Ядовитые птицы. Отравления пестицидами

Необъятная наша страна. От туманной Балтики до тихого океана раскинулись плодородные поля, дремучие леса, живописные равнины, бескрайние степи. Сотни народностей и этнических групп населяют эти пространства.

У каждого региона тысячелетиями складывался свой жизненный уклад, язык, своя материальная культура.

Сибирская кухня, как и кухня любого другого региона, самым непосредственным образом связана с природными и социально-экономическими условиями жизни, и в тоже время её отличает устойчивость национальных форм.

Сибирские города нередко возникали на высоких берегах подводных рек, вокруг, настолько хватал глаз, тянулись бескрайние поля, луга, леса. Природные условия Сибири – климат, обилие водоемов и лесов, ширь полей – сформировали хозяйственный уклад жизни наших предков. Их привычки и нрав, характер питания.

Мы познакомились с историей русской избы, самой необходимой посудой. Но чтобы жить, человеку необходима пища. Какой была еда много-много лет назад у наших крестьян? Самая простая: щи, кулеш, хлеб да квас. Простой хлеб пекли из ржаной муки, которую мололи сами на жернове.

Одним из самых любимых лакомств у русских людей были и остаются пряники. А чтобы пряники были вкуснее и ароматнее, в тесто добавляли протертые ягоды.

По выходным дням, в праздники пекли пироги.

Первоначально пирог означал праздничный хлеб. А само слово «пирог» образовано от слова «пир». Пекли пироги по праздникам, начинка была самая простая: морковь, капуста, сушеные лесные ягоды.

К праздничным столам подавались баранки и калачи. Баранка получила название по своей форме – сгибать кольцами, баранить. Калач – это хлеб круглой формы.

Кисель подавать к столу в общей миске, ели его ложками. Готовили кисель молочный, картофельный, иногда для цвета добавляли протёртые ягоды.

Основным занятием народов Сибири была охота и рыболовство, а так же земледелие скотоводство.

Обилие лесов, таежных рек дало возможность включать в меню сибирской кухни блюда из ценных промысловых рыб – нельмы и хариуса, тайменя и других, а также их икры. Во

Всех регионах Сибири популярны блюда из дичи – медвежатины, сохатины, из дикой птицы – глухари, чирки и др. А, сколько видов грибов и ягод использовали для приготовления запасов на зиму.

В целом Сибирская кухня с глубокой древности строится на гармоничном сочетании животных и растительных продуктов в одном блюде. Это пельмени, кулебяки, ватрушки, расстегаи с мясом, творогом, шаньги. Полужидкие блюда из овощей и мяса, супы с мясом и овощами рыбой тельное, тавранчук, различные запеканки, каши с молоком, блины, блинчики, оладья, затирухи, верещага.

Особенностью сибирской кухни служит особый вкус, аромат и внешний вид изделий и блюд приготовленных в русской печи. Само устройство русской печи, её тепловой режим, набор кухонной посуды позволяли готовить блюда с неповторимым вкусом благодаря применению таких щадящих способов тепловой обработки, как варка, припускание, тушение.

В праздники в такой печи жарили птицу целыми тушками, рыбу, поросят и мясо крупными кусками. Корочка образовывалась только на поверхности продуктов, а само изделие оставалось сочным. Можно было в такой печи парить репу, калину, черёмуху, затапливать молоко, что не сделаешь ни в тандыре, ни в камине, ни на открытом огне.

Блюда сибирской кухни

Холодные блюда:

  • Закуски из квашеной капусты, солёных огурцов
  • Закуска из редьки и лука
  • Закуска из солёных овощей
  • Дичь жареная холодная с брусникой
  • Варёная свиная голова с хреном в сметане
  • Окорок ветчины, отдельно к нему подавали уксус и квас
  • Солонина с хреном
  • Полотки гусиные или утиные
  • Поросёнок отварной
  • Студни и холодцы

Первые блюда:

  • Ботвинья
  • Похлёбка
  • Рассольник
  • Солянка
  • Окрошка

Вторые блюда:

  • Гусь или утка фаршированные
  • Мясо шпигованное
  • Грудинка фаршированная
  • Бефстроганов
  • Почки жаренные
  • Печень по – строгановски

Мучные блюда:

Блюда из круп бобовых и яиц.

  • Пельмени
  • Заваруха
  • Драчена
  • Верещага

Изделия из теста

  • Кулебяка
  • Ватрушки
  • Блины
  • Шаньги
  • Колядки
  • Рыбники
  • Оладьи
  • Блинчики
  • Каравай

Сибирские пельмени

Пропускают через мясорубку говядину и жирную свинину с чесноком, луком, добавляют соль, перец, молоко или бульон. С этим фаршем делают пельмени.

  • Фарш -мякоть говядины – 200 гр., мякоть свинины – 240 гр., лук – 28 гр., соль – 2 гр., молоко -100гр.
  • Мука для подсыпки – 20 гр.

Пельмени домашние

Говядину зачищаю от плёнок и сухожилий, и измельчают на мясорубке с луком. Фарш перемешивают, добавляют соль, перец, холодную воду и вновь перемешивают. Формируют пельмени, как описано выше, варят в кипящей воде.

На 1 килограмм сырых пельменей:

  • Тесто -мука 320 гр., яйца ½ -1 шт., вода -120 гр., соль -7 гр.
  • Фарш -мякоть говядины – 430 гр., лук – 45 гр., соль – 9 гр., перец, вода100гр.
  • Для отпуска: масло – 7.5 гр., уксус – 25 гр.

Пельмени дальневосточные

Фарш горбуши. Кеты или других рыб пропускают через мясорубку 2 раза вместе с жирной свининой и сырым луком, добавляют яйца, перец, соль. Воду и хорошо перемешивают. С этим фаршем делают пельмени, варят и обжаривают на масле.

На 1 килограмм сырых пельменей:

  • Фарш – рыбное филе-275 гр., свинина жирная – 250 гр., лук – 50 гр. соль – 7 гр., вода – 120 гр., яйцо – 1 шт.
  • Мука для посыпки – 20 гр.
  • Для отпуска: масло – 7.5 гр., уксус – 25 гр.

Пельмени с грибами

Для фарша сухие грибы замачивают. Варят. Мелко рубят, слегка обжаривают, добавляют пассированный лук, соединяют с припущенным рисом и перемешивают.

На 1 килограмм сырых пельменей:

  • Тесто – мука пшеничная – 320 гр., яйцо – 0.7 шт.
  • Фарш – яйца – 10 шт., грибы сухие – 40 гр., лук – 50 гр., масло – 50 гр., соль, перец.
  • Мука для посыпки – 20 гр.

Пельмени с рыбой

Филе любой рыбы промывают и измельчают на мясорубку вместе с сырым луком, добавляют соль, перец. Сливочное масло и хорошо перемешивают.

  • Тесто – мука пшеничная – 320 гр., яйцо – 0.7 шт., вода – 120 гр., соль – 7гр.
  • Фарш: сметана – 100 гр.
  • Мука для посыпки – 20 гр.
  • Для отпуска: сметана – 100 гр.

Пирог сибирский с рыбой

  • Тесто -2,5 стакана муки, 1 столовая ложка сахара, 3 столовые ложки масла, 2 яйца, ½ чайной ложки соли, ¾ -стакана молока или воды, 15 гр. дрожжей.
  • Начинка – 60 гр. филе не костистых рыб, 100 гр. лука, 1,5 столовые ложки масла, соль и перец по вкусу.

Приготовить опарное дрожжевое тесто, разделить его на 2 равные части, раскатать каждую часть в форме шара и дать тесту несколько настоятся в теплом месте. Затем 1 пласт раскатать в пласт прямоугольной или другой формы толщиной 1 см. Тесто слегка посыпать мукой, завернуть на скалку и разложить на смазанный жиром лист. На тесто положить куски рыбного сыро филе, посыпать солью. Перцем, поджаренным луком. Закрыть вторым раскатанным пластом, швы по бокам плотно соединить и поставить пирог на 20 – 25 минут для расстройки. После расстройки пирог смазать яйцом, проколоть в нескольких местах ножом для выхода пара и выпекать при температуре 210 – 230 градусов С в течении 35 -40 минут. Готовый пирог смазать маслом и перед подачей разрезать на порции.

