Все что ни делается то не делается. Все, что ни делается, все к лучшему: как заставить себя не расстраиваться из‑за неудач

“Что ни делается, всё к лучшему” – такой себе гимн отрицанию и рационализации. Это придумали те, кто не нашёл в себе моральных сил, чтобы справиться с вызовом человеческой ситуации. Прекрасное утешение в случае событий вне контроля или оправдание за ошибочный выбор?

Наверное, хочется верить в гармонию и высший смысл происходящего, недоступную для нас логику и мудрость за пределами сознания. Но трудно полагаться на то, чем нельзя управлять. Есть вещи, которые случаются с разной степенью закономерности, но что-то является следствием выбора, в том числе неосознанного. Скажем, оказаться в зоне с повышенной вероятностью того или иного события – тоже выбор. И любой выбор приводит к определенным последствиям – “хорошим” или “плохим”.

Боюсь, что не существует чего-то предопределённого: сценария, судьбы, гарантий. Нелегко признать ответственность за то, что произошло не так, по нашей вине. Это трудный момент. Но он сам по себе является вызовом зрелости и точкой роста. Как смириться с тем, что оказалось следствием выбора?

Главная цель гештальт-терапии – починить функцию Ego. То есть вернуть, или восполнить способность совершать выбор, отвечать за него и при этом быть довольным течением собственной жизни. Ибо провести остаток своих дней в сожалении о предыдущих как-то нерационально с точки зрения эволюции. Если мы обратимся к религиям мира, то обнаружим, что одной из общих, и важнейших, идей будет идея смирения. Смириться – быть с миром. Делать то, что нужно, и будь что будет. Что-то зависит от нас, а что-то нет.

За отправную точку стоит принять тот факт, что никому не известно, как бы потекла жизнь, будь в тот момент выбора решено по-другому. Это всё останется в зоне фантазий. В реальности же – только последствия, с которыми дальше нужно как-то справляться. Вот и всё.

Последствия могут быть разные. Радостные – дарящие чувство триумфа, победы над обстоятельствами, особой удачливости. Или же грустные – приводящие к чувствам вины, бессилия, глубокого сожаления. Нельзя обойти неприятные чувства стороной. Можно, с переменным успехом, их подавлять, вытеснять, ещё как-то пытаться избавиться, а можно встречаться с ними и проживать. В первом случае, это большие затраты психической энергии, потеря времени и стагнация. В другом – усвоение урока, пусть даже горького, и выход на новый уровень. Совершив так называемую ошибку, ты получаешь прекрасный бонус – своего рода, прививку от глупости! И в свете этого опыта многое становится понятно.

В действительности же, сделать верный выбор не так уж просто. Правильно расставить приоритеты, сориентироваться в том, чего ещё не произошло (спрогнозировать будущее), прочувствовать то, что будет важным позже… Совсем не легко. Я бы сказала – на грани возможного. “Идти по звёздам”, слышать тончайший голос интуиции, доверять ей, читать верно знаки, не всегда получается, а в когда ты в стрессе.

Важные решения всегда сопряжены с волнением, а в стрессовом состоянии мы обычно впадаем в регресс и “тупим”. Глупо жалеть и корить себя за то, что выбрал что-то, что казалось важным на тот момент. В тот момент ты был человеком, которому этот выбор казался наилучшим из возможных. Потом легко рассуждать, что надо было бы…

Плохо, если вы выбор не делается совсем. Точнее, выбор все равно есть – это пассивно реагировать или передать ответственность кому-то или чему-то. Но это, повторюсь, редко признается как выбор. Все, что не объяснимо, наделяется искусственным смыслом, формируется фатализм. Везунчик в одних ситуациях – и жертва обстоятельств в других.

В общем, суровый реализм не популярен. Магическая парадигма куда милее. А ведь жизнь – она не для слабаков .опубликовано .

Татьяна Мартыненко

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Сейчас я счастливый человек, НИКОГДА не ругаюсь и не злюсь, потому, что твёрдо знаю – всё, что посылают Небеса, всё во благо.

С некоторых пор я перестал злиться на обстоятельства, на поступки людей, с моей точки зрения, неправильные. Вообще на всё вокруг, потому как понял и принял один очень важный постулат: «Всё, что не делается, всё к лучшему». Не верите, смотрите:

1). Забыл пристегнуться ремнём в авто, нарываюсь на инспектора ГИБДД, жезл-остановка. Досада и злость, жалко 1,5 тысячи штраф платить. В ста метрах впереди, где я должен был проезжать в течение 3 – 5 секунд, на встречку вылетела «Газель» и опрокинулась. По времени она была моя.

