1 т сводная отчет по труду. Статистическая отчетность по труду


В систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства включена информация о численности и штате работников сельскохозяйственный организаций. Национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства содержит показатели доходов граждан, проживающих в сельских поселениях. В свою очередь, эта информация обобщается Росстатом на основе годовой статистической информации по труду, которую представляют

юридические лица, их обособленные подразделения всех форм собственности один раз в год.
Основная унифицированная форма федерального государственного статистического наблюдения по труду - № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», которая служит только для получения сводной статистической информации (табл. 99).
99. Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности
за 200 г.


Состав работников, вид экономической деятельности


строки

Код
вида
деятель
ности

Средне- списочная численность работников

Фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внешним совместителям

Начислено выплат социального характера работникам списочного состава и внешним совместителям

1
Работники списочного состава, всего (сумма стр. с 02 по 13)
В том числе по видам деятельности:
сельское хозяйство, охота, предоставление услуг в этих областях: растениеводство животноводство растениеводство в сочета нии с животноводством (смешанное сельское хозяйство)
предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственны культур
Работники несписочного состава
Итого (сумма стр. 01 и стр. 14)

2
01
02 03 - 04
05
х
14
15

3
х
01.1
01.2
01.3
01.41.1

4

5

6

Информация, представляемая в этой форме, позволяет установить среднесписочную численность работников организации и рассчитать следующие основные показатели:
среднемесячную и среднегодовую заработную плату работников организации (списочного состава и внешних совместителей);
среднемесячные и среднегодовые выплаты социального характера в расчете на 1 среднесписочного работника.
Среднесписочную численность работников за год определяют суммированием среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и делением полученной суммы на 12.
В целях обеспечения сопоставимости данных о заработной плате по видам экономической деятельности при заполнении данныж о фонде заработной платы (гр. 5), а также международный сопоставлениях при заполнении статистической отчетности по труду в фонд заработной платы включают начисленные организациями: суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время;
компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии; единовременные поощрительные выплаты; оплату питания и проживания, имеющую систематический характер.
В форме № 1-Т показывают начисленные за отчетный период (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством РФ) денежные суммы независимо от срока их фактической выплаты, источников вытлага, статей смет и предоставленных налоговый льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производят расчеты по заработной плате, премиям и т. д.
В стр. 14, гр. 5 показывают вознаграждение лиц, не состоящих в списочном составе работников организации, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, предмет которых - выполнение работ и оказание услуг, если расчеты за вытол- ненную работу производятся организацией не с юридическими, а с физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица). Размер средств на вытлату вознаграждений таким физическим лицам определяют исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежныж документов.
В эту же строку включают оплату труда (вознаграждение, гонорар) других лиц несписочного состава, с которыми не были заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, в частности оплату за переводы, публикацию статей, консультации, чтение лекций; вознаграждение членам совета директоров акционерного общества, учредителей, освобожденных профсоюзных работников и т. д. Здесь же показывают начисленные с задержкой суммы заработной платы уволенным работникам.
В выплаты социального характера (гр. 6) включают средства, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдыж, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетный фондов).
К сожалению, в статистической отчетности ограничено число учетныгх показателей по труду, что не позволяет в достаточной степени анализировать его производительность и эффективность, динамику изменений кадрового состава и работоспособности занятых. Такой комплексный анализ можно проводить только по материалам конкретных сельскохозяйственных организаций.
Юридические лица, кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и субыектов малого предпринимательства, при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам представляют ежемесячные сведения по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».
Просроченной задолженностью по заработной плате считают фактически начисленные работникам суммы заработной платы, не выплаченные в срок, установленный коллективным договором. Число дней задержки считают, начиная со следующего дня после истечения этого срока. По сведениям организаций (без субыектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате устанавливается на 1 число очередного месяца. В 2007 г., например, в общем обыеме просроченной задолженности по заработной плате ежемесячно 20-30 % приходилось на сельское хозяйство. В сельском хозяйстве 90-100 % просроченной задолженности по заработной плате возникало из-за нехватки у организаций собственный средств.