Сибирские традиции в питании

Один из элементов материальной жизни и один из её критериев является пища. Она свидетельствует о национальной принадлежности, социальном положении, культуре народа.

Народная мудрость гласит « Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть ». Русский писатель С.Я. Елпатьевский в своих « Очерках о Сибири » так описывает впечатления по дороге до Томска: « Мне невольно рисуется в сибирской тайге человек -первый пришелиц на русскую землю. Он принёс с собой оживлённый шум и вольный ветер многоводной волги, добродушную и широкую натуру русского человека, принёс свои песни, свои легенды и сказки ». Наряду с духовным, русские переселенцы несли в Сибирь и свои традиции застольных обрядов, таинство домашней кухни. На новом месте они впитывали в себя традиционную культуру аборигенов, используя дары щедрой сибирской природы. Отдавали секреты своего мастерства местному населению, меняли свои традиции под воздействием скрещивающихся культур пришельцев других национальностей, формируя своё «чисто сибирское».

« Где же русский? – вопрошал писатель. – Куда деваются эти ежегодно льющиеся в Сибирь волны русских людей – ссыльных и переселенцев, торговых и служилых людей?». Отвечая на этот вопрос, он пишет: « За оградой обточенных брёвен встречается еврей и унчан, поляк и малоросс, кавказский горец и немец остзейских провинций, и, наконец. русские всех губерний и всех сословий ». Такая разнохарактерность встречается и в древне, причём не только с составе населения. Она отразилась в постройках, костюмах, традициях приготовления пищи и т.п. В тоже время существовало нечто «сибирское», особое выделявшее сибиряка в ритуале приготовления пищи, способах хранения припасов и т.п. «Сибиряки любили, и поесть хорошо», -писал В.А. Кириков. «Сибирский кусок в горле не станет» -говорили сами сибиряки. Подчёркивая качество стряпни, сделанной обязательно на сметане, яйцах, на масле. Н.В. Латкин, исследуя Красноярский округ Енисейской губернии, отмечал, что здешний мужик любит, есть жирно: все крестьянские печенья плавают в жиру и масле. Тоже и каши, даже яичница и лук, чтобы всё содержало как можно больше жиру, сала и масла. На обилие жирной пищи обращали внимание многие исследователи. У Зинина читаем: «…целая утка на блюде, полном жира». Хайдаков, побывав в ссылке в Сибири. Записал в своих воспоминаниях о трапезе сибиряка: «… он садиться за чай, окруженными тарелкой со всякой снедью и с горшком растопленного масла, в которое он макает пряженики, шаньги или блины, запивая закуску чаем». Впрочем, сливочное масло крестьянам чаще продавалось, а более употреблялось в пищу говяжье сало.

Состав повседневной пищи определялся растительным и мясомолочным рационом, а также дарами природы и напитками. Естественно, что состав пищи зависел и от социального положения. Старожилы и зажиточные крестьяне в этом отношении выделялись, они питались» довольно порядочно», обильно и сытно «как дай Бог есть чиновнику средней руки в Петербурге».

Еда крестьян была сытной, но однообразной и простой. Меню выглядело примерно так: хлеб, щи с капустой и крупой, щи мясные, уха, каша гороховая, картофельная или крупяная, яичница, молоко, творог со сметаной, мясо жареное или «студень», рыба, овощи, квас и чай с различными «прикусками».

Прииртышские казаки, по свидетельству Г. Катанаева даже в «мясоед» могли позволить себе только «щи, молоко да квас с чёрным хлебом, в дни постов завтрак состоял из чая с булкой, тоже, как и в ужин. В обед – редька с квасом, рыба, хлеб.

Другое дело стол томского купца Шумилова в начале ХIХ века, который привозил с Ирбитской ярмарки голландского сыру да сельдей, бочонок которых как редкость подарил начальнику Алтайских горных заводов, да его помощнику Василию Хвостову, будущему первому томскому губернатору, правившему губернией, начиная с её образования в 1803 г. по 1808 год.

Сам губернатор, описывая свой аппетит, пришедший к нему с выздоровлением после болезни, сообщает нам целый набор блюд.

Которые позволяли себе чиновники Барнаула, славившегося великолепием быта и дешевизной продуктов. Он пишет: «Ко мне пришел такой аппетит, что я съедал с чаем за обедом и ужином в день по четыре больших белых и по два пеклеванных хлебов, добрые порции супа и почки всю четверть телятины в день. Никогда не забуду, как осрамился на обеде своего доктора. Он дал мне волю, и я ел до поту лица. Перед жарким подал он мне телячью почку, вместо того, чтобы отложить себе порцию, поставил всю тарелку перед собой. Но доктор мой не выдержал и захохотал, но не унял аппетиту своего при пирожном».

Но в целом традиционно выдерживался режим питания. День начинался рано завтраком и «обычно чаем с хлебом, обычно горячим, или пирогами – чаем с прикусками». Потом завтрак бывал уже часов в восемь. В половине дня – обед, а часа через три «паужин» . Зимой паужина не бывало. Ужин проходил вечером, и, как правило, без обеденных остатков и снова чай. « В некоторых губерниях покамест солнышко не сядет, отводили вечерний уповод. А как отведут вечерний уповод-ужин, часов в десять».

Корректировку в рацион питания вносили времена года, урожайность, посты, которые строго соблюдались. Так сырной неделей считалась масленица, неделя до великого поста. Масленица – край зимы. Величали её «широкая, разгульная, объедуха». Понедельник – это встреча масленицы. Вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тёщины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы.

Но кончилась масленица

Ах, масленица ерзовка, обманула нас плутовка, оставила нас на кислый квас, на постные щи, на голодные харчи.

Кроме постов, мясомолочная пища употреблялась зажиточными сибиряками каждый день в изобилии. В Томской губернии «каждый день ела мясо почти половина домохозяев: мясо жареное в солее в закрытых лотках, баранину или свинину с большим количеством воды. Летом, когда не было говядины, вместо неё готовили курицу, жареных рябчиков, поросёнка. Как правило, после обеда выпивали стакан молока или сливок. Считали, что особенно «пользительно» молоко в мае, когда коровы едят всякую траву, в том числе всякие целебные травы, которые не знают и хорошие лекари.

Из молочного любимым кушаньем были «сырнички разные» -замороженное сырное или варёное «до красна» молоко с пенками, а то еще из творогу со сметаной – вроде «пряников». Особой пищей для сибиряков была «провесная говядина». В январе месяце, когда наставали сорокоградусные морозы, вешали на подставки, устроенные на кровле дома, куски говядины, слегка подсоленной. Там она висела до пасхи, морозом и ветром её продувало и придавало особый вкус. Провесную говядину подавали на закуску, брали с собой в дальнюю дорогу. Из провесной говядины и баранины варили похлёбку или ели сухую.

А уж пельменям особый счёт. Их готовили непременно зимой, потому что летом они тотчас же «засолонеют». Зимой для сохранности их выносили на мороз. Делали несколько мешков и хранили в деревянных коробах. Отправляясь на торжество по поводу открытия Иркутской губернии, уже упоминавшейся В.Хвостов сообщал, что они отправились из Барнаула в Иркутск «налегке», захватив с собой только изрядный мешок пельменей, замороженную дикую козу и рябчиков. Спустя много лет, в 1873 г., Н.М. Ядринцев, преклоняясь перед пельменями как истинный сибиряк, посвятил им целом стихотворение, в котором были такие строки:

Готовили их с разным мясом, пишет в «Обиходе»

П. Еремов, основываясь на рассказах своей матери, старожила Енисейской губернии. Почётные, гостевые – это телятину молоке вымачивали – таяли во рту такие пельмени. В пост заворачивали рыбу. Пельмени – скорая еда. Кто пришел, приехал – в чугун, закипело – готово! Скоро, вкусно, сытно.

