День толерантности сценарий для начальной школы. Сценарий дня толерантности для начальной школы

Роли студентов группы

Проведение эпизода 9 (ведущая 6) Е.А.Алексеева

Обеспечение технического оснащения:

музыка к Эпизоду 2, видео 1, 2, 3,

дерево к эпизоду 10 Е.Ю.Антонова

Участие в театрализ. постановке В.В.Войнова

Участие в театрализ. постановке (Терпение),

раздача необходимых материалов

учащимся во время проведения мероприятия,

проведение эпизода 7 – ведущая 4 М.П.Ефросиньина

Разработка буклета «Толерантность», заданий,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11 Ю.Н.Кольцова

Разработка заданий и сценария,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11,

ведущая 2 (в сценке – эпизод 2) Ю.В.Купцова

Модератор мероприятия, участие в

театрализованной постановке (Доброта) И.В.Кукушкина

Участие в театрализ. постановке (Любовь) Е.М.Наянзина

Разработка задания, сценария,

фотограф, проведение эпизода 6 (ведущая 3) А.М.Полунина

Обеспечение технического оснащения

(закупка необходимых материалов),

участие в театрализ. постановке (Красота) С.И.Саттарова

Участие в театрализ. постановке (Волшебник) А.Н.Сычева

Участие в театрализ. постановке (Удача),

проведение эпизода 8 (ведущая 5) А.В.Филатова

Ведущая 1 (ведущая всего мероприятия) И.А.Юрьева

Участники мероприятия

Учащиеся 6-ого и 9-ого классов МБУ школы № 23

Место проведения

МБУ № 23, ул. Ставропольская, 19, г. Тольятти

Цели мероприятия

    познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи

    дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

    способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

    способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости;

    способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;

    способствовать адекватному и всестороннему познанию себя и других людей;

  • формировать установки на толерантное общение.
  • ЭПИЗОД 1

    (общение с учащимися)


    Ведущая 1: Древние философы предостерегали: трех вещей нужно избегать в жизни – ненависти, зависти и презрения. Как вы думаете, почему?

    Учащиеся

    Ведущая: Да, вы правы. Все эти чувства приводят и нас к одиночеству, и разрушают мир, в котором мы живем.

    Наша с вами встреча сегодня посвящена толерантности. Вы знаете, что это такое?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая: Да, толерантный человек – это такой человек, который уважает чувства других людей, который терпимо относится к тому, что другие люди могут выглядеть иначе, думать иначе, чувствовать иначе, чем он. Толерантный человек – это человек, который относится к другим людям с уважением.

    16 ноября отмечается Международный день толерантности. И нашу встречу я бы хотела начать с разговора о том, что люди должны ощущать по отношению друг к другу – с уважения и любви.

    ЭПИЗОД 2

    (инсценировка сказки)

    Участники: Ведущая 2, ведущая 1, Любовь, волшебник, 5 девушек.

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (Появляется Любовь )

    Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Появляется волшебник) :

    Любовь : Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Ведущая 2: Подумал волшебник и сказал:

    Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Ведущая 2: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (Выходят и встают в ряд пять девушек)

    Волшебник: Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Терпение, пятую – Доброта.

    Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

    Волшебник: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Ведущая 2: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. (Любовь подходит к каждой девушке, смотрит каждой в лицо и в конце становится с ими в ряд.) Задумалась Любовь…

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: Почему Любовь выбрала Доброту?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    .

    ЭПИЗОД 3

    (видео 1)

    Ведущая 1: Чтобы проиллюстрировать то, что мы с вами обсудили, мы хотели бы показать вам небольшой ролик.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=TbQodU6Pz-A

    ЭПИЗОД 4

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 1: Ребята, как вы думаете, что такое толерантность? (Именно это слово было написано в конце ролика.)

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    подводит итог ответов учащихся : В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

    ЭПИЗОД 5

    (видео 2)

    Ведущая 1: Давайте посмотрим, как другие ребята объясняют значение толерантности.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=oTp_VsdY1e0

    ЭПИЗОД 6

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 3: Важно понимать, что толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная позиция и готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия между людьми разной национальности, разной религии, разных культур.

    Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная, то есть нетерпимая. Но для этого нам с вами нужно разделиться на группы.

