В хозяйстве пригодится.

На состоявшемся 1 июля 2014 года в Ростове-на-Дону авиашоу в честь 75-летия завода "Роствертол" были впервые замечены два боевых вертолета Ми-28НЭ, изготовленных для Ирака (официально заказчик не назывался). Вертолеты несут двухтоновую желтую камуфляжную окраску без каких-либо опознавательных знаков и не оснащены надвтулочной РЛС Н025Э.

Как уже ранее, в годовом отчете ОАО "Роствертол" за 2013 год говорится о выполнении предприятием контрактов на поставку "инозаказчику К-8" (Ирак) 28 боевых вертолетов Ми-35М и 15 боевых вертолетов Ми-28НЭ. Контракты были заключены ОАО "Рособоронэкспорт" в 2012-2013 годах. Ирак стал первым иностранным заказчиком вертолетов Ми-28.

Первые четыре Ми-35М производства "Роствертола" по данным контрактам были Ираку в ноябре 2013 года. В 2014 году эти четыре вертолета Ми-35М были задействованы армейской авиацией Ирака в боевых действиях против исламистов, причем минимум один вертолет уже . 1 июля 2014 года агентство АРМС-ТАСС сообщило о якобы состоявшейся поставке Ираку следующей партии боевых вертолетов в составе четырех Ми-35М и трех первых Ми-28НЭ, однако подтверждения этому пока отсутствуют. Возможно, что два показанных 1 июля в Ростове-на-Дону вертолета Ми-28НЭ являются фактически первыми, изготовленными для Ирака.



Изготовленный для Ирака вертолет Ми-28НЭ в статической экспозиции авиашоу в честь 75-летия завода "Роствертол". Росто-на-Дону, 01.07.2014 (с) Дмитрий Болтенков / eagle-rost.livejournal.com

Второй Ми-28НЭ был замечен на летном поле ОАО "Роствертол". Ростов-на-Дону, 01.07.2014 (с) langeo.narod.ru

Министерство обороны Ирака ввело в боевой состав партию российских ударных вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник» после проведения заключительного этапа подготовки к боевому применению.

По информации агентства INA, на официальной церемонии, состоявшейся 29 октября, присутствовал министр обороны Ирака Халид аль-Обейди в сопровождении высшего военного руководства страны. В ближайшее время вертолеты будут отправлены на предписанные авиабазы и примут участие в боевых операциях против боевиков «Исламского государства».



Как ранее сообщал ЦАМТО , в октябре 2012 года Ирак заключил контракт на поставку 28 ударных вертолетов Ми-35M и 15 Ми-28НЭ.

Первые четыре Ми-35M были поставлены Ираку в 2013 году. Впервые о передаче Ираку первой партии ударных вертолетов Ми-28НЭ, а также дополнительных Ми-35M было объявлено 2 июля 2014 года. Тем не менее, МО Ирака подтвердило получение российских вертолетов только 30 августа. Тогда не было указано количество поставленных вертолетов Ми-28НЭ, однако на кадрах в репортаже новостного агентства INA в процессе сборки в ангаре были продемонстрированы не менее трех машин.

Вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник» предназначен для поиска и уничтожения в любое время суток и сложных метеоусловиях бронированной и небронированной техники, живой силы противника, а также малоскоростных воздушных целей.

В состав комплекта вооружения Ми-28НЭ входят 30-мм пушка 2А42 (боекомплект 250 боеприпасов), ПТУР 9M114 «Штурм» или 9M120/9M121Ф «Вихрь»/«Атака-В», ракеты 9M39 «Игла-Б» и Р-73 класса «воздух-воздух», НУР С-8 и С-13, универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250В с 23-мм пушками ГШ-23Л.



Техническая справка


Боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» предназначен для поиска и уничтожения днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях танков, бронированной и небронированной техники, а также живой силы противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.


Ми-28Н / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Сергей Александров

ОКБ имени М.Л.Миля разработало модификацию вертолета Ми-28 - Ми-28Н, основное отличие которого - круглосуточное боевое применение, в том числе в абсолютной темноте, когда отсутствует даже слабая подсветка от звезд, в любых метеоусловиях!