Чего только на праздничном столе нет, бывало, одних холодцов до четырёх выставляли. Первый – обычный. Из свиных или скотских ног. Вторым холодцом считалось варёное остуженное мясо. Но не абы какое, а то, которое со студнем возле больших костей. Третья коровья голова. Опалят, полежит она в кадушке или корытце. Вывесит, выветрит, засохнет и сделается «кожей». Лет пять может где-нибудь в укромном месте кожа лежать. А потом замочат в двух – трёх водах и ставят в чугун варить. Толстой кожа станет, разбухнет. Остынет, кусками порежут и подают к столу. С горчицей, с хреном ли – очень вкусно! Такой холодец называли «почётным».

А четвёртый готовили из птичьих ножек: утиных, гусиных. Куриные не брали, мало в них проку и перепонок нет. Забивали птицу, связывали ножки – на чердак. Высохнут там и висят до своего часу. Но прежде чем вывесить – ножки обмакивали в кипяток или парили на огне. Солили. Варили обыкновенно. Получался красивый холодец – розовый, с особым вкусом.

В растительном рационе преобладал зерновой. Хлеб употребляли ржаной и пшеничный. Выпекался в Сибири также ячменный хлеб и гречневые лепёшки. В целом же, в крестьянских хозяйствах был входу больше пшеничный хлеб. Повсеместно были распространены пироги, шаньги, блины, оладья, калачи. П.А. Кропоткин заметил, что в Сибири ели много кислого, в том числе выпекали кислый хлеб. Белый хлеб в Сибири называли «крупчатым» , пшеничные калачи и булки – «мяхки», ржаной хлеб – «ковриги». В языке сибиряков был свой словарь: резать хлеб – «рушать», слова «еда», «пища». Выговаривались: «яства» или «ясла».

Пекли пироги разные: мясные, рыбные, осенью – капустные, морковные, грибные, с кашами, картофелем; из сладких: маковые, ягодные, зимой – с вареньем.

А шаньги сибирские и наливные, и с взбитым яйцом, и со сметаной, с сахарным верхом и творожным, как у ватрушек, и, конечно, с черёмухой, которую сибиряки очень любят. Насушат её, смелют, в ступках потолкут и во время поста разваривают с сахаром.

Хорошо всегда стряпать, когда в доме мир и согласие. Тогда и готовить праздник.

Без пирогов и шанег и косари не выходили. Если была «шанежка» да пирожки, так косили под самые корешки. А на Троицу в каждом доме яичница была.

Почти повсеместно занятие в Сибири огородничеством значительно дополняло растительный рацион русских крестьян. Картофель, капуста, огурцы, редька, морковь, чеснок хрен, бобы, репа, горох, свёкла, петрушка, мак – таков неполный перечень видов растений, употребляемых в пищу различными способами.

Картофельные и капустные щи, а также щи с крупой, разные каши на молоке и воде; картофель, жаренный с маслом и сметаной, пареные в чугунах свекла и брюква; «горошница» и другие растительные блюда встречаются в составе постоянного меню русского сибирского крестьянства, особенно в посты, а также квашеная капуста и солёные овощи, которые повсеместно заготавливались в Сибири «визобилии».

Женщины собирали грузди, рыжики, маслёнки и другие грибы, сушили их, запасали в солёном виде. Например, перед засолкой не мыли, а протирали тряпками каждый по отдельности. И от этого, считали сибирячки, грибы не вянут, не темнеют и на зубу хрустят свежо.

В южных районах Томской губернии, Минусинском уезде Енисейской губернии, в Забайкалье ранней весной, в апреле – мае, заготавливали черемшу, обрезав ствол близ корня, или дёргали из земли, Затем употребляли в сыром, солёном и квашеном виде. В сыром виде толкли в чашках, посыпали солью и, налив квасу, хлебали. В квашенном и соленом виде её хранили для использования как вкусового продукта.

К числу таких продуктов можно отнести и «серу» -смолу из лиственниц алтайских и других лесов, которая переталкивалась, и использовались крестьянами для жевания. Часто производили её на продажу. Сера обладает противоцинготным свойством для укрепления дёсен. Как питательный и вкусовой продукт использовался и мёд диких пчёл, который собирался в таёжных местностях Минусинского уезда и Алтайского горного округа.

В Енисейской губернии производился сбор черёмухи и дикого хмеля. Черемуха сушилась. Перемалывалась вместе с зёрнами. В постные дни эта мука, заваренная в воде, иногда с мёдом, употреблялась в пирогах и с чаем вместо варенья. В праздничные дни черемуху варили в густом сусле и на тарелках подавали гостям.

В таёжных районах широко использовались кедровые орехи. Их употребляли в пищу, готовили их специальное масло. Для этого требовалось большое количество сырья. Поэтому в осенне-зимние вечера многие хозяйки занимались щелканьем орехов для добывания ядер. Искусство щелкать кедровые орехи доводилось ими до тонкости: например, взяв в рот целую горсть орехов. Они умели щелкать их. Выбрасывая скорлупу и отделять ядро при помощи своего языка и губ, «Сибирячки грызут их с производством белок и только полтину меди берут с пуда, для того чтобы расщелкать их на масло…. Такое занятие безобразит зубы, и ни у одной сибирячки не приводилось видеть порядочных зубов», -отмечал служивший в Сибири офицер. Во второй половине XIX века Фрукты в Сибири были редкостью, их могли пробовать только очень богатые люди – купцы или чиновники. П.А. Кропоткин записал в своём дневнике: «Бедная Сибирь совершенно лишена фруктов…. Здесь все фрукты – кедровые шишки да репа, -говорил ямщик. – Дыни и арбузы есть грунтовые, ни сливы, конечно нет. Зато дичь нипочём, мясо дёшево». Но иногда до Енисейска доходили семипалатинские арбузы. Стоили дёшево, -вспоминает старожил Енисейской губернии, -«и потому тятенька, бывало, полный тележный пестерь привезёт. Оставляли на зиму. Солили. А ещё закапывали в зерно. Амбар хлебный рублен, зерна много. Зимой достанут – объеденье. А что касается дичи, которая « была нипочём», то её использовали – рябчиков, глухарей, куропаток – на супы. Варили так же, как из курицы, но «особым манером». Кости дичи клали в бульон, так как считалось, что они придают супам горечь. Супы варили с грибами, с зеленью и рыбой, крапивные, и со свежей налимьей печенью. На реке Лене лакомством была ряпушка.

Сытен был Сибирский стол, но разве он мог обойтись без сибирского чая или же «фамильного» т.е. с секретом заварки. Сибирское чаепитие – это же целый ритуал! Чай кирпичный пили 3-4 раза в день. Бедняки и те хоть раз в день пили чай – об этом пишет Н.В. Латкин. Байховый чай был известен в Сибири многим, «обыкновенно же пили «кирпичный», а в дороге или на сенокосе даже и «полевой чай». Любопытно образное свидетельство С.В. Максимов: «А без кирпичного чаю, как известно, сибиряк, простой человек, и лба не крестит». Этот элемент повседневной жизни позже зафиксируется в языке сибиряков как обычай – «пить чай в обычае».

