В какое время писалась пьеса снегурочка островского. А.Н

Близится конец суровой и холодной зимы, на смену которой приходит долгожданная весна с её тёплыми лучами солнца и первыми проталинами в лесу, где леший прячется в дупло. На Красную горку приходит Весна, и возвращаются птицы. Холодом встречает Весну страна Берендеев, а всё из-за заигрываний Весны с Морозом. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом и всё терпит ради дочери.

Зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают люди в холодную погоду, но с весельем поднимается вьюга. Мороз выходит из лесу и напоминает Весне, что пришло время позаботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы она жила среди послушных зверей в лесном тереме. Но Весна желает другое будущее для дочки, чтобы жила она среди людей и весёлых подруг, играющих и пляшущих до полуночи. Бог Солнца берендеев, горячий Ярило хочет погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её.

После ссоры Мороз предлагает отдать Снегурочку на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать на неё внимание. Весна соглашается. Снегурочка признаётся, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, очень нравятся ей песни молоденького пастушка Леля. Это очень пугает заботливого отца, и он наказывает Снегурочке остерегаться Леля, и поручает заботу о ней своим лешуткам - лесным. Вот и весна вступила в свои права. Начались народные гуляния.

Пошёл как-то Бобыль в лес за дровами и увидел Снегурочку, одетую как боярышня. Согласилась она остаться жить у них в доме приёмной дочкой. Названные родители сердятся, что она своей стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов, а им не удаётся разбогатеть. К Бобылям приходит Лель. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, и о подарке цветка. Лель, спев песню увидел других девушек и побежал к ним. Девушки ссорятся с парнями, которые увлекаются красотой Снегурочки.

К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого купца Мураша. Она делится своей радостной новостью со Снегурочкой, говорит, что к ней посватался богатый торговый гость Мизгирь. Вот появляется Мизгирь с двумя мешками подарков - выкуп за невесту для девушек и парней. Мизгирь, увидев Снегурочку, страстно влюбляется в неё и приказывает нести казну в дом Бобыля. Снегурочка не желает зла Купаве, сопротивляется переменой Мизгиря. Оскорблённая от горя Купава просит защиты у Берендеев. Купава решила утопиться, но Лель остановил её.

Пятнадцать лет Ярило немилостив к Берендеям. Чтобы угасить гнев солнца, нужно умилостивить его жертвой. Но Бермята сообщают, что из-за Снегурочки, которая появилась в слободке, все девушки перессорились. Тут вбегает брошенная Купава и рассказывает о своём горе царю. Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь отчаянно борется за свои права. На вечерней зоре девушки и парни водят хороводы. Лель ищет Купаву и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её. Снегурочка отвергает любовь Мизгиря, зовя Леля. Лешутки уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, где он плутает всю ночь. Снегурочка просит совета у матери весны, научить её любить. Мать одевает на голову Снегурочке волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит юношу, которого она встретит. Счастливый Мизгирь приводит Снегурочку на гору, где собрались Берендеи. Снегурочка тает при первых лучах солнца, благословляя любовь, которая принесла ей смерть. Мизгирь, который думает, что Снегурочка его обманула, в отчаянии бросается с горы в озеро. Теперь все Берендеи надеются, что гнев Ярилы погаснет, ведь он дарит силу, урожай и жизнь.

Островский, А. Н. Снегурочка: весенняя сказка в 4-х д. с прологом / А. Н. Островский; худож. В. М. Васнецов. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 141 с. : рис.

12 апреля 2018 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) и 145 лет, когда была написана весенняя сказка «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судебного чиновника. Детство и раннюю юность провел в купеческом Замоскворечье, которое является местом действия во многих пьесах драматурга.

Литературную известность Островскому принесла пьеса «Свои люди – сочтемся!». Первоначально она была запрещена цензурой к театральному представлению, а сам ее автор отдан под надзор полиции.

