В оценочной деятельности выделяют и применяют. Кто такой оценщик и что такое оценочная деятельность

Введение

В современных условиях эффективное управление имуществом невозможно без применения специальных методов анализа и расчета стоимости объекта, участвующего в определенной сделке. Приватизация, оформление арендных отношений, залог, осуществление взаиморасчетов с инвесторами и другие сделки подразумевают проведение денежной оценки объекта. При этом эффективность управления объектом зависит от того, насколько адекватно и достоверно определена его стоимость. Именно поэтому оценка как профессиональная деятельность становится все более востребованной.

Оценка представляет собой одно из важнейших направлений рыночной инфраструктуры. Основой развития явилась потребность в разрешении имущественных споров, поскольку в них требовалось выяснение объективной стоимости того или иного имущественного блага .

В настоящее время остро стоит вопрос профессионального определения стоимости, например, предприятий, правильного исчисления налогооблагаемой базы, кредитных организаций и др. Введение налога на недвижимость по рыночной стоимости приведет к тому, что деятельность оценщиков коснется каждого собственника жилья.

Объект курсовой работы - оценочная деятельность.

Предмет курсовой работы - правовое регулирование оценочной деятельность.

Цель курсовой работы - провести анализ правового регулирования оценочной деятельность.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить развитие института оценки

2. Исследовать развитие законодательства об оценочной деятельность

3. Рассмотреть взаимосвязь института несостоятельности в российском праве и оценочной деятельности

4. Проанализировать государственное регулирование ответственности оценочной деятельности.

Теоретическую основу работы составили труды Копьева А.В., Гущина В.В., Пратт Ш., Преснякова И.В., Камаев Р.А.

В работе использованы такие методы как анализ, синтез, метод сравнения.

Понятие и особенности оценочной деятельности

Развитие института оценки

Оценочная деятельность продолжает развиваться. Развитие идет по двум направлениям. Во-первых, расширяется поле обязательной оценки. Так, например, в июле этого года были приняты поправки в Закон "Об оценочной деятельности", расширяющие новое, очень важное поле деятельности оценщиков - кадастровую оценку. Во-вторых, оценочная деятельность "растет вширь" и начинает затрагивать не только обязательную оценку, но и консалтинг. Такой путь развития отрасли кажется не менее перспективным.

Решение задач по совершенствованию корпоративного управления, развитию финансового рынка, защите прав собственника, эмитента и кредиторов невозможно без качественных услуг оценщика.

Например, интеграция России в международное пространство предполагает более широкое привлечение оценщиков, знакомых с принципами оценки активов, предусмотренными международными стандартами финансовой отчетности. С учетом положений принятого летом Закона "О консолидированной финансовой отчетности" на рынке консалтинга появляются новые поводы для сотрудничества оценщиков и аудиторов.

Кроме того, экономический кризис, ударивший по платежеспособности спроса, откорректировал портфели коллекторов. В структуре активов, перепродаваемых банками в пользу коллекторских агентств, стало появляться все больше "сложного" обеспечения - земельных участков, нереализованных инвестиционных проектов, бизнес-центров, коттеджных поселков и жилых комплексов. А это хороший повод для их сотрудничества с оценщиками .

Многое меняется в сметном нормировании и ценообразовании в строительстве - сфере деятельности, не чуждой оценщикам. Высокие задачи, стоящие перед российской оценкой, требуют кардинального повышения ответственности оценщиков за свою работу и роста уровня их профессионализма.

Официально профессия "оценщик" (эксперт по оценке) введена Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 ноября 1996 г. № 11 "Об утверждении квалификационной характеристики по должности "Оценщик (эксперт по оценке имущества)", где были указаны должностные обязанности и перечень документов, которые должен знать специалист в области оценочной деятельности. В частности, в обязанности оценщику вменялось: установление рыночной или иной стоимости объектов гражданских прав, установление деловых контактов с заказчиками, заключение и оформление договоров на оценку, составление отчета об оценке, формирование информационной базы, необходимой для оценочной деятельности. Этим же постановлением утверждены квалификационные характеристики к вышеуказанной должности: высшее профессиональное образование, дополнительное образование и стаж работы по профилю не менее одного года. 24 декабря 1998 г. Министерство труда и социального развития РФ постановлением № 52 установило квалификационную характеристику "Оценщик интеллектуальной собственности". В этом постановлении прописаны основные должностные обязанности оценщика, а также ужесточены квалификационные требования к этой должности: для того чтобы получить квалификацию оценщика интеллектуальной собственности I категории, необходим стаж работы в области оценки интеллектуальной собственности 5 лет.

Однако в секторе гражданско-правовых отношений несовершенный федеральный механизм принятия законов послужил серьезным препятствием к развитию института оценки. Поэтому ряд администраций субъектов РФ на период до принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ приняли свои нормативные акты с целью регулирования оценочной деятельности в отдельно взятом субъекте РФ.

Наметить основные направления в законотворческом процессе по вопросам оценочной деятельности наиболее точно удалось московским законодателям. В 1997 г. в столице уже была создана система официальной аттестации и аккредитации оценщиков, введено лицензирование деятельности по оценке недвижимости на территории Москвы, работали программы подготовки и аттестации оценщиков, образован и активно действовал консультативный орган - Московский совет по оценке.

29 июля 1998 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который определяет оценочную деятельность как деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости .

Закон устанавливает обязательное привлечение независимого профессионального оценщика при оценке имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в целях разрешения имущественных споров в случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; при определении стоимости имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление; при установлении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, размера арендной платы при заключении договоров аренды государственного имущества, а также стоимости государственного имущества в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление и т.д.

Таким образом, произвольное назначение стоимости государственного имущества в перечисленных случаях, а также в ряде иных, оговоренных в законе, законом исключается.

В перечне случаев, в которых необходима обязательная оценка имущества, отсутствуют сделки, осуществляемые между гражданами. В то же время федеральный закон не препятствует проведению независимой оценки имущества граждан по их желанию, в том числе в случае несогласия с установленным налогообложением.

Исключением является оценка имущества при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости их имущества. Включение этого положения в федеральный закон крайне важно, поскольку дает легальный выход из конфликтных ситуаций.

В законе практически детально описана технология оценочной деятельности, определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. Участники рыночных отношений получили право оспаривать правильность оценки в судебном порядке. Все это имеет непосредственное отношение к сложившейся в настоящее время системе налогообложения и, в частности, к определению размера налогооблагаемой базы.

