Японские подводные лодки с самолетами. Подводные авианосцы японской империи

Разработкой этих сверхбольших субмарин занялись специалисты Главного морского арсенала в Йокосуке и конструкторы государственной верфи в Куре. Несмотря на всю сложность поставленной задачи, работы продвигались довольно быстро и уже через год первые пять подводных авианосцев (I-400, I-401, I-402, I-403 и I-404) были заложены на верфях в городах Сасебо и Куре. Лодка I-400 была заказана в рамках «Пятой программы по замене кораблей» 1942 года, а I-401, I-402, I-403 и I-404 - по «Модифицированной пятой программе по замене кораблей» 1942 года. Кроме того, по этой же программе предполагалось построить еще 14 аналогичных субмарин, но заказы на них аннулировали в марте 1945 года.



Подводная лодка 1-400:

1 - руль поворота: 2 - привод вертикальных рулей: 3 - ЦГБ (цистерна главного балласта): 4 - кормовой шварто-вочный узел: 5 - машинка привода вертикальных рулей- 6 - пост управления кормовыми рулями: 7 - мачта антенны: 8 - якорный шпиль и его машинка: 9 - мачта навигационной системы в рабочем положении:

10 - кормовой жилой отсек: 11 - 140-мм орудие: 12 - радиоантенна: 13 - отсек электродвигателей: 14 - кранцы п&рвых выстрелов: 15 -строенный 25-мм зенитный автомат MG AS Туре 96: 16 - кранец для хранения спасательных плотов: 17 - 26-мм зенитный автомат MG АА Туре 96: 18 - антенный norm РЛС Тип 3 Мсд. З Мо-диф.1: 19 - антенный пост РЛС Тип 3 Мод. 2 Модиф. 2: 20 - рамочная радиоантенна: 21 - 120-мм бинокль:

22 - ходовой мостик: 23 - репитор гирокомпаса: 24 - герметичный ангар на три самолета M6AI Seiran- 25 - створка ангара: 26 - подъемный кран в убранном положении, 27 - пост подготовки гидросамолетов: 28 - кран в рабочем положении: 29 - пост управления пневматической катапультой: 30 - носовой жилой отсек: 31 - носовой пост системы ВВД (носовая группа ЦГБ); 32 - катапульта; 33 - люк загрузки торпед; 34 - Машинка привода носового руля глубины; 35 - пост управления носовыми рулями глубины; 36 - верхний торпедный пост:

37 - баллоны системы ВВД (воздух высокого давления* (носовая группа ЦГБ): 38 - привод носового руля глубины: 39 - носовой руль глубины; 40 - мачта антенны; 41 - цепной ящик; 42– 533-мм торпедные аппараты; 43 - торпедоза местительные цистерны: 44 - диффе-рентные цистерны; 45 - цистерны замещения остаточной плавучести; 46 -топливные баки; 47 - нижний тор


педный отсек; 48 - носовой аккумуляторный отсек; 49 - цистерны чистой воды; 50 - шахта гидродинамического лага; 51 - второй жилой отсек (каюты офицеров авиагруппы); 52 - шахта гирокомпаса; 53 - третий жилой отсек; 54 - кормовой аккумуляторный отсек;


55 - компрессор катапульты: 56 - компрессор системы ВВД (воздух высокого давления); 57 -цистерна системы орошения контейнера для хранения гидросамолетов; 58 - погреб артиллерийского боезапаса; 59 - уравнительная цистерна; 60 - цистерна авиационного топлива; 61 - радиорубка; 62 - насос главной осушительной системы; 63 - дизельные двигатели; 64 - отсек главных механизмов; 65 - цистерны циркуляционных масел; 66 - системы чистых масел; 67 - разобщительная муфта; 68 - ГЭД (главный электродвигатель); 69 - сальник; 70 - кормовой пост системы ВВД (воздух высокого давления); 71 - машинка приводов кормовых рулей глубины; 72 - привод кормовых рулей глубины; 73 - центральный пост; 74 - центральный пост системы ВВД (средняя группа ЦГБ и пост продувки всех групп ЦГБ)


Чтобы выполнить требования, заложенные в тактико-техническом задании, конструкторам пришлось применить множество оригинальных технических решений. Прежде всего это касалось формы корпуса подлодки. При заданном водоизмещении в 50 000 т обычная конструкция прочного корпуса цилиндрической формы оказалась неприемлемой из-за слишком большой осадки. Поэтому для него была принята двухкор-пусная конструкция - средняя часть прочного корпуса состояла из двух цилиндров, соединенных друг с другом боками.

Отличительной особенностью данной конструкции являлись продольная прочная переборка в месте соединения цилиндров вдоль всех отсеков и герметичная палуба. В поперечном сечении такой корпус имел форму положенной горизонтально восьмерки. Внутри корпус был разделен плоскими переборками на восемь отсеков. Благодаря такой конструкции удалось добиться и достаточной ширины лодки для обеспечения требуемой остойчивости, и снижения осадки, которая, тем не менее, достигала 7 метров.


Чтобы сохранить длину лодки в разумных пределах, все четыре дизеля поставили рядом, сгруппировав по два, причем каждая пара работала на свою линию вала. Через редукторы и разобщительные муфты дизели были связаны с электрогенераторами и компрессорами, расположенными в пятом отсеке. Главные механизмы (дизели, генераторы, электродвигатели и компрессоры) устанавливались на резинометаллических амортизаторах. Имелось устройство для работы дизелей под водой - шнорхель. Пять групп цистерн главного балласта, топливные танки и цистерны авиационного бензина были размещены вне прочного корпуса.