Для осуществления мониторинга социально-трудовой сферы на всех уровнях (см. Главу 11), для стратегического и оперативного управления предприятием необходимо иметь достоверную, оперативную и полную информацию о ходе процессов, связанных с организацией и использованием труда и социально-трудовыми отношениями. Показатели в сфере труда оформляются в виде отчетов и широко используются в работе как внутри предприятия, так и за его пределами - на местном, региональном, отраслевом и общегосударственном уровнях управления. Отчетность показателей по труду на предприятии делится на статистическую и оперативную, она может иметь различные направления использования и периодичность составления.

Широчайшую и достоверную информацию о результатах внедрения программ по труду, управления и развития персонала предоставляет государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда. Она формируется на основе отчетов установленных форм, предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования обязаны подавать в установленные сроки в управление статистики местности, где предприятие зарегистрировано (главного управления статистики в АР Крым, областного (районного, городского) органа государственной статистики). В региональных управлениях статистики эта отчетность аккумулируется, анализируется и обобщены результаты подаются в Гос-Комстата Украины и Министерства труда и социальной политики Украины, которое использует эти данные для планирования и координации работы по управлению социально-трудовыми процессами в стране. Государственная статистическая отчетность предприятий по вопросам труда состоит из статистической отчетности о работе, о состоянии задолженности по выплате заработной платы и об использовании рабочего времени.

Государственная статистическая отчетность по труду включает следующие отчеты:

· "Отчет по труду» (форма № 1-ПВ месячная), который подается предприятиями, учреждениями, организациями (далее - предприятиями) независимо от форм собственности и хозяйствования до седьмого числа следующего за отчетным периодом месяца;

· "Сводный отчет по труду" (форма № 1-ПВ месячная сводная), который подают предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования, имеющих несколько видов деятельности, до седьмого числа следующего за отчетным периодом месяца;

· "Отчет о состоянии условий труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях" (форма № 1-ПВ (условия труда) годовая), который подается промышленными предприятиями, строительными организациями, предприятиями и организациями транспорта и связи, колхозами независимо от форм собственности не позднее 31-го декабря отчетного года;

· "Численность отдельных категорий работников и подготовка кадров» (форма № 6-ПВ годовая) подается предприятиями и колхозами, независимо от форм собственности не позднее пятого января года, следующего за отчетным.

Государственная статистическая отчетность о состоянии задолженности по выплате заработной платы включает "Отчет о состоянии задолженности по выплате заработной платы" (форма № 1-ПВ (задолженность) среднемесячная) подается 11-го числа следующего за отчетным периодом месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования.

Государственная статистическая отчетность об использовании рабочего времени содержит "Отчет об использовании рабочего времени» (форма № 3-ПВ средне квартальная) и "Сводный отчет об использовании рабочего времени» (форма № 3-ПВ сводная), которые подаются до седьмого числа следующего за отчетным периода месяца предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования.

Все перечисленные отчеты предприятия подают в управление статистики местности, где предприятие зарегистрировано (главного управления статистики в АР Крым, областного (районного, городского) органа государственной статистики). Эти, а также другие отчеты подаются предприятиями для осуществления оперативного управления в орган, к сфере управления которого принадлежат (по его указанию).

На предприятиях работу по составлению и своевременного представления отчетов по труду осуществляет экономист по труду.

Также для осуществления анализа используются данные бухгалтерской отчетности, данные отдела кадров, акты ревизий и проверок. Оперативная отчетность по труду составляется для удовлетворения текущих потребностей предприятия в данных о труде и социально-трудовые отношения. На ее базе осуществляется принятия оперативных и разработка перспективных решений по кадровым изменениям на предприятии, изменений в численности и составе персонала, показателях производительности труда, мотивации труда в организации, социально-экономического развития трудового коллектива.

