Демократия и вертикальная социальная мобильность. Социальная мобильность в разных типах обществ

Что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.

Баллы

элементы :

1) ответ на вопрос , например: специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; приобретение специальных знаний и навыков в определённой области;

2) пояснения , например:

Интеллектуальные, физические и иные возможности человека ограничены, поэтому человек не может выполнить весь объём работ по производству товаров и услуг, необходимых для обеспечения его потребностей;

Ресурсы производства распределены неравномерно; далеко не все люди имеют доступ к ресурсам для производства необходимых им экономических благ.

Важной потребностью человека является взаимодействие с другими людьми в процессе труда; самообеспечение эту потребность удовлетворить не может.

Ответ на вопрос может быть дан в иных, близких по смыслу формулировках.

Могут быть приведены другие пояснения

Дан правильный ответ на вопрос, приведены три пояснения

Дан правильный ответ на вопрос, приведены два пояснения.

ИЛИ Приведены только три пояснения

Дан правильный ответ на вопрос, приведено одно пояснение.

ИЛИ Приведены только два пояснения

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Приведено только одно пояснение.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответст­вую­щие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть даны следующие объяснения :

1) работник, заинтересованный в наиболее высокой оплате своего труда, как правило, специализируется в определённой области и постоянно повышает квалификацию, по сути, углубляя свою специализацию;

2) предприниматель выбирает для своей деятельности определённый сегмент рынка, т.е. осуществляет специали­за­цию производства и в соответствии с этим набирает персонал и привлекает ресурсы;

3) молодой человек, выбирая профессию, т.е. направление будущей специализации, ориентируется на её востребованность на рынке труда.

Могут быть даны другие объяснения

Даны три объяснения

Даны два объяснения

Дано одно объяснение

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;

2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: истина – утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о формах представления истины, опирающейся на знания курса, например: Истина может быть представлена в форме суждений, умозаключений, теорий.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о формах представления истины.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины, например: Объективный характер истины проявляется в том, что ее содержание не зависит от конкретного субъекта познания.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма правления»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных формах правления, и одно предложение, раскрывающее признаки любой формы правления.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: элемент формы государства , который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией об основных формах правления, опирающейся на знания курса, например: Основные формы правления- республика и монархия.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об основных формах правления.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса признаки любой формы правления, например: Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства -монарху , который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса признаки любой формы правления.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы органы государственной власти исоответствующие им полномочия :

1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);

3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.

Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия

Названы три органа государственной власти и соответствующие им полномочия

Названы два-три органа государственной власти и полномочия двух из них.

ИЛИ Названы два органа, указаны три (и более) полномочия

Названы один–три органа и полномочия одного из них.

ИЛИ Назван один орган, указаны два-три (и более) полномочия.

ИЛИ Названы только три органа государственной власти

Названы только один-два органа государственной власти.

ИЛИ Органы не названы при любом количестве полномочий.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены такие примеры :

1) в ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту фермер взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха; через год он совместно с другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции;

2) у индивидуального предпринимателя, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены, и через несколько лет он открыл свой магазин;

3) супруги, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.

Приведены три примера

Приведены два примера

Приведён один пример

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие права работодателя :

1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками (по итогам аттестации сотрудников директор института принял решение расторгнуть трудовой договор с Юрием);

2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры (руководитель предприятия, участвуя в коллек­тивных переговорах по изменению коллективного договора, предложил свой вариант организации отдыха работников и членов их семей);

3) поощрять работников за добросовестный эффективный труд (директор подписал приказ о премировании лучших рабочих своего завода);

4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязан­ностей и бережного отношения к имуществу работодателя, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (директор автобусного парка требует, чтобы водители поддерживали порядок и чистоту кабине и салоне, напоминали пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие права, приведены иные примеры

Названы и проиллюстрированы три права

Названы два-три права, два из которых проиллюстрированы примером.

ИЛИ Названы два права, приведены три примера

Названы одно–три права, одно из которых проиллюстрировано примером.

ИЛИ Названо одно право, приведены два-три примера.

ИЛИ Названы только три права

Названы только одно-два права.

ИЛИ Приведены только один–три примера.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие примеры :

1) воздействия государства на личность :

Принятие законов, определяющих права и свободы личности;

Наличие государственных учебных заведений, реализующих государствен­ные образователь­ные программы;

Деятельность государственных СМИ;

2) воздействия личности на государство :

Участие в выборах;

Выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров.

Могут быть приведены другие примеры

Приведены по два примера воздействия государства на личность и личности на государство в демократическом обществе

Приведены любые три примера

Приведены любые два примера

Приведён один пример.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

7.2. Социальная мобильность общества

В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяет экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлен к повышению своего статуса.

Все это создает уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность.

Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.

Социальную мобильность различают по типам, видам и направлениям.

Существуют два типа социальной мобильности:

горизонтальная мобильность - это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;

вертикальная мобильность - перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).

Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.

Вертикальная мобильность может быть двух видов:

групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе;

индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.

Кроме того, социальная мобильность различается по сферам: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.

Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной, вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определенным требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска». Но обратное утверждение, т. е. чем больше социальная мобильность, тем демократичнее общество, будет неверно, так как каждое общество имеет определенную мобильность, соответствующую его демократичности, уровню политического и социально-экономического развития, уровню жизни и общей культуры его членов. Излишняя социальная мобильность, например большое количество людей из низших слоев в управленческих структурах, говорит о какой-то анормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоев).

Г. Моска считал, что возможны три варианта социальной мобильности элиты:

«увековечивание» без обновления;

«увековечивание» с обновлением;

«чистое» обновление.

Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, т. е. систематическое обновление элиты в определенных рамках.