По-своему уникальным был рецепт приготовления чая в Восточной Сибири. Его описание помещено в работе И.И. Завалишина: «кирпичный чай варят русские жители Восточной Сибири следующим образом: отломив кусок кирпича потому, что он толст и крепок, толкут его сперва в порошок в чугунной ступке. Истолченный ссыпают в широкую глиняную латку. Этот глиняный горшок в виде колокола с усеченным дном, нарочно для чая делающийся в Сибири. Потом заливают чугунки, уже заблаговременно поставленной на огонь, и принимаются сливать, т.е. мешать деревянным ковшом. Сибиряки знают свойство чая принимать в себя все запахи, а потому чайные принадлежности: чугунку, латку, ковш и лакированные деревянные китайские чашки для разливания держат во всегдашней чистоте и ни на что другое не употребляют. Через несколько минут чай готов. «Знатоки» пили чай всегда чёрным, т.е. без всякой примеси, но крестьяне и буряты использовали добавки: несколько ложек вареного молока с пенками, ложку скоромленного масла и несколько ложек поджаренной пшеничной или ржаной муки. Эта смесь, пришедшая к русским от монголов и бурят, называлась «затуркан» и была признана у крестьян очень питательным напитком. Такие же добавки кипячёного молока к чаю были характерны и для алтайских жителей. Но здесь плиточному и байховому чаю добавляют ячменный «талкан», соль, топленое масло. Пили чай несколько раз в день и обязательно при приходе гостей.

Приготовление алтайского чая: 50-70 грамм байхового чая добавляли 1 литр или 0,5 кипяченого молока. Варёных сливок, 3-4 ложки топлёного масла, 2 поварёшки талкана, соль по вкусу.

Особенно ценился чай, заваренный на местных растениях:

  • Из листьев бадана. Собирали почерневшие листья бадана или вязали зелёные, заготавливали впрок. Сухие листья заваривали кипятком и настаивали. Чай тёмно-желтого цвета с красноватым оттенком, имеет приятный аромат, хорошо утоляет жажду. Обладает антисептическим свойством, полезен при поносе и других расстройствах пищеварения, особенно у детей.
  • Из листьев брусничника. Листья собирали до цветения или после плодоношения, сушили впрок. Заваривали кипятком и кипятили 5-10 минут. Чай имеет приятный вкус, коричневый оттенок. Обладает антисептическим и мочегонным свойством, полезен при заболеванием почек, отёках, ревматизме.
  • Из травы чабреца. Своеобразный ароматный напиток золотистого цвета.

Заваривали кипятком, настаивали, процеживали. Обладает антисептическими свойствами, полезен при легочных и простудных заболеваниях.

Добавки, в частности – талкан, готовили следующим образом: ячменные зёрна обжаривали в казане на огне, постоянно помешивая, затем, когда шелуха растрескается, толкут в ступе до тех пор, пока вся шелуха не слезет. После этого ячмень провеивали на ручной зерновой терке. Талкан -готовый продукт, не требовал термической обработки. При добавке в чай он придаёт своеобразный вкус жареного ячменя. Если его добавить в варёные сливки, то можно есть вместе с хлебом, скатывая ложкой небольшие шарики.

С середины XIX века в деревне появились самовары вначале в богатых домах а потом и в крестьянских..

Самовар стал символом уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходилось. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом.

На стол рядом с серебряным самоваром ставился серебряный или фарфоровый чайник с ситечком, сахарница со щипчиками. Обязательно ставилась чайница и рядом клались особой формы ложечки для чая, так как чай заваривался прямо за столом. Чай пили из стеклянных стаканов с блюдцами. Постепенно стаканы сменили фарфоровые чашки, но традиция чаепития из стаканов долго сохранялась. На стол ставилась корзина с булочками, сухариками, калачами, обязательно подавалось несколько сортов варенья и сливки.

В купеческой и мещанской среде самовар держали наготове весь день.

Русская традиция чаепития предполагала употребление этого напитка с сахаром, сладостями и едой.

Что же означало «поставить самовар»? Прежде всего, побывать в бору или в ельнике и насобирать сухих, растрескавшихся шишек. Дома нарезать из предварительно просушенных сосновых чурок лучины. Или воспользоваться запасенными в кладовке щепками.

Остывший самовар надо разжигать заново – не тугими бумажными жгутами, а еще теплый от прежней работы -достаточно лишь «раскочегарить». Дети обычно раздували тлеющие головешки через поддувало. Мужчины поступали иначе: снимали сапог, надевали его голенищем на трубу и «качали». После этого черный древесный уголь «занимался».

Когда вода закипала, нужно снять удлинительную трубу, надеть корону -конфорку, прикрыть самовар заглушкой, обтереть его и лишь после этого перенести на стол, на заранее подготовленный поднос или металлический лист. И только там водрузить чайник -заварник -поставить его для подогрева на конфорку. Если ждали гостей, придавали самовару праздничный вид – украшали его расписным рушником и гирляндой сушек, а к чаю подавали расстегаи, кулебяки, блины и сладости.

За чаем следовали кисели и сусла разные с пареньками и ягодами.

Кроме чая, для питья в крестьянском быту был чрезвычайно популярен квас – как «обычный напиток», а к праздникам пиво. Пиво варилось всюду перед праздником и для помочей во время сенокоса и жатвы.

Водку в Сибири пили «простую» и с всякими специями. А потому и называют «специальною» и «настойкою». Ряд исследователей указывали, что «водка потреблялась в огромных количествах» и что, «пьянство – это бич здешнего городского и сельского населения». Но были и другие мнения: «Водку крестьяне употребляли в праздники, и тогда пьют её до и после обеда, с утра до вечера. «Пьяница, -говорят в Сибири, -не тот кто пьёт, а тот, кто пьян напивается: меры себе не знает», – поэтому пить водку ни сколько не считалась позорным. Трезвость считалась «первейшей добродетелью у обозных ямщиков». Замечал в своём исследовании И.И Завалин. Но каждого гостя надо проводить: «худого, чтобы не украл, хорошего, чтобы не упал.

26 популярных и необычных блюд: от копченного омуля до протухшего моржа.

Сибирь — родина множества народностей с собственной, неповторимой культурой. А еда — неотъемлемая часть любого культурного наследия. Мы постарались собрать самые редкие, необычные и популярные у туристов блюда национальной кухни в Сибири: от привычных бурятских буузов до кажущегося несъедобным вильмулимуля или мактака из гренландского кита и белухи.

— Бурятская кухня —

Основное место в бурятской кухне занимают позы (на бурятском языке – буузы) – они чем-то напоминают привычные нам манты: мясной фарш в тесте, но непривычной формы — как говорили раньше – в форме юрты, с дырочкой наверху.

Позы готовятся из нескольких видов мяса (классический вариант – говядина и свинина, или говядина, свинина и баранина) и пельменного теста на пару. Отличительной особенностью является бульон внутри каждой позы, который, по правилам, необходимо выпивать, прокусив тесто, прежде чем приступить к самому блюду.

Гораздо более удивительное, и почти забытое блюдо — борсо — мясо, высушенное на ветру. Его вы вряд ли встретите, путешествуя по туристическим просторам Бурятии. Но раньше это блюдо было очень распространено, ведь оно, помимо энергетической ценности, очень практично: мясо не теряет вкусовых и питательных качеств, при этом становится легче (удобно брать с собой) и очень долго хранится.

Для приготовления борсо мясо говядины нарезают длинными полосами и подвешивают на ветру в тени. Делают это зимой, а к весне мясо высушивается и становится «готовым». Что интересно — мясо принимает практически белый цвет.

Еще одно исконно бурятское блюдо — саламат — напоминает молочную кашу. Готовится почти как манка, только очень жирная: в кипящую сметану засыпают муку, постоянно размешивая, со временем начинает выделяться масло. А готовым блюдо считается, когда на дне и по бокам появится румяная корочка из запеченной муки. Едят блюдо, преимущественно, теплым: сразу после готовки или подогревая.

А особый бурятский суп, бухлер — по сути, не столько суп, сколько просто наваристый бульон из баранины. При его приготовлении куски мяса вместе с костью долго вываривают в воде, а уже затем, в готовый бульон, снятый с огня, добавляют лук и специи. Едят бухлер обязательно горячим, иначе бараний жир начинает застывать.

