Военно-воздушные силы франции. XX век

Военно-воздушные силы (ВВС) Франции являются одним из видов ВС страны. Были сформированы в составе армии Франции в 1910 году. ВВС принимали участие в ПМВ и ВМВ. Когда в 40-м году Франция была оккупирована Германией, ВВС разъединились на ВВС «Свободной Франции» и ВВС «Виши». Современный облик начал формироваться только с 1943 года.

ВВС Франции (Авиация Франции)

После конца ВМВ началось воссоздание авиации. Великобритания и США дали в аренду 4-е авианосца. Они были довольно старыми и послужили больше как репарация от побежденной Италии и Германии. Большая часть самолетов базировалась на них. В первые годы палубную авиацию составляли американские самолеты Воут F4U «Корсар», Грумман F6F «Хэллкэт» и британского производства Супермарин «Сифайр».

Первый эскортный авианосец, полученный Францией, был британский «Байтер» в 1945 году. Его переименовали в «Диксмюд». В 46-м году – «Колоссус», переименованный в «Аррооманш». 51-й год – «Буа Бельо» и «Лафает». В 1952 году Франция решила построить два собственных легких авианосца – «Клемансо» (1957) и «Фош» (1960). Создание собственных истребителей было менее удачным, поэтому еще в 54-м году был налажен выпуск лицензионных английских истребителей «Си Веном». Их переименовали в «Аквилон». Производство наладили под Марселем, а двигатели делали на фирме «Фиат». За все время построили 40 экземпляров.

В 1956 году в воздух поднялся первый палубный реактивный истребитель французского производства «Этандар» IV. Сразу же наладили серийное производство. Хоть самолет и не прошел «стандарт европейских истребителей», но смог занять свое место на авианосцах. С палубы впервые он взлетел в 1958 году. Серийная модель получила маркировку М. Всего построили 69 экземпляров.

В 1960 году появилась необходимость в разведывательном самолете. Им стала модификация «Этандар» IVP. В период с 62-го по 65-й год построили 21 самолет. Первое боевое применение осуществилось в операции «Сапфир-1» (кризис в районе Африканского Рога). В 82-м году в Ливане пилоты Франции почувствовали настоящий бой. Им противостояли ПВО Сирии.

В 1991 году в Югославии началась Гражданская война. Были втянуты войска НАТО. А через два года французы начали операцию «Балбюсар». «Этандар» IVP, на то время хоть и был уже устарелым, все же принял активное участие в разведывательных действиях. За все время противостояния «Этандары» осуществили 554 боевых вылета. В этот же период планировалось сделать массовую замену старых разведчиков на новые «Рафали». Однако из-за множества негативных причин «Этандар» IVP эксплуатировался до 2000 года.

В планах французских главнокомандующих в 70-х планировалось замена «Этандар» IVM на «Ягуар» М. В дело вмешались экономические и политические нюансы. Решено было создать собственный истребитель-бомбардировщик. Основой, естественно, послужил «Этандар» IV.

Новый самолет именовали «Супер-Эстендар». Его главной задачей было ведение активных боевых действий против надводных и береговых объектов. Для него специально разработали новый усиленный радар, способный обнаружить эсминец на расстоянии 111 км. А основное оружие представилось в виде противокорабельной ракеты управляемого класса АМ 39 «Экзосет». В конце ноября 76-го года вышла первая серийная модель, а в 78-м провели торжества по этому поводу. Его производили в период с 1976-го по 1983-й год. В январе 81-го года один из «Супер-Эстендар» перемодулировали для несения специального боекомплекта AN-52 (мощность 15 кт). В 1983 году самолет принял участие в Ливанской операции «Олифант». Данная операция была успешной, однако, в ходе последующих битв ЗРК Сирии сбили 2 самолета. Также «Супер-Эстендары» приняли участие в военном конфликте в Югославии. Каждый день они осуществляли по 12 боевых вылетов.

Известными данные воздушные машины стали благодаря другому конфликту. В 70-х годах 14 самолетов «Супер-Эстендар» приобрели ВМС Аргентины. В 1982 году начался британско-аргентинский конфликт возле Фолклендских островов. 4 мая ракетами АМ.39«Экзосет» был потоплен УРО «Шеффилд» – британский эсминец, на котором располагался командный пункт ПВО всего оперативного соединения. Также вместе с эсминцем утонули несколько ядерных боеголовок. Следующим утонул контейнеровоз «Атлантик конвейр».

После этих событий 5 «Супер-Эстендар» арендовал Ирак, используя их в Персидском заливе для войны с Ираном. Данные самолеты до сих пор являются частью Французских ВВС. Некоторые находятся на хранении. В 2008 году намеревались осуществить их замену новыми палубными «Рафалями», но из-за мирового кризиса и дефицита средств этого не произошло.

В 1964 году «Этандары» не могли перехватывать дозвуковые летательные цели, поэтому Франция закупила у США 42-е единицы Воут F-8E «Крусейдер». Хоть Америка еще в 70-х отказалась от их использования во Франции «Крусейдеры» продержались до 1999 года. Его заменил палубный истребитель «Рафаль». Впервые он приземлился на эсминец в 1993 году. А спустя шесть лет в ВМФ появились серийные самолеты этого типа. В 2000 году ими начали наполнять французские эсминцы. Его модернизированная модель стандарта F1 поступила в отряды ПВО.

В 2006 года в ВМС поступили новые «Рафали» М стандарта F2. На сегодняшний день их чуть больше 30 единиц. Место базирования – авианосец «Шарль де Голь». В том же 2006-м году началась разработка истребителя «Рафаль» В. Благодаря новому комплексу авионики самолет начал доходить до стандарта F3 и стал многоцелевым истребителем. В марте 2007 года «Рафали» М нанесли авиаудар по боевикам, представлявшим группировку «Талибан». В марте 11-го года были совершены боевые вылеты на ливийские аэродромы и средства ПВО. В операции «Харматан» этого же года французские ВВС начали атаку наземных целей.

Франция продемонстрировала свою способность к самолетостроению. И за многолетнюю историю полетов всегда будет спрос на боевые самолеты, служащие в ВВС Франции.

Авиация Франции

Главный производитель авиационной техники – фирма Дассо Авиасьон. Она занимается не только созданием военных типов самолетов, но и региональных, и бизнес-класса. Вторая по размерам компания Airbus S.A.S производит грузовые, военно-транспортные и пассажирские аппараты. Главный офис находится в Тулузе. Количество сотрудников варьируется в пределах 50000 человек. Все люди сосредоточены в четырех основных странах: Франция, Великобритания, Германия и Испания.

