Знаки клинописи и их перевод. Возникновение письменности

Шумерская клинопись

Шумерская письменность, которая известна ученым по сохранившимся клинописным текстам XXIX–I веков до н. э., несмотря на активное изучение, до сих пор во многом остается тайной. Дело в том, что язык шумеров не похож ни на один из известных языков, поэтому не удалось установить его родство с какой-либо языковой группой.

Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов – рисунков, обозначавших конкретные явления и понятия. В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и различных сочетаниях. Один клинописный символ обозначал слово или слог. Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. Именно поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

По данным исследований, единая письменная система в государствах Нижней Месопотамии применялась уже в IV–III тысячелетиях до н. э. Археологам удалось найти немало клинописных текстов. Это мифы, сказания, обрядовые песни и хвалебные гимны, басни, поговорки, споры-диалоги и назидания. Изначально шумеры создали письменность для хозяйственных нужд, однако вскоре стала появляться и художественная литература. Самые ранние культовые и художественные тексты датируются XXVI веком до н. э. Благодаря произведениям шумерских авторов получил развитие и распространение жанр сказания-спора, ставший популярным в литературе многих народов Древнего Востока.

Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного места, являвшегося в то время авторитетным культурным центром. Многие данные, полученные в ходе научной работы, позволяют предполагать, что этим центром мог быть город Ниппур, в котором находилась школа для писцов.

Археологические раскопки развалин Ниппура впервые начались в 1889 году. Много ценных находок было сделано в ходе раскопок, которые производились вскоре после Второй мировой войны. В результате были обнаружены развалины трех храмов и большая клинописная библиотека с текстами, посвященными самым различным вопросам. Среди них был так называемый «школьный канон Ниппура» – произведение, предназначавшееся для изучения писцами. В него входили сказания о подвигах великих героев-полубогов Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша, а также другие литературные произведения.

Шумерская клинопись: вверху - каменная табличка из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала; внизу - фрагмент диоритовой стелы, на которой записан кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи

Обширные клинописные библиотеки были найдены археологами и на развалинах многих других городов Месопотамии – Аккада, Лагаша, Ниневии и др.

Одним из важных памятников шумерской письменности является «Царский список», найденный в ходе раскопок Ниппура. Благодаря этому документу до нас дошли имена шумерских правителей, первыми из которых были герои-полубоги Энмешарр, Лугальбанда и Гильгамеш, и сказания об их деяниях.

Предания рассказывают о споре Энмешарра с правителем города Аратта, расположенного далеко на Востоке. Легенда связывает изобретение письменности именно с этим спором. Дело в том, что цари по очереди загадывали друг другу загадки. Никто не сумел запомнить одну из хитроумных загадок Энмешарра, из-за чего и возникла потребность в ином способе передачи информации, чем устная речь.

Ключ к расшифровке клинописных текстов был найден совершенно независимо друг от друга двумя исследователями-любителями Г. Гротенфендом и Д. Смитом. В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии клинописных текстов, найденных на развалинах Персеполя, заметил, что все клинописные знаки имеют два основных направления: сверху вниз и слева направо. Он пришел к выводу, что тексты следует читать не в вертикальном, а в горизонтальном направлении слева направо.

Так как изучаемые им тексты были надгробными надписями, исследователь предположил, что они могут начинаться примерно так же, как и более поздние надписи на персидском языке: «Такой-то, великий царь, царь царей, царь таких-то мест, сын великого царя…» В результате анализа имеющихся текстов ученый пришел к выводу, что в надписях различаются те группы знаков, которые должны, согласно его теории, передавать имена царей.

Кроме того, вариантов первых двух групп символов, которые могли бы означать имена, было всего два, причем в некоторых текстах Гротенфенд обнаружил оба варианта.

Далее исследователь заметил, что в некоторых местах начальная формула текста не укладывается в его гипотетическую схему, а именно в одном месте отсутствует слово, обозначающее понятие «царь». Изучение расположения знаков в текстах позволило сделать предположение, что надписи принадлежат двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был. Так как Гротенфенду было известно, что надписи касаются персидских царей (по данным археологических исследований, в ходе которых были обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что, скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося персидское написание имен с клинописным, Гротенфенд сумел расшифровать надписи.

