Защитные светофильтры. Какие бывают светофильтры и как их правильно выбрать для объективов

Светофильтр на объектив - это, пожалуй, самый непонятный для новичка в фотографии аксессуар. С одной стороны, все фотографы прошлого так или иначе их использовали. Да и консультант в магазине, скорее всего, настойчиво посоветует вам приобрести светофильтр. С другой стороны, за последние годы многое поменялось в технической стороне фотографии: некоторые типы фильтров стали просто не нужны.

Тем не менее ряд сюжетов без правильно подобранного фильтра снять точно не удастся. Да и самую банальную задачу - защиту передней линзы объектива от механических повреждений - никто не отменял. В этой статье поговорим о том, какие фильтры действительно нужны для фотографии сегодня и как выбрать лучший светофильтр.

Какие фильтры не нужны для цифровых камер?

С начала XXI века многие фотографы перешли с пленочных фотоаппаратов на цифровые. Безусловно, это упростило процесс съемки и обработки снимков. Точно так же переход на цифровые технологии сказался на работе со светофильтрами. Например, все современные цифровые фотоаппараты сами умеют подбирать баланс белого, адаптируясь к условиям освещения - лампам накаливания, солнечному свету и другим источникам. А ведь совсем недавно для обеспечения правильной цветопередачи использовались не предустановки баланса белого, а стеклянные фильтры разных оттенков и плотности, их еще называли конверсионными. Итак, об этом типе светофильтров можно забыть, если вы снимаете на цифровую камеру.

Кроме конверсионных также широко применялись просто цветные фильтры: красные, желтые, синие, зеленые. Их использовали для черно-белой фотографии. Благодаря таким фильтрам до пленки беспрепятственно доходили лишь лучи определенного цвета, а остальные цвета ослаблялись. Например, красный фильтр позволял получить на черно-белой пленке почти черное, очень драматичное и красивое небо. Сегодня такой же эффект легко получить как при цифровой обработке, так и непосредственно в камере.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/2500 с, 70.0 мм экв.

Потеряли былую актуальность софт-фильтры, снижающие резкость кадра для получения определенного художественного эффекта - сглаживания текстуры и неровностей кожи в портретной съемке, свечения контрастных границ в других сюжетах. Им на смену пришла цифровая ретушь. Впрочем, здесь не все так однозначно. Некоторые фирменные софт-фильтры дают уникальный эффект, подобно тому как каждый объектив обладает неповторимым характером размытия фона. Так что полностью отказываться от софт-фильтров не стоит.

— отфильтровывает ультрафиолетовые лучи и поглощает избыток голубого спектра, тем самым нормализуя цветовой баланс при дневном осещении.

Clear-фильтр

— просто защищает линзу, не влияет на снимок. Также у разных производителей может называться защитным или P-фильтром.

Какие фильтры лучше и насколько они ухудшают фото

Надеюсь все понимают, что улучшать фото они в принципе не могут. Это еще одна поверхность воздух-стекло, которые так сильно влияют на качество оптики.
До изобретения просветления такие переходы воздух-стекло просто «убивали» картинку. Мало того, что каждый такой переход снижал количество проходящего света на 4-8%, так еще и неидеальность линз добавляла аберрации, а непрошедший через линзу свет переотражался и снижал контраст.

После изобретения просветления, а затем и мультипросветления ситуация в корне изменилась. Стали возможны объективы с огромным количеством линз и переходов воздух-стекло.

Современные объективы теряют примерно ½-1% света при прохождении его через такую границу.

Соответственно нас в первую очередь будет волновать, чтобы защитный или UV-фильтр имел . И имел его с обеих сторон стеклянной поверхности.

Например, у Hoya , известного производителя фильтров есть три градации фильтров.

Standard, Hoya Multi-Coated (HMC), Super Hoya Multi-Coated (Super HMC).

97% света проходит

Данные фильтры имеют мультипросветление с обеих сторон. В тоже время фильтры некоторых производителей, которые заявляют о мультипросветлении имеют мультипросветление только с одной стороны. Кто-то добавляет просветление методом напыления и такое покрытие быстро снашивается. Правильный метод — приклеивание слоёв мультипросветления к стеклу.