Система погружения и всплытия позволяла лодке уйти под воду в течение 70 секунд, чему способствовал и сравнительно небольшой для японского флота запас плавучести. Ангар для трех самолетов, имевший форму цилиндра (внутренний диаметр - 3,5 м, длина - 37,5 м) разместили над прочным корпусом в центральной части лодки. Ангар и сдвинутая к левому борту рубка имели общее развитое ограждение. Спереди ангар герметически закрывался мощной дверью-крышкой, открывающейся в сторону правого борта. Через люк в полу ангар сообщался с прочным корпусом, что позволяло начинать подготовку самолетов к старту еще до всплытия на поверхность. Тем не менее с момента всплытия подлодки в надводное положение и до подъема в воздух всех трех самолетов проходило не менее 45 минут.

Погреб авиационного боезапаса, располагавшийся в четвертом отсеке, вмещал четыре авиационные торпеды, три 800-кг и двенадцать 250-кг бомб.

Бортовой бомбардировщик-торпедоносец для I-400, разработанный фирмой Aichi, получил обозначение М6А1 Seiran. Это был поплавковый моноплан с рядным двигателем жидкостного охлаждения. Для размещения самолетов в ангаре были разработаны специальные стартовые тележки, которые могли передвигаться по рельсам, проложенным по полу ангара, а затем по треку катапульты. Тележка имела встроенный гидравлический подъемник, который позволял опускать самолет при закатывании в ангар и наклонять, придавая бомбардировщику дополнительный угол атаки в 3,5 градуса при установке его на пусковую позицию катапульты. В ангаре тележка фиксировалась на рельсах особыми зажимами, а на стартовой позиции зацеплялась за крюк силового поршня катапульты.

Поплавки самолетов хранились под палубой в двух герметичных цилиндрических контейнерах, по три поплавка в каждом. Поплавки крепились на тележках и попарно подавались на палубу по рельсам по мере необходимости. Перед ангаром в носовой части лодки была установлена специально спроектированная катапульта Тип 4, мод. 10, с длиной трека 27 м, углом возвышения 3 градуса и шириной колеи 1,2 м, рассчитанная на запуск самолетов массой до 5 тонн. Она обеспечивала разгон самолета до скорости 34 м/с и старт с перегрузкой до 2,5 д.

У левого борта был установлен складной 12-тонный подъемный кран, убирающийся в углубление палубы, который предназначался для приема на борт самолетов после их приводнения.

Кроме основного авиационного вооружения, лодка имела восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов с запасом 20 торпед, кормовое 140-мм орудие и десять 25-мм зенитных автоматов - три трехствольных и одна одноствольная установки. Субмарина оснащалась радиолокационными станциями обнаружения надводных и воздушных целей. Чтобы снизить радиолокационную и акустическую заметность, легкий корпус лодки покрыли специальным каучуковым составом. Правда, несмотря на все принятые меры (применение резинометаллических амортизаторов, каучуковое покрытие). шумность лодок STo оставалась достаточно высокой.

Экипажу подводного корабля были обеспечены хорошие условия обитаемости, запасы пресной воды и провизии соответствовали автономности в 90 суток, хотя по запасам топлива подлодка могла находиться в море более 100 суток (дальность плавания экономическим ходом- 37 500 миль). Рабочая глубина погружения составляла 100 метров. Лодки STo строились в условиях чрезвычайной секретности, и принимаемые японцами меры увенчались успехом. Уже после войны американское командование было вынуждено признать, что появление японских подводных авианосцев было для него полной неожиданностью.



1-400 выходит в океан. Снимок сделан с орудийного поста


Подводная лодка 1-400. Ангар для хранения гидросамолетов М6А Seiran (крышка ангара открыта)


Направляющие рельсы стартовой катапульты на подводной лодке 1-400


Первый подводный авианосец I-400 был передан флоту 30 декабря 1944 года, а 8 января 1945 года был принят и второй - 1-401. Третья субмарина I-402 достраивалась в Сасебо, однако в марте 1945 года уже практически готовую лодку вернули в док, чтобы перестроить ее в танкер. Тогда же было прекращено и строительство I-403, на тот момент ее готовность составляла 60 процентов. В конце этого же месяца заказ аннулировали, и лодку разобрали на верфи флота в Сасебо. Не повезло и последнему заложенному подводному авианосцу I-404. Хорошо замаскированную I-404 с готовностью более 95 процентов, находящуюся на верфи в Куре, при очередном налете случайно потопила американская авиация.

Подлодки I-400 и 1-401 составили основу 1-й подводной ударной флотилии, основной боевой задачей которой была атака шлюзов Панамского канала, назначенная на июль - август 1945 года.

Кроме лодок типа STo в состав 1 -й подводной ударной флотилии были включены и менее крупные лодки-авианосцы 1-13 и i-14 (типа am). Они были заложены в феврале - апреле 1943 года из-за опасений, что строительство больших подлодок sto может затянуться. Проект лодок типа am представлял собой модернизацию крейсерских лодок типа А2 (лодки-ретрансляторы - в их задачу входила ретрансляция радиосигналов управления Морского штаба на всей акватории Тихого океана), на которых был установлен ангар на два бомбардировщика-торпедоносца seiran. Благодаря этому удалось использовать уже имеющийся задел металла и механизмов.