Ну и конечно же, говоря о Бурятии, нельзя не упомянуть омуля, который водится только в Байкале (иногда обнаруживают и в смежных с ним реках). Рыба невероятно вкусна и является своеобразной визитной карточкой озера Байкал. Туристам предлагается попробовать свежеприготовленного, вяленого, копченого и сушеного омуля буквально на каждом шагу и отказываться от него точно не стоит.

Раз уж речь зашла о рыбе, то в окрестностях Байкала часто предлагают строганину — мороженную рыбу, нарезанную стружкой. Рыба употребляется в пищу сырой и подается приправленная специями или соусами.

— Алтайская кухня —

На Алтае вы вполне сможете попробовать такое блюдо национальной кухни, как кочо — мясной суп с перловкой или ячменной крупой.

Для сытного густого супа вначале варят бульон. Для него обычно используют мясо на кости - баранину, конину или говядину. В бульон за полчаса до готовности закладывают ячменную крупу или перловку. Если варились крупные куски мяса, они подаются отдельно от супа, на блюде. Получившееся наваристое первое блюдо принято посыпать порезанным диким луком и чесноком и есть из пиал.

Курут — копченый и очень твердый сыр, который жители гор делают и поныне.

Его производят из кипяченого молока на закваске, добавляя изрядное количество соли. Благодаря способу приготовления, сыр хранится очень долго и является очень питательным. Раньше он не раз выручал охотников и путешественников в долгих переходах.

Даже в знаменитом кургане алтайской «принцессы Укока», раскопанном учёными в 1993 году, где нашли много настоящих сокровищ, были найдены кусочки сыра, пролежавшие многие столетия.

В отдалённых селах Алтая всегда можно попробовать чегень . Он напоминает нечто среднее между кефиром и айраном, но обладает очень мягким вкусом. Для его сквашивания используют только кипячёное молоко. Из чегеня алтайцы делают много продуктов и напитков: сыры, каши, алкогольные настойки…

Хоть это и не является исконным блюдом национальной кухни алтайцев, сейчас, да и уже достаточно продолжительное время, везде на Алтае можно встретить баурсаки — круглые обжаренные во фритюре кусочки теста. Как правило, при готовке им не придают ярко-выраженный солёный или сладкий вкус, а вот уже после окунают в мед, сахарную пудру, шоколад — любую панировку «по вкусу».

— Тувинская кухня —

После чая, далган — первейшая еда тувинцев. Его можно было найти в любой, даже самой бедной юрте. Представляет из себя муку крупного помола из поджаренных зерен пшеницы. Едят его, перемешивая с топленым маслом и (по желанию) тувинским чаем до густоватой консистенции.

Для его приготовления зерна ячменя сначала толкут в большой деревянной ступе — согааш, затем провеивают, поджаривают в чугунном котле (без масла) и снова толкут. А при последующем веянии убирают всю шелуху и только затем мелют ручной каменной мельницей, которую называют дээрбе.

Кумыс — это прокисшее в течении трех дней кобылье молоко, по вкусу напоминает перебродившую смесь кваса и кефира.

Но многим этот вкус нравится. Коренными тувинцами напиток считался почетным, и его было принято подносить гостям во время праздников. И сейчас прокисшее кобылье молоко считается целебным, его принимают даже при лечении туберкулёза.

Чай по-тувински отличается от нашего привычного понимания распространенного напитка: его пьют, добавив жир и соль.

Чтобы его заварить, воду наполовину разбавляют молоком, а затем кипятят вместе с травами 15-20 мин. После напиток процеживают и подают в пиалах, добив соль и курдючный жир или топленое масло.

А вот пуца очень напоминает бурятские позы. Представляет собой своеобразные мясные вареники на пару. Бараний фарш с луком и специями кладут на пресные лепешки из теста, защипывают сверху «в виде кувшинчиков» и варят на пару. Что интересно, для теста вместо воды используется чай.

— Ненецкая кухня —

В приготовлении всем нам привычных блинов , у ненцев существует один нюанс. Для большей питательности, ведь условия проживания этого народа довольно суровы, вместе с водой в тесто замешивают кровь, преимущественно оленью. Это, конечно, придает продукту специфический вкус и цвет.

А вот то, что большинству из нас точно далеко — это головной мозг северного оленя . Его принято есть еще теплым, в сыром виде. Едят с помощью ложки, предварительно подсолив. Или же замораживают, режут на кусочки и употребляют в пищу, макая в специи.

Во время пропуска оленей через кораль, некоторые из них в сутолоке ломают неокостеневшие рога (панты ). Собранные панты покрыты нежным волосом. Панты обжигают на костре или в печке. Обожженный волос соскабливают ножом. Едят кожу панта от основания до макушки, съедают и его верхушечную часть в виде мягкого хряща. Данная пища, обладая хорошими вкусовыми качествами, благотворно влияет на организм: улучшает обмен веществ, повышает общий тонус.

Необычное название — уайбарть — имеет мясо только что убитого оленя.

Способ еды, для нас, мягко говоря, не привычный: сначала отрезают кусок мяса, а потом обмакивают в еще теплую кровь. Захваченный зубами кусок не отрывают, а отрезают быстрым движением ножа снизу вверх непосредственно у самых губ. Лакомством считают печень, почки, дыхательное горло, язык и губы оленя.

— Чукотская кухня —

Палочки из оленины очень напоминают привычную колбасу. Да и готовятся похоже, разве что с некоторыми нюансами.

Оленину пропускают через мясорубку, добавляют соль и выдерживают сутки при температуре 2-3° С. Затем в массу добавляют молоко и, иногда, яйца, вновь измельчают вместе с оленьим салом или шпиком и тщательно перемешивают. Из мешка массу отсаживают в виде палочек и запекают.

Еще одно блюдо, пяруй нянь, также, не сильно удивит вас способом приготовления и вкусовыми качествами, разве что названием, а на деле — это пресная лепешка.

На воде замешивается пресное тесто, затем из него формируют круглые и очень толстые (5-7 см) лепешки. Их зарывают в песок под костром, а сверху засыпают горящими углями. Через некоторое время лепешки вынимают из песка, ставят на ребро и остужают. Остывший хлеб чистят ножом, а затем слегка обмывают водой. Лепешки снова ставят на ребро, чтобы обсушить. Пяруй нянь готов.

Каныга - это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Особенно оно популярно у чукчей и эскимосов.

Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками и листвой кустарников. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой - голубикой, шикшей, брусникой в произвольной пропорции.

Вильмулимуль - традиционная составляющая чукотской национальной кухни из субпродуктов оленьей туши.

Оболочкой вильмулимуля служит олений желудок. В него сливается оленья кровь, кладутся вареные почки, печень, уши, копыта (с которых предварительно снята роговица) и губы, а также добавляются ягоды и щавель. Набитый желудок аккуратно зашивается и опускается в ледник (кэтыран). Продукт заквашивают на зиму. Зимой вильмулимуль хранится в холодной части яранги. В пищу употребляется весной.

Мактак (также встречается вариант «муктук») - это замороженные китовые кожа и сало. В некоторых диалектах, в частности, инуиннактунском, слово «мактак» означает только съедобную кожу.

Чаще всего мактак готовят из гренландского кита, хотя иногда используются также кожа и жир белухи или нарвала. Обычно мактак употребляют сырым, хотя может быть нарезан на тонкие полоски, обвалян в панировке, обжарен в масле и подан с соевым соусом. Кроме того, мактак маринуют.

Этот материал я нашёл в интернете. Давно. Он принадлежит новосибирскому историку Анне Люцидарской.
Я его опубликовал несколько времени тому назад в литературной приложении к газете "Кузбасс".
Статья с виду сугубо сугубо учёная. Но по сути она жутко интересна. Ибо всякому обывателю этой жизни безотчётно интересней не столько исторический взгляд на политику, не список дат и сражений, сколько факты материальной жизни предков. Почему нынче столь популярными становятся имитации разных исторических действ. Или жизнь в условиях исторического времени: в доме, стилизованном под прошловековую постройку, в прабабушкиной одежде, с традиционными (нередко забытыми или невозможными ныне) блюдами на столе.

