Урок русского языка "обучение сжатому изложению". Упражнения на исключение

В книге раскрывается богатство грамматических средств русского языка, которые позволяют передавать тончайшие оттенки смысла.
Книга рассчитана на старшеклассников, но она будет интересна всем, кто интересуется русским языком.

Чем занимается грамматика?
Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством компьютера и натюрмортами?.. Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни! К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Чем занимается грамматика? 5
О чем эта книга и как она построена. 9
ГЛАВА 1 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, ПРИЗНАКОВ И ДЕЙСТВИЙ
Род существительного и пол существа 12
Купил пальто и брюки. Сколько предметов куплено? 26
Что такое падеж? 37
Кукла и одушевленность 47
Яркий, ярковатый, самый яркий 50
О каком совершении говорит глагол совершенного вида? 55
Дело сделано или его только можно, нужно или хочется сделать? 75
Время глагола и время действия 85
О чем позволяет молчать страдательный залог глагола? 95
Зачем нужно деепричастие? 107
ГЛАВА 2 ПРИХОДИТСЯ СЧИТАТЬСЯ И ПРОСТО С КАПРИЗАМИ ФОРМЫ 113
Все ли имена склоняются? 114
Только ли окончания изменяются при спряжении глагола? 123
А бывают еще и чередования 128
ГЛАВА 3 А ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО, ЕСЛИ Я БУДУ РАБОЧИМ, ИНЖЕНЕРОМ ИЛИ МЕДИКОМ?
Всегда ли существует единственный лучший способ выразить свою мысль? 135
Умение понять другого 141
Почему русский язык среди главных предметов? 151
Изучая родной язык, можно узнавать о его возможностях все больше и больше, но никогда нельзя узнать все 164.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Зачем нужна грамматика, 8-10 класс, Милославский И.Г., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000
  • Художественный текст на уроках русского языка, Чтение, анализ, оценка, речевое творчество, Дидактические материалы, 5-11 класс, Кулаева Г.М., 2010

Подчеркните в тексте те смысловые части, которые можно устранить без ущерба для его понимания.

Выполните сжатый пересказ текста.

«Осенью 1794 года французская армия вступаю на терри-торию Голландии. Голландцы открыли шлюзы и затопили местность. Французы хотели отступить, но тут пришло донесение о том. что пауки начат плести паутину. Эта примета говорила о том, что скоро должна наступить су-хая и холодная погода. Действительно, ydapinu морозы, ре-ка замерзла, и французы захватили город».

(Сделайте вывод, который иячюстрирует этот случай.) Человек заметил связь между природными явлениями и по-ведением живых объектов.

(Найдите в 4 абзаце вопросы, которые помогают выде-лить главную проблему текста. Объедините их в одно предложение.) Какие устройства представителям живого мира помогают узнать о грядущих изменениях в природе?

вас в тексте несколько примеров (абзац № 3 и абзац № 4), раскрывающих это удивительное явление. Это материал для сокращения. Выберите только один, наиболее яркий пример из текста: береза, муравейник, пищуха, поединок коровы и бюро погоды.)

(Задайте вопрос из последнего абзаца.)

. (Дайте на него тот

Упражнение № 2. Необходимые вопросы

Определите, какую проблему в тексте ставит автор, какие эта-пы в движении его мысли мы можем выделить. Анализируя текст, обратите внимание на то, как членится текст на абзацы, ведь каждый абзац - это отдельная смысловая часть, которую нужно передать в своем изложении.

I. Прочитайте текст.

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозною, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он можег и должен предста-вить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро-ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни - в ее непредсказуемо-сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь-ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его - зна-чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп-равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что-бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси-лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Ми.1оа1авскому) (212 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби-ну и точность восприятия исходного текста.

    1. Какая проблема поднимается в этом тексте?

а) необходимость компьютерной грамотности в современ-ном мире

б) ответственное отношение к получению знаний

в) природа человеческой одаренности

г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

      Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б) рассуждение

в) описание и рассуждение

г) повествование и рассуждение

      Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть сле-дующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных на\>к»с!

      Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место про-пусков необходимые слова.

Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему или. Конечно, никто из нас до кон-ца не может угадать, какие знания ему будут.

Однако мы должны задумываться о том, на что тратим дра-гоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

      Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Напишите сжатое изложение.

        Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Гроз-ного. устройством ЭВМ и натюрмортами?..

[Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, ко-торые конкретизируют мысль, обобщающим словом.)

Можно ли (как?) интересоваться (в-1; разными

отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозмож-ными знаниями).

        Ну, допустим, человек разносторонне одарен от приро-ды, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто инте-ресно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(Объединим эти три предложения, учитывая подчеркну-тые средства связи предложений Me 2 и 3, а также парцел-ляцию в предложении № 4.) Даже разностороннее одарен-ный человек должен спросить себя: «

» и, поняв это, или.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в буду-щем - медициной, экономикой, техникой , он может и дол-жен представить себя за компьютером.

(Устраним в этом предложении однородные члены).

          А вот представить себя в пустыне, животный мир ко-торой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в раз-витии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)

          Но прелесть жизни - в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, ле-чить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо

знать только нескольким людям, завтра может приго-диться многим.

Жизнь (какая?) . Может быть, (замените под-черкнутую часть предложения № 8 обобщающим поняти-ем) придется (что делать?) в пустыне, как же

тогда без знаний о?! (Предложение № 9 маю

что добавляет к мысли о том. что в нашей непредсказуе-мой жизни никому не известно, какие знания могут приго-диться. поэтому его можно опустить.)