Всего было заложено четыре лодки этого типа - 1-13, 1-14, 1-15 и 1–1, но достроены только две - 1-13 и 1-14, вошедшие в строй, соответственно, 16 декабря 1944 года и 14 марта 1945 года.

Лодки типа AM имели, по сравнению с исходными лодками А2, более широкий корпус и, соответственно, большую осадку и водоизмещение. Увеличенный ангар для хранения двух гидросамолетов с внутренним диаметром 3,5 м располагался над прочным корпусом, а боевая рубка (также в виде горизонтального цилиндра) была смещена к правому борту. На них устанавливалась менее мощная и более экономичная дизель-электрическая установка, оснащенная шнорхелем для работы дизелей под водой. Тем не менее использование существенно более громоздкого и тяжелого авиационного оборудования, увеличение запасов авиационного бензина и численности экипажа до 108 человек привели к значительному сокращению числа топливных танков. В результате дальность плавания 16-узловым ходом не превышала 21 000 миль, существенно ухудшились и условия обитаемости экипажа. После всплытия субмарины в надводное положение для подъема в воздух обоих гидросамолетов требовалось не менее 30–35 минут.

К 1-й подводной ударной флотилии был приписан и 631-й авиакорпус, оснащенный самолетами М6А1 Seiran. Уже с осени 1944 года летчики 631-го авиакорпуса (в него были собраны уцелевшие пилоты гидропланов с подводных авианосцев со всего флота, в том числе и знаменгитый Нобуо Фудзита, некогда атаковавший побережье Америки) приступили к освоению нового самолета и комплексным тренировкам. Для ускорения обучения с двух прототипов М6А1 Seiran даже сняли поплавки и установили их на колесное шасси - эта учебная модификация получила обозначение M6A1-Ki Nanzan.


Экипаж подводной лодки 1-400


В горах в северо-западной части острова Хонсю японцы построили макеты, изображавшие панамские шлюзы, на которых пилоты отрабатывали бомбометание. Учебные катапультирования осуществлялись прямо с лодок, стоящих у причала, при этом с них каждый раз приходилось убирать маскировку (стога сена и даже сенокосилки), скрывавшую лодки от бомбардировок американской авиации, которая уже безраздельно господствовала в небе над Японией.

Тренировки крайне осложнялись нехваткой горючего, 1 -я подводная ударная флотилия числилась в резерве, а имеющийся на базе флота в Куре небольшой запас топлива предназначался, прежде всего, для боевых подразделений. Поэтому в середине июня I-400 и 1-401 были отправлены в поход в китайский Дайрен, чтобы получить необходимое горючее и продовольствие. Однако в Японском море 1-401 наткнулась на американскую магнитную мину и получила серьезные повреждения, после чего ей пришлось возвратиться на базу.

К июлю 1945 года 1-я подводная ударная флотилия достигла боевой готовности (потеряв при этом в катастрофах два М6А1 Seiran вместе с экипажами), был утвержден и план удара по Панамскому каналу - флотилия должна была отплыть с Японских островов на юг, пройти через Индийский океан, обогнуть Африку у мыса Доброй Надежды, войти в Атлантический океан, а затем подняться на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по каналу с неожиданной стороны, не из Тихого океана, где американский флот ожидал нападения, а из Атлантического, где японских кораблей не ждали. Шесть из десяти самолетов флотилии должны были атаковать ворота шлюзов торпедами, а четыре - бомбить их с пикирования.

Однако в последний момент Морской генеральный штаб отложил атаку канала, решив использовать 1-ю ударную флотилию в более насущной, с его точки зрения, операции под кодовым названием «Хикари» по уничтожению американских авианосцев, находящихся у атолла Улити. Причем для нанесения авианосцам максимального ущерба летчикам флотилии предписывалось действовать методами камикадзе - все М6А1 Seiran должны были запускаться с лодок без поплавков (посадка не предполагалась) и с заправкой топливом только на путь до цели.

Летчик с I-400 Казуо Такаши вспоминает, что за два дня до выхода с базы командир лодки капитан 1-го ранга Арид-зуми вручил каждому пилоту персонально самурайский меч (короткий меч Токо) с выгравированной на нем подписью командующего Объединенным флотом адмирала Тойеда в знак того, что теперь они становятся отважными пилотами-камикадзе.


Подводная лодка 1-400. Стартовая тележка под самолет М6А Seiran в авиационном ангаре


Для обеспечения операции «Хикари» 3 июля лодки 1-13 и 1-14 были отправлены к атоллу Трук, еще удерживаемому японскими войсками, чтобы доставить туда разобранные разведывательные самолеты C6N1, которые должны были уточнить дислокацию американских авианосцев. Однако 16 июля 1-13 была потоплена самолетами с американского эскортного авианосца Anzio в 500 милях к востоку от Йокосуки.