Один из недостатков системы оценки имущества, который преодолевает Закон об оценочной деятельности, - наличие различных организаций, ведомств и служб, наделенных правом определения стоимости объектов собственности.

Оценкой имущества с целью его приватизации или продажи до марта 2004 г. занималось Министерство имущественных отношений РФ, используя собственную методику и исходя из балансовой стоимости подлежащих приватизации или продаже объектов. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Минимущество России было упразднено и образовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ, которому были переданы правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и услуг по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ. В Москве такую деятельность осуществляет Комитет Правительства Москвы по управлению имуществом (Москомимущество). Прежде эти организации часто упрекали в субъективности в связи с занижением стоимости приватизируемого имущества. Теперь же, когда речь идет о быстром пополнении государственного и муниципального бюджетов, они заинтересованы в продаже государственной и муниципальной собственности как можно дороже .

С целью записи в бюджетные доходы возможно большего числа поступлений разработаны определенные комбинации с государственным имуществом - от его залога в обмен на кредиты до передачи регионам взамен государственных субсидий. Причем, чем выше оценка стоимости государственного имущества при передаче его регионам, тем более значительную часть задолженности федерального бюджета этим регионам сможет погасить Правительство.

Кредитование под залог, практикуемое банками, с принятием Закона об оценочной деятельности стало более унифицированным и цивилизованным, т.к. раньше стоимость имущества определяли собственные специалисты-оценщики, сотрудники банков, исходя из сложившейся в данном банке практики и имеющихся у него на данный момент кредитных ресурсов. Согласно банковской оценке, стоимость объекта собственности, становящейся залогом, как правило, гораздо ниже его рыночной стоимости. В этой связи в случае невозврата кредита и отчуждения залога возникают остроконфликтные ситуации, поскольку оказывается, что банку переходит имущество, которое в действительности стоит в несколько раз дороже, чем согласно оценке, сделанной банковским оценщиком и зафиксированной в договоре о залоге.

В настоящее время оценкой стоимости имущества с целью установления размеров налогов занимаются и государственные налоговые органы. Оцениваются стоимость находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, моторных лодок, вертолетов, самолетов и т.д., а также денежные доходы граждан. С этой же целью оценивается имущество предприятий.

Отсутствие независимой оценки зачастую наносит ущерб и государству, и предприятиям, и гражданам.

Контрольно-оценочная деятельность представляет собой профессиональную работу, направленную на установление инвестиционной, ликвидационной, рыночной, кадастровой и прочей стоимости, предусмотренной нормами. Ее могут выполнять компетентные физлица, застраховавшие ответственность. Гражданин может работать самостоятельно как частнопрактикующий субъект, а также в соответствии с трудовым договором.

135-ФЗ "Об оценочной деятельности"

Нормативный акт устанавливает правовые основы работы с объектами, принадлежащими государству, регионам, МО, организациям и гражданам. Оценочная деятельность в Российской Федерации регламентируется также иными документами, в том числе международными договорами. Рассмотрим подробнее основные положения 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".

Объекты

Оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в отношении:

  1. обязательств (задолженности).
  2. Отдельных материальных объектов (вещей).
  3. Права собственности и прочих юридических возможностей на имущество либо отдельные его компоненты.
  4. Совокупности вещей (движимых и недвижимых).
  5. Работ, информации, услуг.
  6. Прочих участвующих в соответствии с нормами в обороте.

Право на проведение процедуры

РФ, ее субъекты или МО, а также организации и физлица могут обращаться к компетентным лицам для выполнения ими оценки любых объектов, принадлежащих им, на условиях и по основаниям, установленным в рассматриваемом Законе. Данное право считается безусловным. Оно не зависит от порядка выполнения статистического, бухгалтерского учета и составления отчетности, определенного в нормах. Право распространяется и на осуществление повторной оценки. Результаты процедуры могут использоваться при корректировке сведений бухгалтерской отчетности. В случае несогласия заинтересованные субъекты могут обжаловать заключение в установленном нормами порядке.

Обязательность выполнения

Нормативный акт "Об оценочной деятельности в РФ" определяет условия, при которых процедура проводится в принудительном порядке. В частности, она обязательна, если в оборот вовлекаются объекты, полностью или частично принадлежащие государству, МО или регионам. Оценочная деятельность осуществляется при:

  1. Использовании имущества в качестве предмета залогового договора.
  2. Продаже либо другом отчуждении объектов.
  3. Переуступке обязательств по задолженности.
  4. Передаче имущества в качестве вклада в капиталы, фонды организаций.

Данная работа является обязательной при возникновении споров о стоимости объекта, в том числе:

  1. В ходе национализации.
  2. При ипотечном кредитовании организаций и граждан при наличии разногласий о размере стоимости предмета договора.
  3. При составлении брачного контракта и разделе имущества в процессе развода.
  4. При изъятии объекта из муниципального или государственного пользования.
  5. Для обеспечения контроля правильности отчисления налогов при наличии разногласий о начислении базы.

Информационная открытость работы

В целях исполнения положений ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик должен включить сведения об отчете проведенной процедуры в Единый реестр в десятидневный срок с даты его принятия. В базу вносятся сведения о:

  1. Дате составления и порядковом номере отчета.
  2. Основаниях для выполнения процедуры.
  3. Оценщике (ФИО, ИНН (при наличии), страховой номер в системе ОПС).
  4. Членстве специалиста в саморегулируемой организации.
  5. Объекте оценки в соответствии с выполненным отчетом.
  6. Дате установления стоимости имущества.
  7. Рыночной цене объекта.
  8. Экспертном заключении по отчету (дата составления, номер).
  9. Реквизитах юрлица и балансовой стоимости объекта - для имущества, принадлежащего организации.
  10. Экспертах (ФИО, ИНН, страховой номер).

В соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик, кроме приведенных выше данных, должен включать в Единый реестр отчет, если процедура являлась обязательной (в случаях, указанных выше). Внесение информации федеральными исполнительными органами, региональными и местными структурами власти осуществляется бесплатно. При наличии в отчете и сведениях о нем данных, относящихся к гостайне, публикации подлежат только части, не содержащие их.

Основания для проведения процедуры

Оценочная деятельность выполняется в соответствии с договором. Он заключается заказчиком со специалистом либо с организацией, в которой работает компетентное лицо по трудовому контракту. В предусмотренных нормами случаях оценочная деятельность, повторная в том числе, может осуществляться на основании решения суда (арбитражного, третейского, общей юрисдикции) или иного уполномоченного органа. Инстанции, осуществляющие разбирательство гражданских, экономических и иных споров, самостоятельны в выборе специалиста. Затраты, понесенные в связи с выполнением процедуры, а также вознаграждение исполнителю возмещаются в порядке, определенном нормами.

