Влияние рекламы на детей и подростков. Презентация - влияние рекламы на психику подростка

Реклама влияет на детей, дети влияют на рынок. Американские маркетологи оценивают "потребительскую стоимость" ребенка в $100 тыс. - именно столько один американец должен истратить на покупки на протяжении своей жизни. Ежегодно среднестатистический американский ребенок видит 40 тыс. телереклам.

В начале 1990-х годов, когда в США ежегодно тратилось на рекламу, рассчитанную на детей, не более $100 млн., американские родители и учителя беспокоились, что растет поколение, которое будет считать наиболее важным для себя количество денег и имущества. В 2000-е годы в Америке на рекламу для детей ежегодно расходуется $12 млрд.

Аллен Кэннер (Allen Kanner), психолог, считает, что среди детей растут потребительские настроения.

«Дети становятся жадными потребителями, - говорит психолог. - Когда я спрашиваю их, чем вы будете заниматься, когда вырастете, они отвечают, что будут делать деньги. Когда они обсуждают своих друзей, они говорят об их одежде, марках одежды, которые те носят, а вовсе не об их человеческих качествах».

Возраст, на который рассчитана реклама, постоянно снижается. Сейчас двухлетний ребенок является полноправным объектом воздействия телевизионной и других видов рекламы. И такая реклама не проходит бесследно. В соответствии с недавними исследованиями доктора Кэннера, трехлетний американский ребенок в среднем знает 100 различных торговых марок. Ежегодно американский подросток тратит на модную одежду и обувь $1.4 тыс.

Стратегия компаний четко обусловлена психологией детей. Профессор маркетинга Джеймс МакНил считает, что ребенок интересен рынку и производителям рекламы из трех соображений: во-первых, он имеет свои собственные деньги и тратит их, часто повинуясь рекламе; во-вторых, он влияет на решение родителей о том, что покупать; а в-третьих, к тому времени, когда ребенок вырастает, его потребительские запросы и привычки уже оказываются сформированными, благодаря рекламе, которую он видел в далеком детстве.

В 1960-х годах родители детей в возрасте от 2 до 14 лет ежегодно тратили в общей сложности $5 млрд. под влиянием своих чад. В 1970-х годах этот показатель равнялся $20 млрд., в 1984 году он вырос до $50 млрд., в 1990 году - до $132 млрд. Джеймс МакНил приводит следующие данные: ежегодно школьники начальной школы (дети в возрасте с 6 лет до 12 лет) имеют в своем распоряжении приблизительно $15 млрд. собственных денег, $11 млрд. из которых они тратят на игрушки, одежду, сладости и завтрак. Дополнительно к этому, родители тратили около $160 млрд. в год под влиянием предпочтений своих детей. Спустя всего несколько лет был отмечен значительный рост этих трат. В 1997 году дети в возрасте до 12 лет тратили более $24 млрд. своих собственных денег, в то время как под их прямым влиянием семьей дополнительно расходовалось $188 млрд.

В 1999 году группа, включавшая в себя 60 психологов, обратилась к Американской Психологической Ассоциации (American Psychological Association) с открытым письмом, в котором потребовала от Ассоциации высказать свое мнение по поводу рекламы, направленной на детей, которая по мнению авторов письма неэтична и опасна. Психологи призывали провести исследования психологических приемов, используемых в коммерческой детской рекламе, опубликовать результаты этих исследований и дать этическую оценку этим технологиям, разработать стратегии, которые позволили бы защитить детей от коммерческого манипулирования.

Позже подобные исследования были проведены. Одно из заключений Ассоциации: телевизионная реклама воспитывает у детей нездоровые привычки. Исследования показали, что ребенок в возрасте до 8 лет не способен критически воспринимать такую рекламу и склонен относиться к ней с полным доверием.

Если учесть, что в числе наиболее рекламируемых продуктов - конфеты, сахарсодержащие хлопья, сладкие напитки и всякого рода закуски, реклама, таким образом формирует неверное представление о здоровом сбалансированном питании. Американская Психологическая Ассоциация рекомендовала запретить все виды рекламы, ориентированной на детей младше 8-летнего возраста. Однако никаких серьезных мер по ограничению детской рекламы не последовало. Защитники детской рекламы ссылаются на права детей как потребителей. Чиновники - на свободу слова и предпринимательства Washington ProFile - http://4btl.ru/info/news/4083.

Неутешительные данные приводят и российские психологи.

«Дети действительно любят смотреть рекламу. "Маленьких детей в первую очередь привлекают яркая картинка и веселый сюжет, а уже потом рекламируемый товар", -- считают представители компании-исследователя. Причем чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно данным, полученным ИТАР-ТАСС, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца досматривают 44,8% детей, то к 19 годам -- только15,9%. Чуть более активна молодежная аудитория от 20 до 24 лет -- телерекламу смотрят 18,2% опрошенных».

Во-первых, время и деньги. Реклама -- удовольствие дорогое, и цена не располагает рекламодателя к подробным характеристикам товара, его цель -- как можно лаконичнее изложить суть. У потребителя тоже нет времени на пространные рассуждения о товаре, его цель -- получить максимум информации в сжатые сроки. Реклама информативна и легко запоминается. Причем дети запоминают ее легче, чем взрослые, так как их голова не так забита различной информацией.