27 июля 1945 года из Куре вышли основные ударные силы - субмарины I-400 и 1-401, имевшие на борту по три бомбардировщика М6А1 Seiran, и также направились к атоллу Трук. Атака американских авианосцев была назначена на 17 августа, но 15 августа по радио было объявлено о капитуляции Японии, а подлодкам был передан приказ - следовать надводным ходом в ближайший японский порт, подняв черные флаги (сигнал о сдаче в плен, белые флаги совпадали по цвету с национальным флагом Японии), всю документацию и вооружение, включая самолеты, предписывалось уничтожить. По воспоминаниям Атсуши Асаму-ры, командира звена бомбардировщиков М6А1 Seiran с подводной лодки 1-401, вечером 22 августа все три бортовых самолета со сложенными крыльями были установлены на катапульты и выброшены в море. Таким образом, единственная боевая операция, в которой участвовали гигантские японские подводные авианосцы и их бомбардировщики, завершилась, так и не начавшись.

25 августа 1945 года I-400 была перехвачена американским эсминцем «Вивер», и ее командир Тошиво Кусаки передан лодку высадившейся на ее борт призовой партии. Американский моряк


Осмотр американцами подводной лодки 1-400

Пол Витмер, участник захвата 1-400, вспоминал, как они высаживались на субмарину в полном вооружении, ожидая того, что сейчас в них начнут стрелять, несмотря на то, что эсминец держал лодку под прицелом своих орудий. Японской команде приказали построиться на верхней палубе (раньше японцы поступали таким образом, когда топили вражеский корабль), при этом пилот Ка-зуо Такаши был уверен, что их всех расстреляют. Однако американские моряки убедили японцев следовать в порт, утверждая, что если они не подчинятся, то американцы отведут лодку сами - это был откровенный блеф, так как американские моряки совершенно не разбирались в устройстве 1-400.

Спустя два дня подлодка вошла в Токийский залив, где и ошвартовалась у борта американской плавбазы. 31 августа в Токийский залив вошла и 1-401, ее командир Рюносуке Аридзуми, не желая сдаваться в плен и считая, что потерю чести императорского флота от сдачи подлодки необходимо смыть кровью ее старшего командира, застрелился, приказав перед тем обернуть свое тело военно-морским флагом и сбросить в океан.

В сентябре 1945 года I-400 и 1-401 перевели на американскую военно-морскую базу на острове Гуам (по другим данным, на Гавайские острова), где их подвергли изучению американские военно-морские специалисты.

31 мая 1946 года I-400 и 1-401 были затоплены американцами на западных подходах к острову Оаху.

I-402 после окончания войны американцы отбуксировали вместе с другими захваченными японскими подлодками (I-47, 1-14, I-58, 1-156, 1-158 и др.) в залив Сасебо на западном побережье страны, чтобы изучить их во всех подробностях. 40 специалистов ВМФ было направлено на I-402, чтобы разобраться в ее устройстве. Японскому экипажу пообещали, что, как только американцы научатся управлять кораблем, их отпустят по домам, поэтому они охотно сотрудничали с американцами. Однако уже в марте в залив были привезены тысячи килограммов армейской взрывчатки С-2, и в главные механизмы и торпедные аппараты всех японских подлодок заложили взрывные заряды. Так началась подготовка к операции по уничтожению подлодок, получившая кодовое название «Тупик».



1 апреля 1946 года I-402 вместе с другими 23 трофейными японскими подлодками затопили у о. Гото. Такое поспешное уничтожение американцами японских субмарин было связано с тем, что на часть японского флота претендовал СССР, а американцы не хотели ни с кем делиться секретами подводных авианосцев, которые были способны наносить удары по территории Соединенных Штатов.

Совсем недавно, когда документы, относящиеся к операции «Тупик», были рассекречены, в Японию направилась экспедиция, возглавляемая Бредом Фа-нефом из Texas А&М Univerrsity. В течение десяти дней экспедиция вела поиски затопленных в 1946 году подлодок, которые увенчались полным успехом. При обследовании морского дна в 200 милях к северо-западу от Нагасаки на глубине 182 м экспедиции удалось обнаружить кладбище японских субмарин, в том числе и громадную I-402.

Подводные авианосцы – это специальные боевые судна предназначенные для подводного перебазирования авиационных сил в другие точки земного шара для разведывательных и атакующих операций. Проектирование этого вида кораблей началось чуть больше века назад. В наши дни строительство или использование таких кораблей не является актуальным. Однако кто знает куда приведет нас наша фантазия и технологический прогресс. Поэтому нельзя исключать такого поворота событий, что морские державы вновь примутся за проект подводной лодки авианосца.

История создания

Конец девятнадцатого и начало двадцатых веков были явным прыжком в военно – морских технологиях. Интеграция надводного флота с авиацией не остановилась на достигнутом. Многие державы того времени захотели объединить авиацию с подводным флотом, в итоге появились первые подводные лодки с возможностью перевозить на своем борту самолеты. Правда эти «самолеты» не являлись теми самолетами, которые мы видим в наши дни. Сначала это были гидропланы, затем с улучшением технологий перевоплощались в змеи-автожиры, гидросамолеты и самолеты.