Планирование труда как установление целесообразных и желаемых пропорций труда, его производительности, численности персонала, фонда заработной платы для выполнения производственной программы и т. Д. является частью общей системы организации труда, которая обеспечивает эффективное ее функционирования. Важнейшими задачами планирования труда является обеспечение полной занятости и высокой производительности труда, создание благоприятных условий для работы персонала и повышение уровня оплаты труда, достижение высокого качества трудовой жизни работников. План по труду и заработной платы является важным разделом стратегического плана и всей совокупности плановых документов предприятия. Он состоит из плана повышения производительности труда; плана по фонду оплаты труда; плана по организации труда; плана численности работников и т. д. К основным трудовым показателей планирования труда относят следующие: производительность труда, численность работников, фонд заработной платы и средняя заработная плата.

Трудовые показатели предприятия находят воплощение во всей совокупности планов, разрабатываемых на предприятии. По объектам плановых решений, интервалами планирования и другими аспектами деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие виды планов: стратегический план, долгосрочный план, среднесрочный план, текущее планирование, оперативное планирование, инвестиционные проекты (планы капиталовложений), бизнес-планы.

Бизнес-план - это план-программа с нужными экономическими обоснованиями. Его разработка и представление начальный этап предпринимательской деятельности, базой для определения целесообразности начала определенного дела или заключения отдельного соглашения, в основу расчета ожидаемых результатов деятельности. В разделе "Организационный план" бизнес-плана подают короткие справки о имеющихся сотрудников, сведения об их квалификации, опыта работы, целесообразность их дальнейшего использования, а также потребность в наборе новых сотрудников определенной квалификации и тому подобное. Также в бизнес-плане приводятся сведения по поводу необходимости осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; размеров оплаты труда различным категориям работников и других выплат; условий труда; кадровых показателей и т.

В планировании трудовых показателей на предприятии широко используются общие методы планирования, а также те, которые характерны для разработки планов по определенной группы трудовых показателей, в частности, по производительности труда, численности работников и заработной платы. Самым распространенным методом планирования показателя повышения производительности труда является планирование ее по факторам роста. Планирование численности персонала предусматривает ее расчет на основе полной трудоемкости, то есть расчета численности необходимого количества работников всех категорий и различных специальностей, способных выполнить весь объем работ производственной программы. Методы планирования фонда заработной платы делятся на укрупненные и детальные. Укрупненные методы основываются на учете динамики численности работников и средней заработной платы, а также на основе количественно выявленных нормативных величин. Методы детального планирования фонда заработной платы применяются для расчета фонда заработной платы на очередной плановый год с поквартальной разбивкой и с указанием конкретных мероприятий по сокращению расходов на заработную плату на единицу продукции.

Планирование социального развития коллектива (социальное планирование) является системой методов планомерного управления развитием трудового коллектива предприятия, целенаправленного регулирования социальных процессов и прогрессивного развития социально-трудовых отношений на уровне предприятия. Цель этого планирования - повышение эффективности деятельности предприятия за счет социальных факторов, создание условий для более полного удовлетворения потребностей работников и для развития членов коллектива.

Экономический анализ является важной составляющей научно обоснованного планирования, регулирования и управления. Экономический анализ в сфере труда выполняет ряд задач: обеспечение объективной оценки использования рабочей силы и производительности труда; выявление факторов и количественного измерения их влияния на изменение трудовых показателей; разработка рекомендаций по улучшению использования рабочей силы в направлении повышения производительности труда.

Аудит является независимым контролем, осуществляемым аудиторскими организациями на коммерческой основе. Целью аудита в сфере труда является выявление проблем экономного и эффективного использования ресурсов труда, исследование их причин, предоставление необходимых рекомендаций по их устранению. Персонал - главный предмет и объект аудита в трудовой сфере, а сам аудит выступает как независимый анализ системы социально-трудовых показателей. Аудит в сфере труда позволяет повысить прибыльность предприятия за счет выявления резервов организации социально-трудовых отношений на предприятии.

