Язык жестов. Как читать мысли без слов? Уверенность - сомнение

Знать язык жестов очень интересно.

Один умный человек сказал, что слова ничего не значат. Наблюдайте - и вы увидите истину.

Каждому хотелось бы знать, что на уме у собеседника. Недаром мелафон Алисы из будущего стал причиной такого противостояния. Как часто бывает, смотришь на человека и не можешь понять, лжет он или говорит правду, искренен или кривит душой.

Может, он волнуется или боится, а возможно даже подает сигналы с просьбой о помощи. Наука изучает различные жесты и мимику веками.

Оказалось, вооружившись некоторыми знаниями, можно научиться понимать собеседника гораздо лучше. Вербальные жесты могут «открыть» внутреннее состояние человека, как книгу.

Нужно только уметь прочесть…

Искусство читать человека по жестам: позы, поведение и различные жесты

Язык рук – увлекателен и многогранен.

  • Пассивного человека слабой воли выдают руки, вяло опущенные вниз вдоль тела. Такой человек не готов к активным действиям и не желает перемен.
  • Защитной реакцией от кого-то или чего-то станут скрещенные на груди руки, а робкий или оказавшийся в затруднительном положении человек заложит руки за спину.
  • Руки, спрятанные в карманах, укажут на сокрытые трудности и проблемы, а стремление к самоутверждению будет выражаться руками, сжатыми в кулаки.
  • Если в процессе разговора, собеседник закрывает лицо руками, это говорит о желании утаить правду или скрыть свое внутреннее состояние.

«Пальчиковые» чувства выражаются не менее бурно:

  • Прямой палец, касающийся края губ выдаст неуверенного в себе человека, который ищет помощи и поддержки.
  • Наивный и рассеянный человек будет засовывать слегка согнутый палец в рот, также поступит тот, кто ничего не может понять в сложившейся ситуации и не знает, что делать дальше.
  • Теребить мочку уха или касаться глаз – подавать сигналы о желании сбежать и оставить собеседника. Такие сигналы говорят о неловкой и неудобной ситуации.

Жесты – это слова и услышать их может каждый.

  • Жесты и позы человека говорящие об открытости – это протянутые к собеседнику руки ладонями вверх как бы раскрывают душу. Жест располагает к общению, диалогу и говорит о положительном отношении и радушии. Деловые люди, придя к общему знаменателю в рамках какой-то встречи, расстегивают пиджаки или садятся на край стула ближе к столу и собеседнику, что тоже относят к этой группе жестов.
  • Провинившиеся дети всегда прячут руки, будто они грязные, а когда желают похвастаться – раскидывают руки и показывают их взрослым.

Позы и жесты человека говорят о защите или обороне, когда оппонент начинает ощущать опасность, исходящую от собеседника, или назревает конфликтная ситуация.

  • Руки собеседника, скрещенные на груди – знак остановиться, сделать глубокий вдох и пересмотреть и переосмыслить происходящее. Потому что результата в таком русле уже не будет и необходимо менять тактику, либо вернуться к разговору позже.
  • Жесты оценки и размышления – пощипывание и потирание переносицы или задумчивая поза «мыслителя», когда человек подпирает щеку рукой, а также легкий наклон головы. Такие знаки – результат заинтересованности и серьезного обдумывания.
  • Отвлекающий маневр – протереть очки, теребить их в руках – тайм-аут для анализа услышанного или происходящего.

Жесты, выражающие сомнение или неуверенность, скажут о том, что собеседник не убежден и сомневается в полученной информации. Возможно, ему недостаточно фактов и нужны дополнительные убеждения. При этом, он потирает указательным пальцем место под мочкой уха или кончик носа.

  • Когда человеку скучно, он делает различные и непроизвольные жесты, отвлекающие ваше внимание, - постукивает ногой об пол или пальцами по столу, щелкает автоматической ручкой, что-то чертит на бумаге. Все эти «мелочи» говорят о том, что собеседника не слушают.
  • Жесты и поведение, выдающие излишнюю подозрительность и даже скрытность – это косые взгляды в сторону.
  • Также задумайтесь о неразглашении полученной информации если, сидящий напротив, в разговоре прикрывает рот рукой.
  • Легкое покашливание – черта нервозности.
  • Локти, поставленные на стол в виде пирамиды – осторожно, собеседник с вами играет, и свое слово он еще не сказал.