Первые свои произведения А. Н. Островский публиковал в журнале «Москвитянин». Пьесы «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» отражали, как определил сам драматург, «нравственно-общественные коллизии» своего времени. В течение более тридцати лет не проходило и года без премьер его драм и комедий в московском Малом и петербургским Александрийском театрах. Его пьесы «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Снегурочка» вошли в золотой фонд русской драматургии. Федор Михайлович Достоевский назвал их «повестями в ролях».

Творчество А. Н. Островского оказало большое влияние на дальнейшие поиски и судьбу отечественного театра. Его реалистические пьесы не сходят со сцены и сегодня.

«Снегурочка» резко выделяется на фоне всего творчества Александра Николаевича Островского, его многочисленных драм и комедий, созданных на сугубо бытовом материале. Сказка поражает удивительной поэтической красотой.

Фонд редких книг владеет сказкой «Снегурочка», выпущенной в 1954 г. в Москве Государственным издательством художественной литературы.

Замысел «Снегурочки» возник у А. Н. Островского в начале 1873 г. Сказка, как считают литературоведы, создавалась в счастливые минуты творческого вдохновения. Работу над ней драматург начал в конце февраля 1873 г. и завершил её уже 4 апреля в 10 часов вечера. На одном из беловых автографов «весенней сказки» стоит другая дата – 31 марта. Примечательно, что это день рождения писателя, которому в 1873 г. исполнилось 50 лет. Возможно, что Александр Николаевич хотел специально приурочить завершение произведения к своему дню рождения. В «Снегурочке», очень дорогом для драматурга детище, «очень многое сошлось и очень многое раскрылось. Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии». Поэтому он высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней.

Стихи «весенней сказки» долго «бродили в душе писателя». Духовное обращение А. Н. Островского к стране мудрых и добрых берендеев началось ещё в юности, когда в апреле 1848 г. он с домочадцами отправился в самую глушь Костромской губернии, в усадьбу Щелыково. Путь лежал через древние русские города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, который продолжался целую неделю. Будущий драматург свои впечатления описал в путевом дневнике, который стал «своеобразной прелюдией к сказке». Записи свидетельствуют, что Островский внимательно прислушивался и присматривался к народному миру. Возможно, что именно здесь он услышал легенду о берендеях. Недалеко от Переславль-Залесского находилось знаменитое Берендеево болото, в центре которого на острове, сохранились остатки какого-то древнего городища. В народном предании рассказывалось о том, что на месте болота существовало царство счастливых берендеев, управляемое умным и добрым царем.

А живописная природа родовой усадьбы Щелыково, которую впоследствии посещал драматург каждый год, в мифологическом облике в полной мере предстанет в весенней сказке «Снегурочка». Островский здесь совершал частые прогулки по окрестностям. И естественно, пройдя через творческую фантазию писателя, они стали средой его произведения.

«Весеннюю сказку» А. Н. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы.

Источники «Снегурочки» - быт и язык родной земли, её история, старинные обряды, песни, общерусские мотивы народных сказок, преданий, само обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, с традициями и гостеприимством.

В «Снегурочке» органично соединяются реальность и фантазия, правда и вымысел. Островский привнес в облик героев своей сказки черты знакомых ему щелыковских крестьян. Многочисленные беседы с местными крестьянами, возможно, питали творческое воображение драматурга. Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Н. Островский.

Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в «Снегурочке» поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце.

Литературоведы считают, что в «весенней сказке» условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они «не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!».

«Снегурочка» А. Н. Островского содействовала и совершенствованию русского театрально-декоративного искусства. В представляемом издании «весенней сказки» использованы иллюстрации русского художника Виктора Михайлович Васнецова (1848-1926), который в 1882-1883 г. работал над художественным оформлением спектакля «Снегурочка» в доме Мамонтова.

В. М. Васнецов создал и мастерские эскизы костюмов к спектаклю:

«Дед Мороз» и «Весна»

«Снегурочка» и «Лель»

«Купава» и «Мизгирь»

«Берендей» и «Берендейки»

Образ «Снегурочки» В. Васнецов воплотил и в живописном изображении. Художник написал картину в 1899 г. и увидеть её можно в представляемом издании и в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер изобразил героиню сказки по-новому. «Она необыкновенно юна и поэтична в своей пушистой шапочке и старинной светлой шубке… Жест руки передает её удивление свободе и красоте, разлившейся вокруг, а выражение детского лица говорит об охватившем её восторге…».

