Что аттестация рабочих. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

ДЛЯ СПРАВКИ

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

Вопрос: Добрый день. В феврале 2013 года была отменена аттестация рабочих мест для компаний, которые имеют только офисы. У меня есть противоречивая информация: одни юристы мне говорят, что аттестацию рабочих мест проводить нам не нужно вообще, другие юристы говорят, что 1 раз всё равно обязательно нужно проводить, но не нужно каждые 5 лет. Мне бы хотелось все-таки разобраться - как правильно?

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации подлежат, рабочие места, которые предполагают:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Какие рабочие места не подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники:

  • заняты работой исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах);
  • эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную оргтехнику;
  • эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Таким образом, не подлежат аттестации рабочие места офисных работников организации при условии, что они относятся к числу исключений, указанных выше (например, работники заняты только на персональных компьютерах менее 50% рабочего времени, эксплуатируют аппараты копировально-множительную техники (настольного типа, стационарные), используемой периодически для нужд организации, иную офисную оргтехнику и т.п.). Если же работники заняты только на персональных компьютерах, но более 50% рабочего времени, то их рабочие места нужно аттестовывать в установленном порядке.

Порядок проведения аттестации рабочих мест, кто проводит аттестацию рабочих мест

В соответствии с п. п. 9 , 10 Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, в состав которой включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

Таким образом, созданная в организации аттестационная комиссия определяет, какие рабочие места, в том числе вновь организованные, подлежат аттестации.

Аттестация рабочего места офисного работника

Как можно подтвердить занятость офисного работника за персональным компьютером менее 50% рабочего времени?

Как уже было указано, аттестационная комиссия сама определяет, какие рабочие места подлежат аттестации.

Для того чтобы определить, занят ли работник за ПЭВМ более или менее 50% рабочего времени, согласно п.7 Приказа, аттестующая организация исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

В данном случае такой документацией будут являться те документы, в которых указаны должностные обязанности работников, а также документация по учету времени, отработанного каждым работником.

Примерами являются:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностная инструкция;
  • коллективные договоры;
  • трудовой договор;
  • табель учета рабочего времени

Судебная практика по аттестации рабочих мест

Как указал Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 3 июня 2013 г. по делу № А03-968/2013 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени - это лица профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ. Документами, подтверждающие работу на ПЭВМ более 50% рабочего времени в данном деле были приказ о приеме сотрудников на работу, а также акт проверки рабочих мест, в которых отражен режим работы (в данном случае Общества). При этом суд отметил необходимость связанности работников с эксплуатацией ПЭВМ. Работниками были: приемщик-кассир, инженер электросвязи, главный бухгалтер.

В своем Апелляционном определении от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043 Саратовский областной суд отметил, что ответчиком предоставлены достаточные доказательства того, что рабочие места в ООО не подпадают под перечень, содержащийся в п. 4 Порядка, не содержат вредных и (или) опасных производственных факторов, сотрудники организации заняты на работе с ПЭВМ не более 50 процентов рабочего времени. При этом ответчик, ООО, предоставило копии должностных инструкций лиц, занятых за работой на ПЭВМ (среди них: директор, главный бухгалтер, управляющий ломбардами, бухгалтер, помощник бухгалтера, администратор АХЧ, старший товаровед, товаровед, помощник товароведа, оценщик-товаровед, менеджер по продаже и оценке бытовой техники).

Апелляционное определение Верховного суда республики Саха (Якутия) от 1июля 2013г. по делу №33-2267/2013: в деле указано, что все работники заняты работой исключительно на ПЭВМ. Суд пришел к выводу, что в данном случае аттестация рабочих мест являлась необходимой.

Рабочие места, подлежащие аттестации

Таким образом, аттестация рабочих мест должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где лица заняты работой на ПЭВМ более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе.

Документами, подтверждающими занятость работника на ПЭВМ менее 50 % своего рабочего времени, могут являться должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и т.п.

