Целями трудового законодательства являются установление государственных. Трудовая деятельность человека

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.


Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:


организации труда и управлению трудом;


трудоустройству у данного работодателя;


подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;


социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;


участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;


материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;


государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


разрешению трудовых споров;


обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.




Комментарии к ст. 1 ТК РФ


1. Трудовые права и свободы граждан установлены в ст. 37 Конституции РФ. Согласно статье:

труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

принудительный труд запрещен;

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

государством признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Статья 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливает гарантии охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 утв. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

Инструкция МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 установила порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ.

3. В соответствии со ст. 23 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина":

каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ;

каждый имеет право на защиту от безработицы;

принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 24 названной Декларации:

каждый работник имеет право на отдых;

работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

4. Закон определяет поведение законодателя в процессе развития трудового законодательства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Труд в социальном государстве имеет 3 взаимосвязанные цели: 1) получение прибыли собственником; 2) рост благосостояния населения, в том числе наемных работников; 3) самореализация работников.

Эти цели объективно присущи трудовому законодательству. Их следует включить в ст. 1 ТК, а также в коллективные договоры предприятий.

5. Цели и задачи международно-правового регулирования труда приведены в программных документах МОТ, в частности в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.), провозгласившей основные направления в развитии трудовых отношений в мире (недопущение дискриминации, принудительного труда, свобода объединения и коллективных переговоров, ликвидация детского труда). Именно эти основополагающие начала лежат в основе регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений в российской правоприменительной практике на основе норм ТК. Смысл и природа всех норм должны толковаться и пониматься именно с позиций данных принципов.

6. Одной из основных задач трудового законодательства является также решение вопросов, связанных с трудоустройством, профессиональной подготовкой и профессиональной ориентацией. Внимание, уделяемое международными нормами вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, обусловлено тем, что эти аспекты должны быть важными в общей политике в сфере труда. Более того, в условиях существования рынка труда чрезвычайно важно определить потребности в рабочей силе в разных отраслях на ближайшую и отдаленную перспективу. С ростом безработицы вопросы подготовки и особенно переподготовки кадров становятся частью механизма перераспределения рабочей силы и адаптации к меняющемуся соотношению между различными экономическими секторами, а именно промышленностью, сферой торговли, услуг, сельским хозяйством. Наконец, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка могут и должны стать неким механизмом удовлетворения личных притязаний каждого работника.

Конвенция N 142 МОТ "О развитии людских ресурсов" (1975 г.) устанавливает обязательства стран принимать и осуществлять всестороннюю скоординированную политику в области профподготовки, а также программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такая политика и программы должным образом учитывают потребности, возможности и проблемы занятости как на национальном, так и на региональном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития и, кроме того, позволяют всем лицам на основе равенства и без дискриминации развивать и применять свои способности к труду в собственных интересах с учетом потребностей общества. На основе скоординированной политики разрабатываются и совершенствуются открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

Выделение в качестве задачи трудового законодательства достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства отражено в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.). Коллективные переговоры понимаются как многоуровневая координируемая деятельность, с одной стороны, работодателей и их представителей, а с другой - работников и их представителей. Система ведения коллективных переговоров призвана охватить все звенья системы трудовых отношений. Государство по отношению к ней выступает в качестве механизма содействия ведению переговоров, их поощрения и создания для них необходимых процедур.


Вернуться назад на

Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные), преобразующие (четыре группы), изыскательские.

Гностические профессии. «Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами), или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.

Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация – сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование – углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений».

«Профессии описываемого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих органов чувств.

Поскольку контроль качества продукции, та или иная оценка объектов, обстановки обычно затрагивает интересы других людей, групп, важно проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах».

Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять - это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения), на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус), на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада), на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус). Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него.

Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню.

А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней).

Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:

Профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;

Профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;

Профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.

Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, — хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание) .

При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен на свой труд. Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой производственных отношений, господствующей в обществе. Поэтому производство любого продукта в обществе является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.

Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и прежде всего воображения и мышления.

