Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого. План-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему: "Горячий стул": психологический час для подростков

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Горячий стул»

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение прислала Елена


27.02.2011
Катя
Его часто путают с "горячим стулом" гештальттерапии.
25.03.2011
Вика
Очень трудное упражнение..особенно если ты в роли сидящего на стуле!!
24.10.2011
Бэлла
Мы делали данное упражнение в универе, помимо высказываний о человеке мы задавали вопросы ему, о личном, вобще разные. Тяжело сидящему на стуле, особенно когдазадевают сокровенное. Данное упражнение помогло нам лучше узнать друг друга.
23.01.2013
Лана
В гештальт-терапии кажется "пустой стул".
17.04.2017
максим
Я сам через это прошёл вдважды. Горячий стул. Друдно сидет в округе или в группе из нескольких человек. Горячий стул хорошо погает исправиться в хорошую сторону. Можеш видеть себя глазами других людей. Но удержаться особено когда на тебя оказывают давление и влияние. Надо только набраться терпение это не для слабых нервоных

«Горячий стул» - это место для участника, на котором некоторое время будет сфокусировано внимание группы, высказывания и действия других участников и т.п. Доброволец садится на «горячий стул» и спрашивает группу: «Что Вам во мне нравится, а что - нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос. Следует сказать об особенностях динамики классической гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется непосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребности выражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группой обратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигается не только благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессом идентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следует считать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявлении более интимных проблем, выражении более широкого спектра чувств и с большей интенсивностью их проявления. Преодоление неадекватных способов регуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участников классической гештальт-группы заключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и в предоставлении ему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего входит работа с защитными механизмами, препятствующими терапевтическому процессу и мобилизация терапевтического потенциала группы. На наш взгляд ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы: Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общий эмоциональный фон в группе? Каковы доминирующие групповые потребности? Какие действия можно предпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений?

Упражнения, в которых на одного участника работает остальная группа, применяются на тренинговых занятиях довольно часто, но злоупотреблять ими не стоит. Тренинг все же групповой метод, а это означает требование к ведущему создать такие условия, при которых все участники имеют возможность получить от совместной работы максимальную пользу. Впрочем, некоторые гештальттерапевты и по сей день считают, что, когда один из клиентов сидит на "горячем стуле" и именно к нему приковано внимание ведущего, остальные участники группы также испытывают психотерапевтическое воздействие за счет механизма сопереживания. Ведь к сожалению временные границы тренинговых занятий часто не позволяют пропустить через какое-то индивидуальное упражнение абсолютно всех членов группы.

Как бы там ни было, метод "горячего стула", изобретенный то ли гештальтистами, то ли психодраматистами (приоритет до сих пор оспаривается), является достаточно распространенным и популярным в тренинговой работе. Одним из вариантов применения этого метода можно считать упражнение "Стул откровений". Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из участников права получить прямую (то есть не завуалированную метафорами и аллегорическими образами) обратную связь от других участников, а во-вторых, в наложении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответах на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и на риск открытия себя для других.

Ведущий должен почувствовать момент, когда группа "созреет" для принятия этого упражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать появление по крайней мере двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее:

Программированное обучение
Скиннер одним из первых, исходя из идей бихевиоризма, стал пропагандировать пользу программированного обучения с помощью компьютеров. Он выдвигал следующие аргументы: каждый учащийся работает в своем темпе (холерик – быстро, флегматик – м...

Примитивные реакции
Примитивными реакциями называются такие реакции, при которых раздражение от переживаний не проходит целиком через интерполяцию развитой целостной личности, но тут же непосредственно реактивно обнаруживается в мгновенных импульсивных дейст...

Понятие культура и цивилизация, их смысловое значение
Всю свою многотысячелетнюю историю человечество практически только тем и занималось, что создавало рукотворную природу, утверждая себя в качестве силы, стоящей над природой. Оно достигло того, чего хотело, создав антропогенную среду, не м...