Особенности оформления договора

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к содержанию соглашения между заказчиком и исполнителем. Договор составляется в письменном виде. В нем должны присутствовать:

  1. Цель выполнения процедуры.
  2. Описание объекта (одного или нескольких). Информация должна приводиться таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать имущество.
  3. Вид стоимости, который будет определяться.
  4. Величина вознаграждения исполнителю.
  5. Данные об обязательном страховании ответственности исполнителя.
  6. Название саморегулирующей организации, в которой состоит оценщик.
  7. Указание на стандарты, подлежащие применению при выполнении процедуры.
  8. Размер, основания и порядок возникновения дополнительной ответственности исполнителя, с которым заключено соглашение.
  9. Сведения о независимости организации, в которой оценщик работает на основании трудового контракта.
  10. Данные о соглашении страхования ответственности за нарушение условий сделки, причинение ущерба имуществу сторонних субъектов при невыполнении требований рассматриваемого нормативного акта, стандартов и прочих норм права.

Закон "Об оценочной деятельности" предписывает также включать в договор информацию об исполнителе, в том числе ФИО.

Нюансы

В отношении объектов, которые принадлежат государству, регионам или МО, договор на выполнение процедуры от имени заказчика должен заключаться лицом, уполномоченным владельцем имущества на совершение сделок с ним, если иное не предусматривается нормативными актами. В качестве даты определения стоимости выступает день, в который установлена цена.

Отчет

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к итоговому документу, оформляемому по результатам выполненной процедуры. Отчет должен формироваться на бумажном носителе или в электронной форме. Составление документа осуществляется в соответствии со стандартами, положениями нормативных актов федерального органа, уполномоченного на регулирование оценочной деятельности. В отчете не должно присутствовать сведений, допускающих неоднозначного толкования или вводящих в заблуждение. В документе указывают дату выполнения процедуры, стандарты, которые были использованы, задачи и цели, прочие сведения, необходимые для полного и недвусмысленного отражения результатов. В отчете также должны присутствовать:

  1. Дата составления и номер акта.
  2. Основания для выполнения процедуры.
  3. Данные об исполнителе, в том числе ФИО, контактная информация, сведения о его членстве в саморегулируемой организации.
  4. Цель процедуры.
  5. Сведения о независимости юрлица.
  6. Точное описание имущества. В отношении объекта, который принадлежит юрлицу, - реквизиты организации и балансовая стоимость (при наличии).
  7. список использованных данных с указанием на их источники, допущения, принятые при выполнении процедуры.
  8. Последовательность установления стоимости имущества, итоговая ее сумма, пределы и ограничения использования полученных результатов.
  9. Дата определения цены объекта.
  10. Список документов, использованных исполнителем и устанавливающих качественные и количественные характеристики имущества.

Федеральный Закон "Об оценочной деятельности" допускает включение в отчет и иных сведений, если они, по мнению специалиста, являются существенными и способствуют более полному отражению метода расчета, примененного им.

Дополнительные правила

Если отчет составляется в электронной форме, он должен подписываться усиленной цифровой подписью в порядке, установленном действующими нормативными актами. В случаях, установленных рассматриваемым ФЗ, правовыми документами уполномоченного органа фед. власти, заключение подлежит опубликованию. Порядок издания определяется указанной федеральной структурой.

Достоверность информации

Оценка и оценочная деятельность являются достаточно трудоемкими и требуют большого внимания и высокого профессионализма исполнителя. Определенный по результатам процедуры итоговый размер рыночной либо иной стоимости объекта, указанный в отчете, сформированном в порядке и на основании, предусмотренными в действующих нормах, считается рекомендуемым для использования при совершении сделок и достоверным, если судом или иным уполномоченным органом не установлено иное. В законодательстве устанавливается срок, в течение которого информация заключительного документа может применяться заинтересованными субъектами. Итоговый размер рыночной либо другой стоимости, определенный в отчете, кроме кадастровой, считается рекомендуемым для использования при совершении гражданско-правовых сделок, установления начальной цены объекта конкурса или аукциона в течение полугода. Исчисление срока осуществляется с даты формирования заключительного документа. В законодательстве может предусматриваться и иной период.

Определения

Оценочная деятельность осуществляется для установления рыночной, ликвидационной или иной стоимости имущества. Под первой следует понимать наиболее вероятную цену объекта, по которой он может отчуждаться в конкурентных условиях при разумных действиях сторон сделки, когда имеется вся необходимая информация, а на ее размере не отражаются никакие чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость определяется в случаях, когда:

  1. Один из участников отношений не обязан отчуждать, а другой - принимать объект.
  2. Стороны осведомлены о предмете сделки и совершают действия в собственных интересах.
  3. Объект представлен на рынке через публичную оферту, типичную для аналогичного имущества.
  4. Цена сделки является разумным вознаграждением, отсутствует принуждение к ее совершению.
  5. Платеж за объект выражается в денежной форме.

Другие категории

Ликвидационная стоимость - расчетная величина, которой отражается наиболее вероятная цена, по которой имущество может отчуждаться в течение срока экспозиции. При этом существуют обстоятельства, при которых владелец вынужден осуществить сделку. устанавливается в результате выполнения государственной оценки либо при рассмотрении споров о ее величине, либо определяется в случаях, предусмотренных ст. 24_19 ФЗ №135. Целью процедуры может выступать формирование инвестиционной цены объекта. Под ней следует понимать стоимость объекта для конкретного субъекта либо группы лиц, при установленных ими целях использования данного имущества.

Заключение

В нормативном акте, включающем требование об обязательном выполнении оценки, или в договоре может быть не установлен вид цены, подлежащий определению. В таком случае по общему правилу устанавливается рыночная стоимость имущества. Данное положение действует и в ситуациях, когда в нормативном акте содержатся термины и определения, не предусмотренные в ФЗ №135. К ним, в частности, относят такие понятия, как эквивалентная, действительная, разумная, реальная стоимость и проч.

1. Понятие оценочной деятельности, субъекты и объекты оценочной деятельности

2. Понятие «стоимость», «цена», «затраты».

3. Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.

4. Принципы оценки.

5. Процесс оценки.