EADS – аэрокосмический и оборонный европейский концерн. Является одной из самых крупных аэрокосмических промышленностей. Основан в 2000 году испанской, французской и немецкой компаниями.

ATR – франко-итальянская компания. Производитель авиатехники, среди которой больше всего известны пассажирские лайнеры ATR-42 и ATR-72.

На данный момент основу авиафлота страны составляют боевые, спецсамолеты, транспортники, учебные, вертолеты.

Самолеты боевого применения:

1. Dassault Aviation Mirage 2000-5F – истребитель многоцелевой.

2. Dassault Aviation Mirage 2000B – истребитель учебного типа.

3. Dassault Aviation Mirage 2000D – истребитель-бомбардировщик.

4. Dassault Aviation Mirage 2000C – истребитель многоцелевой.

5. Dassault Aviation Mirage 2000N – бомбардировщик.

6. Dassault Aviation Rafale B – истребитель учебного типа.

7. Dassault Aviation Rafale C – истребитель многоцелевого назначения.

8. Dassault-Breguet Mirage F1-B – истребитель учебного плана.

9. Dassault-Breguet Mirage F1-CR – самолет-разведчик.

10. Dassault-Breguet Mirage F-1CT – истребитель-бомбардировщик.

Самолеты специального назначения:

1. Boeing E-3F – ДРЛО-самолет.

2. Boeing C-135FR – воздушный топливозаправщик.

Самолеты-транспортники:

1. Airbus A310-300 – транспортник.

2. Airbus A340-200 – транспортник.

3. Airbus A340-300 – транспортник.

4. Airbus ACJ – транспортник.

5. CASA CN-235 – транспортник.

6. CASA CN-235M – транспортник.

7. Dassault Aviation Falcon 50 – самолет административный.

8. Dassault Aviation Falcon 900 – самолет административный.

9. De Havilland Canada DHC-6 – транспортник.

10. Embraer EMB-121 – общее назначение.

11. Lockheed C-130H – транспортник.

12. Lockheed C-130H-30 – транспортник.

13. Socata TB30 – самолет общего назначения.

14. Socata TBM 700 – самолет общего назначения.

15. Transall C-160G – транспортник.

16. Transall C-160R – транспортник.

Самолеты учебного типа:

1. Dassault-Breguet/Dornier Alphajet E – самолет учебный, боевой.

2. Embraer EMB-312 – учебный, тренировочный.

3. Mudry CAP 10B – учебный тренировочный.

Истребитель Dassault Rafale C из состава полка 2/30 "Normandie-Nemen" ВВС Франции, октябрь 2016 года (с) A. Jeuland / ВВС Франции

12 октября 2016 года во французском Сенате состоялись слушания, в которых принял участие главнокомандующий ВВС Франции генерал Андрэ Ланата (André Lanat). В своем выступлении, а также ответах на вопросы депутатов, он сообщил интересные подробности о состоянии ВВС Франции и перспективах их развития.

Так, по его словам, четыре французских истребителя Dassault Mirage 2000, несущие дежурство в Литве, весьма активно применяются. Однажды имел место случай, когда в течение одних суток они шесть раз поднимались на перехват российских самолетов. В самой Франции в 2015 году самолеты поднимались по тревоге 73 раза, а на начало октября 2016 года таких случаев было уже 79. Четыре из шести истребителей Dassault Rafale, несущиех дежурство в ПВО Франции, перехватывали российские стратегические бомбардировщики в конце сентября и сопровождали их в течение часа.

Генерал также сообщил, что продолжается развертывание истребителей Dassault Rafale для несения ядерного оружия. Менее чем через год запланирован ввод на боевое дежурство второй эскадрильи самолетов в этой модификации, соответственно, истребители Mirage 2000N будут выведены из эксплуатации в сентябре 2018 года.

Говоря о боевых операциях, генерал Ланата отметил, что в 2016 году ВВС Франции применяются в различных операциях по типу, географии и интенсивности. В боевых операциях применяется 20 самолетов против 12, указанных в «Белой книге», имеется четыре передовых базы вместо одной, от трех до четырех театров военных действий вместо одного. Именно поэтому вместе с начальником генерального штаба французской армии, ВВС добиваются увеличения военного бюджета страны до уровня в 2% ВВП.

Говоря об основных событиях 2016 года, было сообщено, что в текущем году ВВС заказали два легких разведывательных самолета, поставка которых ожидается в 2018 году [имеются в виду два самолета Beechcraft King Air 350, которые должны быть оснащены специальным оборудованием группой Thales - bmpd]. Они должны дополнить БЛА General Atomics MQ-9 Reaper. Летом 2016 года был подписан контракт на модернизацию 15 военно-транспортных самолетов Lockheed C-130H Hercules, причем восемь из них смогут конвертироваться в самолеты для сил специальных операций. ВВС получит эти самолеты в 2019-2025 гг. Эти меры дополнит закупка четырех самолетов Lockheed C-130J (интересно, что генерал сообщил, что о подобном размышляет и Германия). Также принято решение о модернизации 55 истребителей Dassault Mirage 2000, получение первых самолетов запланировано на 2020 год. Также заказаны управляемые авиабомбы калибра 250 кг и контейнеры целеуказания. До конца 2016 года также должен быть получен комплект БЛА Reaper а количестве трех единиц и двух наземных пунктов управления. Третий комплект БЛА был заказан в этом году, и ожидается заказ четвертого комплекта до конца 2016 года.

Продолжаются поставки военно-транспортного самолета Airbus A400M. В этом году принято два самолета, до конца года ожидается еще один. Эти поставки доведут общее число самолетов данного типа до 11 единиц. Также до конца года ожидается доработка Airbus шести первых самолетов первого этапа по бюллетеням производителя.

На 1000 часов по сравнению с 2015 годом увеличился плановый налет в ВВС Франции (рост на 1%). При этом за счет внутренней оптимизации общий налет для истребителей удалось поднять с 46000 часов до 48000 часов. Вырос налет летчиков-истребителей – до 168 часов в год на летчика, по сравнению с 159 часов, предусмотренных в бюджете. Годовой налет на один самолет Rafale вырос с 250 до 275 часов. На 2017 год налет летчика-истребителя запланирован на уровне 164 часа, вертолетчика – 191 час, и 267 часов для экипажей военно-транспортной авиации.