Живописно, помимо В. Васнецова, образ «Снегурочки» изобразил и М. Врубель.

Прежде всего, пьеса-сказка способствовала становлению русского драматического театра. Постановка её на сцене потребовала серьёзного приспособления на площадке: эффекты электрического освещения, движение облаков, изображение таяния героини… Исполнителями пьесы в разное время были Гликерия Федотова, А. П. Ленский, Пров Садовский, Е. Д. Турчанинова, М. П. Лилина и др.

«Снегурочка» оказала своё воздействие и на обогащение русской классической музыки и оперного жанра. Музыкальную интерпретацию сделал П. И. Чайковский, написали оперы Н. А. Римский-Корсаков и А. Т. Гречанинов.

Специалисты считают, что «Снегурочка» вобрала в себя значимые пласты русской культуры и, в свою очередь, стимулировала дальнейшее развитие многих областей отечественного искусства: драматического театра, актерского мастерства, музыки, оперного театра, декоративного искусства, живописи, графики и скульптуры. Вне этого широкого контекста пьеса А. Н. Островского немыслима».

Список использованной литературы:

  1. Знаменитые музеи-усадьбы России / сост. И. С. Ненарокомова. - Москва: АСТ-Пресс, 2010. – С. 220-247.
  2. Лебедев, Ю. В. "Снегурочка", "весенняя сказка" А. Н. Островского: (жанровые истоки) / Ю.В. Лебедев // Жанр и композиция литературного произведения. – Вып. 1. - Калининград: Издательство КГУ, 1974.
  3. Роговер, Е. С. «Снегурочка» А. Н. Островского в контексте русской литературы // Литература в школе. – 2015. - № 10. – С. 2-6.
  1. Как видно из названия главным героем произведения является Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Прекрасная девушка с неземной красотой, ледяным сердцем и безграничным желанием любить. Чтобы понять, что значит любить, Снегурочка готова пойти на любые жертвы.
  2. Родители снегурочки: Мороз и Весна-Красна . Мороз жесткой, грозный повелитель холодных ветров и зимней стужи. Он готов отдать все только бы уберечь свою дочь от ошибок. От своей матери Весны Снегурочка получила способность любить.
  3. Лель – беззаботный пастух, жаждущих внимания девушек. Именно он сможет пробудить в Снегурочке любовь.
  4. Мизгирь – проезжий купец, полюбивший Снегурочку всей душой за ее красоту и наивность, бросивший невесту только быть со своей любимой.

Пролог

В центре сюжета царство берендеев. Уже давно должна была наступить весна, но горы царства покрыты снегом. На Красной горке стоит Леший и смотрит как спускается с небес Весна-Красна. Но Берендеев посад не готов к встрече с весенним солнцем и пением птиц.

Мороз заполонил все царство берендеев. А все из-за того, что Весна сыграла с Морозом злую шутку, теперь она у него в неволе. Весна признается Лешему, что у них с Морозом есть дочь – Снегурочка.

Спор Весны и Мороза

На Красную горку спускается Мороз, дабы решить, кто будет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет спрятать дочь в лесной чаще, чтобы уберечь от людских проблем. Весна же наоборот хочет, чтобы ее дочь жила среди людей. Мороз убеждает Весну отдать ему ребенка, предупреждая ее о злом умысле бога солнца Ярило.

Ярило хочет погубить Снегурочку – как только в ее сердце загорится огонёк любви, она растает. Весна-Красна не верит словам Мороза. Чтобы решить спор Мороз спрашивает у дочери: «Где бы она хотела жить?». Девушка признается, что всегда мечтала жить среди людей, танцевать, петь песни и радоваться весеннему солнцу. Уже давно Снегурочка мечтает о прекрасном молодом пастухе, которого зовут Лель.