Игровой тренинг по саморегуляции

(снятию психологической усталости и поднятию настроения)


  1. Приветствие, объяснение целей и задач данного занятия - 7 мин.

  2. Разминка: «Мыльные пузыри», работа на сближение - 5-10 мин.

  3. Игра «Горячий стул» - сплочение коллектива, выплеск эмоций 5-10 мин.

  4. Игра - «Борцы Сумо» - снятие стресса - 5 мин.

  5. Релаксация – улучшение самочувствия, расслабление - 5-10 мин.

  6. Подведение итогов - 10 мин.

Вступительное слово ведущего.

XXI век – век огромных скоростей. Не каждому человеку удаётся успевать за жизнью, нас преследуют стрессы. Люди спасаются по–разному: одни находят отдушину в различных добрых увлечениях, другие – в алкоголе и наркотиках. Что бы научиться справляться со стрессом и усталостью мы предлагаем вам принять участие в игровом тренинге с релаксацией. Мы поможем вам выплеснуть всю отрицательную энергию и получить положительные эмоции.


  1. Меня зовут... Я предлагаю игру «Мыльные пузыри» . Итак, я выбираю одного человека, который начнёт эту игру. Он - маленький мыльный пузырик. Его задача - создать один большой пузырь из всех участников игры. Он ловит одного человека, они берутся за руки, и, не расцепляясь, ловят следующего. В конце концов, собирается очень большой круг, который постарается поймать последнего участника.
Обсуждение.

  • Понравилась ли вам игра?

  • Какие эмоции вы испытывали?

  1. Я предлагаю вам следующую игру «Горячий стул». Все вы ее знаете. Эта игра на выбывание – кто не успел сесть на стул, тот выбывает. Но сегодня мы изменим правила: кто не успел сесть на стул, тот садится на колени сидящего. Можно садится на колени того, кто уже сидит на коленях. Далее – труднее. В результате все сядут на оставшийся стул, ваша задача – продержаться на нем 5 секунд. Но еще сложнее и веселее нам будет, если каждый, садясь на колени, будет выкрикивать свое имя, а потом, сидя на одном стуле, все должны прокричать сое имя друг за другом. Спасибо.
Обсуждение.

  • Какие чувства вы испытывали?

  • Какие трудности возникали у вас в игре?
5. Я предлагаю следующую игру «Борцы Сумо». Все вы знаете, что такое японская борьба сумо. Толстенькие дяденьки сначала раскачиваются, чтобы устрашить соперника, потом пытаются схватить и уронить противника. С вами мы остановимся на этапе пугания. Итак, на 1й-2й рассчитайтесь. 1 номера встают в круг лицом внутрь круга. 2-е номера встают к ним спиной, образуя 2-ой круг. Начинаем разминаться, качаться из стороны в сторону. По моей команде (хлопок) все резко в прыжке разворачиваются лицом к противнику другого круга и страшно кричат, чтобы напугать. Это выходит из вас всё плохое.

Обсуждение.


  • Ваши ощущения в этой игре?

  • Чем понравилась игра?
6. Упражнение «Релаксация» позволяет человеку улучшить свое состояние, расслабиться.

Я предлагаю всем участникам по желанию либо сесть, либо лечь на коврик поудобней, расслабиться, закрыть глаза, и представить что вы на пляже у моря, слышится шум прибоя, у вас хорошее самочувствие, хорошее настроение.

Я буду произносить слова, а вы должны повторять их про себя:


  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

  2. Мои глаза закрыты.

  3. Мышцы лица расслаблены.

  4. Все лицо расслабленно, спокойно.

  5. Мой лоб приятно прохладен.

  6. Я совершенно спокоен.

  7. Я отдыхаю.

  8. Я чувствую себя хорошо.

  9. Я расслаблен.

  10. Мои руки расслабляются и теплеют.

  11. Мои руки полностью расслабленные, теплые...

  12. Мои ноги расслабляются и теплеют...

  13. Мои ноги полностью расслабленные, теплые...