Говоря о перспективах 2017 года, генерал отметил, что в следующем году запланировано финансирование модернизации 45 Mirage 2000, заказ 15 подвесных контейнеров целеуказания Talios. ВВС до конца 2017 года должны получить первый самолет C-130J (еще один – в 2018 году, а два с возможностью дозаправки вертолетов в воздухе – в 2019 году). С завода должны прийти и три А400М, а еще один – в 2018 году. Далее запланирована пауза в поставках до 2021 года. При этом в 2017 году ВВС получат только один Rafale, а в 2018 году – еще три истребителя в качестве компенсации поставок в Египет. Для обеспечения задач, указанных Программой вооружения, ВВС должны получить 28 Rafale четвертого транша, за которым нужен новый заказ для компенсации списания истребителей Mirage 2000D. То есть всего для ВВС будет поставлено 185 истребителей Rafale.

Для того, чтобы к 2025 году иметь в боевом составе ВВС 225 тактических боевых самолетов, как то прописано в Программе вооружения, нужно сохранить 55 модернизированных Mirage 2000, получить 28 Rafale четвертого транша, а также заказать пятый транш cамолетов Rafale на замену Mirage 2000D.

Генерал также подтвердил, что пока остается нерешенным вопрос с обслуживанием двигателей ТР-400 самолетов А400М, которые требуется обслуживать каждые 80 часов. ВВС также рассматривают вопрос о замене самолетов ДРЛО и управления Е-3F, хотя никакой замены для них не предусмотрено до 2030 года.

Интерес представляют и цифры по содержанию французских самолетов в Литве. Французский контингент ВВС там представлен 105 военнослужащими и четырьмя самолетами Mirage 2000-5, а стоимость содержания достигает 10 млн евро. По словам генерала, с 31 августа французские самолеты совершили 16 вылетов по тревоге, хотя предыдущая смена имела всего четыре вылета.

Отвечая на вопрос о сотрудничестве с Россией, генерал ответил, что на его уровне контактов с ВКС нет. Взаимодействие с Россией ведется на политическом и дипломатическом уровне, при помощи коалиционных структур, которые действуют на Ближнем Востоке.

Командование Франции, судя по материалам зарубежной печати, придерживается принципа «самостоятельного развития вооружённых сил». , как известно, вышла из военной организации агрессивного блока . Но, несмотря на это, её нынешняя военная политика продолжает основываться на определённом сотрудничестве с Североатлантическим союзом, которое считается главным условием обеспечения национальной безопасности, а также на готовности оказать военную помощь любому из своих союзников в чрезвычайных обстоятельствах.

В своей внешней политике Франция стремится укреплять отношения с и странами Западной Европы. В экономической области её интересы тесным образом переплетаются со странами блока НАТО. В частности, она во взаимодействии с , Великобританией, Бельгией, Италией и другими государствами производит современную боевую технику, в том числе и авиационную.

Франция, располагая развитой авиационно ракетной промышленностью, полностью обеспечивает потребности своих ВВС в технике и оружии. Более того, она продаёт их во многие страны мира.

Военно-воздушные силы Франции - это самостоятельный вид вооружённых сил. По состоянию на конец 1976 года в них насчитывалось около 104 тыс. человек (включая 40 800 срочнослужащих). В их числе примерно 7500 офицеров и 44 550 лиц сержантского состава. Проходят службу в ВВС и женщины (2751).

Самолётный парк включает до 470 боевых и 180 транспортных самолётов, 11 заправщиков и более 150 вертолётов. С учётом вспомогательной авиации в ВВС и их резерве числится 1640 летательных аппаратов.

В составе ВВС находятся также 18 баллистических ракет средней дальности S-2, которые размещены в шахтных пусковых установках.

Задачи ВВС Франции

ВВС, оснащённые современными самолётами и имеющие баллистические ракеты - носители ядерного оружия, занимают одно из главных мест в вооружённых силах. Они позволяют Франции играть важную роль в достижении внешнеполитических целей.

На них возлагаются следующие основные задачи: нанесение ядерных ударов по важным объектам, расположенным в оперативно-тактической зоне боевых действии, противовоздушная оборона административных центров, военных и военно-промышленных объектов, завоевание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, выброска и прикрытие воздушных десантов, воздушные переброски войск, ведение воздушной разведки, участие в специальных операциях.

Общее руководство ВВС осуществляет начальник штаба, который фактически является командующим этого вида вооружённых сил. Он отвечает за разработку мобилизационного развёртывания и оперативного использования частей и подразделений, организацию и проведение их боевой подготовки, а также составление планов по строительству и переоснащению ВВС. Начальник штаба ВВС непосредственно подчинён начальнику штаба вооружённых сил. Организация ВВС Франции приведена на рис. 1.

Рис. 1. Организация ВВС Франции

По территориальному признаку авиационные части и подразделения распределены по четырём военно-воздушным округам: I (штаб в Мец); II (Виллакубле), III (Бордо) и IV (Экс-ан-Прованс). Каждый командующий военно-воздушным округом, находящийся в подчинении начальника штаба ВВС, отвечает за боевую готовность авиации на своей территории. В случае военных действии он планирует и организует воздушные операции и взаимодействие авиации с сухопутными войсками.

По оперативно-стратегическому предназначению военно-воздушные силы подразделяются на ряд командований. Основными из них считаются: стратегическое авиационное командование, командование тактических ВВС, командование ПВО, транспортное авиационное командование.

Ниже даётся краткая их характеристика.

Стратегическое авиационное командование является главной ударной силой вооружённых сил Франции. Оно включает два компонента стратегических ядерных сил страны: баллистические ракеты средней дальности наземного базирования и стратегическую авиацию.

Баллистические ракеты S-2 организационно сосредоточены в двух эскадрильях, которые объединены в 1-ю дивизию баллистических ракет. В каждой эскадрилье девять шахтных пусковых установок и пункт управления. Пусковые установки рассредоточены на плато Альбион в Верхнем Провансе. Пуск ракет возможно производить с любого пункта управления. Ракета S-2 с моноблочной головной частью имеет две твердотопливные ступени. Мощность заряда головной части 150 кт. Дальность полёта ракеты около 3000 км.

