Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты. Что нужно знать художнику техники холодный батик? Краска для батика своими руками

В мире существует огромное количество самых разнообразных видов ремесел. Среди них особо выделяется батик, который уже сотни лет не теряет своей популярности во всем мире. В последние годы он является очень модным трендом в мире моды. При этом не обязательно приобретать дорогие вещи ручной работы. Это древнее искусство сейчас доступно любому желающему. Эксклюзивные вещи можно создавать самостоятельно, освоив батик для начинающих.

История древнего рукоделия

Название этого уникального искусства росписи тканей происходит от индонезийского слова «batik». Слог «ba» означает «хлопчатобумажная ткань», а «tik» - «капля», «точка». Батик для начинающих в общем смысле слова представляет собой ручное расписывание материи. Этот тип росписи ткани представляет собой особую технологию обработки, окрашивания и украшения подходящего по структуре материала. На каждом из островов Индонезии и в Индии люди столетиями использовали этот способ обработки тканей натуральными красителями. Наибольшую популярность и развитие методов создания батик получил на о. Ява.

Ткань ручной выделки использовалась для основы под роспись. Ее подготовке уделяли особое внимание. Ткань вымачивали, кипятили, отбеливали. Мастера разными способами добивались ее однородности и нужной плотности. Роспись одного отреза могла занимать несколько дней. Основными ее этапами были: нанесение воска, окрашивание, сушка. Такие действия повторялись многократно до получения многоцветного рисунка. В некоторых случаях обработка ткани состояла из 5-10 циклов. Рецепт изготовления натуральных красок до сих пор тщательно охраняется. По одежде определяли родственные связи человека, его принадлежность к касте и общественное положение. Сюжеты росписи были разными: от сложнейших орнаментов до абстрактных рисунков. Зачастую они передавали религиозные и жанровые мотивы. Несмотря на широкое распространение этого искусства в Индонезии, в Европе и Америке оно появилось только в начале ХХ в.

Основы технологии росписи

Батик для начинающих основывается на нанесении на ткань контуров несложных рисунков. При этом те места, которые не должны быть окрашенными, предварительно покрывают воском или специальным резиновым составом. После погружения обработанной ткани в емкость с красящим составом, его остатки аккуратно снимаются. Для достижения многослойности рисунка процедуру повторяют несколько раз. Любую ткань перед началом работы необходимо тщательно выстирать.

Холодный способ создания батика

Существуют разные способы, благодаря которым можно получить превосходный батик. Для начинающих можно порекомендовать так называемый «холодный» метод. Он основан на нанесении по контурам специального состава на основе резинового клея. Холодный батик используется при окрашивании шелка, хотя можно обрабатывать и некоторые другие ткани.

Основой этого способа является «резервирование», что означает нанесение на ткань определенного состава с целью выделить и сохранить разнообразные оттенки фона и узора. Холодный батик для начинающих был придуман гораздо позже «горячего». Такой способ обработки ткани стал возможен с развитием химии.

Резервирующие составы для холодного батика

Лучшим резервирующим составом считается контурное средство «Гутта», которое выпускает фирма «Кройль». Флаконы и тюбики со специальными насадками-соплами различного диаметра очень удобны в работе. вещество бывает на бензиновой и водной основе. Существуют цветные и бесцветные составы. Менее экологична и удобна клея, восковых веществ и бензина. Для 500 г самодельного резерва понадобится 50 г клея, 430 г бензина, 20 г или 220 г клея, 230 г бензина, 50 г парафина. Такой резерв следует наносить специальными инструментами. Чаще всего для этого используют стеклянную трубочку с резервуаром.

Рисунки для батика для начинающих лучше выбирать орнаментальные или фантазийные. По мере совершенствования и приобретения практики, можно переходить и к более сложным и изящным узорам.

Основные требования к выполнению холодного батика

Чтобы не испортить ткань и свой кропотливый труд, следует соблюдать несколько основных правил работы с холодным резервом:

Масса должна быть необходимой консистенции;

Контур нужно наносить непрерывной линией;

Резкость и четкость линии стилистически определяет направленность всей работы.