  14. Мое туловище расслабляется и теплеет.

  15. Мое туловище полностью расслабленное...теплое...

  16. Моя шея расслабляется и теплеет.

  17. Моя шея полностью расслабленная... теплая...

  18. Мое лицо полностью расслабленное... теплое...неподвижное...

  19. Я чувствую приятный покой (небольшая пауза).

  20. Я чувствую себя отдохнувшим, набравшимся сил.
21. Откройте глаза. Можно потянуться.

Анализ упражнения

– Изменилось ли ваше самочувствие?

Данное упражнение можно ис­пользовать для того, чтобы успокоиться, восстановить силы.

7. Подводя итог занятия, хочу отметить, что атмосфера нашего общения изменилась, мы как будто стали ближе друг другу, спокойней, уверенней, появился заряд бодрости и хорошего настроения. Желаю вам сохранить это состояние надолго. Большое спасибо.

В работе с любой детской группой, особенно с агрессивными детьми, ведущий сталкивается с рядом трудностей.

Порицание, указание на ошибку могут вызвать смущение, огорчение, агрессию и негативное поведение детей. Похвала у одного вызывает бурную радость, и он с победоносным видом смотрит на остальных, у другого наряду с удовлетворением возникает чувство смущения. Неуспешность участника тренинга отдельные дети встречают равнодушно, а некоторые - даже со злорадством. Успешность же кого-либо из ребят может натолкнуться на безразличие одних и зависть других. Дело не в том, что ребенок не способен к сопереживанию из-за своего эгоизма. Он просто не обучен сопереживанию в новых для него условиях. Психолог должен заниматься развитием нравственных качеств у детей в группе.

Поведение участников тренинга, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать развитию группы, либо затруднять его. «Зависимый» ребенок будет постоянно спрашивать совета у ведущего и участников группы, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию. Проявление чрезмерного напряжения ведет к трудностям в общении и к посторонним разговорам. Скрытые намерения, оборонительные реакции участников тренинга, обусловленные чувством необходимости защитить себя от беспокойства, замешательства или возможной грубости, могут противоречить общим целям коллектива. В коррекционной группе всегда существует вероятность того, что любой ее член на каком-то этапе примет на себя роль, которая будет блокировать и его собственное развитие, и развитие группы в целом. К такому поведению приводят скрытые цели индивида и его стремление к неуязвимости, что проявляется в сопротивлении коррекционному процессу и в попытках манипулировать другими. Примерами подобного поведения могут быть самоустранение от работы, критиканство, прерывание разговора, стремление к самоутверждению, внесение неуместных предложений. При проведении групповой работы следует обратить внимание на следующие особенности взаимодействия между участниками, которые могут спровоцировать появление трудностей.

Споры и ссоры являются очень важной частью межличностного общения, в связи с этим они могут присутствовать и в групповой работе. Однако учащиеся младших классов еще не владеют ни вербальными способами выражения своего несогласия, ни способами разрешения конфликтов. Ведущий может использовать споры для обучения детей конструктивным методам разрешения конфликтов. Для уменьшения агрессивности во время спора или ссоры можно применять различные психологические техники (техника мозгового штурма, релаксация).

Нарушение границ доверительных отношений - вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности, на убеждении, что никто из группы за ее пределами не расскажет о том, что происходит на занятии. Без этого самораскрытие невозможно. Для тревожных и мнительных детей группа должна стать надежным местом, где все секреты под охраной. Поэтому, принимая нормы и правила поведения, необходимо обязательно уделить внимание вопросам доверия: обсудить аспекты конфиденциальности, обозначить ее границы.

Группировки - в коллективе могут возникать своеобразные содружества или группировки. Они могут оказаться полезными, если способствуют достижению общих целей. Например, взаимная поддержка двух робких, психологически зажатых участников поначалу может служить защитой от давления извне, вынуждающего их делать то, к чему они еще не готовы. Однако дружеские связи могут тормозить коммуникативные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обмениваются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких условиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапевтического общения не соблюдаются, а изменение и развитие личности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в группировку, чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности группы тем самым наносится урон. Создать сплоченность, преодолеть соперничество и раскол помогают задачи, которые требуют объединения и совместной работы всех участников тренинга. Важно использовать группировки для устранения барьеров в общении между детьми, а не пытаться их расколоть.

