Уведомление в службу занятости. Вы были уволены по сокращению штата? Всё о пособии по безработице и постановке на биржу труда

Центры занятости населения в 2016 году стали активнее проверять и штрафовать предприятия за непредставление сведений о поиске персонала. Все проверяется легко: как только фирма дает объявление на «работном» сайте, она тут же рискует попасть в поле внимания чиновников. Штраф — до 5000 рублей. И его могут накладывать хоть ежемесячно.

Что случилось?

Директор давно и упорно ищет нового финансового директора. А также секретаршу и уборщицу. Между прочим, на последнюю вакансию желающих с московской пропиской совсем мало, а иногородних начальство по идейным соображениям не любит. Но и финансиста найти непросто, так как все или очень дорого стоят или лодыри. По крайне мере, так думает директор. Ну, впрочем, поиск персонала — процесс вялотекущий и постоянный, ничего особенного. Так думали мы.

А не тут то было — в фирму неожиданно нагрянула проверка из районного центра занятости, который предъявил претензию: почему наше ООО ищет себе персонал на всяких работных сайтах, а в центр занятости сведения об открытых вакансиях не подает?! Извольте заплатить штраф в размере 5000 рублей за фирму и 500 рублей за директора.

А разве мы обязаны подавать сведения о вакансиях в Центр занятости населения? Нам что — заниматься нечем?

Именно, что должны. Согласно ст. 25 ФЗ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения РФ» (в ред. от 22.12.2014), работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости населения. Поэтому предприятия, где есть открытые вакансии, обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест. Хорошо хоть, то для этого не нужно стоять в очередях и заполнять кучу отчетности. Согласно закону, информацию о вакансиях можно направлять по почте, с курьером, по факсу, электронной почте и даже по телефону (с условием последующего письменного подтверждения этих данных). Само собой, если вакансия закрывается, то нужно об этом Службу занятости уведомить.

Почти у каждой фирмы есть так называемые «вечные вакансии». Когда, например, ищут «менеджера по продажам», чтобы улучшить качество, а не количество команды. Как быть в таком случае?

В таком случае также необходимо подавать заявку в Центр Занятости Населения. Кстати, работодатели зря так неохотно подают туда свои заявки. Все-таки в эти центры приходят далеко не только профессиональные безработные ради получения пособия, но часто и весьма профессиональные люди. И да, — подавать сведения о вакансиях нужно каждый месяц, независимо от того, открылась ли у вас новая или вы ищите замену сотруднику покинувшему фирму.

Точный порядок предоставления информации о вакансиях должен быть указан на сайтах региональных Центрах Занятости. Например, в некоторых регионах все современно: информацию можно подать через портал местного Центра занятости, получив предварительно туда права доступа.

Может проще заплатить штраф? Кстати, какой он?

Штрафы за непредставление сведений об открытых вакансиях в компаниях, устанавливают региональные власти. Например, в Москве штраф на должностное лицо составит 300-500 рублей, а на юридическое лицо от 3000 до 5000 рублей. При этом взыскание могут потребовать даже за «несвоевременное не предоставление» сведений о вакансиях.

А как в Центрах занятости узнают про свободные вакансии?

Ну, это элементарно. Там сидят специальные люди, которые отслеживают новые вакансии на работных сайтах и потом смотрят — а давал ли этот работодатель информацию о них? После этого легко выставляется штраф в размере 3-5 тыс рублей.

Тут, правда, возникает один весьма пикантный момент — центрам занятости нужно доказать, что обнаруженная ими вакансия действительно размещена конкретно этой фирмой. Ведь, гипотетически, это могли быть злоумышленники, которые решили так похулиганить или отомстить. Серьезные сайты по поиску персонала предварительно проверяют авторов объявлений о поиске сотрудников, но это делают далеко не все. Региональные сайты объявлений максимум, что могут сделать — проверить принадлежность номера телефона конкретному аккаунту. Но это вовсе не спасет от фальшивых объявлений. И такие истории известны.

Более того, есть случаи, когда например, на Авито.ру размещают объявления о продаже целых предприятий, но при этом их владельцы, как говорится — «ни сном не духом». Зачем? Злые языки говорят, что это эффективный способ «выколачивать дебиторку».

Почему о требованиях Центров Занятости сообщать о свободных вакансиях стали много говорить именно сейчас? Ведь эти правила давно существуют.

Да, именно в 2016 году Центры занятости стали более активны в этом вопросе. Государство хочет казаться гражданам социально ориентированным, власти приятно нравиться своим избирателям. Ведь до сих пор далеко не все ищут работу на специальных сайтах. Многие россияне инертны и обращаются за работой только в ЦЗ и к знакомым.

