Запасы нефти в китае. Кто кого: Китай прекратил закупку нефти из США

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Развитие добычи нефти в Китае

Китай обладает крупнейшей в мире экономикой. Собственных запасов углеводородного сырья этой стране явно недостаточно. Начиная с 1993-го года, Китайская Народная Республика стала превращаться в одного из крупнейших экспортеров «черного золота» в мире, что значительно повлияло на энергетический рынок всего азиатско-тихоокеанского региона. Несмотря на некоторое снижение темпов китайского экономического роста, наблюдающееся в последнее время, в ближайшей перспективе потребности этой страны в углеводородах будут только расти.

До 90-х годов прошлого столетия сведения о нефтяных запасах этой страны представляли собой государственную тайну. Помимо этого, следует различать потенциальные запасы сырья от разведанных.

По сей день специалисты вынуждены довольствоваться данными, которые предоставляет китайская сторона. Согласно этим данным, объем достоверных китайских нефтяных запасов на суше составляет 5 миллиардов 300 миллионов тонн, а на шельфе Тихого океана – 4 миллиарда тонн.

Несмотря на нехватку добываемой в Китае нефти для собственных нужд, часть её некоторое время даже шла на экспорт (в основном – в Японию, и немного – в КНДР и Вьетнам). Однако, начиная с 1980-го года, экспорт стал неуклонно сокращаться. К примеру, если в 1986-ом из КНР на экспорт было отправлено 28 миллионов 400 тысяч тонн сырой нефти, то в 1999-ом этот показатель составил лишь 8 миллионов 300 тысяч тонн, а начиная с 200-го года экспортные поставки прекратились совсем.

Общая длина китайских магистральных нефтепроводов превышает 10 тысяч километров.

Одной из таких магистралей является трубопровод, соединяющий Цайдамское месторождение (город Голмуд) и Тибет (город Лхаса). Его длина составляет 1080 километров.

Самая обширная группа нефтяных промыслов в этой стране сосредоточена на Северо-Востоке этой страны, в бассейне рек Ляохэ и Сунхуацзян (нефтеносный бассейн Сунляо). Эта группа месторождений носит общее название Дацин.

Эта нефтеносная провинция объединяет нефтяные промыслы Чанво, Дацин, Дацин-Е, Синьчжоу, Шэнпин, Гаоси, Сунпантун, Чанцунлинь и Путаохуа-Абобаота. Общий объем запасов этого региона оценивался от 800 миллионов до одного миллиарда тонн «черного золота», но интенсивная разработка существенно сократила запасы этих промыслов.

Недалеко от группы месторождений Дацин расположено другое китайское месторождение – Ляохэ, с которого в середине 80-х годов прошлого века получали до 10 миллионов тонн «черного золота» ежегодно. Также рядом расположено месторождение под названием Фуюй, с годовым объемом добываемого сырья до 2-х миллионов тонн в год.

Дацинские нефтяные промыслы соединяются с портами Циндао и Далянь, а также со столицей КНР Пекином, областью Аньшань и с месторождением Даган (самым большим в Северном Китае) системой трубопроводов. С месторождения Даган в конце прошлого столетия получали до трех с половиной миллионов тонн нефтяного сырья в год.

Самыми известными месторождениями Восточного Китая являются промыслы, которые объединены общим названием Шэнли.

В эту группу входят такие нефтяные поля, как Гудун, Цзинцю, Чэндун, Ихэчжуан, Янсаньму, Шэнто, Хэкоу гудао, Юнаньдунсинь, Хацзя, Чунь Хаочжэнь, и Шаньдянь. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков здесь ежегодно добывали до 33 миллионов тонн сырья. Шэнли соединяется магистральными нефтепроводами с городами Чжэнчжоу и Синань. Также в восточно-китайской провинции Хэбэй есть нефтеносный регион под названием Цзинчжун, с объемом годовой добычи до пяти миллионов тонн.