Термины и понятия

Аудит в сфере труда

Бизнес план

Виды планов по труду

Экономический анализ в социально-трудовой сфере

Этапы аудита в сфере труда

Эффективность аудита в сфере труда

Отчетность показателей по труду

Методы аудита в сфере труда

Методы планирования трудовых показателей

Направления аудита в сфере труда

План по производительности труда

План по численности персонала

План из фонда заработной платы

Планирование

Планирование в сфере труда

Планирование социального развития

Трудовые показатели

Вопросы и задания для индивидуальной работы

1. Что представляет собой планирование? Как вы понимаете понятие "планирование в сфере труда"?

2. Назовите основные трудовые показатели в планировании труда и факторы, которые на них влияют.

3. Охарактеризуйте основные виды планов по труду.

4. Каким образом трудовые показатели отражаются в бизнес-плане?

5. Раскройте методы и процесс планирования трудовых показателей.

6. Что вы понимаете под социальным развитием трудового коллектива? Как осуществляется его планирование?

7. Что представляет собой экономический анализ в трудовой сфере?

8. Охарактеризуйте суть, значение, направления и этапы аудита в сфере

Литература для углубленного изучения темы

1. Горбунов ВМ. Управление социальным развитием трудового коллектива: Конспект лекций. - К.: МАУП, 1998. - 80 с. - Тема 3.

2. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки. 75 реальных образцов бизнес-планов. - М.: Ось-89,2003. -1104 С. - Гл. 1,2.

3. Завиновська Г.Т. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: Финансы, 2003. - 300 с. - Разд. 14.

4. Калина A3. Экономика труда: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. - К.: МАУП, 2004. - 272 с. - Разд. 11.

5. ПилипенкоС.М., ПилипенкоА.А. Экономика труда: Учеб. пособие. - X .: Изд-воХДЕУ, 2001. - 228 с. - Гл. 9.

6. Посылкина 03 , Евтушенко В А., ЕгороваОЛО. Экономика труда: Учеб. пособие. - X .: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. - 208 с. - Тема 12.

7. Фарион I. Д., Жук Л J. Экономика труда и социально-трудовые отношения: организация, учет, анализ, контроль: Учеб. пособие. / Под ред. д.э.н., проф. И. Д. Фарион. - Тернополь: Экон. мнение, 2003. - 616 с. -тема 10.

8. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во ЧеРо, 1996. -623 с.-Гл. 15.

9. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с. - Гл. 11,13,18.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.), формы и программы которых утверждены Росстатом или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

  • - обязательность - каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.
  • - отчетность - охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.
  • - юридическая сила- форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.
  • - документальная обоснованность- все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

Общая отчетность - это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

По периоду времени, за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

По способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтой.

Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, годовую.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных - это документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему. Целью статистический отчетности является разработка обобщающих показателей социально - экономического развития.

Основными источниками статистических данных по труду являются:

  • - Форма 0606002 "Сведения о численности и заработной плате работников" 19.08.2011 № 367 1-Т,(годовая) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - 20 января после отчетного периода. Форма 0606004 "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" 19.08.2011 № 367 1-Т (условия труда), (годовая). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), выполняющие научные исследования и разработки: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления -2 апреля после отчетного периода
  • - Форма 0606007 "Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям" 20.07.2011 № 330 (Пособие для кодирования профессий рабочих и должностей служащих в выборочном обследовании организаций о заработной плате работников за октябрь 2011г., составленное на основе ОКПДТР) 57-Т. Периодичность - 1 раз в 2 года. - Форма 0606009 "Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов" 18.08.2009 № 193 1-ПР. (месячная) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) осуществляющие все виды экономической деятельности: - территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 2 день после отчётного периода.
  • - Форма 0606010 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" 19.08.2011 № 367 П-4 (месячная). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) осуществляющие все виды экономической деятельности и форм собственности, средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Сроки предоставления: не позднее 15 числа после отчетного периода.
  • - Форма 0606013 "Сведение о просроченной задолженности по заработной плате" 19.08.2011 № 367 3-Ф (месячная) Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства): -территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления - на следующий день после отчётной даты.
  • - Форма 0606014 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации" 31.05.2011 № 260 .2-ГС (ГЗ) (годовая) Предоставляют федеральные государственные органы:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления - 10 февраля после отчетного периода.
  • - Форма 0606016 "Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу мунициальной службы, образованию" 31.05.2011 № 260 1-МС. Предоставляют органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 25 день после отчетной даты. Периодичность - 1 раз в 2 года.
  • - Форма 0606017 "Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу гражданской службы, образованию" 31.05.2011 № 260 1-ГС. Периодичность - 1 раз в 2 года. Предоставляют федеральные государственные органы:
  • - Росстату, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральные суды, территориальные управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, органы прокуратуры в субъектах РФ и следственные управления (отделы) Следственного комитета в субъектах РФ, аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, государственные органы субъектов РФ:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте РФ. Сроки предоставления - на 25 день после отчетной даты.
  • - Форма 0606018 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих" 31.05.2011 № 260 2-МС, (годовая). Предоставляют органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - 10 февраля после отчетного периода.
  • - Формы 0606022 "Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях" 06.09.2011 № 305 1-кадры

Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства): -территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу. Сроки предоставления -20 января после отчетного года.

  • - Форма 0606027 "Сведения о численности и оплате труда работников органов государственной власти и местного самоуправления по категориям персонала" 31.05.2011 № 260 1-Т(ГМС). Предоставляют государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 15 день после отчетного периода.
  • - Форма 0606028 "Сведения о неполной занятости и движении работников" 19.08.2011 № 367 П-4 (НЗ). (Месячная). Предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) средняя численность работников которых превышает 15 человек. Сроки предоставления: не позднее 3 числа после отчетного месяца.
  • - Форма 0609304 "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" 27.07.2011 № 334 7-травматизм. Предоставляют юридические лица, кроме микропредприятий, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, образования, деятельности домашних хозяйств, деятельности экстерриториальных организаций:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления: 25 января.
  • - Форма 1606301 "Сведения об оплате труда работников, замещавших должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по видам выплат" 15.07.2011 № 325 Приложение к форме № 1-Т (ГМС). Предоставляют государственные органы, органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований:
  • - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления на 15 день после отчетного периода.
  • - Форма 0606030 "Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости" 19.08.2011 № 367 1-З. (Месячная). Предоставляют интервьюеры, ведущие опрос населения по проблемам занятости: - территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу. Сроки предоставления - на 8 день после обследуемой недели.

Таким образом, статистическая отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать Эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций. Большое значение имеют стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит, выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности - перечень форм, показателей - меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она достаточно стабильна.

Прежде чем составить план по труду и заработной плате на планируемый период, необходимо произвести анализ показателей за текущий (отчетный) период и дать оценку влияния их на товарооборот и конечные результаты хозяйственной деятельности – прибыль и рентабельность. Основными источниками информации для анализа являются данные статистической отчетности.

1. «Отчет по труду и движению рабочей силы». Форма № 1-труд (месячная) составляется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности ежемесячно с нарастающим итогом с начала года за отчетный месяц и за соответствующий период прошлого года.

В отчете предусматриваются среднесписочная численность работников (без совместителей и работающих по договорам подряда), фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата, количество отработанных человеко-часов, численность и движение работников (число принятых, уволенных работников, количество работников списочного состава на конец отчетного периода, а также численность, фонд заработной платы и отработанное время отдельных категорий работников (заполняется за первый квартал и первое полугодие, 9 месяцев)).

2. «Отчет об использовании календарного фонда времени». Форма № 4-труд, полугодовая отч5етность. Предусматривает количество явок и неявок на работу (человеко-дней), в том числе отработанное время, выходных и праздничных дней, потери рабочего времени всего, в том числе по причинам, число отработанных человеко-часов, а также прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

3. Отчет по труду – форма № 1. Годовая отчетность и предусматривает среднесписочную численность работников всего, в том числе по видам деятельности, фонд заработной платы списочного и не списочного состава и состав израсходованного фонда заработной платы по видам выплат, а также прочие выплаты и расходы, не учитываемые в составе фонда заработной платы.