Должно быть, про такой интерес лучше всех соображал родоначальник истории Геродот, не брезговавший описаниями бытовых пристрастий иных народов. А у нас - своё. Итак, что ели-пили наши предки в Восемнадцатом веке…

И прошу извинить: никак что-то у меня не получается убирать тексты под "кат".

Система питания является важнейшей составляющей в культуре жизнеобеспечения народа. Она складывается в зависимости от природных условий обитания этноса, развития хозяйственной деятельности и отдельных отраслей перерабатывающего производства. Сибирь периода ее интенсивной колонизации располагала богатейшими условиями для создания потребительской базы. Первопоселенцы, составляющие в основном гарнизоны служилого населения, остро ощущали нехватку зерновых запасов, что повлекло достаточно быстрое освоение сельскохозяйственных площадей сначала вблизи военно-административных центов, а затем и в отдаленных от городов, но пригодных для земледелия местах. Правительственная политика всячески поощряла сибирское хлебопашество и уже к середине XVII столетия Сибирь не зависела от привозного хлеба. Поддерживаемое государством крестьянство на первых порах не производило достаточное количество товарного хлеба, поэтому в городах с благоприятными климатическими условиями, таких как Тюмень, Тобольск, Томск и др. горожане с успехом разрабатывали выделенные им земли под пашни, а со временем расширяли свои угодья путем приобретения тем или иным способом дополнительных площадей (пожалованья, купля, аренда, заклад и т.п.).

Значимыми зерновыми культурами для сибирских колонистов являлись рожь, овес, пшеница, ячмень. Ржаной хлеб и продукты их ржи являлись основным видом питания. По будням ели хлеб из ржаной муки, к которой иногда добавляли ячмень. Ржаной хлеб обходился дешевле пшеничного и к тому же считался более питательным. В зависимости от сортов муки ржаные хлеба делились на ситные и решетные. Из пшеницы выпекали преимущественно тертые и крупчатые калачи. Мукой высшего сорта считалась изготовленная из "самой доброй пшеницы" крупичная мука. В городах существовали специальные ремесленники делавшие различные изделия из теста. В Тобольске, например, на протяжении всего XVII века на полках возле гостиного двора продавались хлеб, калачи, пряники и баранки, а прибывшим в Томск иноземным посланникам выдавалось "государево жалованье" на приобретение у местных хлебопеков хлебов и калачей. Упоминаются среди выпечки и колобки, судя по тексту источников, они представляли собой небольшую пресную округлую булку.

Среди изделий из теста особое место в русской кухне занимали пироги. По способу приготовления они могли быть подовыми, выпеченными из кислого теста на поду печи, и пряжными, как из кислого, так и пресного теста. Их форма и величина могли варьировать от больших до самых маленьких, называемых источниками "пирожками". Начинка у пирогов также могла быть самой разнообразной, скоромной и постной, приготовленной из мяса, рыбы, каши, овощей, ягод, творога и т.п. Источники XVII в. Европейской части страны отмечают не менее 50 видов различных пирогов. Во время многочисленных постов пироги пекли на растительном масле с рыбными, грибными, овощными и сладкими начинками. В Сибири пироги также являлись популярным блюдом, свидетельством этому является выделение среди ремесленников такой специализации как "пирожники".

Пироги обычно подавались к горячим жидким блюдам, причем существовали особые градации: к щам из свежей капусты полагался пирог с гречневой кашей, к кислым щам - пирог с соленой рыбой, к лапше - пирог с мясом, к ухе - пирог с морковью. Эти правила традиционно сложившиеся в Европейской части России транслировались колонистами и в Сибирь, но со своей спецификой, зависящей от местных условий. Нехватка одних продуктов требовала их замещения иными.

Из муки зерновых культур в XVII столетии изготавливали множество различных блюд. Популярностью пользовались блины и оладьи из различной муки: пшеничной, просяной, овсяной, гречневой. Пекли блины тонкими и с припеком. О том. что блины пользовались широким признанием в Сибири свидетельствуют постоянно присутствующие среди привозных "русских товаров" блинные сковороды самых разных размеров.

Из овсяной муки смешанной с водой делали толокно, которое в постные дни являлось обыденной пищей простого народа.

Праздничные лакомства также изготовлялись из муки. Это были сладкие пироги, ковриги и коврижки, пряники. Пряники поначалу ввозились из центральной части России, но со временем стали выпекаться и местными сибирскими пряничниками.

Распространенным видом пищи, приготовленной из злаковых культур являлись каши. Существовало множество способов их приготовления. В начале XVII в. в Енисейске ощущалась нехватка мельниц, поэтому, как сообщает источник: ... многие служилые люди и пашенные крестьяне рожь варят кутьей да едят". Это была вынужденная мера, но кутья из пшеницы и ржи являлись привычным традиционным блюдом. В житие протопопа Аввакума приведен случай, относящейся ко времени его пребывания в Сибири: "... боярыня пожаловала, прислала сковородку пшеницы, и мы кутьи наелись..." К кашам из разных круп подавались кисели, патока, животное или растительное масло.

В Сибири были все условия для развития животноводства: покосы, луга, пастбища с богатым травостоем. Скот держали не только в пределах сельскохозяйственной округи, но и в городах, причем значительное количество. Неподалеку, как правило в поймах рек, располагались общие для горожан пастбища, "подгородные выпасы", сенные угодья. Помимо крупного рогатого скота сибиряки держали в своих хозяйствах свиней, овец, коз, а также разнообразную домашнюю птицу. В 1668 г. томичи жаловались в челобитной, что в городе перетравили собаками "...коров и куров и баранов..." На рынках сибирских городов "с полков" продавали мясо разных сортов, животное масло и иные продукты, которые поставляли горожане и крестьяне, хозяйство которых было нацелено на мелкотоварное производство в интересах местного рынка. В городах существовали мясники, маслоделы и другие производители связанные с животноводством.

Сибиряки потребляли множество мясных блюд. Мясо яловых коров, а также свинину солили на зиму. Надо заметить, что свиному мясу перед говяжьим отдавалось предпочтенье, свиное сало добавляли в различные каши, щи. Щи являлись основной горячей пищей и варились на основе различного мяса с добавлением овощей. Из голов и костей животных делали студень. К праздничному столу целиком жарили молодых поросят. Множество блюд приготовляли из баранины. Часто употреблять в пищу мясо могли себе позволить лишь хорошо обеспеченные сибиряки, для основной массы населения обильная мясная пища, как правило, являлась праздничной.

Обилие лесных просторов в Сибири открывало путь охотничьему промыслу. В состав некоторых обширных земельных наделов, принадлежавших как правило служилой верхушке, входили "птичьи путики" - места, где добывали лесную дичь. Несомненно и горожане, и крестьяне время от времени пользовали дарами лесов, промышляя диких животных и птиц и обогащали этим свой рацион.

В домашнем хозяйстве сибиряки держали кур, гусей, уток, индеек. Из мяса дикой и домашней птицы варили щи и уху. Следует заметить, что в XVII столетии ухой называли любой суп или похлебку.

Длительные поездки, обусловленные сибирскими расстояниями, требовали продуктов не поддающихся скорой порче, поэтому соленое, вяленое и копченое мясо животных и птицы часто встречается в источниках этого периода, оно являлось не только важным продуктом среди домашних запасов, но и необходимой пище в пути для служилых людей, торговцев, промышленников.. В рационе жителей северных городов Мангазеи и Туруханска в 30 - 40-е гг. были привозное "мясо-ветчина" и соленые гуси, зайцы, куропатки местной добычи и приготовления.

Сохранились свидетельства, что куриные яйца использовались в приготовлении различных блюд и входили в рацион детского питания.