Если говорить о юго-западных провинциях Китая, то там тоже есть нефтяные залежи, сосредоточенные в провинции Сычуань (севернее города Чунцин). Эти месторождения называются Наньчун, Иншань и Панланьчэнь.

Объем добычи – около 2 миллионов 200 тысяч в год. Именно в этой китайской провинции еще за 6 веков до нашей эры китайцы из неглубоких выработок при помощи бамбуковых.

В провинции Гуандун (Южный Китай) нефть есть на месторождении под названием Саньшуй. Объем добычи – около двух миллионов тонн нефти ежегодно.

В последнее время КНР возлагает большие надежды на свои северо-западные месторождения «черного золота», сосредоточенные на западе Синьцзян-Уйгурского китайского региона. В этот автономный район входят Юймэнь, Джунгария, Цинхай, Карамай, Турфан-Хами и Тарим.

По оценкам китайских специалистов, здесь находится примерно 30 процентов общекитайсских нефтяных запасов. Если в 1997-ом на этих промыслах добыли за год 16 миллионов 400 тысяч тонн сырья, то уже в 2001-ом эта цифра выросла до 23-х миллионов тонн. Самыми крупными в этой провинции месторождениями являются промыслы Таримской впадины.

Объем разведанных запасов здесь составляет 600 миллионов тонн, а потенциальных – почти 19-ть миллиардов. На севере этой впадины сосредоточены промыслы под названием Тамарик, Кань, Ичкелик, Дунчэтан, Дунцулитагэ, Якела, Бостан, Тугалмин, Акекум, Терген, Цюнькэ, Сантаму и Луньнань. На юге Таримской впадины сосредоточена группа промыслов под общим названием Тачжун. С северной частью (промыслом Луньнань) их соединяет трубопровод протяженностью 315 километров.

На западе Тарима (граница с Киргизией и Таджикистаном) также открыты нефтеносные районы (Башэтопу и Карато). Только с месторождений Таримской впадины в 2010-ом году было получено более 14-ти миллионов тонн нефтяного сырья. В Джунгарии между Алтаем и Тянь-Шанем расположено старое месторождение нефти Карамай, открытое еще в 1897-ом году.

Потенциально запасы этого нефтеносного региона оцениваются в полтора миллиарда тонн. Отсюда проложены трубопроводы Карамай – Шаньшань и Карамай – Урумчи. Годовой объем добычи – около пяти миллионов тонн. В Цайдамской впадине расположена группа промыслов под названием Лэнху, дающие до 3,5 миллионов тонн «черного золота» в год. Есть нефтепровод, соединяющий Лэнху и Ланьчжоу.

В настоящий момент 90 процентов китайской нефти добывают на суше. Морская нефтедобыча началась в 1969-ом году на шельфах Бохайского залива, Восточно- Южно-Китайского и Желтого морей. Есть разведанные нефтяные залежи на шельфе острова Хайнань.

Потенциальные нефтяные запасы в Южно-Китайском море, на шельф которого претендуют 12 стран этого региона, специалисты оценивают от 10-ти до 16-ти миллиардов тонн. Все государства этого региона в год на этом шельфе добывают от 150-ти до 200 миллионов тонн «черного золота». Из этого количества на долю Китая приходится чуть более 16-ти миллионов.

Если говорить о китайской нефтеперерабатывающей промышленности, то общая мощность её предприятий составляет более 5-ти миллионов баррелей сырья в день.

Китайские НПЗ, производящие нефтепродукты, сосредоточены в крупных китайских городах и поблизости от самых значимых месторождений. Постепенно доля импортного сырья для этой отрасли китайской экономики возрастает, поскольку китайские нефтяные сорта отличаются высоким содержанием серы, из-за чего выгоднее становится перерабатывать легкие ближневосточные сорта этого полезного ископаемого. Самым крупным китайским НПЗ является завод, расположенный в провинции Хайнань (город Даньчжоу). Первая очередь этого предприятия обошлась в 2 миллиарда 200 миллионов долларов США.