Опыт применения авиации в войнах второй половины нынешнего века показал, что чаще всего поражение боевого вертолета наземными средствами ПВО осуществляется при визуальном контакте. Это означает, что вертолет должен совершать полет и вести боевые действия на малых высотах. Иначе вероятность его поражения очень высока.

Он должен огибать складки местности, маскироваться в ущельях и в руслах рек, при необходимости временно скрываться на опушке леса и при этом - проводить необходимые боевые операции автономно или в группе. В одноместной машине выполнить такие задачи при современном уровне техники крайне сложно.



Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Сергей Александров





Тактико-технические показатели

Летно-технические характеристики:
Нормальная взлетная масса, кг
10900
Скорость полета H=0 МСА, км/ч : максимальная - 300;
крейсерская - 265
Потолок, м: статический (МСА, вне влияния земли), м 3600; д инамический потолок (МСА, вне влияния земли) - 5600
Кол-во х тип двигателей
2 х ВК-2500-02
Взлетная мощность, л.с.
2х2200
Основное вооружение:
Комплекс управляемого ракетного вооружения: «Атака-В» класса «воздух-поверхность»; «Стрелец» класса «воздух-воздух»
Несъемное вооружение:
подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм
Блоки неуправляемых авиационных ракет: (НАР)Б-8В20А с ракетой типа С-8 калибра 80 мм; (НАР)Б-13Л1 с ракетой типа С-13 калибра 130 мм

Возможности:

  • Круглосуточное действие в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях
  • Поражение бронированных объектов противника с применением управляемых и не управляемых средств поражения
  • Полет в ручном и автоматическом режиме с огибанием рельефа местности
  • Автономное одиночное базирование
  • Надежная бронезащита, повышенная боевая живучесть в сочетании с высокой боевой эффективностью

Комплекс мер повышения боевой живучести:

  • Разнесение двигателей
  • Экранирование двигателей элементами конструкции планера
  • Использование композитных материалов при изготовлении лопастей несущего и рулевого винта
  • Дублирование топливных, гидро- и пневматических магистралей
  • Экранирование жизненно-важных агрегатов менее важными
  • Заполнение пустот конструкции пористыми материалами
  • Бронирование кабины экипажа
  • Противопожарная защита пожароопасных отсеков
  • Защита топливных баков от взрыва
  • Защита топливных емкостей от вытекания топлива через пробоины

Выживаемость экипажа обеспечивается за счет:

  • Бронированной кабины
  • Энергопоглощающих кресел экипажа с парашютной спасательной системой
  • Энергопоглощающего шасси
  • Системы аварийного сброса дверей кабины летчика и штурмана и консолей крыла
  • Надувных баллонетов для предотвращения столкновения экипажа с опорами шасси при аварийном покидании вертолета

Image caption Вертолеты Ми-28Н пока еще никогда не принимали участия в боевых действиях

Первый за последние 10 лет контракт с Ираком на поставку российского вооружения был подписан во время международного авиасалона в Ле Бурже, подтвердил заместитель гендиректора Рособоронэкспорта Александр Михеев.

Ирак купил несколько вертолетов Ми-28НЭ "Ночной охотник" в рамках заключенного с Россией еще в прошлом году пакетного соглашения на 4,2 миллиарда долларов.

До этого Москва не поставляла Багдаду оружие со времен падения режима Саддама Хусейна в 2003 году.

Точный объем нынешней сделки не раскрывается: ранее сообщалось, что будет продано 30 вертолетов, однако в пятницу Александр Михеев заявил, что контракт предполагает поставку "более десяти машин".

По словам представителя Рособоронэкспорта, контракт включает программу обучения пилотов и технического персонала, а также поставку вооружения для вертолета.

Стартовый заказчик

Летно-технические характеристики Ми-28Н

Боевой вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" (Ми‑28НЭ в экспортном варианте) предназначен для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника в любое время суток и в любых метеоусловиях. Экипаж состоит из двух человек: пилот обеспечивает управление вертолетом, штурман-оператор - поиск, обнаружение и поражение целей. Вооружение вертолета включает управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижную пушечную установку калибра 30 миллиметров. На этом вертолете впервые в истории российского вертолетостроения были выполнены фигуры высшего пилотажа - "петля" и "бочка".

