Что отличает перспективное бюджетное и календарное планирование. Текущее и перспективное планирование деятельности предприятия в условиях рынка

  • 3.Идеальная цель воспитания
  • 4.Реальные цели воспитания
  • 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
  • 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
  • 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
  • 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
  • 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
  • 3. Учебная программа, Учебный план.
  • 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
  • 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
  • 2.Взаимодействие педагога с детьми
  • 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
  • 4.Организация развивающей предметной среды
  • 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
  • 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
  • 1. Развитие предметной деятельности
  • 2. Развитие речи и речевого общения
  • 3. Социальное развитие
  • 4. Познавательное развитие
  • 5. Эстетическое развитие
  • 6. Физическое развитие
  • 7. Общие показатели развития
  • 1. Игра в истории человечества
  • 2. Социальный характер игры
  • 3. Характеристика игровой деятельности
  • 4. Игра как средство воспитания
  • 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
  • 6. Классификация детских игр
  • 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
  • 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
  • 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
  • 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
  • 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
  • 1.Сущность режиссерских игр
  • 2.Возникновение режиссерской игры
  • 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
  • Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
  • 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
  • 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
  • 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
  • 1. Характеристика игрушки
  • 2. История возникновения игрушек
  • 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
  • 4. Педагогические требования к игрушке
  • 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
  • 2. Значение труда для развития личности дошкольника
  • 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
  • 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
  • 5. Требования к организации детского труда
  • 1.Формирование представлений о труде взрослых
  • 2. Виды и содержание труда детей.
  • 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
  • 4.Условия организации труда дошкольников
  • 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
  • 2. Основные понятия теории ипв.
  • 3. Задачи ипв дошкольников
  • 4. Средства ипв дошкольников
  • 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
  • 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
  • 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
  • 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
  • 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
  • 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
  • 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
  • 4. Принципы обучения дошкольников.
  • 5. Модели обучения дошкольников
  • 6. Типы обучения дошкольников
  • 7. Методы обучения дошкольников
  • 8. Формы организации обучения
  • Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
  • 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
  • 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
  • 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
  • 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
  • 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
  • 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
  • 3. Физические и психические отличия детей разного пола
  • 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
  • 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
  • 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
  • 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
  • 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
  • 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
  • 5. Воспитание скромности у детей
  • 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
  • 1. Своеобразие коллектива дошкольников
  • 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
  • 3. Личность дошкольника и коллектив
  • 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
  • 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
  • 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
  • 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
  • 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
  • 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
  • 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
  • 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
  • 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
  • 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
  • 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
  • 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
  • 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
  • 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
  • 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
  • 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
  • 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
  • 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
  • 2. Содержание совместной работы удо и школы
  • 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
  • 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
  • Виды планирования
  • Структура и содержание перспективно-календарного плана
  • 6. Планирование работы в летний оздоровительный период
    1. Виды планирования

    План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

    При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем.

      Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

      При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

      Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

      Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

    Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

    - перспективное;

    - перспективно-календарное;

    - календарное.

    Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлении своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

    В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

    Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

    Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование .

    Такое планирование имеет ряд преимуществ:

    В таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

    Вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

    Как показывают исследования, дети постоянно накапливают в активно словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, то есть систематическими группами («Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом из возрастных особенностей и задач Учебной программы ДО.

    1. Структура и содержание перспективно-календарного плана

    В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

      Задачи дошкольного учреждения на год . В этом разделе записываются годовые задачи ДУ на учебный год.

      Источники планирования . В начале года составляется список методической литературы, пособий, рекомендаций, разработок по всем разделам программы, которые воспитатель использует при планировании различных видов деятельности. В течении года этот список пополняется.

      Список детей по группам . Список детей составляется на каждое полугодие с учетом состояния здоровья и уровня развития детей.

      Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми (структура режимных моментов) составляется для более четкого планирования работы воспитателя с детьми в различные режимные отрезки в первую и вторую половину дня. Она создается педагогом в начале года для каждой возрастной группы с учетом графиков проведения досуга, работы кружков, бассейна и включает различные формы работы с детьми по основным видам деятельности. Примерная циклограмма выглядит следующим образом: (см таблица).

    К общим разделам плана, предусматривающих работу на месяц, относятся следующие.

      Сотрудничество с семьей . В этом разделе планируются разнообразные коллективные и индивидуальные формы дошкольного учреждения с семьей: родительские собрания, консультации, беседы, посещения на дому, тематические папки-передвижки и др. планируется конкретное содержание работы с учетом тем, сроки проведения, ответственные о выполнении по следующей схеме.

      Индивидуально-коррекционная работа с детьми . Отражается в плане или планируется в отдельной тетради. Коррекционная работа учитывает диагностирование уровня нервно-психического развития детей группы «малыши», педагогическое и психологическое диагностирование дошкольников, ежедневные наблюдения за ребенком оформляется по следующей схеме:

      Физкультурно-оздоровительная работа . Этот раздел предусматривает мероприятия по охране труда и укреплению здоровья детей, их полноценному развитию. Планируются различные формы работы:

    а) утренняя гимнастика (на 2 недели:1-я и 2-я недели, 3-я и 4-я недели, на 2-й и 4-й с изменениями и дополнениями);

    б) физические упражнения и подвижные игры на 1-й и 2-й прогулках (планируются на каждую неделю с учетом тем);

    в) упражнения после сна (1, 2-я, 3-я, 4-я недели), в комплекс включаются упражнения, способствующие постепенному переходу детей от сна к бодрствованию;

    г) активный отдых (физкультурный досуг, дни здоровья). В средней и старшей группах с учетом частоты и длительности проведения, уровня освоенности программы, сезонности, тем. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц, дни здоровья - 1 раз в год (зимние, весенние – одну неделю). В этом разделе планируются мероприятия по закаливаю детей.

      Специально-организованное обучение . Данный раздел представлен перспективным планом дидактических игр, игр-занятий в 1-й и 2-й младших группах, средней группе и занятий в старшей группе на каждый месяц примерно по четырем темам (на усмотрение воспитателя), где отражаются: вид занятий, тема, конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи, источники планирования

      Виды детской деятельности . Для реализации программных задач по конкретной теме используется как специально организованное обучение, так и другие виды совместной деятельности воспитателя и детей в этом разделе планируется работы по пяти основным вида деятельности: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность. В основу планирования видов деятельности положен также тематический принцип. На каждую неделю планируются формы работы с детьми по каждому виду деятельности:

    познавательно-практическая деятельность

    Игровая деятельность

    Художественная деятельность

    Элементар-ная трудовая деятельность

    Комму-никатив-ные ситуа-ции,

    Рассказы,

    Обясне-ния, поясн-неия, ситуации невербального общения этюды, беседы

    наблюдения за природой, элементарная опытническая и эксперимен-тальная деятельность, обследование предметов, пространства

    Пальчиковые, сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, музыкальные, подвижные, режиссерские и т.д.

    Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, чтение, рассказывание, прослушивание граммазаписей, заучивание потешек, стихов, загадок, инсценирование, все виды театров)

    Музыкальная деятельность (прослушивание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, развлечения),

    Изобразительная деятельность (рассматривание картин, рисование, аппликация, лепка и др.)

    Поручения,

    самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, дежурство.

    Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

    Первая его часть – определение основных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада, так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой. Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществление каждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.

      Вступительная часть.

    Годовые задачи;

    Предполагаемые результаты работы.

    Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

    Организационно-педагогическая работа;

    Работа с кадрами;

    Руководство и контроль;

    Работа с родителями;

    Административно-хозяйственная работа.

    В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы : научность, перспективность и конкретность. Научность предполагает организацию всей воспитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский сад должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.

    Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды. Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.

    План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.