В приветственном рукопожатии можно рассмотреть ощущает ли человек себя хозяином ситуации или готов подчиниться. Если, пожимая руку, собеседник поворачивает ее так, что его ладонь оказывается сверху – он уверен в своем превосходстве. Еже ли наоборот, подает руку ладонью вверх – он открыт и расположен принять чужое мнение.

Если собеседник, носящий очки, внезапно снял их и отложил в сторону, откинулся на спинку стула, прикрыл веки - разговор окончен, и не имеет смысла его продолжать. Но, если он закрывает глаза во время разговора, значит, лжет или придумывает.

___________________________________________________

Внимательность может уберечь от ненужных ошибок и помочь достойно выйти из затруднительных ситуаций.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы сопровождая их ритмичными жестами: "Говорит, что воду цедит", "Строчит, как из пулемета" .

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.

Произнося вторую пословицу, мы производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными .

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь .

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту" , если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест . Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет" , то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке...

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию" .

Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить" .

Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)" . Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтовая лестница -- лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания . Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным .

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

· не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене , актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими .

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:

· Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

· Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

· Руки в боки - символ непокорности.

· Обхватить руками голову - признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,

· Существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом .

· Жест интенсивности -- рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно .

· Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

· Жест противопоставления -- кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие .

· Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались .

· Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить .

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают , который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?

Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;

· не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;

· не делайте порывистых, резких движений локтями;

· не делайте слишком отрывистых жестов;

· если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;

· делайте только такие движения, которые выглядят естественно;

· если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Вы сможете убедиться на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.

Выводы:

· Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками… Передача информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

· Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

· Существует вербальная и невербальная коммуникация.

· «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека».

· Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих невербальных средств общения можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов

· Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный" ) общения.

· Различают: механические, ритмические, указательные, изобразительные, символические жесты.

Глава 2

Экспериментальное исследование, посвященное жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию

2.1.Организация и методы исследования

Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения НОУ СОШ «Росинка». В исследовании принимали участие ученики 8 класса и учителя школы.

В исследовании, посвящённому жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию, нами были поставлены следующие задачи:

· изучение особенностей применения и понимания жестов, мимики, поз учащимися школы.

· Исследование взаимосвязи употребления наиболее значимых способов и видов невербальной коммуникации с уровнем (улучшением) самопрезентации уч-ся.

· Изучение коммуникативных особенностей уч-ся и преплдавателей школы «Росинка».

Для реализации поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:

Метод наблюдения и самонаблюдения - включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» по использованию жестов в общении (включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего) Использование плана наблюдения

Анкетирование - учащихся и преподавателей школы по итогам эксперимента и с целью сравнения мнения об использовании жестов учащимися и преподавателей школы с официальными источниками информации и специалистами по психологии (анкетирование – ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты) Разработка анкеты

Свободное интервьюирование с целью выявления отношения к использования жестов в самопрезентации (свободное интервью (беседа) проводиться без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы)

Тест «Является ли для вас язык жестов «говорящим»? Автор теста – С. Хромова. Цель: выяснить насколько знаком язык жестов и необходим ли он в повседневной жизни при общении. Тест представляет собой вопросник, включающий в себя 20 вопросов (в основном закрытых). Обрабатывается тест при помощи специального ключа.

Для реализации исследования мы предпринимали следующие шаги:

· Провели включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» по использованию жестов в общении.

· Провели самонаблюдение в процессе общения со сверстниками и преподавателями.

· Сделали описательный анализ результатов наблюдения.

· Тестирование учащихся 7, 8, 9 классов .

· Сделали количественный и качественный анализ тестирования

· Провели анкетирование на базе эксперимента.

· Сделали обработку анкетных данных.

· Провели интервьюирование уч-ся и преподавателей школы.

· Сделали описательный анализ результатов интервьюирования.

· Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования). Разработка рекомендаций.

· Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы) – проверка рекомендаций на базе исследования. Игра «Пойми меня» (классный час в 8 кл.)

Написание окончательных выводов

2.2. Описание результатов исследования

При проведении исследования мы получили следующие результаты.

Результаты включённого наблюдения и самонаблюдения за учащимися и педагогами школа. Наблюдение проводилось на базе 8 класса.