Во-вторых, бешеный ритм жизни современного мегаполиса. У родителей просто не остается ни времени, ни сил на воспитание детей, на долгие объяснения, что такое хорошо и что такое плохо. Взрослые привыкли к коротким рубленым фразам, а дети под них подстраиваются и в результате начинают мыслить слоганами так же, как их родители когда-то мыслили поговорками и пословицами.

В-третьих, человеку свойственно экономить силы, в том числе и умственные. Пословицы, поговорки, рекламные слоганы -- это штампы, стереотипы. "„Мерседес“ -- это круто","С „Толстяком“ время летит незаметно" и т.д. -- слоганы категоричны. Что, в свою очередь, не оставляет места бесконечным детским"почему?".

Реклама, являясь упрощенной схемой поведения, дает ребенку возможность развиваться. Он постоянно овладевает стереотипом поведения взрослого человека, и в этом ему помогают игры и сказки. В сказках детям предлагаются решения того, что правильно, а что нет, как поступать в тех или иных ситуациях. Благодаря игре дети вырабатывают собственные сценарии поведения. Реклама в восприятии ребенка -- синтез игры и сказки. Герои рекламных роликов просты и линейны, их желания и поступки лишены нюансов, понятны ребенку.

Стремление защитить детей от пагубного воздействия рекламы, телевидения, Интернета -- всего лишь результат того, что родители не уделяют детям должного внимания и не справляются со своими обязанностями.

Дети мечтают о дорогих игрушках, потому что видят их в магазине и у других детей, а не потому, что посмотрели рекламу.

На нервную систему ребенка может оказать негативное влияние любой элемент любой рекламы, например котенок, щенок или ежик, о котором ребенок мечтает, или дружелюбная атмосфера в рекламной семье.

Антитабачная, антиалкогольная и любая "антивредная" реклама, перегруженная полезными советами и рассказами о вреде продукта, детей и подростков пугает и отталкивает.

Дети начинают курить и употреблять спиртные напитки раньше, чем считает статистика, причем активно рекламируемое пиво в ряду употребляемых напитков -- вещь вполне безобидная.

Прежде всего ребенок подражает ближайшим взрослым или старается вести себя не так, как они. Материальное положение и социальный статус семьи, способы проводить досуг, взаимоотношения в семье -- вот что оказывает воздействие на детей. Реклама же играет незначительную роль Алина Дударева. Внимание! Дети! - http://rupr.ru/art/raznoe-vnimanie_deti.php.

Каждый возрастной период имеет характерные особенности развития ребенка, становления его представления о мире, его понимания и принятия происходящего А.А. Реан «Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития: учебное пособие». Золотая Психея - 2001..

Раннее детство (возраст от 2 до 6 лет) характеризуется активным развитием всех познавательных процессов - методологии анализа, синтеза информации, понимания процессов, которые происходят вокруг, развитие ассоциативного мышления.

Важное место в развитии личности ребенка в этот период занимают эстетические чувства: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического.

В связи с тем, что в этом возрасте формируются так называемые социальные эмоции - переживания человеком своего отношения к окружающим людям, то ребенок основной свой жизненный опыт получает из участия в общении и из наблюдения за окружающими людьми. Как только в поле зрения ребенка попадает реклама, он, из-за ее привлекательности, яркости, начинает анализировать, стараясь максимально перекладывать модели поведения, которые он видит в коротких роликах, на свое поведение.

Рекламные ролики предлагают простые методы решения проблем: не получается сделать уроки - ешь чипсы; если ты некрасивая, надень джинсы известной фирмы - и все мужчины падут к твоим ногам. Не надо ничего делать, не надо думать - просто ешь и носи то, что тебе предлагают с экрана. Все решения за ребенка уже приняты, а это ограничивает работу мышления и, в конце концов, отрицательно сказывается на интеллекте. Рекламная информация обладает невероятной силой внушения и воспринимается детьми как нечто неоспоримое. Если взрослые в состоянии провести границу между реальным миром и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Маленький ребенок буквально понимает все, что видит и слышит. Герои рекламы для него - реальные персонажи - яркие и привлекательные. И их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера говорить становятся эталоном - часто довольно сомнительным Олеся Волкова. Детское здоровье. Влияние рекламы на ребенка. Мой кроха и я, №7, 2007.

Важное место в развитии ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться в таких понятиях, как правда и ложь. Но, рекламные образы могут нарушить правильные представления ребенка о подобных понятиях.

С другой стороны, герои телесериалов (Смешарики, Рыжий Ап, и пр.) или образы кумиров - известных футболистов, актеров или музыкантов, которым они стремятся подражать и рекламируемые ими товары составляют основу детской субкультуры, вне которой ребенку трудно построить общение со сверстниками. Для детей это информация о том, что на данный момент актуально и модно. Реклама с ранних лет учит ребенка ориентироваться во взрослом мире товарно-денежных взаимоотношений.

Маленьких детей в первую очередь привлекает движение на экране и яркая картинка, а не смысл рекламного сообщения, -- считают психологи. -- Поток смысловой информации воспринимается ими бессознательно. Это основано на физиологической особенности восприятия: внимание человека фокусируется на изменениях в окружающем пространстве, а не на том, что неизменно. Без дополнительного волевого усилия человек не может долго концентрироваться на стационарном объекте. Накапливается усталость и внимание переключается самопроизвольно. И наоборот -- чем больше изменения, тем сильнее внимание к ним.