Не менее интересна история исследования «Эпоса о Гильгамеше». В 1872 году сотрудник Британского музея Д. Смит занимался расшифровкой клинописных табличек, найденных при раскопках Ниневии. Среди сказаний о подвигах героя Гильгамеша, который на две трети был божеством и лишь на одну треть – смертным человеком, ученого особенно заинтересовал фрагмент легенды о Великом потопе:

так говорит герою Утнапишти, переживший потоп и получивший от богов бессмертие. Однако далее в рассказе стали встречаться пропуски, куска текста явно недоставало.

В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик, где ранее были обнаружены развалины Ниневии. Там ему посчастливилось найти недостающие клинописные таблички.

Изучив их, исследователь пришел к выводу, что Утнапишти – не кто иной, как библейский Ной.

Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказал Утнапишти по совету бога Эа, описание страшного стихийного бедствия, обрушившегося на землю и истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на корабль, удивительно совпадает с библейским рассказом о Великом потопе. Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули воды или еще нет, есть и в библейском сказании. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал Утнапишти и его жену подобными богам, то есть бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир людей от потустороннего мира:

Доселе Утнапишти был человеком,

Отныне же Утнапишти и жена его нам, богам, подобны;

Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!

Гильгамеш, или Бильга-мес, имя которого нередко переводится как «предок-герой», герой шумерского эпоса, считался сыном героя Лугальбанды, верховного жреца Кулабы, правителя города Урук, и богини Нинсун.

Согласно «Царскому списку» из Ниппура, Гильгамеш 126 лет правил Уруком в XXVII–XXVI веках до н. э.

Гильгамеш со львом. VIII в. до н. э.

Гильгамеш являлся пятым царем первой династии, к которой принадлежали его отец Лугальбанда и Думузи, супруг богини любви и войны Инанны. Гильгамеш для шумеров не просто царь, но полубог, обладающий сверхчеловеческими качествами, поэтому его деяния и продолжительность его жизни значительно превосходят соответствующие характеристики последующих правителей Урука.

Имя Гильгамеша и имя его сына Ур-Нунгаля были обнаружены в перечне правителей, принимавших участие в строительстве и общешумерского храма Туммаль в Ниппуре. С деятельностью этого легендарного правителя связывается и возведение крепостной стены вокруг Урука.

Известно несколько древних сказаний о подвигах Гильгамеша. В сказании «Гильгамеш и Агга» повествуется о реальных событиях конца XXVII века до н. э., когда воины Урука одержали победу над войсками города Киш.

В сказании «Гильгамеш и гора бессмертного» рассказывается о походе в горы, где воины под предводительством Гильгамеша побеждают чудовище Хумбабу. Тексты двух сказаний – «Гильгамеш и небесный бык» и «Смерть Гильгамеша» – сохранились плохо.

Также до нас дошло сказание «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», в котором нашли отражение представления древних шумеров об устройстве мира.

Согласно этому сказанию, в саду богини Инанны росло волшебное дерево, из древесины которого богиня предполагала сделать себе трон. Но на дереве поселились птица Анзуд – чудовище, вызывавшее грозу, и демон Лилит, а под корнями – змея. По просьбе богини Инанны Гильгамеш победил их, а из дерева изготовил для богини трон, ложе и волшебные музыкальные инструменты, под звуки которых танцевали юноши Урука. Но женщины Урука вознегодовали на шум, и музыкальные инструменты провалились в царство мертвых. Слуга правителя Урука, Энкиду, отправился за музыкальными инструментами, но не сумел вернуться назад. Однако по просьбе Гильгамеша боги позволили царю поговорить с Энкиду, который рассказал ему о законах царства мертвых.

Сказания о деяниях Гильгамеша стали основой аккадского эпоса, клинописные записи которого были обнаружены при раскопках Ниневии в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, датированной второй половиной II тысячелетия до н. э. Существует также несколько отличающихся версий, записи которых были найдены при раскопках Вавилона и на развалинах Хеттского царства.

Тот текст, который был обнаружен в Ниневии, по легенде, был записан со слов урукского заклинателя Синлике-унинни. Сказание записано на 12 глиняных таблицах. Отдельные фрагменты этого эпоса были найдены в Ашшуре, Уруке и Султан-Тепе.

Дерзость и сила царя Урука заставила жителей города обратиться к богам за защитой от его произвола. Тогда боги создали из глины силача Энкиду, который вступил в единоборство с Гильгамешем. Однако герои стали не врагами, а друзьями. Они решили предпринять поход в горы за кедрами. В горах обитало чудовище Хумбаба, которого они победили.