Результаты наблюдения за учащимися:

· Во время ответов у доски не все используют жесты как вспомогательное средство коммуникации. Наиболее интенсивно жестикулируют – Дзуцева Д., Масалевич Л., Кущенко Н. Не всегда используют жесты – Хвостова К., Кузнецова Д., Живина М., Калпащикова С.

2. Вне учебной деятельности жесты используются чаще.

Результаты наблюдения за преподавателями:

· такие учителя как, часто используют жесты при объяснении нового материала. В общении друг с другом педагоги тоже используют жесты. В ходе беседы, мы выяснили, что многие применяют жесты совершенно не зная их значение и уместность применения.

Выводы:

· Учащиеся и педагоги знают о существовании жестов, но их значение и толкование не знают. Не знают и уместность их применения.

· Многие неосознанно используют жести как в повседневной жизни так ив деятельности.

Обработка данных результатов тестирования.

После проведения и обработки полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

· 12.5 % язык мимики и жестов совершенно непонятен и они никогда не задумывались над этим вопросом.

· 75 % задумывались над языком мимики и жестов, замечают его, пытаются изучить и понять. Они хотят знать правильное толкование значений жестов и научиться умело их применять.

· 12.5 % слышали, что - либо о жестах, когда – то читали литературу о жестах их значениях. Считают, что жесты играют большую роль при коммуникативном общении.

Анализ данных интервьюирования.

После проведёния интервьюирования можно сделать следующие выводы:

· Многие из педагогов знают, что существует некий язык жестов, но знают значения жестов всего 20 % опрошенных, понимать язык жестов могут только 25% . Многие неверно интерпретируют значение жестов. Считают. Что язык жестов важен и им надо умело пользоваться при общении.

· Среди детей 85 % опрошенных считают, что язык жестов не имеет никакого значения. Пользуются жестами неосознанно.

Вывод: необходимо знакомить с языком жестов и с их значением.

2.3. Словарик жестов.

Словарик жестов

Очень распространенный жест - "замок", который сразу же отражает внутреннее состояние закрытости человека различными способами: сцепляя руки, перекрещивая руки на груди, перекрещивая ноги - все это говорит о его эмоциональном напряжении в общении, он скован и закрыл себя.

Если отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то он, скорее всего либо сомневается, либо говорит неправду.

Прикрытие рта рукой или легкое касание рукой носа и рта - сокрытие истинных намерений, почесывание и потирание уха - человек уже не хочет слушать, что вы ему говорите.

Прикосновение к шее - сомнение, несогласие с тем, что вы говорите.

"Как мне все это надоело!". Если человек использует такой жест, говоря неправду, он избегает вашего взгляда и смотрит вниз. Этот жест может также служить сигналом раздражения и гнева, особенно если человек сначала с размаха хлопает себя по шее, а затем начинает ее энергично растирать.

Если руки сжаты в кулаки - человек полон негативных эмоций.

А вот когда слушателю становится скучно и он начинает расслабляться, то это проявляется в следующих жестах: подпирание ладонью щеки, постукивание пальцами по столу (это еще означает нетерпение), постукивание ногами по полу.

Когда человек подпирает щеку рукой, при этом указательный палец упирается в висок - это значит, что он оценивает то, что вы ему сказали.

Поглаживание подбородка - человек пытается принять решение.

Закидывание ноги на ногу. Обычно это означает сдержанно выжидающую позицию человека, но этот жест всегда надо рассматривать в комплексе с еще каким-либо жестом, так как его часто используют предлогом сидения на неудобных стульях и когда в помещении холодно. А вот если закидывание ноги на ногу сопровождается еще и другими жестами, тогда можно смело делать выводы.

Вальяжная поза, когда человек сидит, развалившись на стуле или кресле означает, самоуверенность, легкое пренебрежение к собеседнику, возможно - усталость. Для изменения данной ситуации - необходимо сесть подальше от оппонента так, чтобы он до вас не доставал и постоянно ему что-то показывать, тогда он будет вынужден изменить положение.

Манера сидеть "верхом" на стуле - это агрессивность и оборонительная позиция.

Манера сидеть на самом краешке стула выдает неуверенность и страх, готовность моментально сорваться со стула.

Таких людей надо сначала расположить к себе, и лишь затем начинать разговор.

Каждый раз, когда вы во время разговора скрещиваете руки на груди, это означает, что вы занимаете оборонительную позицию.

Приложенная к щеке рука означает, что человек либо над чем-то размышляет, либо что-то оценивает.

