Административные и технические меры нетарифного регулирования. «Добровольные» ограничения экспортных потоков

Введение……………………………………………………………………2стр.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности….4стр.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД…………………………………………………………………………4стр.

1.2 Специальные меры нетарифного регулирования……………………7стр.

Заключение………………………………………………………………...13стр.

Список использованной литературы……………………………………..14стр.

Тест с ответами…………………………………………………………….15стр.

Введение

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому тема нетарифного регулирования ВЭД в нашей работе будет актуальна.

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин). Обратим внимание, что и в Таможенном кодексе РФ, и в Законе "О таможенном тарифе" не дается определение нетарифного регулирования; мы находим там лишь понятие мер экономической политики.

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. - С. 217.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной безопасности.- С. 51.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта, насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные формальности

3. Прочие нетарифные методы

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств - С. 139.

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 2004 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров - С. 101.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительным случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в статье 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

1. Импортные квоты.

2. Специальные пошлины.

3. Антидемпинговые пошлины.

4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера.

5. Компенсационные пошлины. - С. 37.

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Введение……………………………………………………………………2стр.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности….4стр.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД…………………………………………………………………………4стр.

1.2 Специальные меры нетарифного регулирования……………………7стр.

Заключение………………………………………………………………...13стр.

Список использованной литературы……………………………………..14стр.

Тест с ответами…………………………………………………………….15стр.

Введение

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому тема нетарифного регулирования ВЭД в нашей работе будет актуальна.

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин). Обратим внимание, что и в Таможенном кодексе РФ, и в Законе "О таможенном тарифе" не дается определение нетарифного регулирования; мы находим там лишь понятие мер экономической политики.

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. - С. 217.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной безопасности.- С. 51.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта, насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные формальности

3. Прочие нетарифные методы

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств - С. 139.

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 2004 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров - С. 101.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительным случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в статье 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

1. Импортные квоты.

2. Специальные пошлины.

3. Антидемпинговые пошлины.

4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера.

5. Компенсационные пошлины. - С. 37.

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара. - С. 146.

1.2 Специальные меры нетарифного регулирования.

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах. - С. 97.

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многихзадач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие.

Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. - С. 138.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

Кредитование участников внешнеторговой деятельности;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

Организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:

Финансовая поддержка,

Налоговое стимулирование,

Таможенно-тарифное стимулирование,

Специальные мероприятия в поддержку экспорта

Меры общеэкономического характера. - № 7. - С. 24 - 29..

Таким образом, в целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

Стремление России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) на сложном этапе реформирования отечественной экономики требует принятия экстренных мер, направленных на защиту интересов внутреннего рынка, и формирования внешнеэкономической политики, которая отвечала бы требованиям XXI в. Наиболее перспективным направлением в этом плане видится оперативное и гибкое использование как отечественных, так и зарубежных технологий регулирования внешней и внутренней экономической политики.

Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в передовых зарубежных странах, несмотря на декларативную приверженность их принципам свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом - в целях защиты национальных рынков - использовании нетарифных барьеров.

Поскольку в России чрезвычайно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, или нетарифных ограничений (НТО), внешней торговли.

Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило НТО как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли".

Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты - исследователи в области мировой экономики.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;

3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем НТО другими международными организациями.

ЮНКТАД причисляет нетарифные ограничения ко "всем видам регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю".

Секретариат ЮНКТАД разработал свою систему классификации, предполагающую деление всех нетарифных ограничений на три группы. Основополагающим критерием ранжирования была избрана целевая направленность НТО.

В начале 80-х годов в целях накопления на комплексной и систематической основе информации о фактах применения НТО и последующей оценки воздействия их на торговлю Секретариатом ЮНКТАД была создана база данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех НТО на две классификационные схемы. Первая учитывала НТО, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая - нетарифные ограничения общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.

Применяемые в отношении конкретных товаров меры были классифицированы по пяти категориям, которые, в свою очередь, подразделялись на 11 подкатегорий, 33 раздела, 34 подраздела и 23 статьи. Структура данной классификационной схемы была представлена следующим образом:

3-я категория - разрешения на импорт (неавтоматические: дискреционные разрешения - лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям; условные - разрешения в зависимости от экспорта, от возможности осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т.п.; автоматические разрешения: лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения и т.п.);

5-я категория - прочие меры (технические требования: санитарно - гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; дополнительные таможенные формальности; импортные депозиты и другие).

