Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы. Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании финансово-промышленной группы государственная регистрация осуществляется дважды: регистрируется центральная компания финансово-промышленной группы в реестре юридических лиц; регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп. Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются: - зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы; - предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы; - передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы; - предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций; - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам. Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике, заявляемыми им ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год, и отчитывается о результатах их применения при отчете об исполнении федерального бюджета. Полномочный государственный орган вправе не чаще чем один раз в год потребовать отчет о деятельности финансово-промышленной группы и назначить ее аудиторскую проверку. Проверка, проводимая по инициативе полномочного государственного органа, проводится за его счет. Участники финансово-промышленной группы обязаны предоставлять полномочному государственному органу по его запросу любую информацию по отдельным вопросам текущей деятельности финансово-промышленной группы. В зависимости от характера и степени нарушения полномочный государственный орган может: - предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить сроки их устранения; - обратиться в Правительство Российской Федерации, соответствующий орган субъекта Российской Федерации с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки; - принять меры по привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в его нарушении; - обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы. О каждом из перечисленных действий полномочный государственный орган информирует Правительство Российской Федерации.
Тема 12
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
- Понятие, объективные предпосылки возникновения и развития холдингов. Место холдингов в системе участников предпринимательских отношений. Нормативная основа создания и деятельности холдингов.
Тема 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Понятие внешнеторговой деятельности. Основные способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифное регулирование. Нетарифные методы. Экспортный контроль. Государственная монополия. Защитные меры. Запрет экспорта отдельных видов товаров.
Е. В. Соломонов предпринимательское право учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплексПредпринимательское право. Учебно-методический комплекс. Авторы: Е.А. Грызыхина, Е.Л. Невзгодина, Е.В. Соломонов. Омск. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. 2005.
Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Составитель: воропанов в. А., к и. н
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс «История отечественного государства и права» разработан для студентов специальности 021100 «юриспруденция» очного и заочного отделений Челябинского филиала Университета Российской академии образования.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Теории и практики радиосвязи» Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии
Учебно-методический комплексНазвание дисциплины: учеб.-метод. комплекс по дисциплине Основы теории и практики радиосвязи для студентов специальности Экономика и управление на предприятии / сост.
Правовой статус центральной компании
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.
Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.
Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.
Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:
регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;
регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.
После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).
В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Центральная компания ФПГ:
выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;
ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. Постановлением Правительства от 9 января 1997 г. N 24 установлен Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ. Помимо этого центральная компания предоставляет отчетность отдельно по своей деятельности. ФПГ может быть также признана консолидированной группой налогоплательщиков;
готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;
выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.
Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц (см. табл. 4).
Таблица 4
Центральная компания - |
Центральная компания - |
||
Коммерческая организация, |
Некоммерческая организация, которой |
||
Участники |
Участники |
Члены ассоциации |
Участники |
ФПГ оказывается государственная поддержка, например, предоставляются следующие льготы:
зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;
предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;
передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;
предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;
Центральный банк РФ может снижать нормы обязательного резервирования для повышения инвестиционной активности ФПГ.
Проверь себя
1. ФПГ - это:
- 1) ассоциация юридических лиц - некоммерческая организация;
- 2) холдинговая компания;
- 3) группа лиц, не имеющая статуса юридического лица.
- 2. Какие из перечисленных лиц могут быть участниками ФПГ?
- 3) общественные объединения.
- 3. Инициативными участниками ФПГ являются:
- 1) производственные предприятия;
- 2) инвестиционные фонды;
- 3) кредитные организации, банки.
- 4. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?
- 1) страховые компании;
- 2) кредитные организации, банки;
- 3) торговые дома.
- 5. Какой государственный орган осуществляет регистрацию ФПГ?
- 1) Министерство юстиции;
- 2) Минэкономразвития;
- 3) Министерство финансов.
- 6. Высший орган управления ФПГ - это:
- 1) совет холдинга;
- 2) общее собрание участников;
- 3) совет управляющих.
- 7. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?
- 1) товарные биржи;
- 2) производственные предприятия;
- 3) страховые компании.
- 8. Какие из перечисленных лиц не могут быть участниками ФПГ?