2). Ловил рыбу, от берега в реку на столбиках сделана «сидушка». Стоять на берегу не очень, вокруг много гадюк. Неудачно дёрнулся, и с носа улетают в воду очки, которым два месяца от роду, цена – 8 тыс. руб. Каюсь, произнёс много матерных слов. Рыбалка на этом закончилась, т.к. без очков нереально. На другой день приехал с маской и костюмом для подводки (чтобы змеюка не куснула). Очки нашёл, и плюсом: банка с блёснами, причем дорогими; спиннинг «Шимано» с катушкой – этот комплект тыс. на 15 тянет; садок металлический. Всё свежее, без коррозии, пользуюсь во всю.

3). Уезжать поездом в столицу, билет взял заранее. За час до отъезда решил принять душ. Не получилось – нет воды (впервые лет за десять). Досада. Вызвал такси. Едем. На улице ливень с градом. На полпути колем колесо. Гнев. Другую машину ждём долго, в итоге опоздал. Прихожу домой – дали воду, пока меня не было. Струйки из душа, не сильно, но льют мимо ванны (неудачно повесил ручку душа). К утру нижняя квартира плавала бы, и это плавание обошлось бы тысяч в триста.

4). База отдыха. Два старинных друга сидят в лодке и ждут, когда я уже усядусь (ходил за стаканами). Темно, но вот-вот начнет светать. Протягиваю руки к лодке, промахиваюсь и физией вниз. Содрал кожу, лоскутом, на боку. Естественно, остаюсь на базе. Друганы уплыли. На фарватере заякорились. Через двадцать минут в их лодку влетел катерок. «Скорая», травматология. Прошло 3 года с тех пор, один из друганов конкретно хромает. Собирает деньги, чтобы поехать в крутую клинику в Германии.

На этом остановлюсь, хотя на памяти ещё под два десятка такого рода случаев есть. Сейчас я счастливый человек, НИКОГДА не ругаюсь и не злюсь, потому, что твёрдо знаю – всё, что посылают Небеса, всё во благо. И когда мне желают удачи, я улыбаюсь – ведь никто из нас не знает, что такое Удача. То ли мордой с пирса, то ли деньжат срубить. А время потом покажет.

Не знает границ, на все случаи жизни существуют всевозможные пословицы, поговорки, притчи, афоризмы, и, что самое удивительное, на всех ситуации в поучительных фразах разные, а умозаключения - одинаковые. Из поколения в поколение повторяются одни и те же слова, но иногда это произносится чисто формально, без осознания глубокого смысла, в котором заключен духовный закон, и незнание этого не убережет от ответственности. Например, так происходит с выражением: «Все, что ни делается, - делается к лучшему».

Духовный закон

Законы естественных наук (физические, химические, биологические и т.д.) никто не отрицает, и, зная их хотя бы на бытовом уровне, люди руководствуются и подчиняются им в своей жизни. Никто не будет прыгать с самолета без парашюта трогать оголенные электропровода (закон Ома), нырять в воду не умея плавать Законы духовные также открыты давным-давно и изложены, к примеру, в Библии или других религиозных учениях, и, конечно же, они нашли отражение в устном творчестве народов. Духовный закон: «Все, что ни делается, - делается к лучшему» - это не банальная успокоительная фраза, не призыв к лучшему, а шанс понять и принять случившееся для дальнейшего духовного роста.

Понять и принять

«Все, что ни делается, - делается к лучшему» - слышится со всех сторон по любому мелкому поводу. Но как только дело касается серьезных трагедий, человеческий разум отказывается принимать смерть как науку, обязательно ищет виновного (он или они, конечно, всегда есть), не понимая главного: причастны к случившемуся все до единого. Все к лучшему - это не лозунг оптимистов, которые ничего не боятся, а закон, подтверждающий право человека на выбор. Выбор делается ежесекундно: идти - не идти, делать - не делать, думать - не думать, молчать - говорить. Предпринимая действия, человек выбирает (хоть и неосознанно) и ответственность, которую понесет за это, так что выражения «судьба обделила» или «Бог наказал» - на самом деле успокоительные и оправдательные фразы для неверующих людей. Никто никого за нарушение духовных законов не наказывает - только каждый сам себя. Вот это принять трудно, потому что оправдываться стало привычкой. Но как бесполезно кричать в небе и оправдываться, что забыл парашют, потому что не выспался, так же бесполезно заламывать руки по поводу неудавшейся судьбы и искать виновных в этом.