В настоящее время ЮНКТАД классифицирует нетарифные ограничения внешней торговли по семи категориям: паратарифные, меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

Запрещенными к вывозу из РФ являются товары, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в частности:

культурные ценности, созданные более 100 лет назад;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;

культурные ценности, постоянно хранящиеся и государственных и муниципальных музеях, архивах. библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ;

картографические материалы, подлежащие засекречиванию но системе Федеральной службы геодезии и картографии РФ. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и/или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе/вывозе. Документы, подтверждающие разрешения государственных органов на перемещение товаров через государственную границу РФ, можно разделить на 3 группы.

Лицензия - документ, разрешающий экспорт или импорт товаров в установленные сроки, если в качестве меры нетарифного урегулирования вводятся ограничения на ввоз в РФ или вывоз из РФ товаров, которые включают в себя квотирование и лицензирование. Лицензирование товаров может вводиться по отдельным товарам (в привязке коду товара по ТН ВЭД СНГ), странам или группам стран. На территории РФ действует единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров (включая экспорт и импорт из стран СНГ). Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются Правительством РФ. Выдача лицензий осуществляется Министерством торговли РФ ли его территориальными органами. Выданные лицензии не подлежат передаче другим лицам. До реорганизации структуры Правительства РФ функции лицензирования ввоза/вывоза товаров осуществляло Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС РФ). Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге. Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара г указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ, в котором устанавливается срок действия лицензии.

Разрешение - документ, разрешающий ввоз или вывоз товара, выданный соответствующей контролирующей организацией, контролю которой подлежит этот товар при перемещении через таможенную границу РФ, на соответствующих бланках.

Примерами таких разрешений являются свидетельства Министерства культуры РФ при вывозе культурных ценностей, разрешения органов Главгоссвязьнадзора РФ при ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешения органов МВД при ввозе и вывозе спортивного и охотничьего оружия и т.д.

Сертификаты.

Сертификат - документ, выдаваемый соответствующими государственными органами, если мерой нетарифного регулирования ВЭД, является сертификация ввозимых товаров с целью обеспечения ввоза в РФ товаров, соответствующих стандартам и иным национальным документам, их экологической чистоты, охраны территории РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Например, сертификат соответствия (безопасности), гигиенический, фитосанитарный и т д.

Мерой нетарифного регулирования в определенной степени является государственное валютное регулирование, предполагающее, в частности, установление порядка контроля со стороны государственных органов за проведением расчетов в иностранной валют6 между резидентами и нерезидентами. Базовыми документами разработанного ЦБ РФ порядка таможенно-банковского контроля за ocуществлением резидентами РФ валютных операций являются паспорт экспортной сделки (ПС) и паспорт импортной сделки (ПСи).

Заключение.

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Мировое хозяйство развивается и сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях.

Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны.

Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. Именно поэтому меры нетарифного регулирования ВЭД должны быть развиты на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить внешнюю торговлю.

Список использованной литературы:

1. Бакаева, О. Ю. Государственное регулирование ВЭД: Учебник / О. Ю. Бакаева. - М.: Инфра-М, 2009. - 319 с.

2. Барабанщикова, А. Т. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / А. Т. Барабанщикова. - СПб: Питер, 2008. - 381 с.

3. Бекетов, А. А. Международное регулирование внешне- экономической деятельности / А.А. Бекетов. - М.: ТК Велби, 2007. - 343 с.

4. Гарькина, В. А. Международная торговля / В. А. Гарькина. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 339 с.

5. Горемыкин, В. А. ВЭД предприятия: учебник для вузов / В. А. Горемыкин. - М.: Высшая школа, 2008. - 783 с.

6. Козырин, А. Г. Особенности нетарифного регулирования ВЭД в Японии / А. Г. Козырин // Мировая экономика. - 2007. - № 11. - С. 35 - 38.

7. Косаренко, Н. И. Международная торговля / Н. И. Косаренко. - М.: Высшее образование, 2007. - 320 с.

8. Ляско, В. И. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие / В. И. Ляско. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 138.

9. Панасенко, С. В. Международные экономические отношения: учебник / С. В. Панасенко. - СПб.: Питер, 2007. - С. 217.

