ВЭБ начал банкротить концерн «Тракторные заводы. Болотин и Баков не спешат передавать «Ростеху» ключи от обанкротившихся «Тракторных заводов

ВЭБ начал банкротство активов проблемного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, подав иски против пяти юрлиц. По мнению руководства госкорпорации, процедура наблюдения защитит активы КТЗ от отчуждения по частям и сохранит производство, в министерствах и «Ростехе» с этим согласны. Но юристы отмечают, что у банкротства как защитной меры есть риски, в том числе расторжение контрактов и предъявление счетов кредиторами.


В рамках одобренной в октябре набсоветом ВЭБа «дефолтной стратегии» КТЗ госкорпорация подала серию исков о банкротстве предприятий концерна. Арбитражный суд Чувашии 23 октября зарегистрировал пять исков ВЭБа к компаниям ККУ КТЗ, Чебоксарский сталеплавильный завод, «Отель-ДИС», «Аверс» (требования к каждому - 68,5 млрд руб.) и ООО «Сервис промышленных машин» (27 млрд руб.). Как уточнили в КТЗ, речь идет о задолженности по синдицированному кредиту на 68,8 млрд руб., основной долг по нему - 27 млрд руб.

ВЭБ - крупнейший кредитор КТЗ. В конце 2016 года концерн задолжал госкорпорации около 45,6 млрд из 72,6 млрд руб. общего долга, тогда ВЭБ согласовал план реструктуризации, по которому военный дивизион КТЗ отходил в управление «Ростеха», гражданский оставался у Михаила Болотина и Альберта Бакова, а контроль над реструктуризацией вел ВЭБ. Но из-за отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал КТЗ и неурегулированной внутригрупповой задолженности ВЭБ в сентябре признал попытку оздоровления гражданского дивизиона неудачной и предложил банкротить КТЗ (см. “Ъ” от 27 сентября). Долг КТЗ составлял 85,4 млрд руб., перед ВЭБом - 58,5 млрд руб.

В ВЭБе “Ъ” пояснили, что деятельность предприятий КТЗ будет продолжаться. «Введение процедуры наблюдения включает приостановление исполнения решений по исполнительным документам, снятие ранее наложенных арестов на имущество и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника,- говорят в госкорпорации.- Предприятия становятся более защищенными, предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл».

Для решения проблем КТЗ уже создана рабочая группа с участием ВЭБа, «Ростеха», Минпромторга, Минтруда и регионов, которая проанализирует возможность использования механизмов оздоровления для сохранения и развития КТЗ. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что поддерживают проведение предприятий КТЗ через банкротство, «поскольку это необходимо для оздоровления предприятий, оптимизации долговой нагрузки и дальнейшего развития». На состоявшемся накануне заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы погашения долгов по зарплате, планы по загрузке предприятий.

Предприятиям КТЗ, ВЭБу, «Ростеху» и регионам предложено к 27 октября представить комплексные программы развития в условиях процедуры оздоровления, пояснили в Минпромторге. В Минтруде «держат ситуацию на контроле». В «Ростехе» проинформированы об исках и «поддерживают действия ВЭБа». В первую очередь необходимо исключить риск срыва гособоронзаказа (ГОЗ), считают в «Ростехе», должна быть обеспечена социальная стабильность, нужно с помощью антикризисных мер заложить фундамент для развития активов.

В Минпромторге говорят, что в 2017 году КТЗ увеличил производство техники, в том числе благодаря господдержке. «В 2017 году выручка КТЗ увеличится на 43%, до 38,7 млрд руб.,- считают в министерстве.- На 1 октября исполнение ГОЗ составило 74%, что является высоким показателем». В КТЗ подтвердили создание рабочей группы и отметили, что в Чувашии предприятия обеспечены заказами. За восемь месяцев четыре крупнейших актива КТЗ увеличили производство: «Промтрактор-Вагон» - в 17,6 раза, «Промтрактор-Промлит» - в 1,8 раза, «Промтрактор» - в 1,4 раза, Чебоксарский агрегатный завод - в 1,3 раза. Михаил Болотин вчера не ответил на звонок “Ъ”.