Это же положение верно и для концепции не элитарного, демократического общества. Очевидно, существует определенный предел, порог социальной мобильности, который без нарушения стабильности, устойчивости социальной структуры и социальных процессов нельзя превышать.

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определенный социальный механизм, сдерживающий мобильность, не дающий достигнуть ей критического предела. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса. В конкурентной борьбе за более высокий статус в демократическом обществе проявляются ограничения в образовании (на определенные должности требуются определенный уровень и качество образования), в способностях, физических возможностях. Наконец, возможности конкурентной борьбы за повышение статуса во многом зависят от противодействия других людей, занимающих соседние позиции в социальной структуре общества (сверху, снизу, рядом).

Таким образом, нет стабильного общества, где бы социальная мобильность не ограничивалась. Безграничная мобильность означает кризис в обществе, когда полностью меняется правящая верхушка и поддерживающие ее слои. Недостаточная мобильность означает стагнацию и загнивание общества.

Социальная мобильность - это естественный социальный процесс. Его цель - стабилизация общества, организация социального обмена, своевременная замена свободных социальных позиций, удовлетворение социальных и природных потребностей людей во власти, влиянии и престиже.

Как отмечалось выше, вертикальная мобильность осуществляется по определенным лифтам, или каналам.

Рассмотрим подробнее каналы социальной мобильности.

Школа (образование). Школа не только дает первичное образование, но и производит первичную селекцию (отбор). Сначала отбор идет по школам. Ученики престижных (частных, специализированных) школ имеют лучшие шансы для поступления в вуз. По окончании школы механизм отбора распределяет выпускников либо на производство, либо в колледж (техникум), либо в вуз.

Для поступающих в вузы также имеется выбор - престижный или непрестижный вуз, которые дают разные стартовые позиции для последующей карьеры. Таким образом, школа (образование) является первичным социальным распределителем, социальным лифтом.

Семья. Осуществляет социализацию, т. е. обеспечивает вхождение индивида в общество. От воспитания, знаний и умений, полученных в семье, от связей, которые имеет семья, много зависит в судьбе человека. Кроме того, большое значение имеет семья, которую человек создает сам. Социальное положение супруга, его семьи также является каналом социальной мобильности.

Профессиональные организации (промышленные, сельскохозяйственные, научные, управленческие и т. д.) являются следующим звеном социального отбора, каналом социальной мобильности. Выпускники одного вуза могут получить разное распределение. Кроме того, в первичной должности люди, обладающие разными способностями и возможностями, находятся разные сроки. В меритократическом обществе, т. е. в обществе, где статус человека непосредственно связан с приносимой им пользой (от лат. меритас - польза), социальная селекция производится по личным качествам и зависит от эффективности работы индивида. В авторитарном обществе срабатывают иные механизмы отбора: связи во властных структурах, личная преданность начальнику, поддержка определенной политики, идеологии и т. д.

Политические партии являются важным каналом вертикальной мобильности. Пример взлета полковника А. Руцкого и профессора Р. Хасбулатова на вершины политического влияния, а затем резкое понижение их социального статуса показывает, что и в России этот канал действует.

Специфическим каналом социальной мобильности является армия. В древней истории отмечено немало случаев, когда люди, используя военную карьеру, поднимались на самую вершину социальной пирамиды. Из 96 римских императоров 36 начали свою деятельность в самых нижних слоях общества и добились верховной власти благодаря службе в армии. В Новое время всем известен пример Наполеона. В современной истории это Ш. де Голль, Д. Эйзенхауэр, Г. К. Жуков.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Глава I Социальная философия как теория и методология познания общества 1. Предмет социальной философии Прежде чем определить предмет социальной философии, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной философско-социологической литературе данное

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

3. Социальная структура общества В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи

автора Мельникова Надежда Анатольевна

7.1. Социальная жизнь общества Социальная сфера – система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социальных общностей. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья,

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин

Глава 7 Социальная структура и мобильность Если собрать вместе большую или малую группу людей и заставить их самих обеспечивать свое существование в условиях необжитой природы (т. е. не пребывать в бездеятельности), то между ними начнут устанавливаться социальные связи

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Социальная память Все виды памяти можно разделить на память чисто индивидуальную, или частную, не доступную для других, и память общую, открытую для совместного доступа, то есть социальную. Частная память, не разделенная с другими, умирает вместе с человеком. Социальная

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В нашу задачу не входит описание истории и видов обществ, вообще не входит описание обществ со всеми их свойствами. Наша задача - принимая как данность возникновение и существование обществ как качественно особого типа и уровня

Из книги Необходимость себя. Введение в философию автора Мамардашвили Мераб Константинович

3. Социальная мобильность Под социальной мобильностью понимаются такие перемещения индивидов или целых социальных групп, которые приводят к изменению их места в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» введен в западную социологию П. Сорокиным,

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Из книги Мифы, сновидения, мистерии автора Элиаде Мирча

Социальная физика Введу два понятия, чтобы пояснить некоторые новые явления в философии и элементы аппарата философии. Эти два понятия - общение как сущность человека и понятие социальной и вообще человеческой жизни как «физики» чего-то, что строится на основе

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

Мобильность При сравнении двух столетий бросается в глаза, что многократно цитируемая «индустриальная революция» - по крайней мере, в отношении вызванных ею потоков социальной мобильности - отнюдь не была такой революционной, как можно было бы предположить по ее

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

«Мужские общества» и тайные общества Кроме церемоний, проводимых по достижении половой зрелости, существуют и другие таинства, предназначающиеся для взрослых. Это мужские общества, Mannerbunde, или тайные общества, о которых никто ничего не может узнать или стать их членом до

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

}

Поделиться