Как часто необходимо проводить аттестацию рабочих мест

Согласно п.8 Приказа от 26 апреля 2011 г. № 342н на рабочих местах, где установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени. Таким образом, аттестация рабочих мест работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Ответственность и штрафы по аттестации рабочих мест

За неисполнение обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной статьей 209 Трудового кодекса РФ, работодатель или организация могут быть привлечены к административной ответственности (штрафу) в размере от 1000 до 5000 рублей; организация - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в соответствии со ст. 5.27 КоАП.

  1. Аттестация должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где офисные сотрудники заняты работой на персональных компьютерах более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе не реже одного раза в пять лет.
  2. Доказывать проверяющему органу (трудовая инспекция или прокуратура) занятость своих офисных сотрудников на персональных компьютерах менее чем на 50% рабочего времени будет сам работодатель, путем предоставления локальных актов, содержащих трудовые обязанности работников, а также времени их занятости.

РЕШЕНИЯ КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ

ОХРАНА ТРУДА

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

  • Общие положения об аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Аттестующая организация
  • Аттестационная комиссия
  • Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

2. Приказ о проведении рабочих мест по условиям труда

Конституция РФ устанавливает право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37).

Трудовым законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ). В частности, он обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ч. 12 ст. 209 ).

Аттестация проводится в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ). Данные функции возложены на Минздравсоцразвития России согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, далее — Порядок проведения аттестации). Требования указанного Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее — аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка проведения аттестации).

1. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

В зависимости от сроков проведения может быть как очередная, так и внеплановая.

Сроки проведения очередной аттестации установлены п. 8 Порядка проведения аттестации — не реже одного раза в пять лет. Пятилетний срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации, а именно от даты подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации). За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава и графика аттестации.

Следует отметить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, действительны до проведения очередной аттестации. Это установлено п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Внеплановая аттестация проводится в следующих случаях (п. п. 47, 48 Порядка проведения аттестации):

— при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (согласно п. 8 Порядка проведения аттестации не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию);

— по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

— при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также по улучшению условий труда;

— при замене производственного оборудования;

— при изменении технологического процесса;

— при изменении средств коллективной защиты.

2. ПРИКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п. 11 Порядка проведения аттестации). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

— о составе аттестационной комиссии (подробнее об этом см. п. 1 «Состав аттестационной комиссии» настоящего материала);

— о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п. 10 Порядка проведения аттестации);

— о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

АТТЕСТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Пунктом 6 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора. Заключить договор для выполнения работ по аттестации работодатель может с несколькими аттестующими организациями. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между аттестующими организациями как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных местах.

Аттестующая организация — это юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее:

— измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса;

— оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна соответствовать следующим условиям:

— аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;

— является независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого ею проводится аттестация. В Порядке проведения аттестации не конкретизируется, что подразумевается под независимостью аттестующей организации. В данном случае можно руководствоваться нормами ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», где говорится, что аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Таким образом, независимость аттестующей организации подразумевает под собой ее неаффилированность по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.

Права и обязанности аттестующей организации и работодателя при проведении аттестации установлены п. 7 Порядка проведения аттестации.

Аттестующая организация:

— определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и Порядка проведения аттестации, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

— исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

— запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

— предоставляет по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации;

— передает на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации (п. 46 Порядка проведения аттестации).

Аттестующая организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Работодатель:

— вправе требовать от аттестующей организации документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги по аттестации рабочих мест. Аттестующая организация должна предоставить уведомление (копию уведомления) о ее включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— вправе требовать от аттестующей организации проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

— обязан предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

— обязан не предпринимать действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

— обязан не утверждать отчет об аттестации, не подписанный представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

1. Состав аттестационной комиссии

2. Функции аттестационной комиссии

1. СОСТАВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Состав аттестационной комиссии установлен п. 10 Порядка проведения аттестации и зависит от того, к какой категории субъектов предпринимательства относится организация, в которой планируется проведение аттестации.