Добыча китайских полезных ископаемых находится под жестким государственным контролем и вертикально интегрирована. В настоящее время, после проведенной в 1998-ом году реструктуризации, крупнейшими в Китае являются три нефтяных компании:

  • Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC). Под контролем этой компании находится 70 процентов разведанных нефтяных ресурсов государства, сосредоточенных в северных, северо-восточных и западных провинциях. В 1999-ом была образована новая дочерняя компания под названием PetroChina Company Ltd, которая получила от CNPC большую часть внутренних активов национальной корпорации. Сама CNPC оставила за собой весь зарубежный бизнес, а также управление нефтепроводной системой.
  • Китайская национальная морская нефтяная корпорация (CNOOC). С дочерними компаниями CNODC и CONHE. Как ясно из названия, она занимается морской нефтедобычей.
  • Китайская нефтехимическая корпорация Sinopec. В её ведении находится китайская нефтеперерабатывающая промышленность.

Помимо этих трех гигантов, есть и другие компании, которые были созданы для узкоспециализированных целей:

  • CPECC – занимается строительством инфраструктуры для нефтяного экономического сектора, а также принимает участие в строительстве нефтеперерабатывающих заводов.
  • Китайское нефтегазовое бюро (КНБ) – таких предприятий несколько, их основная задача – строительство трубопроводов.
  • Добычу на юге Китая осуществляет компания под названием China National Star Petroleum Co, образованная в 1997-ом году.
  • Shanghai Petrochemical занимается нефтепереработкой на северо-востоке КНР.
  • Zhenhai Referining & Chem – занимается нефтепереработкой на юго-востоке Китая.

Достаточно неплохо проработанная правовая база дала возможность иностранным корпорациям достаточно успешно начать работать в этой стране. Еще в 1998-ом году между КНР и 67-ми зарубежными компаниями, представляющими 18-ть стран мира, было подписано 130 контрактов, разрешающих им разведку и эксплуатацию месторождений нефти, расположенных на шельфе Южно-Китайского моря. Общий объем привлеченных инвестиций составил почти 3 миллиарда долларов США.

Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC)

В последнее время сдвинулась с мертвой точки и совместная российско-китайская программа сотрудничества в этой отрасли. Первой ласточкой должен стать газопровод «Сила Сибири», строительство которого полным ходом ведет корпорация «Газпром» совместно с китайскими коллегами. Россия в последнее время стала одним из главных экспортеров «черного золота « в КНР, и дальнейшие перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере, особенно на фоне улучшившихся в последнее время отношений с этой страной, оцениваются как весьма широкие.

Китай может в этом году стать мировым лидером по объему импорта нефти, впервые опередив США. Импорт КНР нефти вырастет с 6,68 млн до 7,5 млн барр. в сутки, прогнозируют эксперты

В этом году Китай может опередить США и стать мировым лидером по объему импорта нефти. Импорт нефти в текущем году вырастет до 7,5 млн барр. в сутки c рекордных 6,68 млн барр. в сутки, прогнозирует Чжун Фулян, вице-президент Unipec, трейдингового подразделения китайского нефтепереработчика Sinopec, крупнейшего в Азии. Такое предположение он высказал на проходящем в Пекине Российско-китайском нефтегазовом форуме-2016, организованном ценовым агентством Argus Media.

Ранее аналитик Ли Ли из исследовательской компании ICIS China предполагал, что объем закупки нефти за рубежом может достичь в этом году 370 млн т (7,2 млн барр. в сутки), что больше прогнозного показателя импорта нефти в США — 363 млн т (7,08 млн барр. в сутки), сообщало агентство Bloomberg .