§ 1. Понятие оценочной деятельности. Субъекты и объекты оценки.
Оценка во всем мире рассматривается как один из механизмов эффективного управления собственностью. Постепенно и в России с формированием класса собственников встает проблема ее эффективного использования и соответственно возникает потребность в услугах оценщика.

Основные проблемы, которые обычно призваны решать оценщики, связаны с оценкой стоимости. Она имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определении обоснованной цены сделки, для кредитора – при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компании - при возмещении ущерба. Если правительство отчуждает собственность, собственнику может потребоваться ее оценка, чтобы оспорить предложение правительства о "справедливой компенсации".

Цели оценки тесно связаны с ее методами. Оптимальность выбора того или иного метода оценки объекта в большой степени зависит от квалификации и практического опыта оценщика.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ.«Оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости».

^ Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности» (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15 ФЗ «Об оценочной деятельности» (ст. 4 ФЗ).

Объекты оценки (ст. 5 ФЗ):

1. Отдельные материальные объекты (вещи).

2. Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое, недвижимое, предприятие).

3. Право собственности и иные вещественные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества.

4. Права требования, обязательства (долги)

5. Работы, услуги, информация

6. Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Существует 4 основных вида оценки:

· оценка недвижимости;

· оценка машин, оборудования и транспортных средств;


· оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности;

· оценка стоимости предприятий (бизнеса).

§ 2. Понятие «стоимость» (общеэкономическая категория), «цена», «затраты».

1. Выступает как мера полезности вещи.

2. Мера умственных и физических усилий человека, связанных с созданием вещи.

3. Мера относительной редкости вещей.

4. Вещь должна обладать способностью к обмену (быть товаром), чтобы обладать стоимостью.

5. Денежный эквивалент собственности.

Цена – денежная сумма, передаваемая покупателем продавцу в обмен на вещь в реальной сделке.
Цена – деньги, фактически уплаченные за собственность.
Затраты – мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности сходный с оцениваемым.
Затраты – деньги, необходимые для воспроизводства собственности.

§ 3 Понятие рыночной стоимости. Виды стоимости.
Существует риск путаницы между терминами "стоимость" и "ценность". В отчетах по оценке стоимости объектов во избежание введения в заблуждение клиента принята практика использования только термина "стоимость" для выражения объективно установленной стоимости в обмене на данную дату и использования только термина "ценность" в контексте субъективного понятия стоимости в использовании.

1. Стоимость обмена – стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на другие вещи или деньги.

Данный вид стоимости устанавливается при продаже, значит, основан на суждении хотя бы двух людей. Следовательно, это объективная стоимость.

2. Стоимость использования – стоимость вещи с точки зрения конкретного человека, использующего или собирающегося использовать эту вещь определенным образом для удовлетворения собственных потребностей. Устанавливается одним пользователем, следовательно, это субъективная стоимость.

Виды стоимости
При использовании понятия стоимости при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки (ФСО № 2).

При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

· рыночная стоимость;

· инвестиционная стоимость;

· ликвидационная стоимость;

· кадастровая стоимость.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях:

· при изъятии имущества для государственных нужд;

· при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;

· при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;

· при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал;

· при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;

· при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Кроме этого, в процессе оценки различают следующие виды стоимости, не отраженные в Федеральных стандартах оценки.

^ В зависимости от характера аналога различают стоимость воспроизводства и стоимость замещения.
Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
^ Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
^ В бухгалтерском учете различают балансовую и восстановительную стоимости.
Балансовая стоимость
– затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает полной (первоначальная стоимость на момент ввода в эксплуатацию) и остаточной (с учетом амортизации).

^ Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, определяется в процессе переоценки основных фондов. Также может быть полной и остаточной.

Основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:

· спрос на объект собственности;

· доход от объекта в результате его эксплуатации;

· время получения дохода;

· риск, связанный с получением дохода;

· степень контроля над объектами;

· степень ликвидности собственности;

· ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект;

· затраты на создание аналогичных объектов;

· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

· наличие и развитость инфраструктуры;

· законодательство в области оценки, собственности, налогообложения;

· экономическая и политическая ситуация в стране;

· географический фактор.

1. Понятие оценочной деятельности

Вещные права

Права требований

Работы, услуги, информация.


2. Субъекты оценочной деятельности

Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете и действуют в своих интересах. Объект оценки представлен на открытом рынке в форме публичной оферты.

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение без принуждения к совершению сделки. Платёж за объект выражен в денежной форме.

Субъекты оценочной деятельности – с одной стороны – физические и юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется оценочным законодательством (оценщики), а с другой стороны потребители их услуг (заказчики).


3. Объекты оценочной деятельности

Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете и действуют в своих интересах. Объект оценки представлен на открытом рынке в форме публичной оферты.

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение без принуждения к совершению сделки. Платёж за объект выражен в денежной форме.

Объекты оценочной деятельности:

Отдельные материальные объекты (вещи)

Совокупность вещей, составляющих имущество лица

Вещные права

Права требований

Работы, услуги, информация.
4. Виды стоимости, определяемые в процессе оценки.


  1. Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

  2. стоимость объектов с ограниченным рынком (оружие, наркотики)

  3. стоимость объектов для целей налогообложения

  4. Ликвидационная стоимость - представляет собой чистую сумму, которую собственник объекта может получить при ликвидации этого объекта и распродажи его активов. Различают упорядоченную и принудительную ликвидацию.
1) упорядоченная ликвидация - означает, что распродажа активов производится в течение периода достаточного для того, чтобы получить наивысшую возможную цену за каждый вид активов

2) принудительная ликвидация - означает, что активы распродаются на столько быстро, на сколько это возможно, часто, одновременно и на одном аукционе


  1. утилизационная стоимость – стоимость материалов из которых состоит объект плюс затраты на утилизацию

  2. инвестиционная стоимость – стоимость объекта исходя из конкретных целей конкретного лица (может быть больше рыночной). Инвестиционная - стоимость объектов недвижимости для конкретного инвестора. Она, как правило, выше обоснованной рыночной стоимости.

  3. Балансовая (бухгалтерская) - определяется исходя из балансового отчета по объекту недвижимости, как сумма его активов за вычетом накопленного износа с учетом сумм краткосрочных и долгосрочных обязательств. Обязательства оцениваются по номинальной стоимости согласно стоимости кредитных договоров.