Если, отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то он, скорее всего либо сомневается, либо говорит неправду.

Жесты доверия: "купол" - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек абсолютно уверен в том, что он говорит.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - да это же хорошо знакомая авторитарная поза, поза абсолютного превосходства

Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее. Этот жест часто также означает доверие.

Когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук - расположены прямо перед ртом (рис. 27). Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает. Мы заметили, что, за очень малым исключением, такие люди играют со своими партнерами в кошки-мышки, пока те не дают им возможность раскрыть карты, указанием, на что служит убирание рук обратно на стол ладонями вверх или вниз.

Кто нервно теребит свое ухо, чтобы избавиться от гнетущей его нервозности.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции /рис.64б/. Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время.

Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной /рис.64в/. Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова.

Самодовольные, несколько помпезные люди могут сигнализировать о таком своем состоянии походкой./рис.64г/ Их подбородок задран, руки двигается подчеркнуто интенсивно, ноги словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое "вышагивание" подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади, как утята за уткой.

Среди многих жестов, выражающих ее, назовем окрытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: "Что вы от меня хотите?"
Другой характерный жест - расстегнутая куртка /пиджак и т. д./ Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии.

Вы потираете рукой шею – для собеседника это сигнал: вы в раздумье. затруднение, растерянность: «Вот те раз! Что же делать?»;

Тесно сцепленные руки /рис.71а/. Этот жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха.

Опора на стол широко расставленными руками /рис.70/ - это сильный призыв "Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!"

Другая поза - человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла (рис. 30). Представьте себя на приеме у зубного врача. человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Потирание века - это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому вы говорите неправду.

Если человек сердит или подавлен, он пытается оттянуть воротник, чтобы воздух свободно циркулировал вокруг шеи. Когда вы замечаете, что человек оттягивает воротник, спросите его: "Не могли бы вы повторить?" или попросите: "Разъясните мне этот момент подробнее". Тогда потенциальный лжец может отказаться от своей игры.

человек берет пальцы в рот, когда находится под давлением. Это бессознательная попытка вернуться к детскому ощущению безопасности, когда ребенок сосал материнскую грудь.


О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Ты у меня вот тут сидишь»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий, сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.

Жесты. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так; «Жесты»,
В различных риториках, начиная с античных времен, значительное внимание было посвящено жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Кони обращает внимание значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Следует помнить о жестах, которые производят неблагоприятное впечатление. Если говорящий постоянно повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты (потирает лоб, кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу).Возможно они результат волнения говорящего.. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.


В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты. Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить просьбу «Подай, пожалуйста, вон книгу», если она произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В такой ситуациях требуется указательный жест. Говорящий указательнвм жестом выделяет какой-то предмет, показывает место - рядом, наверху, там и т.п.. Способ выражения такого жеста может разниться. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь.

Бывают случаи, когда толкование жеста определяется ситуацией. Приведем пример. Идет лекция. Один из студентов, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Понятно, что он хочет узнать, сколько времени до конца лекции. Ели же лектору делают тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить». Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях (когда не желательно мешать речевым высказыванием), и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.

Изобразительные жесты. А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите; «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать (толкование слову.: винтовая лестница - лестница, идущая cnupалью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает сам предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях:1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Знаете ли вы, что любая поза, любой жест и мимика человека несет в себе не только информацию про его мысли, чувства и эмоции, также язык жестов может представлять собой опасное оружие при разговоре. Ваш собеседник, сам того не замечая, обращает внимание на ваши жесты руками или выражение лица. Соответственно, научившись идеально понимать этот загадочный язык тела, вы можете получить все шансы на успех, когда нужно убедить кого-то, понять намек, услышать скрытые мысли и эмоции или создать позитивное впечатление о себе. Именно по этой причине мы и решили затронуть такую деликатную тему, как «Загадочный язык жестов при общении».

7 385471

Фотогалерея: Загадочный язык жестов при общении

При изучении загадочного языка жестов при общении мы начнем разговор с движений нашей головы. Итак, основные движения головы, которые чаще всего выдают отношение человека к той или иной ситуации - это утвердительный кивок и отрицательное кивание с бока в бок. Практически всегда кивание головой вперед-назад означает «да», а ее движение с бока в бок выражает несогласие или категорическое «нет». Такую привычку выражать свое согласие или отрицание мы, очевидно, приобретаем, еще будучи детьми.

