Что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
Баллы |
|
элементы : 1) ответ на вопрос , например: специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; приобретение специальных знаний и навыков в определённой области; 2) пояснения , например: Интеллектуальные, физические и иные возможности человека ограничены, поэтому человек не может выполнить весь объём работ по производству товаров и услуг, необходимых для обеспечения его потребностей; Ресурсы производства распределены неравномерно; далеко не все люди имеют доступ к ресурсам для производства необходимых им экономических благ. Важной потребностью человека является взаимодействие с другими людьми в процессе труда; самообеспечение эту потребность удовлетворить не может. Ответ на вопрос может быть дан в иных, близких по смыслу формулировках. Могут быть приведены другие пояснения | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены три пояснения | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены два пояснения. ИЛИ Приведены только три пояснения | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведено одно пояснение. ИЛИ Приведены только два пояснения | |
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Приведено только одно пояснение. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Могут быть даны следующие объяснения : 1) работник, заинтересованный в наиболее высокой оплате своего труда, как правило, специализируется в определённой области и постоянно повышает квалификацию, по сути, углубляя свою специализацию; 2) предприниматель выбирает для своей деятельности определённый сегмент рынка, т.е. осуществляет специализацию производства и в соответствии с этим набирает персонал и привлекает ресурсы; 3) молодой человек, выбирая профессию, т.е. направление будущей специализации, ориентируется на её востребованность на рынке труда. Могут быть даны другие объяснения | |
Даны три объяснения | |
Даны два объяснения | |
Дано одно объяснение | |
ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
Баллы |
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие; 2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества | |
ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: истина – утверждение (знание), точно (адекватно) отражающее действительность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о формах представления истины, опирающейся на знания курса, например: Истина может быть представлена в форме суждений, умозаключений, теорий. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о формах представления истины.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины, например: Объективный характер истины проявляется в том, что ее содержание не зависит от конкретного субъекта познания. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия | |
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма правления»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных формах правления, и одно предложение, раскрывающее признаки любой формы правления.
|
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения. Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия | |
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
|
Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть приведены такие примеры : 1) в ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту фермер взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха; через год он совместно с другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции; 2) у индивидуального предпринимателя, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены, и через несколько лет он открыл свой магазин; 3) супруги, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит. | |
Приведены три примера | |
Приведены два примера | |
Приведён один пример | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ.
|
Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть названы следующие примеры : 1) воздействия государства на личность : Принятие законов, определяющих права и свободы личности; Наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы; Деятельность государственных СМИ; 2) воздействия личности на государство : Участие в выборах; Выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров. Могут быть приведены другие примеры | |
Приведены по два примера воздействия государства на личность и личности на государство в демократическом обществе | |
Приведены любые три примера | |
Приведены любые два примера | |
Приведён один пример. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
7.2. Социальная мобильность общества
В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.
На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяет экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.
Кроме того, каждый человек устремлен к повышению своего статуса.
Все это создает уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность.
Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.
Социальную мобильность различают по типам, видам и направлениям.
Существуют два типа социальной мобильности:
горизонтальная мобильность - это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;
вертикальная мобильность - перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).
Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.
Вертикальная мобильность может быть двух видов:
групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе;
индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.
Кроме того, социальная мобильность различается по сферам: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.
Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.
Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной, вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определенным требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.
По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъема и спуска». Но обратное утверждение, т. е. чем больше социальная мобильность, тем демократичнее общество, будет неверно, так как каждое общество имеет определенную мобильность, соответствующую его демократичности, уровню политического и социально-экономического развития, уровню жизни и общей культуры его членов. Излишняя социальная мобильность, например большое количество людей из низших слоев в управленческих структурах, говорит о какой-то анормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоев).
Г. Моска считал, что возможны три варианта социальной мобильности элиты:
«увековечивание» без обновления;
«увековечивание» с обновлением;
«чистое» обновление.
Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, т. е. систематическое обновление элиты в определенных рамках.
Это же положение верно и для концепции не элитарного, демократического общества. Очевидно, существует определенный предел, порог социальной мобильности, который без нарушения стабильности, устойчивости социальной структуры и социальных процессов нельзя превышать.
В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определенный социальный механизм, сдерживающий мобильность, не дающий достигнуть ей критического предела. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса. В конкурентной борьбе за более высокий статус в демократическом обществе проявляются ограничения в образовании (на определенные должности требуются определенный уровень и качество образования), в способностях, физических возможностях. Наконец, возможности конкурентной борьбы за повышение статуса во многом зависят от противодействия других людей, занимающих соседние позиции в социальной структуре общества (сверху, снизу, рядом).
Таким образом, нет стабильного общества, где бы социальная мобильность не ограничивалась. Безграничная мобильность означает кризис в обществе, когда полностью меняется правящая верхушка и поддерживающие ее слои. Недостаточная мобильность означает стагнацию и загнивание общества.