    Учащиеся 6-ого класса делятся на группы, вытягивая карточки с цифрами от 1 до 5. Учащиеся каждой группы садятся рядом. К каждой группе присоединяются по два 9-тикласника.

    Каждой группе раздаются карточки.

    Ведущая 3: У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают карточки группам).

    Вот эти две группы должны выбрать те карточки, слова на которых характеризуют толерантную личность. Вот эти три группы должны выбрать те карточки, которые характеризуют интолерантную личность.

    Учащиеся работают в группах.

    Ведущая 3: Какое описание толерантной личности может дать первая группа? (Дети зачитывают ответы) . Вторая группа согласна с такой характеристикой?

    Какое описание интолерантной личности может дать пятая группа? (Дети зачитывают ответы) . Третья и четвертая группы согласны?

    Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, прикрепляют на стену два плаката с перечнем качеств толерантной и интолерантной личности.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Терпимость

    Сострадание

    Прощение

    Милосердие

    Уважение прав других

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    Ведущая 3: Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.

    Толерантный человек хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    ЭПИЗОД 7

    (эксперимент и общение с учащимися)

    Ведущая 4 : Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выборы и почему?

    (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают списки каждой группе).

    Итак, список следующий:

    Цыганка

    Чернокожий студент

    Женщина с маленьким ребенком

    Священник в рясе

    Инвалид на коляске

    Китаец

    Очень пожилая женщина

    Милиционер

    Больной человек, который очень плохо выглядит (насморк, кашель)

    Человек, похожий на наркомана

    Человек из деревни с большим мешком

    Бывший заключенный

Ведущая 4 заслушивает ответы каждой группы.

Ведущая 4: Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы (Ведущая задает вопросы учащимся и спрашивает их по поднятой руке) :

    Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

    Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

    Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

    Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

    Как лучше всего поступать в таких случаях?

ЭПИЗОД 8

(общение с учащимися)

Ведущая 5: Многие известные люди говорили о толерантности. И мы теперь с вами знаем, почему. Но говорили они разными словами.

Мы предлагаем вам выгянуть изречение и объяснить нам, что же хотел сказать тот или иной ученый или известный деятель.

Представители команд вытягивают карточки с 2мя изречениями. Каждой команде дается по 3 минуты на обсуждение. Представители команд зачитывают изречения и объясняют, как они их понимают.

Изречения:










10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

ЭПИЗОД 9

(сценки, подготовленные учащимися)

Ведущая 6: Мы с вами обсудили ситуацию в поезде, но бывают различные иные ситуации. Мы предлагаем вам подумать и показать нам, что может произойти, если встретятся определенные люди, какой конфликт может между ними возникнуть и как выйти из этого конфликта.

Представитель от каждой команды подходит к ведущему и выбирает героев для ситуации:

* старик – юноша;

* учитель – ученик;

* родители – сын студент;

* курящий – некурящий;

* здоровый человек-инвалид на коляске.

Ведущая 6: Итак, команде нужно придумать ситуацию интолерантности и предложить разрешить эту ситуацию толерантным путем.

После показала сценок Ведущая обсуждает с детьми, что получилось отразить особенно хорошо, почему так вели себя герои и т.п.

ЭПИЗОД 10

(подведение итогов мероприятия)

Ведущая 1: Мы с вами, на мой взгляд, замечательно провели сегодня время. И нам хотелось бы каждому из вас вручить буклеты, потому что все вы показали, насколько вы добрые, отзывчивые, терпимые, чуткие и сострадательные к другим людям, независимо от того, какой они национальности, культуры, религии и возраста.

На каждую команду дается необходимое количество буклетов и конфет (чтобы хватило каждому учащемуся). Одновременно на группы раздается нужное количество листочков.

А нам хотелось бы еще раз напомнить вам, что чтобы получалось жить в мире друг с другом, чтобы получалось работать в команде и делать наш мир лучше, нужно:

    сохранять спокойствие, когда сердишься;

    владеть собой, иметь выдержку и хладнокровие;

    иметь терпение выслушивать собеседника;

    спокойно объяснять свою точку зрения;

    подумать, из-за чего возник спор, если он возник.

Ведущая 1: Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”; листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доске).

