Закон убывающей предельной производительности не действует. Закон убывающей предельной производительности

Социальное прогнозирование включает разработку как поискового, так и нормативных прогнозов. Поисковый прогноз заключается в определении развития некоторой подсистемы при условии, что государственное воздействие на экономические процессы в данный отрезок времени остается неизменным. При этом прогнозе в общественном производстве высвечиваются «узкие места», устранение которых в результате государственного воздействия способно улучшить экономические параметры развития.

Основная задача поискового прогноза при этом -- выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Предсказание в данном случае носит сугубо условный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимого вмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводить социальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу к нормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемной ситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционировать предложенный оптимум.

В наиболее общем виде поисковый прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. При этом заведомо абстрагируются от возможных и даже необходимых, неизбежных плановых, программных проектных и организационных решений, способных существенно изменить наметившиеся тенденции. Суть и цель прогнозного поиска не в адекватном предвосхищении будущего реального состояния прогнозируемого объекта, а в выяснении того, что реально произойдет при сохранении существующих тенденций развития, т.е. при условии, что сфера влияния не выработает поисковых решений, способных изменить неблагоприятные тенденции.

Исследовательская техника разработки поискового прогноза базируется на принципе экстраполяции в будущее (или интерполяции отсутствующих значений) динамических и на данных, закономерности развития которых в прошлом известны. Собственно экстраполяция (интерполяция) может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и делающей прогноз более информативным. При этом на практике поисковый прогноз дает не одно, а целый ряд возможных значений, позволяющих точнее ориентироваться в складывающейся ситуации.

Таким образом, поисковый прогноз содержит четыре основные компоненты:

1) данные прямой экстраполяции динамических рядов исходной модели, служащие первоначальным ориентиром дальнейших прогнозных построений;

2) верхняя экстрема прогнозного поиска: результат сопоставления данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона. Позволяет определить максимальное отклонение тренда в сторону области нереального;

3) нижняя экстрема прогнозного поиска: вычисляется теми же способами, что и верхняя. Определяют максимально возможное отклонение тренда до предела, за которым начинается область катастрофического;

4) наиболее вероятный тренд (экстраполированная в будущее тенденция) между верхней и нижней экстремами с учетом данных прогнозного фона.

В процессе прогностического исследования недопустимо принижение значения ни одного из перечисленных компонентов. Первые три (прямая экстраполяция, верхняя и нижняя экстремы) служат как бы ограничителями наиболее вероятного тренда, очерчивающими границы реального в возможных его изменениях. Прямая экстраполяция здесь играет роль исходного момента, сдерживающего фактора при чрезмерном разбросе оценок противоречащих данных прогнозного фона.

Вместе же взятые, все четыре компоненты расширяют познавательные возможности лиц, принимающих решения, показывают недопустимость решений, выводящих объект на уровень утопии или катастрофы, стимулируют эвристичность мышления, дают возможность более основательно взвешивать возможные последствия принимаемых решений, а все это вместе обеспечивает высокую степень объективности и, следовательно, эффективность этих решений.

Необходимо также отметить, что при разработке целевых, плановых, программных, проектных, организационных прогнозов специфические особенности поискового прогноза будут проявляться сообразно особенностям процессов разработки целей, планов, программ, проектов, организационных решений. Результатом прогнозного поиска будет не реально ожидаемое состояние, к которому следует приспособиться, а комплекс проблем, которые необходимо решить. Сама по себе цель поискового прогноза -- выявление ожидаемого проблемного состояния, перспективных проблем, каждая из которых является составляющим звеном своеобразной ситуации -- проблемной.

Нормативный (целевой) прогноз разрабатывается с учетом задач, которые ставятся перед экономикой. Для этого государственными органами подготавливается перечень первоочередных заданий. Прогнозы разрабатываются с использованием сценарного подхода, т.е. учитывается комплекс условий, в качестве исходных (например, погодные, общесвенно-политические, международные, правовые и др.).

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного прогноза состоит из следующих операций:

Определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

Обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов и, при необходимости, населения;

Доработка моделей на основе обсуждений.

Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами: целеполагание; нормы и нормативы; оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов.

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании, и различие между нормативным и поисковым подходами в этой области заключается не в методике, а в логике исследования. В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном -- это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

Абстрагируясь от ограничений прогнозного фона;

В соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождественные друг другу цели. В каждом случае требуется особый методологический подход.