фильтры с мультипросветлением

Super Hoya Multi-Coated (Super HMC)

99.7% света проходит

в 1996-ом году Hoya выпустила на рынок Super HMC фильтры, которые включают в себя: Skylight, 1B, UV (0), ND 2X, ND4X и ультра-тонкий круговой поляризатор (CPL), который имеет аж 7 слоёв просветления с задней стороны. Такие фильтры имеют по 6 слоёв просветления с каждой стороны. Собственно 1 слой это обычный, для того, чтобы можно было безбоязненно чистить, а остальные 5 слоёв — просветляющие, предотвращающие рассеяние света при попадании на линзу. На таких фильтрах теряется в среднем лишь 0.3% (!) от всего попавшего на поверхность фильтра света.

На сайте Hoya приведён простой пример, понятный каждому. Скажем вы купили объектив 24-70/2.8 за 500долл., но одели на него дешевый фильтр из простого стекла. Зная, что простое стекло отражает до 9% попавшего на него света, вы потеряли 9% от светосилы вашего объектива. Таким образом ваш объектив превратился в 24-70/3.

Фильтры Hoya я здесь разобрал всего лишь для примера. Есть еще хорошие производители фильтров, такие как B+W (Schnieder Group, Schott Glaswerk), Marumi , Carl Zeiss (Zeiss Group, Schott Glaswerk) и т.д.

Верить или не верить таблице с сайта lenstips — ваше дело (я не очень верю). Мой личный опыт говорит, что если сравнивать марки B+W , Marumi и Hoya , то они по убыванию качества выстроятся так:

1. B+W XS-PRO UV-Haze MRC Nano / B+W XS-PRO Clear MRC Nano (нет в этой таблице)
2. B+W F-PRO UV-Haze MRC
3. Carl Zeiss T* UV
4. Hoya HD UV
5. Hoya Fusion
6. Marumi Super DHG UV, Marumi Super DHG Lens Protect (он не фильтрует УФ)
7. Tiffen

Таблицу наши польские друзья предпочли изобразить в «попугаях», но точные значения результатов теста вы можете найти по указанной мной ранее ссылке.

Из всех фильтров особенно отличились Hoya UV G series , King UV и Tiffen UV , которые по характеристикам были не лучше хорошего оконного стекла.

Материалы оправы фильтров

Материалы оправы фильтров чаще всего встречаются из алюминия и латуни. Например, Hoya использует алюминий, объясняя это тем, что он износостойский и при падении линзы скорее пострадает алюминиевый фильтры, нежели оправа объектива, которая сейчас чаще всего бывает из алюминия же или поликарбоната.

В тоже время B+W делает оправы фильтров преимущественно из латуни, объясняя это тем, кто алюминиевый фильтр часто «прикипает» к алюминиевой оправе объектива и его не снять. А с латунью такой проблемы нет.

Тут уже выбирает пользователь, что ему важнее.

Надеюсь данная статья поможет вам определиться с выбором фильтра!

И удачных всем снимков!

Не так давно возникло во мне желание немножко облагородить свой Nikon D3000 и заказать к нему соответствующую бленду диаметром 52 мм. Главная задача этой накладки на объектив состоит в грамотном отсечении света, кроме того, эта вещь косвенно служит защитой объектива от ударов и царапин. Так получилось, что покупку я делала удаленно через сеть Интернет, и бленду отдельно покупать было не так выгодно, как заказать целый набор: три фильтра на объектив, четыре накладные линзы, бленду и защитную крышку.

Спустя две недели пришла моя посылочка, но дело в том, что до этой покупки светофильтрами мне пользоваться не приходилось, а знания о том, для чего они нужны, было чисто теоретическим. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной посмотреть, что же все-таки получается во время съемки с различными фильтрами, и вместе разобраться, для чего они нужны.

Популярные светофильтры на объектив

Поляризационный светофильтр

Первый фильтр, о котором хотелось бы поговорить — поляризационный. Его вы можете видеть на фото ниже.

Поляризационные фильтры используются в цифровой фотографии наиболее часто. Эти светофильтры обозначаются аббревиатурой PL (CPL, LPL) и их основная задача — снизить количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Поляризационные фильтры снижают яркость фотографий и повышают их насыщенность.

Существует два вида поляризационных фильтров: круговые (CPL) и линейные (LPL). Линейные поляризационные фильтры менее эффективно снижают поляризационный свет, чем круговые, зато ставить их можно под любым углом, в то время как круговые поляризационные фильтры нужно ставить под прямым углом к оптической оси.