В связи с этим необходимо отметить, что реклама отрицательно влияет на здоровье ребенка. На неокрепший организм действуют излучение от экрана, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений. Мелькающие картинки негативно влияют на зрительный аппарат ребенка в целом (а не только на глаза), на работу сердца и мозга, а частая смена изображения ослабляет внимание. И еще - реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров. К тому же, быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста. Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее, их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Рассматривая более старший возрастной период (с 6 до 12 лет), необходимо отметить, что это период, когда идет общий рост ребенка - расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

В этот период формируется логическое мышление, способность выстраивать логические цепочки, анализировать происходящие процессы. Развивается память. И, в принципе, формируется интеллектуальный потенциал ребенка - характеристика его умственного развития.

Тем самым у ребенка будут сформированы ложные ценности: реклама дорогостоящих продуктов, предметов роскоши, недоступных большинству населения, приводит к негативным эмоциональным реакциям. Очень часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов также может создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть к тому же общий психологический фон отечественного телевещания, который вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения людей, снижает сопротивляемость человека различным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой. Словом, не будет преувеличением сказать, что, запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

У ребенка, благодаря рекламе могут появиться жизненные стереотипы: Мерседес или квартира на Рублевке, это можно изменить, хуже то, что ребенок видит вокруг себя массу рекламы, которая пропагандирует т.н. наркогенные средства. Некоторые общественные деятели утверждают, что реклама алкогольных напитков и сигарет заставляет молодёжь курить и пить. Но, психологическая привязанность к этому формируется в детстве. Ребенок видит перед собой кричащие, яркие образы. Некоторая реклама пивной продукции строится на противоречиях. Пытливый ум ребенка запоминает подобные образы.

13 марта 2006 года был принят Федеральный закон Российской Федерации №38-ФЗ «О рекламе». В целях закона отмечено: развитие товаров и услуг, реализация права потребителя на получение добросовестной и достойной рекламы.

И в статье №6, которая имеет формулировку «Защита совершеннолетних в рекламе», рассматриваются правовые основы «… защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе…» ФЗ №38 «О рекламе»

Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование дошкольников, школьников, а в последствии и молодых людей, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социальных и нравственных качеств детей http://alleksandrik.livejournal.com/9595.html.

Приведённые сведения свидетельствуют о том, что реклама негативно влияет на развитие ребёнка, хотя некоторые находят и положительные моменты в просмотре детьми рекламы. Чтобы убедиться в том, что реклама для подростков вредна, мы провели опрос среди учащихся школы и взрослых, результаты которого представлены в следующей главе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально-экономические проблемы рекламы, ее история и роль в жизни общества. Мотивация и потребность обращения к рекламе. Тенденции восприятия и воздействия современных аудиовизуальных средств рекламы потребителем. Эффективность рекламной деятельности.

    книга , добавлен 23.01.2011

    Проблема рекламы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Воздействие рекламы на потребителя. Психологические особенности эффективной рекламы. Эмпирическое исследование восприятия рекламы служащими рекламных агентств, оценка результатов.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2011

    История рекламы в России. Основные виды рекламы и их особенности. Аргументы, служащие в пользу или против рекламы, возможные ее ограничения. Проведение опроса по употреблению молока среди людей разных возрастов. Сравнение цен на молоко в магазинах.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Психологические аспекты привлечения внимания к рекламе. Множественность в рекламе: повторяемость и интенсивность. Динамика, контрастность и размер рекламы, ее эмоциональность. Преимущества и особенности телевизионной, печатной, радио- и интернет-рекламы.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Особенности восприятия зрителями, воспитанными в русской культурной традиции, коммуникативных сообщений, выполненных в жанре телевизионной рекламы и принадлежащих к широко распространенным культурным традициям: европейской, американской и восточной.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Роль и значение цвета в рекламе, психологические особенности ее визуального восприятия, гармоничность сочетания. Определение приоритетных цветовых сочетаний. Критерии выбора потребителем рекламной продукции. Зрительное восприятие цвета в рекламе.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2011

    Исследование гендерных различий и особенностей восприятия аудиорекламы. выявление перспективных средств восприятия рекламы. История развития рекламных коммуникаций. Программирование поведения людей в сфере потребления. Психологическое воздействие рекламы.

    реферат , добавлен 05.06.2016

    Понятие и история развития рекламы. Преимущества и недостатки телевизионной рекламы. Экономическая и психологическая эффективность рекламы. Измерение аудитории телевидения. Ограничения, присущие телевидению. Особенности рекламной практики в России.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

Ежедневно, на нас лавиной обрушивается поток информации, которую мы получаем с экранов телевизора, уличных стендов, обложек глянцевых журналов. Времена, когда изготовлением рекламы занимались люди малосведущие в этом деле, прошли, на смену им пришли профессионалы, которые хорошо знают своё дело. Заметно возросла и эффективность от проведения таких рекламных компаний.

В любой рекламе используют методы воздействия на психику человека . Эти методы были открыты давно и уже не первый год реклама имеет вполне осознанное влияние на определённые центры человека, плюс внешнее воздействие, вроде: постановки логических ударений, изменения тона, а также громкости, и человек открыт для восприятия и запоминания информации.