Стратегическая авиация сведена в следующие авиационные эскадры:
- 91-я и 94-я среднебомбардировочные (базируются в Мон-де-Марсан и Авор соответственно, имеют на вооружении 32 боевых и несколько резервных самолётов 4, рис. 2). Каждая эскадра состоит из трёх эскадрилий.


Рис. 2. Средний бомбардировщик «Мираж» 4 ВВС Франции

Заправочная (авиабаза Истр-ле-Тубе). Включает 11 самолётов-заправщиков КС-135F для дозаправки в воздухе бомбардировщиков «Мираж» 4.

По сообщениям зарубежной печати, закончены работы по переоборудованию 12 самолётов «Мираж» 4 для ведения воздушной разведки. Они поступили на вооружение трёх подразделений (по четыре машины), рассредоточенных на трёх авиабазах.

Командование тактических ВВС предназначено для завоевания превосходства в воздухе, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на ТВД, изоляции района боевых действий и ведения воздушной разведки. В его состав входят 1-е и 2-е тактические авиационные командования (ТАК).

1 ТАК решает возложенные на него задачи самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками. Оно включает фактически всю тактическую авиацию.

В распоряжении его находятся следующие истребительные и истребительно-бомбардировочные авиационные эскадры: 2-я (штаб в Дижон- две эскадрильи самолётов «Мираж» 3Е и одна «Мираж» 3В и 3ВЕ); 3-я (Нанси - две эскадрильи «Мираж» 3Е и одна «Мираж» 5Р); 4-я (Люксей - две эскадрильи «Мираж» 3Е); 7-я (Сен-Дизье - три эскадрильи ); 11-я (Туль-Розьер - три эскадрильи «Ягуар» и одна F-100); 13-я (Кольмар -две эскадрильи «Мираж» 3 и одна «Мираж» 5Р). Кроме того, существует 33-я разведывательная авиационная эскадра (Страсбург), имеющая две эскадрильи самолётов «Мираж» 3R и одну «Мираж» 3RD.

В каждой эскадрилье числится по 15 штатных боевых самолётов.

Зарубежная печать сообщает, что истребители-бомбардировщики «Ягуар» 7-й эскадры являются носителями ядерного оружия, а самолёты «Мираж» 3Е 4-й эскадры вооружены УР .

Всего в командовании тактических ВВС имеется до 300 боевых самолётов.

Боевой тактической авиации в составе 2 ТАК нет. Это командование является основой для развёртывания дополнительных частей и подразделений в случае войны.

Командование ПВО ВВС Франции

Основное назначение - прикрыть районы базирования стратегических ядерных сил и наиболее важные адмннистративно-промышленные центры страны от нападения с воздуха. Для удобства управления средствами ПВО при отражении воздушных налётов вся территория Франции разделена на четыре сектора: Северо-Восточный, Северный, Юго-Западный и Юго-Восточный, границы которых в основном совпадают с границами I, II, III и IV военно-воздушных округов соответственно.

Полуавтоматизированная система управления силами и средствами ПВО «Сезар» в настоящее время заменяется автоматизированной системой 2. Как указывалось в иностранной печати, система связана с автоматизированной системой ПВО НАТО «Пейдж» и национальными системами ПВО соседних стран.

К активным силам ПВО относятся истребители-перехватчики и «Мираж» 3С, а также ЗУР малой дальности .

Поданным зарубежной печати, командованию ПВО подчинены следующие истребительные авиационные эскадры: 5-я (штаб в Оранж) - две эскадрильи самолётов «Мираж» F1, 10-я (Крей) -две эскадрильи «Мираж» 3С, 12-я (Камбре) - две эскадрильи «Супер Мистер» 4В2 и 30-я (Реймс) - две эскадрильи «Мираж» F1. В эскадрильях по 15 штатных самолётов.

Для ПВО позиций баллистических ракет и авиабаз самолётов - носителей ядерного оружия развёрнуты 16 зенитных батарей «Кроталь». Для отражения воздушных налётов могут привлекаться истребители из командования тактических ВВС. а также ЗУР и ЗА из состава зенитных средств сухопутных войск.

Транспортное авиационное командование признано осуществлять воздушные переброски войск и военных грузов на 1 ВД в интересах всех видов вооружённых сил. Оно также занимается правительственными перевозками и выполняет задачи поиска и спасения. К его авиационным эскадрам относятся: 61-я (штаб в Орлеане) - три эскадрильи самолётов С-160 , 62-я (Реймс) - две эскадрильи «Норатлас» и 64-я (Эфре-Фовиль)-две эскадрильи самолётов «Норатлас» и одна DC-6B. В эскадрильях числится по 16 самолётов.

Имеется ещё 60-я транспортная эскадра спецназначения (Виллакубле), в которую входят эскадрилья самолётов DC-8F и смешанная эскадрилья (самолёты «Каравелла», «Фалкон», вертолёты ). Она служит для дальних перевозок должностных лиц внутри страны.

В транспортном командовании насчитывается 150 вертолётов (20 «Пума» и 130 «Аллуэтт»), используемых для связи, поиска и спасения.

Командование подготовки кадров ведает обучением личного состава ВВС. Ему подчинены соответствующие военно-учебные заведения.

Лётный состав готовится на самолётах «Фуга Мажистер» (начальная подготовка), Т-33 (основная), «Мистер»4 (повышенная). Совершенствование летной подготовки происходит в строевых частях на двухместных самолётах «Мираж» 3 и «Ягуар».

Профессиональная подготовка офицеров проводится многоступенчато. Младшие офицеры обучаются, например, в штабной школе, старшие офицеры (до подполковника) -в высшей школе ВВС. Дальнейшее повышение знаний по специальности проходит уже в объединённых военно-учебных заведениях вооружённых сил - институте высших исследований национальной обороны и центре высших военных исследований. В командовании до 700 учебно-тренировочных летательных аппаратов, включая лёгкие поршневые самолёты и планеры.

Командование связи и РЭБ занимается организацией связи, калибровки РЛС и ведает вопросами радиоэлектронной борьбы. В его распоряжении имеются несколько самолётов ЕС-57 и «Норатлас» для калибровки РЛС. а также эскадрилья самолётов ЭПД ЕЕ-54 и «Норатлас», действующая с авиабазы Мец.

Командование МТО. На него возложены задачи строительства и ремонта сооружений на авиабазах, а также обслуживание авиационной техники. Оно укомплектовано главным образом инженерно-техническим составом сухопутных войск, который работает под контролем специалистов ВВС.