Огромную роль в системе питания в России, и в Сибири в частности, играла рыба. Рыбная пища вообще была распространена в XVII в. более широко нежели мясная. Этому способствовали многочисленные посты. Церковь, помимо постов, предписывала два раза в неделю, в среду и пятницу, питаться только рыбой или растительной пищей.

Реки в Сибирском регионе были полноводны и изобиловали рыбой. Земельные наделы многих служилых и посадских людей включали в себя и так называемые "рыбные тони", места наиболее пригодные для интенсивной добычи рыбы. Среди производителей с самого начала освоения Сибири выделились люди промышлявшие рыбу. торговавшие ей, а также занимающиеся ее обработкой (солением. копчением, заготовлением вяленой рыбы и икры). С рыбных тоней и с неводов, и с плавных сетей платили определенный налог. В Тобольске рыба поступала на "рыбное торжище", расположенное возле пристани. Имелись кроме того специальные "рыбные полки" и на гостином дворе, и на базаре в Верхнем городе. Посетивший Тобольск в 1666 г. иностранец отмечал в своих записках, что в городе имеется " замечательно большой рыбный базар, такого я не видел ни в одной стране... утром приводят 30, 40, 50 и более телег и бочек, больших и маленьких, которые все полны только что пойманной и еще живой рыбой". В других городах на базарах также имелись рыбные полки, изобилующие дарами рек. В Томске выделился ряд представителей преимущественно служилого сословия активно занимавшихся "неводным промыслом". Продукты рыболовства занимали одно из ведущих мест в вывозе товарной продукции из Томска и основным местом сбыта томской рыбы был Кузнецкий острог.

Наиболее ценной рыбой считались осетр, нельма, стерлядь, муксун, чалбыш. Употребляли в пищу и более расхожую рыбу:язей, щук, сырков, карасей, линей, ершей, пескарей и др. Изобилие рыбы приводило к тому. что лучшие ее сорта стоили в Тобольске дешевле хлеба. Несомненно особое место среди рыбного ассортимента занимал осетр. По свидетельству посланника Избранта Идеса " ежели оного сварить, то в котле на два пальца жиру останется."

Из холодных закусок самой вкусной по праву считали икру. Традиционный способ приготовления зернистой икры был простым, ее засаливали на 6-8 дней, замешивали с перцем, луком, добавляли немного уксуса и прованского масла. Отжатую и спрессованную (паюсную) икру набивали в бочки. Лососевую (красную) икру подавали отдельно или же добавляли к черной зернистой икре. Икру употребляли не только в сыром виде, но варили в уксусе или маковом молоке. Источники XVII века упоминают икряные блины, испеченные из крупчатой муки с добавлением взбитой икры. Конечно, эта пища относилась к изыскам, которые могли позволить себе только определенные слои населения.

Расхожим горячим рыбным блюдом являлась уха. На кислой основе варили рыбные щи, чаще из сушеной рыбы. Приготавливали паровую рыбу, а также различные рыбные фарши. Из рыбной смеси делали окрошку и различные рыбные каши.

Экологические условия позволяли колонистам в Сибири широко использовать в своем рационе овощи и дикорастущие ягоды и растения как в свежем, так и обработанном виде. В усадьбах горожан-сибиряков значительные площади отводились под "огородные места". Основными огородными культурами ранних переселенцев являлись капуста и репа. Многие участки в усадебных комплексах так и именовались - "огород-капустник". На протяжении всего XVII столетия из-за Урала в Сибири среди "русских товаров" присутствовали семена "рассадные", в основном капустные и репные. Репу ели, как правило, в пареном виде, а также использовали как приправу к различным блюдам. Об употреблении иных овощей известно гораздо меньше, однако семена моркови, редьки, огурцов также присутствовали среди ввозимых товаров. Капуста, репа, морковь использовались для начинок порогов.

Следует заметить, что выращенные из привозных семян овощи на первых порах широко использовались именно в городах, где была возможность приобретать их на рынке.Думается, что такие культуры как, например, огурцы, в крестьянских хозяйствах, расположенных в уездах, внедрялись позднее нежели в городах. Однако в Сибири широко пользовались дикорастущими растениями употребляемыми в пищу. Многое в этом плане несомненно было заимствовано у коренных жителей региона. По источникам известно, что использовали в пищу ревень, борщ-траву (видимо щавель). Так, по Енисею и его притокам собирали траву похожую на ревень, которую называли капустою и "тое травой кормятся - варят из нее шти."

Ввозился в первой половине XVII столетии из европейской части страны в Сибирь огородный чеснок. Лук, по всей видимости, выращивали на местных огородах. Известно, что эти растения в диком виде произрастали в южных областях Сибири, так что ввоз семян этих овощных культур не был особо актуальным для целого ряда регионов, однако города расположенные на севере, такие как Мангазея, Сургут, Березов несомненно нуждались в привозном луке и чесноке как источнике витаминов и антибактерицидных средствах.

К сожалению не сохранилось сведений источников об использовании ягод и грибов в рационе сибиряков. Между тем, известно. что в русской кухне и ягоды и грибы широко употреблялись для различных начинок пирогов.

Пища сибиряков, прежде всего горожан, обильна сдабривалась всевозможными пряностями, которые постоянно присутствовали в числе ввозимых в Сибирь восточных и "русских" товаров. Везли в Сибирь анис, перец, горчицу, корицу, мускат и кроме того, используемые как в качестве сладостей, так и для приправ изюм, винные ягоды, чернослив, различные орехи. Только в 1661/1662 гг. в Томск было завезено российскими купцами около 1,5 пудов перца, используемого прежде всего при приготовлении мясных и рыбных блюд.

Излюбленными напитками первопоселенцев-колонистов были в XVII веке квас, ягодные водицы, мед, пиво и зелено вино. Житный квас, приготовленный из ячменного или ржаного солода. пили каждый день и в домах простых крестьян, горожан и на воеводском дворе, и в монастырской трапезной. Существовали и иные сорта кваса, например медвяный. В квас могли добавлять и различные дикорастущие ягоды, которыми изобиловала сибирская природа.

На Руси традиционно существовало множество ростов меда. По технологии изготовления все сорта различали на вареные и ставленные. Один из наиболее распространенных был таков: брали мед-сырец, добавляли в него теплую воду, процеживали сквозь сито, отделяли от воска, затем клали на пуд меда по полумере хмеля и варили в котле. Когда мед уваривался, его выливали в специальную посуду, охлаждали и заквашивали куском ржаного хлеба, натертого дрожжами и патокой. Основные различия в приготовлении других сортов этого популярнейшего напитка сводились к количеству взятого меда или патоки и времени выдержки. В приготовленный напиток добавляли разные пряности.

Из ячменя, ржи, овса, пшеницы и хмеля варили пиво. Все необходимые составляющие были доступны в Сибири. Хмельным промыслом занимались специальные добытчики хмеля, поставляя его пудами на городские рынки. В городах существовали пивоварни, кроме того пиво производили и в условиях домашнего хозяйства. Пиво, как и мед, также различалось по сортам. Бочки с пивом хранились в набитых льдом погребах, что позволяло сохранять вкусовые качества и оставлять напиток прохладным в течении всего лета.

Термин "вино" в XVII столетии употреблялся в двух значениях: применительно к русской водке и привозным заграничным винам. Водку делали из хлебных злаков: пшеницы, ячменя, ржи. В зависимости от того, сколько раз перегонялась водка, различали вино простое, вино доброе, боярское, двойное. На водке с добавлением всевозможных трав и пряностей делали настойки. Заморские вина употреблялись преимущественно знатью и, если попадали среди привозных товаров в Сибирь, то в очень незначительных количествах и появлялось такое вино на столе воеводы и его окружения.