Мировое лидерство по импорту нефти Китай может достигнуть не только за счет роста зарубежных поставок — закупки КНР сырья в 2015 году выросли на 8,8%, следует из данных Главного таможенного управления КНР, — но и благодаря росту собственного производства нефти в США, что снижает их зависимость от импорта. Поставки сырья в США последовательно сокращаются с 2005 года.

В феврале — впервые в истории — импорт Китаем нефти превысил 8 млн барр. в сутки, оставив позади США, крупнейшего в мире потребителя углеводородного сырья.

Нефть в США и Китае

На 7-22% снизилась стоимость запуска одной скважины на крупнейших в США месторождениях сланцевой нефти (Eagle Ford, Bakken, Marcellus и Permian) по сравнению с 2014 годом

На 25-30% снизились издержки американских нефтегазовых компаний на разведку и добычу в 2015 году по сравнению с десятилетним максимумом 2012 года

От 100 тыс. до 300 тыс. барр. в сутки будет получать рынок США после «разморозки» 660 скважин

На 5,5% сократилась добыча нефти в США с прошлого лета

До 372 сократилось число буровых нефтяных вышек в США на неделе с 21 по 25 марта — минимум с ноября 2009 года

На 20% в годовом исчислении вырос в феврале импорт нефти в Китай; объем ежедневных поставок стал рекордным за все время наблюдений

1,38 млн барр. в день поставляла в Китай Саудовская Аравия в феврале 2016 года. Рекорд был зафиксирован в феврале 2012 года на уровне 1,39 млн барр. в день

Почти на 48% по сравнению с предыдущим годом увеличила в феврале поставки в Китай Россия, до 1,03 млн барр. в день

До 538 тыс. барр. в день в феврале увеличил поставки нефти в Китай Иран, на 1% больше по сравнению с прошлым годом

26,68 млн т российской нефти поставлено в КНР в 2015 году

Источник: IHS, TIPRO, Reuters , Financial Times, Goldman Sachs, Министерство энергетики России

Китай продолжит наращивать закупку нефти за рубежом для обеспечения сырьем растущий нефтеперерабатывающий сектор и пополнения стратегических резервов, прогнозирует Standard Chartered Bank в записке от 24 марта. По прогнозу банка, импорт нефти в Китай превысит 10 млн барр. в сутки к концу 2018 — началу 2019 года. «Устойчивое увеличение нефтяного импорта в КНР происходит параллельно с ростом китайского нефтеперерабатывающего сектора, — отмечал аналитик банка Прия Балчадани. — Одновременно с этим страна наращивает свои стратегические резервы нефтепродуктов».

Китай использует падение цен на нефть для увеличения объема своих стратегических запасов. Пекин также активно вкладывает в увеличение нефтеперерабатывающих мощностей на фоне роста спроса на нефтепродукты, которые стране приходится закупать за рубежом: сжиженный углеводородный газ, нафту и мазут, отмечает банк. Параллельно с этим Пекин продолжил наращивать запасы на случай чрезвычайных ситуаций.

Желание накопить нефть впрок настолько велико, что в этом году Китай может приступить к формированию четырех дополнительных стратегических резервов нефти, эквивалентных стодневному объему импорта. Резервы должны быть сформированы к 2020 году.

Угроза для США

Китай замедляется

Глава ФРС США Джанет Йеллен во время своего выступления 29 марта назвала замедление экономики Китая среди основных внешнеэкономических рисков. По ее словам, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы рост китайской экономики замедлится в связи с изменением модели экономического развития КНР с инвестиционной на потребительскую и с переходом от экспорта ко внутреннему потреблению. Неясно, насколько гладко пройдет этот переход и как контролировать возможное появление финансовых сложностей в его ходе. Эту неопределенность усилила турбулентность на мировом финансовом рынке, возникшая из‑за нового обвала на китайском фондовом рынке в начале года.