Снегурочка в царстве берендеев

Девушку отдают на воспитание к бездетному Бобылю. В царство берендеев приходит весна, народ встречает ее громкими плясками, хороводами и песнями. Спокойно живет Снегурочка у Бобылей. Из-за своей наивности, скромности и стыдливости у нее совсем нет подруг, да и женихи не выстраиваются за ней в ряд.

Однажды к Бобылем заглядывает молодой пастух Лель. Другие жители деревни остерегаются оставлять у себя дома бедного пастуха, боясь, что их дочери влюбятся в молодого парня. Односельчане одаривают Леля деньгами, а Бобыли, позарившись на деньги, приглашают юношу на ночлег.

Неискушенность Снегурочки

Красота Снегурочки пленяет пастуха. Однако врожденная скромность и стыдливость не дает девушке показать своих чувств. Со всей добротой она дарит юноше цветок за исполненную песню.

Но Лель не отличается бескорыстностью и просит у девушки более значимых подарков – поцелуев. Устав ждать ответных поступков от Снегурочки, пастух отправляется в город, обольщать других девушек своими танцами и песнями.

Знакомство Снегурочки с богатым кузнецом Мизгирем

У Снегурочки нет подруг среди односельчан, лишь одна Купава разделяет с дочерью Весны все невзгоды и печали. Купава готовится к свадьбе с молодым, богатым кузнецом Мизгирем. Она откровенно рассказывает Снегурочке о своей любви к молодому юноше, о своем безграничном счастье.

Купава решает познакомить Снегурочку со своим женихом на девичнике. Купец недавно приехал в деревню, с гостинцами для родни невесты. С первого же взгляда на Снегурочку сердце Мизгиря замирает, он забывает о свадьбе, о своей невесте и любви к Купаве.

Он прилюдно признается Снегурочке в любви и расторгает помолвку. Брошенная невеста совершает самоубийство на берегу реки, но Лель успевает ее спасти. Все молодые девушки ненавидят Снегурочку, а Купава отправляет к царю берендеев с проклятьями в адрес бывшего жениха.

Знакомство Снегурочки с царем

Разгневанный царь Берендей выгоняет купца из страны. Мизгирь достойно принимает царское наказание, но просит царя повидаться с возлюбленной. Царь и сам жаждет познакомиться с таинственной красавицей. По приглашению царя Бобыли со Снегурочкой прибывают в царский дворец.

Берендей сражен таинственной, ледяной красотой Снегурочки, ее наивностью и целомудрием. Он решает выдать девушку замуж за богатого вельможу, чтобы угодить богу солнца Ярило.

Однако девушка не хочет выходить замуж, человеческие чувства теперь противны ей. Берендей советуется со своей женой Еленой Прекрасной о замужестве Снегурочки. Царица понимает, что растопить сердце прекрасной девушки сможет только ее первый возлюбленный – пастух Лель.

Последний подарок Весны

Лель влюбляется в Купаву, однако приглашает Снегурочку на праздник весны. Лель не собирается признаваться в любви дочери Весны, он хочет показать ей, как больно, когда тебя отвергают. Снегурочка надеется на взаимность со стороны Леля, но в ответ получает только упреки. Снегурочке никогда не понять человеческих, плотских чувств.

Мизгирь старается заинтересовать Снегурочку дорогими подарками и своей любовью. Но девушки не нужны богатые дары купца, она хочет научиться любить Леля. Обозленный Мизгирь хватает девушку и тащит ее в лес, пытаясь овладеть девушкой силой. К счастью, волшебные лесные жители оберегают Снегурочку по велению ее отца.

Снегурочка просит мать Весну научить ее человеческой любви. Весна-Красна остерегает дочь, напоминая о жестокости человеческих чувств. Но отказать любимой дочери она не может. Весна дает дочери плетенный из цветов венок: первый, кого встретит Снегурочка, станет ее возлюбленным на всю жизнь.

Смерть Снегурочки

Возлюбленным Снегурочки становится Мизгирь. Богатый купец не может скрыть своего счастья и не волнуется о губительных лучах Солнца, которые могут забрать у него его любимую. Мизгирь приводит девушку на Ярилину гору, где все односельчане и царь готовятся обвенчать прекрасную пару.