В составе ВВС имеются и отдельные авиационные подразделения, базирующиеся на заморских территориях. Они вооружены главным образом транспортными самолётами «Норатлас» и вертолётами «Аллуэтт». По данным зарубежной печати, отдельные авиационные эскадрильи дислоцируются в Сен-Дени (о. Реюньон), Дакар (Сенегал). В скором времени подразделения французских ВВС, включающие боевые самолёты F-100D, должны быть выведены с территории Республики Джибути (бывшая Французская территория Афаров и Исса).

Боевая подготовка частей и подразделений организуется как в рамках командований, так и в масштабе округов и страны в целом. Однако нередко отдельные экипажи и эскадрильи ВВС Франции привлекаются к участию в учениях и всевозможных тренировках объединённых вооружённых сил агрессивного блока НАТО.

В последние годы, как об этом сообщалось в зарубежной печати, основное внимание в боевой подготовке авиации уделено развитию таких принципов её применения, как целенаправленность, внезапность, сосредоточение сил на главных направлениях, наступательность, надёжное взаимодействие с сухопутными войсками.

Судя по данным иностранной печати, части и подразделения ВВС содержатся в высокой боевой готовности. На круглосуточном дежурстве, например, находятся около 600 офицеров и 5000 лиц сержантского состава, а если считать офицеров штабов, обслуживающий персонал, то указанные цифры удвоятся. Проведённые учения показали, что 60% сил и средств ВВС могут быть приведены к действию через 3 ч после объявления тревоги.

Боеготовность стратегической авиации проверяется на типовых учениях «Покер», во время которых бомбардировщики «Мираж» 4 производят бомбометание с использованием макетов атомных бомб, летают к целям по маршрутам с переменным профилем, дозаправляются топливом в воздухе. Большое внимание уделяется действию экипажей в условиях постановки различных помех.

Задачи истребительной авиации ПВО отрабатываются в ходе плановых проверок и различного рода учений, например «Датекс», «Гармония». В них истребители и зенитные средства отражают воздушные налёты самолётов «противника», в роли которых часто выступают самолёты из объединённых ВВС НАТО в Европе. При этом информация о воздушном «противнике» в оперативные центры секторов ПВО поступала заранее от центров объединённой системы ПВО НАТО и национальных систем ПВО соседних государств.

Экипажи тактической боевой и транспортной авиации повышали своё мастерство по индивидуальным программам и в составе подразделений в соответствии со спецификой их использования. Средний налёт на лётчика составлял около 200 ч в год. В связи с финансовыми трудностями в 1977 году каждому пилоту боевого самолёта надлежит налётать 15 ч в месяц.

Стрелково-пушечное и ракетное оружие, а также бомбы лётчики учатся применять на полигонах в Саланзара (о. Корсика) и Казо (Ланды).

Командование ПВО получает истребители «Мираж» F1 вместо «Супер Мистер» 4В2.

Транспортная авиация должна пополниться 25-30 тактическими самолётами С-160 «Трансалл». Им уступят место устаревшие самолёты «Норатлас».

Учебно-тренировочные самолёты (заказано 200 единиц) будут поступать на вооружение с осени 1978 года. Командование подготовки кадров предполагает использовать их вместо учебных самолётов Т-33 и «Мистер» 4А.

Что касается средних бомбардировщиков «Мираж» 4, то они должны остаться на вооружении вплоть до 1985 года.

Перспективными планами, как сообщает французская печать, предусматривается иметь в ВВС самолёты «Мираж» 2000. Ожидается, что первые из них поступят в командование ПВО в 1982 году, а с 1985 года ими будут оснащаться и части командования тактических ВВС. Они заменят самолёты «Мираж» ЗR и «Мираж» 3Е. Самолёт «Мираж»2000 рассчитывается на срок службы 5-6 тыс. ч. Вооружение его должно состоять из двух 30-мм скорострельных пушек, двух УР «Матра Супер» R.530 и двух ракет ближнего действия R.550 . С помощью РЛС «Арамис» доплеровского типа самолёт сможет перехватывать воздушные цели, летящие на больших и средних высотах со скоростью до М=3. Полезная нагрузка самолёта 3000 кг. Его проектная максимальная скорость М=2,5, а практический потолок до 30 000 м.

  • Главное управление Стратегической авиации
  • Главное управление ВВС
  • Оперативно-плановое управление

Главное управление Стратегической авиации

Оперативное управление Стратегической авиации (commandement des Forces aériennes stratégiques/CFAS в терминах ВВС Франции) (в/ч ВВС № 107 «Виллакубле») с подчинением ему всех авиаполков (АП) носителей стратегического ядержного оружия («Мираж 2000» et «Рафаль» с ядерными КР ASMPA), и АП воздушных заправщиков («Боинг» C-135FR , «Боинг» KC-135R). Решение на боевое применение частей Стратегической авиации принимается президентом Республики лично.

Главное управление ВВС

Тип Производство Назначение Количество Примечания
Боевые самолёты
Dassault Aviation Mirage 2000-5F Франция Франция

Франция Франция

Франция Франция

Франция Франция

Франция Франция

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

многоцелевой истребитель

истребитель-бомбардировщик

D Поставлялись с 1993.МФИ.

N Носитель ядерного оружия ASMP. Поставлялся с 1987

Dassault Aviation Rafale B Франция Франция

Франция Франция

учебный истребитель

многоцелевой истребитель

111(120 планируют принять к 2023 году)
Специальные самолёты
Boeing E-3F США США самолёт ДРЛО 4
Boeing C-135FR США США самолёт топливозаправщик 14
Транспортные самолёты
Airbus A310-300 Европейский союз Европейский союз транспортный самолёт 3
Airbus A340-200 Европейский союз Европейский союз

Европейский союз Европейский союз

транспортный самолёт

транспортный самолёт

1 Испания Испания

Испания Испания

транспортный самолёт

транспортный самолёт

8 США США

Франция Франция

транспортный самолёт

транспортный самолёт

5 Франция Франция Германия Германия

Франция Франция Германия Германия

транспортный самолёт

транспортный самолёт

2
Учебные самолёты
Dassault-Breguet/Dornier Alphajet E Франция Франция Германия Германия учебно-боевой 99
Embraer EMB-312 Бразилия Бразилия учебно-тренировочный 47
Mudry CAP 10B Франция Франция учебно-тренировочный 7
Вертолёты
Aerospatiale SA330 Франция Франция транспортный вертолёт 29
Eurocopter AS332C Франция Франция

