назначению технологическую оснастку, которая бывает универсальной и специальной. С целью рационализации организации работы инструментального хозяйства применяют классификацию и индексацию технологической оснастки.

Классификация заключается в группировке технологической оснастки в соответствии с ее производственно-техническим назначением и конструктивными особенностями (например, инструмент мерительный, слесарно-монтажный, вспомогательный и т.д.) По признаку основных разновидностей оснастки каждый класс разбивают на подклассы, подклассы - на группы, группы – на подгруппы, подгруппы – на виды, виды – на разновидности.

Суть индексации технологической оснастки заключается в том, что каждому типоразмеру оснастки присваивается условное обозначение – индекс.

В практике работы предприятий используются три системы индексации оснастки: десятичная, буквенная и смешанная.

При десятичной системе классы, подклассы, группы, подгруппы и т.д. обозначают цифрами, т.е. каждый класс имеет 10 подклассов, подкласс – 10 групп и т.д. Эта система удобна для осуществления расчетов при планировании технологической оснастки с помощью ЭВМ. Индекс технологической оснастки при этой системе состоит из ряда цифр.

При буквенной системе индексации технологической оснастки индекс содержит цифры и буквы, причем буквами обозначают несколько первых классификационных признаков, а остальные признаки – цифрами.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства, цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависят ритмичность работы предприятия и экономичное использование материальных ресурсов.

Задачами транспортного хозяйства являются:

· наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного процесса;

· эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;

· механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

· снижение себестоимости транспортных операций;

· обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;

· постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.

На предприятиях сферы услуг используется внутризаводской (внутрифабричный) и внешний транспорт. Внутрифабричный транспорт предусматривает перемещение изделий в процессе производства с момента их поступления на предприятие до окончания производства услуг, сдачи их заказчикам на месте или отправления их на приемные пункты.

В качестве внутрифабричных (внутризаводских) транспортных средств могут быть использованы конвейеры, автокары, электрокары, рольганги, ручные тележки и др.

Транспортировка изделий в процессе производства пока механизирована недостаточно. Однако за последние годы проведены значительные работы по механизации внутрифабричных транспортных процессов.

Для внешних перемещений предприятия сферы сервиса чаще всего пользуются услугами автотранспортных предприятий, которые разрабатывают специальные кольцевые и маятниковые маршруты развоза и забора изделий, материалов, запасных частей, готовой продукции.

Рационально налаженное снабжение предприятия всеми материальными ресурсами способствует повышению эффективности его работы. В первую очередь создаются предпосылки для организации ритмичной работы предприятия в целом и каждого его звена и условия для систематического выполнения плана производства и реализации услуг, плана по ассортименту и номенклатуре.

Важнейшую роль материально-техническое снабжение играет в удовлетворении потребностей населения в разнообразных услугах, в соблюдении установленных сроков выполнения заказов. Отсутствие на предприятии тех или иных материалов, запасных частей приводит к отказам клиентам в выполнении соответствующих услуг или к задержке выполнения заказа.

Организация материально-технического снабжения должна учитывать конкретные условия деятельности данного предприятия. Вместе с тем материально-техническое снабжение имеет ряд особенностей, характерных для большинства предприятий сферы сервиса.

Весь процесс производства услуги, как правило, осуществляется в рамках одного цеха, ателье, мастерской. А это значит, что в пределах каждого такого подразделения необходимо постоянно иметь полный комплект материальных ресурсов, обеспечивающих его бесперебойную работу.

При выполнении многих видов услуг используется значительное количество материалов заказчика (пошив и ремонт одежды, вязка трикотажных изделий, ремонт и строительство жилищ и т.д.). Поэтому при планировании потребностей в материальных ресурсах следует по возможности более точно учитывать долю материалов, поступающих от заказчиков, и их ассортимент. Без этого невозможно будет правильно организовать снабжение предприятия материалами и тем самым обеспечить высокий уровень обслуживания населения.

Объемы производства услуг подвержены существенным колебаниям в течение года. Основной причиной этого, как уже указывалось, является сезонный характер спроса на соответствующие услуги. Эти колебания обязательно должны учитываться при организации материально-технического снабжения. Известные трудности в бесперебойном обеспечении предприятий материалами создаются также в связи с частым изменением моды, фасонов.

Основными задачами складского хозяйства являются:

· обеспечение сохранности материальных ценностей на складах;

· снижение затрат, связанных с осуществлением складских операций и с содержанием складов;

· повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады.

В процессе выполнения этих задач складское хозяйство осуществляет следующие функции:

· складирование и хранение предметов труда и готовой продукции;

· планомерное, бесперебойное и комплектное снабжение цехов и участков материальными ресурсами;

· подготовка материалов к непосредственному их потреблению;

· учет и контроль запасов.

Склады предприятий подразделяются на материальные, производственные и склады готовых изделий. На материальных складах хранятся все виды сырья, материалов, запасных частей, полученных со стороны полуфабрикатов, которые будут в дальнейшем использованы в процессе выполнения услуг. Производственные склады предназначены для хранения полуфабрикатов своего производства или изделий, подлежащих дальнейшей обработке в других цехах, мастерских. На складах готовых изделий хранятся отремонтированные или обработанные (в химчистке, прачечных) изделия заказчиков. На предприятиях сферы услуг такие склады (кладовые) размещаются непосредственно в цехах, ателье, мастерских, где выполняются эти услуги, а также на приемных и диспетчерских пунктах. На этих же складах обычно хранятся изделия, поступавшие от населения в ремонт или обработку.

Контрольные вопросы

1. Какие подразделения формируют производственную инфраструктуру предприятия?

2. Каковы задачи подразделений, составляющих производственную инфраструктуру предприятия?

3. Как организуется ремонт технологического оборудования?

4. Что представляет собой система ППР оборудования?

5. Какие исходные данные требуются для составления графика ППР оборудования?

6. Каковы задачи энергохозяйства на предприятии?

7. Как организуется управление энергохозяйством предприятия?

8. Каковы задачи транспортного хозяйства предприятия?

9. Какие виды транспортных средств использует предприятие?

10. Каково назначение и задачи внутрицехового транспорта?

11. Каковы основные задачи складского хозяйства?

12. Какие основные требования предъявляются к хранению различных видов материальных ресурсов?

13. Какова роль транспортного и складского хозяйства в производственной структуре предприятия?

14. Каковы задачи организации материально-технического снабжения на предприятиях?



Поделиться