  4. Восстановительная стоимость. (Стоимость воспроизводства или замещения).
Восстановительная стоимость определяется затратами текущих цен на строительство объекта. Стоимость воспроизводства - стоимость строительства в текущих ценах точной копией оценивания объекта с использованием таких же архитектурных решений, строительных конструкций и материалов.

Стоимость замещения рассчитывается как сумма расходов в текущих ценах на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в современном архитектурном стиле с использованием прогрессивных материалов и конструкций.


  1. специальная стоимость – стоимость не подходящая под определение приведенных выше видов
Страховая стоимость определяется на основе либо полной стоимости воспроизводства, либо полной стоимости замещения объекта.

Залоговая стоимость используется в сфере ипотечного кредитования и определяется на основе рыночной стоимости.

Критерии рыночной стоимости включают:

1.Типичная мотивация

2.Информирование сторон

3.Период предложений к продаже

4.Условия продажи

Элементы стоимости:

2.Полезность

3.дифицитность

4.передаваемость


5. Случаи обязательной оценки.

Основания проведения оценки. Наиболее часто встречающиеся основания это:


  1. договор между оценщиком и заказчиком.

  2. решение суда

  3. решение органа государственной власти
Основания для проведения оценки объекта оценки (ФЗ статья 9)

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

1. при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

2. при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

3. при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

4. при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

5. при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

6. при национализации имущества;

7. при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

8. при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

9. при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

10. при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
6. Недвижимое и движимое имущество.

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи (ГК РФ)

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 213-ФЗ)

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.


7. Нормативно-правовая база оценки имущества в РФ.

Основные документы, регламентирующие ОД:


  1. ФЗ №135 –ФЗ «об оценочной деятельности в РФ»

  2. Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.


  1. Гражданский кодекс РФ – основной свод законов.

  2. Ведомственные постановления

8. Современное состояние рынка оценки в РФ.

Отправной точкой для возникновения оценки в современной России явился 1998 год, когда вышел ФЗ №135-ФЗ «об оценочной деятельности в РФ». В настоящее время средний объем рынка оценочных услуг в России составляет 400-500 млн у.е. в год.

Около 40% всех оценочных услуг оказывается в центральном федеральном округе, 19% - приволжском федеральном округе, меньше всего на Дальнем востоке.
9. Государственное регулирование оценки имущества в РФ.

Основными отличительными особенностями оценочной деятельности, которые обуславливают необходимость её регулирования является:


  1. Принципиально новая значимость этого вида деятельности РФ

  2. Влияние оценки практически на все сферы экономической деятельности.

  3. Междисциплинарный, межведомственный характер.
Полноценное формирование и совершенствование оценочной деятельности требует выполнение следующих основных принципов:

  1. Оценка имущества является профессиональным видом деятельности.

  2. Оценка также является научным направлением со своей методологией, терминологией и принципами исследований.

  3. Базируясь на мировом опыте, развитие оценки в России необходимо создавать национальную систему оценки со своими особенностями. При этом недопустимо слепое копирование зарубежного опыта, с другой стороны создание принципиально новых подходов, неучитывающих обще мировые тенденции.

  4. Восстановление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений, при чётком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования.

  5. Формирование оценки возможно только на основе правового, методологического и информационного пространства на всей территории РФ.

  6. Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим экономическим потребностям, а также учитывать как региональные так и отраслевые особенности.

  7. Основной функцией гос-ва при формировании системы оценки является создание системы правового регулирования этого вида деятельности.

  8. Оценкой могут заниматься как гос-ые так и частные оценщики, при этом и те и другие должны иметь равные возможности для реализации своих профессиональных навыков и работать в общем пространстве.
Основными инструментами гос. регулирования оценочной деятельности являются:

  1. Лицензирование

  2. Система стандартов

  3. Система сертификации и качества услуг

  4. Классификация учебных программ, подготовка оценщиков.

  5. Создание условий для развития и становления само регулируемых профессиональных объединений оценщиков

  6. Организация процесса включение процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство
7.Контроль за исполнением законодательства

Для реализации этих задач в структуре исполнительной власти создан единый орган, осуществляющий координацию работ в области оценке ППРФ №932 от 20. 08. 99 г. установило таким органом Министерство Имущественных Отношений РФ.

В связи с административной реформой в мае 2004 это Министерство было ликвидировано, а в замен создано Федеральное агентство по управлению имуществом РФ, ведомства РФ, субъектов РФ не должны стремиться к созданию собственных систем оценок. На федеральном уровне закреплен запрет на создание ведомственных систем, противоречащих системе общественных федеральных стандартов.

Необходимо учитывать из функций гос-х ведомостей те работы по оценке которые в эффективной построенной системе должны выполнять независимые профессиональные оценщики.

При этом учёт специфических особенностей отраслей видов деятельности, требует разработки отраслевых нормативных актов, в которых должны участвовать ведомства хорошо знающие специфику конкретных видов имущества, кроме того ведомства на всех уровнях должны осуществлять контроль за правильностью проведённых оценок.

Они должны выступать в качестве организаторов оценочного процесса, квалифицированно выполнять постановку задач и приёмку выполненных работ, позволяющим исключить режим наибольшего благоприятствования для одной или нескольких оценочных компаний и создание искусственных припятствований для остальных оценщиков является проведение конкурсов или тендров на право проведения конкурентных оценок для нужд гос-ва.

Важная роль ведомств всех уровней заключается в создании и эксплуатации информационных систем.

Создание этих систем за счёт только бюджетных средств врят ли осуществимо, поэтому наиболее неперспективный путь – это объединение усилий как частных так и гос. структур.

Гос-ые и частные оценщики являются равноправными участниками оценочной деятельности. При этом одной из задач негосударственных оценщиков является обеспечение согласования результатов налоговых оценок, в случае несогласия клиента с результатами полученными гос. оценщиками.

Определенная федеральным законодательством система гос. регулирования оценочной деятельности включает:


  1. лицензирование оценочной деятельности

  2. разработки и принятие нормативно-правовых актов, в том числе методических рекомендаций стандартов оценки

  3. контроль за осуществлением оценочной деятельности.

  4. согласование перечня требований предъявляет к образовательным учреждениям, осуществляющим проф-ю подготовку в области оценки.