Ведущая 1: В конце нужно сказать, что все мы – семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Всего вам доброго!

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Техническое оснащение к сценам”

ЭПИЗОД 1 : ———————

ЭПИЗОД 2:

    музыка

    костюмы для актеров театрализованной постановки: волшебник и Любовь

    карточки с надписями: Радость, Доброта, Удача, Красота, Терпение

ЭПИЗОД 3:

    видео 1

ЭПИЗОД 4 : ———————

ЭПИЗОД 5:

    видео 2

ЭПИЗОД 6:

    плакат А3 с перечнем качеств толерантной личности

    Принятие другого таким, какой он есть

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    • 5 наборов карточек с написанными на них словами:

      Терпимость

      Бессердечность

      Конфликтность

      Сострадание

      Прощение

      Вспыльчивость

      Желание что-либо делать вместе

      Милосердие

      Злорадство

      Ложь

      Сотрудничество

      Уважение прав других

      Раздражение

      Принятие другого таким, какой он есть

      Доброжелательность

      Непонимание

      Эгоизм

      Чуткость

      Нетерпимость

      Выражение пренебрежения

      Раздражительность

      Доверие

      Равнодушие

      Зависть

      Агрессивность

    ЭПИЗОД 7:

      5 листов с перечнем определенных людей

    ЭПИЗОД 8:

      10 карточек с изречениями:

    1) «Мы обречены на толерантность» (А. Г. Асмолов)

    2) «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А. Г. Асмолов)

    3) «Патриотизм и толерантность – два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

    4) «Поставь себя на место другого» (Е. Г. Гениева)

    5) «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр)

    6) «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» (С. Лихачёв)

    7) «Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». (Мишель де Монтень)

    8) «Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность» (М. Орлова)

    9) «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть». (Рутт, психолог)

    10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    ЭПИЗОД 9:

      карточки со словами:

      * старик – юноша

      * учитель – ученик

      * родители – сын студент

«Страна Толерантности»

Позывные

Выход ведущего

Трек 1

Слайд № 1 Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности»

Слайд № 2 Под девизом «Мы разные, но мы вместе!»

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Слайд № 3 Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе»? (Ответы детей)

Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

Слайд № 4 «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».

Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты.

Слайд № 5,6 Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

Что же значит быть Толерантными?

Слайд № 7 Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Ребята, а я вам привез цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать? (Раздаю лепестки со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, а они выбирают те лепестки, которые подходят к цветку толерантности.)

Что общего в этих словах? (они толерантны) прикрепляю серединку на которой написано слово толерантность.

Слайд № 8

А оставшиеся лепестки почему не подходят? (эти слова не толерантные)

Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности.

Давайте вспомним, на чём можно путешествовать?

Трек 2

Слайд № 9 Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде

Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем и споём, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.

Слайд № 10 И вот впереди город.

трек 3

Хотите узнать как он называется?

Для этого нам надо вспомнить заветные желания всех героев сказки «Волшебник изумрудного города».

Слайд № 11 Если правильно всё сделаем, то узнаем, как называется город.

  1. О чем больше всего мечтала Элли? Д ОМ
  2. Кого Элли взяла с собой в путешествие? ТОТ О ШКА
  3. Самое заветное желание Трусливого Льва? ХРА Б РОСТЬ
  4. О чем мечтал Железный Дровосек? СЕ Р ДЦЕ
  5. Какое заветное желание было у Страшилы? М О ЗГИ

Итак, как называется наш первый город? (Добро)

Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова. А вы знаете волшебные слова?

(выслушиваю ответы детей)

А того человека кто использует в речи такие слова как можно назвать? -толерантным, а все эти слова можно объединить под одним понятием- толерантность.

Слайд № 12 А в городе Добро нас ждут герои из сказок

Вы их узнали?

Кто из них не толерантный? (волк). А почему? (выслушиваю ответы детей). Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Иван царевич

Кощей бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас Барабас

Золушка

Красная шапочка

Гуси-лебеди

Водяной

Баба-Яга

Морозко

Мальвина

Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят?

Конечно, нужно поздороваться. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Здравствуйте! Я хочу вас научить, какие слова можно говорить при встрече?

Слайд № 13 «Привет». Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга и гостей, гости так же включаются в игру, приветствуя детей).

