Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, она его делает, потому что она пчела. Александр иванович герцен Быть человеком в

ВОЗРАСТ… Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в пятьдесят выглядеть на пятьдесят? На хорошие, честные пятьдесят. Красивые пятьдесят. Нормальные пятьдесят. Нет, блин, возраст - это какой-то стыд и срам. Что не утверждается прямо, но обязательно подразумевается. Мы любой возраст как бы уважаем, но давайте, мадам, сбросим лет двадцать, а? Как-то приятнее нам всем будет от этого. Не получается? Тогда проходите, мадам, не задерживайтесь. Нам требуются молодые. Ваши морщинки никого тут не радуют. Все помешались на молодости. Готовы выпрыгнуть из старой кожи, в надежде, что появится новая. Лет в сорок многие женщины буквально сходят с ума. Начинают вытворять с собой что угодно, лишь бы никто не дал им этот «страшный» возраст. Похоже на истерику: «Я еще юная, юная, юная!». У меня есть знакомая, вполне светская дама, мы знакомы давно. И как-то, лет десять назад, заговорили об уколах и пластике. Элла улыбнулась: «Слушайте, Алексей, ну это же смешно – гнаться за юностью. Я никогда с собой ничего не делаю». Мне очень понравилось ее здравомыслие. А спустя пару лет мы встречаемся, смотрю: она явно лицо «обработала», глаз у меня наметанный. И между делом опять завожу разговор о погоне за юностью. Элла все так же улыбается: «Нет, я никогда!». То есть просто врет. Какие-то дурынды, мол, колются и подтягиваются, но только не я. А сама впала в то же безумие. Потому что не хочет выглядеть на пятьдесят, а хочет на тридцать, потому что у нас тупой и безжалостный культ юности. Только вот какая фигня. Со всеми уколами и приколами ты все равно будешь выглядеть на пятьдесят. Ну хорошо, на 49 с половиной. И никакой трагедии в этом нет, живи себе и радуйся, много есть кайфов в любом возрасте. А если увлечешься этой погоней, всей этой пластикой, то будешь выглядеть на уродливые пятьдесят. От тебя уже будут шарахаться. Но все адски хотят юности. Все хотят называться «девушками» и не иначе. Будто после сорока жизни нет, могильный сумрак. Косметологи мне рассказывали, что сейчас на уколы ботокса подсели девчонки, которым по 25 лет. Двадцать пять! У них еще очень гладкая кожа и веселые глаза, но они считают, что появились морщины, грядет ужасная старость, доктор, срочно укол! Вот это наша страшная эпидемия, а не какой-то там коронавирус. Эпидемия истерической юности. Возраст – это просто тотальный кошмар. Журналы, телепрограммы и инстаграм-жрицы громогласно трубят: «Да! Только молодость! С морщинами ты никому не нужна!» Женщины запуганы, сидят по салонам, трясутся и молятся: «Господи, избавь меня от лишних двадцати лет!». Фотошоп и фильтры теперь главные друзья женщин. Они мусолят свои фотки до состояния глянца, когда узнать невозможно уже. Дико смешно и жалко их всех. …Однажды я говорил с Изабеллой Росселлини, спросил о пластических операциях. Надо заметить, что Изабелла выглядела тогда на свои честные шестьдесят. Хотя вроде мегазвезда, уж может себе позволить. Но совершенно меня обворожила, влюбила в себя. Она была чуть насмешливой, раскованной, безумно обаятельной. Она сказала, что не делала никаких операций, никаких уколов и вообще ей это странно. Понимаете, говорит, ну в 60 я буду выглядеть на 50, допустим. А в 80 тогда я должна выглядеть на прекрасные 70? А в 90 на чудесные 80? «Ну глупость же какая-то!». Она засмеялась. Как свободная женщина. Счастливая тем, что у нее есть. Тем, что было. Да, Изабелла, да! Глупость, полная глупость. Даже хуже. Но кто вас услышит? Молодость у нас теперь как паранойя. Как диктатура. И она всё агрессивнее, всё навязчивей. Все комичней и отвратительней. © Алексей Беляков На фото: Изабелла Росселлини

Демокрит.