Далее рассказывается о том, как богиня Инанна предложила Гильгамешу свою любовь, но он отверг ее, упрекая за неверность прежним возлюбленным. Тогда по просьбе богини боги посылают исполинского быка, который стремится уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду побеждают и это чудовище, но гнев Инанны становится причиной смерти Энкиду, который внезапно теряет силы и умирает.

Гильгамеш горюет о погибшем друге. Он не может смириться с тем, что и его ждет смерть, поэтому отправляется на поиски травы, дающей бессмертие. Странствия Гильгамеша похожи на путешествия многих других легендарных героев в иной мир. Гильгамеш минует пустыню, переправляется через «воды смерти» и встречается с мудрым Утнапишти, пережившим потоп. Тот рассказывает герою, где можно отыскать траву бессмертия – она растет на дне моря. Герою удается ее добыть, но по пути домой он останавливается у источника и засыпает, а в это время траву проглатывает змея – поэтому змеи меняют кожу, тем самым обновляя свою жизнь. Гильгамешу приходится расстаться с мечтой о физическом бессмертии, но он верит, что слава о его деяниях будет жить в памяти людей.

Интересно отметить, что древним шумерским сказителям удалось показать, как меняется характер героя и его мировосприятие. Если вначале Гильгамеш демонстрирует свою силу, полагая, что никто не сможет противостоять ему, то по мере развития сюжета герой понимает, что жизнь человека кратка и быстротечна. Он задумывается о жизни и смерти, переживает горе и отчаяние. Гильгамеш не привык смиряться даже перед волей богов, поэтому мысль о неизбежности собственного конца вызывает у него протест.

Герой предпринимает все возможное и невозможное, чтобы вырваться из тесных рамок предначертанного судьбой. Пройденные испытания заставляют его понять, что для человека это возможно лишь благодаря его деяниям, слава о которых живет в легендах и преданиях.

Еще одним письменным памятником, выполненным клинописью, является свод законов вавилонского царя Хаммурапи, датированный приблизительно 1760 годом до н. э. Каменная плита с высеченным на ней текстом законов была найдена археологами в начале XX века при раскопках города Сузы. Немало копий кодекса Хаммурапи было найдено и при раскопках других городов Месопотамии, например Ниневии. Кодекс Хаммурапи отличается высокой степенью юридической проработанности понятий и суровостью наказаний за различные преступления. Законы Хаммурапи оказали огромное влияние на развитие права в целом и на своды законов разных народов в более поздние эпохи.

Однако кодекс Хаммурапи не был первым собранием шумерских законов. В 1947 году археолог Ф. Стиль при раскопках Ниппура обнаружил фрагменты законодательного свода царя Липит-Иштар, датированные XX веком до н. э. Кодексы законов существовали в Уре, Исине и Эшнунне: они, вероятно, были взяты за основу разработчиками кодекса Хаммурапи.

Из книги Когда заговорила клинопись автора Матвеев Константин Петрович

Глава III Когда заговорила клинопись Созданная за несколько тысячелетий до нашей эры, клинопись явилась выдающимся явлением в культурной жизни человечества, в истории человеческой цивилизации. Благодаря клинописи люди смогли зафиксировать свои достижения в различных

автора

Часть 1. Шумерская цивилизация

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Часть 2. Шумерская культура

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 5: Шумерская и Аккадская культура. Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э.Эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Шумерская притча об «Иове» Рассказ о том, как на некоего человека - имя его не названо, - который отличался здоровьем и был богат, обрушились жестокие страдания, начинается призывом воздать хвалу богу и вознести к нему молитву. После этого пролога появляется безымянный

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

«Шумерская загадка» и ниппурский союз С расселением в начале IV тыс. до н. э. на территории Нижней Месопотамии пришельцев-шумеров археологическая культура Убейд сменилась здесь культурой Урук. Судя по позднейшим воспоминаниям шумеров, первоначальным центром их поселения

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 3. Шумерская цивилизация Одной из древнейших цивилизаций, наряду с древнеегипетской, является шумерская цивилизация. Она возникла в Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат. Этот район по-гречески называли Месопотамией (что по-русски звучит как «междуречье»). В

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги История свадеб автора Ивик Олег

Брачная клинопись Для кого-то браки совершаются на небесах, для кого-то – на грешной земле. Для жителей древнего Междуречья браки совершались преимущественно в недрах бюрократической машины.На берегах Тигра и Евфрата вообще любили учет и контроль. Все события: и прошлые,