Слайд № 14 На поезде едет человечек и говорит: « Ку». Вы разводите руки в разные стороны.

Слайд № 15 На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

Слайд № 16 На поезде едет человечек и говорит: «О-ля-ля». Вам надо махать правой рукой.

Слайд № 17 Закрывать руками лицо и, выглядывая, говорить «Ку-ку».

Слайд № 18 На поезде едет человечек и говорит: «Хеллоу». Надо поднимать над головой собранные в замок руки.

Слайд № 19 Так делают мужчины во Франции: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.

Слайд № 20 «Салют» - махать над головой двумя руками.

Слайд № 21 А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится.

Хорошо, с первым испытанием справились.

Слайд № 22 Что такое добро

Солнышко засияло ярко от ваших ответов.

Слайд № 23 Давайте договоримся, когда вы справитесь с заданием, будем светить, словно солнечные лучики, говорить друг другу: «Спасибо! Я вас люблю!» Итак, где наши ручки- лучики? «Спасибо! Я вас люблю!»

(трек № 2 дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда) .

Слайд № 24 Мы с вами оказались в городе Мудрецов трек № 4

Слайд № 25 Здесь нужно собрать пословицы.

  1. Добрые дела - красят человека.
  1. Спеши делать добро.
  2. Без добрых дел нет доброго имени.
  3. Жизнь дана на добрые дела.
  4. За добро - добром платят.

Молодцы!

Слайд № 26 «Спасибо! Я вас люблю!»

(трек № 2 дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда) .

Слайд № 27 Внимание город «Озеро Улыбки!»

трек № 5

Молодцы!

Слайд № 28 Возьмитесь за руки, и скажите:

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!

Слайд № 29 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

(трек № 2 дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда) .

Слайд № 30 Мы прибыли в город Волшебных слов.

Трек № 6

Если мы выполним все задания в этом городе, то попадём с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Слайд № 31 Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … (До свидания)

Для того чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру.

Когда я подниму желтый кружок – вы говорите- «спасибо», красный - «извините»,

Смотрите не перепутайте!

Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.

Слайд № 32 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

(трек № 2 дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда) .

Слайд № 33 Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок.

Трек № 7

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!)”и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

  1. Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

  1. Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

  1. Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

  1. Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

  1. А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

  1. Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

  1. Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

  1. Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Слайд № 34 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

(трек № 2 дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда) .

Слайд № 35 Улица Пожалуйста.

Трек № 8

Мы с вами прибываем на улицу Пожалуйста.

Игра «Пожалуйста».

Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны.

  1. Пожалуйста, встаньте.
  2. Будьте добры, поднимите правую руку.
  3. Пожалуйста, поднимите левую руку.
  4. Будьте любезны, сядьте.
  5. Пожалуйста, похлопайте.
  6. Потопайте.
  7. Пожалуйста, улыбнитесь!

Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.

Слайд № 36 А где же наши ручки - лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

Слайд № 37 Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.

Я буду задавать вопросы, вы улыбаетесь если так поступает толерантный человек и хмуритесь если так поступает не толерантный человек

  1. Поздороваться при встрече?
  2. Толкнуть и не извиниться?
  3. Говорить: «Спасибо» за подарок?
  4. Обозвать обидным словом соседа?
  5. Поздороваться при встрече?
  6. Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
  7. Помогать родителям?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Ребята, а вы как думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили? Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро.

Слайд № 38 Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

Трек № 9

Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споём песню «Дорога добра».

Трек № 3

Слайд 39 Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч.

Давайте хором весело скажем:

Слайд № 40 Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!


Татьяна Малиновская

Цель: -

Обобщение, систематизация информации о доброте, милосердии, взаимопонимании.

Формирование чувства уважения к другим людям.

Задач и:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

2. Развить творческий потенциал детей.

3. Воспитать любовь и уважение к людям, умение общаться и жить в социуме.

4. Обобщить понятие «Мы все разные, но мы вместе!»

5. Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и знания, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Предварительная работа та:

1. Беседы на тему «Мы все разные»

2. Знакомство с разными национальностями.

3. Аппликация, оригами «символ толерантности»

4. Конкурс рисунков «Мы дружные ребята!»

Ведущ ий:

Ребята, мы сегодня собрались в нашем зале, чтобы разобраться, что же такое толерантность.