570. Быть человеком в человеческом обществе - вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священная обязанность делать мёд; она его делает потому, что она пчела. Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее, разумнее; я его не хвалю даже за это, он делает своё дело, он не может иначе поступать, так как роза не может иначе пахнуть. А. Герцен.

571. Быть человеком - значит быть борцом. И. Гёте.

572. Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг.

573. Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир. А. де Сент-Экзюпери.

574. Быть чем-то одним неизбежно означает не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины навело людей на мысль о том, что не быть - это больше, чем быть чем-то, и что в известном смысле это означает быть всем. X. Борхес.

575. Быть чувственным значит быть страдающим. К. Маркс.

576. Быть щедрым - значит давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем тебе нужно. Д. Джебран.

577. Быть эгоистом - это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось. О. Уайльд.

БЮРОКРАТ

578. Бюрократ - человек, говорящий вам окончательное «может быть». С. Голдвин,

579. Бюрократ - это дитя несбалансированных взаимозависимостей в обществе. А. Гельман.

БЮРОКРАТИЗМ

580. Бюрократизм - действия правильные формально и издевательские по существу. В. Ленин.

БЮРОКРАТИЯ

581. Бюрократия - это гигантский механизм, приводимый в движение пигмеями. О. де Бальзак.

В (ВО) (предлог)

582. В бедствиях рассудок - лучший вождь. Еврипид.

583. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло. Л. Толстой.

584. В большом свете водятся премелкие души. Д. Фонвизин.

585. В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было всё погибнуть. В. Белинский.

586. В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии. Л. Фейербах.

587. В вымытом окне и окна соседей кажутся чистыми. Р. Шуман– Фикус.

588. В высоких душах жалость - частый гость. Д. Чосер.

589. В глубине всякой пропасти можно найти тропинку, ведущую к самой высокой вершине. Ч. Колтон.

590. В двадцать лет над человеком властвует желание, в тридцать лет - разум, в сорок лет - рассудок. Б. Франклин.

591. В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна. Ф. Петрарка.

592. В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путём самообразования. Г. Спенсер.

593. В доме без жильцов - известных насекомых не обрящешь. Козьма Прутков.

594. В дружбе нет ни должников, ни благодетелей. Р. Роллан.

595. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие - шутовством, простота - неотёсанностью, добродушие - льстивостью. Д. Локк.

596. В духовной жизни каждого человека наступает такой момент, когда он приходит к убеждению, что зависть порождается невежеством; что подражание - самоубийство; что человек, хочет он того или нет, должен примириться с собой, как и с назначенным ему уделом… Силы, заложенные в нём, не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя. Р. Эмерсон.

597. В желании выражается сущность человека. Б. Спиноза.

598. В жизни - как в пути: самая короткая дорога обычно самая грязная, да и длинная не многим чище. Ф. Бэкон.

599. В жизни бывают случаи, когда самой тонкой хитростью оказываются простота и откровенность. Ж. Лабрюйер.

600. В жизни важно, кто именно говорит правду. В устах некоторых и правда становится ложью. Т. Манн.

601. В жизни есть всегда две стороны - светлая и мрачная, на любой из которых мы можем сосредоточить свой взгляд. С. Смайлс.

602. В жизни есть две трагедии. Одна - не добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Вторая - добиться. Б. Шоу.

603. В жизни есть только одно счастье - любить и быть любимым. Жорж Санд.

604. В жизни женщины бывает только одна настоящая трагедия, а именно то, что её прошлое всегда - любовник, а будущее - муж. О. Уайльд.

605. В жизни иногда выпадают минуты, когда самые мелкие неприятности принимают в наших глазах размеры катастроф. Э. Сувестр.

606. В жизни каждого взрослого человека есть два центра, два полюса деятельности - экономический и сексуальный. Есть два врага - Голод и Смерть. Вся наша жизнь с тех пор, как вы стали взрослыми, зависит от умения противиться этим двум исконным врагам. Р. Олдингтон.