Первые аналоги подводных авианосцев появились в первой четверти прошлого столетия в Имперской Германии. В предвоенном времени немцы искали рычаги превосходство в войне, которая вот-вот должна была начаться. Одержимый расширить границы своей империи, Вильгем II уделял особое внимание военно-морским силам т.к. наличие Великобритании в рядах противника могла привести к плачевным результатам если ничего не предпринимать в этом аспекте. Первым подводным авианосцем (если конечно его можно назвать таковым) была обычная подводная лодка U-12, на борт который прикрепили кран подъема/спуска авиатранспорта и специальные крепления для гидроплана «Фридриксрафен». Таким образом в 1915-ом году был произведен первый запуск гидроплана, перевозимый подводной лодкой для разведки Великобританских берегов. Однако субмарина могла перевозить гидроплан только в надводным положение, что заставило инженеров построить специальный ангар для авиатехники. В итоге в 1917-ом субмарине U-12 был достроен ангар. Первой авиатехникой взятый в ангар был гидросамолет-разведчик «Брандэнбург» класса «FF-29». Однако в связи с поражением и жесткими условиями Версальского соглашения, Германия забросила этот проект.

Подводные авианосцы между «I»-«II» Мировыми

После Первой Мировой войны идеей «подводных авианосцев» заинтересовался ряд стран: Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Советский Союз, Фашисткая Германия и Имперская Япония. Америка вновь погрузилась в доктрину «Монро», вследствие чего, не стала уделять особых усилий в развитие этой темы (дальше испытаний на субмарине «S-1» тема не продвинулась). В недавно образовавшемся СССР первый проект «субмарины-авианосца» был предложен только в 1935-м году. Проект С.Базилевского включал в себя подводные крейсера, линкоры и авианосцы, которые могли перевозить от 1 до 16 единиц разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. Однако командование Военно-Морской Академии РККА забраковало проект в связи с тем, что он не имел экономического, тактического и военного обоснования.

Остальные из перечисленных стран были более настойчивы в этом вопросе, вследствие чего добились результатов. Особенно в идеи «подводных авианосцев» была успешна Имперская Япония.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.

Подводные авианосцы Фашисткой Германии

«Безумным» идеям Гитлера не было предела. В конце 1930-х годов немцы вновь взялись за проект подводной лодки авианосца. В проекте было построить два разных типа таких авианосцев – классы «III» и «IX». Однако со временем от первой отказались т.к. она была прототипом подводного крейсера времен Первой Мировой. Субмарины класса «IX» имели на борту ангар с диаметром 2,25 м. В 1939-м году для ангара был спланирован специальный гидросамолет «Ародо-231», на взлет которого требовалось 10 минут. На проект были выделен бюджет, но начавшаяся война изменила планы фашистов. Отклонившись от данного пути, Германия отказалась строить специальные гидросамолеты и заменила их на змеи-автожиры класса «Фа-330», которые были привязывались к субмарине. Автожиры, весившие 200 кг. (вместе с пилотом), стали строиться с 1943-го года.

Для полной подготовки змея к взлету уходило 7 минут, а еще нужно было около 3 минут на набор высоты привязанного змея, который мог подыматься на высоту до 150 м. и вести наблюдение за вражескими действиями. Для приземления на палубу и сбор автожира требовалось в общем 12 (10+2) минут. Год спустя спроектирован «Фа-336», у которого был свой двигатель, что облегчало управления змеям. Однако «Фа-336» так и не смог пройти серийную постройку из-за спада сил Фашисткой Германии, на чем в принципе и закончилась история подводных авианосцев в Германии.

Подводные авианосцы Имперской Японии

ВМС Имперской Японии пришли к теме «подводных авианосцев» самыми последними, однако стали самыми успешными. Первый проект японцев был построен в 1932-м году. Это была не большая подводная лодка «I-5» типа «J-1M», с пристроенным на палубе специальном ангаром и краном подъема/спуска. «I-5» использовала немецкий гидросамолет «Гаспар У-1», которую японцы строили получив лицензию еще в 1920-ых. Однако из-за того, что у «I-5» был ряд недостатков (отсутствие катапульты и трамплина, проблемы с подъемным краном и качество самого корпуса), субмарин типа «J-1M» больше не строили.

На место «J-1M» пришел тип «J-2» с построенной в 1935-ом году субмариной «I-6». Для подводной лодки был создан специальный самолет типа «E9W». Новый подводный авианосец имел большие преимущества над своим предшественником во многих аспектах, но все же не стал тем, что искало командование японского флота. Основной причиной недовольства было отсутствие на субмарине трамплина и катапульты, что понижала скорость взлета самолетов. В итоге подводные авианосцы типа «J-2» так и остались в одном экземпляре.

Начало 1939-го года стал успехом для японских инженер. Был создан первый подводный авианосец «I-7» типа «J-3», у которого на борту была катапульта и трамплин (основной минус «J-2»). Авианосец был удлинен, что позволило построить ангар на 2 авиатехники. Основными самолетами был принят тип «Yokosuka E14Y». «E14Y» был гораздо лучше своих предшественников, а главной его особенностью стало то, что он был не только разведчиком, но и бомбардировщиком. Конечно он не мог сравниться с основными бомбардировщиками Имперской Японии и имел довольно маленький запас бомб, но все таки он был первым самолетом-бомбардировщиком, используемый на подводных авианосцах. Позже была спущена в воду еще одна субмарина этого типа «I-8».

После «J-3» последовал тип «А-1» в серии 3-х («I-9», «I-10» и «I-11») единиц. Последние 2 появились после успешных действий «I-9» в получение фотосъемок с Перл Харбора.

Японские подводные лодки авианосцы проходили постоянную модернизацию, появились типы «А-2», «В-1», «В-2», «В-3» и «В-4» в общей сложности количество которых превышало 20 единиц. Я бы не сказал что их отличия были велики, просто совершенствовалась техника и вооружения; единственным неизменным оставались используемые самолеты японцев — «E14Y».

