Уроки фотографии. Особенности приема соляризации и как ее достичь

В арсенале программы Photoshop имеется фильтр Solarize (Со- ляризация), который специально предназначен для создания эф- фекта соляризации. Выполняя действия в приведенной ниже по- следовательности, используйте картинку в которой много очень ярких, насыщенных цветов, благодаря которым вы получите исчерпывающее представление о вышеупомя- нутом эффекте.

Рис. 3.6. Эффект соляризации особенно хорошо удается на сним- ках с яркими, насыщенными цветами

1. В главном меню программы выберите команду Layer Duplicate Layer (Слой Дублировать слой), для того чтобы сделать ко- пию текущего слоя изображения. В текстовое поле As появив- шегося диалогового окна Duplicate Layer введите название ко- пии слоя и щелкните мышью на кнопке OK.

2. Затем в главном меню программы выберите команду Filter Stylize Solarize (Фильтр Стилизация Соляризация). Фильтр Solarize относится к «одношаговым» фильтрам программы Photoshop, применение которых не сопровождается появлением диалоговых окон.

3. В результате применения фильтра Solarize у вас получится слишком темное изображение, отдельные цвета которого будут обращены (инвертированы). Для того чтобы «оживить» по- лученное изображение, выберите в главном меню программы команду Image Adjustments Auto Levels (Изображение На- стройки Автоматическая установка уровней). В результате у вас должно получиться примерно такое же изображение, как показанное на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Изображение с обращенными цветами - результат при- менения фильтра Solarize программы Photoshop

4. Теперь было бы неплохо избавиться от слишк ом мрачного черного фона изображения. Для этого активизируйте инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) и щелкните на черном фоне изображения. Затем, удерживая нажатой клавишу , щелкните на фрагменте черного цвета, который находится под самым большим светофильтром в правой части изображения. Таким образом вы добавите к ранее выделенному фону еще и маленький фрагмент черного цвета в правой части сним- ка. Теперь в главном меню программы выберите команду Image Adjustments Invert (или нажмите клавиши ), чтобы инвертировать цвета только что выделенных фрагмен- тов (рис. 3.8). Для того чтобы убрать границы выделенной об- ласти, нажмите клавиши .

Рис. 3.8. Изображение, показанное на рис. 3.7, после инвертирова- ния цвета фона

5. Несмотря на то что у фильтра Solarize нет собственных пара- метров, вы можете изменить полученный результат по своему усмотрению. Для этого в главном меню программы выберите команду ImageAdjustmentsHue/Saturation (Изображение НастойкиОттенок/Насыщенность) или нажмите клавиши (<+U> для Mac). В любом случае на экране поя- вится диалоговое окно Hue/Saturation, показанное на рис. 3.9.

6. Перетащите вправо ползунок Saturation для увеличения насы- щенности цветов изображения.

7. Перетащите в любом направлении ползунок Hue, чтобы полу- чить необходимые цвета.

8. Для того чтобы сделанные вами изменения вступили в силу, щелкните на кнопке OK.

Рис. 3.9. Диалоговое окно Hue/Saturation, с помощью которого можно изменить цвета любого изображения

Создание эффекта соляризации с помощью средства Curves

В этом разделе описан более гибкий метод создания эффекта соляризации - с помощью средства Curves (Кривые) программы Photoshop. Данное средство предоставляет возможность манипули- рования основными цветами оригинального изображения посред- ством изменения их яркости. После применения традиционного эф- фекта Сабатье более мощному воздействию подвержены полутона изображения. С помощью Curves такой «несправедливости» по от- ношению к другим тонам можно легко избежать. Поэтому методика создания эффекта соляризации с помощью вышеупомянутого сред- ства значительно эффективнее, чем применение фильтра Solarize (Соляризация). К тому же для применения средства Curves вам не нужно вникать в специфику его работы. Более того, в данном случае вы будете заняты не коррекцией оригинальных цветов изображения, а созданием новых. Из этого следует, что вы можете эксперименти- ровать сколько вашей душе угодно, не опасаясь нарушить цветовую схему изображения.

