Викторина «Птицы наши верные друзья» для средней группы. Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья!" Литературная игра - викторина "В мире пернатых друзей"

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины.
Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям.
Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран.
Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали - золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка).
Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.

Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём?
Дети: Самарская область.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край?
Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами.
Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением.
Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми?
Дети: Потому что их тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
- Фишки подсчитывать в конце игры.
Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины
«Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды.
Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем.
Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки.
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
-На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
-Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
-Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
-Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
-Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше.


-Грач, на горе – весна на дворе.
-Лес без птиц и птицы без леса не живут.
-Птицы – украшение леса.
-Птиц мы будем беречь от губительных встреч.
-Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц.
Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах.
Соловей.
Прилетевший соловей
С каждым часом веселей,
Льются трели без конца…
Чуть-чуть обидно,
Что крылатого певца
В зарослях не видно.
В.Мусатов.
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
А. Ладонщиков
Синица.
Ты с модницей с этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится-
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Е.Ильина.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
Е.Ильина.
Птица скворец . Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием.
Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области.
Примерный перечень птиц:
-сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан;
-страус, соловей, клёст, стриж, пингвин.
Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза.
Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше.
-Вороны садятся на снег – к оттепели.
-Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу.
-Ласточки летают низко- пере дождём.
-Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру.
-Увидел грача – весну встречай.
Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники).
Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки.
Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
-чем птица рулит? (Хвостом);
-какая птица приносит весну? (Грач);
-как зовут детёныша птицы? (Птенец);
-как называется домик скворца? (Скворечник);
-как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие).
Вопросы для второй команды:
-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные);
-какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-как называется дом ласточки? (Гнездо);
-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-чем покрыто тело птицы? (Перьями).
Воспитатель : Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок).
Сорока: Я тут мимо пролетала
Вас, ребятки, увидала.
Очень рада я за вас
Много знаете про нас.
Я хочу вам дать совет
Береги природу с малых лет!
Где гнездимся, не шумите,
Гнёзда наши берегите!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Ребята, пожалуйста, запомните правила.
Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины.
Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят.
Воспитатель : Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Игра «Птицы – наши друзья».

Цель: 1. расширить знания учащихся о многообразии птиц;

2. систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека;

3. научить школьников осознать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.

Оборудование: загадки, ребусы, рисунки, птичий крик, записанный на пленку.

Ход игры:

В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг. Да, мир действительно прекрасен, он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Но мы часто спешим и проходим мимо, не замечая их. Порой, пытаясь отгадать какую-нибудь из загадок природы, мы удивляемся сделанному вдруг открытию. К таким открытиям можно отнести и удивительный мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас своим пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

1 конкурс. Народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках, немало из которых посвящено птицам. Отгадайте некоторые из них.

1. Бела, как снег, черна, как уголь,

Вертится, поет, как бес и дорога в лес. (сорока)

2. Кто ни разу шага не сделал. (воробей)

3. Черный, проворный, кричит «крак»,

Червякам враг. (грач)

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. (ворона)

5. В болоте плачет, из болота не идет. (кулик)

6. Днем молчит, ночью кричит. (филин)

7. Аккуратный дом для деток

Из сухих построен веток.

С той поры над нашей хатой

«Та-та-та» летит крылато. (аист)

8. Мать, отца не знаю, но часто называю.

Детей знать не буду, чужим сбуду. (кукушка)

2 конкурс. Составить радиальную схему понятий о птицах.

Птицы: хордовые, яйцекладущие, позвоночные, легкий скелет, перья, киль, теплокровные, клюв, 2 желудка, 4 камерное сердце, легкие, воздушный мешок.

3 конкурс. Вопрос – ответ:

1. Самые лучшие певцы. (в роще – соловей, в поле – жаворонок, в лесу – дрозд).

2. Самые искусные строители гнезд. (синица, иволга, ласточка).

3. Самые лучшие летуны. (ласточки, сокол, орлы, грифы).

4. Самые лучшие пловцы и ныряльщики. (гагара, кайра, семга)

5. Самые лучшие бегуны и скороходы. (дергач, бегунок, сойка, перепел)

6. Самые дружные. (чайки, ласточки, береговушки, скворцы)

7. Птица – символ мира и чистоты. (голубь)

8. Существует ли птичье молоко? (у голубей, пингвинов)

4 конкурс. «Филворд».

Даны картинки с изображением птиц. Каждой команде раздаются филворды, на которых нужно найти название птиц, изображение которых есть на картинке. Это задание на скорость, на правильное определение названий птиц и нахождение их на «филворде».

5 конкурс. «Птичий концерт».

Все знают, что птицы – прекрасные певцы и музыканты. Слушая певчих птиц можно написать оперу. Русский композитор Н.А.Римский-Корсаков чаще других использовал голоса птиц в музыке. В опере «Снегурочка» в хоре и пляске птиц есть голоса кукушки и дрозда, в речитативе Весны – высвистывание снегиря. Сейчас вы прослушаете записи голосов птиц, определите, кому из пернатых принадлежат данные песни.

6 конкурс. «Играем в прятки».

Если вы правильно расположите буквы в данных сочетаниях, то у вас получатся названия всем известных птиц.