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных к микропредприятиям и малому бизнесу (пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то в состав аттестационной комиссии включаются:

— работодатель (его представитель). В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники;

— представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала);

— представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

— представители организации или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Во всех остальных организациях в состав аттестационной комиссии включаются:

— представители работодателя;

— специалист по охране труда;

— представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

— представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала).

2. ФУНКЦИИ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Функции аттестационной комиссии определены в п. 12 Порядка проведения аттестации.

Аттестационная комиссия:

— осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

— формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, выделяет аналогичные рабочие места и указывает факторы производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда» и п. 1.1 «Аналогичные рабочие места» настоящего материала);

— готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 N 787);

— присваивает номер каждому рабочему месту (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда» и п. 1.1 «Аналогичные рабочие места» настоящего материала);

— заполняет и подписывает карты аттестации рабочего места по условиям труда (образец карты и рекомендации по ее заполнению приведены в Приложениях N 2 и N 3 Порядка проведения аттестации);

— готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

2. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам

3. Оценка травмоопасности рабочих мест

4. Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

5. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ МЕСТ, ПОДЛЕЖАЩИХ АТТЕСТАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

Обязанность по составлению перечня рабочих мест возложена на аттестационную комиссию (п. 12 Порядка проведения аттестации). Образец перечня рабочих мест и правила его заполнения приведены в Приложении N 1 Порядка проведения аттестации.

Согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Для составления перечня рабочих мест необходимы следующие документы:

— штатное расписание;

— список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений.

Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер от 1 до 99 999 999.

См. образец заполнения перечня.

1.1. Аналогичные рабочие места

При составлении перечня из общей массы рабочих мест необходимо выделить аналогичные рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков (п. 12 Порядка проведения аттестации):

— профессии или должности одного наименования;

— выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

— использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

— работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;

— использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

— одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;

— одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

На аналогичных рабочих местах оценка вредных и (или) опасных производственных факторов производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). В случае выявления хотя бы одного места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок (п. 40 Порядка проведения аттестации).

При присвоении порядкового номера аналогичные рабочие места обозначаются буквой «а».

Важно! На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации — на первое рабочее место из списка аналогичных (п. 2 Приложения N 3 к Порядку проведения аттестации).

Ситуация из практики. В организации семь бухгалтеров — все выполняют одинаковую работу, работают в одном помещении , за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. У одного из бухгалтеров есть дополнительное освещение. Являются ли рабочие места бухгалтеров аналогичными?

Согласно п. 12 Порядка проведения аттестации для признания рабочих мест аналогичными необходима совокупность нескольких признаков, одним из которых является использование однотипных систем освещения. В рассматриваемой ситуации один из бухгалтеров использует дополнительный источник освещения. Следовательно, рабочее место этого бухгалтера в перечне рабочих мест должно иметь свой уникальный порядковый номер.

Рабочие места остальных бухгалтеров предположительно могут считаться аналогичными до проведения измерений 20% таких рабочих мест, как это предусмотрено п. 40 Порядка проведения аттестации. В данном случае измерения должны проводиться на 2 рабочих местах (20% рабочих мест составляют 1,2, в то время как проведение измерений предусмотрено не менее чем на 2 рабочих местах).

2. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАТИВАМ

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Порядок проведения оценки установлен п. п. 14 — 19 Порядка проведения аттестации.

Оценка проводится путем инструментальных измерений в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т.д.), химические (вредные вещества), биологические факторы (микроорганизмы и т.п.), тяжесть и напряженность трудового процесса (физическая и динамическая и интеллектуальная нагрузка, наклоны корпуса и т.д.).

При проведении инструментальных измерений необходимо использовать только те средства измерения, которые прошли поверку в установленные сроки (п. 16 Порядка проведения аттестации).

Методика измерения уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Измерения и оценки оформляются протоколом, который составляется по правилам, предусмотренным п. 18 Порядка проведения аттестации, и является неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда. По каждому фактору (группе факторов), подлежащему оценке, оформляется отдельный протокол.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 18 Порядка проведения аттестации).