1. В главном меню программы выберите команду Layer Duplicate Layer (Слой Дублировать слой), для того чтобы сделать копию текущего слоя изображения. В текстовое поле As появившего- ся диалогового окна Duplicate Layer введите название копии слоя и щелкните на кнопке OK. В этом случае все изменения коснутся только что созданного слоя. Оригинальный, нетрону- тый слой изображения может пригодиться в том случае, если вам понадобится начать работу заново.

2. В главном меню программы выберите команду Image Adjustments Curves (Изображение Настройки Кривые). На эк- ране появится диалоговое окно Curves, которое показано на рис. 3.10.

Рис. 3.10. Диалоговое окно Curves, с помощью которого довольно легко создать эффект соляризации

Подготовка отпечатков для галереи

Это действительно восхитительный прием, поскольку позволяет превратить обычную фотографию в отпечаток, предназначенный для размещения в галерее. В настоящем проекте вы начнете с преобразования цветной фотографии в черно-белую фотографию в стиле Ансела Адамса. Однако поступать подобным образом совсем необязательно. Для преобразования в оттенки серого можно использовать и другие методы. Шаг 1. Откройте фотографию, которую решили преобразовать. Шаг 2

Добавление бокового освещения после съемки

Если к фотографии человека необходимо добавить боковое освещение, попробуйте воспользоваться данным замечательным приемом. Мы будем работать с портретом молодого человека, однако прием вполне можно применять к снимкам любых объектов. Шаг 1. Откройте фотографию, к которой необходимо добавить боковое освещение. В данном случае нам необходимо добавить дополнительное освещение в левой части портрета. Шаг 2

Проработка средних тонов

Средние тона - это тона, которые находятся между светами и тенями. Именно от них зависит, будет ли фотография выглядеть живой или безжизненной. Очень важной частью мастерства фотографа, снимающего дикую природу, является умение правильно работать со средними тонами, поскольку именно от них зависит великолепие зеленого леса, серо-желтых пустынных скал и багрового заката.Средние тона очень важны для любого кадра. То, какими будут на фотографии средние тона, влияет на эмоциональный тон снимка

3. Щелкните в нижней части диагональной линии, которая пере- секает область предварительного просмотра, и перетащите соз- данную таким образом точку вверх. В результате ваших дей- ствий изображение несколько «побледнеет» (см. рис. 3.10).

4. Аналогичным образом создайте еще несколько точек и пере- тащите эти точки вверх и вниз. Один из результатов создания такой «холмистой» кривой показан на рис. 3.11.

Рис. 3.11. Результат изменения формы кривой в диалоговом окне Curves

В приведенной выше последовательности действий изменению были подвержены сразу все три цветовых канала изображения. Для того чтобы изменить только какой-либо один цветовой канал, выбери- те в раскрывающемся списке Channel (Канал) диалогового окна Curves один из следующих элементов: Red (Красный), Green (Зеленый) или Blue (Синий). Затем для выбранного канала поэкспериментируйте с формой кривой, пока не добьетесь желаемого результата.

В Photoshop можно корректировать тона изображения одним из трех основных способов, каждый из которых подробно рассмотрен в этой главе. Первый способ каса- ется использования средства Brightness/Contrast (Яркость/ Контраст). Данное средство позволяет изменять тона изо- бражения глобально, не делая отличий между светлыми, промежуточными и темными фрагментами изображения. Используйте это средство только в том случае, если вас устроит посредственный результат коррекции тонов изо- бражения (поскольку другого результата вы попросту не получите). Программное средство Levels (Уровни) - более гибкое, чем предыдущее, поскольку с его помощью можно отдельно редактировать светлые, полутоновые и темные фрагменты изображения. Однако наилучших результатов можно достичь с помощью средства Curves (Кривые). Дело в том, что данное средство позволяет менять тона изображе- ния на всем отрезке уровня яркости, во всех его 256 точках. Горизонтальная ось диалогового окна Curves (см. рис. 3.10) представляет собой значения яркости изображения до внесенных вами изменений. Вертикальная ось - это значе- ния яркости изображения после сделанных вами измене- ний. Вдоль каждой оси диалогового окна Curves отложено 256 уровней яркости, которые в свою очередь разделены штрихпунктирными линиями на четыре равные части. По умолчанию нижний левый угол системы координат диало- гового окна Curves соответствует значению 0,0 (абсолютно черный цвет), верхний правый угол соответствует значе- нию 255,255 (абсолютно белый цвет). Всякий раз, когда вы открываете диалоговое окно Curves, его график представляет собой прямую линию, поскольку до сделанных вами изменений входные (input) и выход- ные (output) характеристики яркости тонов изображения одинаковы. Меняя форму кривой, вы тем самым меняе- те значения яркости определенных тонов изображения. Если вам раньше не приходилось пользоваться средством Curves, просто поэкспериментируйте с формой его кривой и посмотрите на полученные результаты.