Отсюда явствует, что нет нужды придумывать какие-то особые свойства “духа”, чтобы обосновать источники этих удивительных свойств человеческой психики. Их необходимость обусловлена закономерностями человеческой деятельности, т. е. вытекает из самой формы существования человека как общественно-трудового существа.

Требуя для своего осуществления высших психических функций, коллективная трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их формирования в процессе развития человечества.

Возьмем, к примеру, поведение загонщика в первобытной охотничьей орде. Его действия сами по себе не направлены на овладение добычей. Больше того, если бы он действовал один, то эти действия привели бы к тому, что он остался бы голоден — добыча легко бы ускользнула. Поэтому вся его деятельность приобретает смысл только в сочетании с деятельностью других людей — охотников. Чтобы достичь цели, загонщик должен учитывать действия охотников-гнать оленя на них, а не куда попало. Тем самым цель его действия перестает быть биологически значимой и становится общественно значимой. Она отражается не в форме внутренних инстинктивных переживаний, а через восприятие действии над объектами внешней реальности. Так самой практикой образы объектов и действий над ними отрываются от переживания биологической потребности, понуждающей к деятельности.

Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого присвоения продуктов природы, является то, что он связан с изготовлением и применением орудий, т. е. использованием воздействия одних вещей на другие. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их биологическим значением. Например, чтобы сделать костяной наконечник для копья, нужно учитывать относительную твердость костей, а не их съедобность. И действия по изготовлению изделий из кости управляются этими объективными свойствами костей, а не их вкусом или питательностью.

Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Сама коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях — речи. Именно коллективная деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности. Наконец, она учит направлять свои действия идеальными целями и определять их общественным опытом.

Но такое отношение к реальности и составляет, основу сознания. Оно превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность — по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет человеку преобразовывать этот мир и стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека в сознательную планомерную деятельность, а его пребывание на Земле из приспособительного существования — в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород: НЗКШ, 1990.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

3. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. — Москва: Просвещение, 1986.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — Москва: Политиздат., 1982.

Текущая редакция ст. 1 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 1 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена определению целей и задач правового регулирования труда в современных условиях. В таком виде и объеме цели и задачи трудового законодательства сформулированы впервые именно в ТК РФ.

Первые отечественные кодифицированные акты о труде (КЗоТ 1918 года, 1922 года) цели и задачи трудового законодательства не устанавливали. КЗоТ 1971 года в ст. 1 закрепил задачи Кодекса, которые в большей степени являлись принципами социалистического общества, чем задачами законодательства. Среди них, например, "содействие росту производительности труда, улучшение качества работы, повышение эффективности общественного производства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укрепление трудовой дисциплины и постепенное превращение труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека". Лишь во второй части статьи установлены реальные правовые задачи Кодекса - установление высокого уровня условий труда, всемерная охрана трудовых прав работников.

Цели и задачи правового регулирования труда были сформулированы в декларативных актах МОТ. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию МОТ "О целях и задачах Международной организации труда" (Принята в г.Филадельфии 10 мая 1944 года на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ), где зафиксированы 10 достаточно конкретных целей деятельности МОТ. Согласно разделу 3 указанной Декларации МОТ приняла на себя обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:
- полную занятость и повышение жизненного уровня;
- занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;
- обеспечение, в качестве средства достижения этой цели и при соответствующих гарантиях для всех заинтересованных, возможностей обучения и передвижения рабочих, включая миграцию в целях устройства на работу и поселения;
- предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и дополнения к ней, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
- эффективное признание права на коллективные переговоры, сотрудничество предпринимателей и рабочей силы в деле постоянного улучшения организации производства и сотрудничество рабочих и предпринимателей в подготовке и применении мер социального и экономического порядка;
- расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание;
- необходимую защиту жизни и здоровья рабочих на всех работах;
- защиту благосостояния детей и матерей;
- обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
- обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

Зафиксированные в ст. 1 ТК РФ цели и задачи трудового законодательства основаны также на основополагающих принципах и правах в сфере труда, закрепленных, в первую очередь, в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г.Женева 18 июня 1998 года), в других актах международного права, а также в Конституции РФ.