Считаю нужно подчеркнуть еще один факт, что за время двух мировых войн, Американский континент был бомбардирован только 1 раз. Это бомбардировка была сделана самолетом Японского ВМС типа «E14Y». Самолет должен был вызвать массивные лесные пожары в штате Орегон, но что-то пошло не так и бомбы не дали ожидаемого эффекта. Однако это безусловно потрясло весь американский народ.

Подводный авианосец типа «I-400»

Несмотря что это тоже японский тип подводных авианосцев, я решил уделить ему отдельное внимание. На это есть 2 простые причины:

  1. «I-400» были крупнейшими субмаринами до появления АПЛ.
  2. Современные технологии «I-400» являлись примером созданию атомной подводной лодки.

Неудачная бомбежка Перл Харбор и крупные поражения морских сражений «подкосили» план Имперской Японии. Япония нуждалась в новом оружие, которое сможет перевернуть исход войны. В связи с ослаблением японцев, надводный флот страны «восходящего солнца» не мог приблизиться к берегам Америки. Для этой задачи инженеры стали работать над оружием, которое будет иметь эффект неожиданности и мощную силу поражения – огромной подводной лодки – авианосца, с возможностью перевозить минимум 3 самолета (в неразобранном виде); иметь на борту артиллерию и торпеды высокого уровня силы поражения; иметь достаточно ресурсов чтобы находясь под водой до 90 дней, дойти до любой точки мира. Воплощением этих запросов стал подводный авианосец «I-400».

«I-400» имел водоизмещение 6 500 тонн, длину – 122 м, ширину – 7 м, глубину погружения – 100 м, автономность – 90 дней, максимальную скорость -18 узлов, экипаж — 144 человека. На вооружение находилось 1 артиллерийское орудие 140 мм, 20 торпед и 4 ЗАУ 25 мм. Корпус субмарины напоминал цифру «8». Такой корпус был создан для удобного хранение топливо и провинций. Ангар был 4 метра в диаметре и 34 метра длину.

Специально для «подводного гиганта» было спроектирован и построен самолет «Аичи М6А Сейран», который мог перевозить до 2 бомб по 250 кг или 1 бомбу в 800 кг. Дальноходность самолета была 1200-1500 км, в зависимости с поплавком самолет или без. Поплавок был единственной отсоединяющийся частью самолета т.к. без него самолет летел на 100 км/ч быстрее и на 300 км дальше. Более того во время боевых действий самолеты планировалось запускать без поплавка ради экономии времени запуска. Таким образом без поплавка самолеты взлетали за 14.5 минут, с поплавковом – 30 минут.

Основной задачей японского «чудо» было бомбардировка стратегически важных мест США. В план входил Нью-Йорк, Панамский канал и другие американские стратегические точки. Изюминка атаки была в неожиданности операции. Флотилия подводных авианосцев должна была атаковать континент «нового мира» с Атлантики. Маршрут был проложен через Индийский океан в южные берега Африки (мыс Доброй Надежды), от куда уже флотилия могла направиться в пункт своего назначения через Атлантический бассейн.

Операция «Хикари»

В связи с положением на 1945-ый год, правительство Японской Империи пересмотрели свои перспективы. План по атаки американских земель бомбами и цистернами крыс (переносящие смертельные болезни), был отменен. Командование посчитало что такие действия уже не повлияют на ход событий. Поэтому было принято решение потопить американские авианосцы, находящиеся недалеко от атоллов Трук. Операцию назвали «Хикари». Операцию назначили на 17 августа, однако и этой задаче не суждено было сбыться т.к. 15 августа Япония объявила капитуляцию. Экипаж «I-400» и «I-401» получил приказ уничтожить вооружения и возвращаться домой. Самолеты и торпеды были сброшены в воду, а капитан судна «I-400» командир первого ранга – Аридзуми застрелился не выдержав такого позора.

Три японские подводных авианосца типа «I-400» были перебазированы в Перл Харбор и изучены американскими учеными. В 1946-м году Советские ученые также хотели изучить этих гигантов, однако США проигнорировала запрос СССР и потопила все подводные лодки расстреляв их торпедами в районе Гавайских островов.

Российский Проект «914 бис»

СМИ охватила новость о том, что Россия собирается построить атомный подводный авианосец «914 бис». Каких-либо конкретных заявлений по этому поводу не было. Однако эксперты утверждают что такой гигант в наше время не актуальная тема т.к. в первую очередь это будет платформой для самолетов. Любой авианосец нуждается в защите другими подводными/надводными группами. Следовательно, потеряется изюминка подводных авианосцев – неожиданность. Если подводный авианосец будет действовать в одиночку, он может быть легко поражен. Да, можно произвести взлет самолетов, а затем обратно погрузиться под воду, но что тогда будет с самолетами? В этом случае это будут самолеты – камикадзе, что использовались только в Японии. Другими словами подводные авианосцы на данный момент являются не доработанным и очень дорогим удовольствием для любой страны мира.

В самом понятии «подводный авианосец» заложено определение. Он представляет собой подводную лодку с находящимися на борту летательными аппаратами. Этот подводный аппарат начал появляться в начале ХХ века в Германии и использовался для транспортировки и последующего запуска с него гидропланов. Наибольшее развитие данная технология получила во время Второй мировой войны со стороны Японии.