«Смысл процедуры наблюдения в том, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния должника,- говорит партнер независимой юргруппы “Стрижак и партнеры” Вячеслав Косаков.- Но нужно понимать, что закон в первую очередь защищает интересы кредиторов». В течение семи месяцев предприятие может функционировать, говорит он, его судьбу решат кредиторы на собрании. Процедура наблюдения мыслилась законодателем как способ спасти должника, говорит Анастасия Худякова из Heads Consulting, но на практике это не всегда работает: для многих контрагентов это является основанием для расторжения договоров и предъявления счетов. Кроме того, отмечает она, кредиторы, которые мирились с положением дел, захотят закрепить свои требования к должнику, включившись в реестр.

Наталья Скорлыгина; Олег Ерусланов, Чебоксары

ВЭБ подал иски к предприятиям концерна.

ВЭБ начал банкротство активов проблемного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, подав иски против пяти юрлиц. По мнению руководства госкорпорации, процедура наблюдения защитит активы КТЗ от отчуждения по частям и сохранит производство, в министерствах и «Ростехе» с этим согласны. Но юристы отмечают, что у банкротства как защитной меры есть риски, в том числе расторжение контрактов и предъявление счетов кредиторами.

В рамках одобренной в октябре набсоветом ВЭБа «дефолтной стратегии» КТЗ госкорпорация подала серию исков о банкротстве предприятий концерна. Арбитражный суд Чувашии 23 октября зарегистрировал пять исков ВЭБа к компаниям ККУ КТЗ, Чебоксарский сталеплавильный завод, «Отель-ДИС», «Аверс» (требования к каждому — 68,5 млрд руб.) и ООО «Сервис промышленных машин» (27 млрд руб.). Как уточнили в КТЗ, речь идет о задолженности по синдицированному кредиту на 68,8 млрд руб., основной долг по нему — 27 млрд руб.

ВЭБ — крупнейший кредитор КТЗ. В конце 2016 года концерн задолжал госкорпорации около 45,6 млрд из 72,6 млрд руб. общего долга, тогда ВЭБ согласовал план реструктуризации, по которому военный дивизион КТЗ отходил в управление «Ростеха», гражданский оставался у Михаила Болотина и Альберта Бакова, а контроль над реструктуризацией вел ВЭБ. Но из-за отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал КТЗ и неурегулированной внутригрупповой задолженности ВЭБ в сентябре признал попытку оздоровления гражданского дивизиона неудачной и предложил банкротить КТЗ (см. “Ъ” от 27 сентября). Долг КТЗ составлял 85,4 млрд руб., перед ВЭБом — 58,5 млрд руб.

В ВЭБе “Ъ” пояснили, что деятельность предприятий КТЗ будет продолжаться. «Введение процедуры наблюдения включает приостановление исполнения решений по исполнительным документам, снятие ранее наложенных арестов на имущество и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника,— говорят в госкорпорации.— Предприятия становятся более защищенными, предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл».

Для решения проблем КТЗ уже создана рабочая группа с участием ВЭБа, «Ростеха», Минпромторга, Минтруда и регионов, которая проанализирует возможность использования механизмов оздоровления для сохранения и развития КТЗ. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что поддерживают проведение предприятий КТЗ через банкротство, «поскольку это необходимо для оздоровления предприятий, оптимизации долговой нагрузки и дальнейшего развития». На состоявшемся накануне заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы погашения долгов по зарплате, планы по загрузке предприятий.

Предприятиям КТЗ, ВЭБу, «Ростеху» и регионам предложено к 27 октября представить комплексные программы развития в условиях процедуры оздоровления, пояснили в Минпромторге. В Минтруде «держат ситуацию на контроле». В «Ростехе» проинформированы об исках и «поддерживают действия ВЭБа». В первую очередь необходимо исключить риск срыва гособоронзаказа (ГОЗ), считают в «Ростехе», должна быть обеспечена социальная стабильность, нужно с помощью антикризисных мер заложить фундамент для развития активов.

В Минпромторге говорят, что в 2017 году КТЗ увеличил производство техники, в том числе благодаря господдержке. «В 2017 году выручка КТЗ увеличится на 43%, до 38,7 млрд руб.,— считают в министерстве.— На 1 октября исполнение ГОЗ составило 74%, что является высоким показателем». В КТЗ подтвердили создание рабочей группы и отметили, что в Чувашии предприятия обеспечены заказами. За восемь месяцев четыре крупнейших актива КТЗ увеличили производство: «Промтрактор-Вагон» — в 17,6 раза, «Промтрактор-Промлит» — в 1,8 раза, «Промтрактор» — в 1,4 раза, Чебоксарский агрегатный завод — в 1,3 раза. Михаил Болотин вчера не ответил на звонок “Ъ”.