Круговой (циркулярный) фильтр представляет из себя систему из двух оправок: оправка со стеклом + оправка. Оправка со стеклом свободно вращается, и поворачивая ее под определенным углом, нам удается достичь желаемого эффекта.

Однако»полярик» следует использовать с осторожностью и умением. Не стоит использовать его в качестве защитного фильтра для объектива и носить, не снимая. Поляризационный фильтр может оказывать негативное влияние на снимок, так как он сильно крадет свет — увеличивается риск размытия фотографий при съемке без штатива.

FLD-фильтр (флюрисцентный светофильтр)

Второй светофильтр, который шел в комплекте, это FLD-фильтр. Для него характерен яркий фиолетовый оттенок.

Для чего он предназначен? Он сокращает или полностью убирает неприятный зеленоватый оттенок, появляющийся на снимках, где фигурируют лампы дневного света.

Использовать его можно при съемке городских пейзажей в темное время суток. Изначально FLD-фильтры были созданы для съемки на пленочные фотоаппараты, и для цифровой фотосъемки они не нужны, особенно в формате RAW. Так что этот фильтр я навряд ли буду использовать.

UV-фильтр

Третий, и последний фильтр, идущий в комплекте — UV-фильтр.

Ультрафиолетовый фильтр сегодня чаще всего используется в качестве защитного фильтра. Никакого влияния на изображение UV-фильтр не оказывает (в идеале) и его можно использовать во время съемки любого типа. На пленочных камерах UV-фильтр повышает контраст и уменьшает дымку, но в эпоху цифровой фотографии на такие камеры почти никто не снимает.

Очень важно, чтобы ультрафиолетовый фильтр был хорошего качества и содержался в чистоте, так как он может значительно ухудшить качество изображения и прибавить столь нежелательных бликов.

Стоит ли использовать UV — фильтр? Если вы — владелец дорогостоящего объектива, желательно иметь такой защитный фильтр, ведь проще заменить его, чем ремонтировать объектив. Если ваша камера — любительская, то здесь стоит задуматься о целесообразности его использования.

Подводим итог: из трех фильтров, идущих в комплекте, самый нужный — поляризационный, самый часто используемый — защитный UV-фильтр, бесполезный — FLD-фильтр.

Светофильтры для объективов хоть и не являются обязательной частью арсенала фотографа, но могут значительно разнообразить творчество и решить целый ряд насущных проблем. Их главная задача - оптимизация проще говоря, задержка "ненужного" света, который не должен отображаться в кадре. А кроме того, они прекрасно защищают главную в прямом смысле подставляя себя под удар. Разнообразие светофильтров довольно велико, поэтому рассмотрим главные их типы, чтобы лучше разобраться в том, что же это такое.

Поляризационные фильтры

Такие фильтры для объективов прекрасно подойдут для съемки пейзажей. Они задерживают и преобразуют

ND-фильтры

Нейтральные серые фильтры нужны для тех моментов, когда ещё выше поднять значения диафрагмы просто невозможно. Эти приспособления снижают количество поступающего на матрицу света. Пример - необходимость снять водопад при ярком освещении. Без фильтра, скорей всего, получится просто застывшая обездвиженная вода.

Градиентные ND-фильтры

Основное отличие от обычного ND-фильтра - способность затемнять градиентно, от тёмного к почти прозрачному. Такие светофильтры для объективов хороши, когда нужно сделать небо более выразительным. Большинство градиентных приспособлений прямоугольной формы и крепятся к объективам с помощью специальных держателей.

Градиентные фильтры

Цветные светофильтры для объективов используются не так часто. Нередко их применяют для чёрно-белой съемки с целью манипуляции контрастностью снимка. К примеру, красный фильтр, который позволяет повышать контраст между облаками и небом.

Макро-фильтры

Нельзя сказать, что фильтры макро являются обычными - они больше напоминают дополнительный объектив. Многие из них можно комплектовать, накручивая друг на друга. Они расширяют возможности съемки крупным планом. Конечно, они не составляют конкуренции макро-объективам, но прекрасно подходят для различных творческих экспериментов. Зато и цена их намного ниже, чем у объективов, и они могут стать настоящей находкой для начинающего фотографа.