Что же делать, если в группе все-таки возникли определенные трудности?
Таблица 4: Трудности, возникающие в ходе групповой работы, и способы их устранения

Трудности, возникающие в ходе групповой работы Причина Средства их устранения и реагирования ведущего
Смех Несоответствие предложенных упражнений возрастным особенностям или возможностям детей Замените упражнение на более сложное или более простое. Введение больших психологических игр («Кораблекрушение», «Мафия» и т.д.), дальнейший пересмотр программы
Наличие в группе демонстративного ребенка (клоуна) Обратитесь к ребенку с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы мы обратили на тебя внимание?»; введите игру, позволяющую детям проявить себя («Брейн-ринг», «Дикая обезьяна», «Круг внимания»); дайте ребенку поручение
Нарушение правил Правила еще не усвоены На начальном этапе проведения групповой работы (2-3 занятия) необходимо повторять и напоминать правила; размещайте памятки с указанием всех правил на видном месте; повторно обсуждайте, проговаривайте правила и нормы поведения
Дети пытаются таким образом привлечь к себе внимание Обращайтесь с вопросом: «Может, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?»; вводите штрафные санкции, разработанные детьми (например, «черную метку»); отстраняйте ребенка от выполнения упражнения; игнорируйте (если нарушения несерьезные).
Отказ от выполнения упражнения Тревожность Разрешите не выполнять упражнение (не более 1-2), при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).; проведите дополнительную индивидуальную коррекционную работу; предложите упражнение на сплоченность и поддержку
Ситуация, рассматриваемая в упражнении, является для ребенка травмирующей Разрешите не выполнять упражнение при условии выполнения альтернативных заданий (побыть «Хранителем времени», «Наблюдателем» и т.д).;
Упрямство, ребенок пытается показать, что имеет власть над присутствующими Игнорируйте, но в дальнейшем проведите с ребенком индивидуальную работу; введите интересную коллективную игру; проведите индивидуальную коррекционную работу
Массовый отказ от выполнения задания, выход из группы (может быть спровоцирован одним ребенком, который повлиял на наиболее тревожных и неуверенных в себе участников) Открыто обсуждайте причины страхов и беспокойства детей; пересмотрите индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными
Агрессия по отношению к другим участникам Слабость самоконтроля Введите штрафные санкции, («Скамья запасных» с выполнением упражнения «Рисунок»); упражнение «Горячий стул»; дополнительная индивидуальная коррекционная работа
Провокация Упражнение «Я-сообщение». Ролевое проигрывание ситуации: участники ролевой игры меняются местами («провакатор»-«пострадавший»), далее возможно выбрать желающих, участников ролевой игры, из зала с целью демонстрации образцов разрешения конфликта, либо неконфликтного поведения
Зависимость, постоянная просьба о помощи ведущего Тревожность, демонстративность Сделайте ребенка своим помощником; поощряйте самостоятельное выполнение упражнений; Предложите вести «дневник достижений»
В Приложение 15 приведены упражнения, которые можно использовать для предотвращения возникновения трудных ситуаций в группе.
Итак, вы ознакомились с содержанием программы и основными принципами групповой работы. В следующем разделе приводятся сценарии занятий по программе профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников.


Приложение 15: Упражнения к разделу «Трудности в работе группы»

Упражнение «Брейн–ринг»
Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по человеку, и он говорит им на ухо слово, которое они должны жестами донести до своей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя. Вариант: передавать слово не жестами, а рисовать или лепить из пластилина.