3. ОЦЕНКА ТРАВМООПАСНОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ

Оценка травмоопасности проводится специалистами аттестующей организации и осуществляется по правилам, установленным п. п. 20 — 28 Порядка проведения аттестации.

Травмоопасность рабочих мест оценивается по соответствию определенных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:

— требованиям по защите от механических воздействий;

— требованиям по защите от воздействия электрического тока;

— требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

— требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.

Объектами оценки травмоопасности являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (п. 21 Порядка проведения аттестации).

Для оценки травмоопасности производственного оборудования должны быть проведены следующие действия:

— проверка наличия и соответствия нормативным требованиям документов, средств защиты работников и пр., предусмотренных п. 23 Порядка проведения аттестации;

— анализ технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ;

— внешний осмотр производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда;

— проверка наличия сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности (при необходимости).

Чтобы оценить травмоопасность инструментов и приспособлений, необходимо провести следующие мероприятия:

— внешний осмотр инструментов и приспособлений;

— проверку соответствия состояния инструментов и приспособлений требованиям нормативных правовых актов по охране труда;

— проверку наличия сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности (при необходимости).

При оценке соответствия подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям надлежит провести проверку следующих документов:

— инструкций по безопасности и по охране труда;

— документов, подтверждающих прохождение необходимого обучения.

Согласно п. 28 Порядка проведения аттестации выделяется три класса травмоопасности условий труда:

— 1 класс травмоопасности — оптимальный (не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

— 2 класс травмоопасности — допустимый (не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

— 3 класс травмоопасности — опасный (выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом (Приложение N 4 к Порядку проведения аттестации) с учетом особенностей, предусмотренных для составления протокола при оценке травмоопасности рабочих мест, на которых находятся объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 27 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки травмоопасности рабочего места с указанием класса травмоопасности вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.

4. ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ возложена на работодателя.

СИЗ считаются средства индивидуального пользования, применяемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Такое определение дано п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Приобретение и выдача работникам СИЗ осуществляется работодателем за счет собственных средств (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 3 ст. 221 ТК РФ).

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится после проведения оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места по правилам, установленным п. п. 29 — 35 Порядка проведения аттестации.

Обеспеченность работников СИЗ оценивается путем последовательной реализации следующих процедур (п. 31 Порядка проведения аттестации):

— сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ устанавливаются различными нормативными актами в зависимости от видов экономической деятельности;

— проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

— проверки порядка обеспечения работников СИЗ, установленного Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);

— оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте;

— проверки оценки эффективности выданных работнику СИЗ (при необходимости) (п. 33 Порядка проведения аттестации).

Результаты оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляются протоколом (Приложение N 5 к Порядку проведения аттестации).

Важно! Протокол не оформляется, если выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда (п. 32 Порядка проведения аттестации).

Протокол подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими измерения и оценки, а также ответственным должностным лицом данной организации и заверяется печатью (п. 35 Порядка проведения аттестации).

См. образец заполнения протокола.

Результаты оценки обеспеченности работников СИЗ вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда.

См. образец заполнения карты.

Ситуация из практики. Правильно ли рабочее место признано несоответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ в связи с тем, что на выданной спецодежде имеется маркировка, согласно которой она рассчитана на применение при температуре до +25 °С, а на оцениваемом рабочем месте температура составляет +25,5 °С?

Одной из процедур оценки обеспеченности работников СИЗ является оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда (п. 31 Порядка проведения аттестации). Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ только при условии соблюдения требований Порядка проведения аттестации. В случае наличия одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 34 Порядка проведения аттестации).

В данном случае выданная работнику спецодежда не соответствует фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (+25,5 °С вместо предусмотренных +25 °С), в связи с чем признание рабочего места не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ является правильным.

5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте, которая включает в себя результаты следующих оценок (п. 36 Порядка проведения аттестации):

— класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

— класса условий труда по травмоопасности;

— обеспеченности работников СИЗ.

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка проведения аттестации).