Все будет хорошо

Почему же все, что ни делается, - делается к лучшему? То, что делается по закону, понятно, но кто сказал, что именно к лучшему? Наверное, потому что это аксиома. Она принимается сердцем, а доказать ее закрытой душе практически невозможно. Когда-то на заре цивилизации были даны человеку знания обо всех законах, но он предпочел культивировать естественные науки, потому что они открывали путь к наживе и власти. Но не обращать внимания на духовные заповеди - это значит подписать себе смертный приговор, в чем можно убедиться на истории последних столетий: чем изощренней и грандиозней открытия - тем безжалостнее люди по отношению друг к другу, чем громче кричат о мире - тем кровавее войны, чем больше лекарств - тем больше болезней. Но мироздание все равно тяготеет к добру, а потому все, что ни делается, - делается к лучшему, даже если скоро во Вселенной и не останется ни одного человека.

Каждый человек хоть раз в жизни слышал: «Все что ни делается, делается к лучшему». Или в таком исполнении: «Все что Бог ни делает, все к лучшему». Люди обычно слышат эту фразу в детстве от мам или бабушек, но они не размышляют о справедливости данного утверждения. Они запоминают, и так их отношения с этой народной мудростью кончаются или, вернее, прерываются ровно до того времени, когда им придется самостоятельно выйти на поле битвы с жизнью. И вот тогда они смогут ответить на вопрос о том, насколько Бог устраивает человеческую жизнь к лучшему. А пока современные дети растут, мы окинем взором интерпретации фразу «Все что ни делается, делается к лучшему» в различных философских и религиозных традициях.

Христианство

Почему христиане убеждены, что Бог все делает к лучшему? Потому что, с точки зрения верующих, все в жизни либо награда, либо наказание (испытание). Бог испытывает человека наказанием, и раб божий становится лучше. Поэтому, так или иначе, все что ни делается, делается к лучшему. Если человек верит в Бога, то он в любом случае в выигрыше: на него сваливается счастье - он наслаждается жизнью, он страдает - становится лучше, нравственно чище и вообще ближе к Господу.

Действительно, что может быть отчаянно плохого в жизни земной, если она - лишь прелюдия к жизни небесной? Все играет на руку человеку тем или иным образом. Поэтому даже можно сказать: «Все что ни делается - к лучшему ведет». Да, но у этого мнения были возражения, прежде всего, со стороны здравого смысла. От его лица выступал Вольтер.

Вольтер (1694 - 1778)

Французский философ 18 века написал книгу «Кандид, или Оптимизм». В этом совершенно прекрасном и бесконечно замечательном произведении Вольтер высмеивает, кроме прочего, метафизику, в особенности оптимизм Лейбница, квинтэссенцией которого можно считать знаменитую цитату: «Всё к лучшему в этом лучшем из миров». В философской повести французского философа два основных персонажа - Кандид и его учитель Панглосс. Повесть построена так, что на героев сваливается много всяких приключений и испытаний, но Панглосс никогда не унывает и постоянно повторяет: «Все к лучшему». Он говорит это даже тогда, когда остается без глаза в результате злоключений.

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860)

Умер Вольтер во Франции, через 10 лет родился А. Шопенгауэр, и, странное дело, он тоже не любил Лейбница и его «розовый» оптимизм. И в отместку ему придумал свой афоризм: «Этот мир худший из возможных миров» - подразумевая, что все здесь изменяется только к худшему. Почему так? Потому что реальностью, по мнению немецкого философа, управляет злая и безжалостная Мировая воля, ее задача только одна - воспроизводиться в человеческих существах и таким образом существовать вечно.

В мире А. Шопенгауэра у бытия только одно содержание - страдание. Человек замкнут в нем, он пленник жизни. Трагичность человеческого существования в том, что за ним не следует никакого потустороннего продолжения. Жизненная задача человека А. Шопенгауэром трактуется как осознание своего рабства у бытия и принятие решения о целенаправленном уничтожении воли к жизни (другое имя Мировой воли). Исходя из этого, Шопенгауэр благосклонно относился и к самоубийству, и к умерщвлению плоти, ибо чем слабее человеческое тело, тем меньше в нем воли к жизни. Идеальной смертью для героя философии А. Шопенгауэра была бы кончина от голода в совершеннейшей нищете. Такие дела.

