Занятия в доу перелётные птицы. Конспект познавательного занятия «Перелётные птицы» с презентацией

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования для детей" Занятие в объединении "Волшебный бисер" Тема: "Изготовление дополнения к цветочной композиции. Бабочки". ("Плетение букета цветов") Открытое занятие. Педагог дополнительного образования: Иванова Надежда Юрьевна Первый год обучения, дети 7-8 лет. Тема занятия: "Изготовление дополнения к цветочной композиции. Бабочки" Цели занятия: Обучающая: Познакомить детей с легендой о появлении бабочки. Научить выполнять плетение двумя способами - параллельным и методом проволочной закрутки. Развивающая: Развивать навыки работы по схеме, умение подбирать цвет в работе; Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность. Воспитывающая: Воспитывать чувство прекрасного в окружающей жизни, любовь к природе. Оборудование и материалы: -проволока, бисер, ножницы, баночки. -магнитофон, аудиозаписи. Наглядные пособия: Карточки - схемы плетения; композиции с изображением бабочек; макет бабочки; иллюстрации; цветовая схема (тёплые и холодные тона). Ход занятия: Оргмомент. Подготовка материала к занятию. Педагог обращает внимание детей на соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и проволокой. Преподаватель: - Тема нашего занятия сегодня- "Плетение бабочки". На предыдущих занятиях мы с вами плели из бисера и бусин цветы. Сегодня мы будем выполнять дополнение к цветочной композиции - бабочку. Отгадайте загадку: В ярком платье модница, Погулять охотница. От цветка к цветку порхает. Утомиться - отдыхает! (БАБОЧКА) В природе растения и насекомые неразрывно связаны между собой. Трудно представить себе цветочный луг и клумбу в саду без бабочек, стрекоз и пчёл, кружащихся вокруг цветов. Бархатные крылышки Чарующий полёт В танце водят бабочки Волшебный хоровод. Пёстренькие платьица Присели на листок Тронь - и вновь закружится порхающий цветок. Ребята, послушайте звуки природы. (Звучит фонограмма звуков природы). Для каждого любителя природы бабочки - это праздник души. Богатство красок и полёт. То стремительный, то неторопливый. Бабочки - это прекрасное творение живой природы, вершина её художественного мастерства. Эти удивительные создания населяют практически все уголки нашей планеты. Ребята! Расскажу я вам легенду о том, как появилась бабочка. Когда-то богиня цветов Флора решила сделать Зевсу- главному богу древней Греции, подарок. Она взяла частичку раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И, о чудо!!! Цветок ожил, сорвался с руки Зевса и полетел. Так по древнегреческой легенде появилась бабочка. Поэт Майков писал: Долина вся в цветах. Над этими цветами Рой пёстрых бабочек Цветов летучих рой. Так же, как и растения, бабочки могут найти своё воплощение в бисере, стеклярусе, бусинках. Выполненные из бисера бабочки могут стать дополнением к различным цветовым композициям, быть самостоятельным украшением причёски или костюма, если вот такую бабочку (демонстрация образцов бабочек) закрепить на булавке. Ребята, а сейчас посмотрите на иллюстрации и макет бабочек. Обратите внимание на цвет крыльев. Какие цвета вы увидели? Какого цвета могут быть бабочки? Вспомните и назовите тёплые и холодные цветовые оттенки. (Показ иллюстративного материала цветовых оттенков на стенде). Внимательно посмотрите на схему плетения бабочки. Здесь показаны два крыла - верхнее и нижнее, а также схема туловища. Необходимо будет выполнить два верхних и два нижних крыла бабочки. На схеме крылья всего двух цветов, вы можете подобрать свои оттенки бисера. Внимательно изучите схему верхнего крыла. Плетение выполняется сверху по стрелочке. Нижнее крыло выполняем по схеме (стрелочка снизу). Ребята, кто мне скажет, с чего начинается плетение? Дети: Набираем первый и второй ряд. (3 и 5 бисеринки). Второй ряд фиксируем. Педагог: Молодцы. Необходимо соблюдать осторожность при работе с проволокой и ножницами. Не заденьте рядом сидящего, проволоку держите под наклоном к плоскости стола, бисер насыпаем небольшими порциями. Физминутка. Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны в стороны) Больше спать не захотел. (наклоны вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потягивание) Взвился вверх и полетел (руки в стороны, маховые движения руками) Солнце утром лишь проснётся Бабочка кружит и вьётся. (кружимся). Педагог: Продолжаем работу. Туловище бабочки выполняем двумя методами плетения: параллельным и методом проволочной закрутки. Туловище плетём снизу вверх по стрелке. Сначала выполняем туловище, затем два верхних и два нижних крылышка. Педагог показывает плетение усиков бабочки методом проволочной закрутки. Педагог: А сейчас приступаем к работе. Дети выполняют плетение, педагог оказывает индивидуальную помощь детям, которые затрудняются в изготовлении отдельных элементов изделия. После самостоятельного выполнения работы проводится анализ работ. Вместе с педагогом дети просматривают выполненные работы, отмечают правильность выполнения изделия, недостатки в работе. Подведение итогов занятия. Педагог: - Ребята, чему новому вы научились на сегодняшнем занятии? - Что успели сделать? - Чему ещё хотели бы научиться? Педагог: Ребята, вы много нового узнали сегодня, многое сделали. Пусть не у всех всё получилось, но главное вы старались, работали с желанием и усердием. А сегодняшнее занятие закончено. Встретимся на следующем занятии. До свидания.