7 конкурс. «Разминка».

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерев, рябчик)

4. Какая птица наших знойных лесов самая маленькая? (королек)

5. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)

6. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (у клестов)

7. Какая птица к зиме белеет? (куропатка)

8. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)

9. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговая ласточка, зимородок)

10. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

11. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)

12. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)

13. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри)

14. Почему глухаря называют так: глухарь? (во время токования птица ничего не слышит)

15. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (зимородок)

8 конкурс. «Почтовый ящик».

Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка – ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадайтесь, кто я?» (синица)

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (поползень)

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?» (щегол)

9 конкурс. «Птичьи разговоры».

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. (на скорость)

10 конкурс. «Птичьи профессии».

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Птица – рыболов. Соловей

Птица – плотник. Ласточка

Лесная кошка. Поползень

Птица – строитель. Баклан

Птица – акробат. Иволга

Пернатый солист. Кукушка

Ночной хищник. Дятел

Легкомысленная мамаша. Сова

Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Каким скучным и неинтересным был бы мир без наших пернатых друзей. И сегодняшняя игра является подтверждением этих слов. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых.

(Исполнение песни «Как прекрасен этот мир»).

Фатима Боджокова
Игра-викторина «Птицы - наши друзья»

Игра – викторина «Птицы – наши друзья »

Цель мероприятия : углубить и обобщить знания о птицах ; активизировать познавательный интерес детей к природе.

Вступительное слово воспитателя :

Ребята, каждый год, во время весенних каникул, мы отмечаем День птиц . В России его стали отмечать в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40 – е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена. Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, звонкие, веселые песни, яркое оперение оживляют природу, украшают нашу жизнь, вселяют в нас бодрость и радость. А на сегодняшней игре – викторине, мы с вами проверим, что мы знаем про эти чудные создания. Для определения победителя викторины, я буду выдавать жетончики за каждый правильный ответ. У кого их окажется больше, тот и будет победителем.

Итак, 1 тур «Угадай птицу »

Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)

Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)

У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

Какая птица умеет дразнится ? (Попугай.)

У какой птицы нет гнезда , а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

Каких птиц – санитаров вы знаете? (Вороны, сороки, галки, коршуны – питаются на свалках и помойках, способствуя оздоровлению местности.)

Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)

Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

У какой птицы гнездо с половину грецкого ореха? (У крошечного колибри.)

Пение какой птицы напоминает звук флейты? (Певчего дрозда.)

2 тур «Узнай по повадкам»

Очень подвижная и шумная птица , выдает себя характерным голосом (стрекотанием) . Часто ворует пищу у домашних животных. (Сорока.)

Эти птицы охотно поселяются вблизи человеческих жилищ. Одна из самых популярных птиц у охотников . (Кряква.)

Какие птицы способны собрать стаю и вместе напасть на обидчика одного из стаи? (Вороны. Они умеют распознавать и запоминать человеческие лица. К тому же, они довольно злопамятны.)

- Птица , важно шествующая за трактором по свежевспаханному полю, где много червей и другой мелкой живности. (Аист.)

- Птица с сильно развитым интеллектом, способная приспособится к любой среде обитания, защищает своих птенцов от врагов даже превосходящих его по размеру в несколько раз. (Серая ворона.)

Эта птица складывает за щеку запасы пищи : кашу из зерен и насекомых. Таким образом ему приходится реже вылетать из гнезда на поиски пищи. (Снегирь.)

Эта птица вьет самое большое гнездо из сучьев. (Американский белоголовый орел. Его гнездо может выдержать даже человека.)

3 тур «Загадки»

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Кто там прыгает, шуршит,

«Клее – кле – кле» кричит со свистом? (Клест.)

Окраска сероватая,

Походка вороватая.

Известная персона,

Кто она? (Ворона.)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица . (Воробей.)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Как стемнеет, вылетает

И огромным ртом хватает

Над землей и над водой

Насекомых… (Козодой.)

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка… (Зарянка.)

4 тур «Дополни приметы»

Бьющаяся в окно птица – (к доброму известию и к добрым гостям.)

Услышал кукушку – (тряси мелкие деньги к богатству.)

Ласточки летят низко – (будет дождь.)

Аист свивший гнездо на вашей крыше – (к семейному благополучию и счастью.)

Где-то неподалеку от дома кричит сова – (к прибавлению в семействе.)

Над головой невысоко пролетел орел – (к благополучию в делах.)

В дом залетел голубь – (к скорой свадьбе.)

Если человек увидел иволгу – (быть его жизни благополучной и богатой.)

Увидеть сороку на рыбалке – (к хорошему улову.)

Сорока прыгает на крыше, где болеет человек, - (к его излечению.)

5 тур «Сказочные персонажи»

Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди.)

Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка.)

Волшебная птица с золотым оперением ? (Жар-птица .) Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане?» (Царевна- лебедь.)

- Птица , которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба.)

Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок.)

Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки.)

В кого превратился «гадкий утенок» ? (В прекрасного лебедя.)

Про кого сказка «Серая шейка» ? (Про утку.)

Воспитатель : наша игра -викторина подошла к концу. Спасибо всем за участие. А пока подсчитываются жетончики, просмотрите слайды с птицами .



Поделиться