Читателю, наверное, будет интересно узнать, как жил сам достопочтенный господин философ. Не стоит за него беспокоиться, он жил прекрасно: хорошо ел, хорошо спал. Очень трепетно относился к своему здоровью и, по заверениям А. Камю (французского философа 20 века), А. Шопенгауэр мог рассуждать о самоубийстве, сидя за обеденным столом.

Когда же первого иррационалиста спрашивали, почему он не следует собственным предписаниям, он отвечал, что иногда душевного жара человека хватает только на то, чтобы указать путь, но пройти по нему у него уже не хватает сил. Остроумный ответ, и не поспоришь. Вот таким образом Шопенгауэр изобрел альтернативу народной мудрости, гласящей: «Все что ни делается, делается к лучшему».

Жан-Поль Сартр (1905 - 1980)

Пора открыть карты. За исследуемой здесь формулировкой скрывается обыкновенный фатализм. Этот термин знают даже те, кто не особенно увлекается философией. Фатализм означает предопределенность всего того, что происходит в мире с человеком. Соответственно, такое мировоззрение формирует человека, покорного судьбе. Именно этот тип человека и считает, что все делается к лучшему.

Фаталистам противостоят волюнтаристы. Последние же полагают, что никакой предопределенности не существует, все зависит от силы воли человека (отсюда и название). Именно к таким людям относился философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Он просто не мог верить, что Бог все делает к лучшему, так как в его мировоззренческой системе Бог умер. Кончина Всевышнего случилась уже в 19 веке, о ней возвестил Ницше.

Ж.-П. Сартр утверждал, что в человеке нет никакой предопределенности. Он сам полностью в ответе за себя, он есть свой личный «проект», и нет над ним никаких высших сил. Он единственный. Бог, по мнению Сартра, умер не бесследно и не безболезненно для человека. В наследство сыну своему Вседержитель оставил «дыру в душе», которую человеку предстоит заполнить в течение жизни и тем самым состояться.

Буддизм

Отвлечемся от Запада и обратимся к Востоку. Для Будды существовала только одна предопределенность - это зависимость человека от его поступков. Рядовой человек живет в сансаре, т.е. в постоянном круговороте рождения и смерти. Напоминаем, что, согласно буддизму, человек перерождается вновь и вновь, пока не достигнет нирваны (с санскрита - «угасания») - освобождения от бесконечного круга перерождений и, соответственно, страданий, связанных с ними.

Существующий мир наполнен страданиями. И, в принципе, человека в нем ничего хорошего не ждет, если он не осознает истину, что жизнь есть страдание, это первый шаг к освобождению. Затем следует усвоить и другие "благородные истины": желание жить порождает страдание; возможно достижение состояния совершенного равнодушия к происходящему - оно и зовется нирваной; к нирване ведет срединная дорога, которая пролегает между аскетизмом (умерщвлением плоти) и гедонизмом (стремлением к постоянному и безудержному наслаждению). Таким образом, если Будда говорил, что все что не делается, делается к лучшему, цитаты его могли звучать так: «Ты достигнешь нирваны только в случае, если осознаешь: жизнь есть страдание, тебе нужно отказаться от своих желаний и встать на срединный путь»; «Если ты уже на пути просветления, то все к лучшему».

Стоит ли слепо покоряться судьбе, Богу или случаю (Богу-Случаю)?

Буддийский «срединный путь» можно вполне спокойно применить и в повседневной жизни. Фатализм и волюнтаризм - это грани жизни. Каждый выбирает сам, кто он - марионетка в руках высших сил или существо, наделенное волей и способное решать собственную судьбу, быть ее хозяином.

Тому, кто не хочет ничего решать, а предпочитает плыть по течению, вполне подходит фатализм, и он может сказать: "Все что Бог ни делает, все к лучшему". Правда, фатализм может быть и другим, он может выражать определенное мышление постфактум. Например, человек боролся с судьбой всю жизнь, а потом покорился ей, и он рассматривает весь своей жизненный путь как исполнение высшего предопределения.

Волюнтаризм, наоборот, для тех, кто не желает сдаваться на милость Бога или судьбы.

Таким образом, в зависимости от выбора стороны в этом споре человек и решает для себя, справедливо ли утверждение, помещенное в заглавии статьи, или нет.

Небольшой бонус для читателей, которые не знают латыни, но хотели бы блеснуть каким-нибудь выражением. Так вот, фраза «все что не делается, делается к лучшему» на латыни звучит так: Omne quod fit, fit in melius.



Поделиться