Ультрафиолетовые фильтры

Ультрафиолет невидим человеческому глазу. УФ-фильтры часто используются для сокращения туманности и дымки, к примеру, в горах. На цифровых камерах они не так актуальны, как для 35-мм плёнки, ведь матрица намного менее чувствительна к УФ-свету. Однако УФ-фильтры повсеместно используются с целью защиты главной линзы объектива от механических повреждений, пыли, влаги.

Как выбрать светофильтр для объектива?

В разнообразии представленных на современном рынке фильтров несложно и растеряться. Определяющим фактором должны быть личные предпочтения фотографа, а также цели, которые приспособление должно решать. Помочь выбрать светофильтры для объективов могут и консультанты специализированных магазинов. Идеальный вариант - совершать покупку в тех салонах, которые дают возможность предпродажного тестирования. При выборе обязательно учитывать и модель объектива, то есть размер его передней линзы. Это, а не производитель камеры является главным. К примеру, светофильтры для 52 мм подойдут и на Canon, и на Pentax с таким же диаметром линзы, а вот на 49 они не "сядут".

Ничто в нашей жизни не вечно, нужно стараться сохранить те вещи, которые нам дороги и необходимы. Чтобы сохранить объектив в целостности и сохранности вам обязательно нужен защитный фильтр.

Пыль, грязь, вода – всё это очень быстро разрушает объектив. Уберечь любой ценой объектив – вот самая главная задача защитного фильтра! Иногда даже ценой своей жизни:

Вот так заканчивается неудачное попадание в объектив шарика от страйкбола. Если бы не фильтр плакала бы моя Токина и я вместе с ней:)

Чтобы узнать какой фильтр нужен для вашего объектива достаточно знать всего один параметр – диаметр, он обязательно пишется на объективе и на внутренней стороне крышки от объектива. Здесь есть одна логичная закономерность, чем больше диаметр фильтра тем дороже фильтр. И если на 52мм фильтр вы потратите 10-15$, то на 77мм уйдёт не меньше 30-40$.

Купить фильтр не составит никакого труда, в любом фотомагазине вам предоставят широкий ассортимент, но в этом то и проблема! Он настолько широкий, что покупатель зачастую теряется и не знает что купить. Продавец в свою очередь толком не может объяснить чем отличается один фильтр от другого, а когда задаешь вопрос: фильтр какого производителя купить, они совсем уходят в ступор, потому что они сами этого не знают, им главное продать и желательно подороже.

Чтобы вы не терялись я вам объясню что к чему. Существует три основных вида защитных фильтров: ультрафиолетовый (UV обозначение на фильтре), скайлайт/skylight (SKY), и нейтральный (N), некоторые производители указывают как Normal.

Самые распространенные ультрафиолетовые защитные фильтры (UV), они якобы защищают матрицу от ультрафиолетовых волн, но на деле вы этого проверить не сможете, поэтому оставим громкие слова про их колоссальную защиту для продавцов.

Фильтры скайлайт (SKY) имеют светло-розовое оттенок, за счет этого у вас фотографии уйдут в теплые тона, я не вижу в этом смысла, т.к.

это далеко не всегда нужно и далеко не всем по душе. Имеют две маркировки 1А и 1B, второй ещё более “теплый”.

Нейтральные защитные фильтры (N) – это фильтры без всяких наворотов, обычное прозрачное осветленное стекло.

Я советую покупать либо ультрафиолетовые либо нейтральные защитные фильтры. Цена у них примерно одна и та же. Они не портят вам фотографии разными оттенками и делают свою основную задачу – защищают линзу от капель воды, грязи и разных механических повреждений.

Если у вас широкоугольник, на подобии или , есть смысл купить защитный фильтр с тонкой оправой, в противном случае получите небольшое виньетирование на широком угле. Вот собственно разница в толщине между ними:

Ещё вы можете встретить обозначение water proof coat (WPC – водозащитное покрытие), опять же, у меня были и такие фильтры и обычные, но разницы между ними, когда я фотографировал в непогоду, никакой не ощущал. Для себя я решил что не буду переплачивать за то что не приносит пользы.

Что касается брендов, то здесь особо неважно какой бренд вы купите, фильтр это расходный материал, как батарейка , и много тратить денег и платить за название я не вижу смысла.

Спасибо за прочтение, предохраняйтесь!



Поделиться