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» при несоответствии условий труда гигиеническим нормативам, и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 38 Порядка проведения аттестации).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка проведения аттестации).

Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

1. Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда

2. Обязанности работодателя при завершении аттестации рабочих мест по условиям труда

1. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

По результатам аттестации аттестационная комиссия составляет отчет об аттестации, к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации):

— приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (подробнее об этом см. п. 2 «Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

— перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда» настоящего материала);

— карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок (подробнее об этом см. п. 2 «Функции аттестационной комиссии» настоящего материала);

— сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение N 6 к Порядку проведения аттестации);

— сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение N 7 к Порядку проведения аттестации);

— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение N 8 к Порядку проведения аттестации), который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю;

— итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 9 к Порядку проведения аттестации);

— сведения об аттестующей организации (Приложение N 10 к Порядку проведения аттестации) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

— протоколы заседаний аттестационной комиссии;

— заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

— предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

2.1. Подписание приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждение отчета об аттестации

Процедура аттестации завершается подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации). Подписание приказа о завершении аттестации и утверждение отчета об аттестации осуществляется работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С приказом о завершении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

См. образец заполнения приказа.

2.2. Ознакомление работника с результатами аттестации его рабочего места

В течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места в карте аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации).

2.3. Взаимодействие с государственной инспекцией труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Взаимодействие работодателя с государственной инспекцией труда (далее — ГИТ) осуществляется согласно Приказу Роструда от 31.08.2011 N 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н».

В течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ следующие документы:

— сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

— сведения об аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

— сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка проведения аттестации).

Поступившие от работодателя документы регистрируются ГИТ в журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При представлении работодателем неправильно оформленных документов или неполного их пакета ГИТ сообщает ему об этом с указанием конкретного срока для устранения недостатков.

Сведения, содержащиеся в документах, ГИТ вносит в реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах.

После этого ГИТ проводит анализ указанных документов.

Результаты анализа могут быть использованы ГИТ:

— для принятия решений о приостановлении деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

— для принятия решений о временном приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности ввиду угрозы жизни или здоровью работников;

— для предъявления требований по обеспечению безопасных условий труда;

— для оценки деятельности аттестующих организаций.

Важно! Если после 1 декабря 2010 г. аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась организацией, не прошедшей в установленном порядке обязательную аккредитацию, ГИТ обязана предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения аттестации в соответствии с установленным порядком.

Представленные работодателями документы по результатам проведения аттестации рабочих мест хранятся в ГИТ.

По результатам анализа материалов аттестации рабочих мест ГИТ может проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения работодателями установленного порядка проведения указанной аттестации.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодными планами их проведения, согласованными с органами прокуратуры и утвержденными руководителем ГИТ (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, Приказ Роструда от 28.10.2010 N 455).

При проведении внеплановой проверки должны соблюдаться условия, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Основанием для проведения внеплановой проверки согласно п. 27 Приложения N 1 к Приказу Роструда от 31.08.2011 N 193 может быть:

— истечение срока исполнения работодателем выданного ГИТ предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обращение работника в ГИТ с заявлением о нарушении работодателем его трудовых прав или с запросом о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

— представление в ГИТ сведений организацией по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда как вредных и (или) опасных.

О проведении внеплановой проверки Роструд или соответствующая ГИТ уведомляет работодателя любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

С 1 января 2014 г. согласно Федеральному закону РФ № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда . Из-за недостатка опыта и отсутствия необходимого оборудования многие предприятия не имеют возможности проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда самостоятельно, поэтому они и обращаются в специально созданные службы, в число которых и входит компания «СОТАРМ».

Обратившись в компанию «СОТАРМ» для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, вы можете рассчитывать на следующие преимущества:

  • Точное соответствие результатов проверки государственным нормам и стандартам;
  • Выявление всех вредных факторов, влияющих на здоровье и безопасность персонала, работающих на своих рабочих местах;
  • Составление наиболее оптимального и эффективного плана по улучшению условий труда;
  • Бесплатная консультация по вопросам возможных мероприятий, направленных на снижение производственных рисков.