В частности, согласно названной Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" к принципам, касающимся основополагающих прав, отнесены:
- свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
- упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
- действенное запрещение детского труда;
- недопущение дискриминации в области труда и занятий.

2. В ч.1 комментируемой статьи зафиксированы цели трудового законодательства, которыми являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. По сравнению с ранее действовавшим законодательством цели сформулированы более четко, конкретно и выражены в основных функциях трудового права.

Цели трудового законодательства в полной мере соответствуют изменениям в политической, социальной и экономической жизни российского общества и государства в постсоветский период.

С одной стороны, сохраняется традиция жесткого централизованного регулирования трудовых отношений, что необходимо в условиях переходной экономики, нестабильности рынка труда и связано с необходимостью защиты трудовых прав работников. С другой стороны, - многообразие форм собственности и рыночная экономика требуют обращения к новым методам правового регулирования трудовых отношений, усиления договорных начал, необходимости защиты прав и законных интересов не только работников, но и работодателей. Кроме того, новые социальные реалии в условиях глобализации и международного общения предъявляют большие требования к уровню жизни граждан. Именно поэтому наряду с достаточно традиционными целями (установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан и защитой прав работников) ТК РФ провозглашает и новые - создание благоприятных условий труда и защиту прав и интересов работодателей.

Цели трудового законодательства выражены в функциях трудового права, которые можно определить как основные направления воздействия трудового права на общественные отношения, возникающие в процессе труда.

В современной науке трудового права подходы к понятию и перечню функций трудового права во многом схожи. Однако перечень и, соответственно, содержание некоторых функций определяются авторами по-разному.

К.Н.Гусов и В.Н.Толкунова выделяют социальную, защитную, хозяйственно-производственную, воспитательную функции, а также функцию развития производственной демократии.

________________
См.: Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 496 с. С.30-31.

М.О.Буянова называет те же функции за исключением функции развития производственной демократии.

________________
См.: Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. Москва: Проспект, 2011. 240 с.

В учебнике под редакцией Е.Б.Хохлова и В.А.Сафонова, кроме того, что не указана функция развития производственной демократии, социальная и защитная функции представлены как тождественные.

________________
См.: Трудовое право России: учебник для вузов / А.В.Завгородний, В.В.Коробченко, А.В.Кузьменко и др.; Под общ. ред. Е.Б.Хохлова, В.А.Сафонова. М.: ООО "Юрайт-Издат", 2008. С.69.

На наш взгляд, функции, предложенные К.Н.Гусовым и В.Н.Толкуновой, более полно отражают все цели трудового законодательства.

3. В ч.2 комментируемой статьи определены основные задачи трудового законодательства.

Первой задачей является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. К слову, именно эта задача указывает на необходимость выделения такой функции трудового права, как развитие производственной демократии.

Вторая задача - правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, - по сути, фиксирует предмет трудового права.

Наиболее важным элементом предмета трудового права являются трудовые отношения. Их характеристика будет дана .

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, носят вспомогательный характер, а потому многими авторами называются производными от трудовых. Эти отношения в зависимости от соотношения с основным трудовым отношением в науке условно разделяются на отношения:
________________
См., например: Буянова М.О. Указ. соч.

Предшествующие трудовым отношениям - отношения по трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- сопутствующие трудовым отношениям - отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда, по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- вытекающие из трудовых отношений - отношения по разрешению трудовых споров.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что предложенная классификация условна. Так, отношения по разрешению трудовых споров могут вытекать из трудовых (например, в случае оспаривания увольнения работника) либо сопутствовать трудовым (любые споры между работником и работодателем в период существования трудового отношения), либо даже предшествовать трудовым отношениям (споры об отказе в приеме на работу).

________________
См.: Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я.Киселев, А.М.Лушников. Под ред. М.В.Лушниковой. Изд. 3-е, перераб. и. доп. М.: Эксмо, 2008. С.86.

Другой комментарий к ст. 1 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее - МОТ) "О целях и задачах Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: "Труд не является товаром" (п. "а" разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.

Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.

Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 Конституции РФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.

Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.

Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.

2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.

3. Часть 2 ст. 1 ТК очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 - 10 ТК и комментарии к ним).

Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.

Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.

Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.

Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.

Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.

Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК под общим названием "иные тесно связанные с трудовыми отношения" (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 - 369 ТК и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.

Консультации и комментарии юристов по ст 1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

В современный период развития экономики, когда действуют принципы рыночной экономики, широко распространяются начала договорного регулирования трудовых правоотношений, одной из важнейших целей существования отрасли трудового права является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Трудовым законодательством устанавливаются гарантии как для всех категорий работников, к примеру, к указанным гарантиям относятся: гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, гарантии при регулировании времени отдыха работника, а также гарантии установленные для отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной социальной защите: регулирование труда женщин, работников моложе 18 лет, инвалидов и т.д.

Современное трудовое законодательство содержит нормы, целью которых является создание благоприятных условий труда, обеспечение защиты прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего трудового законодательства, современные законы, содержащие нормы трудового права, более подробно регулируют отношения, которые возникают в связи с обеспечением охраны труда работников. В ТК РФ содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования, касающиеся охраны труда, обязанности представителя работодателя, касающиеся обеспечения охраны труда, а также ответственность за нарушения указанных требований.

Работник может защитить свои права различными способами в соответствии с нормами ТК РФ. Основными из способов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, самозащита работниками своих трудовых прав, которая впервые установлена действующем на сегодняшний день ТК РФ.

Значительный объем норм права содержащихся в ТК РФ связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений. При этом следует отметить, что при установлении договорных норм положение работника не должно ухудшаться по сравнению с действующими нормами трудового права. Эти положения имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

Сформулировать основную задачу трудового законодательства можно через круг отношений, составляющих предмет трудового права. При этом необходимо определить критерии, по которым происходит разграничения отрасли трудового права от смежных отраслей российского права.

Центральное место в трудовых правоотношениях занимают правоотношения, возникающие между работником и работодателем в связи с заключением трудового договора.

В то же время предмет трудового права включает и другие отношения, которые тесно связанны с трудовыми. Одни из них предшествуют трудовым, другие - функционируют одновременно с трудовыми, третьи - приходят на смену трудовым. К предшествующим можно отнести отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых связей между соискателями работы и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки граждан. Для указанных отношений характерна множественность субъектов, к которым относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, а также профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. В первую очередь сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. В обобщенной форме они являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам правоотношений, ТК РФ относит отношения: по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя; по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. В соответствии с правом на труд провозглашенным Конституцией РФ, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК РФ нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с надзором и контролем отношения функционируют наряду с трудовыми.

Перечень трудовых правоотношений, завершается отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Во многих случаях они предусматривают досудебный порядок рассмотрения споров, определяют механизм распределения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки.

Говоря о целях и задачах трудового права России необходимо затронуть вопрос касающихся целей и задач трудового законодательства, так как указанные вопросы имеют тесное взаимодействие друг с другом. Согласно ст. 1 ТК РФ под целями трудового законодательства понимаются установленные государством гарантии трудовых прав и свобод граждан, созданные благоприятные условия труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

К числу основных задач трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТК РФ относится создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.

Вышеуказанные цели не совпадают по своему смыслу с изложенными в той же ст. 1 ТК РФ задачами. Хотя цели должны носить более глубокий характер для регламентации отношений в сфере труда, а решение определенных задач служит достижению установленных в законодательстве целей. При разрешении конфликта между целями и задачами, указанными в ст. 1 ТК РФ, следует исходить из требований вышестоящих по юридической силе норм.

В ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита отнесены к обязанностям государства. Следовательно, при регламентации отношений в сфере труда государство устанавливает уровень трудовых прав человека и гражданина и берет на себя обязанность по обеспечению его соблюдения всеми без исключения работодателями.

Соблюдение данного государством минимума трудовых прав работников и является целью правовой регламентации отношений, составляющих предмет трудового права.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием.

Поэтому достижение указанной цели при регламентации трудовых отношений достигается решением перечисленных в ст. 18 Конституции РФ задач. К их числу отнесены: обеспечение непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, их реализация через деятельность законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также обеспечение правосудием прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в трудовом законодательстве.

В свою очередь достижение целей и решение задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ, может служить лишь повышению существующего уровня прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.



Поделиться