Первые лучи солнца не дают Снегурочке стать женой Мизгиря. Так, предсказание ее отца сбывается – Снегурочка тает на солнце от человеческой любви.

В основе сюжета пьесы «Снегурочка» Островского, написанной в 1873 году, лежит русская народная сказка. Это стилизованный под русский фольклор поэтический рассказ, в котором действующими лицами являются низшие и высшие славянские божества: Весна, Ярило, Мороз, Леший.

Главные герои

Мороз – суровый старик, повелитель стужи и метелей.

Весна – молодая красавица, что приносит с собой тепло и радость.

Снегурочка – юная дочка Мороза и Весны.

Лель – беззаботный пастух, способный очаровать кого угодно своим пением.

Мизгирь – молодой купец, страстно влюбленный в Снегурочку.

Другие персонажи

Царь Берендей – добрый и справедливый правитель волшебного царства.

Бобыль и Бобылиха – приемные родители Снегурочки.

Купава – подружка Снегурочки, отвергнутая невеста Мизгиря.

Бермята – ближний боярин царя.

Елена Прекрасная – супруга Бермяты.

Ярило – могущественное божество, солнце, которому поклоняются все берендеи.

Пролог

Явление первое

« Весна-Красна спускается на землю », вот только « угрюмая страна » совсем нерадостно встречает ее – поля покрыты снегом, а ручьи скованы льдом.

Весна признается, что шестнадцать лет назад она проявила свой « непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый» , и обольстила Мороза. Теперь у них есть общая дочь – красавица Снегурочка.

Явление второе

При встрече Весна просит старика поскорее отправиться на север, « к сибирским тундрам ». Узнав, что Мороз оставляет дочь в глухом лесу, она протестует – повзрослевшей Снегурочке нужны « веселые да игры до полночи, весенние гулянки да горелки ».

Мороз признается, что его главный противник – Ярило – « поклялся страшной клятвой губить » его, и растопить Снегурочку, как только та по-настоящему полюбит.

Явление третье

Девушка признается родителям, что давно мечтает с подружками ходит в лес по грибы да ягоды, водить с ними хороводы под звонкие трели молодого пастуха Леля.

Мороз покидает царство берендеев, и Весна вступает в свои законные владения.

Явление четвертое

На радостях берендеи сжигают чучело зимы и празднуют Масленицу.

Бобыль и Бобылиха замечают на дороге боярышню « в тулупчике, в сапожках, в рукавичках » – Снегурочку, которая становится их названной дочерью.

Действие I

Явление первое

Жители царства получают указ – собраться всем « на гульбище, на игрище, на позорище » и поклоняться светлому Яриле.

Тем временем Бобыль с супругой кручинится – за Снегурочкой « оравами, стадами » ходят женихи, но никто не нравится красавице. Старики мечтают о сытой жизни у будущего зятя, но Снегурочка хочет выйти замуж только по любви. Вот только что такое любовь она еще не знает.

Явление второе

Жители слободки предлагают плату Бобылю, чтобы тот приютил у себя молодого пастуха Леля. Многие из них опасаются, что молодой красивый парень может вскружить головы их женам и дочкам, а у Бобыля Снегурочка совсем не похожа на слобожанок.

Явление третье

Снегурочка просит Леля спеть для нее песню. В качестве платы пастух просит поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда Лель готов взять в качестве платы цветок.

Пастушок начинает петь, но его зовут другие девушки, и парень без раздумий выбрасывает увядший цветок и убегает.

Явление четвертое

Снегурочку обижает равнодушие Леля – « досада сжимает грудь ». Девушка обижена на отца за то, что сотворил ее такой холодной, и решает взять у матери-Весны « немножечко сердечного тепла ».

Явление пятое

Подруга Снегурочки по имени Купава делится с ней своей радостью – она познакомилась с богатым пригожим молодцем Мизгирем. Девушка с нетерпением ожидает праздника, поскольку « в Ярилин день, на солнечном восходе » избранник пообещал перед царем взять ее в жены.