В случае абстрагирования от ограничений прогнозного фона возможны два подхода: волюнтаристский и научный. Последний требует четкой ориентации на какой-либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нормативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал существует всегда, во всяком случае объективно, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества. На выявление перспективных проблем, эффективное решение которых подразумевает конкретный идеал, направлен поисковый прогноз. Нормативный же прогноз ориентирован на определение альтернативных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, путей достижения конкретного идеала. Скорректированный конкретный идеал играет роль обоснования нормативного прогноза и призван содействовать повышению эффективности его в плановых, программных, проектных, организационных разработках.

При анализе данных прогнозного фона в силу их противоречивости необходимо находить компромисс между ними, ориентироваться не просто на “наилучшее”, “идеальное”, а на “наилучшее из возможного”. Это реализуется путем перехода к ориентации на какой-то оптимум, который базируется на определенном идеале и представляет собой еще одну разновидность цели. Конкретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение -- оптимумом относительным. Оба они являются целью -- продуктом целеполагания, т.е. принятия решения, касающегося цели. Для осуществления нормативного прогноза необходимо перевести это решение из категории “децидивного” (управленческого) в категорию “эвентуального” (возможного при известных обстоятельствах). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции -- от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных прогнозов. Его подкрепляют моделированием -- матричным, сценарным, сетевым, операционным и пр., морфологическим анализом, опросом экспертов и т.д.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследования является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде “дерева проблем”. При нормативном прогнозе путем целеполагания задается “дерево целей”, где вершина -- идеал, средние уровни -- разные стороны оптимума, нижний уровень -- решение конкретных проблем. Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения “дерева целей” средствами прогнозирования; определения путей возможной реализации этих целей, решения проблем.

Их выполняют методом нормативного моделирования. При этом необходимо иметь в виду, что проведение каждого эвентуального мероприятия тесно связано с разного рода нормами: техническими, экономическими, социальными, правовыми и т.д., т.е. норма -- своего рода цель, отличная от цели-идеала и цели-оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую-либо норму, приблизиться к ней, не нарушить ее -- это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существенную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и относительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое “прогнозное поле”, позволяющее выработать рекомендации для повышения эффективности управления социальными процессами путем сопоставления разных значений, “взвешивания” последствий разного рода эвентуальных решений, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Итак, результатом поискового прогноза являются определение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления, выявление проблемной ситуации, которая способна перерасти в критическую, а в некоторых случаях -- катастрофическую, если не принять своевременных мер к ее преодолению. Аналогичным результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой ситуации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. В силу этого обстоятельства так же, как в поисковом прогнозе, необходимо подробно рассмотреть сам феномен социальной проблемы. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феномена социальной цели.

Подводя итог по данному вопросу можно выделить следующее поисковый прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций? Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

Нормативный прогноз – определяет пути и сроки достижения возможного состояния явления, принимаемого в качестве цели. В нормативном прогнозе изучается ситуация в настоящем, выбирается ее желательное состояние в будущем и строится последовательность событий, которые могли бы это состояние обеспечить (имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей).

Нормативный прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?».

Нормативный прогноз (в отличие от поискового) строится в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Это делает его похожим на нормативное планирование , программные или проектные разработки . Такой прогноз помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений.

В системах управления нормативный прогноз определяет уровень потребностей исходя из основной задачи развития общества. На его основе формируется социальный заказ общества.

Нормативный экологический прогноз учитывает возможность и сроки дополнительной переработки отходов промышленного и сельскохозяйственного производства с сокращением источников загрязнения мест добычи и переработки.

Разновидности нормативного прогноза : целевой, организационный, программный, плановый .

Целевой – это прогноз желаемого состояния, при котором происходит построение на определенной шкале (поле, спектре) возможностей сугубо оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности (ориентации): нежелательно менее желательно более желательно наиболее желательно оптимально (при компромиссе по нескольким критериям).

Целевой прогноз отвечает на вопрос: «что именно желательно и почему?».

Организационный – прогноз текущих решений (применительно к сфере управления) для достижения предусмотренного желаемого явления, поставленных целей. Сопоставление результатов поисковых и нормативных разработок должно охватывать весь комплекс организованных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

Организационный прогноз отвечает на вопрос: «в каком направлении ориентировать решение, чтобы достичь цели?».

Программный – это прогноз возможных путей, мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления.

