Что является необходимым элементом социального института система. Социальный институт

Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.

Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:

1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.

2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.

3. Культурные символы . Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.

4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.

5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.

Структура социального института:

1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Структурные элементы социального института:

1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.

2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.

3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.

4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.

5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).

Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:

· в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,

· общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.

2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.

3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.

4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.

Типология социальных институтов:

1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:

· Институт семьи и брака

· Политический институт, институт государства

· Экономические институты

· Институты образования

· Институт религии

2. По характеру институты бывают

· Формальные деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

· Неформальные в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

  • < Назад
  • Вперёд >

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 01.06.2015

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Социальные институты как постоянно повторяющиеся отношения людей. Основные функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация, производство, распределение, управление и контроль. Простая форма существования социальных институтов.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальные институты как форма социальных связей, и вместе с тем – инструмент их формирования. Понятие институционализации, функции социальных институтов. Проблемы власти и государства. Семья как социальный институт. Проблемы образования и религии.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2009

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Понятие социальных институтов, их возникновение, классификация по сферам жизнедеятельности общества. Методология институционализации - упорядоченного процесса с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

    А) статусы, роли и социальные нормы

    B) высшие учебные заведения

    C) здания, сооружения и коммуникации

    D) дипломы, сертификаты и лицензии

    Латентной функцией современной российской школы как социального института является

    А) передача знаний, умений и навыков

    B) социализация подрастающего поколения

    C) закрепление существующей системы социального неравенства

    D) развитие личности ребенка

    Социально-экономической группой является

    А) духовенство

    B) дворянство

    C) казачество

    D) пролетариат

    28. Социальная роль – это…

    А) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

    B) активная позиция, связанная с целью улучшения жизни общества

    C) спонтанное, непредсказуемое поведение человека

    D) роль, подразумевающая почет и уважение со стороны всего общества

    В развитых капиталистических странах к средним слоям принадлежит

    А) 20-25 % населения

    B) 30-35 % населения

    C) 60-70 % населения

    D) более 80 % населения

    30. В светском государстве смена человеком своего вероисповедания является примером

    А) горизонтальной мобильности

    B) нисходящей вертикальной мобильности

    C) восходящей вертикальной мобильности

    Изучая социальную мобильность, Питирим Сорокин пришел к выводу, что

    А) существует постоянная тенденция к усилению социальной мобильности

    B) существует постоянная тенденция к ослаблению социальной мобильности

    C) не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению социальной мобильности

    Двумя главными типами социальности Ф. Теннис считал

    A) «общину» и «общество»

    B) «племя» и «род»

    C) «нацию» и «племя»

    D) «семью» и «клан»

    Тремя основными компонентами социального неравенства в теории М. Вебера являются

    A) доход, условия труда, досуг

    B) богатство, власть, престиж

    С) власть, образование, досуг

    D) престиж, образование, власть

    34. Социальный класс – это…

    A) социально-правовая группа

    B) социально-экономическая группа

    С) наследственная группа

    D) группа по интересам

    35. В постиндустриальном обществе основная масса экономически активного населения занята в…

    А) управлении государством

    B) промышленном производстве

    C) сфере услуг

    D) сельском хозяйстве

    Иерархически упорядоченное социальное неравенство называется

    А) социальной интеграцией

    B) социальной дезинтеграцией

    C) социальной стратификацией

    D) социальной дифференциацией



    М. Вебер выделял следующие виды социального действия

    А) целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное

    B) традиционное, инновационное, рациональное, иррациональное

    C) целенаправленное, случайное, традиционное

    D) конструктивное, деструктивное, нейтральное

    38. Социальное действие, в понимании М. Вебера, - это действие, имеющее субъективный смысл и ориентированное на …

    А) поведение другого человека или группы лиц

    B) общественное благо

    C) поддержку других лиц в экстремальной ситуации

    D) совместный труд

    39. Принятие вызова на дуэль, согласно М. Веберу, является примером

    А) ценностно-рационального действия

    B) целерационального действия

    C) традиционного действия

    D) аффективного действия

    Теория, согласно которой в ходе социального взаимодействия происходит восприятие себя глазами другого и интерпретация его намерений, была разработана