Низкие цены помогут импортерам

Йеллен также отмечает, что для США как для крупнейшего импортера нефти низкие цены будут способствовать росту расходов и экономической активности в течение нескольких лет. Но для стран, экономика которых зависит от нефтяного экспорта, падение цен может привести к резкому урезанию расходов, а для энергетических компаний — к существенному сокращению доходов и увеличению сокращений. Дальнейшее снижение цен на нефть может привести к неблагоприятным последствиям для мировой экономики в целом, отметила она.

Рост нефтепереработки

Драйвером спроса Китая на нефть станут частные НПЗ, закупающие нефть за рубежом. Ранее Китай выдал 13 частным НПЗ квоты на импорт нефти совокупным объемом 55 млн т, или 18% от общегодового китайского импорта.

Растущий спрос на бензин и авиатопливо обеспечит значительные объемы нефтепереработки на крупнейшем в мире автомобильном рынке, ожидает Standard Chartered. При этом Пекин нарастил экспорт дизельного топлива в условиях снижения спроса, ослабшего вследствие сокращения промышленного производства.

По данным Standard Chartered Bank, спрос на нефтепродукты в стране вырос на 6,2%, до 9,4 млн барр. в сутки, в 2015 году, а в этом году он увеличится еще на 420 тыс. барр. в сутки. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation — CNPC) прогнозирует рост до 11,32 млн барр. в сутки. По прогнозу CNPC, нетто-импорт нефти Китаем в 2016 году увеличится на 7,3%, до 7,14 млн барр. в сутки.

Всего в 2016 году на Китай придется 37% мирового спроса на нефтепродукты.

Заморозку обсудят в апреле

Министр нефти Катара Мохаммед бин Салех аль-Сада заявил, что свое участие в саммите, посвященном заморозке уровня добычи нефти, подтвердили 12 стран, сообщает AP. Это Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, ОАЭ, Венесуэла, Нигерия, Алжир, Индонезия, Эквадор, Бахрейн, Оман и сам Катар.

По словам аль-Сады, в Дохе по‑прежнему ожидают официальных подтверждений от других стран, которые обозначили намерение присоединиться к обсуждению.

Совещание экспортеров нефти по ограничению уровня добычи состоится в Катаре 17 апреля.

Осведомленные источники агентств Reuters и Bloomberg также сообщали о желании Ирана посетить саммит, уточняя при этом, что участие в переговорах по заморозке добычи представителями Исламской Республики не планируется.

Увеличению импорта нефти и нефтеперерабатывающих мощностей будет способствовать реализуемая Пекином ценовая политика. В прошлом году Национальная комиссия по становлению и реформам Китая приняла решение не опускать цены на бензин и дизтопливо, если цена на нефть будет находиться ниже $40 за баррель.

«Спрос Китая на нефть продолжат стимулировать частные НПЗ, закупающие импортные объемы, а также стремление нарастить стратегические резервы в условиях низких цен, — приводит Bloomberg слова Ли Ли. — При этом зависимость США от импорта нефти будет постепенно снижаться на фоне увеличения добычи внутри страны».

Ремонт нефтяной скважины в провинции Шаньдун
Вообще считается, что в Китае нефти нет, в смысле многие считают, что ее вовсе нет, но она там все-таки есть.