10. Ситарян, С.А. Некоторые особенности нетарифного регулирования ВЭД / С. А. Ситарян // Внешнеэкономическая деятельность. - 2006. - № 7. - С. 24 - 29..

11. Щебарова, Н. А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Н. А. Щебарова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 279 с.


Тест:

1. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности – это:

а) совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

б) совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования;

в) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

2.К мерам прямого ограничения относятся:

а) лицензирование;

б)квотирование;

в)лицензирование и квотирование.

3. Квота – это:

а)ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени;

б)введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

в)реализация разрешительного порядка экспорта.

4. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать:

а) техническим, фармакологическим;

б)санитарным, ветеринарным;

в) техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям.

5. Группы мер при импорте товаров:

а) импортные квоты, антидемпинговые пошлины;

б) установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера, антидемпинговые пошлины;

в) импортные квоты, специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера, компенсационные пошлины.

6.Какие ограничения и контроль занимают в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД:

а) валютные;

б) сертификационные;

в) стоимостные.

7. Лицензия это:

а) документ, разрешающий ввоз или вывоз товара, выданный соответствующей контролирующей организацией, контролю которой подлежит этот товар при перемещении через таможенную границу РФ, на соответствующих бланках.

б) документ, разрешающий экспорт или импорт товаров в установленные сроки, если в качестве меры нетарифного урегулирования вводятся ограничения на ввоз в РФ или вывоз из РФ товаров, которые включают в себя квотирование и лицензирование.

8. Сертификат это:

а) меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

б) документ, выдаваемый соответствующими государственными органами, если мерой нетарифного регулирования ВЭД, является сертификация ввозимых товаров с целью обеспечения ввоза в РФ товаров, соответствующих стандартам и иным национальным документам, их экологической чистоты, охраны территории РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений.

9. Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на:

а) на 4 группы;

б) на 3 группы;

в) на 5 групп.

10. Какие квоты действуют в отношении отдельных стран:

а) сезонные и так называемые «добровольные»;

б) несезонные;

в) добровольные и несезонные.

11. Таможенно-тарифное регулирование- это

а) любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

б) метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

в) вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

12. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает:

а) три большие группы мер;

б) четыре группы мер;

в) две большие группы мер.

13. В настоящее время среди указанных мер важнейшими по масштабам использования и конфликтности на мировом рынке являются:

а) антидемпинговые меры:

б) технические меры;

в) монопольные меры.

14. Внутренние (уравнительные) налоги и сборы:

а) взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

б) взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера;

в) взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов.

15. Контроль качества - это:

а) сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, экологический, фитосанитарный;

б) запрет вывоза или ввоза отдельных товаров;

в)контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.

16. Программирование ВЭД:

а) организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций; рекламные компании по развитию экспорта; информационное обеспечение;

б) федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы;

в) перечень мер по защите торговых интересов РФ.

17. Эмбарго представляет собой:

а) совокупность мер государственного регулирования;

б) модификация добровольных ограничений экспорта;

в) запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством.

18. Экспортные квоты:

а) вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями;

б) применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения;

в) вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите.

19. Какие бывают виды лицензий:

а) индивидуальная, генеральная;

б) индивидуальная, генеральная, автоматическая;

в) государственная, автоматическая, генеральная.

20. Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение:

а) 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

б) 14 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

в) 7 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

Ответы на тест: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-б; 10-а; 11-в; 12-в; 13-а; 14-б; 15-а; 16-б; 17-в; 18-а; 19-б; 20-а.

Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности - это применяемые таможенными и иными органами государственной власти с целью защиты внутреннего рынка от нежелательной конкуренции иностранных товаров меры административного характера, которые используются в качестве инструмента обеспечения жесткого государственного контроля за внешнеторговыми операциями, а также для получения торгово-политических уступок от стран?- торговых партнеров России и содействуют развитию национального производства товаров.

Применяемые в настоящее время в России меры нетарифного регулирования внешней торговли включают в себя: -

запрет на ввоз и вывоз определенных товаров; -

квотирование и лицензирование экспорта и импорта; -

разрешительную систему ввоза и вывоза отдельных товаров; -

сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим государственным стандартам; -

процедуру эскпортного контроля; -

процедуру декларирования товаров.

Запрет на ввоз и вывоз определенных товаров

Устанавливается исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов российского государства.

Наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования являются квотирование и лицензирование - меры количественного ограничения экспортно-импортных операций. Цель этих мер состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой. В частности, лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам до ее исчерпания. А квоты - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость перемещаемого через таможенную границу товаров.

Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров.

Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных товаров является более либеральной по сравнению с лицензированием - мерой нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и основана на получении разрешений на перемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров.

Так, например, закупка за границей и ввоз в Россию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств допускается при наличии соответствующих разрешений Федеральной службы по надзору в сфере связи. На перемещение через границу оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешения выдает Министерство внутренних дел РФ. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при предоставлении в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского хозяйства РФ. Внешнеторговый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и других компетентных органов.

Следующей мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров. Сертификация - это процедура установления соответствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в определенном регионе. Сертификация имеет целью повышение качества производимых и импортируемых товаров, дополнительную гарантированность для потребителей качества потребляемых товаров, их соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном счете, повышение качества жизни населения страны. В настоящее время во всем мире уделяется огромное значение качеству импортируемых товаров. И Россия в этом смысле не исключение. Так, например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 2 ноября 2004 г.) устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья. Запрещается ввоз в Россию товаров, которые не соответствуют этим требованиям, не имеют сертификатов соответствия и надлежащей маркировки.

Процедура экспортного контроля является, пожалуй, самой сложной с точки зрения объектов контроля мерой нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Эта процедура касается сферы российского экспорта материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, т. е. товаров, именуемых товарами двойного назначения.

К мерам нетарифного регулирования можно отнести и процедуру декларирования, которая представляет собой заявление декларантом по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений.

Еще по теме 1. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности:

  1. Защитные меры, применяемые при регулировании внешнеэкономической деятельности
  2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
  3. 27.9. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
  4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  5. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
  7. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
  8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  9. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
  11. 7.3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НЕПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
  12. Методы и формы конкурентного регулирования, установленные в законодательстве Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, и основные полномочия уполномоченных органов исполнительной власти по их применению. Правовое положение, цели, функции, задачи, полномочия Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешнейторговле и таможеннотарифной политике
  13. 12.2. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок
  14. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности
  15. § 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - , применяемые, в частности, путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности. К видам нетарифного регулирования, применяемого в соответствии с Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, относятся:

Контроль за качеством ввозимых товаров. Участие РФ в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента РФ. Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием РФ в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно… … Таможенное дело. Толковый словарь

    Нетарифное регулирование - 17) нетарифное регулирование метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;... Источник: Федеральный закон от… … Официальная терминология

    нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый посредством введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера … Таможенное право. Глоссарий

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь - В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего… … Википедия

    Совокупность (комплекс) государственных мер, направленных в интересах национальной экономики, стимулирующих внешнеэкономическую деятельность отечественных производителей, их защиту от иностранной конкуренции. Включает в себя: соответствующую… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Юридическая энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ - система государственных мер в интересах национальной экономики, стимулирующих внешнеэкономическую деятельность отечественных производителей, их защиту от иностранной конкуренции. Включает соответствующую организацию налоговой системы кредитно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Импорт - (Import) Понятие импорта, импорт товаров, лицензирование импорта Информация о понятии импорта, импорт товаров, лицензирование импорта Содержание Содержание Косвенный импорт Параллельный импорт Лицензирование импорта товаров Основы… … Энциклопедия инвестора

    Железнодорожный транспорт в России - Пригородные электропоезда ЭМ2 и ЭР2 … Википедия

Книги

  • Основы таможенного дела. Учебник для вузов , Владимир Свинухов,Ксения Староверова,Светлана Сенотрусова,Татьяна Зуева,Александр Джабиев. Учебник состоит из 12 глав, в которых рассматриваются такие важные направления, как организационно-управленческая деятельность таможенных органов; таможенно-тарифное и нетарифное…

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу предполагает соблюдение условий, составляющих содержание нетарифного регулирования ВЭД. В соответствии с п. 17 ст. 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения: -

количественных ограничений; -

иных запретов и ограничений экономического характера.

Согласно ст. 20 и части 2 ст. 21 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” Правительство РФ в исключительных целях может устанавливать: 1)

временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ (перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ); 2)

ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского производства путем предоставления такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром. Если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно не значите льным.

Перечни продовольственных и сельскохозяйственных товаров определяются Правительством РФ.

В случае принятия решения о введении количественных ограничений (квоты) Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке (ст.23 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”).