«Горячая» роспись по батику для начинающих

Этот вид обработки тканей считается самой древней разновидностью росписи. Как правило, ее называют «горячий батик». Резервирующее вещество в этом случае используется только горячим. Благодаря нанесению расплавленного воска соотношение непрокрашенных и прокрашенных фрагментов создает неповторимые узоры росписи. Уникальность такого батика состоит в том, что даже при попытке точно повторить по трафарету какой-либо орнамент невозможно получить идентичные копии. Воск наносится при помощи специального инструмента, который в Индонезии называют «чантингом». При этом его форма может быть различной, а принцип действия всегда остается одинаковым. Места, покрываемые воском, не впитывают краску и ограничивают ее распространение по ткани. Этот способ используют, как правило, для раскрашивания материи, изготовленной из хлопка.

Варианты горячего резерва

Существуют разные варианты резерва:

500 г фабричной восковой массы;

250 г стеарина или парафина, 230 г искусственного воска, 20 г ;

400 г стеарина или парафина, 100 г натурального воска.

Резервирующая масса расплавляется до однородности на пару. На ткань ее наносят по начерченным контурам рисунка. После остывания состава материал окрашивают и счищают остатки воска. При создании сложных многослойных узоров понадобится неоднократное нанесение резерва и окрашивание материала в нужные оттенки. После получения окончательного результата остатки восковой массы удаляют, несколько раз прогладив ткань через оберточную бумагу.

Развитие и многообразие современного батика

Поскольку профессиональные художники и дизайнеры одежды по достоинству оценили всю красоту и уникальность этой методики обработки ткани, на сегодняшний день созданы самые разные школы, обучающие желающих этому искусству. При этом уроки батика для начинающих включают не только традиционные индонезийские способы нанесения воска и красок на хлопок, но и «жгутовую», «узелковую», сине-белую китайскую окраску шелка, многоцветную японскую роспись на шелке. Существует еще один вид обработки тканей, который часто называют «батик для начинающих». Это так называемая «свободная роспись». Несмотря на различные способы выполнения, к ней относят 3 различные техники. Она включает в себя акварельную, трафаретную и графическую роспись. Такое смешение методов работы с тканями произошло благодаря голландцам, которые привезли в Европу и и само слово «батик». Технология для начинающих может быть выбрана любая, а по мере накопления опыта работы с тканью и красками она будет расширяться за счет других способов окрашивания.

Условия труда при создании батика

Даже при наличии лучших тканей, специальных красок и резервов без надлежащей организации труда невозможно получение красивых и прочных изделий. Помещение для создания батика должно быть светлым, проветриваемым, сухим и отапливаемым. Для работы понадобится удобный стол и большие пяльцы или подрамник, в которые будет закрепляться ткань. Материя должна быть хорошо натянута, поскольку провисание может нарушить контур рисунка. Как правило, на подрамник натягивают мокрую ткань, а после высыхания она хорошо расправляется. Для росписи необходимо иметь набор трубочек (для холодного батика), специальные тюбики с резервом, кисти, шаблоны, формы для красок, емкость для окрашивания ткани. Для «горячей» обработки материала понадобится специальный инструмент «чантинг». В качестве химикатов, придающих тканям особые эффекты, может понадобиться спирт, соль и мочевина.

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.


Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (!!! не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

это увлекательное хобби и не надо стесняться и боятся того что этот процесс может отнимать много времени.

Материалы и инструменты для холодного батика:

Для батика следует использовать только натуральные ткани: хлопок, лен, шелк. Следует убедиться в том, что ваша ткань из натуральных нитей и имеет однородную структуру полотна. Сделайте небольшой тест для проверки ткани. К небольшому кусочку ткани поднесите зажженную спичку – синтетическая ткань быстро тает, практически не имеет запаха и образует жесткий остаток. Натуральные волокна горят медленнее, имеют характерный запах и образуют мягкую золу. Лучшей тканью для батика считается шелк, но для обучения нет никакой необходимости использовать такую дорогостоящую ткань. Для обучения и экспериментов рекомендую использовать тонкую ткань из хлопка. Перед использованием ткань следует постирать в теплой воде с хозяйственным мылом (порошки не рекомендуется, так как содержат различные химические добавки, кондиционеры) и прогладить.
  • Краску для батика начинающим также рекомендуется выбирать не дорогую, обязательным условием должно быть, чтобы краска предназначалась именно для батика . Краска для батика бывает универсальная, которая подходит для хлопка, льна, шелка и даже шерсти, а бывает только для шёлка. Поэтому покупайте внимательно. Минимальный набор цветов: жёлтый, красный, синий и черный. Если вы желаете, то можете приобрести готовый набор, как правило, всё необходимое уже есть в наборе. Вы легко можете смешивать цвета между собой и получать нужные оттенки. При использовании красок обязательно следуйте инструкции производителя.
  • Для холодного батика вам потребуется резервирующий состав . Вы можете приобрести резерв прозрачный и затем при помощи акриловой или масляной краски (смотрите рекомендации производителя) придать нужный цвет.
  • Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава . Трубочки бывают разных размеров в диаметре, выберете для начала средний размер. Можно использовать резиновую грушу для набора резервирующего состава.
  • Деревянная рама или пяльцы для натяжки ткани. Для начинающих идеально подойдут пяльцы, так как пяльцы компактны, удобны в использовании. Если вы решили использовать деревянную рамку, то она должна быть из мягких пород дерева – ель, сосна, иначе вы просто не сможете закрепить ткань кнопками или иглами.
  • Художественные кисти должны быть мягкими. Вы можете использовать мягкие синтетические художественные кисти . Также при нанесении краски на ткань можно использовать ватный тампон, намотанный на кончик палочки.
  • Вам потребуется палитра для смешивания красок или баночки. А также емкость с водой для промывки кистей. Старая ткань или бумажные салфетки для просушки кисти.
  • Шаблон для нанесения узора. Нарисуйте сами или найдите в интернете рисунок, который хотите нанести на ткань. Выбирайте рисунок как можно проще, не выбирайте сложных узоров. Наша первоначальная задача обучение. Со временем, когда уже приобретете, необходимые навыки и знания, можете переходить к более сложным проектам.
  • Порядок выполнения холодного батика:

    Чтобы узор не сместился, закрепите ткань на шаблоне с помощью булавок.

    Карандашом нанесите на ткань контур рисунка с заранее приготовленного шаблона.

    Закрепляем ткань с помощью ниток или булавок на раме или вставляется в пяльцы. Ткань должна быть натянута на раму, как барабан. В этом случае больше гарантий нанести ровную резервную линию.
    Перед нанесением резерва на ткань, следует потренироваться на ненужном куске ткани. Сделайте несколько пробных линий на кусочке ткани, по качеству такому же, на котором вы собираетесь работать. Подождать высыхания и проверить на пробивание.
    Необходимое количество резервирующего состава грушей засасывают в трубочку (баночку после этого следует плотно закрыть). Наносим резерв, на ткань, касаясь концом трубочки поверхности. Наносить резерв следует равномерно, контур должен быть замкнутый, иначе краска будет растекаться по ткани бесформенными пятнами. Ведите линии по контуру карандаша плавно без остановок, чтобы резервирующий состав смог пропитать ткань насквозь.

    После полного нанесения резервирующего состава, ткань следует просушить на воздухе до полного его высыхания (не менее 40-50 минут). После того как состав подсох следует убедиться в целостности и надежность контура. В небольшом количестве воды разведите 1-2 капли шампуня или жидкого мыла. Обмакните кисть в раствор и нанесите на отдельные замкнутые контуром участки ткани. Если вода через пару минут просочилась за границы контура, то резервирующий состав нанесен небрежно. В этом случае нужно карандашом отметить места нарушений, высушить ткань (можно использовать фен) и нанести еще раз состав резервирующий, но лучше с изнанки ткани. Остатки резерва необходимо удалить из стеклянной трубочки, а трубочку тщательно промыть уайт-спиритом или бензином.

    Еще раз, убедившись в надежности резервирующего состава, можно приступать к окрашиванию.
    Краски для росписи ткани можно использовать как концентрированными, так и разбавлен¬ными водой (смотрите инструкцию производителя). Если краска необходимого цвета отсутствует, ее можно получить путем смешивания красок друг с другом в определенных пропорциях, подбираемых экспе¬риментальным путем. Перед употреблением краску следует перемешать.