«Смысл процедуры наблюдения в том, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния должника,— говорит партнер независимой юргруппы “Стрижак и партнеры” Вячеслав Косаков.— Но нужно понимать, что закон в первую очередь защищает интересы кредиторов». В течение семи месяцев предприятие может функционировать, говорит он, его судьбу решат кредиторы на собрании. Процедура наблюдения мыслилась законодателем как способ спасти должника, говорит Анастасия Худякова из Heads Consulting, но на практике это не всегда работает: для многих контрагентов это является основанием для расторжения договоров и предъявления счетов. Кроме того, отмечает она, кредиторы, которые мирились с положением дел, захотят закрепить свои требования к должнику, включившись в реестр.

Reuters. ГК "Ростех" создала УК для координации работы предприятий концерна "Тракторные заводы"

ГК "Ростех" создала управляющую компанию для координации работы предприятий концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), говорится в сообщении правительства Чувашии со ссылкой на индустриального директора кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии "Ростеха" Сергея Абрамова.

"Мы создали управляющую компанию, задача которой координировать работу, сбалансировать текущую ситуацию с учетом выхода на конкурсное производство, сбалансировать также финансирование, потребности, производственные мощности. В ближайшее время предметно будут обсуждены заказы на 2018 год", - цитирует пресс-служба С.Абрамова, который накануне провел встречу с главой Чувашии Михаилом Игнатьевым.

При этом накануне ФАС России удовлетворила ходатайство АО "Опытно-конструкторское бюро "Радикал" о приобретении в результате сделки прав, позволяющих определять условия деятельности ООО "Машиностроительно-индустриальная группа "Концерн "Тракторные заводы" (зарегистрирована в Чебоксарах, основной вид деятельности - деятельность по управлению финансово-промышленными группами). На момент публикации решения ФАС, согласно данным "СПАРК-Интерфакс", компания называлась АО "Опытно-конструкторское бюро "Радикал", однако в пятницу сменила название на АО "РТ-Тракторные Заводы". По данным ЕГРЮЛ, сама компания была создана в 2003 году, изменение наименования зарегистрировано 20 декабря.

В свою очередь представитель "Ростеха" подтвердил "Интерфаксу", что госкорпорация переименовала компанию АО "Опытно-конструкторское бюро "Радикал" в "РТ-Тракторные заводы". "Это юридическое лицо получит в управление акции предприятий гражданского дивизиона КТЗ для проведения дальнейшей реструктуризации", - сказал он.

В сообщении правительства Чувашии также отмечается, что в ходе встреч С.Абрамова с трудовыми коллективами был представлен новый исполнительный директор ОАО "Промтрактор" и ООО "Чебоксарский агрегатный завод" (MOEX: CHAZ) (входят в КТЗ) - Вилсор Халиуллин.

Как указывают чувашские власти, в настоящее время "Ростех" проводит экспертизу текущего состояния, разрабатывает меры и предложения по оптимизации производства, увеличению объемов производства. "В первую очередь уделяется внимание своевременной выплате заработной платы и оплате расходов за теплоэнергию", - отмечается в сообщении. М.Игнатьев выразил надежду, что "все вопросы, касающиеся простоя и неполной занятости, будут разрешаться".

Ранее Арбитражный суд Чувашии ввел процедуру наблюдения в управляющей компании КТЗ - ООО "ККУ КТЗ". Сумма требований ВЭБа - 68,5 млрд рублей.

Наблюдательный совет ВЭБа в начале октября принял решение о "дефолтной стратегии" в отношении КТЗ и инициировал процедуры банкротства в отношении производственных предприятий концерна.

При этом сообщалось, что КТЗ будет полностью передан в управление госкорпорации "Ростех", которая уже контролирует ряд предприятий военного дивизиона концерна. Данное решение было принято после провала плана реструктуризации долгов КТЗ, в том числе по причине неурегулированности внутригрупповой задолженности и отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал.