А повторение одного и того же закрепляет в памяти увиденное и услышанное, что неизменно приводит к росту продаж.

С возрастом, мы приобрели опыт, который помогает нам противостоять воздействию рекламы, действие слоганов на подсознание понижается, чего не скажешь о детях. Они не способны к качественной фильтрации информации , впитывая её целиком, принимая за чистую монету.

Состояние транса в обычных условиях- можно назвать даже полезным, ведь оно позволяет выключить сознание, дав отдых психике, получить информацию. Его можно сравнить с состоянием малыша, который верит безоговорочно авторитетное мнение родителей, информация не требует переработки и осмысления, ведь достаточно того, что сказала мама. Это можно назвать «родительским кодированием».

В состояние транса легко входят подростки , ведь на фоне неуравновешенности поведения может появляться постоянная усталость, нервное перенапряжение. А состояние транса позволяет отдохнуть, но и вместе с тем, получить долю информации через просмотр рекламы. Воздействие рекламы опасно тем, что она, прежде всего, воздействует на подсознание ребёнка, и не стоит удивляться, что через несколько лет Вы заметите его с бутылкой пива.

Поведение ребёнка связано напрямую с подражанием, оно необходимо для освоения социальных навыков. Часто наблюдая рекламу, ребёнок закрепляет в сознании порою недопустимые, с точки зрения нравственности, образы поведения, которые с успехом потом демонстрирует своим родителям. Дети не способны провести границу между реальным и виртуальным миром. Реклама ориентирует на усвоение уже готовых решений, это ограничивает работу мышления, не даёт возможности развиваться интеллекту.

Сложно и родителям влиять после проведения рекламы на воспитание детей, ведь им с голубых экранов внушается, что чем больше модных вещей и игрушек, у тебя есть, тем ты популярнее, ведь то, что ты имеешь намного важнее, чем твоя личность.

Профессионально сделанная реклама будет восприниматься зрителями на уровне бессознательного по принципу нейролингвистического программирования. Поэтому неизвестно, как рекламный ролик может сказаться на ребёнке в будущем. Но, это профессионально выполненная реклама, сделанная скорее за рубежом, чем у нас, в России.

Единственный способ уберечь дитя от нежелательных воздействий рекламы - ограничить совместный просмотр рекламы . Запрет, это скорее не главное, главное- заполнить информационный вакуум ребенка при помощи активного общения с окружающим миром, встреч с новыми людьми, развивающими играми.

Чаще всего, именно страдающие от нехватки информации дети , увлекаются рекламой. Для того, что бы расширить поток информации, которая будет поступать к Вашему малышу, нужно брать его с собой по делам, в гости и т.д. Не нужно ограждать его от собственной жизни, от действительности вокруг него.

По мере взросления детей, нужно обучать их критическому восприятию рекламы . Персональные требования детей могут определяться, а также изменяться посредством телевизионной рекламы. Таким образом, потребности семьи оказываются под влиянием рекламы. Для того, что бы воспитать у детей критичное восприятие рекламы, нужно чтобы дети узнавали о коммерческих целях компаний , но это возможно лишь, когда они станут здравомыслящими, не находящимися под влиянием эмоций.

В игровой форме попробуйте продать ребёнку совершенно не нужный ему товар, чтобы малыш понял: дело не в том, что товар обладает отличным качеством, а что продавец просто хочет его продать. Потом поменяйтесь ролями, и пусть он попробует продать Вам что-то. Такой игрой Вы объясните малышу, что реклама - попытка навязать чье-то мнение, и к ней нужно относиться чрезвычайно избирательно, отсутствие вещи, которая рекламируется, не вредит самолюбию, и жизнь хуже от этого не становится.

Совсем маленьких детей привлекает в рекламе движение на экране и яркая картинка, а не смысл сообщения. Сам поток информации воспринимается бессознательно. Фокусировка внимания идёт лучше на изменениях, на стационарных же объектах, внимание быстро переключается, так как происходит накопление усталости, чем больше изменения, тем сильнее привлекается внимание к ним.

Представление, которое формируется в детстве самое прочное, и даже самые убедительные новые данные об объекте, в дальнейшем не способны повлиять на уже сформировавшееся в детстве отношение. Ведь детские впечатления наиболее сильные. Этим то и пользуются рекламщики, надеясь вырастить поколение, которое будет неизменно выбирать рекламируемый бренд.

Стоит включить телевизор, и реклама начинает атаку на психику ребенка. Быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста.

Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку». В-третьих, сама реклама может отличается агрессивностью.

Реклама влияет на детей не только психологически, но и физиологически. Когда маленький телезритель «в запой» смотрит рекламные ролики он неподвижно сидит или лежит, его вниманием полностью завладела реклама. Такая гиподинамия приводит к замедлению обмена веществ, а значит и к накоплению жиров в организме ребенка. Вместо того, чтобы бегать, прыгать и таким образом тратить калории, ребенок, наоборот, накапливает их. Особенно, когда под телевизор проходит и завтрак, и обед, и ужин. Глядя на «голубой экран», малыш может съесть гораздо больше, чем нужно его организму. Отсюда проблемы с лишним весом в раннем возрасте, расстройства желудочно-кишечного тракта. Кроме того, реклама предлагает маленькому потребителю далеко не самые полезные продукты. Малыш после просмотра рекламы начинает вымогать у родителей разные снэки и сладости, что тоже не прибавляет ему здоровья.