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Шумерская загадка Одна из традиционных загадок востоковедения - вопрос о прародине шумеров. Он остается не разрешен до сих пор, так как язык шумеров пока не удалось надежно связать ни с одной из известных ныне языковых групп, хотя кандидатур на такое родство

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Клинопись В отличие от Египта, где близлежащие горы позволяют добывать камень в изобилии, в Месопотамии камень использовали мало (сохранилось всего несколько статуй и стел). Царские дворцы и храмы-зиккураты в виде многоэтажных башен строились из высушенной глины,

Клинопись - это система письма, впервые разработанная древними шумерами Месопотамии c. 3500-3000 гг. До н. Он считается самым значительным среди многих культурных вкладов шумеров и наибольшим среди жителей шумерского города Урук, который продвинул письмо клинописи c. 3200 г. до н. Название происходит от латинского слова cuneus для «клина» благодаря клиновидному стилю письма. В клинописи тщательно вырезанный пишущий инструмент, известный как стилус, прессуется в мягкую глину, чтобы получить клиноподобные впечатления, которые представляют собой знаки слова (пиктограммы), а позднее - фонограммы или «слово-концепции» (ближе к современному пониманию «слово»). Все великие Месопотамские цивилизации использовали клинописью (шумеры, аккадианцы, вавилоняне, эламиты, хатти, хетты, ассирийцы, хурьяны и др.), Пока она не была оставлена ​​в пользу алфавитного сценария в какой-то момент после 100 г. до н.э.

РАННЯЯ КУНДИФОРМА
Самые ранние клинописные таблички, известные как протоцинообразные, были наглядными, поскольку предметы, которые они рассматривали, были более конкретными и видимыми (король, битва, наводнение), но развивались по сложности, поскольку предмет стал более неосязаемым (воля богов, стремление к бессмертию). К 3000 г. до н.э. представления были более упрощены, а штрихи стилуса передавали слово-понятия (честь), а не слово-знаки (почетный человек). Письменный язык был дополнительно уточнен через ребус, который изолировал фонетическую ценность определенного знака, чтобы выражать грамматические отношения и синтаксис для определения значения. Прояснив это, ученый Ира Спар пишет:

Этот новый способ интерпретации знаков называется принципом ребуса. Только несколько примеров его использования существуют на самых ранних стадиях клинописи от 3200 до 3000 B.C. Последовательное использование этого типа фонетического письма становится очевидным только после 2600 г. до Р.Х. Он представляет собой начало подлинной системы письма, характеризующейся сложным сочетанием словесных знаков и фонограмм - знаков для гласных и слогов, что позволило писецу выражать идеи. К середине Третьего тысячелетия B.C., клинопись, написанная главным образом на глиняных табличках, использовалась для широкого круга экономических, религиозных, политических, литературных и научных документов.

РАЗВИТИЕ КУННИФОРМЫ
Больше не нужно было бороться со значением пиктограммы; теперь читается слово-концепция, которая более четко передает смысл писателя. Количество символов, используемых в письменной форме, также уменьшалось от более 1000 до 600, чтобы упростить и разъяснить написанное слово. Лучшим примером этого является историк Павел Кривачек, который отмечает, что во времена прото-клиновидной формы:

Все, что было разработано до сих пор, было методом для обозначения предметов, предметов и предметов, а не системы письма. Запись о «Двукратном храме бога Инанны» ничего не говорит нам о том, доставляются ли овцы в храм или получаются ли они от них, будь то туши, звери на копыте или что-то еще о них (63).

Клинопись развилась до такой степени, что ее можно было бы ясно показать, чтобы использовать пример Кривачека, будь то овец, идущих или идущих в храм, с какой целью и являются ли они живыми или мертвыми. К моменту жрицы-поэта Энедуанны (2285-2250 гг. До н. Э.), Которая написала свои знаменитые гимны Инанне в шумерском городе Ур, клинопись была достаточно сложной, чтобы передать эмоциональные состояния, такие как любовь и обожание, предательство и страх, тоска и надежды, а также точные причины, по которым писатель испытывает такие состояния.