Кроме того, в последние годы много говорят о социальной реабилитации инвалидов, в том числе, и о поиске работы для них. По данным самих чиновников в последнее время работодатели часто не выполняют свои обязательства по выделению квот для приема на работу инвалидов. Все это и привело к активности служб занятости в последнее время.

Ну, раз порядок существует давно, то наверняка существуют какие-то хитрости, позволяющие избежать санкций в виде штрафов или проверок?

Тут ничего хитрого пока не придумали. Все по правилам: например, если вы знали о грядущей проверке, то нужно просто привести в порядок штатное расписание организации, убрав из нее «лишние вакансии». Это элементарно делается приказом руководителя организации.

В крайнем случае, можно сослаться на нерадивость секретаря, который разместил на работном сайте «несуществующую» вакансию и отделаться штрафом в 500 рублей (налагается на сотрудника), а не в 5000 (налагается на организацию). А сотруднику, само собой, потом выписать премию равную штрафу.

Государство осуществляет систематический контроль над сокращением численности работников. Поэтому все виды сокращений проводятся с попутным оповещением службы занятости. Это позволяет заблаговременно подготовиться к грядущим увольнениям в части своевременной выплаты пособий, а также оказания уволенным необходимой помощи по трудоустройству.

Обязанность по извещению службы занятости о грядущем сокращении (штата либо численности) лежит на каждом нанимателе. Этого требует порядок проведения самой процедуры, закрепленный на законодательном уровне.

Правовые нормы, применяемые при сокращении Сроки уведомления службы занятости

(для нанимателей)

ФЗ РФ № 1032-1 «О занятости…от 19.04.1991;

Порядок оформления письменного уведомления службы занятости

Единой унифицированной формы для использования ее в качестве уведомления службы занятости не имеется. Организация вправе разработать собственную форму для этих целей и подать необходимые сведения на ней.

На законодательном уровне определены лишь обязательные составляющие, реквизиты, которые должны присутствовать в подобном документе. В их числе:

  1. Название документа (Сведения о высвобождаемых работниках).
  2. Наименование, реквизиты организации (ФИО предпринимателя).
  3. Список сокращаемых работников.
  4. Основание высвобождения работников (ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, приказ).
  5. Датировка оформления документа.
  6. Подпись нанимателя.
  7. Печать организации.

Данные составляющие документа следует учитывать при составлении произвольной формы уведомления. Список работников, которые будут сокращены, оформляется в виде таблицы. Она должна включать полные сведения о каждом из них.

Это обязательная информация, которую следует отобразить в уведомлении. Также в таблицу можно включить: пол, возраст, категорию нуждающихся граждан. Фирменный бланк для оформления не используется. Готовый документ подписывается нанимателем.

При компиляции текстовой части уведомления в качестве примера можно использовать типовой образчик: некогда действующую форму №1 -- высвобождение.

Таким образом, ключевая задача нанимателя на данном этапе -- проконтролировать правильность оформления уведомления и его своевременное представление службе занятости. К сведению, неполнота сведений, не соблюдение сроков подачи либо полное бездействие будут расцениваться как нарушение.

Они обязательными не являются. Наниматель вправе самостоятельно выбирать формат оповещения службы занятости. Ключевое условие: уведомлять службу необходимо в письменном виде.

Пример 1. Оформление сведений о сокращаемых работниках для службы занятости

ООО «Строймост» проводит сокращение. После издания приказа (№ 15 от 9.02.2018) наниматель обязан составить окончательный список увольняемых работников для представления его службе занятости. По итогам проведенного отбора работников (в рамках действующего законодательства) в список сокращаемых лиц попали:

  1. Дмитриева Лариса Александровна. Персональные данные: высшее образование, старший менеджер отдела закупок, стаж -- 7 лет, оклад -- 23 тыс. руб.
  2. Петров Петр Петрович. Персональные данные: среднее специальное образование, менеджер отдела закупок, стаж -- 3 года, оклад -- 15 тыс. руб.
  3. Григорьев Ларион Андреевич. Персональные данные: высшее образование, консультант отдела закупок, стаж -- 5 лет, оклад -- 17 тыс. руб.

Среди указанных данных обязательными являются: ФИО, должность, образование, оклад. Весь список передается службе занятости.

Собственно в самом тексте уведомления прописываются реквизиты организации, указывается суть обращения. Подробно: Сообразно п. 2 ст. 25 ФЗ РФ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения» уведомляем Вас об увольнении 1.06.2018 по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, сотрудников ООО «Строймост». В готовом виде уведомление выглядит так:

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Могут ли восстановить сокращенных работников на прежнем месте работы, если наниматель при проведении сокращения не уведомил должным образом службу занятости?