Например, после великого отца всех народов, уж при великом кормчем всех народов Китай даже экспортировал нефть в Японию (прикинь, да!), а вырученные средства направлял на освободительную борьбу угнетенных классов Африки и прочей Латинской Америки, а главное - братской Албании против своих многочисленных угнетателей. Во времена «Большого скачка» и около«Культурной Революции» во многочисленные китайские массы даже лозунг брошен был: учиться у Дацина. Именно Дацин был центром китайской нефтедобычи. Но Великому Кормчему пришлось разочароваться еще при жизни – нефть в Дацине кончилась едва ли не при его жизни.
Теперь в Китае нефть добывается не в меньших количествах, но потребностей даже своих такая добыча не покрывает, вот и работают китайские компании по всему третьему миру – от бестолковой, но гордой России до почти толковых и не менее гордых Вьетнама и Ирана. Ну да об этом я тебе еще напишу не раз, а пока расскажу тебе о небольшом городке нефтедобытчиков в районе Фусин провинции Ляонин.
Не то чтобы у нас, в России, я объездил все города и веси, но кое-где бывал и в городках нефтедобытчиков бывать приходилось, а тут раз, и обалдел. Опять же в Китае я много городов видел всяких разных, а все равно раз!.. и обалдел!
Обычно небольшие китайские города грязненькие и непрезентабельные, особенно на Севере, и тем паче на Северо-Востоке, а тут еду, дорога становится шире и ровней, цветов на обочине просто море, автозаправки как-то богаче выглядят. А главное – дорога, та, что от трассы в город ведет не грязная и разбитая, а совершено чистая, подметенная, политая, да еще и фонари по краям не обычные стоят, а со всякими завитушками и цветными плафончиками.
Я-то причину раньше раскусил, но по простоте своей душевной думал, что в этом смысле Китай от нас никак отличаться не может. Ан нет, отличается. Дело в том, что вокруг городка этого раскинулись обширные кукурузные поля, и не было бы в этом ничего необычного, если бы прямо посреди этой кукурузы не торчали там и сям большие, качающие «мочу динозавров» насосы. Опять же на въезде в город заметно было целое поле из огромных баков нефтехранилища с желто-красным цветком на своих боках.
Дальше эта причина стала еще явственней – рядом с мэрией городка стояло настолько же богатое здание все с той же желто-красной эмблемой Petro China.
То что Пекин в своем центре очень чист и привлекателен, это понятно, что прекрасны Далянь, Циндао, Вэйхай и Бэйхай, тоже ясно, но чтобы какой-то паршивый городишко в ста пятидесяти километрах от Шэньяна выглядел лучше самого Шэньяна – это уже нечто. Сразу видно, что китайское правительство много денег тратит на гелогоразведку – я видел парочку экспедиционных буровых и множество вспомогательных автомобилей и все они были некитайского производства – то есть для таких серьезных дел их брали сразу в сборе, и автомобиль и то, для чего все это нужно сразу. Но что особенно отрадно правительство Китая, а компания Petro China имеет наполовину государственный пакет так заботится о тех, кто нефть, эту кровь экономики для страны добывает. Пятиэтажные домики здесь стоят явно не оттого, что нет денег на высотные строения, просто городок небольшой и пока растить ввысь ему не обязательно. А какие широкие у него улицы, а какой в короде китнотеатр и дворец культуры! Но самое примечательное – небольшой ландшафтный парк. Пока папы и мамы добывают черное золото дедушки с бабушками выгуливают в нем детишек или удят рыбу прямо в искусственном пруду.
Китайские полицейские и без того приветливы, а здесь они просто лучатся благожелательностью.
Знаешь, это конечно показуха, только вот кому они чего показывают? Только тем крестьянам, что в городок сей продукцию свою привозят. Ну и нашим нефтяникам, что в этот городок наезжают опытом делиться. Только вот ездят сюда начальники, а они и без этого живут шоколадно. И вот ведь что радует, когда кончится нефть в окурге не погибнет городок в районе Фусин. Вон Дацин – в нем нефть кончилась почти, а они ничего, обитают и не просто так, концы с концами им сводить без надобности. Северный сосед, эРэФа наша бестолковая аккурат в Дацин нефтепровод тянет, а тут еще клон президента Медведьев приехал и говорит, что еще больше мы им и нефти и газа поставим. Ну, чем не хорошо?
Нет, что не говори, а мне нравится, что рядом со мною живут умные люди.


А вот здесь экология не страдает - и нефть и кукуруза!



Вообще американских грузовиков в Китае днем с огнем, а тут...


Мэрия и офис Petro China


Чистота и тишина на улицах поражает


Завтрак закончен и никого лишнего!