CUNEIFORM LITERATURE
Великие литературные произведения Месопотамии, такие как Атрахазис, «Сошествие Инанны», «Миф о Этане», «Энума Элиш» и знаменитый «Эпик Гильгамеша», были написаны клинописью и были полностью неизвестны до середины 19 века н.э., когда мужчинам нравились блестящий переводчик Джордж Смит (1840-1876 гг. н.э.) и Генри Раулинсон (1810-1895 гг. н.э.) расшифровали язык и перевели его на английский. Перевод текстов Месопотамии на Рувинсона впервые был представлен Королевскому азиатскому обществу Лондона в 1837 году н.э. и снова в 1839 году н.э. В 1846 году он работал с археологом Остином Генри Лейардом в раскопках Ниневии и отвечал за самые ранние переводы из библиотеки Ашурбанипала, обнаруженной на этом участке. Джордж Смит отвечал за расшифровку «Эпика Гильгамеша», а в 1872 году - знаменитую Месопотамскую версию «Истории о потопе», которая до тех пор считалась оригинальной для Библейской Книги Бытия.

Наряду с другими ассириологами (в том числе с Т. Г. Пиншем и Эдвином Норрисом) Роулинсон возглавлял развитие изучения месопотамского языка, а его клинописные надписи Древнего Вавилона и Ассирии вместе со своими другими произведениями стали стандартной ссылкой на эту тему после их публикации в 1860-х гг. н.э. и остаются уважаемыми научными работами в современный день. Джордж Смит, считающийся интеллектом первого ранга, скончался в полевой экспедиции в Ниневию в 1876 году в возрасте 36 лет. Смит, самообразованный переводчик клинописи, сделал свой первый вклад в расшифровку древнего письма в раннем возрасте двадцатые годы, и его смерть в таком молодом возрасте уже давно считается значительной потерей в продвижении в переводах клинописи в 19 веке н.э.

Когда говоришь о культуре Месопотамии, следует отметить, что ее основой является письменность этой цивилизации – так называемая шумерская клинопись. Именно этот вид письменности является тем характерным элементом, по которому большинство из нас знает о Месопотамии.

Для примера: если мы слышим слово «Египет», перед нашим взором предстают величественные пирамиды, храмы и сфинксы. В то время как все сооружения Месопотамии того времени расплылись и не позволяют судить об их грандиозности. Единственной памяткой о прошлом остаются лишь памятники письменности в виде всевозможных глиняных табличек, надписей на стенах, барельефах и плитах.

В музеях по всему миру в данный момент хранится более полутора тысяч табличек с клинописными текстами. Рождение письменности Месопотамии приходится на IV-III тыс. до н. э. Скорее всего, она стала следствием развития системы «учетных фишек».

«Учетные фишки» - трехмерные символы (шарики, конусы, квадраты и т.д.), используемые для учета продукции и товаров в ближневосточных поселения в IX-IV тыс. до н.э.

"Учетные фишки" и их оттиски на камне

Со временем, для удобства, «учетные фишки» начали просто оттискивать на стенках коробок с товарами (делать отпечатки, пока глина еще не застыла). Позднее, оттиски начали заменять на различные рисунки, несущие в себе более сложные обозначения. Это одна из теорий возникновения месопотамской клинописи, которая позволяет объяснить, почему для письма была выбрана именно глина, а также необычную подушкообразную форму древних табличек.

Развитие письменности

На раннем периоде развития письменности в Месопотамии существовало более 1500 различных значков, каждый из которых обозначал одно или несколько слов. Следуя системе унификации значков, постепенно их количество уменьшалось и в нововавилонский период составило уже чуть более 300 штук.

Одновременно с унификацией происходила фонетизация письма – значки начали использоваться не только по своему прямому назначению для определения слова, но также и как слоговые части других слов. Это дало возможность, перейти клинописи на новый уровень, который был подкреплен живой речью.

Самыми первыми памятками шумерской письменности являются своеобразные ребусы, которые были понятные лишь тем, кто присутствовал при их создании. Это были вещественные доказательства проведения определенных сделок по продаже или обмену товаров. Примерно в это же время появляются первые учебные тексты.

К середине III тыс. до н. э. клинопись развивается настолько, что ее начинают применять для формирования религиозных и научных текстов, сборников пословиц, географических пособий и словарей.

Значение клинописи для мировой культуры

Клинопись шумеров получила широкое распространение и за пределами Месопотамии – для своих нужд эту письменность используют аккадцы, эблаитяне и хетты.

Около 1500 г. до н. э. жители Угарита используют клинопись для создания своей слоговой письменности, которая, скорее всего, стала основой финикийского письма, от которого, как известно, берет начало греческий алфавит.

В I тыс. до н. э. письменность Месопотамии заимствуют персы для создания своего парадного письма, несмотря на то что в этот период уже существуют более удобные системы письма – арамейская и греческая.