Начальная идея подводных авианосцев в Германии

Еще в далеком 1915 году с палубы немецкой субмарины U-12 был спущен гидроплан «Фридрихсгафен». В 1917 году в этой же стране на борту дизельной лодки был размещен и испытан гидроплан «Бранденбург».

Перед второй мировой войной в Германии был создан проект подводного авианосца III и XI серий, для которых был разработан и создан самолет Arado-231. От III серии (корабли - наследники достаточно быстро отказались. XI серия имела лучшие маневренные качества при плавании на поверхности, на нее непосредственно перед войной были выделены финансы, но война внесла свои коррективы, от нее также отказались.

Высокая скорость была основана на принципах германских лодок Вальтера. Этому изобретению уже 3/4 века, но до сих пор воплотить его в жизнь могут далеко не все государства.

Из истории японских подводных лодок-авианосцев

Многие страны, имеющие выход к морю, между мировыми войнами задумывались о том, как создать такие подлодки, которые могли бы одновременно являться авианосцами. Япония сумела разработать такую концепцию под названием «Сен Токи». Первой с размещенным бомбардировщиком оказалась субмарина «Сейран». Основная идея этого авианосца заключалась в эффекте неожиданности. Возникновение идеи о данных подводных агрегатах относится к моменту начала войны на Тихом океане. Она заключалась в том, что нужно было построить что-то грандиозное, превосходящее остальное по своим масштабам, что-то такое, что могло одновременно служить и средством транспортировки, и средством запуска самолетов, обеспечивая их неожиданное появление для противников. После совершения атаки самолет должен был возвращаться на исходную позицию, экипаж эвакуироваться, авианосец погружаться под воду.

В 1942 году с помощью подводного авианосца Японии была произведена атака на Орегон, которые смогли сбросить две зажигательных бомбы. Они должны были вызвать глобальные пожары в лесах, но что-то пошло не так и планируемый эффект не был достигнут. При этом такой вид атаки оказал большое психологическое действие, поскольку такой способ не был известен.

В 1945 году Япония планировала с помощью данных авианосцев совершить бактериологическую войну против США. Имелись как противники, так и сторонники этой идеи. В итоге победил здравый смысл, когда генерал Умедзу наложил вето на план операции, объяснив это тем, что бактериологическая война нанесет ущерб не только американцам, но и всему человечеству.

Подводные авианосцы по разным причинам, в том числе из-за авантюристских наклонностей военного руководства Японии, не вступили в реальные военные действия. После капитуляции Японии они были доставлены на базу США Перл Харбор, а в 1946 году были выведены в море и расстреляны торпедами, чтобы никаких секретов не досталось русским, которые потребовали доступ к этим авианосцам.

В Японии способны были брать до 3 самолетов -торпедоносцев и бомбардировщиков на борт. Во время второй мировой войны было построено 56 авианесущих подводных лодок, из них 52 - в Японии. К концу второй мировой войны таких аппаратов осталось 39, и все они были японскими.

Краткая характеристика некоторых авианосцев Японии

Японские подводные авианосцы были, в основном, представлены подводной лодкой I-400 и другими близкими к ней аналогами. Это были крупнейшие вплоть до 70-х годов прошлого столетия. На палубе этих лодок находились гигантские ангары, в которых размещались бомбардировщики. На лодках был шноркель - устройство, обеспечивающее двигатели воздухом при подводном плавании, детекторы работающих РЛС противника, свои РЛС и гигантские топливные баки, с помощью которых можно было полтора раза обойти вокруг Земли.

В качестве главного орудия выступали три торпедоносца-бомбардировщика М6А1 "Шейран", находящиеся в ангаре и запускаемые верхнепалубной катапультой.

Самолеты были оснащены с помощью которых можно было поразить цель до 1500 миль (с естественной технической гибелью их в конце). Они имели поплавки, хотя в ангаре находились без них и со сложенными крыльями.

В 2005 году экспедицией из США была найдена около острова Оаху затопленная субмарина I-401. Она была обследована, и из нее было решено сделать подводный корабль. Однако на этапе 90% готовности строительство было остановлено.

Атомные подводные лодки "Акула"

Атомный подводный авианосец "Акула" был разработан в СССР. Являлись самыми большими подводными лодками в мире. Техническое задание было выдано в 1972 году в противовес подводным лодкам США "Огайо", которые начали строиться практически одновременно. "Акула" должна была комплектоваться ракетами Р-39, которая имела большую дальность полета по сравнению с американским аналогом, больше блоков и забрасываемой массы, но была длиннее и тяжелее американца, поэтому необходимо было разработать ракетоносцы нового поколения.

Название "Акула" пошло от первой лодки этой серии - ТК-208, у которой ниже ватерлинии в носовой части было изображение акулы.

Атомный подводный авианосец характеризуется небольшой осадкой корабля, большим запасом плавучести, что позволяет ее использовать как ледокол.

Основная ядерная энергоустановка разработана по блочному принципу и включает 2 водно-водяных реактора и две паротурбинные установки.

Ракетами Р-39 были оснащены только лодки "Акула", их дальность составляла 8300 км с разделяющимися боеголовками. На подводной лодке размещена ПЗРК "Игла-1".

Всего было построено 6 кораблей данной серии, три из которых были утилизированы.