ВОЗРАСТ… Опять читаю в глянце: «В свои 50 она выглядит на 30». Типа восторг. И который раз думаю: а что же позорного в пятьдесят выглядеть на пятьдесят? На хорошие, честные пятьдесят. Красивые пятьдесят. Нормальные пятьдесят. Нет, блин, возраст - это какой-то стыд и срам. Что не утверждается прямо, но обязательно подразумевается. Мы любой возраст как бы уважаем, но давайте, мадам, сбросим лет двадцать, а? Как-то приятнее нам всем будет от этого. Не получается? Тогда проходите, мадам, не задерживайтесь. Нам требуются молодые. Ваши морщинки никого тут не радуют. Все помешались на молодости. Готовы выпрыгнуть из старой кожи, в надежде, что появится новая. Лет в сорок многие женщины буквально сходят с ума. Начинают вытворять с собой что угодно, лишь бы никто не дал им этот «страшный» возраст. Похоже на истерику: «Я еще юная, юная, юная!». У меня есть знакомая, вполне светская дама, мы знакомы давно. И как-то, лет десять назад, заговорили об уколах и пластике. Элла улыбнулась: «Слушайте, Алексей, ну это же смешно – гнаться за юностью. Я никогда с собой ничего не делаю». Мне очень понравилось ее здравомыслие. А спустя пару лет мы встречаемся, смотрю: она явно лицо «обработала», глаз у меня наметанный. И между делом опять завожу разговор о погоне за юностью. Элла все так же улыбается: «Нет, я никогда!». То есть просто врет. Какие-то дурынды, мол, колются и подтягиваются, но только не я. А сама впала в то же безумие. Потому что не хочет выглядеть на пятьдесят, а хочет на тридцать, потому что у нас тупой и безжалостный культ юности. Только вот какая фигня. Со всеми уколами и приколами ты все равно будешь выглядеть на пятьдесят. Ну хорошо, на 49 с половиной. И никакой трагедии в этом нет, живи себе и радуйся, много есть кайфов в любом возрасте. А если увлечешься этой погоней, всей этой пластикой, то будешь выглядеть на уродливые пятьдесят. От тебя уже будут шарахаться. Но все адски хотят юности. Все хотят называться «девушками» и не иначе. Будто после сорока жизни нет, могильный сумрак. Косметологи мне рассказывали, что сейчас на уколы ботокса подсели девчонки, которым по 25 лет. Двадцать пять! У них еще очень гладкая кожа и веселые глаза, но они считают, что появились морщины, грядет ужасная старость, доктор, срочно укол! Вот это наша страшная эпидемия, а не какой-то там коронавирус. Эпидемия истерической юности. Возраст – это просто тотальный кошмар. Журналы, телепрограммы и инстаграм-жрицы громогласно трубят: «Да! Только молодость! С морщинами ты никому не нужна!» Женщины запуганы, сидят по салонам, трясутся и молятся: «Господи, избавь меня от лишних двадцати лет!». Фотошоп и фильтры теперь главные друзья женщин. Они мусолят свои фотки до состояния глянца, когда узнать невозможно уже. Дико смешно и жалко их всех. …Однажды я говорил с Изабеллой Росселлини, спросил о пластических операциях. Надо заметить, что Изабелла выглядела тогда на свои честные шестьдесят. Хотя вроде мегазвезда, уж может себе позволить. Но совершенно меня обворожила, влюбила в себя. Она была чуть насмешливой, раскованной, безумно обаятельной. Она сказала, что не делала никаких операций, никаких уколов и вообще ей это странно. Понимаете, говорит, ну в 60 я буду выглядеть на 50, допустим. А в 80 тогда я должна выглядеть на прекрасные 70? А в 90 на чудесные 80? «Ну глупость же какая-то!». Она засмеялась. Как свободная женщина. Счастливая тем, что у нее есть. Тем, что было. Да, Изабелла, да! Глупость, полная глупость. Даже хуже. Но кто вас услышит? Молодость у нас теперь как паранойя. Как диктатура. И она всё агрессивнее, всё навязчивей. Все комичней и отвратительней. © Алексей Беляков На фото: Изабелла Росселлини

Во-вторых, следует осознавать значение этих качеств для себя и для всех людей.