К иным запретам и ограничениям экономического характера относятся лицензирование и применение специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер.

На основании ст.24 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в случаях: 1)

введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2)

реализации разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3)

предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных товаров; 4)

выполнения РФ международных обязательств.

Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры могут вводиться в соответствии с федеральным законом при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельно-

Кроме мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, а также исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами (ст. 32 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”), если эти меры необходимы: -

для соблюдения общественной морали или правопорядка; -

для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; -

относятся к импорту или экспорту золота или серебра; -

применяются для защиты культурных ценностей; -

для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; -

для приобретения или распределения товаров при общем или местном дефиците; -

для выполнения международных обязательств РФ; -

для обеспечения обороны страны и безопасности государства; -

для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:

а) применения таможенного законодательства РФ;

б) представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

в) охраны окружающей среды;

г) обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

е) защиты интеллектуальной собственности;

ж) предоставления исключительного права на экспорт и или импорт отдельных видов товаров.

Меры нетарифного регулирования - это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

Экономические меры нетарифного регулирования включают: контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, защитные меры и дополнительные таможенные обложения.

Категория контроля таможенной стоимости по применению. максимальных и минимальных цен при перемещении товаров через таможенную границу приобрела новое значение после перевода российской экономики на рыночные отношения. В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

Во всех странах мира, в том числе и в России, валютный рынок регулируется государством. Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются методы валютного контроля, которые дополняют традиционные средства таможенного регулирования. Валютный контроль в области таможенного дела предполагает контроль за перемещением через таможенную границу валюты и валютных ценностей всеми участниками таможенных правоотношений и выполнения требования о зачислении валютной выручки от экспорта товаров субъектом ВЭД на счет в уполномоченном банке. Целью валютного контроля является предотвращение сокрытия выручки денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ.

Основная цель валютной политики направлена на поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение конвертируемости валюты, повышение ее престижа на мировом рынке. Падение курса национальной валюты приводит к увеличению национального экспорта, ибо в этом случае валютная выручка экспортеров увеличивается в объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку издержки на покупку импортных товаров соответственно уменьшаются. Главным моментом системы регулирования валютных операций при экспорте товаров является требование обязательной продажи части валютной выручки государству.

НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, направленные на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Поэтому данные налоги регулируют цену импортных товаров на внутреннем рынке и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

На современном этапе в России необходимо создать эффективный механизм для выявления торговых барьеров на пути продвижения экспортных российских товаров на международный рынок, а также информационную базу и институт экспертных оценок для доказательства ущерба или угрозы ущерба отечественным производителям от чрезмерного импорта товаров.

Административные меры нетарифного регулирования включают запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, система экспортного контроля.

Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной практике эмбарго применяется как средство экономического или финансового давления и. является наиболее жесткой торгово-политической мерой нетарифного регулирования. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных соглашений и решений, как правило, в рамках ООН.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года "О временном запрете импорта этилового спирта” в целях защиты отечественных производителей был временно установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 года.

Правовые основы запрещения ввоза в Россию и вывоза из РФ отдельных товаров и транспортных средств основаны на национальных интересах и включают соображения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности и здоровья населения. Например, к ввозу в РФ запрещены: -

огнестрельное оружие всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение; -

наркотические средства и психотропные вещества; -

медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ; -

радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества; -

драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома; -

печатные и аудивизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, в том числе интеллектуальной собственности, и другим интересам физических и юридических лиц; -

непроявленные фотопленки; -

средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия); -

семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (с разрешения компетентных органов).

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы этой территории. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы России. Расходы, возникшие у лиц, перемещающих товары, в связи с соблюдением запретов и ограничением таможенными органами не возмещаются.

Таможенная блокада состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По своей сути это завуалированный запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Лицензирование - это метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования ВЭД осуществляется в соответствии с ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” и другими федеральными законами и правовыми актами.

Квотирование - это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью квот. Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств

Следующая категория административных мер регулирования - экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле” данный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, работ, услуг, плодов интеллектуальной собственности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Списки контролируемых товаров и технологий утверждаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ. В настоящее время действуют семь контрольных списков, на основании которых осуществляется экспортный контроль. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

Технические барьеры нетарифных ограничений. К следующей категории НТО относятся технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных товаров через таможенную границу.



Поделиться