Американская атомная подводная лодка "Огайо"

Подводные лодки "Огайо" включают 18 американских подводных авианосцев третьего поколения с разделяющимися боеголовками. Вначале оснащались ракетами "Трайдент-1", которые позже были заменены на "Трайдент-2". Основная часть ракетоносцев сосредоточена в Тихом океане.

Эти лодки создавались как ответ на невозможность нанесения безнаказанного превентивного ядерного удара со стороны США по СССР в качестве "реалистического устрашения". Корабль однокорпусный с четырьмя отсеками. В работе малошумны.

Согласно договору СНВ-2, четыре первых корабля данного типа были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Сравнительная характеристика "Огайо" и "Акулы"

По числу ракет "Огайо" превосходит "Акулу", но американская лодка предназначена для дежурства в южных широтах, в то время как подводная лодка-авианосец России может находиться в Арктике.

В "Огайо" предусмотрена возможность последовательного усовершенствования, что дает возможность использовать один тип баллистических ракет.

Подводное водоизмещение у "Акулы" - 50000 т, у "Огайо" - 18700 т, скорость подводного хода - более 30 и 25 узлов соответственно.

На борту "Акулы" 20 ракет, "Огайо" - 24 ракеты. В "Акуле" - 2 торпедных аппарата, в "Огайо" - 4. Дальность стрельбы ракетами у "Огайо" выше - до 11000 км (у "Акулы" - до 10000). Глубина погружения у "Огайо" - до 300 м, у "Акулы" - до 380-500 м.

Автономное плавание на "Огайо" возможно в течение 90 дней, а на "Акуле" - 120.

Состояние на сегодняшний день

Из 6 построенных в Советском Союзе подводных авианосцев России 3 лодки были утилизированы, одна - модернизирована, два корабля находятся в резерве.

Все "Акулы" входили в 18-ю дивизию подводных лодок. Она была сокращена. В 2011 году Министерство обороны собиралось разделать на металл "Акулы", предварительно их списав, однако, в 2014 году Д. Рогозин сказал, что срок годности лодок будет увеличен до 35 лет вместо 25 изначальных, каждые 7 лет в этих кораблях будет меняться вооружение и электроника.

Ракеты в составе АПЛ "Акула" были утилизированы не полностью и в 2012 году появились сообщения о том, что возможен ввод в эксплуатацию лодок "Архангельск" и "Севастополь" из данной серии, но из-за дороговизны модернизации от этой идеи решено было отказаться.

В строю до 2020 года продолжит находиться первый корабль данной серии - ТК-208.

"Борей" и "Борей-М"

В настоящее время Россия строит современный ВМФ, используя проект 955 "Борей". В 2016 году была заложена 8 субмарина этого проекта. Усовершенствованная модификация носит название "Борей-М" (проект 955А). На борту находятся 16 - 20 МБР "Булава-30" и несколько крылатых ракет. Потенциальный радиус действия составляет 8000 км.

С помощью гидроакустического комплекса "Борея" корабли противника могут быть обнаружены на расстоянии в полтора раза большем, чем позволяют подобные системы наиболее совершенных на сегодняшний день американских подлодок "Вирджиния".

Потенциальная глубина погружения "Борея" - 480 м. Еды для автономного существования хватит на 90 дней. По системам очистки воды, возобновления воздушной системы, энергоснабжению ракетоносец может быть автономен долгие годы.

Проект 949 УА

Последние описываемые подводные лодки назвать авианосцами можно лишь условно, поскольку несут они ракеты, а не самолеты. Однако в отечественном ВПК был проект 949УА, по которому задумывался трехкорпусный авианосец подводный "Днепропетровск". Но из-за геополитических событий он не был построен. Планировалось водоизмещение около 47000 т. Здесь была предусмотрена быстровысыхающая взлетная полоса. В 1992 году Е. Гайдаром проект был закрыт.

Самое интересное, что к этому времени японцы уже имели наработки в области создания подводных лодок – самолетов. Около пятидесяти японских подлодок имели на своем борту легкие гидросамолеты. Правда, это не были в полной мере подводная лодка - самолет. Гидросамолет лишь перевозился на лодке, но взлетал и садился на воду самостоятельно. В основном такие самолеты использовали для разведки, в том числе и перед нападением на Перл-Харбор. Когда с помощью подобных гидросамолетов японцы попытались нанести бомбовый удар по побережью США, операция прошла успешно. Но во время нее, японское командование пришло к выводу, что гидросамолеты способны нести лишь легкие зажигательные бомбы. Для массированной бомбежки территории США были необходимы совсем другие тяжелые самолеты. Так появился план по созданию огромных подводных лодок авианосцев «Сентоку». Планировалось построить 9 подводных лодок, каждая из которых водоизмещением 6500 тонн имела в длину 121 метр. Двигаться лодки должны были бы со скоростью до 24 узлов на расстояние до 70 000 км. При их боевом применении японцы могли бы атаковать побережье США, как со стороны Тихого, так и Атлантического океанов. Из вооружения на лодках были установлены 8 торпедных аппаратов, 10 зенитных орудий и 140 миллиметровая пушка. Но главное, на верхней палубе в герметичном ангаре на подлодках базировалось по три бомбардировщика «Сериан». Поднимались в воздух они прямо с палубы подводной лодки при помощи катапульты. Вскоре три первые подводные лодки – авианосцы были спущены на воду.



Поделиться