В-третьих, нужно научиться контролировать себя. Для этого полезно почаще спрашивать себя: правильно ли я поступил? Не принёс ли своим поступком вреда? Не подвёл ли кого-то своей необязательностью? Самоконтролю мешает склонность к оправданию собственных ошибок. Некоторые, как вы знаете, достигают в самооправданиях поистине чудеса изобретательности.

Вы поможете своим товарищам обрести чувство долга, ответственности, если будете им доверять, относиться к ним с уважением, показывать, что вы надеетесь на них, не сомневаетесь в их добрых качествах.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как вы понимаете, что такое свобода?

2. Почему свобода не может быть абсолютной? Поясните свой ответ.

3. Что такое ответственность? Дайте определение этого понятия.

4. Как воспитать в себе ответственность?

5*. Объясните название параграфа. Почему свобода – это ответственность?

Обсудите на уроке

С вободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина (Ф. М. Достоевский, русский писатель ).

О бязанности человека делятся на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьёй; 3) перед государством и 4) перед другими людьми вообще (Г. Гегель, немецкий философ ).

Б ыть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, она его делает, потому что она пчела (А. И. Герцен, русский писатель и общественный деятель ).

Ч еловек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом; он должен радостно повиноваться своему разуму (И. Ф. Шиллер, немецкий писатель ).

С вобода есть право делать всё, что дозволено законами ().

Л ишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк, писатель ).

М оральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г. Лейбниц, немецкий учёный, философ ).

Н равственным долгом является сопротивление всякому принуждению и безнравственному поступку (Ф. Энгельс, общественный деятель, один из основоположников марксизма ).

Д олг… – то, что возвышает человека над самим собой (И. Кант ).

С ознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нём верх над интересом низшего порядка (И. Бентам, английский философ и юрист ).

Д олг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе (И. В. Гёте, немецкий поэт ).

Н аше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга (А. Смит, английский экономист ).

Ч то есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе… других (Г. Гегель ).

Задания для самостоятельной работы

1. Группа подростков совершила преступление. Среди них был Алексей, который совсем недавно попал в эту компанию. На суде он сказал: «Я не хотел совершать преступление, хотел только дружить с ребятами. Я думал, что настоящий друг должен быть вместе с товарищами и в хорошем деле, и в плохом. Поэтому не отказался от того, что они просили меня сделать…» Прав ли Алексей? Как вы думаете, есть ли у него чувство ответственности?

2. Выберите качества, которые помогают быть ответственным, и впишите их в первый столбец (А) таблицы, во втором столбце (Б) укажите качества, которые не способствуют этому: 1) честность, 2) точность, 3) доброта, 4) агрессивность, 5) неряшливость, 6) вспыльчивость, 7) трудолюбие, 8) аккуратность, 9) лень, 10) смелость, 11) вежливость, 12) обязательность.

3. Как вы думаете, какими качествами обладал лирический герой стихотворения Бориса Пастернака?

4*. Проверьте себя, ответьте на вопросы («да» или «нет»).

Всегда ли вы выполняете свои обещания?

Были ли случаи, когда вы признавались родителям или учителю в своём проступке?

Вам легче признаться в вашем плохом поступке или обмануть кого-либо?

Если вам пришлось дать больше ответов «нет», чем «да», следует подумать об укреплении чувства ответственности.

Работа с текстом

П олитическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждённым делать то, чего не должно хотеть.

Необходимо уяснить себе, что такое свобода и что такое независимость. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане. (Ш. Монтескьё, французский философ ).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Надо быть, а не казаться.

2. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий ).

3. За худые дела слетит и голова (пословица ).

4. Сколько вору ни воровать, а виселицы не миновать (пословица ).