В состав КТЗ входят 14 машиностроительных предприятий, которые производят технику для сельского хозяйства, строительства, железнодорожной инфраструктуры и нужд Минобороны РФ. На предприятиях концерна работает около 19 тыс. человек.

Концерн полностью переходит под управление госкорпорации.

Несмотря на объявленную процедуру банкротства ряда предприятий концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, ключевой кредитор концерна ВЭБ не намерен закрывать заводы, по крайней мере гражданского дивизиона. В планах ВЭБа «поднять производство», отдав с декабря и гражданский дивизион в управление «Ростеху», который уже управляет оборонными активами КТЗ. В «Ростехе» считают ситуацию сложной, но в перспективе высоко оценивают потенциал чебоксарского кластера КТЗ.

30 ноября предприятия КТЗ перейдут под управление «Ростеха», сообщил журналистам вчера в Чебоксарах по итогам совещания рабочей группы по ситуации зампред ВЭБа Петр Золотарев. По его словам, «Ростех» (управляет сейчас военным дивизионом КТЗ) займется и операционным управлением гражданским дивизионом. На начальном этапе на пополнение оборотных средств ВЭБ выделит КТЗ около 1,5 млрд руб. Господин Золотарев сообщил, что предприятия КТЗ с учетом их оснащения и компетенции кадров перспективны, и отметил, что «есть планы поднятия производства». «Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены»,— заявил зампред ВЭБа.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа принял решение о «дефолтной стратегии» в отношении КТЗ. Глава госкорпорации Сергей Горьков заявлял, что сейчас задача ВЭБа — «обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали». Как писал “Ъ”, выпуск на предприятиях гражданского дивизиона и так невысок: «Промтрактор» за первое полугодие выпустил 55 единиц техники, производство запчастей на Чебоксарском агрегатном заводе — 1,4 млрд руб. Вчера Петр Золотарев пояснил “Ъ”, что у обоих предприятий есть экспортный потенциал, а «Промтрактор» произвел за январь—октябрь уже 169 единиц техники, на год запланирован существенный рост — 280 единиц против примерно 35 штук годом ранее. Гендиректор КТЗ Альберт Баков выразил благодарность «Ростеху»: «Несмотря на сложную ситуацию, они решились. Предстоит серьезная совместная работа, с нашей стороны полное взаимопонимание».

Финансовый долг КТЗ в сентябре превышал 85 млрд руб. (сейчас — около 90 млрд руб.), в том числе перед ВЭБом — 58,5 млрд руб. Господин Золотарев отметил “Ъ”, что говорить о реструктуризации долга в этой ситуации пока бессмысленно, госкорпорация вернется к вопросу после процедуры оздоровления. Предполагается провести встречи с контрагентами КТЗ, чтобы рассказать о плане финансового оздоровления, говорит он.

Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщил: сейчас мощности концерна задействованы примерно на четверть, при этом не хватает оборотных средств для обеспечения производственных процессов без риска их остановки. Другой собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что проблема реабилитации гражданского дивизиона КТЗ связана и с репутационными издержками — покупатели знают, что компания проходит процедуру банкротства, и отзывают заказы. Так, объем заказов снижается, и это мешает гражданскому дивизиону развиваться уже сегодня, рассуждает источник “Ъ”.

Директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов заявил, что сейчас есть понимание того, что все предприятия КТЗ «будут комфортно интегрированы в предприятия “Ростеха”». Он отметил «высокий экономический и кадровый потенциал» предприятий. При этом господин Абрамов добавил “Ъ”: ситуация на предприятиях «очень сложная», необходимо решать в первую очередь оперативные проблемы — в частности, с началом отопительного сезона важно своевременно рассчитаться с энергокомпаниями. Для непрерывного производства нужно погасить критическую задолженность перед ключевыми поставщиками, налоговыми органами. «После решения оперативных проблем мы приступим к реализации сценария по развитию производства»,— рассказал господин Абрамов. Потенциал развития чебоксарской группы предприятий КТЗ он также оценил высоко: «Продукция концерна всегда будет востребована в стратегических отраслях — горнодобывающей, инфраструктурного строительства, нефтегазового сектора, транспортной, сельскохозяйственной».