Франция Франция

транспортный вертолёт

транспортный вертолёт

3
Eurocopter AS532 Франция Франция транспортный вертолёт 2
Eurocopter AS555 Франция Франция многоцелевой вертолёт 43
Eurocopter EC725 Европейский союз Европейский союз транспортный вертолёт 6

Опознавательные знаки

Эволюция опознавательных знаков

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Порядок нанесения
нет

Знаки различия

Военнослужащие начальствующего офицерского состава

Категории Генералы
Officiers généraux
Старшие офицеры
Officiers supérieurs
Младшие офицеры
Officiers subalternes
Код ВС Франции O-9 O-8 O-7 O-6 O-5 O-4 O-3 O-2 O-1
Код НАТО OF-9 OF-8 OF-7 OF-6 OF-5 OF-4 OF-3 OF-2 OF-1
Знаки
различия
Чин
ВВС
Франции
Général
d’armée
aérienne
Général
de corps
aérien
Général
de division
aérienne
Général
de brigade
aérienne
Colonel Lieutenant-
colonel
Commandant Capitaine Lieutenant Sous-
lieutenant
Aspirant
Русский перевод Генерал
армии
ВВС
Корпусной
генерал
ВВС
Дивизионный
генерал
ВВС
Бригадный
генерал
ВВС
Полковник Подполковник Коммандан Капитан Лейтенант Младший
лейтенант
Кандидат
в
лейтенанты
Звание
ВС РФ
Генерал
армии
Генерал-
полковник
Генерал-
лейтенант
Генерал-
майор
Полковник Подполковник Майор Капитан Старший
лейтенант
Лейтенант Младший
лейтенант

Военнослужащие рядового и унтер-офицерского состава

Категории Прапорщики
Sous-officiers
Сержанты
Sergents
Солдаты
Soldats et caporals
Код ВС Франции O-9 O-8 O-7 O-6 O-5 O-4 O-3 O-2 O-1
Код НАТО OR-9 OR-8 OR-7 OR-6 OR-5 OR-4 OR-3 OR-2 OR-1
Знаки
различия
-
Чин
ВВС
Франции
Major Adjudant-
chef
Adjudant Sergent-
chef
Sergent - Caporal-
chef
Caporal Aviateur
de 1ère
classe
Aviateur
de 2ème
classe
Русский перевод Майор Старший
аджюдан
Аджюдан Старший
сержант
Сержант - Старший
капрал
Капрал Летчик
1-го
класса
Летчик
2-го
класса
Звание
ВС РФ
- Старший
прапорщик
Прапорщик Старший
сержант
Сержант - - - Ефрейтор Рядовой

Напишите отзыв о статье "Военно-воздушные силы Франции"

Примечания

Непризнанные и частично признанные государства

Отрывок, характеризующий Военно-воздушные силы Франции

Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?

- Сколько нужно французов, чтобы защитить Париж?
- Никто не знает, им это ни разу не удавалось.


Французы воюют неважно, но хорошо воюет французская техника. Боевые самолеты «Дассо авиасьон» отличает одна важнейшая особенность: каждая из выпущенных моделей обладает поразительной победоносной историей!

Когда советские и американские производители авиатехники были вынуждены «продвигать» свой товар, используя громкие лозунги, политические рычаги, а то и вовсе поставлять союзникам раритетную технику в виде «братской помощи» и заведомо невозвратных кредитов, французские самолеты без лишних слов покупали десятки стран на всех континентах Земли.

Репутация не нуждалось в дифирамбах и стендах авиасалонов. По количеству выигранных войн и одержанных воздушных побед самолеты фирмы «Дассо» не имели конкурентов на протяжении всей второй половины ХХ века. Кто бы ни садился за штурвал «Мистэров», «Миражей» и «Ураганов» - победа была у него в кармане.

Реальная выгода оказалась дороже всех политических соображений: французы вооружали всех, кто был готов платить. «Миражи» покупали и просоветски настроенная Ливия, и проамериканская Австралия, и нейтральная Швейцария, и далекая Бразилия. И, конечно же, неспокойный Израиль - именно пилоты Хель-Авир сделали оглушительную рекламу французским самолетам.

5 июня 1967 года за три часа боевых действий израильская авиация разгромила 19 аэродромов и вывела из строя свыше 300 арабских самолетов. Те из немногих, кто успел подняться в воздух, были вновь сброшены с небес на землю - Дассо Мистэр IV, Мираж-IIICJ и MD-450 «Ураган» захватили абсолютное господство в воздухе.

Главным героем, несомненно, стал легендарный «Мираж». Истребитель с треугольным крылом, ставший символом возрождения Франции из упадка и позора прошедшей мировой войны.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Советские военные советники рекомендовали использовать следующую тактику: молниеносный удар из выгодной позиции и немедленный выход из боя на форсаже, используя лучшую тяговооруженность МиГ-21. В противном случае «производитель ответственности не несет»: Мираж-IIICJ мало уступал в маневренности МиГу, при этом имел мощнейшее пушечное вооружение (2х30 мм встроенные пушки DEFA против одной 23 мм ГШ-23). Меньшая тяговооруженность и ограничение по допустимой перегрузке (6,7g против 8,5g у МиГ-21) компенсировались грамотной тактикой, опытом и лучшей подготовкой пилотов ВВС Израиля.

Все это дало закономерный результат: 30 июля 1970 года в ходе знаменитого боя над Синайской пустыней израильские истребители сбили пять МиГов под управлением советских пилотов, без потерь со своей стороны.


Мираж IIIСJ 101-ой эскадрильи ВВС Израиля с отметками о 13 одержанных воздушных победах


Сейчас это становится очевидным - конструкторам «Дассо авиасьон» удалось создать наиболее сбалансированный истребитель 2-го поколения. В отличие от французов, янки поторопились сделать ставку на воздушный бой на дальних дистанциях с применением ракетного - и проиграли. Уровень технологий 60-х годов оказался недостаточным для воплощения такой идеи в реальность. Тяжелым «Фантомам» приходилось нелегко в «собачьих свалках», где зачастую победителем становился легкий маневренный МиГ. В то же время советский подход к созданию истребителя 2-го поколения также не может считаться рациональным: примитивный радиолокационный прицел РП-21 (позже - РЛС Сапфир) и всего две УР малой дальности - этого было явно недостаточно.