4. Отчет форма №6-Т (кадры) годовая отчетность. «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» предусматривает численность и состав кадров по образованию, возрасту в разрезе категорий работников, распределение численности служащих по занимаемым должностям на конец года и формы профессионального обучения работников за год.

Анализ показателей по труду производится в определенной последовательности: анализ численности работников. Производительности труда и анализ фонда заработной платы.

В процессе анализа численности работников за текущий (отчетный) период устанавливаются:

Отклонение ожидаемой или фактической среднесписочной численности от предусмотренной в плане, причины, вызвавшие эти отклонения;

Динамика численности работников в сравнении с динамикой товарооборота;


Движение и текучесть рабочей силы;

Изменения в функциональном и профессионально-квалификационном составе;

Влияние на изменение численности работников, внедрение мероприятий по механизации трудоемких процессов, рационализации рабочих мест, улучшению условий труда сокращению потерь рабочего времени;

Использование календарного фонда времени;

Влияние изменений численности и функционального состава работников, производительности труда, использования календарного времени на товарооборот организации.

Используя данные статистических отчетов форма № 1 и форма № 6-Т, целесообразно произвести изучение и анализ численности работников в следующей последовательности:

1. оценка выполнения плана по численности работников и анализ динамики функционального состава кадров;

2. характеристика показателей движения рабочей силы;

3. анализ состава работников по уровню образования и возрасту;

4. анализ профессионально-квалификационного состава работников;

5. характеристика распределения служащих по профессиональным группам.

Примерная схема анализа показана в таблицах 6. 3 - 6. 8.

Таблица 6.3. Численность и функциональный состав работников розничной торговой организации

Для оперативной оценки состояния рынка труда все предприятия (кроме субъектов малого предпринимательства) представляют данные в органы государственной статистики по форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 июля 2000 г. № 57.
Аналитические возможности этой формы определяются составом показателей и периодичностью их представления.
Раздел 1 «Численность и начисленная заработная плата» заполняется ежемесячно и содержит следующие показатели:
средняя численность работников;
фонд начисленной заработной платы;
выплаты социального характера.
Информация предоставляется за текущий и предшествующий месяцы в целом по предприятию и в разрезе отдельных категорий работающих:
списочной численности работников;
внешних совместителей;
работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.
Это позволяет определить структуру численности работников, фонда оплаты труда, оценить соответствующие структурные сдвиги и ежемесячную динамику всех показателей.
Раздел 2 «Использование рабочего времени» заполняется ежеквартально и содержит данные о количестве отработанных человеко-часов работниками списочного состава и внешними совместителями, потерях рабочего времени (в человеко-днях) по болезни и в связи с отпусками по инициативе администрации. Это дает возможность проанализировать эффективность использования рабочего времени и выявить резервы увеличения трудового потенциала предприятия.
Раздел 3 «Движение работников и предполагаемое высвобождение» характеризует интенсивность оборота рабочей силы - прием и выбытие работников, а также наличие вакантных рабочих мест или предполагаемое снижение численности. Информация позволяет судить о деловой активности предприятия и актуальна для территориальных служб занятости населения.
Органы государственной статистики периодически проводят исследование издержек, связанных с потреблением ресурсов живого труда и подлежащих включению в общую сумму издержек производства. В форме № 1 (рабочая сила,) «Сведения о составе затрат организации на рабочую силу» в соответствии с Международными нормами выделены следующие виды затрат:
1) оплата за отработанное время;
2) оплата за неотработанное время (очередные и учебные отпуска, оплата льготных часов подросткам, инвалидам, оплата простоев не по вине работников и т. д.);
3) единовременные поощрительные выплаты;
4) оплата питания, жилья, топлива, включаемая в заработную плату;
5) расходы организации по обеспечению работников жильем;
6) расходы организации на социальную защиту работников;
7) расходы на профессиональное обучение;
8) расходы на культурно-бытовое обслуживание;
9) расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам (командировочные расходы, компенсационные выплаты-надбавки за разъездной характер работы, вахтовый метод, полевое довольствие, оплата форменной одежды и т. д.);
10) налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы (платы за привлечение иностранной рабочей силы, местные целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования).



Поделиться