    а) Годовые задачи. Предполагаемые результаты.

    Годовые задачи дошкольного учреждения должны быть сформулированы конкретно и понятно. Их реализация обеспечивает повышение педагогического мастерства ДУ, проявление творчества в работе с детьми, совершенствование совместной работы детского сада и семьи по воспитанию и развитию индивидуальных способностей детей. Как показывает практика, реально выполнимы 2-3 задачи, поэтому планировать целесообразно не более двух-трех задач.

    Четкая формулировка задач дает возможность определить степень их новизны: является задача новой или продолжением работы над задачей прошлого учебного года.

    б) Организационно-педагогическая работа

    В этом разделе планируются:

    а) заседание педсоветов;

    б) работа методического кабинета (оснащение педагогического процесса, организация выставок, обобщение передового педагогического опыта);

    в) зрелищные мероприятия, праздники, тематические вечера;

    г) проведение смотров конкурсов.

    Работа методического кабинета предполагает:

    Организацию и оформление выставок (действующий и постоянных);

    Пополнение, оснащение и систематизацию методического и дидактического материалов;

    Преемственность мероприятий детсада и школы;

    Оснащение педпроцесса учебно-наглядными пособиями, игрушками и т.д.

    Разработку конспектов, сценариев, подготовку консультаций, анкет, тестов;

    Организацию сезонных выставок, выставок детских работ, новинок методической литературы.

    Зрелищные мероприятия, праздники и развлечения . В годовом плане намечаются зрелищные мероприятия, тематические вечера, праздники, предусмотренные программой, календарно-обрядовые и театральные постановки, проведение совместных праздников с родителями, развлечения, авторские выставки работ детей.

    Смотры, конкурсы. Планируется проведение смотров, конкурсов на лучшую игрушку, сделанную детьми совместно родителями, на атрибутику сюжетно-ролевой игры, на интересную поделку, дидактическую и развивающую игрушку и др. К каждому смотру-конкурсу разрабатывается положение, которое утверждается на педсовете и зависит от потребностей ДУ.

    в) Работа с кадрами.

    Данное направление включает следующие виды работ.

    а) повышение квалификации : участие в проблемных творческих семинарах; посещение курсов; участие в городских и районных мероприятиях; участие в «Школе передового опыта», в выставках, учеба на курсах повышения квалификации.

    б) аттестация. Планируется в соответствии с поступившими заявлениями педагогов на получение категории. Фамилии аттестуемых заносятся в годовой план.

    в) работа с молодыми специалистами . Планируется при наличии в педколлективе молодых специалистов. В содержание плана входят конкретные мероприятия по оказанию начинающим воспитателям действенной помощи со стороны наиболее опытных педагогов, а также со стороны администрации: проведение консультаций по планированию и организации воспитательно-образовательной работы с детьми, практических семинаров, составление конспектов проведения занятий, выполнения режимных процессов, подбор методической литературы для углубленного изучения, предупредительный контроль за работой специалиста.

    г) групповые совещания . Основное назначение групповых совещаний – дать анализ работы с детьми за истекший период и определить дальнейшие задачи в воспитании детей. Проводятся групповые совещания в группах раннего возраста в зависимости от возраста: в группах от 1 до 2 – ежеквартально, в группах от 2до 3 лет – 2 раза в год. Первое групповое совещание целесообразно запланировать на ноябрь. В сентябре - октябре следует изучить и проанализировать уровень интеллектуального развития детей, поступивших в детский сад в период адаптации, оформить карты нервно-психического развития на каждого ребенка.

    д) коллективные просмотры . Планируются один раз в квартал с целью изучения опыта работы педагогов. Тематика просмотров определяется вопросами, обсуждаемых на педсоветах, семинарах, и задачами, возникающими в связи с изучением и внедрением передового педагогического опыта. Для коллективных просмотров следует предусмотреть проблемы педпроцесса, наблюдение и анализ не только учебной деятельности, но и других видов деятельности детей (познавательно-практической, игровой, элементарной трудовой, художественной, общения). Перегружать план коллективными просмотрами нецелесообразно.