Кстати, у вас, наверно, не раз возникало подозрение, что ваш собеседник при общении с вами высказывает свое словесное согласие, а в душе, на самом деле, протестует против того или иного своего утверждения. Это очень легко проверить. Вам необходимо обратить свое внимание на то, как человек говорит свое «да» и в этот момент подсознательно, немного качает головой, как бы отрицая все выше сказанное. Даже если голос звучит убедительно, этот язык жеста говорит нам о негативном отношении человека к ситуации. Значит, вам не стоит верить сказанному, и лучшим выходом станет то, если вы уточните вопрос.

В общих чертах, для того, чтобы узнать, с интересом ли относится к вам собеседник при общении, обратите внимание на то, как он держит голову - прямо или наклонивши ее в сторону. В первом случае такой загадочный жест говорит о том, что ваш оппонент абсолютно безразлично относится к вам или данной встрече, беседе. Голова обычно в такой ситуации неподвижна, только время от времени делаются незначительные кивания. Совместно с этим, часто используется положение, когда лицо оперто на одну руку. Если же ваш собеседник немного наклонил голову влево, то это напрямую свидетельствует о том, что его окутал глубокий интерес. Если вам очень часто приходится выступать с публичными выступлениями перед массовой аудиторией, обратите внимание на то, наблюдается ли проявление таких жестов у слушателей. Именно таким способом вы и сможете определить, насколько вас слушают, а ваше сообщение интересно для аудитории массового реципиента.

Кстати, интересный тот факт, что с помощью наклоненной головы девушки зачастую показывают свой интерес к интересующему их парню. Так что можно смело сказать, что совсем не обязательно флиртовать, кокетничать и много говорить перед симпатичным парнем. Вам просто необходимо немного наклонить свою голову и парень заметит то, что вы им интересуетесь.

В случае, когда обращаются непосредственно к вам, рекомендовано наклонить голову в бок и время от времени кивать ей - так вы сможете настроить собеседника на позитивный лад и показать ему то, что вы относитесь серьезно к обсуждаемой вами теме.

А вот если у человека, с которым вы беседуете, голова опущена вниз - это первый сигнал того, что вам необходимо срочно изменить ход самой беседы. Просто вашему оппоненту некомфортно или вы задели чем-то его эмоции, поставив его в неприятное положение.

Также самым популярным среди жестов является жест с руками, которые заложены за голову. Этот загадочный жест всегда говорит о том, что перед вами находится очень уверенная в себе личность, которая имеет приоритеты над остальными. А вот если человек еще и закидывает ногу на ногу в виде цифры «4», знайте, этого человека «голыми руками» просто так не возьмешь. Его основное кредо - поспорить на любую тему.

А теперь давайте скажем пару слов про жесты при общении, в которых задействованы руки. Кстати, по положению ладоней можно также понять, насколько честный с вами человек. Если человек говорит правду, то он обычно полностью или частично открывает перед собеседником свои ладони. Если же человеку есть что скрывать, он будет пытаться всячески спрятать свои ладони в карманах, за спиной или скрестить их между собой.

Итак, давайте рассмотрим самые распространенные жесты руками и выясним, что они значат. Руки касаются лица. Чаще всего это говорит о том, что человек не искренен с вами. Если человек потирает руки, то такой жест говорит о том, что собеседник передает в такой способ свое позитивное ожидание чего-либо приятного в данной ситуации. Если руки заложены за спину, это, в первую очередь, говорит о тои, что человек очень ценит свое внутреннее «Я». А вот жест, когда руки за спиной и замыкаются в замок, говорит о том, что человек очень расстроен и пытается всячески себя успокоить. Ну, а если у человека его руки скрещены на груди, это свидетельствует о том, что он не согласен с высказыванием, даже если он этого не проявляет на словах. В такой ситуации вы должны постараться выяснить причину этого жеста и подвинуть собеседника на более открытую позу. Самым простым и эффективным способом сделать, чтобы человек разомкнул руки, будет то, если дадите ему в руки какой-то предмет (ручку, бумагу).

И теперь пару слов о ногах, которые также играют не менее важную роль при показе внутреннего настроения человека. Итак, скрещенные ноги также, как и в случае с руками, говорят о том, что человек протестует или защищает свое мнение в данной беседе.

Если собеседник сидит, закинув ногу на ногу, еще и обхватил их руками, помни, что перед тобой человек, которого очень сложно в чем-либо переубедить. Это человек очень твердого и вредного нрава. Для ведения беседы с ним нужен специальный подход.

Если ты беседуешь стоя, обрати внимание на положение ступней ног собеседника, а точнее на то, как они развернуты. Если они развернуты под прямым углом относительно твоих, знай, что этот человек имеет отличное расположение к тебе и поддержит любую твою идею.

Вот мы и рассмотрели основные жесты при общении. Помните, что хорошо зная язык тела, вы сможете спокойно чувствовать себя при любой беседе и будете уверенной в том, что вас понимают.

од жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.Язык жестов один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое человек производит на окружающих его людей. Жест – явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями.В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.Жест некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Преобразуйте сложноподчиненное предложение в простые с обособлением определениями. всегда ли возможно такое преобразование? 1) дорога, которая вела к

школе, показалась мне сегодня особенно длинной. 2) Я отчетливо помню все сказки, которые в детстве рассказывала бабушка. 3) Великая Отечественная война была трагедией, которая унесла тысячи человеческих жизней.4)Вырастут на свете люди, что еще не родились. 5) Слава борцам, что за правду вставали, знамя свободы высоко несли. 6) Быть может, мы - уже последние,кто дышит в Альпах прежней тишиной. 7) И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. 8)Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали.

Преобразуйте сложноподчиненное предложение в простые с обособлением определениями. всегда ли возможно такое преобразование?

1) дорога, которая вела к школе, показалась мне сегодня особенно длинной.

Можно ли любить не красивого человека? вот по этому тексту:Первый раз я задумался о том, может ли человек любить некрасивого, еще учась в школе.

Однажды меня пригласил в гости на день рождения одноклассник, у которого я до этого ни разу не был дома. Меня поразили его родители. Папа был настоящий красавец, высокий и статный, а мама по моим тогдашним меркам была очень непривлекательна, почти уродлива – толстая, невысокая, с полными губами. Я смотрел на них и не мог понять, как такой мужчина мог жениться на такой женщине. Ладно, когда они женились, возможно, она была красивее, но как можно жить с такой женой сейчас?! Ответить на этот вопрос я тогда так и не смог. То же происходит и с людьми. Пока человек для тебя чужой, единственное, что ты можешь в нем разглядеть, – это внешность. Вспомним известную поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Внутренний мир чужого человека остается за завесой его внешности. Но в близких нам людях внешность становится «прозрачной», и мы никогда не оцениваем красоту своих родных и близких. Мы видим сразу движение их душ. Это очень важно: чтобы заглянуть в душу человеку, нужно, чтобы его внешняя оболочка стала для нас «прозрачной». Пока мы не полюбим человека так, что наше отношение к нему никак не будет зависеть от его внешнего облика, душа его будет закрыта от нас. Поэтому первый признак того, что мы полюбили человека, – это то, что мы перестаем замечать его внешность. Только много позже я понял, что когда любишь, то не придаешь внешности такого значения, как раньше. Как не замечаешь, красива ли твоя мать, красив ли твой ребенок или красива ли твоя сестра. А если и замечаешь, то это никак не влияет на твои чувства к этим людям. Поэтому на вопрос: «Можно ли любить некрасивого?», отвечу утвердительно. Но скажу больше: любить некрасивого также легко, как и красивого. Просто чем больше внешность влияет на наше отношение к человеку, тем дальше мы удаляемся от настоящей любви. Привлекательная внешность может отвлекать человека от взгляда внутрь души своего избранника и тем самым несколько мешать расти истинной любви. Итак, на вопрос: «Можно ли полюбить некрасивого человека?», я бы ответил следующее: можно, если человек увидит в ближнем помимо непривлекательной внешности внутреннюю красоту и чистоту его души. Конечно, полюбить некрасивого человека может не каждый, и не сразу. Не каждый – потому что только мудрый, духовно зрелый человек, сможет отличить внешнее от внутреннего. Не сразу – потому что разглядеть внутреннюю красоту всегда труднее, чем внешнюю. Если влюбленность во внешность может вспыхнуть после первого взгляда, то внутреннюю красоту так скоро не увидишь. Замечательной иллюстрацией того, как появляется влюбленность к некрасивому человеку, является сказка «Аленький цветочек», рассказанная писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову ключницей Пелагеей. Двенадцать девушек было у чудовища в гостях, но только одна смогла разглядеть его внутреннюю красоту. Сначала привыкала она к голосу чудища, потом к виду его, пока, в конце концов, не полюбила его и не сказала: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..» Мир устроен так, что не все люди привлекательны внешне: есть не очень красивые, а есть и вовсе некрасивые. Но любить и быть любимыми хотят все. Пусть же те, кто считают себя некрасивыми, украшаются внутренней красотой. А еще пусть молятся, чтобы встретился им тот, кто увидит их красоту и полюбит их всей душой.