Явление шестое

Завидев вдали Мизгиря, Купава просит своих подруженек спрятать ее, и выдавать суженому только за большой выкуп. Девушки весело торгуются с женихом, и тот одаривает их богатыми подарками. Купава зовет Снегурочку « в последний раз, в останешний » поводить вместе хороводы, да спеть песни.

Явление седьмое

Увидев Снегурочку, Мизгирь без памяти влюбляется в нее. Ради нее он готов бросить свою невесту Купаву, и « дарами бесценными » осыпать красавицу. Бобыль с супругой уговаривают Снегурочку быть благосклонной к такому завидному жениху.

Явление восьмое

Униженная Купава приходит с друзьями к крыльцу Бобыля и требует ответ от Мизгиря. Богатый купец объясняет, что ему « всего дороже скромность » Снегурочки. Купава же « любила без оглядки, обеими руками обнимала », и Мизгирь посчитал девушку излишне ветреной.

В отчаянии Купава решает утопиться в реке, но ее вовремя останавливает Лель. Слобожане советуют ей обратиться за помощью к царю Берендею.

Действие II

Явление первое

Царь Берендей восседает на своем золотом троне, и под песни слепых гусляров лично расписывает один из столбов. Два скомороха шуточно спорят промеж собой, что там изображено.

Явление второе

Правитель переживает, что в сердцах берендеев нет былой « горячности любовной ». Он предлагает в Ярилин день соединить брачным союзом всех собравшихся девушек и парней. На что Бермята сообщает, что « невесты рассорились до драки с женихами », и причина тому – неприступная красавица Снегурочка.

Явление третье

К царю приходит Купава и жалуется на недостойное поведение Мизгиря, опозорившего ее перед всеми слобожанами. Берендей приказывает привести к нему юношу « на суд царев ».

Явление четвертое

Берендей предлагает юноше « загладить грех » и взять в жены Купаву, но тот не согласен – он любит только Снегурочку. Да и Купава отказывается от такого брака, поскольку « обижено, разбито сердце ».

Берендей хочет навечно изгнать Мизгиря из своего царства, но тот просит царя только взглянуть на Снегурочку, а потом уж выносить приговор.

Явление пятое

В царских покоях появляется Снегурочка, и царь не может оторвать от нее глаз. Берендей не верит, что сердце Снегурочки до сих пор молчит, и никто из юношей не смог очаровать ее.

Царь обращается за советом к Елене Прекрасной, и та говорит, что « один лишь только может внушить любовь девице » – молодой пастух Лель. Мизгирь просит царя дать ему еще один шанс завоевать любовь Снегурочки.

Действие третье

Явление первое

На вечерней заре юноши и девушки начинают водить хороводы. Царь с умилением глядит на веселье, и советует позабыть обо всех проблемах, ведь « для заботы своя пора ».

Берендей предлагает Лелю выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка просит пастуха выбрать ее, но тот предпочитает ей Купаву. В слезах Снегурочка убегает.

Явление второе

Снегурочка обвиняет Леля в том, что он выбрал Купаву, а не ее. Самолюбие девушки уязвлено, ведь она гораздо красивее соперницы. Лель обещает, что в следующий раз выберет непременно ее.

Явление третье

Снегурочку находит Мизгирь и рассказывает ей о то, « как ноет сердце, какой тоской душа больна ». Он пугает девушку своей исступленной страстью. За согласие Снегурочки стать его женой он готов на все. В страхе красавица убегает.

Явление четвертое

Своим чарующим пением Лель сводит с ума не только Снегурочку и Купаву, но и Елену Прекрасную. Она признается пастуху в любви, но не « не зажигает огня в груди у Леля ».

Явление пятое

Елену Прекрасную ревнует к Лелю ее муж – боярин Бермята. Однако красавица успокаивает его тем, « что юноши все нагло-бессердечны, зато мужья и милы и добры ».

Явление шестое

Снегурочка находит Леля, и просит у него защиты от настойчивого Мизгиря. Однако пастух, завидев бегущую Купаву, под благовидным предлогом удаляется.

Явление седьмое

Купава признается в любви Лелю, который « спас девическую гордость ». Пастушок согласен объявить Купаву своей женой, как только взойдет солнце.