Конспект занятия
Тема: «Перелетные птицы»
Цели:
­ расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
­ расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях
тела и образе жизни птиц;
­ работать над грамматическим строем речи: закрепить употребление
именительного падежа ед. и мн. числа;
­ развивать общую моторику, диалогическую и связную речь, мышление
(умение устанавливать причинно­следственные связи).
­ воспитывать бережное отношение к природе,
­
самостоятельность
Оборудование: предметные картинки, схема с признаками весны, схемы
перелета птиц, мяч.
формировать навыки сотрудничества,
развивать инициативу,
Ход КРД:
Организационный момент.
­ Отгадайте загадку:
­Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
­ О каком времени года эта загадка? (Это весна)
Дети, а чтобы вы больше узнали о Весне, она прислала нам сюрприз –
весеннюю картинку. Давайте мы на нее посмотрим. (Схема с признаками
весны)
­ Как вы думаете, о чём нам Весна хотела рассказать, как можно одним
словом назвать, то, что изображено на схемах (Признаки Весны)
С приходом весны к нам возвращаются пернатые друзья. Как вы думаете, кто
это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему? (тело птиц покрыто
перьями, поэтому их называют­ пернатыми, а друзьями, потому, что они
поедают вредных насекомых, поют песни и радуют нас ими)
­ Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают
на юг, а весной прилетают с юга)
­ Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной
прилетают грачи)
Картинка с изображением грача и предлагает детям послушать рассказ.
­ Грач ­ большая птица. Она похожа на ворону. У него толстый большой клюв.
Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков,

червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на
самой верхушке дерева.
­ Вопросы:
­ На кого похож грач? (Грач похож на ворону)
­ Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый)
­ Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками,
личинками)
­ Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков)
­ Где делает грач своё гнездо? (Грач делает гнездо на верхушке дерева)
Пересказы детей.
Физминутка
­ Очень сытый и довольный
­ Возвратился с поля грач.
­ Не задаром ходит в поле
­ Удивительный силач.
­ Без него бы мы пропали,
­ А ему без лишних слов
­ Так и хочется всё время
­ Накопать нам червяков.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетает?»
Птицы с юга возвращаются не одновременно. Мы сказали, что сначала
прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками
журавли. Первый из вас должен назвать птицу, которая возвращается первой,
тот кому передадут мяч должен назвать первую птицу и добавить
следующую, и так все по очереди. Последний должен назвать всех четырёх
птиц в правильной последовательности.
­ Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой­
то порядок перелёта?
Ласточки, скворцы, – стайкой.
Цапли, утки шеренгой, прямым фронтом.
Гуси чаще всего летят косяком.
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Игровое упражнение
«Построимся как птицы».
­ Ребята, представьте, что мы с вами перелётные птицы. Прежде, чем
отправится в полёт, мы с вами должны выбрать вожака. Кто такой вожак?
(Птица, которая летит впереди стаи. Вожак должен быть сильным,
выносливым, смелым, умным)
Готовы полетать?