28.09.2017

Соляризацией называется вторичное экспонирование фото-бумаги во время проявления.

Такое явление происходит из-за того, что чрезмерно большая экспозиция снижает оптическую плотность при проявлении снимка. На негативе такие участки получаются гораздо менее плотными, нежели места со стандартной экспозицией.

В результате не до конца проявленные ранее фрагменты во второй раз начинают проявляться в виде серебристого изображения.

Особенности приема соляризации и как ее достичь

Изюминка соляризации в том, что результат ее уникален и неповторим. Изображение остается одновременно позитивным и негативным. Достигнуть данного эффекта с первого раза трудно, необходимо много тренироваться. Получить соляризацию возможно как на пленке, так и на фото-бумаге в процессе печати. Первый вариант более трудоемкий, зато результат получается более художественным и ярким.

Стоит начать работу с использования нормального негатива, затем "вытащить" с него новое изображение на пленке «лит» и продолжить работу. Изображение, подвергнутое соляризации, при проявлении выступает как позитив, а не нагатив, но этим можно пренебречь, поскольку в процессе происходит обращение. Для более точного результата перед самой соляризацией можно с уже готового позитива сделать дополнительный негатив.

Суть процесса: нужно по обыкновению отправить обратно в проявитель пленку (это займет примерно треть от обычного времени), далее достаньте пленку и на протяжении нескольких секунд засветите ее ровным белым светом. После чего отправьте пленку обратно в проявитель на оставшиеся две трети времени. Следующим шагом по обыкновению нужно промыть, отфиксировать пленку.

Таким образом вы получите изображение с приемом "соляризация". Отпечаток нужно создать, как и всегда, только учтите, что изображение, подвергнутое процессу соляризации, в разы плотнее обычного. Будет нужна достаточно сильной продолжительности выдержка, когда будет проходить этап работы на увеличителе.

Для удобства можно вместо фотоотпечатка создать дополнительный негатив (который в свою очередь тоже возможно подвернуть соляризации) на пленке штрихованной, затем начать печатать с него.

  1. Следует использовать сверхконтрастную бумагу, так вы добьетесь более броского эффекта
  2. Работайте с малочувствительной пленкой, поскольку для проявления она затрачивает значительно больше времени экспозиции.
  3. Соляризацию лучше применять для снимков с большим наличием светлых участков: повторная экспозиция лучше всего выделяет яркие участки
  4. Обязательно нужно разбавить проявитель сильнее в 2 раза, чем написано в инструкции.

Интересные публикации на сайте

Термин «соляризация» родом из латинского Solaris, то бишь «солнечный». В фотографии, под соляризацией подразумевается превращение изображения в негативе в позитив, например когда фотопластинка или плёнка выносится на короткое мгновение под солнечный свет, что приводит к «вымыванию» тёмных областей. В среде Photoshop также предусмотрен цифровой аналог соляризации имитирующий данный процесс.

Прежде чем более подробно рассказать о фильтре Solarize немного информации о том что представляла из себя соляризация изначально. Один из увлечённых соляризацией фотографов, чешский специалист В. Сиручек так рассказывает о методике…

Фотограф брал негативы размером 6х6 см и увеличивал на диапозитивы форматом 13х18 см. Далее, диапозитив освещался с минимальной выдержкой, чтобы добиться увеличения времени проявки. В результате картинка избавлялась от полутонов и образовывались белые тени.