Несмотря на объявленную процедуру банкротства ряда предприятий концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова , ключевой кредитор концерна ВЭБ не намерен закрывать заводы, по крайней мере гражданского дивизиона. В планах ВЭБа «поднять производство», отдав с декабря и гражданский дивизион в управление «Ростеху» , который уже управляет оборонными активами КТЗ. В «Ростехе» считают ситуацию сложной, но в перспективе высоко оценивают потенциал чебоксарского кластера КТЗ.

30 ноября предприятия КТЗ перейдут под управление «Ростеха», сообщил журналистам вчера в Чебоксарах по итогам совещания рабочей группы по ситуации зампред ВЭБа Петр Золотарев . По его словам, «Ростех» (управляет сейчас военным дивизионом КТЗ) займется и операционным управлением гражданским дивизионом. На начальном этапе на пополнение оборотных средств ВЭБ выделит КТЗ около 1,5 млрд руб. Господин Золотарев сообщил, что предприятия КТЗ с учетом их оснащения и компетенции кадров перспективны, и отметил, что «есть планы поднятия производства». «Нужно провести процедуру очистки от долгов и начать жить с чистого листа, что позволит по крайней мере не начислять 30 млн руб. ежедневно только процентов, штрафов и пеней за финансовые и кредитные ресурсы, которые предоставлены», - заявил зампред ВЭБа.

В начале октября наблюдательный совет ВЭБа принял решение о «дефолтной стратегии» в отношении КТЗ. Глава госкорпорации Сергей Горьков заявлял, что сейчас задача ВЭБа - «обеспечить тем не менее, чтобы заводы не остановились, работали». Как писал «Ъ», выпуск на предприятиях гражданского дивизиона и так невысок: «Промтрактор» за первое полугодие выпустил 55 единиц техники, производство запчастей на Чебоксарском агрегатном заводе - 1,4 млрд руб. Вчера Петр Золотарев пояснил «Ъ», что у обоих предприятий есть экспортный потенциал, а «Промтрактор» произвел за январь-октябрь уже 169 единиц техники, на год запланирован существенный рост - 280 единиц против примерно 35 штук годом ранее. Гендиректор КТЗ Альберт Баков выразил благодарность «Ростеху»: «Несмотря на сложную ситуацию, они решились. Предстоит серьезная совместная работа, с нашей стороны полное взаимопонимание».

Финансовый долг КТЗ в сентябре превышал 85 млрд руб. (сейчас - около 90 млрд руб.), в том числе перед ВЭБом - 58,5 млрд руб. Господин Золотарев отметил «Ъ», что говорить о реструктуризации долга в этой ситуации пока бессмысленно, госкорпорация вернется к вопросу после процедуры оздоровления. Предполагается провести встречи с контрагентами КТЗ, чтобы рассказать о плане финансового оздоровления, говорит он.

Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, сообщил: сейчас мощности концерна задействованы примерно на четверть, при этом не хватает оборотных средств для обеспечения производственных процессов без риска их остановки. Другой собеседник «Ъ» в отрасли говорит, что проблема реабилитации гражданского дивизиона КТЗ связана и с репутационными издержками - покупатели знают, что компания проходит процедуру банкротства, и отзывают заказы. Так, объем заказов снижается, и это мешает гражданскому дивизиону развиваться уже сегодня, рассуждает источник «Ъ».

Директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии «Ростеха» Сергей Абрамов заявил, что сейчас есть понимание того, что все предприятия КТЗ «будут комфортно интегрированы в предприятия „Ростеха“». Он отметил «высокий экономический и кадровый потенциал» предприятий. При этом господин Абрамов добавил «Ъ»: ситуация на предприятиях «очень сложная», необходимо решать в первую очередь оперативные проблемы - в частности, с началом отопительного сезона важно своевременно рассчитаться с энергокомпаниями. Для непрерывного производства нужно погасить критическую задолженность перед ключевыми поставщиками, налоговыми органами . «После решения оперативных проблем мы приступим к реализации сценария по развитию производства», - рассказал господин Абрамов. Потенциал развития чебоксарской группы предприятий КТЗ он также оценил высоко: «Продукция концерна всегда будет востребована в стратегических отраслях - горнодобывающей, инфраструктурного строительства, нефтегазового сектора, транспортной, сельскохозяйственной».



Поделиться