«Полетим как гуси». Дети строятся. «Как вы построились? Правильно,
косяком (дети строятся косяком и «летают» по залу под фонограмму)
Аналогично по другим схемам.
После такого перелёта, я предлагаю вам немного отдохнуть. (Дети
присаживаются)
Весной у птиц много важных дел. Что делают перелётные птицы весной?
Дети: – Возвращаются с юга, находят себе пару, строят гнёзда, откладывают
яйца, выводят и корят птенцов.
Давайте вспомним, как называют птенцов у каждой птицы.
Поиграем в игру “У кого кто ”. (единственное­ множественное число)
Сейчас мы разделимся на две команды. Я называю птицу. Одна команда будет
называть одного птенца, а вторая­ много птенцов. Готовы?
У грача – грачонок ­ грачата.
­ У утки – утёнок ­ утята
­ У лебедя – лебедёнок ­ лебедята
­ У соловья – соловьёнок ­ соловьята
­ У журавля – журавленок ­ журавлята
­ У дрозда – дроздёнок ­ дроздята
­ У чижа – чижонок ­ чижата.
­ У аиста – аистёнок ­ аистята
­ У скворца – скворчонок ­ скворчата.
Практическая работа.
Перед Вами картинки, обведите только перелетных птиц. Каких птиц Вы
обвели?
Итог. Оценка деятельности детей.

Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы. Предлагаемое занятие направленно на развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Расширяет представления о перелетных птицах (характерных особенностях внешнего вида, образа жизни). Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Перелетные птицы».
Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни..

Познакомить детей с понятием "перелётная птица"

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица), логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Дидактические игры: «Нарисуй весну» , «Собери птицу»

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц», «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Весна».

Формы непосредственной образовательной деятельности:
познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).
Формы организации: группа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.
Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма).

Воспитатель: Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети: Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники). От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы, тает снег…)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы. А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм. .

А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?

Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Первая перелетная птица прилетает… - грач. (слайд). Опишите, какой он.
Дети: Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель: У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда(слайд), чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель: Следующие птицы прилетают – скворцы.(слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.(слайд)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети: Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?

Дети: выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Д/и «Собери птицу» Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.
Итог НОД.

Воспитатель: Для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Воспитатель: Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали?

Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц.



«Перелетные птицы». Интегрированное занятие.

Цель: способствовать формированию целостной картины мира, способствовать развитию лексико-грамматических представлений и совершенствованию мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

2.​ Способствовать формированию навыков работы в коллективе.

Речевой материал:

1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

2​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

3.​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

4.​ Загадки.

Оборудование:

1.​ Картинки с изображениями птиц;

2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

3​. Раздаточный материал по количеству детей: маленькие карточки с изображениями; пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый); трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке); клеёнка для лепки; образец готовой работы.

Ход занятия

1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

Опадают листья.

Тает снег.

Ветер качает ветви деревьев.

Дети загорают у реки.

Люди убирают урожай на полях.

Птицы улетают на юг.

3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

Воспитатель:

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один - много»:

Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –

Кукушка –

Скворец –

Синица –

2.​ Игра «Нелепицы»:

Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

Послушайте внимательно и отгадайте:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот…

(Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут…

(Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Какие – зимующие? Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.



  • Поделиться