    е) семинары. Являются самой эффективной формой методической работы. В зависимости от конкретных условий работы каждого ДУ планируются теоретические семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы. Они могут быть разовые (однодневные), краткосрочные (недельные); постоянно действующие.

    ж) консультации . Планируются с целью оказания педагогической помощи, знакомства с новым методическим материалом, а также по результатам диагностики. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Планируются консультации с учетом взаимосвязи с вопросами годовых задач, педсоветов, а также с учетом категорий работников и их профессионального уровня. Количество консультаций зависит от качественного уровня проведения педагогом воспитательно-образовательного процесса в группах, а также от квалификации и опыта воспитателя, но не реже одного раза в месяц. Учет проведения консультаций и семинаров отражается в отдельной тетради по схеме.: дата, название мероприятия, тема. Категория слушателей, кто проводит, присутствующие, роспись ответственного.

    з) другие формы работы с кадрами . С целью повышения уровня теоретических и практических знаний педагогов, а также их профессионального мастерства могут быть запланированы следующие активные формы работы с кадрами: дискуссии, конкурсы педагогического мастерства, педагогические викторины, педагогический ринг, методический фестиваль, деловые игры, ролевые игры, кроссворды, решение педагогических ситуаций, методическая неделя, интерактивные методы и игры («Метаплан», «Четыре угла», «Погода», «Закончи предложение» и т.д.).

    г) Руководство и контроль

    Цель контроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.

    Планируя различные варианты и формы контроля необходимо руководствоваться требованиями к осуществлению контроля , а именно:

    Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, последовательным, всесторонним и дифференцированным.

    В нем должны сочетаться функции проверки, обучения, инструктирования, предупреждения недостатков, а также распространения лучшего педагогического опыта.

    Контроль должен сочетаться с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагога.

    Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, эпизодический, сравнительный, оперативный..

    д) Работа с родителями

    В этом разделе по мере необходимости планируются разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания (общесадовые – 2 раза в год и групповые – один раз в квартал), индивидуальные и групповые консультации на актуальные темы, «клубы здоровья», лектории, конференции, выставки и др.

    ж) административно-хозяйственная работа .

    В этом разделе планируются собрания (один раз в квартал) трудового коллектива, где рассматриваются вопросы трудовой дисциплины, выполнение инструкций, обсуждение и утверждение плана работы на летний период и др.; мероприятия по рациональному использованию бюджетных средств, созданию условий для организации воспитательно-образовательного процесса (ремонт, приобретение мебели, оборудования и т.п.); мероприятия по озеленению территории детского сада, обустройству спортивной площадки, обновлению оборудования на участках.

    Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всœех странах. Оно орга­нически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проб­лему, крайне важно рассмотреть виды планирования.

    Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют классифици­ровать виды планов по признакам, представленным в табл. 1.

    Таблица 1 - Классификация видов планирования

    Признаки классификации планов Виды планирования
    Содержание плановых решений Стратегическое; тактическое; оперативно-календарное; бизнес-планирование
    Обязательность плановых заданий Индикативное; централизованное
    Время действия и степень детали­зации плановых расчетов Краткосрочное (текущее); среднесрочное; долгосрочное (перспективное)
    Степень охвата Общее; частичное
    Содержание планируемых показа­телœей Экономическое; техническое; организационное; социальное
    Сфера применения Межцеховое; внутрицеховое; бригадное; индивидуальное
    Стадии разработки Предварительное; уточненное
    Глубина планирования Агрегированное; детальное
    Очередность во времени Упорядоченное; скользящее; внеочередное
    Координация частных планов во времени Последовательное; одновременное

    Рассмотрим отдельные виды планирования.