найдите в тексте метафору и олицетворение.(1) Нас часто учили, что любят людей с хорошими качествами, такими, как доброта, ум, смелость,

дисциплинированность. (2) Нам часто повторяли, что уважают тех, кто что-то хорошо умеет делать. (3) Значит, если ты сильный, решительный, усидчивый и умеешь хорошо отвечать на уроке, тебя есть за что любить. (4) А если ты слабый, застенчивый, неорганизованный и всё время мямлишь у доски. (5) У тебя противные оттопыренные уши, дурацкий длинный нос, абсолютно заурядные глаза, нескладная долговязая фигура. (6) Разве можно такого любить? (7) Только от одной мысли об этом у тебя портится настроение, опускаются руки. (8) Ты абсолютно уверен в том, что не можешь нравиться другим. (9) А тут приходит мама и возмущённо говорит: «Боже, ты опять не сходил в магазин! (10) На тебя совсем нельзя положиться, какой ты бестолковой… (11) Вот Петя и хорошо учится, и помогает маме. (12) А ты? (13) Что сегодня получил?» (14) И когда ты говоришь, что учительница, как всегда несправедливо, поставила тебе двойку, лицо мамы меняется, и она начинает тебе выговаривать в очередной раз, что ей так трудно с тобой. (15) Ты понимаешь, что мама тысячу раз права. (16) Ты чувствуешь себя виноватым, неорганизованным, да ещё таким непривлекательным внешне. (17) Разве можно любить такого? (18) Но ты решаешь исправиться. (19) Даёшь себе обещание хорошо учиться и помогать маме. (20) Ты открываешь учебник, начинаешь решать задачи… (21) Они слишком сложны! (22) Учебник закрывается и откладывается до лучших времён. (23) И ты видишь, что все твои старания напрасны и у тебя ничего не получится. (24) В этот момент ты ненавидишь себя. (25) Что делать дальше? (26) Неужели вся жизнь – цепь сплошных неудач и промахов? (27) Почему всё получается не так, как хочешь? (28) На эти вопросы часто не могут найти ответы и взрослые. (29) Но можно попытаться помочь себе, хотя это не так легко. (30) Одним из способов является повышение своей самооценки. (31) Что это такое? (32) Самооценка – это наше знание о себе и наше отношение к себе. (33) Если я знаю, что я уверенный и решительный человек, то я и веду себя уверенно и решительно. (34) Если я сам к себе хорошо отношусь, то и другие начинают ко мне хорошо относиться. (35) Ещё Цицерон сказал: «Насколько кто себя ценит, настолько и друзья его ценят». (36) У человека с заниженной самооценкой обычно всё валится из рук, его постоянно преследуют беды и неудачи. (37) Низкая самооценка очень мешает нам жить. (38) Человек, который заранее уверен, что ему не справиться с проблемой, стоящей перед ним, обычно всё делает так, чтобы не справиться с ней. (39) И когда всё не получается, он говорит себе: «Правильно, так и должно быть, мне это не под силу, нечего было даже браться» (40) Те люди, которые не любят себя, часто своим поведением как бы говорят другим: «То, что я говорю, не стоит внимания; то, что я делаю, скорее не правильно». (41) И другие, действительно, относятся к такому человеку несерьёзно. (42) Получается замкнутый круг, из которого нет выхода. (43) Ты не уверен в своих силах – у тебя плохо идут дела; ты плохо к себе относишься – другие относятся к тебе так же. (44) Что может быть хуже! (45) Выход один – поверить в свои силы, полюбить себя.(По А. Барышевой) Найдите в тексте олицетворение,эпитет,перифразы,не осложненные предложения,бессоюзные предложения.
Помогите хоть что нибудь,хотя бы найдите метафоры и олицетворение...

Вы находитесь на странице вопроса "что можно передать жестами всегда ли пригоден такой способ общения ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.



Поделиться