Словарь урока

Анархист – сторонник анархизма (греч. безвластие ), общественно-политического течения, выступающего за немедленное уничтожение государственной власти; человек, отрицающий всякий порядок, организованность.

Долг – выполняемые человеком из побуждений совести нравственные обязанности.

§ 3. Человек культурный

Задача урока. Уметь объяснять понятия: искусство , культура , культурный человек, массовая культура .

Что значит быть культурным? Приведём пример. Пожилая учительница почти всегда ездила в транспорте стоя: ей казалось, что она займёт место человека слабее её, сильнее уставшего. В очередях пропускала вперед других людей. Из вежливости. Кто-то смеялся над её уступчивостью, про себя называл чудачкой, блаженной. Другие жалели, считая несчастной неудачницей, обойдённой судьбой. И лишь немногие восхищались, видели в ней воспитанного, корректного, вежливого, деликатного, в точном смысле слова культурного человека.

А она сама? В своём поведении пожилая женщина не видела ничего необычного. Она вела себя естественно, иначе просто не могла. Что бы ни говорили ей окружающие, она не возражала, не спорила, но поступала так, как подсказывали ей совесть, представления о нравственности. Она была уверена в своей правоте. Поддерживала учительницу великая культура прошлого, то разумное, доброе, светлое, истинно человеческое, что она находила в настоящем.

Слово «культура» мы употребляем очень часто, но не всегда задумываемся о его значении. Между тем история этого понятия по-своему интересна.

Что такое культура? Слово «культура» пришло в русский язык из латыни. Мы с вами уже проходили, что первоначально оно употреблялось в значении «возделывание», «взращивание». Культура, таким образом, противоположна всему дикому, невозделанному, непреображённому. Первыми культурными (в исконном значении слова «культура») людьми были древнеримские земледельцы, которые возделывали, преображали землю.

Затем это понятие распространили на нематериальную, умственную, духовную деятельность человека. Римляне говорили о культуре души, духовной культуре. С этого времени словом «культура» стали называть всё, что создано не природой, а руками или умом человека.

По мере развития человеческого общества культура усложнялась, становилась совершеннее, разнообразнее. Человек создавал культуру, а культура создавала (преображала) человека.

Человек творит «вторую природу» – общественную жизнь, в которой он существует. Достаточно просто оглядеться по сторонам, чтобы понять: современный мир в значительной степени является порождением культуры. Нас окружают небоскрёбы из стекла и бетона, машины помогают нам в работе по дому, на производстве, в путешествиях, мы черпаем информацию из газет, радио и телевидения, получаем энергию из атомного ядра и не мыслим себя без всех тех удобств, которые появились благодаря достижениям материальной культуры.

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела. Всякий безнравственный поступок, сделанный сознательно, оскорбляет разум; угрызения совести напоминают человеку, что он поступил как раб, как животное. Разумеется, люди - эгоисты, потому что они лица; как же быть самим собою, не имея резкого сознания своей личности? Мы - эгоисты, и потому добиваемся независимости, благосостояния, признания наших прав, потому жаждем любви, ищем деятельности и не можем отказывать без явного противоречия в тех же правах другим. Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно. Человек призван в мир социально-исторический, нравственно свободный и положительно-деятельный; у него не одна способность отрешающегося понимания, но и воля, которую можно назвать разумом положительным, разумом творящим. Все государственные и политические вопросы, все фантастические и героические интересы по мере совершенствования народа стремятся перейти в вопросы народного благосостояния. Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна. Какое счастье вовремя умереть для человека, не умеющего в свой час ни сойти со сцены, ни идти вперед. Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими. Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Нет народа, вошедшего в историю, который можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживающего именоваться сонмом избранных. Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение. Всего меньше эгоизма у раба. Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека - страшно велика. Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова. Враги наши никогда не отделяли слова и дела и казнили за слова не только одинаковым образом, но часто свирепее, чем за дело. Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности. Действительный интерес совсем не в том, чтобы убивать на словах эгоизм и подхваливать братство, а в том, чтобы сочетать гармонически свободно два неотъемлемые начала жизни человеческой.



Поделиться