В отличие от легкого стремительного МиГа, «заточенного» для схваток на коротких дистанциях с использованием пушечного вооружения, французский истребитель оснащался эффективной системой ракетного оружия:

Радиолокационной станцией Томпсон-CTF «Сирано» с инструментальной дальностью действия 50 км (у радара РП-22 «Сапфир» - 30 км, при этом реальная дальность у обоих была раза в 2 меньше). Помимо обнаружения воздушных целей, РЛС «Сирано» имела режим «воздух-поверхность»: оповещение о препятствиях, превышающих заданную высоту и обнаружение радиоконтрастных объектов на поверхности земли;

Мираж-III стал одним из первых истребителей в мире, получивших индикатор на лобовом стекле (ИЛС). Система под обозначением CSF97 позволила уменьшить информационную нагрузку на пилота, которому теперь не приходилось периодически отрываться от слежения за воздушной обстановкой и переводить взгляд на приборную панель. Упростилось пилотирование истребителя, повысилась его эффективность в воздушном бою и при атаке наземных целей;

Три ракеты класса «воздух-воздух» помимо двух стандартных «Сайдуиндеров» с ИК ГСН, на центральном подфюзеляжном узле подвешивалась «Матра» R.511 (или R.530) с полуактивной радиолокационной ГСН и мощной стержневой БЧ массой 30 кг.

Из других французских сюрпризов в стандартный комплект «Миража» входил ракетный ускоритель многократного включения SEPR 841 (или 844), использовавший в качестве окислителя азотную кислоту (вторым компонентом служил обычный керосин). 80 секунд сплошного огня! Практический потолок «Миража» лежал выше 22 000 м, динамический достигал 29 000 метров.


Dassault Mirage IIIS военно-воздушных сил Швейцарии


Задачи многоцелевого истребителя не ограничивались перехватом воздушных целей. В течение получаса пятеро техников могли превратить «Мираж» в штурмовик или бомбардировщик, установив подвесной пушечный контейнер, дополнительный 340 л топливный бак (вместо ракетного укорителя), бомбы на подфюзеляжном пилоне и блоки НАР на подкрыльевых точках подвески.

Яркая победоносная история, высокие летные характеристики, совершенное БРЭО, широкая номенклатура боеприпасов, комплекты быстросъемного оборудования (вычислители, ПТБ, аппаратура для аэрофотосъемки) - все это способствовало бешеному успеху «Миражей» у зарубежных заказчиков. Некоторые самолеты по желанию заказчика могли оснащаться системой дозаправки в полете. Имелись специальные разведывательные модификации с индексом «R», в том числе наиболее совершенная модификация для ВВС Франции - Мираж-IIIRD с радаром бокового обзора. На базе стандартной конструкции была создана сверхзвуковая «вертикалка» Мираж-IIIV (впрочем, не нашедшая успеха у заказчиков).

Немаловажным был экономический фактор: Мираж-III был в два раза дешевле американского «Фантома» (≈1 млн. долл. против 2,4 млн. долл. в ценах 1965 года). Еще он был проще в эксплуатации и менее требователен к качеству аэродромов (давление в шинах колес шасси составляло всего 5,6 - 9,5 кг/кв. см).

Французы специально позаботились о «братьях наших меньших». Для тех, кому не хватало ни ума, ни таланта даже для обслуживания простого, как табуретка, Мираж-III, была создана его более упрощенная версия «Мираж-5».

РЛС «Сирано» заменили примитивной станцией «Аида», тотальному упрощению подверглись другие узлы самолета. Большая часть «Миражей-5» поставлялась вообще без радара - на освободившееся место под носовым обтекателем перекочевали блоки радиоэлектронной аппаратуры из закабинного отсека, где в свою очередь разместился дополнительный топливный бак. Внутренний запас топлива увеличился на 32%, трудоемкость техобслуживания сократилась до смешных 15 чел.-ч на 1 час полета. В результате получилось дешевое и сердитое средство для жестоких региональных «разборок». Под стать были и его покупатели - Заир, Колумбия, Габон, Ливия, Венесуэла, Пакистан…

Впрочем, Мираж-5 создавался не для стран третьего мира. Изначально интерес к данной машине проявили ВВС Израиля, которым требовался неприхотливый ударный самолет для действий в светлое время суток, в условиях безоблачного неба Палестины. После введенного в 1968 г. эмбарго Израиль с помощью агентов «Моссада» выкрал техническую документацию на «Мираж-5» и наладил его нелицензионное производство под обозначением IAI Nesher. В конце 70-х израильские машины прошли капремонт и были проданы в Аргентину, сменив имя на Dagger. За свою долгую карьеру «Нешеры»/«Даггеры» еще успели покуражиться на Фолклендах, разбомбив с десяток кораблей британской эскадры!


Даггер (Нешер, Мираж 5) ВВС Аргентины. В носовой части заметен черный силуэт атакованного корабля

Первый предсерийный Мираж-IIIA поднялся в воздух 12 мая 1958 года. Серийное производство продолжалось 29 лет - с 1960-го по 1989 гг. Различные варианты истребителя стояли на вооружении 20 стран мира. Лицензионная сборка «Миражей» велась в Австралии и Швейцарии, нелицензионная - в Израиле (IAI Nesher и IAI Kfir).

Мираж-III был лучшим достижением «Дассо авиасьон». Но далеко не единственным шедевром французов!

Охотники за кораблями

Бывает, что поражение в войне стоит настоящей победы. За одного битого двух небитых дают - именно это продемонстрировали события в Южной Атлантике, когда аргентинская боевая авиация едва не разгромила флот англичан.

Фолклендский конфликт (1982 г.) стал новым триумфом французского оружия. И пусть на этот раз победа досталась противнику, но как красиво проиграли! Все мировые телеканалы обошли кадры горящего эсминца «Шеффилд» и обугленной громады вертолетоносца «Атлантик Конвейор».

У аргентинцев было всего пять исправных Dassault-Breguet Super Étendard и к ним - пять противокорабельных ракет «Экзосет». Пять выстрелов. Три попадания. Два трофея. Потери с аргентинской стороны отсутствовали.

Легко представить, как могли развиваться события, если бы в Аргентину успели прибыть все 14 заказанных «Супер Этендаров» и 24 ракеты AM.39 «Экзосет»! Британская эскадра полегла бы в полном составе на просторах Атлантики.