Как вы понимаете слово толерантность? (выслушать ответы детей)

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

А сейчас давайте поприветствуем друг друга.

Я попрошу встать девочек. Посмотрите какие у нас замечательные красивые девочки, поприветствуем их (похлопаем в ладоши)

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите какие сильные, мужественные у нас мальчики, поприветствуем мальчиков.

А сейчас я попрошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (разные)

Ребята, все мы разные, но мы ходим с вами в один детский сад, отмечаем вместе праздники, любим мороженое и конфеты. Все мы живем в одной стране. Мы разные, но мы вместе!

А чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Толерантность – это доброта.

Ребенок:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце светит –

радуются взрослые и дети.

Ведущий:

Ребята, в какой стране мы все с вами живем?

Мы с вами живем в прекрасной, красивой стране, где много березовых рощ, лесов, рек, озер

Стихотворение про Россию

Давайте поиграем с вами в русскую народную игру «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Проходите детвора

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз - прощается

Второй – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ведущий:

Ребята, понравилась вам русская народная игра? А хотите поиграть в другие народные игры?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, познакомиться с жителями других стран. С нашими соседями. И узнаем в какие игры играют там дети.

Вы готовы отправиться в путешествие?

Мы с вами поедем на автобусе. Устраивайтесь поудобнее и в путь.

Песня «В автобусе» (выполнение движений под музыку)


Вот мы с вами и добрались и оказались в Эстонии, посмотрите как красиво! (слайд пейзажа Эстонии)

(звучит народная эстонская музыка)

В Эстонии нас встречают эстонцы в своих народных костюмах. А так как у нас путешествие спортивное. Давайте познакомимся с эстонской народной игрой….

Игра - Сторож (Рынгу)

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.

Правила игры.

Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.


Гостеприимная Эстония прощается с нами, мы пересаживаемся на поезд и отправляемся дальше в путь…

Вставайте друг за другом «паровозиком»

Песня «Мы в поезде» (дети проходят «змейкой» по залу)

Местность поменялась, показалось море. И нас встречает Украина.

(звучит украинская народная музыка)

Нас встречают жители Украины в народных костюмах….

Познакомимся с народной украинской игрой.

Игра -Перепелочка

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:

Ой, у перепелочки да головка болит -

все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища.

На припев:

Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая -

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются.

На слова:

Ой у перепелочки да коленки болят -

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются.

Ведущий продолжает:

Ой у перепелочки крылья не болят, -

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.


Скажем друзьям из Украины Спасибо! За гостеприимность и отправляемся дальше в путь…. Нас ждет теплоход, на котором мы продолжаем путешествие.

Музыка природы (Звук моря (под музыку дети выполняют движения)


Посмотрите, ребята, как изменился пейзаж за бортом. Нас встречают горы и солнечная страна Грузия.

(звучит грузинская народная музыка).

В Грузии живут грузины – настоящие джигиты, смелые, ловкие.

Давайте поиграем в народную грузинскую игру

Игра - Конное поло (Цхенбурти)

Игроки делятся на две команды, по пять-шесть человек в каждой, и строятся в колонны у стартовой линии. Команды играют поочередно, у каждого игрока мяч малого размера. Игрок первой команды по сигналу скачет на лошади (палке с изображением головы лошади) вдоль линии метания и на ходу старается попасть мячом в один из начерченных кругов, после чего скачет до линии финиша и останавливается за ней. Игру продолжает второй игрок первой команды и так далее, пока все игроки не выстроятся в колонну за финишной линией. Затем в игру поочередно вступают игроки второй команды также выстраиваются в колонну за линией финиша. При повторении игры всадники скачут в обратном направлении и вновь выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг дает команде одно очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Мы прощаемся с добродушной Грузией и отправляемся снова в путь.

Теперь нас с вами ждет воздушный транспорт, белокрылый самолет.

Песня «Летают самолеты в облаках» (дети выполняют движения под музыку)

Мы с вами прилетели на территорию нашей страны, в республику Татарстан. Нас встречают татары.

(звучит татарская мелодия)

В какие же игры играют татарские дети?.

Игра -Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на две команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).



Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора прощаться с Татарстаном и отправляться домой в Россию. Пересаживаемся снова на автобус и отправляемся в путь. А чтобы нам было повеселее в пути наши друзья из 4 группы споют веселую песню.

Песенка друзей.

Вот мы и вернулись домой, на Родину. В нашей большой стране живут люди разных национальностей. Россия –дружная семья народов! А чтобы всем нам было хорошо мы должны совершать добрые дела, дружить и тогда в нашей стране и во всем мире будет мир.

Танец «Аист на крыше»


Пришло время сказать друг другу «До свидания»

Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

(дети дарят друг другу подарки – символы дружбы, сделанные своими руками)




  • Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
  • Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, уменья видеть в каждом собеседнике прежде всего Человека.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям, родителям, друг другу, возьмитесь в своих группах за руки. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в город, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – город Толерантность. А чтобы нам в пути подружиться, споем песню “Вместе весело шагать…”. Чтобы в пути не потерялись, предлагаю каждой группе повязать галстуки желтого, зеленого и синего цвета и посмотреть в свой маршрутный лист.

1 ведущий: Перед вами схема путешествия, улицы в нашем городе необычные: улица Доброты, улица Дружбы народов, улица Взаимопонимания, площадь Согласия, улица Крылатых выражений.

2 ведущий: Город Толерантность. Что это означает? Что скрывается за воротами города, нам предстоит сегодня узнать. Давайте войдем и узнаем. Улица Доброты – главная улица города Толерантность. На ней живет сказка. Вам нужно прослушать ее и выбрать каждой группе девушку и обосновать, почему вы это сделаете. Итак: “Жила была сказка” (на фоне тихой музыки учитель читает сказку, а на экране мультимедиа появляются герои).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому. Прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту?

Дети: Да потому, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте.
1 ведущий: Движемся дальше на улицу Дружбы народов. Посмотрите, из окон выглядывают дети разных стран. Да вот же они (слайд 2) жители разных стран.
2 ведущий: Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей разных стран.
Дети: У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.
1 ведущий: Посмотрите, какие эмоции на лицах.
Дети: Они радуются, веселятся, улыбаются.
2 ведущий: Зависит ли настроение от цвета кожи и разреза глаз?
Дети: Нет.
1 ведущий: На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями. Танцами, языком, на котором люди думают и говорят.
2 ведущий: А сколько народов проживает:

  1. в Краснодарском крае (100) – сообщение детей первой группы;
  2. в нашем районе (40) – сообщение детей второй группы;
  3. в нашей школе (7) – сообщение детей третьей группы.

Учитель: Жители улицы Дружбы народов предлагают поиграть в дагестанскую игру “Подними платок”, кубанскую – “Петушок”, украинскую – “Перепелочка” (проводятся игры).
1 ведущий: Понравились вам игры. Зависит ли настроение во время игры от того, какого народа эта игра?
2 ведущий: Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе или народу. Судить о человеке надо по его поступкам.

Учитель: Предлагаю вам заглянуть в библиотеку и узнать. Что обозначает слово толерантность на разных языках мира (слайд 3) .

На испанском языке – толерантность это способность признавать отличительные от своих чужие идеи и мнения;
На английском языке – толерантность это готовность быть терпимым, снисходительным.
На китайском языке – толерантность это быть по отношению к другим великодушным к людям.
На русском языке – толерантность это способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, спокойным).

1 ведущий: Какое объяснение вам больше всего понравилось? А что объединяет все эти объяснения? Почему так важно в наше время говорить о толерантности? (ответы детей).

2 ведущий: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.

1 чтец:

На Земле под синим небосводом
Создано немалое народом.
Разных стран, обычаев, культур.
И любой народ велик и мудр.

2 чтец:

Будь толерантен – попросту терпим,
К культурам и обычаям иным,
Все в мире важно, все его лицо
И все достойно быть, в конце концов.

Учитель: В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимости). Выходя из библиотеки, мы попадаем на главную городскую площадь Согласия.

1 ведущий: Поиграем в игру “Клубочек” (передавая и разматывая клубочек другому нужно назвать качество, помогающее жить в мире со всеми).

2 ведущий: Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связать между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.

Изготовление коллажа “Толерантность” (работа в группах).

Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде “солнышка”. Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков. Составим правила толерантного человека.

1 ведущий: Толерантность это не только терпимое и уважительное отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга, умение жить среди людей, одноклассников.

2 ведущий: Если вы решили помочь себе и другим внести порядок в свою жизнь, сделать ее радостнее, то возьмите памятки с этими правилами и пользуйтесь ими.

Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие по городу Толерантность, возвращаться мы будем по улице Крылатых выражений. Эта улица украшена плакатами, на которых написаны мысли выдающихся мудрых людей. Давайте медленно пройдем и прочитаем их.

Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

А.Н. Толстой.

Доброму все друзья.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Учитель: Да это есть Золотое правило этики.

1 ведущий: Вот мы и очутились снова на улице Доброты. Жители этой улицы предлагают нам исполнить танец – традиционный хоровод Кубанской поэтессы И. Мирошниченко.

Этот танец очень простой (2 хлопка),
Повторяй его вместе со мной (2 хлопка).
Как кораблик плывем по волнам
Мы навстречу веселым ветрам (руки кладут на плечи, движутся по кругу).
Руку другу скорей протяни
И покрепче в ладони сожми,
Карусель наша мчится вперед,
Всех друзей она в танец зовет.
Хлопну друга теперь по плечу,
Обниму его и закричу:
- Мне с тобой хорошо и легко,
Мы подпрыгнем с тобой высоко.
А теперь соберемся в кружок
И помчимся тихо, дружок,
Скажем ласково: “Счастье тебе я желаю всегда и вежде!”.

Итог: игра “Рефлексия”, что понравилась? Что запомнили? Что означают слова и цифры: 3000 человек, 16 ноября, 100, 40, 7, терпимость (синоним).

Вывод:

Люби того. Кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Он так же падает в бою…
Не лучше ли нам всем быть друзьями?!

Список литературы:

  1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
  2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
  3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
  4. Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.
  5. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
  6. Психологические игры – тренинги.
  7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.
  8. И.С. Витенко, Г.И. Теплицкий “Мудрость жизни”, Киев, 1990 год.

Планета толерантности: игровой тренинг. Сценарий, презентация/ , библиотекарь старшего абонемента; , библиотекарь читального зала/ Детская районная библиотека МКУК «Павлоградская МЦБС». – 2013

__________________________________________________

Детская районная библиотека

МКУК «Павлоградская МЦБС»

Составители:

– библиотекарь старшего абонемента

– библиотекарь читального зала.

Сценарий игрового тренинга «Планета толерантности».

Цели:

1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание . Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Задачи:

Воспитательные:

1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4) Развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;

6) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

7) Диагностика различий среди участников тренинга.

Методы работы:

Беседа, игра, упражнения, методы арт - и музыко-терапии, работа в группах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания, использование мультимедиа.

Возраст участников: 12-14 лет (ученики средних классов)

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация;

CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни - «Дружба» исполнение гр. Барбарики, «Улыбка», «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), «Ходит песенка по кругу» исп. Э. Хиль, «Дети Солнца» гр. Непоседы, «Подари улыбку миру» гр. Непоседы, музыка для релаксации, минусовка из кинофильма «Усатый нянь», метроном;

Тексты стихов для участников тренинга - С. Маршак «Всемирный хоровод», Б. Заходер «Мы – друзья»;

Кусочки «планеты толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.

Структура занятия:

1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.

2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;

3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.

При реализации программы тренинга мы ждём от учащихся следующих результатов:

Понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;

Развития терпимости и уважения к разным людям;

Формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;

Умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

Развития творческого потенциала.

Первый этап

На экране презентация

(Учащиеся проходят в зал, звучит песня «Дети солнца» - гр. Непоседы)

Здравствуйте, друзья.

Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.

А вы знаете, что такое толерантность? (ответы детей)

- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира, разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?

Дети: - С приветствия.

Игра «Давайте поздороваемся».

Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и предлагаю вам поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.

Задание понятно?

Итак, начали…

(звучит песня «Ходит песенка по кругу» в исп. Э. Хиля )

У всех получилось? Интересно было? Спасибо.

Второй этап

6-8 СЛАЙДЫ

А теперь давайте послушаем стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

и англичан.

Для испанских детей

и для русских,

Шведских,

турецких, немецких,

французских.

Негров, чья родина -

Африки берег;

Для краснокожих

обеих Америк.

Для желтокожих,

которым вставать

когда мы ложимся в кровать.

Для эскимосов,

что в стужу и снег

В мешок меховой

На ночлег;

для детворы

из тропических стран,

Где на деревьях

не счесть обезьян;

Для ребятишек

одетых и голых -

Тех, что живут

в городах и селах...

Весь этот шумный,

задорный народ

Пусть соберется

в один хоровод.

Север планеты

пусть встретится с Югом,

Запад - с Востоком,

а дети - друг с другом!

О ком это стихотворение?

Предполагаемый ответ детей : - о детях разных стран и народностей.

Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.

8-13 СЛАЙДЫ

(Звучит музыка « Tell Me Why » исполнитель Declan Galbraith )

Но обстановка в мире не всегда столь дружелюбная… Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Друзья, вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде!

В 20 в. В Польше жил педагог, писатель, врач Януш Корчак, который внёс свой вклад в развитие толерантности в мире.

В 1912 он стал директором «Дома Сирот» для еврейских детей в Варшаве, которым руководил до конца жизни.

Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. Он снова возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Гетто - это жилые зоны, куда фашистами насильственно сгонялись люди еврейской национальности для изоляции от остального населения. Положение детей там с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался.

5 августа 1942 детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру

13 СЛАЙД (звучит метроном)

(звучит тихая спокойная музыка релаксация)

Давайте попробуем почувствовать друг друга… Возьмите за руки своих товарищей по команде, сядьте удобно, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам природы и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго,… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и … открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый зал библиотеки.

Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей по команде? (спросить детей).

Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности .

15-16 СЛАЙДЫ

Звучит стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили?

Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга.

- Ну что ж, давайте поиграем.

Я приглашаю вам образовать круг, ведущему завяжем глаза. Задача ведущего на ощупь узнать всех своих товарищей по команде, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.

Итак… начали… (звучит песня «Дружба» в исп. гр. Барбарики )

18-21 СЛАЙДЫ

Посмотрите на картинку, что вы видите? Какие они?

- Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

- Толерантность – это уважение к другому человеку!

- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем, такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг - доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

Кто выбрал квадрат , организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

Кто выбрал треугольник , лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

Кто выбрал зигзаг , творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

Кто выбрал прямоугольник - неуверенные в себе, в своём выборе и пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете и поэтому

- Не оценивайте людей, … а что? Как вы думаете?

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто- то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!

Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.

Сейчас мы проведем практическое задание.

На экране вы видите проблемные ситуации, ваша задача выбрать вариант ответа или придумать свой и объяснить свой выбор.

27-33 СЛАЙДЫ (Звучит минусовка из кинофильма «Усатый нянь»)

1. Какой ты дома?

1. Младший братишка сломал твою игрушку…

— Ты его прощаешь, он сделал это не нарочно.

— Ты ударишь его…

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Ты поссорился со своей сестрой…

— Ты пытаешься объясниться с ней…

— Ты обижаешься и мстишь ей за это…

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

— Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…

— Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Какой ты в школе?

1.В классе учитель уже спросил тебя…

— Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»

— Ты предоставишь другим возможность ответить….

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

— Для меня это не важно.

— Ты подсмеиваешься над ним.

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...

— Ты пытаешься разнять и примирить их.

— Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

— Ваш вариант ответа

Как вы поступите?

Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..

— Ты все-таки слушаешь его…

— Ты не даешь ему говорить…

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Пожилая женщина медленно идет.

— Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

— Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

— Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Выполнение и объяснение заданий

Третий этап

34-42 СЛАЙДЫ

Вы поняли, что такое толерантность?

Произнесите все слова, которые составляют понятие толерантность.

Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

Творческое задание. (звучит песня «Подари улыбку миру» гр. Непоседы)

Ребята, мы предлагаем вам макет нашей планеты. Надо каждому из вас оставить на ней частичку себя. Ведь мы все разные, но мы вместе и будем жить на одной планете толерантности. Нарисуйте на планете частичку себя, пусть это будут, ваши улыбающиеся лица приступайте.

Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.

Будьте толерантны!

Спасибо всем! До новых встреч!



Поделиться