Отсутствие сведений у службы занятости о проведенном сокращении не является основанием для признания увольнения не правомерным. Восстанавливать сокращенных работников по этой причине не будут.

В данном случае речь идет о нарушении. Нанимателя привлекут к административной ответственности сообразно ст. 19.7 КоАП РФ.

Вопрос №2: Можно ли сообщить в службу занятости о сокращении по телефону?

Нет, этого не достаточно. Уведомлять службу занятости необходимо в письменном виде. Это главное требование, которое следует соблюдать обязанным лицам.

Неизменным остается право нанимателя самостоятельно выбрать формат письменного уведомления.

Одним из случаев, когда трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя, — это сокращение численности или штата работников организации или ИП (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О принятом решении сократить работников работодатель должен уведомить службу занятости. Такое уведомление рассматривается как элемент содействия работодателей в обеспечении занятости населения. О том, как оформить уведомление о сокращении, расскажем в нашей консультации.

Уведомление центра занятости о сокращении штата: сроки

Приняв решение о сокращении численности или штата, работодатель должен сообщить об этом в органы службы занятости в следующие сроки ():

  • для работодателей-организаций - не позднее, чем за 2 месяца до начала сокращения, а при возможных массовых увольнениях работников - не позднее, чем за 3 месяца;
  • для работодателей-ИП - не позднее, чем за 2 недели.

Критерии массового увольнения определяется в отраслевых или территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). К примеру, критерии массового увольнения для организаций химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности установлены на 2016-2018 годы Отраслевым тарифным соглашением, утв. Российским профессиональным союзом работников химических отраслей промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российский Союз предприятий и организаций химического комплекса» 20.08.2015. Для таких работодателей критериями массового увольнения работников при сокращении являются, к примеру, сокращение 50 и более человек в течение 30 календарных дней или 200 и более человек в течение 60 календарных дней.

Образец уведомления центра занятости о сокращении штата

Уведомление о сокращении численности или штата составляется работодателем в произвольной форме, но в нем в отношении каждого конкретного работника должны быть указаны (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 ):

Приведем для уведомления центра занятости о сокращении образец его заполнения. Кстати, для уведомления центра занятости о ликвидации образец может быть использован подобный, поскольку требования к уведомлению при ликвидации и сокращении одни и те же.

Уведомление подается в письменной форме в территориальное подразделение центра занятости по месту нахождения работодателя. Уведомление может быть как вручено лично, так и направлено по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если на предприятии принимается решение о сокращении численности или штата работников, то о том, как уведомить об этом службу занятости указано в ч. 2 ст. 25 закона №1032-1 : руководство обязано отправить письменное извещение в ЦЗН не позднее, чем за два месяца до дня фактического увольнения сотрудников . В случае подготовки массового сокращения – за три месяца.

Количественных критериев массовости закон не приводит. В ряде отраслей и регионов формулы расчета записаны в Отраслевом соглашении или соглашениях между региональными органами власти и профсоюзными организациями и работодателями. Если таковых нет, то рекомендуется отталкиваться от Постановления правительства РФ № 99 от 05.02.1993 года :

  • 50 человек и больше в течение месяца;
  • свыше 200 за два месяца;
  • более 500 за три месяца;
  • от 1% сотрудников в месяц в регионах, где численность населения меньше 5 тысяч человек.

Не информирование службы занятости или несоблюдение установленных сроков подпадает под ст. 19.7 КоАП РФ и влечет за собой штраф до 5 тысяч рублей для предприятия и до 500 рублей для должностных лиц. При этом нарушение конкретно этой процедуры не влияет на правомерность самого сокращения , и если все остальное будет произведено согласно закону, не влечет.

Важно! Для индивидуальных предпринимателей срок уведомления биржи труда сокращен до двух недель до фактического разрыва трудовых отношений с наемным работником.

Как известить?

Уведомление о предстоящем сокращении штата подается в территориальный орган центра занятости согласно юридическому адресу работодателя. «Закон о занятости …» не устанавливает единой формы документа, однако, в некоторых субъектах Федерации существуют шаблоны, утвержденные местными органами власти.

Если в вашем регионе такой существует, возможно, удобней будет воспользоваться им, но, согласно разъяснению Федеральной службы по труду и занятости от 26.09.2016 года № 13/5624-6-1 , уведомление может быть подано как в установленной форме, так и в произвольной .