Затем, энтузиаст подвергал диапозитив 4-секундному прямому свету от 60 Вт лампы и снова долго проявлял в контрастном проявителе. Как видите, процесс изготовления соляризационного отпечатка очень трудоёмкий.

С наступлением эры цифры, подготовка значительно упростилась при этом всё бремя инвертирования картинки в противоположные значения взвалил на себя программный модуль графического редактора. Принцип действия фильтра Solarize тот же что и у Invert, но в случае с первым у пользователя есть возможность контролировать силу эффекта что и отражается на результате.

В специализированных источниках указывается, что лучший результат можно получить подвергая соляризации цветные изображения, но практический опыт подтверждает обратное – проявление соляризации лучше всего подходит для изображений с серыми градациями, при этом не важна первоочерёдность того, когда нужно перевести картинку в серые тона, до соляризации или же по факту.

Исходное фото девушки в купальнике

А теперь переведем эту картинку в серую гамму (Mode Grey Scale), после чего активируем фильтр Solarize:

После соляризации

Хорошо заметно, что после соляризации, на теле девушки проявились блики, создающие впечатление рельефной мускулатуры – девушка как бы стала «бронзовой». Именно из-за этих дополнительных бликов фотография стала такой рельефной, хотя если опытным взглядом присмотреться к левой руке, то мы увидим что за счёт расширения динамического диапазона проявился эффект постеризации, однотонные фрагменты напоминающие квадратики. Девушка была сфотографирована в контровом освещении, поэтому вокруг волос и рук виден ореол.

Уже после соляризации, ореол перерос в негатив и стал напоминать тень, падающую на стену от головы девушки.

Также, при ближайшем рассмотрении исходника и пост-обработанной фильтром фотографии, легко обнаруживаются блики в теневых зонах – щёках, плечах и волосах.

Портрет девушки до соляризации

Тот же портрет, но после обработки

А теперь обратимся к пейзажному жанру, в котором соляризация также интересно проявляет свои качества. Изначально спокойные, наполненные спокойствием и ощущением вечности пейзажи на цветных фотоснимках, после обработки соляризацией полностью преображаются. Ландшафт как бы заряжается энергетикой, создавая впечатление что вот-вот должно произойти какое-то событие. Нижнее фото демонстрирует нам озеро:

Исходный ландшафт

Зритель чувствует солнце, свежий порывистый ветер который гонит облака, но давайте применим наш фильтр и не просто так, а более тонко, в комплексе с маской, чтобы выделить верхнюю, небесную часть изображения. Небо мы обработаем фильтром Emboss, а нижнюю часть с гладью воды – фильтром Solarize.

Соляризованый ландшафт после воздействия фильтра Emboss и Solarize

Соляризация наделила ландшафт жёсткостью, возникает чувство холода и безжизненности.

Соляризация фотографий: эффект Сабатье

Соляризация - это процесс, при котором во время проявления, фотобумага повторно экспонируется. В результате этого процесса, те участки снимка, которые были проявлены не полностью, рядом с более темными проявленными, начинают проявлять себя в негативе. Темные области при этом почти не меняются. Изображение получается очень необычное, серебристое.

Этот эффект, или эффект Сабатье является результатом довольно простого процесса, достигнуть которого можно, пройдя несколько простых шагов.

Процесс соляризации по шагам .
Начните с проявки снимка обычным способом. Когда вы увидите, как начнет проявляться изображение, извлеките снимок из проявителя. Сразу же поместите снимок в лоток с водой и подержите его около 10 секунд. Это немного замедлит процесс проявления.

Теперь можно приступить к повторной экспозиции снимка светом. Она должна длиться около двух секунд. Источником света для такой работы хорошо использовать слабую лампу в 15-20 ватт мощности. Лампу установите на расстоянии 1 или 1,5 метра от снимка.

Проэкспонировав снимок, поместите его снова в проявитель и позвольте дойти процессу до логического завершения. Завершите проявку фотографии, поместив ее в фиксажную ванну, закрепителем и промывкой.

Чтобы достичь желаемого результата нужно немало времени потратить на эксперименты и практику. Две секунды - неплохое время экспонирования, но возможно это время будет нужно изменять, в зависимости от снимка или типа фотобумаги.



Поделиться