Этот контракт означает постепенное возвращение России как крупного международного игрока в регион, считает старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

Помимо вертолетов Ми-28, в рамках пакетного соглашения Россия обещала Ираку истребители МиГ-29М/М2, бронетехнику и ракетно-пушечные комплексы ПВО "Панцирь", однако о заключении контрактов по этим видам вооружений пока не сообщалось.

"Четыре миллиарда долларов - это очень солидная сумма, если учесть, что поставки идут в ближневосточную страну. У нас такого порядка цифры существуют в отношениях с нашим стратегическим партнером Индией и с Китаем", - отметил Сотников.

Иракцы становятся первым иностранным стартовым заказчиком Ми-28, подчеркивает директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. "Это очень важно для того, чтобы продвигать машину дальше", - считает он.

Пока Ми-28 покупает только российское министерство обороны.

Ми-28 в новой модификации официально поступил на вооружение российской армии в 2008 году, став основным ударным вертолетом вооруженных сил. Однако его производитель, Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, неоднократно срывал поставки, и на сегодняшний день произведено лишь около полусотни машин, большая часть которых является опытными и предсерийными образцами.

Когда будут выполнены поставки вертолетов в Ирак – не сообщается.

Курдский вопрос

Озабоченность в связи с покупкой Ираком боевых российских вертолетов уже выразили представители Курдского автономного района этой страны, сообщает иракское информационное агентство Shafaq News.

Руслан Пухов согласен с тем, что "Ночные охотники" могут быть использованы центральными властями Ирака именно против курдов – в случае попытки Курдистана отделиться и начала открытого вооруженного конфликта.

"Точно так же как итальянские ударные вертолеты Mangusta, которые закупили соседние турки, они тоже их по большому счету закупили воевать с курдами в горах, - напоминает Пухов. - Потому что вертолет удобное средство, когда люди по пещерам прячутся. То, что турки используют свои вертолеты против курдов, это факт".

С оружием там вообще полная беда. Главная его фишка – это радар, которого вообще нет. Радар не создали Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель

Однако опасения курдов могут оказаться и преждевременными, считает Владимир Сотников.

"В Ираке сложная сейчас обстановка. Это, наверное, самый худший год за последние несколько лет: террористические акты происходят практически ежедневно. Я думаю, что Малики (премьер-министр Ирака - прим. Би-би-си) сейчас хотел бы, так же как и турки, договориться о каких-то условиях сосуществования с курдами. У Малики слишком много проблем с этими терактами и поддержанием общей безопасности в стране, после того как оттуда вышли американские войска", - говорит Сотников.

В хозяйстве пригодится

Другой возможный мотив покупки российских вертолетов, как отмечают эксперты, - попытка иракских властей диверсифицировать поставки зарубежного вооружения.

К чему приводит ситуация, когда полагаешься на одного поставщика, может показать пример нескольких стран, начиная от Ирана, рассказывает Пухов.

"В аэропорту Тегерана "Боинги" до горизонта стоят необслуживаемые, Венесуэле отказано в обслуживании самолетов F16. Никто не знает, как повернется мир, поэтому лучше закупать вооружение у нескольких поставщиков. Особенно, если ты можешь себе это позволить, а Ирак может себе это позволить, потому что денежка у них есть", - заключает директор ЦАСТ.

В любом случае, замечает Пухов, "хороший ударный вертолет всегда в хозяйстве пригодится".

Владимир Сотников полностью исключает возможность того, что покупая российское вооружение, Ирак пытается вернуть себе особый статус в регионе.

"Особое место в регионе Ираку сложно занять в виду внутренней нестабильности. До войны в Заливе Ирак был региональной державой, которая вела войну за преобладание. Я не думаю, что сейчас Ирак стремится к такому статусу - у него сейчас нет ресурсов и условий, чтобы занять такое положение", - заключает востоковед.