Нечто вроде дворца культуры "Нефтянник"



А это кусочек горпарка



Здесь не только УТИ МиГ-15 на постаменте, но и детская "железка"



Все крестьянство уже за городом, в нем им с живностью делать нечего

15:34 — REGNUM Падение нефтепроизводства в Китае продолжается. Согласно данным Государственного статистического управления КНР за май 2017 года, добыча черного золота упала здесь до минимума за последние шесть лет.

Отмечается, что добыча нефти в Китае сократилась на 3,7% в мае этого года по сравнению с тем же периодом 2016 года. Таким образом, нефтепроизводство уменьшилось на 3,83 млн баррелей в сутки и составило 16,26 млн тонн. Последний раз такой низкий показатель был зафиксирован в 2011 году. По мнению аналитика SCI International Гао Цзяня , сокращение нефтепроизводства в Китае обусловлено в настоящее время тем, что на самых крупных месторождениях страны стали с самого начала года сокращать добычу.

«Темпы падения добычи будут ослаблены в этом году из-за высоких цен на нефть», — считает Цзяня.

Небольшая стабилизация мирового нефтяного рынка привела к тому, что цена на черное золото не выходит за рамки $48−55 за баррель. Это, в свою очередь, способствует увеличению инвестиций в нефтяную отрасль. В результате чего падение добычи китайской нефти немного замедлилось.

С добычей собственного природного газа в Китае похожая история. В мае этот показатель упал до 12 млрд кубометров, если сравнивать объемы добычи газа с апрелем 2017 года. Это самый низкий уровень с октября прошлого года. Однако если сравнивать добычу газа в КНР в мае 2017 года с аналогичным периодом прошлого года, то этот показатель, напротив, вырос на 10,5%.

Напомним, что последние 15 лет добыча нефти в Китае стабильно росла, в 2015 году эта страна стала пятым по величине производителем черного золота в мире, однако в течение первых восьми месяцев 2016 года объем его добычи снизился на 5,7%. Крупные китайские госкомпании все больше стали снижать свои объемы добычи и сворачивать работы на дорогостоящих месторождениях после того, как мировые цены на нефть упали в 2016 году до минимальных отметок с 2003 года.

ИА REGNUM ранее передавало, по итогам 2015 года добыча нефти в КНР достигла 4,3 млн баррелей в сутки. По мнению экспертов, это производства энергоносителя, после чего китайская нефтяная отрасль вошла в фазу долгосрочно снижения. В результате чего Пекину пришлось наращивать импорт нефти, чтобы обеспечить растущий внутренний спрос на углеводородное сырье, притом, что еще несколько лет назад Китай хотел максимально сократить свою зависимость от импортной нефти и поэтому поддерживал субсидиями свою нефтяную отрасль. Эта ситуация с Китаем, как ожидали многие аналитики рынка, должна была способствовать повышению цен на нефть на мировом рынке.

В июле 2016 года производство черного золота в КНР сократилось на восемь процентов, достигнув отметки в 3,95 млн баррелей в день, что является минимальным показателем за последние пять лет. В августе среднесуточная добыча нефти упала до минимума с декабря 2009 года, составив 3,89 млн баррелей в день. Это произошло сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому, что старые месторождения больше не могут увеличивать добычу, а новые крупные месторождения пока не открыли. Во-вторых, многие китайские нефтяники были вынуждены закрыть свои низкорентабельные скважины, чтобы оптимизировать производство. Так, по данным опубликованной отчетности за первое полугодие 2016 года, чистая прибыль Sinopec значительно снизилась, PetroChina показала минимальную прибыль, а СNOOC получила убыток.

Однако эксперты еще летом 2016 года обращали внимание на то, что Китай, когда падают цены на нефть, наращивает импорт энергоносителя. Зато, когда цены повышаются, то собственная добыча в стране активизируется, поэтому стабилизация рынка может способствовать тому, что Китай в скором времени вновь выбьется в лидеры по нефтепроизводству.