Программный прогноз отвечает на вопрос: «что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого?». Для ответа на этот вопрос важны и поисковые, и нормативные прогнозные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу; вторые определяют условия реализации. Программное прогнозирование должно сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главное. Тем самым завершается отбор возможностей развития объекта исследования, начатый плановым прогнозированием.



Плановый – прогноз хода выполнения (или невыполнения) планов. Представляет собой выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выявлением прямых и отдаленных, косвенных последствий принимаемых плановых решений.

Плановый прогноз отвечает на вопрос: «как, в таком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?».

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода, последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию и решению. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем. Они могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным и оптимальным ему должен предшествовать непрерывный прогноз, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска, может быть, достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным фактором, а труд - переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т.е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут мешать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда - MP L) - это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда:

т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TP L) равен

Аналогично определяется предельный продукт капитала MP K .

Эффект масштаба производства. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. При этом изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам.

Эффект масштаба -- это соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства. Карта изоквант может выражать различную отдачу производства от масштаба. Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует положительный эффект масштаба, т.е. увеличение выпуска достигается при относительном сокращении использования ресурсов.

Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об отрицательном эффекте масштаба.

В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о нулевом эффекте масштаба -- расстояния между изоквантами не меняются.

Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определить характер эффекта масштаба можно только путем эмпирических наблюдений. В этой связи в качестве факторов, способствующих росту отдачи от масштаба, можно выделить следующие: рост производительности из-за более глубокого разделения труда; большие возможности применения новых технологий и техники; более полная загрузка мощностей; использование высококвалифицированной рабочей силы; специализация в управлении. В качестве факторов, снижающих эффект масштаба, следует выделить такие факторы, как нарастание трудностей управления и координации; рост транспортных расходов и затрат по сбыту; рост административных расходов; большая вероятность возникновения узких мест и аварийности.

Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.

В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Тем самым анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства.

В краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остаётся неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объёма выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным фактором, а труд - переменным, то фирма может увеличить производство за счёт использования большего количества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведёт к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут мешать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда - $MP_L$) - это прирост объёма производства от каждой последующей единицы труда:

$MP_L=\frac {\triangle Q_L}{\triangle L}$,

т.е. прирост производительности к совокупному продукту ($TP_L$) равен

$MP_L=\frac {\triangle TP_L}{\triangle L}$

Аналогично определяется предельный продукт капитала $MP_K$.

Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего ($TP_L$), среднего ($АP_L$) и предельного продуктов ($MP_L$), (рис.1).

В движении кривой общего продукта ($TP$) можно выделить три этапа. На 1 этапе она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта ($MP$) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке $A$, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки $A$ (2 этап) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая $MP$ падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста $TP$ после $TC$ замедляется. Но пока $MP$ будет положительным, $TP$ будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при $MP=0$.

Рисунок 1. Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), $MP$ приобретает отрицательное значение, поэтому $TP$ начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта $AP$ также обусловлена динамикой кривой $MP$. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объёма выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность ($AP_L$) ранее нанятых рабочих. Но после точки $A$ ($max MP$), когда четвёртый рабочий добавляет к совокупному продукту ($TP$) меньше чем третий, $MP$ уменьшается, поэтому средняя выработка четырёх рабочих также сокращается.

Эффект масштаба

    Проявляется в изменении долговременных средних издержек производства ($LATC$).

    Кривая $LATC$ является огибающей минимальных краткосрочных средних затрат фирмы на единицу продукции (рис. 2).

    Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется изменением количества всех используемых производственных факторов.

Рисунок 2. Кривая долгосрочных и средних издержек фирмы

Реакция $LATC$ на изменение параметров (масштаба) фирмы может быть различной (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика долгосрочных средних издержек

Рисунок 4.

Предположим, что $F_1$ является переменным фактором, тогда как остальные факторы постоянны:

Совокупный продукт ($Q$) - это количество экономического блага, произведённое с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт ($AP$).

Предельный продукт ($MP$) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

$MP=\frac {\triangle Q}{\triangle F_1}$

Правило замещения факторов производства : отношение приростов двух факторов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведёт к снижению относительного и далее абсолютного объёмов выпуска продукции.

Замечание 1

Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путём.

Факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину. Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через $MRP$, а предельные издержки - через $MRC$, то правило использования ресурсов может быть выражено равенством.



Поделиться