Миллиард на откаты

Аварии Ми-28Н

  • 19 июня 2009 года - вертолет Ми-28Н потерпел аварию на Гороховецком полигоне Московского военного округа. Экипаж машины не пострадал, оба пилота успели выбраться из кабины.
  • 15 февраля 2011 года - во время тренировочного полета под Буденновском экипаж МИ-28Н принял решение совершить вынужденную посадку. При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.
  • 16 августа 2012 года - при выполнении учебного полета в Моздоке совершил жесткую посадку Ми-28Н. Жертв нет, вертолет получил незначительные повреждения.

Контракт Ирака и России о поставке вооружения имеет только один главный мотив – коррупционный, возражает военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Именно поэтому, по его мнению, иракские власти предпочли иметь дело с российским, а не американским оружием.

"Сделка вся строится на откатах, в первую очередь для иракских лиц. У американцев проблемы – у них законы, которые запрещают коррупцию при продаже вооружения зарубежным странам. А у нас коррупция носит легальный характер. У нас выплата комиссионных происходит за счет госбюджета при экспортных сделках", - говорит эксперт.

По его мнению, из пакетного соглашения на 4 миллиарда долларов минимум миллиард уйдет на коррупционную составляющую.

"Покупателям, иракским чиновникам, есть за что бороться",- резюмирует Фельгенгауэр.

Вокруг заключения пакетного соглашения уже возникал коррупционный скандал: в ноябре прошлого года, спустя несколько дней после подписания документов, премьер-министр Ирака Нури Малики заявил об отмене сделки – как было объявлено, "из-за подозрений в коррупции".

Однако заявление Малики было вскоре отозвано, и в апреле 2013 года парламент Ирака окончательно одобрил соглашение.

Радар преткновения

На коррупционный характер сделки указывает, по словам Павла Фельгенгауэра, и то, что вертолета как такового – вообще нет.

"Есть какие-то экземпляры, которые то летают, то не летают. С оружием там вообще полная беда. Главная его фишка – это радар, которого вообще нет. Радар не создали".

Радар для Ми-28 разрабатывается Рязанским приборным заводом, и к 2013 году конструкторы приступили лишь к очередному этапу испытаний опытного образца.

Принципиальное отличие вертолета Ми-28 от его предшественников как раз и заключается в наличие радара, позволяющего летать и наводить ракеты на цель ночью и в плохую погоду (отсюда и название "Ночной охотник").

Когда начнется серийное комплектование вертолета Ми-28Н новыми радарами - неизвестно.

"Из автоматической пушки стрелять и летать Ми-28 может, - подтверждает Фельгенгауэр. - Только для этого не надо Ми-28 покупать, можно купить что-нибудь подешевле".

Именно отсутствие заявленного в спецификации радара и современных систем вооружения стало причиной срыва предыдущей попытки продать Ми-28 за рубеж – в Индию.

"Хотя они и специализируются на российско-советской технике, но им нужна машина, которая работает. Они купили американские Apache Longbow. Тот давно работает, налажено серийное производство, успешное участие в боевых действиях – все есть. А у Ми-28 ничего нет, а стоит он даже дороже Apache Longbow", - заключает Павел Фельгенгауэр.

Дальность действия этих ракет - шесть километров. Вероятность попадания в цель типа «танк» на дальности от 3000 м до 6000 м - 0,7 … 0,8. Ракеты способны пробивать броню толщиной не менее 800 по нормали (за динамической защитой), боевая часть - до шести килограммов. Система управления ракет - полуавтоматическая пеленгационная с передачей команд по радиолинии. Она имеет высокую помехоустойчивость за счет использования при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот.

Максимальная скорость Ми-28Н - 300 км/ч, дальность полета в боевом варианте - до 450 км. Благодаря бортовому оборудованию, вертолет способен совершать полеты в ночное время в нескольких метрах над землей, используя очки ночного видения и круглосуточную обзорно-прицельную станцию ОПС-28.

В отличие от вертолетов США Apache Ми-28Н имеет серьезное бронирование кабины экипажа и резервирование отдельных наиболее важных систем. Обеспечена возможность полета на одном двигателе с автоматическим выводом его на чрезвычайный режим при отказе или поражении второго. Бронирование кабины экипажа выдерживает прямое попадание: бронебойных пуль калибра 12,7 мм, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм и осколков управляемых ракет.



Поделиться