За всеобщей истерией вокруг гибели «Шеффилда» никто не обратил внимания, что попавшая в цель ракета не взорвалась. Впрочем, надежность взрывателей всегда оставалась больной темой для разработчиков боеприпасов. Фолклендские события вновь подняли до высот потускневший статус французского авиапрома: заказы на ПКР «Экзосет» посыпались, как из рога изобилия.


"Дассо-Бреге Супер Этендар" ВМС Аргентины


Не меньший интерес представлял сам носитель - сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик «Супер Этендар» («этендар» с французского - «боевое знамя»). Первый в мире специализированный носитель противокорабельных ракет среди самолетов тактической авиации. Мощный радар «Агава», сверхзвуковая скорость, система дозаправки в полете, наземное и авианосное базирование - козырей было предостаточно.

Истребители-бомбардировщики данного типа до сих пор стоят на вооружении военно-морских сил Франции и Аргентины. Французские «Супер Этендары» периодически действуют с палубы авианосца «Шарль де Голль»; последний раз они ходили в бой в 2011 г., во время операции НАТО против Ливии.

Увы, «Боевое знамя» не снискало особого успеха на международном рынке вооружений. Помимо вышеупомянутой Аргентины, замечательный истребитель-бомбардировщик заинтересовал только Саддама Хусейна - в вначале 80-х гг. ВВС Ирака взяли в лизинг пять французских «Супер Этендаров».

Причина слабого экспорта «Супер Этендаров» никак не связана с недостатками в его конструкции. Специализированный палубный ракетоносец был неплох. Но французская фирма «Дассо» могла предложить клиентам и кое-что поинтереснее.

Проверенный киллер

Гул авиационных моторов, хлещущая кровь, хрустящий на зубах песок и стрельба до посинения - война стала его родным домом.

Резня в Западной Сахаре, гражданская война в Анголе, эквадоро-перуанский конфликт Альто-Сенепа, чадо-ливийская война, восьмилетнее ирано-иракское побоище, война в Персидском заливе, боевые столкновения греческих и турецких ВВС над Эгейским морем, и вновь - Ливия, где в ходе гражданской войны «Миражи F1» применялись уже обеими сторонами.

Таким был очередной шедевр фирмы «Дассо», вобравший в себя богатейший опыт французского авиастроения. Старый «Мираж-III» возродился в новом облике: классическая компоновка, новая модификация проверенного ТРД Atar-09C, современная версия радара «Сирано» (IV, IVM или IVMR) с новыми функциями и увеличенной дальностью обнаружения. Цифровое БРЭО, новое высокоточное оружие и большая тяговооруженность. Боевой радиус увеличился вдвое. Время дежурства в воздухе возросло втрое!

«Мираж F1» был принят на вооружение ВВС в 14 странах мира. К концу ХХ века многоцелевые истребители-бомбардировщики этого типа были постепенно вытеснены более современными «Миражами-2000», тем не менее, военно-воздушные силы пяти государств по-прежнему продолжают эксплуатацию этого легендарного воздушного киллера с руками по локоть в крови.

Одним из наиболее сильных эпизодов в боевой карьере «Миража F1» связан с событиями «танкерной войны» в Персидском заливе: 17 мая 1987 года одиночный истребитель-бомбардировщик ВВС Ирака расстрелял американский боевой корабль USS Stark.

Фрегат потерял 37 человек своего экипажа, общий ущерб от атаки составил 142 млн. долл. Иракский «Мираж» смог беспрепятственно уйти от возмездия, скрывшись от перехватчиков F-15 в воздушном пространстве своей страны. Vive la France!

В гламуре высоких технологий

За окном ХХI век. Фирма «Дассо» продолжает удивлять мир своими достижениями.

Французы не торопятся вступать в гонку на создание лучшего истребителя «пятого поколения». Вместо этого они без лишних разговоров довели до совершенства конструкцию многоцелевого истребителя «Рафаль» и выиграли «тендер века» на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.

Доподлинно не известно, является ли «Рафаль» самым изящным среди всех современных истребителей. Споры на этот счет ведутся уже ни один год. Но одно известно точно: французский истребитель-бомбардировщик является одним из самых высокотехнологичных серийных самолетов поколения 4+ (плюсы можно ставить до бесконечности).

Перед нами очередная реинкарнация Миража-III - классическая французская «бесхвостка» с ПГО, выгодно объединяющая в себе высокие летных характеристики и современнейшее БРЭО.

Радар Thales RBE2 AA с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система голосового управления самолетом и встроенная оптоэлектронная прицельная система Optronique Secteur Frontal (OSF) - немногие из конкурентов «Рафаля» могут похвастаться таким оборудованием. Далее - «джентльменский набор» любого современного истребителя, выполненный на самом высоком технологическом уровне: система предупреждения об угрозах SPECTRA, сопряженная со станцией постановки активных помех; защищенные каналы обмена данными, подвесные прицельные контейнеры «Дамокл», контейнеры с разведывательным оборудованием AREOS и любое другое быстросъемное оборудование по желанию заказчика. 14 узлов подвески, масса боевой нагрузки до 9,5 тонны!

Широчайшая номенклатура вооружений: «Рафаль» способен нести и применять практически любое высокоточное оружие, созданное по обеим сторонам океана. Бомбы с лазерным наведением типа «Пэйвуэй», крылатые ракеты Storm Shadow, семейство высокоточных боеприпасов AASM, УР «воздух-воздух» MICA и Meteor, ПКР «Экзосет» - все, вплоть до ракет с ядерной БЧ ASMP-A. Не забыто пушечное вооружение - на истребителе штатно установлена 30 мм пушка с боезапасом 125 снарядов.

Молодой самолет успел приобрести солидный боевой опыт, которому позавидует любой из его ровесников: командировки в Афганские горы, бомбардировки Ливии, стрельба по чернокожим парням в африканских джунглях (операция «Сервал», Мали, 2013 г.).

Дала о себе знать прекрасная родословная: год назад в Интернет просочилось видео учебного боя «Рафаля» и (о ужас!) F-22 «Рэптор». На кадрах заметно, как француз уверенно висит на хвосте «Рэптора», результат 4:1 в пользу «Рафаля».

Старое правило по-прежнему в силе: «Увидел «Мираж», не становись в вираж!»

P. S. Фирма «Дассо» получила название в честь одного из лидеров французского Сопротивления, Поля Блока - брата основателя фирмы Марселя Блока. Его подпольная кличка была Char d"Assault (с фр. «танк»).



Поделиться