  5. взаимодействие с само регулируемыми организациями оценщиков и координации совместной деятельности.
Согласно ФЗ «об оценочной деятельности» проведение обязательной оценки независимыми оценщиками является обязательной в случае:

  1. при определении ст-ти объектов принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям в целях: приватизации, передачи в доверительное управление или в аренду. В случае приватизации в соответствии с ФЗ «о приватизации гос-го и мун-го имущества» начальная цена приватизируемого имущества устанавливается на основании отчета об оценки

  2. при использовании объектов принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям в качестве предмета залога

  3. при продажи или ином отчуждении объектов

  4. при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами принадлежащими РФ, субъектам РФ и мун-м образованиям

  5. при передачи объекта принадлежащего РФ, субъектам РФ и мун-м образованиям в качестве вклада в уставные капиталы и фонды юр-х лиц, а так же при возникновении спора по ст-ти объектов оценки, в том числе при национализации имущества и при изъятии имущества для гос-х и мун-х нужд путём выкупа.
Принудительное изъятие имущества у собственника производится в случае:

  1. обращение взыскано на имущество по обязательствам

  2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

  3. отчуждение недвижимости в связи с изъятием з/у.

  4. выкуп из

  5. конфискация
Кроме перечисленных случаев необходимость обязательной оценки предусмотрена рядом других законов:

ФЗ «об АО» устанавливает привлечение независимого оценщика. В случае определения цены выкупа акций обществом у акционеров


10. Регулирование оценочной деятельности со стороны саморегулируемых организаций.

В настоящее время основной функцией по контролю за оценочной деятельностью переданы от государственной организации саморегулиремым организациям. Это произошло после внесений изменений в федеральный закон об оценочной деятельности, вступившее в силу с 1 июня 2006г. Согласно этому закону саморегулируемая организация оценщиков - некоммерческая организация, включенная в единый государственный реестр саморегулируемой организации оценщиков и объединений оценщиков на условиях членства.

Статус саморегулируемой организации приобретен с момента включения организации в единый государственный реестр саморегулируемой организации оценщиков. Основой для включения некоммерческой организации в единый реестр, регулируемой организации является:

Объединение в такой организации не менее 300 лиц являются ее членами.

Наличие компенсационного фонда.

Наличие органа управления и структурных подразделений.

Наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденный в соответствии законодательством.

Работники саморегулируемой организации оценщиков не в праве осуществлять оценочную деятельность. Ликвидация некоммерческих организаций осуществляется ликвидационной коммисией, в которой обязательно должен быть включен представитель национального совета по оценочной деятельности.

Функции СОО:

1) разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой, профессиональной деятельности.

2) Разработка и утверждение правил и условий приема члены саморегулируемой организации оценщиков. Установление размере членских взносов на порядке их внесения.

3) Представление интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти.

4) Контроль за соблюдением своими членами требований законодательства стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой профессиональной этики.

5) Прием и исключение из членов саморегулируемой организации.

6) Ведения реестра членов саморегулируемой организации.

7) Организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Права саморегулируемой организации оценщиков.

1) Представление интересов своих членов в их отношении с органами власти.

2) Оспаривать в судебном порядке акты государственной власти и действия/ бездействие ее органов, нарушающие права и интересы членов саморегулируемой организации оценщиков.

СОО обязана:


  1. соблюдать требования законодательства РФ

  2. формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг

  3. осуществлять контроль за соблюдением своими членами законодательства РФ, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и проф этики

  4. применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами организации

  5. сообщать в уполномоченный федеральный орган по надзору за деятельностью СОО о возникновении несоответствия требованиям законодательства

  6. отказать в принятие в члены СОО в установленных случаях

  7. исключать из членов СОО за нарушения требования законодательства, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и проф этики

  8. вести реестр членов СОО

  9. организовывать проведение проф переподготовки оценщиков
Некоммерческая организация в праве подать заявление о ее включении в единый реестр СОО. Уполномоченный фед орган принимает решение о включении или об отказе о включении в единый реестр СОО. В течении 7 дней, начиная с даты предоставления следующих документов:

  1. заявление

  2. учредительные документы

  3. копия свидетельства о постановке на налоговый учет

  4. копии документов об образовании, подтверждающие получение проф знаний в области оценки членами СОО

  5. копии положений о коллективном органе управления, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за деятельностью членов и о дисциплинарном комитете

  6. копии справок об отсутствии у членов организации неснятых или непогашенных судимостей за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления

  7. копии документов, подтверждающие формирование компенсационного фонда

  8. копии заявлений ее членов о вступлении в эту организацию

  9. копия реестра членов некоммерческой организации
Решение уполномоченного фед органа об отказе в вкл некоммерческой организации в единый реестр СОО может быть принято по след причинам:

  1. некоммерче6ская организация не соответствует требованию законодательства

  2. некоммерческая организация предоставила не все документы или предоставила документы с неверными сведениями

11. Общая характеристика процесса оценки. Основные этапы.

В процессе оценки можно выделить 6 этапов:


  1. Постановка задач. Данный этап включает в себя:
формирование цели оценки

Определение вида стоимости

Идентификация объекта и прав, связанных с ним

Определение даты оценки

При оценке важно физически идентифицировать имущественный объект и определить связанные с ним юридические права. Размер и характеристики реального актива следует тщательно выявить и измерить. Связанные с объектом права могут предоставлять собой дело долю в совместной аренде или партнерстве. Юридические ограничения могут лимитировать масштабы использования объектов. Принципы сбалансированности, экономического размера и экономического разделения позволяют установить какие виды данных следует собирать.

Принцип изменения повышает для оценщика значение выбора эффективной оценки. Поскольку условия и допущения со временем обычно меняется, клиент должен знать те временные рамки, внутри которых оценка стоимости остается достоверной


  1. Заключение договора на оценку. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор №

ООО «Лютик» в лице генерального директора Пупкина А.Н. действующего на основании устава с одной стороны (именуемой в дальнейшем оценщик) и ООО «Ромашка» в лице своего генерального директора Зернова М. Ю. действующего на основании устава (именуемый в дальнейшем заказчик) заключили договор о нижеследующем.

Оценщик обязуется определить рыночную стоимость торгового центра по адресу… и обладающего характеристиками…

Оценщик имеет право… (перечислить права)

Оценщик имеет обязанности… (перечислить обязанности)

По результатам оценки оценщик предоставляет отчёт заказчику.

Договор заключён на …

Реквизиты сторон

Техническое задание на проведение оценки…

Договор заключается в простой письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Основание заключения договора

Вид оценки объекта оценки

Вид определения стоимости объекта оценки

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки

Сведения о страховании гражданской ответственности (если страхование присутствует)


  1. Осмотр объекта. На этом этапе оценщик в присутствии представителя заказчика, осматривает объект в натуре, составляет его описание, делает необходимое фотографирование и составляет представление с физического состояния объекта.