    Разбавленные красящие растворы наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку. Сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.

    Красящие растворы легко растекаются по ткани.

    При закрашивании больших поверхностей, рекомендуется равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После того как узор нанесен оставляем работу до полного высыхания в проветриваемом помещении.

    После полного высыхания снимаем батик с рамы. Далее вы можете уже использовать своё творение, например, определить в рамку и повесить на стену. Если батик планируете носить, использовать в хозяйстве, то его краску следует закрепить и ткань подвергнуть обработке паром.

    Батик - Закрепление краски на ткани

    Обрабатывать паром можно двумя способами:
    Первый способ
    Работу заворачиваете в ткань или бумагу (не газету) так, чтобы окрашенные ее части не касались друг друга. Работу можно складывать произвольно, но на поверхности свертка обязательно должна быть бумага. Запаривание можно проводить в большой кастрюле, ведре или баке, дно которого заливают водой (толщина слоя воды не более 5 см.). От ручки к ручке бака протягивают веревку из синтетической нити, к которой подвешивают перевязанный бечевкой сверток с работой. Крышку бака накрывают свернутым в 2 раза махровым полотенцем. Бак нагревают на электрической или газовой плите. Если работа небольших размеров и свернута в 2-4 раза, продолжительность запаривания может не превышать 30 минут, если работа большая (платок, шарф) и свернута много раз, запаривать следует 60-90 минут. После запаривания не мешает развернутую работу дополнительно прогладить горячим утюгом с лица и изнанки.

    Второй способ
    Второй способ мне нравится больше, так как менее хлопотный. Если у вас дома имеется утюг с отпаривателем, то я рекомендую воспользоваться горячим утюгом с паром. На гладильную доску постелите кусок чистой хлопковой ткани, на него уложите батик, и накройте сверху еще одним куском хлопковой ткани.

    Прогладьте батик с обеих сторон горячим утюгом с паром в течение 7-10 минут. Затем закрепите без пара, также с двух сторон.

    Следующим этапом промойте изделие сначала холодной водой, затем горячей и постирайте вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе укуса (2 стоповые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья.

    Гладить изделие следует влажным, сначала с изнаночной стороны, а затем с лицевой.

    Внимание! Работайте с резервирующим составом и красками в хорошо проветриваемых помещениях. Не давайте детям. Держите подальше от открытого огня, продуктов питания и животных. Не допускайте попадания в глаза.

    Товары для батика, художественной росписи тканей, декора, хобби и различного вида творчества вы можете приобрести в интернет-магазине ArtMaterials.com.ua

    Вы можете поделится своими работами и разместить их в комментариях к статье. Для этого Вам требуется зарегистрироваться на сайте. Так же Вы можете стать нашим автором подробнее

    Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

    Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
    Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
    Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
    Цель : знакомство детей с искусством батика.
    Задачи:
    1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
    2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
    3. Учить применять солевую технику.
    4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
    5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
    6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
    7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
    Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

    Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

    Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
    - подготовка всех материалов для росписи
    - подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
    - создание эскиза на бумаге
    - натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
    - заливка фона
    - перенос эскиза на ткань
    - обводка контуром эскиза
    - проверка, чтобы не было протёков
    - заливка цветом основных элементов
    - закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

    Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

    Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


    Я пользуюсь кнопками.


    Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


    Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


    Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


    Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


    Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


    Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


    Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



    Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



    Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


    Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



    Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


    Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


    Можно посыпать солью.



    Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.

    Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.

    Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, - это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс - это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

    Этап первый. Натягиваем ткань.

    Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.

    У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.

    Рамки многоразового использования!

    На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
    Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
    Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
    Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .

    Теперь ткань.

    Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк - красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
    Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
    Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.

    Этап второй. Рисунок.

    Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
    Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
    Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
    Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани - это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
    Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
    Резерв - это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
    Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?

    В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
    В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
    Узелковый - это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
    Свободная роспись - это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.

    Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто - пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.

    Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
    Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.

    Контуры рисунка должны быть замкнутыми!

    От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
    Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
    А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.

    Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул - она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
    Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
    Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…

    Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
    Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.

    Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант - вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку... Уговорили.

    Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение - это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

    Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

    Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов - это коробочка из под дисков.

    Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.

    И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .

    У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.



    Поделиться