Важность проведения аттестационных работ

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации направлено на обеспечение соответствия условий труда рабочего персонала государственным требованиям. Своевременное определение небезопасных и вредных факторов позволяет снизить риски получения травм сотрудников, а в случае выявления вредности производства компенсировать работнику нанесенный вред здоровью предоставлением дополнительных отпусков, отправление в санатории, денежными премиями и пр. способами. Работодатель, проведший аттестацию рабочих мест, снижает риски в уголовном и административном наказании в случае возникновения несчастных случаев на производстве, которые стали причиной получения травм или смерти сотрудника.

С ужесточением законов и увеличением штрафов за нарушение условий работы сотрудников, аттестация условий труда становится все более актуальной. Воспользовавшись услугами «СОТАРМ», вы не только сможете оценить соответствие условий работы ваших сотрудников требующимся стандартам и нормам, но и быстро разработать комплекс мероприятий по улучшению этих условий. Также аттестация рабочих мест позволит избежать возможных штрафов и санкций со стороны государственных органов надзора.

Стоимость аттестации рабочих мест

Цена аттестации рабочих мест по условиям труда зависит от следующих факторов:

· Общее количество рабочих мест на предприятии, а также количество мест, которые совершенно одинаковы по выполняемым функциям;

· Особенности и специфика работы предприятия;

· Количество используемого оборудования на предприятии и их характеристики;

· Количество измеряемых параметров в процессе аттестации;

· Необходимость в создании плана по модернизации рабочих мест с целью обеспечения их соответствия государственным нормам.

Стоимость аттестации рабочих мест в компании «СОТАРМ» одна из самых доступных , это связано с использованием высокоэффективного оборудования и большого опыта сотрудников, что позволяет выполнять весь комплекс аттестационных работ в кратчайшие сроки. Все специалисты нашей компании имеют соответствующее образование и опыт работы больше 3-ех лет на занимаемых должностях, а также регулярно проходят курсы повышения квалификации и проверку знаний.

Наша компания проводит аттестацию рабочих мест в Москве и по всей России организаций самых различных сфер деятельности – бытовая, производственная, образовательная и пр. В процессе аттестации учитываются все особенности деятельности организации, а также специфика работы персонала, что позволяет нам с наибольшей точностью определить соответствие условий труда требуемым нормам. Нашей основной задачей является поиск решений и их реализация, направленных на снижение цены АРМ, а также составление плана мероприятий по улучшению условий труда с минимальными временными и материальными затратами.

Периодичность аттестации рабочих мест

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ), должно производиться не реже одного раза в пятилетний период. На протяжении пятилетнего периода, работодатель сам вправе выбрать в какое время ему удобней провести следующую проверку. Точкой отсчёта нового периода будет дата окончания предыдущей проверки, которая прописана в приказе "О завершении аттестации рабочих мест по условиям труда". Датой следующей проверки будет считаться дата издания приказа «О формировании новой комиссии и утверждения графика аттестации».

Так же бывает и внеплановая аттестация рабочих мест, которая производится в случаях, если на предприятии появились новые рабочие места, новое оборудование или изменились средства коллективной защиты. Тогда, в срок не менее 60 рабочих дней работодатель должен приступить к аттестации новых рабочих мест. Внеплановая АРМ может производиться как в обязательном порядке, так и по инициативе работодателя.

Задачей любого предприятия является обеспечение безопасных условий труда своих сотрудников, именно для соблюдения организацией этих условий и служит свод документов по охране труда. Компания «СОТАРМ» предоставляет услуги аттестации по охране труда, что позволяет руководству избежать последствий несоблюдения норм безопасности на предприятии. Процедуру аттестации по охране труда должны проходить в обязательном порядке все работники, а также руководствующий состав. Предусматривается дополнительные аттестационные мероприятия при принятии сотрудников на работу, перемене вида деятельности или отправления в командировку.