Несмотря на то, что во второй половине II тыс. до н. э., Ассирия и Вавилония приходят в упадок, месопотамская письменность остается жить и используется в качестве языка международного общения по всему Ближнему Востоку. Так, договор между царем хеттов Хаттусили III и египетским фараонов Рамсесом II составлен на аккадском языке.

Для чего нужна метеостанция домашняя ? Купить современное техническое решение и забыть о неверных прогнозах погоды.

Кли́нопись - письменность , знаки которой состоят из комбинаций клинообразных черточек. Такие знаки выдавливались на сырой глине. Клинопись применялась древними народами Передней Азии , она возникла в начале третьего тысячелетия до н.э. в Шумере (Южная Месопотамия), позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского языков. По происхождению клинопись была идеографически-ребусным письмом, позже преобразовалась в словесно-слоговое письмо.

Ассиро-вавилонская клинопись

Клинопись

Развитие клинописи

Развитие клинописных знаков

Клинопись произошла от рисуночного письма , знаки которого представляли собой рисунки животных, предметов и людей и передавали понятия. По мере возникновения потребности записывать более сложные тексты, знаки начали употребляться в их звуковом значении и на письме стали отмечать грамматические показатели рода, падежа, лица, числа. С усложнением системы письма упрощалась форма знаков, и рисунки превращались в комбинации прямых и косых черточек. Именно использование клинописных знаков в их звуковом значении позволило приспособить клинопись для передачи других языков.
Изначально шумерийцы передавали изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерийское du-, ra-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-). Всего идеографических знаков было около тысячи. Они являлись заметками, закреплявшими основные моменты передаваемой мысли, а не связную речь. Так как знаки связывались с определенными словами, это позволило использовать их для обозначения звуковых комбинаций независимо от значения. Знак ноги мог употребляться уже не только для передачи глаголов движения, но также для слогов. Словесно-слоговая письменность сложилась в систему к середине третьего тысячелетия до н.э. Основа существительного или глагола выражалась идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова - знаками в слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия ряда определенных категорий (например, птицы, рыбы, профессии), применялось небольшое число детерминативов - непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных.
С ускорением письма рисунки упрощались. Черточки знаков вдавливались прямоугольной тростниковой палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже - построчное, слева направо. Формы клинописных памятников разнообразны: призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты; наиболее распространены плитки из высохшей глины. Археологами открыто большое количество клинописных текстов: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, математические труды, научные сочинения, религиозно-магические записи.
Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине третьего тысячелетия до н.э., сократив число знаков до трехсот и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе. Тогда же стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов, однако шумерские идеограммы и написание отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со второй половины первого тысячелетия до н.э. клинопись использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья для уже мертвых шумерского и аккадского языков. Последний клинописный документ на аккадском языке датируется 75 годом до н.э.
Угаритская алфавитная клинопись из города Угарита (Рас-Шамры) второго тысячелетия до н.э. стала приспособлением древнесемитского алфавита к письму на глине, с аккадской клинописью она сходна лишь способом нанесения знаков. В 6-4 веках до н.э. получила распространение древнеперсидская слоговая клинопись. Ее расшифровка была начата немецкому школьному учителю Георгу Гротефенду, которому в 1802 году удалось прочесть Бехистунскую надпись персидского царя Дария I. Наличие трехъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 1851 году британскому дипломату Генри Роулинсону приступить к расшифровке аккадских текстов. В дальнейшем эту работу продолжили британский ученый Э. Хинкс и французский ученый Ж. Опперту. В 1869 году Жюль Опперт высказал догадку о том, что изобретателями клинописи были шумеры. Собственно шумерская клинопись была расшифрована в конце 19 - начале 20 веков, угаритская - в 1930-1932 годах французским ученым Ш. Виролло, немецким ученым Х. Бауэром.

Шумерская клинопись - часть того немногочисленного наследия, что осталось после этой К сожалению, большинство архитектурных памятников было утрачено. Остались только глиняные таблички с уникальными письменами, на которых писали шумеры - клинопись. Долгое время она оставалась неразгаданной тайной, однако стараниями ученых у человечества теперь есть данные о том, что представляла собой цивилизация Междуречья.

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») - одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык - весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Эволюция клинописи

Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками - токенами. Один токен - один предмет.

С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе - остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы).

Следующий этап - фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как - расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали - глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия - район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название - «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания - пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается - они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные - для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Расшифровка и значение для других языков

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.



Поделиться