    Стратегическое планирование ориентировано на разра­ботку общей стратегии предприятия и установление его основ­ных целœей, управление стратегически важными факторами деятельности, определœение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив фи­нансирования капиталовложений и т.д. Основная цель страте­гического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющих­ся внешней и внутренней сред.

    Тактическое планирование предполагает обоснование за­дач и средств, необходимых для достижения стратегических целœей (к примеру, завоевание лидирующего положения на рын­ке и т.д.). В результате тактического планирования составляет­ся план экономического и социального развития предприятии, представляющий собой комплексную программу его производ­ственной, хозяйственной и социальной деятельности на соот­ветствующий период.

    Оперативно-календарное планирование представляет со­бой выбор средств для решения задач, которые определœены вышестоящим руководством, а также являются традиционны­ми для предприятия (распределœение продукции по объёму, но­менклатуре, срокам и др.). Основная задача данного планиро­вания состоит в конкретизации показателœей тактического пла­на с целью организации повсœедневной планомерной и ритмич­ной работы предприятия и его структурных подразделœений.

    Бизнес-планирование предназначено, как правило, для оценки целœесообразности внедрения того или иного мероприя­тия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций, и др.

    Индикативное планирование представляет собой государ­ственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровнязаработной платы и др.

    Централизованное планирование предусматривает уста­новление вышестоящим органом управления подчинœенному предприятию плановых показателœей натуральных объёмов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки то­варов и других имеющих обязательный для него характер.

    Краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года, включая полугодичное, квартальное, ме­сячное, недельное (декадное) и суточное планирование. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всœех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

    Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определœены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предпри­ятия (распределœение продукции по объёму, номенклатуре, сро­кам и т. д.). Такое планирование обычно является краткосроч­ным . Оперативные планы составляют на месяц, сутки и смену.

    Среднесрочное планирование охватывает промежуток от 1 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определœенные дол­госрочным планом. На некоторых предприятиях среднесроч­ное планирование совмещается с текущим. В этом случае со­ставляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути, краткосрочный план.

    Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такое планирование создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствова­ния на определœенный период, и его результатом являются пла­ны предприятия по различным видам его деятельности (про­изводство, реализация, финансы и т.п.).

    Все эти виды планирования позволяют комплексно учиты­вать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпо­сылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в базе плана социально-экономического развития предприятия. Этот план предусматривает планирование про­изводства и реализации продукции, потребности в производ­ственных ресурсах, социально-трудовых показателœей, себе­стоимости продукции и цен, формирования и распределœения прибыли, экономической эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятий по охране природы и др.

    Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование. Порядок разработки бизнес-пла­на. Основные разделы бизнес-плана.

    Виды планирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды планирования" 2017, 2018.

  • - Виды планирования

    Принципы планирования Таблица 13 Принципы Краткая характеристика Единство науч-но-технических, социальных и экономических задач развития организации Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах... .


  • - Виды планирования.

    Планирование и прогнозирование в системе менеджмента Сущность и классификация функций менеджмента Функции и методы менеджмента 1. Сущность и классификация функций менеджмента 2. Планирование и прогнозирование в системе... .


  • - Сущность, принципы, методы и виды планирования

    Раздел 4. Экономический механизм функционирования предприятия Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ План лекции 1. Сущность, принципы, методы и виды планирования 2. Долгосрочные и текущие планы 3. Производственная программа 4. Разработка бизнес-плана... .


  • - Общие принципы планирования, виды планирования

    Лекция №5. В условиях централизованной плановой системы вся деятельность строительных организаций полностью подчинялась заблаговременно подготовленным и утвержденным планам. Система планирования производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажные... [читать подробнее]

    Теория Схема Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения... .