    А) Э. Гофманом

    B) Дж. Мидом

    C) Дж. Хомансом

    D) М. Вебером

    Примером делинквентного поведения в нашей стране может служить

    А) несоблюдение норм этикета

    B) супружеская измена

    C) попрошайничество

    D) мелкая кража

    Согласно теории Э. Дюргейма под аномией понимается

    А) процесс изменения социальных норм

    B) состояние, характеризуемое ослаблением или распадом социальных норм

    C) конструирование социальных норм

    D) резкое усиление действия социальных норм

    43. В основе теории аномии Р. Мертона лежит отношение человека к…

    А) другим людям

    B) целям и средствами достижения целей

    C) правоохранительным органам

    D) законам

    В современном российском обществе стигмой не является

    А) отметка о судимости

    B) свидетельство о разводе

    C) диагноз СПИД

    D) инвалидность

    Примером неформальных негативных санкций является

    B) лишение свободы

    D) конфискация имущества

    Признаки социального института

    1. социальный институт вступает важнейшей формой социальной связи в связи с тем, что он действует от имени общества как целого;
    2. социальный институт создает для членов общества все возможности для удовлетворения их потребностей теми способами, которые предписаны обществом;
    3. социальный институт своим функционированием гарантирует выполнение всех необходимых функций и подавление нежелательных, отрицательно влияющих на развитие общественных отношений;
    4. социальный институт гарантируют непрерывное продолжение социальной жизни через постоянство социальных функций;
    5. осуществляет взаимозависимость стремлений и отношений между индивидами;
    6. обеспечивает внутреннюю сплочённость общества в целом.

    Основные виды социальных институтов

    Помимо признаков социальных институтов в социальной науке выделяю также основные их виды:

    1. экономические, которые занимаются производством и распределением социальных благ между гражданами, а также процессом организации труда и денежным оборотов внутри общества;
    2. политические, которые связаны с процессом исполнения предписаний власти;
    3. социальные, которые организуют добровольные объединения, регулируют повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;
    4. культурные и воспитательные, которые обеспечивают преемственность культуры общества и передачу опыта последующим поколениям;
    5. религиозные, которые организуют отношения людей к религии.

    В процессе своего функционирования все социальные институты взаимосвязаны и объединяются интегрированную систему. Обязательным условием для осуществления эффективной деятельности социальным институтом является неукоснительное выполнение членами общества своих социальных ролей, которые предполагают осуществление ожидаемых действий и соблюдение норм и правил, установленных в данном обществе.

    Нормы и правила выполняют функции упорядочивания, регуляции, формализации деятельности и взаимодействия индивидов в рамках социального института. Каждый отдельно взятый социальный институт характеризуется свойственным только ему определенным набором норм и правил, которые проявляются в основе своей в знаковых формах.

    Структурные элементы социального института

    Выделяются следующие основные структурные элементы социального института:

    • цель существования и тот круг вопросов, которые социальный институт охватывает своей деятельностью;
    • конкретные функции, которые обеспечивают достижение поставленной социальным институтом цели;
    • нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли индивидов и социальные статусы, которые представлены в структуре данного института;
    • средства и учреждения, которые необходимы для достижения поставленных целей и реализации материальных, символических и идеальных функций;
    • установленные санкции в отношении лиц, которые выполняют институциональные функции, и в отношении тех лиц, которые являются объектом этих действий.

    Одной из важнейших характеристик деятельности различных социальных институтов является их постоянное и непрерывное взаимодействие с окружающей социальной средой, в качестве которой выступает общество и существующие в нем отношения.

    Социальная практика показывает, что для общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить неко­торые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общест­венной жизни являются социальные институты.

    Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выпол­няющие общественно-значимые функции. Термин «социальный ин­ститут» употребляется, в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, ин­ституте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относи­тельно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений.

    Основное предназначение социальных институтов - обеспе­чить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, ин­ститут семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве челове­ческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между по­лами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из ко­торых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, соци­ализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечива­ют институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институ­том религии.

    Социальные институты образуются на основе социальных свя­зей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социаль­ных групп, слоев и иных общностей. Социальный институт представляет собой самостоятельное обще­ственное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, опре­деленной изменчивостью их функций.

    Социальные институты способны выполнять свое предназна­чение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации об­щественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс называется институционализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

    Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

    Предпосылкой появления социальных институтов является возник­новение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение.

    Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отно­шений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу ре­ализации тех или иных жизненно важных потребностей.

    Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стан­дартизированные обычаи.

    Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутрен­него мира личности, были интернализованы ими в процессе социали­зации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирова­ния на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

    И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средст­вами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупно­сти лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, минис­терство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценнос­тями (зданиями, финансами и т. д.).



Поделиться