Прежде чем проходить аттестацию все сотрудники компании должны изучить свод нормативных документов по охране труда, в который входят требования к состоянию рабочих мест, спецодежды, гигиенические нормы, условия предоставления отпусков, правила прохождения медосмотра и прочие нормативные формы. Знания в этих областях помогут работнику безопасно выполнять свои должностные обязанности, избежать происшествий несчастных случаев, снизить вред здоровью в случае работы в условиях повышенной вредности, знать и использовать свои права на предоставление льгот, отгулов и отпусков, а также успешно пройти аттестацию. Наша компания не только осуществляет аттестацию сотрудников и руководствующего персонала, но и готова проводить обучение по охране труда .

Преимущества работы с «СОТАРМ»

2. 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд"

3. Приказ Минздравсоцразвития № 342н "Об утверждении порядка проведения АРМ по условиям труда"

4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в 426-ФЗ"



Типы объектов


Арм в офисе


Арм в школе



Арм в медучреждении


Арм на производстве


Арм в магазине


АРМ в ЧОП


Наши клиенты

Отзывы наших клиентов


А. А. Минаеву

Сотрудничество с Вашей компанией показало высокий профессиональный уровень Ваших сотрудников. Хочется отметить грамотную работу экспертов, слаженную работу специалистов и высокий профессиональный уровень компании в целом.

Надеемся на долгую и плодотворную работу с Вашей компанией.

Генеральный директор А.Н. Пищуров

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.
В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашей компании ООО «АСТРЕЯ» хотелось бы отметить грамотную работу экспертов, высокий уровень специалистов. Сотрудники ООО «СОТАРМ» вежливы, приятны в общении, всегда готовы дать дополнительные разъяснения.

С уважением,
Директор ООО «АСТРЕЯ» Сафронов Д.П.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

В соответствии с условиями Договора в 2016 году ООО «СОТАРМ» проведены работы по специальной оценке условий труда на рабочих местах МУП «АиГ».
Работы были выполнены на высоком уровне в соответствии с ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. По результатам получена отчетная документация, подготовленная по итогам проведения работ и выполненная в соответствии с действующим законодательством.
Выражаем благодарность ООО «СОТАРМ» за профессиональное решение вопросов, которые возникли в ходе совместной работы.
Мы довольны работой, выполненной специалистами ООО «СОТАРМ» и готовы рекомендовать эту компанию как надёжного и ответственного партнера.

И.о. директора Е.М. Горохова

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Компания ООО «СОТАРМ» в декабре 2016 года проводила специальную оценку условий труда в частном учреждении «Атомстандарт».

Специалисты компании ООО «СОТАРМ» проявили высокий профессионализм и оперативность в решении поставленных задач. Благоприятное впечатление произвела готовность сотрудников быстро реагировать на обстоятельства. Это подтверждает, что компания ООО «СОТАРМ» имеет обширную практику в проведении СОУТ и использует индивидуальный подход при работе с клиентами.

Работы выполнены в соответствии с действующим законодательством. Отмечено хорошее оформление результатов проведенных работ.

Мы довольны работами ООО «СОТАРМ» и готовы рекомендовать эту компанию как надёжного и ответственного партнера.

С Уважением,

Директор В.В. Морозов

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашем предприятии (АО МКБ «ДОМ-БАНК») отмечена грамотная работа экспертов и высокий уровень специалистов.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Исполнительный директор АО МКБ «ДОМ-БАНК» С.Б. Рыгин

Благодарность

Федеральное автономное учреждение «Центр развития и обеспечения космической деятельности» Министерства обороны Российской Федерации выражает благодарность ООО «СОТАРМ» за качественное проведение специальной оценки условий труда

Начальник Федерального автономного учреждения «Центр развития и обеспечения космической деятельности» Министерства обороны Российской Федерации