Упражнение «Дикая обезьяна»
Один из детей (выбирается по желанию, либо из детей, нарушающих правила работы в группе) выводится за дверь или просто подальше от места расположения общего круга, чтобы он не видел и не слышал оставшихся. Ведущий говорит остальным участникам: «Сейчас мы его (ее) разыграем. Он вернется, а мы скажем, что здесь собрание самых диких обезьян и ему нужно определить, кого же мы загадали как самую дикую. Для этого, - скажет ему ведущий, - он должен спросить: “Кто здесь самая дикая обезьяна?” Вы все должны закричать: “Я! Я!” С двух попыток он должен будет угадать, кто же эта обезьяна. А самая дикая - эта та, кто громче всех кричит и сильнее всех бьет себя кулаком в грудь. Итак, две попытки. Он будет спрашивать, а мы кричать. После двух попыток он на кого-нибудь укажет. Мы все как бы удивимся и скажем, что он угадал. Тот на кого показали как на самую дикую обезьяну, выходит. Потом мы кого-то загадаем, вроде бы по-настоящему, и когда вернется второй ведущий и начнет спрашивать «Кто здесь самая дикая обезьяна?», первый раз мы все закричим “Я! Я!”, а второй - наберем воздуха для крика, но промолчим, и… - станет ясно, кто же у нас «дикая обезьяна», – ведь тот, кто сейчас за дверью, не будет знать о нашем сговоре. Вопросы есть?» Игра протекает согласно данной инструкции. Можно в начале удалить не одного, а трех-четырех человек.

Упражнение «Личный подвиг»
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

Упражнение «Наблюдатель», «Хранитель времени»
Во время работы группы могут возникать ситуации, когда ребенок категорически отказывается от выполнения того или иного упражнения. Задача психолога создать такие условия, при которых бы данные дети не выключались из общей работы. Им предлагается занять интересные, но пассивные должности:
«Наблюдатель» - это человек, который следит со стороны за соблюдением правил, либо упражнения, игры, либо правил поведения в группе.
«Хранитель времени» - это человек, который следит за соблюдением временных рамок определенной игры или упражнения.

Упражнение «Автомобиль»
Цель: сплочение группы
Вся группа должна построить воображаемую машину, которая должна проехать определенное расстояние по комнате. Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль. Водящий выбирается из участников группы. Он самостоятельно выбирает из участников «детали автомобиля» и объясняет им их роль, месторасположение и те движения, которые они должны выполнять, когда машина будет двигаться. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды, чтобы машина работала хорошо и могла передвигаться. Затем можно предложить, чтобы скорость машины несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться.

Упражнение «Рисунок»
Нарисовать портрет человека или ситуацию, которые вызывают негативные эмоции. Потом подписать рисунок корявыми буквами, порвать и выбросить.

Упражнение «Горячий стул»
«Горячий стул» это специальное место для участника, которому остальные дети из группы могут задать любой вопрос, на который ему необходимо честно ответить. Так же и сам участник, находящийся на «горячем стуле», может задавать вопросы о себе другим участникам группы и получать на них честные ответы.
Каждый из участников группы (либо участник, который нарушает правила работы в группе) по очереди садится на стул в центре круга. В это время остальные участники группы обращаются к нему: "Когда ты делаешь, говоришь то-то и то-то, или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то и такие-то чувства, или, мне кажется, что это означает то-то и то-то". Участник, сидящий на «горячем стуле» должен попытаться ответить на вопросы. Либо он сам может спросить группу: «Что Вам во мне нравится, а что - нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос.

При формулировке вопросов и ответов необходимо соблюдать правило шеринга «Мы говорим о том, что чувствуем, но не даем оценки действиям другого (вместо «плохо», «хорошо» - «Я понял…»; «Меня удивило…»; «Я почувствовал…»; «Я думаю …»; «Меня разозлило…»; « Я уверен, что…»; «Мне не понравилось…», «Мне понравилось…»)

После того, как все высказались, участник, который находился на «горячем стуле», рассказывает о том, что он понял из этих обсуждений, что ему понравилось, а с чем он не согласен.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге А.Г. Долговой



Поделиться