Фото Reuters

КНР входит в первую пятерку ведущих производителей нефти. Однако залежи истощаются, затраты на эксплуатацию скважин и транспортировку топлива из Синьцзяна в прибрежные провинции растут. Поэтому госкорпорации сокращают добычу. Но они ответственны не перед частными инвесторами, а перед правительством, которое не позволит увольнять массу рабочих. Убыточные месторождения будут продолжать эксплуатироваться. По прогнозам экспертов, потребности Поднебесной в импорте «черного золота» тоже будут расти.

Некоторые аналитики считают, что нефтедобыча в Китае достигла своего пика. Главные корпорации приходят к выводу, что разумней оставить больше нефти в земле, чем вести разработки, пишет Wall Street Journal. В подтверждение газета приводит данные о производстве, обнародованные этими корпорациями.

China Petroleum & Chemical Corp., более известная как Sinopec, сообщила, что у нее производство сырой нефти упало в прошлом году почти на 5%. Ее конкурент - гигант PetroChina Co, находящийся в собственности государства, информировал, что добыча упала на 1,5% за первые три квартала 2015 года. Вместе на Sinopec и PetroChina приходится примерно 75% производства нефти в Китае. Cnooc Ltd. – третья по добыче китайская компания. Она добывает нефть, в основном, на морском шельфе. Эта фирма объявила, что ожидает снижения добычи на 5% в этом году.

Питер Ли, аналитик по энергетике в группе Fitch ,комментирует: «В Китае знают, что под землей большие ресурсы, но дешевле импортировать».

В последние месяцы рынки сосредоточили внимание на противоречиях между США, Россией и членами ОПЕК. Брокеры ждут, когда крупный производитель начнет сокращать производство, чтобы поднять цены. Но пока сокращение добычи было минимальным. Тем не менее аналитики прогнозируют, что добыча в Китае в этом году снизится в размере от 100 тыс. до 200 тыс. барр. в день. В 2015-м она достигла рекордного показателя в 4,3 млн барр. в день. По словам Нельсона Вана, специалиста по нефти в брокерской фирме CLSA в Гонконге, сокращение производства в Китае приведет к тому, что избыток предложения на глобальном рынке уменьшится.

В беседе с «НГ» партнер компании «Русэнерджи» Михаил Крутихин отметил, что в «западных районах Китая есть нефтеперерабатывающие мощности. Но запасы там стали истощаться. Они давно находятся в производстве. Поэтому нефть приходится ввозить, в том числе из соседнего Казахстана. Там даже есть нефтепровод, который можно использовать для получения нефти из России. Сейчас он не используется, Казахстан занимает эти мощности». А на востоке Китая нефть получают сразу из нескольких источников, но не из Средней Азии. Это собственная добыча, нефть морем и из России по контракту с «Роснефтью».

Касаясь перспектив китайского импорта, Крутихин сказал: «В последнее время стало очевидно, что статистике китайских государственных органов доверять нельзя. Неизвестно, прирастает или перестал прирастать ВВП Китая. Поэтому и оценить рост импорта нефти трудно. Можно предположить, что рост будет, но не такой объемный, как ожидалось раньше». По словам эксперта, Китай заполнил свои стратегические хранилища, но все еще не начал строить вторую очередь хранилищ. Поэтому пока нефти ему требуется не так много.

Предельные издержки производства на некоторых самых дорогих месторождениях составляют примерно 40 долл. за баррель. Это выше 30 долл. за баррель, по которой нефть продавалась в последние недели. Продолжать добычу китайским компаниям становится невыгодно. Однако снижения добычи в Китае будет недостаточно для достижения равновесия на мировых рынках. Предложение, вероятно, превысит потребность примерно на 1,5 млн барр. в первой половине этого года, предсказывает Международное энергетическое агентство.



Поделиться