Этот разговор слышит Снегурочка, и в гневе называет Леля изменником, а Купаву – разлучницей. Девушка отвечает, что для Снегурочки любовь – это лишь игра, забава, а пастушок признается, что ему « не детская любовь нужна» .

Действие четвертое

Явление первое

Мизгирь следует за призраком Снегурочку вглубь леса – это Леший постарался, чтобы уберечь дочку Мороза от настойчивого поклонника.

Явление второе

Снегурочка прибегает к матери и жалуется, что хочет « любить - но слов любви » совсем не знает. Она устала быть холодной, и хочет открыть свое сердечко навстречу сильному чувству.

Однако Весна напоминает Снегурочке « отцовы опасенья » – любовь станет причиной ее гибели. Девушка готова умереть, лишь испытать « любви одно мгновенье ».

Весна надевает дочери волшебный венок, и говорит, что она всем сердцем полюбит первого, кого встретит.

Явление третье

Снегурочка встречает Мизгиря и признается ему в любви. Он не верит своему счастью и с нетерпением ожидает восхода солнца, чтобы объявить царю Берендею свою суженую.

Явление четвертое

На рассвете парни и девушки запевают песни. Царь благословляет брачные союзы, желает молодым счастья и благополучия.

С появлением ярких солнечных лучей Снегурочка начинает таять. Она счастлива, ведь впервые в жизни « в очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь ».

С горя Мизгирь бросается в озеро, а царь Берендей говорит, что гибель влюбленных неслучайна, поскольку « солнце знает, кого карать и миловать ». Лель запевает хвалебную песню Яриле.

Заключение

Произведение Островского построено на противостоянии противоположностей: Мороза и Ярила, холода и тепла, равнодушия и чувственности. Главная тема пьесы – жизнь без любви бессмысленна.

Краткий пересказ «Снегурочки» будет полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 167.

Пьеса «Снегурочка» была написана А.Н.Островским «по случаю» и очень выделяется на фоне характерных для него сатирических произведений. Предыстория ее создания такова: в 1873 году Малый театр переехал в Большой из-за ремонта, и комиссия, которая занималась всеми императорскими театрами в Москве, решила поставить особый спектакль, который задействовал бы одновременно балетную, оперную и драматургическую труппы. Взяться за воплощение этой идеи попросили не только Островского, но и Чайковского, который отвечал за музыкальную часть. Оба увлеклись своей работой настолько, что феерия была готова очень быстро.

В основе «Снегурочки» Островского лежит народная сказка, в которой сочетаются славянские обряды и песни, а также добавлена мифологическая составляющая. Благодаря этому произведение, которое долго считали легкомысленным для такого серьезного драматурга, становится многослойным и многозначным. Так, природа у него напоминает не столько пейзаж, сколько портрет. Если скачать бесплатно это произведение или прочесть его онлайн, то можно легко заметить, что природное и человеческое начала в нем смешаны. Двоякость пьесы легко заметить, если «Снегурочку» читать полностью для урока литературы. С одной стороны перед зрителем предстает утопическое берендеево царство, где даже царь считает, что все живое нужно любить, с другой же выступает человеческая жадность Бобыля и Бобылихи, которые видят в приемной дочке только средство для собственного обогащения. Любовь, которую так жаждет сердце Снегурочки, она находит в Мизгире, который, даже будучи женихом Купавы, все же не смог устоять и тоже полюбил красавицу. Рассказ об этом оканчивается печально – Снегурочка тает, поддавшись человеческим чувствам, а ее жених топится в озере.

Вместе с тем автор хоть и грустит, но грустит светло. Он показывает зрителю, что на самом деле его произведение рассказывает о бесстрашии и свободе, которые есть в каждом человеке, о любви и настоящем свете, которые побеждают страх смерти. Пьеса показывает, что верность, любовь и красота души важнее материальных ценностей, стремление к которым воплощено в образах приемных родителей Снегурочки и которые все равно не получают своего сомнительного «счастья». Таким образом, драматург демонстрирует победу духовного начала над физическим, торжество истинных чувств.



Поделиться