Зачастую образцы включают в себя угловой штамп с реквизитами компании-работодателя, правовое основание, номер приказа по предприятию о сокращении, и сроки разрыва трудовых договоров. По закону обязательно указываются следующие данные о каждом сотруднике:

  • должность;
  • профессия, специальность и квалификационные требования;
  • условия оплаты труда.

Дополнительно Центры занятости могут просить предоставить информацию об уровне образования, трудовом стаже и другие сведения о высвобождаемых сотрудниках.

Документ, заверенный подписью руководителя и печатью, передается в соответствующий Центр занятости лично сотрудником компании , заказным письмом с уведомлением или по электронной почте, если у предприятия есть квалифицированная электронная цифровая подпись.

Оптимальным считается вариант подачи уведомления лично, так как он позволяет контролировать срок приема документа. Бланк распечатывается в двух экземплярах, один передается в службу, на втором ставится входящий номер и подпись принявшего должностного лица.

Важно! Уведомление сообщает не о самом готовящемся сокращении, а о прекращении трудовых отношений с каждым конкретным сотрудником. Некорректная формулировка или предоставление не всех обязательных сведений даст возможность сокращенным лицам через суд.

Может ли сокращенный сотрудник встать на биржу труда?

Будучи уволен по сокращению штата, получив и все положенные документы, гражданин может встать на биржу труда и получать пособие по безработице или искать работу самостоятельно . Ст. 178 Трудового Кодекса РФ обязывает работодателя сохранять среднемесячный заработок за сокращенным работником в течение следующих двух месяцев (с учетом выходного пособия), если тот не нашел новую работу (о том, какими еще правами обладает человек, попавший под сокращение численности сотрудников или штата, мы рассказывали ).

При условии, что сокращенный зарегистрировался на бирже в течение двух недель после увольнения, но так и не был трудоустроен, служба занятости может обязать работодателя оплатить и третий месяц поиска работы бывшим сотрудником. Поэтому становиться на биржу при сокращении необязательно, но желательно, так как это даст вам право на финансовую поддержку от работодателя, а затем – от государства.

Что необходимо?

В службу занятости гражданин обращается с заявлением (бланк выдается сотрудниками и заполняется на месте). При себе следует иметь:

  • паспорт;
  • идентификационный код;
  • страховое свидетельство;
  • трудовая книжка;
  • справка о доходах за последние три месяца;
  • документы об образовании, повышении квалификации и прочем.

После получения статуса безработного, гражданин будет получать предложения о вакансиях от биржи труда и, после прекращения выплат от бывшего работодателя, пособие по безработице.

Какие выплаты положены?

Если сократили на работе, то какие выплаты положены на бирже труда, можно узнать, изучив закон «О занятости…» . Согласно нему государство выплачивает через службу занятости два вида денежной поддержки безработным гражданам:

  • Стипендии – выплачиваются в период прохождения курсов переобучения или повышения квалификации, на которые соискатель был направлен биржей труда.
  • Пособие – государственная компенсация зарегистрированным безработным на период поиска работы.

Кроме того, Центры занятости могут предлагать зарегистрированным безработным участие в оплачиваемых общественных работах . При определенных условиях закон позволяет бирже оказывать материальную помощь лицам, чьи сроки получения пособия истекли, или безработным, обучающимся по направлению биржи.

Каков размер пособия по безработице?

Конкретная сумма пособия по безработице для сокращенного зависит от его стажа и уровня доходов, указанного в справке работодателя. Если под сокращение попал сотрудник, принятый на работу менее чем за год до того, он будет получать меньше, чем старожил предприятия.

При этом закон «О занятости…» определяет постепенное снижение выплат со временем пребывания на бирже. Первые три месяца получения выплат от биржи (не путать с первыми тремя месяцами после увольнения, которые оплачивает бывший наниматель), пособие может составлять 75% от средней заработной платы, следующие четыре месяца – 60%, последующие до года – 45%. Но не выше максимального размера пособия, установленного Правительством РФ.

На 2018 год, согласно постановлению №1423 от 24.11. 2017 года , минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальный – 4900 рублей . Там, где применяются региональные коэффициенты, например, на Крайнем Севере, пособие увеличивается на соответствующий коэффициент.

Вне зависимости от причин увольнения и других личных факторов, объем выплат будет колебаться в указанных правительством рамках, и насколько бы старый оклад ни был выше установленной верхней границы, претендовать на сумму свыше 4900 рублей сокращенный не сможет.

Максимальный срок получения пособия от государства – 24 месяца в течение трех лет. По истечении первого года поисков работы сумма пособия становится минимальной.