  2. Сбор, проверка и анализ данных.Расчет стоимости объекта начинается всегда с анализа наилучшего и наибольшего эффективного использования. Наилучшее и наибольшее эффективное использование объекта, законодательно разрешенное финансово-выгодный и физически осуществимый способ использ. объекта при котором его стоимость становится максимальной. После определения наилучшего/ наибольшего эффективного использования стоимости объекта рассчитывается всеми 3 подходами:
Сравнительный

Доходный

Затратный

В случае если стоимость объекта невозможно рассчитать к.-л. подходом оценщик должен в отчете обосновать отказ от к.-л. подхода. В итоге происходит согласование результатов и вывод итоговой величины стоимости объекта.


  1. Подготовка отчета. Основным документом, в котором отражаются результаты оценки, является отчет, создаваемый в 2х экземплярах, один из которых остается заказчику. Отчет об оценке не должен допускать неоднозначное толкования или вводить.
В отчете в обязательном порядке указывается:

Дата проведения оценки

Используемые стандарты, цели и задачи.

Приводятся иные сведения, необходимые, по мнению оценщика для полного толкования результатов оценки.

В случае если при проведении оценки, определяется не рыночная, а иная стоимость, в отчете должны быть указаны причины, отступления от рыночной стоимости.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления, порядковый номер

Основания на проведение оценки

Место нахождения оценщика и сведения о его членстве саморегулир организации.

Точное описание объекта оценки, в отношении объекта оценки, принадлежащие физическому лицу, реквизиты юридического лица.

Стандарты оценки, используют при расчетах, перечень исходных данных, используемых при проведении оценки, а так же, приняты в процессе оценки допущения.

Послед определения стоимости объекта и ее итоговые величины.

Дата определения стоимости объекта.

Перечень документов, используемые оценщиком, и устанавливаемые количественные и качественные характеристики объектов.

Отчет так же может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важным для полноты отражения, примененного им методы оценки.

Отчет должен быть:

Пронумерован

Прошит


Подписан оценщиком

Скреплен печатью

Итоговая величина рыночной стоимости указана в отчет, признается достоверность, и рекомендуемый для совершения сделок, если законом не предусмотрено иное.

В случае наличия, спора о достоверности, величины рыночной стоимости, указанной в отчете, указанный спор, подлежит распоряжению в судебном порядке.

Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, которую можно получить от продажи имущества на конкурентном и открытом рынке при соблюдении условий “ равновесия ”, т.е. продавец и покупатель действуют рационально, информирован, а при обсуждении цены стороны не испытывают давления каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Данное определение стоимости включает представление о “нормальной “ (равновесной) сделке как о передаче титула собственности от продавца к покупателю в определенный момент времени при выполнении следующих условий:

Мотивация продавца и покупателя является типичной;

Обе стороны хорошо информированы, например квалифицированными консультантами, и действуют целесообразно пониманию своего интереса; имеется достаточное время, чтобы выявить реакцию рынка на сделанное предложение;

Платеж осуществляется наличными деньгами или другим наличным способом;

Компенсация продавцу за отчуждаемое имущество полностью представлена договорной ценой без каких-либо дополнительных уступок и связанных льгот.

оценочной деятельностью

Субъект оценки

Объект оценки

объектам оценки относятся:

Работы, услуги, информация;

Сфера оценочной деятельности


Нормативно-правовая база оценочной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации имеет следующую иерархическую структуру :



Конституция Российской Федерации;

Кодексы Российской Федерации (к оценочной деятельности прямое отношение, прежде всего, имеют Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, а опосредованно – все остальные, в том числе, Градостроительный и Уголовный Кодексы);

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральные стандарты оценки (ФСО);

Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков;

Прочие документы уполномоченных органов (например, методические рекомендации Минэкономразвития или Национального совета по оценочной деятельности).


Требования, предъявляемые к оценщику.

В соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности в РФ оценщик обязан:

1. состоять в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и уплачивать туда взносы;

2. соблюдать требования нормативных актов, стандартов и правил оценочной деятельности;

3. обеспечивать сохранность документов, полученных для оценки, и конфиденциальность информации;

4. отказаться от проведения оценки, если возникли обстоятельства, препятствующие объективной оценке;

5. предоставлять по требованию заказчика страховой полис, документ об образовании в области оценочной деятельности, сведения о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

6. предоставлять в саморегулируемую организацию оценщиков информацию о юридическом лице, с которым у оценщика заключен трудовой договор;

7. соблюдать правила деловой и профессиональной этики;

8. ежеквартально представлять информацию о подписанных отчетах;

9. хранить копии подписанных им отчетов, а также копии документов и материалов, на основании которых проводилась оценка, в течение трех лет с даты составления отчета;

10. предоставлять копии отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;



11. предоставлять по требованию заказчика заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.


Одним из наиболее важных этапов работы по оценке предприятия является составление отчета. От того, что войдет в данный документ, в каких форме и последовательности, во многом зависит успех или неудача проделанной работы.

При написании отчета об оценке бизнеса перед оценщиком стоят следующие основные задачи :

· изложить логику анализа;

· зафиксировать все важные моменты оценки;

· подготовить отчет так, чтобы его потребитель мог при желании повторить анализ и прийти к заключению, которое сделал оценщик.

Решение данных задач возможно при выполнении ряда требований.

Структура отчета независимо от целей оценки единообразна: основана на принципе «от общего к частному». Исходя из целей оценки и специфики объекта, в структуру отчета могут быть внесены некоторые изменения. Например, в самостоятельный раздел может быть выделен анализ данных по предприятиям-аналогам. Если для оценки предприятия важна общеэкономическая ситуация в стране или регионе, то им можно посвятить специальные разделы. Анализ финансового состояния может войти в раздел, в котором дается характеристика предприятия (фирмы).

· описание оцениваемого объекта, его название и точный адрес;

· перечень юридических прав и ограничений, связанных с данной собственностью;

· описание физического состояния объекта и его стоимостных характеристик.

Кроме того, в отчете нужно четко сформулировать цель оценки, обосновать использование того или иного вида стоимости, зафиксировать дату, когда была произведена оценка.

Если к выводам отчета применяются какие-либо ограничивающие условия, то их необходимо указать. Примерами ограничений может быть написание предварительного или частичного отчета.