Психологическое же воздействие рекламы на неокрепшие умы юного поколения еще более сильное. Даже технология создания рекламных телевизионных роликов уже предусматривает воздействие, в первую очередь, на детей. Маркетологи всего мира уже давно осознали, что нет более благоприятной почвы для рекламы, чем детская аудитория. Хоть дети и не могут купить рекламируемый товар, зато они способны повлиять на решение своих родителей. Ребенок может просто вымогать у мамы или папы купить шоколадку или чипсы «как в рекламе».

А для детей в возрасте 6-12 лет, когда они уже имеют свои карманные деньги, особо привлекательна реклама, в которой предлагается без усилий что-то получить. Например, «пришлите нам 10 этикеток и получите бейсболку». И детей трудно переубедить, что такие лотереи не гарантируют получения выигрыша, да и та бейсболка, честно говоря, стоит гораздо дешевле.

Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами».

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя.

Для ребенка все происходящее на экране - это настоящее, он еще не способен отличить правду от вымысла. Поэтому по поведению героев рекламных роликов дети формируют для себя модель поведения во взрослом мире. Но в рекламе эта модель упрощенная либо же вообще нереальная. Редко в рекламном ролике встретишь доброго и честного персонажа, пропагандирующего нравственность. Гораздо чаще - это эгоистичные, сексуально-агрессивные персонажи, которые действуют лишь в угоду своим желаниям. Только представьте себе какой образ взрослого предлагает ребенку реклама: он постоянно страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка и тому подобных вещей. Тот еще образчик...

Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. С момента возникновения в ней отрабатывались способы воздействия на поведение индивида и групп людей. За свою длительную историю реклама качественно эволюционировала. Она прошла путь от информирования к увещеванию, от увещевания – к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса – к подсознательному внушению, от подсознательного внушения – к проецированию символического изображения. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях .

Сторонники рекламы отмечают ее полезность и необходимость для экономического развития, так как она ускоряет сбыт произведенных товаров, позволяет снижать цены, способствует увеличению потребления и вследствие этого росту выпуска продукции; субсидирует СМИ; стимулирует конкуренцию; расширяет рынки и создает дополнительные рабочие места.

В области коммуникаций реклама предоставляет покупателю информацию, необходимую ему для аргументированного выбора; способствует эстетизации повседневной жизни; помогает ценить юмор; оставляет потребителю свободу выбора и принятия решений.

Критики рекламы подчеркивают слабые ее стороны: реклама часто ведет к перепроизводству; расходы на рекламу составляют слишком большую часть цены анонсируемой продукции и приводят к ее удорожанию; средства, истраченные на рекламу, могли бы послужить более насущным социальным нуждам; реклама создает у индивида искусственные потребности.

С точки зрения коммуникации рекламу критикуют за ослабление ее первоначальной информационной функции в пользу манипуляции; распространение далеко не безупречного эстетического вкуса и не слишком тонкого чувства юмора; техника убеждения в рекламе создает лишь иллюзию свободного выбора .

Анализируя телерекламу, М. Постер подчеркивает, что в настоящее время ее основной функцией становится вовлечение реципиента в процесс самоформирования, реклама заставляет его «переделывать» себя в «беседе» с иными способами суждения. Телереклама использует слово и символ для того, чтобы произвести изменения в поведении зрителя. Она включает в себя субъекта как зависимого наблюдателя, формируя его как потребителя .

В условиях социокультурной трансформации российского общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большое значение, так как сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества. При этом реклама постоянно выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений .

В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:

  1. когнитивный (получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
  2. аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);
  3. регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
  4. коммуникативный (интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования) .

Телевидение – самое разностороннее из рекламных средств. Уникальная особенность ТВ-рекламы состоит в том, что для нее характерны, во-первых, сочетание звукового и зрительного воздействий и, во-вторых, огромная, по сравнению с любым другим рекламным средством, аудитория.

Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и т.д. Самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики .

С.Г. Кара-Мурза отмечает «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающий пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки приводит к релаксации, снижению умственной активности и критичности восприятия информации .

Е.Я. Малышев делает акцент на этической стороне рекламы. Реклама дорогостоящих продуктов при низкой покупательной способности основного потребителя, внушение мыслей о необходимости их приобретения, внедрение в общественное сознание недостижимого образа жизни приводят к негативным эмоциональным ре акциям человека. Довольно часто в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говоря! Кроме того, многократное повторение подобных сюжетов также можем создавать угнетенное психическое состояние телезрителей. Если учесть еще и общий психологический фон отечественного телевещания, который, по мнению Е.Я. Малышева, способствует возникновению негативных эмоциональных реакций, вносит дисбаланс в общественные и межличностные отношения телезрителя, а нередко создает условия для слабого сопротивления человека раз личным заболеваниям, то это становится еще и медицинской проблемой российского населения .

Многократно повторяясь независимо от желания человека, действуя на взрослых и в особенности на беззащитную психику ребенка и запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формирует современного человека.

Среди методов психологического воздействия рекламы на детей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическая заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребенком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность детей ввиду несформированной целостности личности).

При этом с точки зрения психологической защиты дети по сравнению со взрослыми еще не в состоянии противопоставлять воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.

Несмотря на актуальность и большую теоретическую и практическую значимость изучения воздействия рекламы на сознание и поведение детей, эта проблема остается недостаточно разработанной.

Целью предпринятого нами экспериментального исследования было изучение особенностей восприятия детьми разных возрастных групп телевизионной рекламы и ее влияния на поведение детей. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста и 20 их родителей; 13 учащихся I класса и 13 их родителей и столько же учащихся II класса и их родителей. Кроме того, были исследованы 16 учащихся среднего (VI класс) и 12 старшего (X класс) школьного возраста.

В исследовании использовались специально разработанные методики: анкетирование родителей и стандартизованное интервью с детьми.

Целью исследования было выявление особенностей восприятия и отношения детей к телевизионной рекламе, характера и степени ее влияния на детей разного возраста, а также особенностей восприятия и отношения к телевизионной рекламе их родителей, влияние родительского отношения к ТВ-рекламе на отношение к ней детей.

Полученные результаты позволили выявить отношение детей различных возрастных групп к рекламной продукции.

Таблица 1

Отношение детей различных возрастных групп к телевизионной рекламе (в % по возрастным группам)

Из таблицы видно, что с возрастом у детей нарастает критическое отношение к телевизионной рекламной продукции. В группе детей старшего дошкольного возраста больше половины детей положительно относятся к рекламе, любят ее смотреть. В младшем школьном возрасте таких детей уже меньше (примерно 38%), среди детей 11-12 лет – только 18%, а старшим подросткам реклама совершенно не нравится. При этом отдельные рекламные ролики нравятся примерно 10% старших дошкольников, 15% младших школьников, 25% младших подростков и только 8% старших подростков. Негативное отношение к ТВ-рекламе устойчиво растет.

  • Каковы же особенности восприятия рекламы в разных возрастах?
  • Каковы представления детей о назначении рекламы?

Младшие дети затрудняются дать какое-либо определение феномена рекламы.

Половина детей подготовительной группы и первоклассников просто отказываются это сделать. Примерно 40% детей в подготовительной группе, 69% в I классе, 46% во II классе хорошо представляют себе реальное назначение рекламы – информировать потенциальных покупателей о различных товарах. Достаточно частыми ответами являются такие, как «перерыв в телепередачах» (около 15% дошкольников), «развлечение, отдых» (около 23% второклассников). Среди младших подростков 75% отмечают, информирующую функцию рекламы. Только 8% детой не знают, для чего нужна реклама, а 18% указывают на негативную функцию телевизионной рекламы («чтобы мучить людей», «чтобы отнимать время»). Интересно, что только 50% старших подростков говорят о позитивном значении рекламы для информирования о новых товарах, а 40% отмечают агрессивную, манипулятивную функцию рекламы («по воздействие на психику человека морочат голову, чтобы покупали их товары», «это попытка впихнуть покупателю то, что ему не нужно»).

Однако 55% дошкольников, 15,5% первоклассников, 38,5% второклассников, а также 50% младших и 60% старших подростков считают рекламу необходимой. Правда, большинство из них хотели бы ограничить информацию по времени и частоте повторения.

Из таблицы видно, что 55% дошкольников верят рекламе. Отношение к рекламе младших школьников более осознано и критично, доверяют рекламе только 23–30% детей, больше половины – не доверяют вовсе. Младшие и старшие подростки в основном не доверяют рекламным сообщениям. А число детей, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом.

Таблица 2

Число детей, доверяющих рекламе (в % по возрастным группам)

Специально отметим, что при сопоставлении ответов на вопрос о доверии к рекламе родителей и детей было обнаружено совпадение их оценок: 60% – в подготовительной группе, 69,2% – в группе первоклассников и 77% – у второклассников. Это, несомненно, свидетельствует о существенном влиянии родительского отношения к рекламе на ее восприятие ребенком. Такой вывод подтверждается также данными о том, что дети достаточно точно судят об отношении своих родителей к рекламе.

Таблица 3

Сферы наиболее предпочитаемой рекламируемой продукции (в % по возрастным группам)

Подготовительная группа Продукты питания – 30.
Напитки – 30.
Реклама мультфильмов – 10.
«Места для детей» – 10.
Реклама фильмов – 5.
Косметика – 5.
С участием животных – 5
I класс Игрушки – 31.
Продукты питания – 31.
Косметика – 8.
«Места для детей» – 8.
Бытовая техника – 8
II класс Продукты питания – 31.
С участием животных – 23.
Спорт – 23.
Заставки – 15.
Напитки – 8.
Игрушки – 8.
Реклама фильмов – 8.
Косметика – 8
VI класс Продукты питания – 16.
Напитки – 16.
С участием животных – 8
Бытовая техника – 8
X класс Продукты питания – 8.
Напитки – 8.
Спорт – 23

Таким образом, можно заметить, что наибольшей популярностью пользуются продукты питания, напитки, игрушки (их назвали около трети детей). Спорт, реклама с участием животных нравятся приблизительно четверти детей. Следующие по популярности – рекламные заставки, «места для детей» («Макдоналдс», Диснейленд), реклама мультфильмов. Небольшое число детей упомянуло такие сферы, как косметика, реклама фильмов, бытовая техника.

Явных различий между мальчиками и девочками не выявлено (однако бытовая техника называлась только мальчиками).

Хотелось бы также отметить наиболее часто упоминаемые рекламные ролики. В подготовительной группе – «Пепси», «Орбит», реклама мультфильмов; в I классе – «Макдоналдс»; во II классе – рекламные заставки о спорте; в VI классе – «Твикс».

Помимо наиболее предпочитаемых дети называли также и наименее понравившиеся, вызывающие негативное отношение рекламные ролики. В качестве таковых для дошкольников оказались следующие: «Чупа-чупс», «Детский орбит», средства для похудения, шампунь от перхоти. При этом их объяснения были: «дурацкая», «не интересная», «не смешная», «взрослая», «про перхоть – неприятно», «скучно». У младших школьников негативное отношение вызывала следующая реклама: «Орбит», «Аэроволны», «Финт», «Шок», «Несквик», «Комет», а также реклама алкоголя (пиво).

При объяснении причин превалировали следующие: «неправда», «100 раз показывают», «тошнит, противно», «не интересно». Младшие и старшие подростки негативно оценивают рекламу средств гигиены для женщин, а также «пива с футболистами», чая «Брук-Бонд».

Поскольку об отношении детей к рекламе часто судят по высказываниям родителей, специально сравнивались ответы на вопросы анкеты родителей и их детей. На табл. 4 представлены данные об отношении дети к рекламе по мнению их самих и их родителей.

Таблица 4

Отношение детей к рекламе на ТВ (ответы детей и родителей в %)

Дети Родители Адекватность
Подготови-тельная группа Положительно – 55
Выборочно нравится – 10
Отрицательно – 35
Положительно – 45
Выборочно нравится – 15
Отрицательно – 30
Не смотрят – 10
Адекватно – 45
Неадекватно – 55
I класс Положительно – 38,4
Выборочно нравится – 15,4
Отрицательно – 46,2
Положительно – 46,2
Выборочно нравится – 30,8
Отрицательно – 23
Адекватно – 65,5
Неадекватно – 34,5
II класс Положительно – 38,4
Выборочно нравится – 15,4
Отрицательно – 46,2
Положительно – 15,4
Выборочно нравится – 38,4
Отрицательно – 46,2
Адекватно – 61,4
Неадекватно – 38,5

Табл. 4 показывает, что ответы детей часто, но совпадают с ожиданиями родителей. Наименее адекватно судят об отношении детей к рекламе родители дошкольником. Большинство родителей (55%) дали оценки, не совпадающие с ответами детей. В возрастных группах младших школьников оценки детей и родителей выступают как более согласованные, а представления родителей о предпочтении детей являются более адекватными.

Интересно, что из ответов родите лей о том, нравится ли им реклама на ТВ, следует, что больше половины родителей, принимавших участие в исследовании, отрицательно относятся к рекламе; 15% – нравятся лишь отдельные рекламные ролики; только около 10% родителей выражают свое положительное отношение к рекламе.

Таблица 5

Воздействие рекламы на деятельность ребенка с точки зрения родителей

По мнению родителей, приблизительно половина детей не прерывает свою деятельность ради рекламы. Около трети детей отвлекаются только на определенную рекламу, соответствующую их предпочтениям, и только около 15% детей отвлекаются на большинство рекламных роликов.

Отвечая на вопрос «Отражается ли содержание рекламных роликов в деятельности детей?», родители отмечали следующее. Среди дошкольников подготовительной группы у 75% детей содержание рекламы не проявляется в их высказываниях и поведении, у 20% детей реклама находит отражение в высказываниях, особенно юмористического содержания. Примерно у половины первоклассников содержание рекламы проявлялось в отдельных слов и выражениях (23%), в играх с похожими сюжетом, героями (23% у более старших детей (учащие II класса) воздействие – рекламы, проявлявшееся в содержании игр и высказываниях, отмечалось у 15%.

Таким образом, на основании светов родителей можно сделать ввод о том, что влияние рекламы слишком часто проявляется в деятельности детей. Дети запоминают отдельные выражения или необычные сюжеты. При этом, когда детей просили вспомнить какую-либо телевизионную рекламу, отдельные фразы, песенки, персонажей, у большинства дошкольников и младших школьников это вызывало затруднения. Так, в подготовительной группе не смогли что-либо вспомнить 90% детей, в I классе – 70, а во II классе – 62% детей. Из того, что до вспомнили, можно привести так примеры: конфеты «Финт» – «У меня новая стрелялка»; «Найди под крышкой олимпиаду»; «Пиво пил. Толь что присели»»; «7 колец и братство кольца».

Таблица 6

Влияние рекламы на потребительские предпочтения детей (%)

Таблица показывает, что на большинство детей подготовительной группы реклама оказывает мотивирующее воздействие. Только 20% не «поддаются» воздействию рекламы. При этом ответы четвертой части всех родителей не совпадают с ответами детей.