- 1) индивидуальные предприниматели;
- 2) хозяйственные товарищества;
- 3) производственные кооперативы.
- 9. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:
- 1) инвестиционного фонда;
- 2) союза юридических лиц;
- 10. Центральная компания ФПГ не может быть создана в форме:
- 1) ООО;
- 2) союза юридических лиц;
- 3) некоммерческого партнерства.
- 11. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:
- 1) ассоциации юридических лиц;
- 2) автономной некоммерческой организации;
- 3) некоммерческого партнерства.
- 12. В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?
- 1) до 1 апреля;
- 2) до 1 июня;
- 3) до 30 июня.
Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.
Центральная компания - юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.
Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.
После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации*(67). Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.
В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.
Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.
Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом. Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие "общие обязательства", означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.
Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц. Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.
Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.
Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.
Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки. Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.
Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.
Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.
Центральная компания - юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.
Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.
После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации*(67). Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.
В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.
Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.
Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом. Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие "общие обязательства", означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.
Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц. Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.
Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.
Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.
Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки. Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.
Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.
1. Нормативное регулирование деятельности ФПГ........................................ 2
2. Основные принципы функционирования ФПГ.......................................... 6
3. Финансовые аспекты деятельности ФПГ.................................................. 10
Заключение....................................................................................................... 13
Список литературы.......................................................................................... 14
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).
В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.
Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.
Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.
Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:
Þ выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
Þ ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;
Þ готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
Þ выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.
В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.
По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.
Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.
Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:
Þ зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы;
Þ предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
Þ передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;
Þ предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
Þ предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
Þ Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.
Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.
2. Основные принципы функционирования ФПГ
В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного ти па. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.
Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли) . Первое объединение обладает неоспоримым минусом - его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.
С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.
С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.
Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции :
Þ расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гаранти рование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование: трастовые операции:
Þ лизинговые операции в интересах участников группы:
Þ добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;
Þ сохранение автономности каждого из членов объединения;
Þ обязательность проведения единой стратегической политики;
Þ наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ:
Þ приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.
Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:
Þ восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности ;
Þ создать финансовый механизм для развития производства;
Þ увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;
Þ увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;
Þ повысить конкурентоспособность в ыпускаемой продукции;
Þ проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;
Þ аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:
Þ получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;
Þ всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции:
Þ использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;
Не следует, однако, рассматривать ФПГ как способ минимизации налогов. Консолидированный баланс и сокращение налогооблагаемой базы всего лишь исправляет в некоторой степени закрепившуюся в процессе приватизации практику дробления взаимозависимых финансово-хозяйственных структур на независимые хозяйствующие субъекты. Независимость хозяйствующих субъектов для целей налогообложения определяется формально по признаку обособления собственности, что приводит к увеличению налогооблагаемой базы внутри фактически неделимых производственных цепей. Вне этих производственных цепей производственные стадии продукта зачастую могут не иметь самостоятельного значения и ценности, но с точки зрения налогообложения они соответствуют формально независимым юридическим лицам. Это многократно увеличивает конечную цену реализации продукта, большая часть из которой взыскивается в бюджет, чтобы впоследствии возвратиться в производство в виде государственных дотаций и прочих льгот.
Поэтому с полной уверенностью можно говорить о том, что в настоящее время формирование налогооблагаемой базы в российской экономике происходит за счет ее многократного умножения в производственных цепях, а не в результате увеличения собственно производства. Тем самым мы имеем дело с ситуацией налоговой инфляции. В этой связи, в контексте отклонения Госдумой Налогового кодекса и его замены на ряд налоговых законов, связанных с исполнением бюджета, хотелось бы отметить, что России требуется не введение тех или иных налогов и пересмотр отдельных ставок, а комплексное формирование налоговой системы, существенной структурообразующей частью которой могло бы стать законодательство об ФПГ.
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.
Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного .
Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.
Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах”от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ
2. А. Г. Мовсесян "Интеграция банковского капитала - необходимое условие развития современной экономики России", председатель правления коммерческого банка "Паритет"
3. Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г
4. Рожков М., Попов И., Проблемы самофинансирования финансово-промышленнных групп и консолидированный баланс. // Финансовая газета. Региональный выпуск. №21, 1996 г
6. O.Fisher "Transnational corporations. Eastern Europe" Internet resources .
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.