Важный момент отчета – обоснование выбора тех или иных методов оценки.

Оценку должен проводить независимый оценщик, поэтому в отчете требуется подтверждение отсутствия личной заинтересованности оценщика в оцениваемом объекте и величине его рыночной стоимости.

Немаловажным для отчета является наличие в нем подписей всех лиц, проводивших оценку, и текста, свидетельствующего об их согласии с результатами.

Отчет об оценке бизнеса, его содержание, объем и стиль изложения во многом зависят от цели оценки, характера оцениваемого объекта и от потребностей заказчиков отчета. Отчет зависит также от сложности и размеров оцениваемого предприятия. Если пользователями отчета будут лица, которые не знакомы с предприятием, то обязательно подробное описание последнего. Если же отчет предназначен для работников фирмы, то подробное описание не обязательно.

Основные разделы отчета :

1. Введение:

Излагается суть задания (оценки) и перечисляются используемые источники информации;

Дается краткое описание предприятия и его капитала;

Уточняется вид стоимости, который следует определить в процессе оценки;

Приводятся методы оценки, примененные в данном отчете, и вывод.

Во введении кратко излагаются методы оценки.

2. Общеэкономический раздел – приводятся лишь те данные по ситуации в стране или регионе, которые непосредственно влияют на развитие предприятия.

3. Краткая характеристика отрасли – приводится информация об отрасли, конкуренции и положении оцениваемого предприятия по сравнению с положением ведущих конкурентов.

4. Краткая характеристика предприятия (фирмы) – предыстория предприятия, перечень выпускаемых товаров и услуг, условия сбыта, наличие поставщиков, персонала, менеджмент, прошлые сделки с акциями предприятия.

5. Анализ финансового состояния – содержит информацию для всех подходов к оценке: доходного, затратного и сравнительного.

6. Методы оценки. Начинается раздел с обоснования выбора тех или иных методов. Излагается последовательность оценки данного предприятия выбранными методами. Завершается данный раздел заключением о величине стоимости оцениваемого предприятия.

7. Выводы и приложения. В приложение обычно выносится табличная информация, которая обосновывает использование в отчете тех или иных величин.

8. Общее заключение по оценке.

Наиболее распространенные недостатки отчета об оценке :

· в отчете не указывается, какой именно стандарт стоимости использовал оценщик для оценки данного предприятия;

· использование профессиональных терминов без их разъяснения или приведение в отчете терминов, имеющих разное толкование, например, таких, как ставка капитализации или денежный поток.

Недопустимо принятие противоречивого отчета (отчет, в котором различные разделы находятся между собой в противоречии).


Затратный подход

Затратный подход (подход к оценке с точки зрения затрат) основан на предположении о том, что затраты на строительство объекта недвижимости в совокупности с затратами на приобретение участка и его подготовку к строительству являются приемлемым ориентиром для определения стоимости недвижимого имущества. Но затраты на создание объекта недвижимости не являются эквивалентом его рыночной стоимости.

Сфера применения затратного подхода используется при:

Оценке недвижимости на рынках, характеризующихся отсутствием достаточной информации для применения рыночного или доходного подходов;

Оценке специализированных зданий, которые не способны приносить доход, а информация об их продажах отсутствует;

При страховании недвижимости, когда страховая сумма, страховой взнос, страховое возмещение определяются, исходя из затрат страхователя;

При исчислении установленных законодательством налогов и сборов;

При переоценке основных фондов и в некоторых других случаях.

Оценка имущества затратным методом осуществляется поэтапно:

1. Расчет рыночной стоимости права на земельный участок, на котором находится объект недвижимости.

2. Расчет стоимости строительства (восстановления или замещения) объекта недвижимости.

3. Определение степени снижения полезности объекта недвижимости в результате износа:

а) физического;

б) функционального;

в) экономического (внешнего).

4. Расчет остаточной стоимости улучшений объекта путем вычитания из стоимости затрат на его восстановление (замещение), т.е. всех видов износа.

Доходный подход

Доходный подход к определению стоимости недвижимости основан на расчете величины ожидаемых в будущем доходов от ее использования. Их оценка необходима при анализе инвестиционных проектов и расчете долей муниципалитета, частных лиц, инвестирующих в капитальное строительство или реконструкцию, а также при купле-продаже действующего предприятия.


Оценка стоимости акций.

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Акция является специфической формой существования капитала и одновременно товаром, который обращается на фондовом рынке. Её ценность определяется способностью приносить прибыль владельцу. Прибыль по акции генерируется двумя путями – получение дивидендов и рост стоимости акции, связанный с улучшением финансовых показателей компании, расширением ее бизнеса и увеличением стоимости активов.

Оценка акций компании – это определение той доли её стоимости, которая приходится на оцениваемый пакет акций. Оценка может быть проведена для определения рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций, эмитированных открытыми или закрытыми акционерными обществами.

Целями оценки акций могут быть:

· сделки купли-продажи;

· оформление залога для получения кредита;

· определение текущей рыночной стоимости компании и ее активов;

· принятие инвестиционных решений;

· эмиссия акций и др.


Оценка стоимости облигаций.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Облигации обеспечивают сохранность вложений и фиксированный дополнительный доход, что делает этот инструмент привлекательным для осторожных инвесторов. В то же время всегда существует возможность неплатежа по обязательствам и поэтому анализ надежности эмитента является наиболее важной и, часто, трудоемкой задачей при оценке стоимости облигаций.

Целями оценки облигаций могут быть:

· сделки купли-продажи;

· внесения ценных бумаг в уставный капитал предприятий;

· оформления залога для получения кредита;

· принятие инвестиционных решений.


Оценочная деятельность: понятие, сфера применения, объекты, субъекты.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Субъект оценки – профессиональный оценщик, обладающий специальными знаниями и практическими навыками в области оценки объектов собственности.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями закона «Об оценочной деятельности в РФ» (ст.4).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным законом «Об оценочной деятельности в РФ» (ст.4).

Объект оценки – любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец; организация, предприятие, отдельные виды материальных и нематериальных активов.

В соответствии со статьей 5 закона «Об оценочной деятельности в РФ» к объектам оценки относятся:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Сфера оценочной деятельности включает операции при купле, продаже, аренде, залоге и страховании объектов недвижимости, при инвестировании в собственность, при слиянии и поглощении предприятий, при установлении цены размещения эмитируемых акций, при исполнении прав наследования и судебного приговора, оценки бизнеса и услуг.



Поделиться