  • Планирование на предприятии: Шпаргалка Автор неизвестен

    4. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

    4. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

    Виды планирования можно классифицировать по следующим признакам. 1. В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным. Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла. Текущее планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам. Оперативное планирование служит равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном количестве, в требуемом качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла. 2. По содержанию перспектив развития и поставленных целей и задач планирование можно подразделить на стратегическое, тактическое и бизнес-план. Стратегическое планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития. Тактическое планирование должно обеспечить осуществление целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению качества продукции, уменьшению потребности в инвестициях и т.д. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия. По ряду причин этот вид планирования существенно отличается от приведенных выше видов производственного планирования. 3. В зависимости от обязательности плановых заданий планирование подразделяется на директивное и индикативное. Директивное планирование предусматривает беспрекословное осуществление решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер: в его составе могут быть и обязательные задания, но их число должно быть весьма ограничено. 4. В производственно-структурном аспекте планирование можно рассматривать: на корпоративном уровне (для ассоциации, концерна, объединения и т.д.); на уровне самостоятельных и экономически обособленных единиц типа предприятия, фирмы, обособленного подразделения, филиала; на уровне подразделения – цеха, участка, бригады, рабочего места.

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

    Из книги Урбанистика. часть 3 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

    Схема территориального планирования Новый Градостроительный кодекс так именно обозначил то, что в советское время именовалось схемой районной планировки. Различие заключается не только в этом. Районная планировка была, по определению, инструментом реализации схемы

    Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    3. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ При свободных рыночных отношениях выделяют шесть основных принципов планирования. К числу их относят принципы системности, самостоятельности участия, непрерывности, гибкости, эффективности. В противоположность этому в условиях полного

    Из книги Бизнес-планирование автора Бекетова Ольга

    6. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Оперативные планы являются заключительным этапом производственного планирования и предназначаются для конкретизации текущих (годовых) планов. Задачи перспективных планов уточняются в текущих, а последние, в свою

    Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

    30. СЕБЕСТОИМОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Себестоимость является одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. В ней находят отражение качественные изменения в технике, технологии, организации труда и производства. Она служит

    Из книги автора

    14. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА Цели планирования в маркетинге заключаются в следующем:1) выбор стратегии и тактики маркетинга. Это позволяет: а) избежать ошибочных решений в построении всей коммерческой деятельности организации; б) намечать более эффективные пути

    Из книги автора

    9. Цели бизнес-планирования, его особенности Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и

    Из книги автора

    10. Функции бизнес-планирования В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых

    Из книги автора

    1. Сущность планирования на предприятии Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении

    Из книги автора

    3. Методы планирования Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.В современной практике различают следующие методы планирования: балансовый, нормативный и

    Из книги автора

    4. Принципы планирования Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.Выделяются следующие принципы планирования:1)

    Из книги автора

    7. Сущность перспективного планирования В настоящее время сущность перспективного планирования приобрела весомое значение. Этот вид планирования имеет отличие от других. Перспективный план – это план, разрабатываемый на период 10-20 лет (наиболее распространенный

    Из книги автора

    8. Сущность бюджетного планирования Наиболее эффективным видом планирования, отражающим основные цели предприятия и имеющим наибольшую точность, является среднесрочное планирование. В планах отражаются основные задачи предприятия, производственная стратегия в целом

    Из книги автора

    9. Сущность календарного планирования Сущность календарного планирования заключается в обеспечении каждого сотрудника предприятия информацией относительно его задания и рабочего места на ближайшее время, его роли в выполнении работ по производству конечного

    Из книги автора

    11. Автоматизация планирования Автоматизация имеет важнейшее значение для всего процесса планирования. Ведь фундаментом успеха и процветания является тщательно проработанный, обоснованный план, а не случайно возникшие пожелания и идеи. Руководителям, менеджерам и

    Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу.

    Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием « ». Взаимосвязь планирования и управления можно представить в виде схемы (рис. 1).

    Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые (рис. 2). Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

    Расчетно-аналитическии метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

    Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

    Рис. 1. Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью предприятия

    Рис. 2. Методы планирования

    Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

    Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

    По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное (рис. 3). Перспективное планирование основывается на . С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия но различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

    Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане . Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.