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ста-вить его - значит проявить либо непростительный инфан-тилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

(Объединим предложения № 10 и 11; союз, который ис-пользуется как средство связи с предыдущим предложени-ем. следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только ин-фантильные люди.

(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горь-ких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(Предложение №12 мы целиком опустим, предложение №13 свяжем с предыдущим при помощи личного место-имения.) Чтобы не жалеть потом о, лучше на

него ответить как можно.

Упражнение № 3. Алфизики

Работа с этим текстом поможет овладеть новыми способами тереработки исходного текста. Помните о том, что главным усло- жем успешного выполнения сжатого изложения является точное 1 глубокое понимание исходного текста. Только понимая, что именно в тексте является главным, выделяя основные этапы раз-вития мысли, мы сумеем выявить второстепенную информацию, которая может быть опущена в сжатом изложении.

I. Прочитайте текст

            Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху, примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.

            Давно уже махнули рукой на «философский камень», иска-тели «панацеи» превратились в заурядных знахарей, а вот «веч-ные» двигатели и инерцоиды продолжают конструировать. (З)Создагели «вечных» двигателей нам уже не страшны, они вы-зывают разве только улыбку сожаления, а «инерцоидники», эти подлинные алфизики (по аналогии со средневековыми алхимика-ми, с которыми у них много общего) XX века, представляют со-бой проблему, полную драматизма. (4)Авантюрная идея постро-ить вопреки законам механики и здравому смыслу безопорные движители охватила тысячи людей, имеющих какой-нибудь кон-такт с техникой. (5)Эти современные алфизики, наслышавшись про споры ученых о силах инерции, об инерционном вибропере-мещении, которому в зарубежных журналах часто придают сверхъестественный смысл, задались целью получить машину, перемещающуюся без взаимодействия с окружающей средой.

            1. Кто же они - современные алфизики?

              Болынинство из них люди без какого-либо специального образования. (8)Они либо сами признаются в этом, либо подпи-сываются странным титулом «естествоиспытатель». (9)В их пись-мах обычно приводятся неграмотно выполненные, непонятные схемы, снабженные эмоциональными подписями со многими восклицательными знаками.

(Ю)Алфизики почти никогда не берутся за разрешение «мел-ких», с их точки зрения, проблем. (11)Глобальность проблемы вот их конек. (12)Не транспортеры, комбайны, сваевыдергивате- ли и множество других полезных машин, использующих принцип несимметричности цикла, характерный для инерцоида, привле-кают внимание таких горе-изобретателей. (13)Нет - безопорное движение, полеты в космос, «стратегическое» значение их творе-ний. (14)Жажда быстрой и шумной славы, престижные публика-ции, мишура, а не серьезная и вдумчивая работа - вот их маяк.

(По И. Гулиа) (231 слово)

II. Выполните залання, которые помогут проверить глуби-ну и точность восприятия исходного текста.

                Объясните значение следующих слов.

                1. Философский камень

                2. Обуревать

                  Заурядный

                  Авантюрный

а) - сомнительный, рассчитанный на случайный успех;

                  Средство от всего плохого, от всех бед [первонач. все-исцеляющее лекарство, которое пытались изобрести ал-химики];

в) - ничем не выделяющийся, посредственный;

г) - о мыслях, чувствах: охватывать с большой силой;

д) - по представлениям средневековых алхимиков: таинст-венный, чудодейственный камень, якобы способный об-ращать все металлы в золото и излечивать все болезни.

                Какое значение имеет слово стратегический (предложение № 13)?

а) важный

б) секретный

в) военный

г) научный

    Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б)описание

в) рассуждение

г) описание и рассуждение

    Какой новой идеей фикс одержимы современные изобрета-тели?

а) они пытаются воплотить в жизнь идеи, которые противо-речат физическим законам

б) они страстно и самоотверженно служат своей мечте

в) они не имеют никакого отношения к технике

г) они не прислушиваются к мнению ученых

(Укажите номер предложения)

а) с искренним восторгом

б) со страхом и ненавистью

в) с доброй улыбкой

г) с горькой иронией

    Составьте план этого текста.

    1. Всегда были люди, одержимые.

      Современные изобретатели мечтают создать.

Задача сжатого текста -

  • Задача сжатого текста -

  • кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения и при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце



  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких из синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений.

  • Важно! Исключать можно только второстепенную информацию! Абзацные зачины содержат главную информацию!



замена словосочетания словом

  • замена словосочетания словом

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.


  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением

  • (каждый, любой, никто, ничто)



Ну, допустим, человек он человек А поняв, для чего это нужно , воодушевиться еще сильнее или, наоборот , охладеть.

    Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы, непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно , воодушевиться еще сильнее или, наоборот , охладеть.


  • Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.


Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

  • Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

  • Сжатый вариант

  • Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

  • Упрощение


Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

  • Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

  • Сжатый вариант

  • Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

  • Исключение

  • Упрощение


  • ?Объясните целесообразность исключения

  • А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то, безусловно, добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.




Виды сжатия информации:

1.Объединение:

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах, здесь горячо любили искусство и работу.

2.Замена:

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

3.Удаление:

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –то, что находится под окном; подушка –то, что кладётся под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник –то, что находится под окном.

Практическая часть:

1.Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадками библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ? (замена)

2.Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он человек , чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. (объединение)

3.И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (объединение)

4.Как на заре цивилизации, так и в нашу эпоху примерно один и тот же процент человечества обуревают «сумасшедшие» идеи.(замена)

5.Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.(удаление)

6.В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты , называли их выступления откровением нового искусства. (замена)



Поделиться