В I классе уже только 46,2% детей предпочитают рекламируемые товары. Ответы родителей в 23% случаев не совпадают с ответами детей. Во II классе около 60% детей просят родителей приобрести рекламируемые товары. Примерно третья часть родителей не имеет адекватного представления о предпочтениях детей. Среди младших подростков 12% детей просят родителей купить рекламируемые товары, 12% редко обращаются с такими просьбами, а большинство, по высказываниям самих детей, не просят никогда. 90% старших подростков не просят родителей приобрести рекламируемые товары, 10% детей иногда обращаются с подобными просьбами.

Какова же реакция детей на отказ родителей в покупке предпочитаемого ребенком на основании рекламы товара?

Таблица 7

Реакция детей на отказ родителей в покупке товара

По данным, приведенным в таблице 7, видно, что в подготовительной группе 45% детей реагируют на отказ родителей спокойно; 15% ведут себя по-разному в зависимости от ситуации; 5% реагируют отрицательно; 25% не обращаются с подобными просьбами к родителям. В I классе 77% детей реагируют спокойно; у 15,5% бывают негативные реакции, а 7,5% не просят родителей о покупке. Во II классе 61,6% детой реагируют на отказ спокойно; у 15,5% иногда бывают негативные реакции; 23% не просят родителей купить рекламируемые товары.

Таким образом, около четверги всех детей (в подготовительной группе и во II классе, а также 7,7% первоклассников) не просят родителей купить рекламируемые товары. Из тех, что просят, большинство реагирует на отказ родителей спокон но, т.е. такие ситуации не являются травмирующими для детей. Возможно, это происходит из-за ситуативности детских желаний или хорошего о взаимопонимания с родителями.

Итак, проведенное исследование показало, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей различных возрастных групп, особенно на дошкольников и младших школьников. По мнению родителей, большинство детей узнают рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят отдельные высказывания, выражения, мелодии. Тем не менее, дети не прерывают свою деятельность из-за рекламы, не предпочитают рекламу другим передачам.

Примерно половина опрошенных дошкольников и треть школьников младших классов доверяют содержанию рекламы, возможно, используют рекламу в качестве культурного эталона потребления. Наибольшей популярностью среди детей пользуются реклама продуктов питания, напитков, игрушек, косметики, бытовой техники, спортивные сюжеты, реклама с участием животных. Однако, чем старше дети, тем они более осмысленно и критично относятся к телевизионной рекламе, не доверяют ее содержанию, оценивают воздействие рекламы на психику, сознание человека как целенаправленную манипуляцию. Позитивным, на наш взгляд, является тот факт, что многие подростки негативно оценивают рекламу пива, особенно в сочетании со спортивными сюжетами.

В формировании взгляда на рекламу у младших детей важнейшее значение имеет отношение к ней их родителей. Можно констатировать, что полученные факты выявляют опосредующую функцию семьи, корректирующей воздействие телевизионной рекламы на ребенка.

Следует отметить то, что больше половины опрошенных родителей и детей негативно относятся к рекламе, позитивно оценивают лишь немногие из рекламных роликов и хотели бы, чтобы рекламы было меньше (особенно средств личной гигиены), повысилось ее качество. Одновременно примерно половина старших подростков и родителей считает рекламу необходимой составляющей телеэфира, так как она информирует о новых товарах и услугах.

Почти половина опрошенных родителей утверждает, что реклама негативно влияет на их детей, следует запрещать детям смотреть рекламу либо дозировать ее, а также формировать правильное к ней отношение.

Исследование показало, что дети и родители в ответах об особенностях восприятия рекламы другим продемонстрировали плохую осведомленность, склонность приписывать другому свои собственные взгляды и предпочтения. Это необходимо учитывать при использовании в исследовании сведений, поступающих от родителей.

Результаты исследования показали, что в целом реклама все же не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений, не оказывается средством манипулирования сознанием детей. Уже со старшего дошкольного возраста наблюдается критичное восприятие телевизионной рекламы, возможны дифференцированная оценка ее содержания, аргументированное неприятие определенной рекламной продукции.

Проведенное исследование выявило необходимость дальнейшего изучения влияния телевизионной рекламы на сознание и поведение детей разных возрастных групп, особенностей психологического воздействия различных видов рекламной продукции и формирования соответствующих приемов психологической защиты. Реклама в современном мире становится неотъемлемой частью окружающего мира. В процессе социализации ребенок приобретает совокупность привычек, ролей, предпочтений, понятий, представлений, предубеждений, желаний и социальных потребностей, каждое из которых отражает особенности семейной и социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки личности. Эти привнесенные и присвоенные элементы в силу своей генетической связи с социумом сохраняют чувствительность к внешним запускающим стимулам. Усиление психологического влияния на формирующуюся личность, создание механизмов манипулирования личностью через навязывание стандартов, стереотипов, мнимых потребностей и желаний выявляют настоятельную необходимость разработки и введения соответствующих этических и юридических нормативов и ограничении и рекламной деятельности, в том числе в телевизионной рекламе.

Литература

  1. Зазыкин В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000.
  2. Каря-Мурза С.Г. Манипуляция познанием. М., 2000.
  3. Малышев Е.Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тверь, 1999.
  4. Мокшзнцсв Р.И. Психология рекламы. М., 2000.
  5. Реклама: внушение и манипуляция / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2001.
  6. Смолян Г.А., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая безопасность. М., 1997.

Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Психологическое воздействие телерекламы на детей // Психологическая наука и образование. – М., 2004 – №4

Вконтакте



Поделиться