Следует сказать о появление нового напитка, столь необходимого в наши дни и являвшегося диковинкой в XVII веке - чае. Датой первого чаепития сибирских колонистов принято считать 1638 г., когда Алтын-хан Омбо-Эрдени этим заморским напитком угощал русских дипломатов томских сынов боярских Василия Старкова и Степана Неверова. Алтын-хан с трудом убедил В.Старкова взять с собой 200 пакетов чая в качестве подарка царю. Однако в Москве чай-трава понравилась и ее стали привозить в Россию, правда в небольших количествах. Со временем чай приобрел популярность и в описях товаров его ставили вслед за золотом и драгоценными металлами. Среди ввозимых в Тобольск среднеазиатских товаров постоянно значился чай-трава, исчисляемый пудами. Однако новый напиток был дорог и еще не скоро обрел широкое распространение среди массы населения.

Приведенный выше материал дает представление о продуктах и некоторых блюдах употребляемых колонистами Сибири, но все же не позволяет реконструировать каждодневный рацион первопоселенцев, особенно низшей их прослойки. Есть отдельные сведения о том как питался средней руки горожанин. Так, в переписной книге постоялых дворов Енисейска перечень "харчевных запасов" представлен достаточно однородно, в нем фигурируют крупа, капуста, квас, соль. Вполне естественно, что колонисты, живущие в усадьбах своим хозяйством и своими запасами питались более разнообразно. Приведено в источнике и описание продуктов, которые брались в длительную дорогу: 200 ведер вина, 150 полтей ветчины, пуд меду, пуд коровьего масла, гречневую крупу, пшеничную муку, также муку овсяную и ржаную, 6 ведер конопляного масла.

Таким образом, следует отметить, что пища сибирских колонистов хотя и имела свои специфические особенности, здесь не было фруктов, многих овощей, не приготавливались, судя по всему, какие-либо изощренные кушанья, все же мало отличалась от пищи жителей Европейской части государства. Все потребляемые продукты преимущественно были местного производства. Привозными являлись лишь пряности, сладости да чай.

Из приведенного материала можно сделать выводы, что в Сибири природная среда и социальные условия обеспечивали колонистов в достаточном объеме продуктами питания. Тем не менее источники XVII века изобилуют челобитными и разного рода жалобами на скудность продовольственного обеспечения, причем такие жалобы имели место не только в первоначальный период заселения края пришлым из-за Урала населением, но и сохранялись на протяжении всего столетия. Дело в том, что как правило, терпели лишения отряды служилых людей на какое-то время оторванные от своих хозяйств, своего дома. Не смотря на значительные продовольственные ресурсы Сибири (лесная дичь, большое количество рыбы в реках) мощность этих ресурсов не была столь велика, чтобы удовлетворить потребность в пище военных отрядов служилых разбросанных по территории Сибири. Когда заканчивались взятые в дорогу запасы продовольствия, ратные люди оказывались в трудных ситуациях. Причем, чем большим в количественном отношении был отряд, тем тяжелее его было прокормить и уже не спасали ни рыба, которую еще надо было добыть в сложной военной обстановке, ни обитавшее в лесу зверье.

Сельскохозяйственное производства, особенно в первой половине XVII столетия, еще не вышедшее на товарный уровень, так же не могло в полной мере обеспечивать служилое население. Играли свою роль и сибирские расстояние, и отсутствие проезжих дорог, и малая населенность территории. Эти обстоятельства и приводили к частым поводам для челобитных с жалобами на то, что в походах служилые "нужду терпели" и потребляли в пищу мясо павших лошадей и малопитательный растительный "подножный корм". Для ватаг промышленников, добытчиков пушнины численностью не более 10-15 человек, несмотря на удаленность и малонаселенность территорий промысла, обеспечение продовольствием не было столь острой проблемой.

Пища, как необходимый компонент культуры жизнеобеспечения этноса представляет интересный объект для экологических исследований. Система питания позволяет судить об адаптации этноса к определенным зонам проживания. Особенно актуальны такие исследования для групп переселенцев в новые, еще не освоенные регионы. В колонизуемой Сибири продовольственная проблема могла быть решена только ростом численности населения, освоением пахотных земель, созданием базы для развития зернового хозяйства и отраслей животноводства. На это, в сущности, и была направлена политика Московского государства поощрявшего приток населения за Урал и развитие крестьянских хозяйств.

ФОТО: цветущее гречишное поле. Алтай.

Когда наступает зима и приходят минусовые температуры, мы часто употребляем выражение "сибирские морозы". Сибирь для нас ассоциируется с суровыми северными погодными условиями.

И это на все сто процентов верно. Обширный Сибирский регион простирается на территориях северо-восточной Евразии. Сибирские просторы ограничивают на западе Уральские горы, на востоке - Тихий океан, на севере - Северный Ледовитый океан.

В наше время Сибирью называют территории Российской Федерации, хотя географически и исторически Сибирь - более широкое понятие. Часть территорий современного Казахстана и весь Дальний Восток, вот границы Сибири.

На сибирских территориях издревле проживают такие северные народности как: якуты, тувинцы, алтайцы, долганы, шорцы, сибирские татары, буряты, нанайцы, удэгейцы, ненцы, ханты, манси и многие другие. Современные народы Сибири можно подразделить на несколько группы, в зависимости от их предков - тюркские народы, монгольские народы, тунгусо-маньчжурские, самодийские и фино-угорские народы.

Самыми древними народами, которые населяют Сибирь, считаются чукчи, ительмены и коряки. Такое разнообразие предков нынешних сибиряков указывает на богатую и разностороннюю культуры Сибири. Теперь становится понятно, как среди рецептов сибирской кухни появились блюда восточных народов.

Блюда сибирской кухни с одной стороны схожи с кулинарными традициями народов Севера. А с другой стороны сибирская кухня намного разнообразней. Связано это в первую очередь с богатым природным разнообразием флоры и фауны Сибири.

Сибирский климат суров, зимы длинные, а лето короткое, хорошо, что теплое. А что главное в сибирские морозы? Конечно же не замерзнуть. Для того, чтобы не мерзнуть в зимнее время сибиряки хорошо утепляются при помощи одежды и питательных высоко калорийных блюд сибирской кухни.

Главным ингредиентом сибирской кухни считается мясо и мясные продукты. Мясные блюда в Сибири относятся к повседневной необходимости, т.к. мясо заряжает организм человека энергией. До настоящего времени в блюдах сибирской кухни чаще используют говядину и только потом свинину и баранину.

Так сложилось исторически, что интересно, свиней сибиряки не разводили в домашних условиях. Это были скорее полудикие свиньи, которых летом отпускали, а осенью одомашнивали, кормили пару месяцев, чтобы потом заколоть. Обычно мясо запекали в печи большими кусками или целыми тушками.

Знамениты рецепты сибирской кухни, по которым и в наше время хозяйки готовят вкусное и необычное свежее, сырое мясо. Свежина или просоленное мясо солонина - характерная особенность кухни северных народов. В сибирской кухне принято тушить мясо, жарить, запекать в печи или в духовом шкафу, а так же на открытом огне.

Из мясных субпродуктов (ушей, языков, копыт) делали холодное и даже заливное, коптили свиные окорока, делали мясные супы и похлебки. Самое знаменитое сибирское блюдо - мясные пельмени. И в наше время сибиряки целыми семьями садятся лепить пельмени.

Классический сибирский рецепт пельменей предполагает сочетание не менее трех сортов мяса в фарше для пельменей. Отдельное место в сибирской кухне занимают рыбные блюда. Рыбу парили, жарили, варили, сушили, вялили, а еще мариновали и запекали в печи или на открытом огне.

Сибирский деликатес - малосоленая рыба из озера Байкал Омуль. Эта рыба во все времена славилась своим неповторимым и нежным вкусом. Жители Сибири любят печь пироги. Начинки для сибирских пирогов делают из мяса, рыбы, а так же овощей или ягод.

Современная жизнь накладывает свой отпечаток и на исконно сибирские традиции. В наше время даже сибиряки предпочитают тяжелым мясным блюдам, легкие японские суши.



Поделиться