    Рис. 3. Виды планирования на предприятии (фирме)

    Разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 1.

    Таблица 1 Основные разделы и показатели годового плана

    Уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.

    В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы (рис. 4).

    Рис. 4. Процедура разработки комплексного плана предприятия (фирмы)

    Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

    Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

    Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

    Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

    Битее-минирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования. Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

    • реактивным - базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;
    • инактивным - ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;
    • преактивным (упреждающим) - основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;
    • интерактивным - заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.

    Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.

    Перспективное, текущее и оперативное планирование

    По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное.

    Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.

    Рис. 6. Взаимосвязь среднесрочного и текущего планирования

    Долгосрочный план , на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.

    В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2-3 года.

    Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.

    Взаимосвязь среднесрочного и текущего планирования представлена на рис. 6.

    Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех-участок-бригада-рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

    В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

    Классификация планов на перспективные, текущие и оперативно календарные в определенной степени носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата при неизменном объекте планирования. Все виды планирования взаимосвязаны и представляют собой

    систему планирования, которая связывает в единый комплекс весь механизм управления предприятием.

    Основой для разработки перспективного плана является годовой план объема продаж (программа сбыта) или план реализации продукции, который формируется в натуральных и стоимостных показателях.

    Перспективный план состоит из следующих основных разделов:

    1) План производства (производственная программа) представляет собой перечень пвидов производимой продукции (товаров, услуг). Этот план выпуска продукции обосновывается расчетом производственных мощностей, причем обязательно учитываются выработка, качество продукцииЮ структура выпускаемой продукции и движение мощностей (ввод и вывод);

    2) План технического развития и организации производства включает в себя следующие подразделы:

    – освоение новых видов и повышение технического урповня выпускаемой продукции;

    Внедрение прогрессивных технологий;

    Повышение уровня механизации, автоматизации производства;

    Совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии.

    При реализации инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах разрабатываются конкретные мероприятия, проводятся расчеты обхъемов инвестиций и ожидаемого экономического эффекта.

    3) План капитального строительства. Определяются объемы и сроки ввода в действие основных фондов, производственных объектов и других объектов капитального строительства, а также определяются объемы инвестиций и их источники.

    4) План закупок (материально-техническое снабжение). В соответствии с объемом производства продукции (товаров, услуг) определяются потребность в материальных ресурсах, поставщиках, производственной кооперации, наличие долгосрочных договоров о поставке, кроме этого, рассматриваются вопросы хранения и повышения эффективности использования сырья и материалов.

    5) План по труду и кадрам. Определяются потребность в трудовых ресурсах с учетом анализа динамики производительности труда, намечаются источники набора трудовых ресурсов, способы повышения квалификации кадров, осуществляется расчет фонда оплаты труда при повременной оплате или рассчитывается норматив заработной платы при иных формах оплаты труда.

    6) План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства. Проводится анализ динамики издержек производства, рассчитываются резервы снижения себестоимости, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность, расчет ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам.


    7) Финансовый план (бюджет). В этом плане составляется баланс доходов и расходов предприятия, осуществляется расчет отчислений, определяются кредитные взаимоотношения.

    8) План по охране окружающей среды – разработка мероприятий экологической направленности.

    Перспективный план разрабатывается в несколько этапов:

    1) Уточнение данных маркетинговых исследований, выполненных при разработке стратегического плана, анализ динамики продаж за предыдущие годы, состояние и наличие производственных мощностей, после чего разрабатывается производственная программа и план реализации по годам на рассматриваемый период. На базе производственной программы разрабатываются инвестиционная деятельность с учетом расходов на охрану окр.среды, определяется потребность в материальных и финансовых ресурсах.

    2) Анализ динамики себестоимости производства продукции, возможности ее снижения, расчет прибыли и рентабельности.

    3) Составление финансового плана.



    Поделиться