Работников считается одним из наиболее выгодных условий расторжения трудового договора для работника, и наименее выгодным вариантом для предприятий. Дисбаланс интересов сторон часто ведет к попыткам манипуляций со стороны администрации.

Например, принуждению персонала к увольнению по собственному желанию для того, чтобы не нести последующие социальные обязательства при сокращении. При этом судебная практика показывает, что даже формальные нарушения работодателем процедуры сокращения может повлечь рост расходов на суды , восстановление неправомерно уволенных и штрафы. Защитить интересы работодателя и поможет только адекватное и грамотное поведение обеих сторон в рамках действующего законодательства.

Уведомление центра занятости о сокращении - образец такого документа представлен на нашем сайте. В статье рассмотрено всё, что касается обозначенной обязанности работодателя: сроки, содержание уведомления, ответственность за неисполнение.

Как уведомить службу занятости: определяем срок исполнения обязанности

Обязанность извещать центр занятости населения (далее — ЦЗН) о предстоящем сокращении возложена на всех работодателей, являющихся юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 25 закона «О занятости населения…» от 19.04.1991 № 1032-1).

Организации должны уведомить ЦЗН минимум за 2 месяца, а ИП — минимум за 2 недели до сокращения. Если же сокращение грозит массовым увольнением сотрудников, срок уведомления для любого работодателя увеличивается до 3 месяцев (минимум) перед сокращением.

Согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ при решении вопроса о массовости увольнения нужно руководствоваться отраслевыми соглашениями. Подобные соглашения действуют в нефтяной, текстильной промышленности и т. д. Если ни одно из таких соглашений нельзя применить, то ориентироваться следует на критерии, установленные в Положении об организации работы…, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 (далее — Положение).

Так, в силу п. 1 Положения увольнение будет считаться массовым, если в связи с сокращением увольняют:

  • не менее 50 сотрудников за период 30 дней;
  • не менее 200 сотрудников за период 60 дней;
  • не менее 500 сотрудников за период 90 дней;
  • не менее 1% от трудящихся в регионе за период 30 дней, если общее число занятых в регионе менее 5000.

Форма уведомления о сокращении штата в службу (центр) занятости

Единый бланк уведомления центра занятости о сокращении законом не предусмотрен, поэтому работодатель может составить такое уведомление в произвольной форме. Соответствующий вывод сделан и в письме Роструда «О форме уведомления…» от 26.09.2016 № ТЗ/5624-6-1.

Главное, чтобы в документе имелась вся информация, которую нужно предоставить ЦЗН в соответствии с законом. Так, помимо указания на факт и сроки проведения процедуры сокращения на предприятии следует включить в уведомление следующие сведения о сокращаемых работниках:

  • должность;
  • специальность;
  • профессия;
  • требования квалификации к текущей должности;
  • сведения об оплате труда.

Уведомление нужно подавать в службу занятости по месту дислокации работодателя. Места регистрации и фактического жительства сокращаемых работников не имеют значения.

Что будет, если не уведомить центр занятости населения (ЦЗН) о предстоящем сокращении

В случае если работодатель не исполнит обязанности по уведомлению службы занятости о сокращении или исполнит ее ненадлежащим образом, ему грозит административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (см. апелляционное определение Московского облсуда от 28.04.2014 по делу № 33-7641/2014).

Нарушение налицо, если работодатель:

  • не уведомил ЦЗН;
  • уведомил ЦЗН позже установленного срока;
  • представил неполные или искаженные данные.

В качестве наказания за рассматриваемое нарушение установлен штраф, при этом его размер зависит от субъекта, привлекаемого к ответственности:

  • гражданин — от 100 до 300 руб.;
  • должностное лицо — от 300 до 500 руб.;
  • юридическое лицо — от 3 000 до 5 000 руб.

В вопросе влияния неуведомления ЦЗН о сокращении на законность увольнения судебная практика отличается единством. Так, по мнению судов, одно лишь неисполнение работодателем обязанности известить службу занятости о сокращении прав работников не нарушает и о нарушении порядка сокращения не свидетельствует (апелляционные определения Мосгорсуда от 14.01.2015 по делу № 33-136/15, Смоленского облсуда от 12.03.2014 по делу № 33-804). Если же работодатель допустит иные нарушения (наряду с рассматриваемым), то увольнение, безусловно, может быть признано незаконным (апелляционное определение Ставропольского крайсуда от 31.03.2015 по делу № 33-1520/15).

Подведем итоги. Работодатель обязан извещать службу занятости о предстоящем сокращении в свободной форме. За неисполнение такой обязанности ему грозит административный штраф. Однако ее неисполнение при отсутствии иных нарушений на законность увольнения по сокращению не влияет.



Поделиться