М. Суриков

Благодарственное письмо

Общество с ограниченной ответственностью «Усинское дорожное ремонтно-строительное управление» выражает глубокую признательность и искреннюю благодарность коллективу Общества с ограниченной ответственностью «Служба охраны труда и аттестации рабочих мест» за взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное отношение и профессионализм, проялвение при проведении работ по специальной оценке условий труда на нашем предприятии.
Особую признательность выражаем экспертам Комаровой Марии Витальевне и Титор Андрею Геннадьевичу, которые непосредственно были заняты исследование и анализом вредных, опасных факторов производственной среды и трудового процесса за серьёзное и вдумчивое отношение к работе.
Мы высоко оценили совместную работу с Вашей компанией,
Желаем Вам и Вашей компании успехов и процветания,
экономического и финансового благополучия.
Выражаем уверенность в сохранении сложившихся дружественных
отношений и надеемся на дальнейшее
взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.
С уважением,
Директор ООО «Усинское ДРСУ» Сластён И.А.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
А.А. МИНАЕВУ

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Негосударственное учреждение Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда, высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок. Отчетные материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Главный редактор Л.П. Раковская

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А

БЛАГОДАРНОСТЬ

В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашем предприятии ООО «Центр «Второе рождение» отмечена грамотная работа экспертов, высокий уровень специалистов. Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

Генеральный директор Романюк Э.В.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «РБ лоджистикс» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.

Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Генеральный директор А.А. Будкин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «ОПТИКОМ Регион» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ», начальнику лаборатории Максеменюк Е. В. за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Благоприятное впечатление произвела готовность сотрудников быстро реагировать на обстоятельства.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С пожеланиями успехов Вам и Вашей организации
Ст. смены С.Н. Сироткин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Благодарим коллектив ООО «СОТАРМ» за услугу по проведению специальной оценки условий труда в нашей организации. Было очень приятно ощущать со стороны работников Вашей компании оперативность и технически грамотное отношение к работе в течение всего периода нашего сотрудничества.
Хочется особо отметить начальника испытательной лаборатории Елену Валерьевну Максеменюк и специалиста Викторию Бирюкову. Спасибо им за профессионализм и чуткое отношение в решении всех возникавших вопросов.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами и Вашей компанией.

Генеральный директор
ООО «Мосэксперт» А.Л. Воронин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство Центрального филиала ООО «Компания Металл Профиль» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Директор филиала Л.А. Михайлов

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Брунел Рус» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Во время выполнения работ специалисты ООО «СОТАРМ» внимательно относились ко всем потребностям нашей компании и быстро находили наилучшие решения для возникавших вопросов. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации, а также их добросовестное отношение к делу.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Генеральный директор «ООО Брунел Рус» Андреа Луккин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Леогон Трейдинг» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за своевременную и качественную работу по проведению специальной оценки условий груда. Хотелось бы отметить компетентность и грамотность экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надёжного и обязательного партнёра, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на успешную плодотворную работу.

С уважением,

Директор С.В. Люликова

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Джи Эйч Проект» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Руководитель ООО «Джи Эйч Проект» А.А. Зуйкин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ГБПОУ МО «Рошальский техникум» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Директор техникума В.Ю.Кашлев

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
А.А. Минаеву

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство АО «Хозяйственное управление ВДНХ» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную и плодотворную работу.

Директор А.В. Королёв

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство АО «Раменская теплосеть» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Генеральный директор А.М. Синицкий

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Руководство АО «ОптиКом» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда.
Отмечаем, что предоставленные нам результаты работы ООО «СОТАРМ» по СОУТ соответствуют высоким стандартам качества в данной области.
Отдельно хотелось бы поблагодарить начальника лаборатории Максеменюк Е.В. и сотрудников, выполнивших работы по договору качественно и в установленные сроки, оперативно и грамотно решавших все возникавшие вопросы, как на этапе проведения СОУТ, так и после ее окончания, а также отметить их высокий уровень культуры общения с представителями заказчика, коммуникабельность и профессионализм.
Желаем Вам и вашей компании новых достижений и финансового благополучия.

С уважением,
Руководитель складского комплекса М.Ю. Чистов



Поделиться