Социальная мобильность - это естественный социальный процесс. Его цель - стабилизация общества, организация социального обмена, своевременная замена свободных социальных позиций, удовлетворение социальных и природных потребностей людей во власти, влиянии и престиже.
Как отмечалось выше, вертикальная мобильность осуществляется по определенным лифтам, или каналам.
Рассмотрим подробнее каналы социальной мобильности.
Школа (образование). Школа не только дает первичное образование, но и производит первичную селекцию (отбор). Сначала отбор идет по школам. Ученики престижных (частных, специализированных) школ имеют лучшие шансы для поступления в вуз. По окончании школы механизм отбора распределяет выпускников либо на производство, либо в колледж (техникум), либо в вуз.
Для поступающих в вузы также имеется выбор - престижный или непрестижный вуз, которые дают разные стартовые позиции для последующей карьеры. Таким образом, школа (образование) является первичным социальным распределителем, социальным лифтом.
Семья. Осуществляет социализацию, т. е. обеспечивает вхождение индивида в общество. От воспитания, знаний и умений, полученных в семье, от связей, которые имеет семья, много зависит в судьбе человека. Кроме того, большое значение имеет семья, которую человек создает сам. Социальное положение супруга, его семьи также является каналом социальной мобильности.
Профессиональные организации (промышленные, сельскохозяйственные, научные, управленческие и т. д.) являются следующим звеном социального отбора, каналом социальной мобильности. Выпускники одного вуза могут получить разное распределение. Кроме того, в первичной должности люди, обладающие разными способностями и возможностями, находятся разные сроки. В меритократическом обществе, т. е. в обществе, где статус человека непосредственно связан с приносимой им пользой (от лат. меритас - польза), социальная селекция производится по личным качествам и зависит от эффективности работы индивида. В авторитарном обществе срабатывают иные механизмы отбора: связи во властных структурах, личная преданность начальнику, поддержка определенной политики, идеологии и т. д.
Политические партии являются важным каналом вертикальной мобильности. Пример взлета полковника А. Руцкого и профессора Р. Хасбулатова на вершины политического влияния, а затем резкое понижение их социального статуса показывает, что и в России этот канал действует.
Специфическим каналом социальной мобильности является армия. В древней истории отмечено немало случаев, когда люди, используя военную карьеру, поднимались на самую вершину социальной пирамиды. Из 96 римских императоров 36 начали свою деятельность в самых нижних слоях общества и добились верховной власти благодаря службе в армии. В Новое время всем известен пример Наполеона. В современной истории это Ш. де Голль, Д. Эйзенхауэр, Г. К. Жуков.
Из книги Философия автора Лавриненко Владимир НиколаевичГлава I Социальная философия как теория и методология познания общества 1. Предмет социальной философии Прежде чем определить предмет социальной философии, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной философско-социологической литературе данное
Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович3. Социальная структура общества В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи
автора Мельникова Надежда Анатольевна7.1. Социальная жизнь общества Социальная сфера – система взаимосвязанных индивидов и социальных групп, социальных общностей. Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья,
Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович Из книги Третья волна автора Тоффлер ЭлвинГлава 7 Социальная структура и мобильность Если собрать вместе большую или малую группу людей и заставить их самих обеспечивать свое существование в условиях необжитой природы (т. е. не пребывать в бездеятельности), то между ними начнут устанавливаться социальные связи
Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру
Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон ЭлиазаровичСоциальная память Все виды памяти можно разделить на память чисто индивидуальную, или частную, не доступную для других, и память общую, открытую для совместного доступа, то есть социальную. Частная память, не разделенная с другими, умирает вместе с человеком. Социальная
Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин ВикторСОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В нашу задачу не входит описание истории и видов обществ, вообще не входит описание обществ со всеми их свойствами. Наша задача - принимая как данность возникновение и существование обществ как качественно особого типа и уровня
Из книги Необходимость себя. Введение в философию автора Мамардашвили Мераб Константинович3. Социальная мобильность Под социальной мобильностью понимаются такие перемещения индивидов или целых социальных групп, которые приводят к изменению их места в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» введен в западную социологию П. Сорокиным,
Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также
Из книги Мифы, сновидения, мистерии автора Элиаде МирчаСоциальная физика Введу два понятия, чтобы пояснить некоторые новые явления в философии и элементы аппарата философии. Эти два понятия - общение как сущность человека и понятие социальной и вообще человеческой жизни как «физики» чего-то, что строится на основе
Из книги Немецкая идеология автора Энгельс ФридрихМобильность При сравнении двух столетий бросается в глаза, что многократно цитируемая «индустриальная революция» - по крайней мере, в отношении вызванных ею потоков социальной мобильности - отнюдь не была такой революционной, как можно было бы предположить по ее
Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович«Мужские общества» и тайные общества Кроме церемоний, проводимых по достижении половой зрелости, существуют и другие таинства, предназначающиеся для взрослых. Это мужские общества, Mannerbunde, или тайные общества, о которых никто ничего не может узнать или стать их членом до
Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих}