Десантные корабли типа Mistral. Вертолетоносцы типа "мистраль" Корабли типа мистраль

Новизна вертолетоносца.

До настоящего времени все попытки продать эти корабли на мировом рынке оказывались безрезультатными. Франция, построив 2 корабля для своих ВМС, была вынуждена прекратить их строительство, и выставила этот корабль в качестве тендора на конкурс в Австралии, когда Австралия решила выбрать для себя тип корабля для своих десантных сил. Канберра твердо настаивала на том, чтобы оба корабля строились на судоверфях Австралии, тогда как Париж уступал зарубежным коллегам только один корабль - второй должен был строиться во Франции.

Главной причиной отказа австралийского флота от «Мистраля» в пользу его испанского конкурента стали так и не преодоленные разногласия по поводу места постройки двух кораблей. Во- вторых австралийцы оценили Мистраль как «слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью и слишком дорогой».

Мистраль не несет на себе никакой уникальной техники или уникального вооружения, которого бы не могла самостоятельно производить Россия. Вызывает очень много вопросов объявленные планы закупки.

Нужен или не нужен, необходимо сравнить характеристики.

Технические характеристики десантного вертолетоносцы класса Mistral

Мистраль Верфь DCN (кормовая часть, сборка) Брест и ALSTOM (носовая часть) Сен-Назер.

Имеет стандартное водоизмещение 156,5 тыс. тонн, полное - 21,3 тыс. тонн.

При заполненном доке - 32,3 тыс. тонн.

Его длина - 199 метра, ширина - 32 метра, осадка - 6,2 метра.

Скорость полного хода - 18,8 узла.

Дальность плавания - до 19,8 тыс. миль.

Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолета). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов.

Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900). На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 кв. м, в котором могут работать до 200 человек. Он хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск (сил), в том числе осуществляемыми в автономном режиме; действиями эскадры, флотилии или флота.

Кроме того, на корабле есть госпиталь на 69 койко-мест (их количество можно увеличить, но незначительно), две операционные комнаты и рентгенкабинет. В Мистрале интересен, прежде всего, энергоагрегат. Французы всегда были сильны в создании экономичных двигателей. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие громоздких гребных валов, поскольку два гребных винта располагаются в специальных поворотных гондолах - диапазон вращения составляет 360 градусов. Такая конструкция главных движителей делает корабль более маневренным, что особенно важно при перемещении вблизи берега и в узостях.

Правда неясно, как будет восстановлена работоспособность погруженных забортных ГЭД в случае их отказа без использования дока? А корабль без движения - это уже не корабль, а простейшая мишень. Единственное достоинство французского корабля - дальность плавания.

Mistral предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. В настоящее время французские ВМС располагают двумя кораблями этого типа - "Mistral L.9013 и Tonnerre L.9014" Это наиболее крупные корабли после авианосца "Шарль де Голль".

Техническая характеристики десантного вертолетоносцы класса Juan Carlos I или как австралийцы считают ДВКД класса "Канберра» и однотипную "Аделаиду" планируется построить для ВМС Австралии к 2013-му и 2015-му году. Фактически же это десантный вертолетоносец-док, отличительной особенностью которого является сплошная полётная палуба с носовой трамплин для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Кроме двенадцати вертолётов так же обеспечивает базирование до шести тактических истребителей - в нашем случае это могли бы быть МиГ-29К. Корабль может использоваться в качестве замены авианосца при осуществлении его ремонта в сухом доке.

Он имеет длину 230,82 м,

максимальную ширину - 32 м,

максимальное водоизмещение - 27563 т и осадку - 6 м.

Корабль развивает максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и обеспечивает транспортировку техники и личного состава на расстояние 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).

Экипаж судна состоит из 243 человек постоянного персонала.

Корабль также может транспортировать во внутренних помещениях до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков Leopard.

Полетная палуба судна имеет длину 202,3 м и ширину 32 м. Она способна принимать одновременно восемь вертолетов или самолетов. На корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH90 или 19 штурмовиков AV-8 Harrier или 12 вертолетов CH-47 Chinook или 12 NH-90 и 11 AV-8 Harrier.

Десантовместимость: 1100 морских пехотинцев, 150 единиц автобронетехники, из которых 23 шестидесятитонных ОБТ. Доковая камера корабля размером 69,3x16,8 м может вместить четыре танкодесантных катера LCM или Super Cat или одно десантное судно на воздушной подушке.

Технические характеристики амфибийного транспорт-док ВМС Нидерландов , длина которого составляет 170 м, является одним из крупных судов, которые посещают Санкт-Петербург в рамках МВМС 2009г. Судно представляет собой комбинацию аэродрома, порта, гаража, больничного и гостиничного комплексов, а также информационно-коммуникационного центра. Нидерландские ВМС используют корабль для проведения международных миротворческих операций и предоставления гуманитарной помощи. Оснащенный быстроходными катерами и транспортными вертолетами, десантный корабль-док может перевозить на сушу и с суши, а также с других судов крупные воинские подразделения с военной техникой или значительные объемы товаров гуманитарной помощи.

На корабле Ее Величества “Йохан де Витт” может полностью разместиться батальон морской пехоты с военной техникой. Кроме того, на судне располагается целый больничный комплекс и командно-штабной пункт. Десантные транспорт-доки могут функционировать без захода в порт.

Кормовая оконечность судна может погружаться в воду глубиной на 4 м, образуя док внутри судна, что позволяет быстроходным десантным баржам покидать корабль. Помимо этого, палуба десантных траснпорт-доков оборудована большой вертолетной площадкой, способной принимать два вертолета одновременно. В больничный комплекс включены хирургические помещения с возможностью размещения 100 пациентов.

На корабле также имеется парковочная площадка на тридцать мест для боевых танков типа «Леопард-2» и 90 мест для бронетранспортеров. Поэтому для России выгоднее было бы приобретение испанского десантного вертолетоносеа-док Juan Carlos I

Выгода Франции.

Саркози использует сделку о «Мистраль» в обмен на магистраль » как приманку, чтобы наладить деловые связи с Россией в более широком спектре. Этой сделкой Саркози хочет добиться гарантий для деловых контактов французского бизнеса с российским. Например, компания GDF Suez получит 9% акций «Северного потока». Президент Саркози подтвердил, что идут переговоры о продаже России четырех десантных кораблей класса "Мистраль". "Мистраль" - это вертолетоносец, который мы будем создавать для России без военного оборудования", если и будут проданы, будут лишены электронных и компьютерных систем. Мне непонятно, как можно без современных технологий продавать «Мистраль».

Кстати официальная Москва определила это условие как один из ключевых параметров обсуждаемой сделки. Кроме того, для Франции - это прежде всего огромный рынок сбыта, а продажа "Мистралей" спасет от банкротства судоверфь в Сен-Назере на атлантическом побережье. В случае подписания такого контракта работой французская промышленность будет обеспечена на несколько лет. Командование ВМС Франции особо подчеркивало тот факт, что благодаря оптимизации расходов по различным статьям, внедрению инновационных инженерных решений и секционной постройке кораблей данного типа не только сократилось время строительства серии, но и почти на 30% удалось снизить объем общих расходов по программе .

В западном кораблестроении давно наметилась тенденция использования гражданских технологий в военном кораблестроении, это позволяет удешевить постройку кораблей и использовать унифицированное оборудование на боевых кораблях и гражданских судах. Но, вся эта унификация не сказывается лучшим образом на живучести корабля; Хотя российские корабли могут быть и дороже, так как не используется такая глубокая унификация оборудования с гражданским флотом (и это правильно), но они от этого только выигрывают по надежности, живучести и другим характеристикам.

К сожалению, эти требования взаимоисключают друг друга: хочешь дешевле и проще - получи одно, хочешь обеспечить боевую устойчивость - получи другое. Боевые корабли и строятся для ведения боевых действий, а не для увеселительных прогулок по большому барьерному рифу или Карибскому морю. Только об этом сейчас стали забывать. И особенно этим грешат как раз западные компании, для которых вопрос низкой цены выходит на первое место.

Предпологаимые беды России.

В составе ВМФ России десантный вертолетоносный корабль-док класса "Мистраль", в случае его покупки у Франции, будет использоваться в качестве только как корабля управления, военное ведомство рассматривает десантную функцию корабля как второстепенную, присущую универсальным кораблям. Россияне вынуждены этот корабль покупать. 450 млн. евро, которые мы должны заплатить за покупку головного корабля и примерно такие же суммы, которые мы должны заплатить за лицензию, чтобы производить каждый следующий корабль, дают нам в общей сложности сумму почти в миллиард евро, которую фактически мы должны отдать Франции.

Корабль для России будет строиться по гражданским стандартам - без вооружения и радаров . Но если и есть смысл покупки серии, то нужно покупать первый уже готовый. Первоначальная официальная позиция России в них такова: один корабль покупаем, три других строим на территории нашей страны. Строительство больших судов - это еще и рабочие места, и поддержка военно-промышленного комплекса. Для российских кораблестроителей это еще и возможность освоения новых европейских технологий. Но в ходе переговоров, России отступила от намеченного. Президент Франции Саркози предложил, что два корабля могут быть построены в России. «Два и два - это было разумным соглашением», - заметил он, подразумевая, что два «Мистраля» сойдут со стапелей во Франции, а еще два - уже в России.

Строительством "Мистраля" займутся компании STX France и DCNS. Флотские специалисты ухохотались от фразы начальника ГШ Николая Макарова «По данным минобороны, Мистраль потребляет в 2 - 3 раза меньше топлива, чем наши десантные корабли! Французы совершили глобальный прорыв в корабельной энергетике? У них КПД энергетической установки в 2 - 3 раза выше, чем у кораблей всех остальных стран? Становятся понятно какие "грамотные" спеццы сидят в нашем горячо любимом Минобороны!

Начальник ГШ Николай Макаров полагает, что Россия может закупить один французский вертолетоносец плюс технологии по его производству. "У нас нет кораблей подобного класса. Наши большие десантные корабли где-то в 3-4 раза меньше "Мистраля". Это не только десантный корабль - его многофункциональность очевидна: это и вертолетоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки. Кроме того, в составе ВМФ "Мистраль" будет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками и спасением людей при чрезвычайных ситуациях", - сказал военачальник в интервью телекомпании "Russia Today".

ВМФ России намерен использовать "Мистраль", в случае его покупки у Франции, в качестве корабля управления . Народ смеется! Покупать Мистраль, как корабль управления (а тем более четыре корабля в итоге), как вспомогательный флот - это деньги налогоплательщиков на ветер! При этом десантная функция корабля рассматривается как второстепенная. Дело в том, что российские корабли проводят высадку десанта в любой обстановке в любых условиях при непосредственном подходе к береговой линии и своими силами , Мистраль - исключительно переброска техники.

Эти корабли используются по сути своей как транспорты для доставки десантных средств, сами таковыми (десантными средствами) не являясь.

Для чего Россия закупает вертолетоносцы?

Куда важнее мотивы - почему и для чего Россия закупает вертолетоносцы, и почему Франция - член НАТО - не просто соглашается на подобную сделку, а практически подталкивает Россию к покупке. Закупать во Франции тяжелый (21 тыс. тонн водоизмещения) десантный вертолетоносец для нынешней РФ бессмысленно. Такой большой десантный корабль нужен, чтобы проводить высадки морских десантов в далёких от России странах. И то для прикрытия такого большого корабля нужен эскорт - крейсер, пара эсминцев, да еще и авианосец (коего в РФ нет).

В случае большой войны этот "Мистраль" в составе ВМФ РФ превращается просто в большую мишень. Уже всем давно понятно, что на дальние берега РФ выбрасывать своих морпехов сможет не скоро, на всех флотах только по бригаде морскай пехота.

«Мистраль» создан в рамках иной западной - концепции применения морской пехоты и проведения десантных операций, предусматривающей передовое присутствие в наиболее важных районах Мирового океана и проведение высадки личного состава и боевой техники преимущественно на уже очищенное от противника побережье (при этом сами корабли находятся на значительном удалении от береговой черты, в том числе и по причине своей большой осадки) . В частности, корабли типа «Мистраль» не могут осуществлять в традиционном для нас понимании высадку боевой техники на плав - они могут только перебрасывать личный состав и технику на берег с помощью 2-4 десантных катеров, что требует.

Серьезный недостаток этих кораблей - слабое вооружение, не обеспечивающее надёжную самооборону от сколько нибудь серьезных угроз (ПКР, торпеды, боевые пловцы-диверсанты), но он может исправлен довооружением отечественными системами корабельного оружия. Высадку десанта с тяжёлой техникой на необорудованное побережье самостоятельно «Мистраль» осуществлять не может , только с помощью танкодесантных плашкоутов.

С 50 годов процедура эта долгая и сложная: заполнение док-камеры водой и вывод из неё плашкоутов занимают несколько часов. Сразу всю технику они доставить к урезу воды не могут. Нужно сделать несколько рейсов. Весь процесс десантирования занимает очень много времени. В течение этой процедуры «Мистраль» с заполненной док-камерой достаточно уязвим. Впрочем, десантники вертолётами на берег доставляются быстро. Но… без тяжёлого вооружения и бронетехники. Главное «Мистраль», не вписывается сегодня в концепцию боевого применения российской морской пехоты. Получив на вооружение такой корабль, наш флот не сможет с его помощью проводить те морские десантные операции, которые отрабатываются уже на протяжении десятилетий, или по крайней мере не получит от него существенной помощи для проведения таких операций. Вертолетоносец "Мистраль" не годится для проведения десантных операций и его будет трудно адаптировать под российское оборудование.

Этот корабль предполагает натовское оборудование", без современного оснащения. Изделие покупается в комплектации: "пустая коробка + ходовая часть", но ведь пустой корпус могут сварить и наши корабелы. Трудно представить ситуацию, когда французы сделают корпус, а мы установим на нем свою оснастку. Сложно приладить к корпусу совершенно чужого проекта, имеющего определенные габаритные характеристики, российское вооружение, электрооборудование и другие технологические составляющие. Для этого, как минимум, нужно, чтобы французские конструкторы строили корабль вместе с нашими корабелами.

Дополнительная причина по которой корабль не нужен, русские вертолёты во французские ангары и лифты не втиснутся. Опыт уже был. Когда "Мистраль" зашел с визитом в Санкт-Петербург, российские вертолеты Ка-52 и Ка-27 успешно сели на его палубу, но позднее выяснилось, что отечественные винтокрылые машины по высоте не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолетный ангар. Небольшой конфуз быстро "замяли".

Так что сейчас нам Мистраль - не нужен, может быть лет через 15-20 нужен будет - но к тому времени Россия, надеюсь, сама можем сделать. При условии, что во Вьетнаме, в Шри-Лапки, на Кубе, в Сирии и Тунисе будет своя база, где можно топливом пополниться и передохнуть .

Отечественному ВМФ нужен УДК водоизмещением в 28000 тонн, с трамплином и аэрофинишёром, пригодный для базирования 4-6 МиГ-29К . Больше бы подошел испанский Juan Carlos I имеющий носовой трамплин для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Французы могут себе позволить строить дешевые вертолётоносцы типа "Мистраль". России нужен десантный корабль океанской зоны с хорошей собственной ПВО, в том числе обеспеченной палубными истребителями.

Военный импорт входит в России в моду. Начался ползучий процесс закупки военной техники за рубежом. В последнее время навязчиво в общественное мнение внедряется идея: развал страны достиг такого уровня, что Россия уже и десантные корабли якобы сама строить не может, не может строить беспилотные самолеты- разведчики и более не в состояние стрит и подводное лодки. Все эти аргументы и используют Сердюков и Макаров, пользуясь подложкой и лоббированием провительственой элиты. Россия покупает абсолютно бесполезный корабль, не влезающего в состав ВМФ ни под каким соусом без оружия самообороны, без кораблей охранения, и без наличия сомой морской пехоты. Единственное что он может «Мистраль», устраивать круизы для Министра Обороны, Генштаба МО и их приближенных. Главнокомандуегого и руководства ВМФ.

Данное интервью подготовлено экспертами Центра анализа стратегий и технологий - неправительственной частной научно-исследовательской и издательской организацией. Центральная компетенция Центра АСТ - изучение торговли вооружениями и военной техникой и ситуации на рынке вооружений, а также анализ оборонно-промышленных комплексов России и ведущих стран мира. С 2008 года после начала реформы Вооруженных Сил, которая проводится министром обороны Анатолием Сердюковым, ЦАСТ, кроме того, стал уделять повышенное внимание вопросам военного строительства в России. Традиционно сотрудники Центра следят и за вооруженными конфликтами современности. Центр издает журнал "Экспорт вооружений", блог ЦАСТ и сотрудничающих с нами независимых экспертов - http://bmpd.livejournal.com/

Какими вертолетами будет укомплектован "Мистраль"? Правда ли что прорабатывается поставка европейских вертолетов для "Мистраля"?

Нет, закупка европейских вертолетов для укомплектования авиагруппы универсального десантного корабля "Мистраль" не планируется. Сейчас уже очевидно, что российские "Мистрали" будут укомплектованы планируемыми к возобновлению производства около 2015 года модернизированными вертолетами Ка-29М, а также разрабатываемой корабельной модификацией Ка-52К, которую тоже планируется сделать к 2015 году. В ноябре 2009 года, когда Мистраль заходил с визитом в Санкт-Петербург, в Балтийском море в сложных погодных условиях производились пробные посадки обоих этих вертолетов на палубу УДК, которые показали возможность их использования для комплектования авиагруппы этого корабля. Возможно также базирование планируемых к закупке для ВМФ Ка-226 в качестве легкой машины для учебных целей. Надо заметить, что выбор Ка-29М вообще-то нельзя назвать удачным, поскольку он плох как транспортно-десантный, ибо имеет общий дефект всей серии Ка-27/29 - недостаточный объем фюзеляжа. Но "за неимением гербовой пишем на простой".

Вообще следует иметь ввиду, что одним из позитивных результатов реализации проекта по приобретению Мистралей станет мощный импульс, который будет придан закупкам морских вертолетов. Если каждый УДК этого типа несет по 16 вертолетов, то минимальный заказ составит 50 единиц Ка-52К и Ка-29М, а по некоторым оценкам это число может достичь 100 единиц. Кроме того, приобретение УДК станет дополнительным локомотивом для строительства эскортных кораблей охраны ближней и дальней морской зоны классов "фрегат" и "эсминец".


Какие системы мы в итоге получим в комплекте с кораблем, а какие - нет? Если я помню, в СМИ говорилось о том, что корабль нам хотят передать не полностью укомплектованный, а без некоторых систем управления боем, против продажи которых возражали в НАТО.

Конечное техническое лицо русского Мистраля станет итогом переговоров, которые ведутся в настоящее время. Российская сторона изначально ставила вопрос о передаче технологий, в том числе и на системы управления, которые несет Мистраль. Вероятнее всего, наши переговорщики сумеют добиться поставки корабля вместе с боевой информационно-управляющей системой SENIT-9 (Система использования тактической информации на море) и системой управления соединением и флотом SIC-21, однако обе системы будут в "экспортном" исполнении с урезанными возможностями. В итоге получим "Мистраль "почти полностью комплектным, но АСБУ SENIT-9 и SIC-21 будут в "экспортном" исполнении с урезанными возможностями. Не будет НАТОвских "даталинков". Ну и, видимо, РЛС там будут российские. Кроме того, передачи технологии производства этих систем скорее всего не произойдет.Аналоги "Мистраля" в наших судостроительных программах были? Есть? В чем разница и почему? Или это все же фикция для организации подвижек в отечественной судостроительной отрасли?

В Невском ПКБ с 1970-х гг. велось проектирование полноценного УДК проекта 11780 (шифр "Кременчуг") по образцу американских кораблей типа Tarawa, но несколько меньшего водоизмещения (30 тыс. т) и несущего до 25 вертолетов постоянного базирования типов Ка-27 и Ка-29. Проект создавался в условиях противоречивых требований со стороны ВМФ, желавшего сделать корабль многоцелевым, с возложением на него задач противолодочной обороны, базирования самолетов вертикального взлета и посадки, с мощным оборонительным вооружением, с высокой скоростью хода и т.п., что привело к его чрезмерному усложнению и удорожанию. Однако главным препятствием для реализации проекта 11780 стало отсутствие в СССР свободных судостроительных мощностей для его строительства. Во второй половине 1980-х гг. постройку двух УДК проекта 11780 запланировали на Херсонском судостроительном заводе (занятом до того гражданским судостроением), однако начатое во время перестройки сокращение военных расходов, а затем и распад СССР не позволили ее осуществить. Попытки Невского ПКБ продолжить разработки модифицированных вариантов проекта "Кременчуг" в 1990-е гг. не получили развития.

Что касается современного положения, то, как я понимаю, никаких аналогов "Мистраля" в российских судостроительных программах в период 2000-2008 гг. не было, и по очевидным причинам - такие корабли не рассматривались как приоритетные для ВМФ при современных его задачах и современном уровне финансирования. То есть у флота были нужды и поважнее.

Если нет собственного готового проекта корабля данного класса, то неужели наши КБ, ПКО не способны его создать?

Способны, но для этого нужно техническое задание. Такого задания им никто не давал и не формулировал. Что лишний раз показывает, что идея закупки "Мистраля" родилась вне ВМФ (по крайней мере, вне штатных планирующих, штабных и кораблестроительных органов ВМФ). Надо еще иметь ввиду, что конструкторский потенциал в кораблестроительной отрасли в постсоветское время, конечно, серьезно сократился, и лучше сконцентрировать его на проектировании боевых кораблей - корветов, фрегатов и эсминцев нового поколения, а в более отдаленной перспективе и авианесущих кораблей.Целевое назначение корабля в российском ВМФ? В каком боевом соединении будет действовать "Мистраль"?

Мистраль - это корабль для осуществления дальних океанских походов, инструмент глобальной проекции силы. Кстати, хотя по российской классификации он определяется как "универсальный десантный корабль", по французской он относится к типу кораблей "проекции силы и командования". По-русски следовало бы сказать "командно-экспедиционный корабль". В этом качестве он, вероятно, и будет применяться в российском ВМФ. То есть целевое назначение тоже, что и у французов - то есть экспедиционные действия, плюс управление силами флота в качестве штабного корабля.

Россия - постоянный член Совета Безопасности ООН, и этот статус налагает на нашу страну определенные обязательства, в частности, по участию в международных гуманитарных операциях, операциях по поддержанию мира, спасательных, эвакуационных, контртеррористических и антипиратских операциях. В этом смысле совместимость информационных систем русских Мистралей с натовскими аналогичными системами придется весьма кстати. Исходя из указанных задач можно предположить, что наиболее рационально было бы базировать Мистрали, во-первых, на Тихом океане, и, во-вторых, в Севастополе. Из Черного моря удобнее совершать походы в Средизмемку и оттуда в Красное и Аравийское море - центр пиратской активности. Зоной действий дальневосточых Мистралей, соответственно, будет Тихий океан, проливы в Юго-Восточной Азии (тоже, кстати, зона повышенной пиратской активности) и далее Индийский океан.


Почему именно "Мистрали"? Чем обоснован выбор в их пользу, и чем они лучше своих аналогов других стран?

Действительно, на рынке присутствуют очень сильные в техническом отношении южнокорейское и испанское предложение, причем испанский проект УДК имеет и экспортный успех: корабли этого типа закупила Австралия. Однако с российской точки зрения фундаментальным и фатальным недостатком обоих этих кораблей является наличие там американских систем, что делает их покупку не просто чрезвычайно рискованной, но и практически нереальной. Даже если предположить невозможное - согласие администрации США на реэкспорт этих подсистем в Россию, такая сделка наверняка будет заблокирована Конгрессом. Так что выбор в пользу французов - это вынужденное и единственно возможное решение. Не будем забывать, что Франция наряду с Германией и Италией занимает наиболее кооперативную, если не сказать, дружескую позицию в отношении России. В общем, Мистраль - это в большей степени политический, чем военно-технический выбор

Согласно текущей Военной Доктрине, прогнозам на изменение военно-политической обстановки, планам МО/ВМФ и прочим документам, а также видению экспертов - на каких ТВД и в какие сроки возникнет необходимость в кораблях типа "Мистраль"? Какие задачи они будут решать? Можно ли те же самые задачи решать при помощи других, более дешевых/эффективных средств.

Текущая Военная доктрина - документ самого общего характера, под который можно подверстать что угодно. Планы МО/ВМФ вряд ли кому-нибудь известны за пределами их руководства. Скорее всего, на практике "Мистрали" будут использоваться в качестве кораблей управления группировками ВМФ в Средиземном море и в Индийском океане, то есть главным образом в штабной роли. Это будут большие адмиральские штабные корабли.

Какие российские системы ПВО предполагается установить на корабль, очевидно Дуэты или Кинжалы? Будет ли меняться архитектура корабля для его интеграции с отечественными ЗРК? Как именно будет усиливаться корпус для адаптации к нашим условиям? Сколько конкретно боевых машин и в каких пропорциях можно погрузить на борт - т. е. все варианты: танки, БМП и БТР, грузовики? Какая силовая установка предполагается - Вяртсиля или другая?

Судя по известным данным, конструкция первых двух кораблей (заказываемых во Франции) будет изменена лишь в самой минимальной степени. Вооружение, видимо, останется почти рудиментарным, и, скорее всего, будет комбинацией двух-четырех АК-630 (или "Дуэтов") и пары "Гибок". Интеграция более серьезных систем потребует слишком серьезное перепроектирование корабля. Возможно, что попытки перепроектирования предпримут на двух кораблях, предполагаемых к постройке в РФ. Есть информация о том, что главком Высоцкий даже высказывал идею о размещении на русских Мистралях УКСК с "Калибрами". Десантные возможности, видимо, останутся те же, что и у французских кораблей. Мистраль может нести не более 13 танков и до 60 единиц колесной техники. ЭУ, разумеется, останется французской.


В перспективе на основе "Мистраля" Россия планирует создание своих вертолетоносцев или даже авианосцев?

Насколько можно судить, потребность в вертолетоносцах на всю обозримую перспективу закупкой Мистралей будет закрыта. Что касается авианосцев, то в ближайшие десять лет будут вестись сначала научно-исследовательские, а затем опытно-конструкторские работы по проектирования авианосца нового поколения, с тем чтобы начать постройку таких кораблей в рамках действия следующей госпрограммы вооружений после 2020 года. До этого момента авианосная компонента в российском ВМФ будет представлена ТАВКР "Адмирал Кузнецов", который, как известно, вскоре встанет в среднесрочный ремонт, после которого он к тому же получит новую авиагруппу на основе многоцелевых палубных истребителей МиГ-29К. В целом если Россия сумеет сохранить свой статус великой державы она, конечно, обречена иметь авианосный флот. Можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшее десятилетие произойдет широкое распространение авианосных флотов в мире. Если США и европейские страны будут сокращать свои авианосные потенциалы, то в Азии и Латинской Америке, напротив, появятся новые авианосные державы. Совершенно очевидно, что амбициозные программы строительства национальных авианосцев и авианесущих кораблей реализуют Китай и Индия, весьма возможно, что в авианосный клуб вернется Бразилия. Китайский рост может спровоцировать приобретение или создание национальных авианесущих кораблей странами Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии - Вьетнамом, Индонезией, Кореей и Японией. Понятно, что Россия не может себе позволить остаться в стороне от этих тенденций.

Говорят, что отечественное ВМФ больше интересовали системы управления, чем сам корабль, это правда?

Вообще-то есть мнение, что SENIT-9 не имеет особого преимущества по сравнению с новыми отечественными корабельными АСБУ. Скорее с эксплуатационной точки зрения для ВМФ России интереснее "электрическая" ЭУ современного западного боевого корабля, а не его электронная "начинка".

По оценке многих военных моряков Мистраль собственно не военный корабль - бронирования корпуса нет, движители, которые обеспечивают ему маневренность, очень уязвимы для любого, маломальского огневого воздействия противника. По сути это гражданский паром с вертолетами. Может это просто средство против пиратов?

Бронирования корпуса, строго говоря, сейчас вообще нет ни у кого, кроме больших авианосцев. Уязвимость движителей-"азиподов" - вопрос спорный и дискуссионный, но мнение об их уязвимости от подводных взрывов на мелководье есть. Проблема в том, что живучесть этого корабля действительно значительно понижена (по непотопляемости, водоотливным и противопожарным средствам и пр.). Это действительно "большой паром". Но тут надо понимать, что "Мистраль" - это оцень цельный концепт корабля для решения задач ВМС МИРНОГО ВРЕМЕНИ. То есть если мы считаем главными для ВМФ задачи мирного времени, то претензии к "Мистралю" малообоснованны в принципе. Если же мы считаем, что главные задачи для ВМФ - это задачи военного времени (то есть, в контексте российских условий, - крупномасштабной войны с США и НАТО), то в таком случае, конечно, надо говорить о корабле совсем другого облика (и в этом случае, кстати, сомнительно, что ВМФ РФ вообще нужны будут десантные корабли крупнее БДК).

Почему такие "богатые и воинственные" страны, как Португалия (у них большие проблемы с бюджетом, а хотят 1+1 УДК небольшой, в прошлом году подписали намерения на Enforcer), Чили, Индонезия (причем у нее уже есть 2 и подписались еще на 2 большего в/и), Канада, Сингапур, Турция, Бразилия, Австралия имеют уже в своем составе свеженький УДК, строят, либо серьезно настроены купить его в ближайшее время? Откуда такая мода? Военные гнобят отечественный ВПК ненужными закупками повсеместно, либо этой действительно выгодно и полезно?

Во-первых, определимся с терминологией. УДК, то есть универсальные десантные корабли (в отечественной терминологии) есть пока что только у США, Франции, Испании и Южной Кореи, и еще строятся для Австралии. У всех других есть корабли (или планы их приобретения) в основном с куда более умеренными характеристиками - десантно-вертолетные корабли-доки или десантные транспорты-доки. Здесь, кстати, разница не только конструктивная, но и в том, что ДКВД и ДТР, как правило, гораздо менее приспособлены для длительных экспедиционных задач. То есть это не корабли "длительного присутствия в удаленных водах", а в большинстве случаев лишь "перевозки и высадки". Это означает, что при схожести облика, задачи их другие, и это скорее просто очень большие транспортно-десантные корабли. Именно это нужно второстепенных государствам в большинстве случаев, а не решение экспедиционных задач.

Во-вторых, как раз в Португалии, в силу известных экономических проблем этой страны, реализовать свои планы не сможет. У индонезийцев вообще имеются лишь дешевые транспортные лоханки. Канада уже давно не планирует, планы Бразилии неясны.

В-третьих, приобретение кораблей определяется задачами флотов. Планирование закупок идет от задач. Страны НАТО обзаводятся таким кораблями для совместных коалиционных экспедиционных интервенционных действий на подхвате глобальной стратегии США. Островные и архипелажные государства тоже понятно зачем такие корабли имеют. Чили по сути морская страна, вытянутая вдоль берега, с возможным главным морским ТВД на архипелаге Огненной Земли.

Хотелось бы узнать есть ли какие то более менее качественные оценки устойчивости корабля к воздействию противолодочных ракет, мин и т.п. Какие средства борьбы с пожаром есть на судне (есть ли пожарные машины и т.п.)?

Как уже было сказано, "Мистраль" по своей идее - концепт корабля для решения задач ВМС МИРНОГО времени. Поэтому требования по боевой живучести у него в принципе минимальные, и попытка реализаций таких требований в полном объеме невозможна, ибо обессмыслит саму концепцию "дешевого экспедиционного корабля". Пожарные магистрали у него, конечно, есть, но при осмотре корабля ясно, что противопожарные возможности у "Мистраля" заметно ниже, чем у авианосцев, к примеру.

Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — это тип УДК-вертолетоносцев, которыми вооружены Военно-Морские Силы Французской республики.

Корабли такого типа могут выполнять одновременно четыре задачи: являться плавучим госпиталем, центром командования, заниматься принятием и обслуживанием боевых вертолетов и выполнять десантирование на сушу моторизованных воинских частей. Также в одно и то же время на них могут находиться: 4 десантных баржи; 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или многоцелевых вертолетов NHI NH90; танковый батальон из 40 танков Leclerc или 13 основных танков AMX-56 Leclerc и 450 солдат (их число может дойти до 900, если они будут находиться на борту небольшое время). Для размещения вертолетов имеется ангар площадью 1800 кв. м.

Тремя из представителей этого типа, Mistral L9013, Dixmude L9015 и Tonnere L9014 распоряжаются ВМС Франции.

Два таких корабля Франция строит для РФ (причем кормовые части строит Балтийский завод, находящийся в Санкт-Петербурге), также были планы построить еще два судна на этом заводе полностью.

1. Фотографии

2. Видео

3. Тактико-технические характеристики

3.1 Основные характеристики:

  • Водоизмещение: 21300 т (полное), 32300 т (предельное).
  • Длина: 199 м (наибольшая).
  • Высота: 64,3 м.
  • Ширина: 32 м (по ватерлинии).
  • Осадка: 6,3 м (с ГАС).
  • Бронирование: нет.
  • Двигатели: 3 дизель-генератора «Вяртсиля» 16 V32 (6,2 MВт), 1 дизель-генератор «Вяртсиля» 18V200 (3,3 MВт), 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт).
  • Мощность: 20400 л. с. (15 MВт).
  • Движитель: два пятилопастных гребных винта.
  • Скорость хода: 19 узлов (максимальная), 18 узлов (крейсерская).
  • Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч), 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч).
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: 160 человек (20 офицеров) + 450 морских пехотинцев (900 морских пехотинцев на небольшую дальность).

3.2 Вооружение

  • Штатные десантно-высадочные средства: 2 десантных катера-катамарана типа EDAR либо 4 десантных катера типа CTM, с длиной в 23 м и шириной в 6,3 м.
  • Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR3D-NG.
  • Тактическое ударное вооружение: нет.
  • Артиллерия: АК-630.
  • Зенитная артиллерия: 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка, 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser.
  • Ракетное вооружение: 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad.
  • Авиационная группа: 32 легких вертолёта либо 16 тяжёлых вертолётов; численность авиационных групп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-27М либо Ка-52К и Ка-29.

3.3 Особенности кораблей для РФ

В СМИ временами можно прочесть сообщения о тактико-технических характеристиках, имеющих отличия по сравнению с французским вариантом. Вот некоторые из них:

  • Экипаж: 177 человек.
  • Число пассажиров: 481 человек.
  • Высота борта на уровне полётной палубы: 27 м.
  • Максимальная скорость: 18,5 узлов (при осадке 6,42 м и 100 % (2×3,5 МВт) мощности на винторулевых колонках).
  • Осадка: 6,42 м (при водоизмещении 22600 т).

4. Заказ ВМФ России

В декабре 2010 года Французская Республика и Российская Федерация объявили о подписании соглашения о строительстве двух вертолетоносцев «Мистраль» для вооружения Военно-Морского Флота РФ, на верфи, расположенной во Франции. Плюс к этому еще два судна типа «Мистраль» планируется изготовить в РФ, на условиях лицензии. В тендере на строительство победили совместно Объединенная судостроительная корпорация и французская компания DCNS.

Первый из кораблей будет строиться 3 года с момента прохождения первого аванса. Следующий – 2 года. РФ на верфях во французском порту Сен-Назере во время строительства первого судна выполнит 20% работ. Во время подписания контракта произошла передача от французской стороны к российской всех технологий, представляющих для РФ интерес. Сюда относится система SENIT-9 и еще две.

Высота ангара в «Мистралях» дает возможность для размещения вертолетов Ка-29, Ка-27 и Ка-52К на ангарной палубе. Также ожидается эксплуатировать корабли в Заполярье и в льдинах. С этой целью нужно выполнить усиление борта. Но эта мера не даст значительного изменения в техоснащении и конструкции УДК. Наше государство приобретает корабль, полностью оснащенный технологическим и навигационным оборудованием, но вертолеты и вооружение на борту будут производства РФ. Договор был подписан в январе 2011 года, протокол о намерениях и окончательный контракт – в июне того же года.

Те корабли, которые построят во Франции, будут переданы в состав Тихоокеанского флота. Причем большие денежные средства будут выделены на модернизацию инфраструктуры гарнизонов и военных городков ВВО. Самое большое внимание будет уделено соединениям, расположенным на Курильских островах.

В июне 2011 года, было объявлено о планах разместить на «Мистралях», которые будут принадлежать РФ многоцелевых боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Также на них будут находиться 8 Ка-29 (транспортные вертолеты) и Ка-52К (боевые). Их соотношение может меняться в соответствии с конкретными задачами.

Кораблям, строящимся во Франции, в феврале 2012 года были присвоены названия «Севастополь» и «Владивосток» в соответствии с переклассифицированными в ракетные крейсера больших противолодочных кораблей Военно-Морского Флота СССР проекта 1134. Те корабли, которые полностью построятся в РФ, получат наименования по городам «Петропавловск» «Кронштадт», «Азов» и одноименным большим противолодочным кораблям 1134-А и 1134-Б.

Тогда же было объявлено, что «Мистрали», строящиеся для РФ будут оснащены основным оружием, изготовленным в РФ. Сюда относятся, например, ракетные комплексы, которые призваны обеспечить самооборону.

Все устройства и системы пройдут русификацию. Будет установлено оборудование связи и управления производства Франции и России. DCNS обеспечит совместимость всех систем. Частично оборудование будет установлено во Франции, частично в РФ. В Сен-Назере корабли также оснастятся российскими системами управления огнем. DCNS произведет подготовку мест для установки вооружения, а сами боевые системы оборудуют на территории РФ.

Обзорной РЛС будет служить радар Thales MRR-3D-NG, обладающий G-диапазоном волн. Такие же радары стоят на тех «Мистралях», которые находятся в составе Военно-Морских Сил Франции.

Осенью 2012 года DCNS заключила субконтракт с компанией Sagem. Она послужит изготовителем оптронных поисково-прицельных систем Vampir NG. Поставка первой из них произойдет в 2013 году, а второй – через полгода после первой.

Инфракрасная поисково-следящая система Vampir NG сверхдальнего действия позволяет осуществлять надводным боевым кораблям автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об опасностях разнообразного типа, в диапазоне от противокорабельных ракет с настильной траекторией полёта над водой до атакующих быстроходных кораблей, а также пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой.

Vampir NG может работать в таких режимах, как «прибрежный», предназначенный для прибрежных акваторий, и «океанский», предусмотренный для дальнего наблюдения в открытом море.

В марте 2014 года началось прохождение ходовых испытаний первого корабля, «Владивостока».

Россия потребовала внести в БДК некоторое количество изменений, которые должны отличать их от французского проекта.

  • Сплавы стали для корпусов были измены до ледового класса, чтобы корабли можно было эксплуатировать в Заполярье и в льдинах.
  • Также корабли стали более высокими из-за переоборудования внутренних доков УДК, чтобы в них могли швартоваться вертолеты типа Ка-52К и Ка-28.
  • Предусмотрены места, предназначенные для дополнительного вооружения. Сюда относятся, к примеру, крупнокалиберные автоматические установки для отражения атак с моря, скорострельное артвооружение и средства противовоздушной обороны. Усиление вооружения даст возможность использовать корабли в открытом море с уменьшенным количеством надводных кораблей охранения. Но по состоянию на май 2014 года еще не было принято решение об усилении ударного и защитного вооружения.
  • Небольшим изменениям подверглись жилищные условия.

Устаревшую систему спутниковой связи Siracuse на «Владивостоке» заменит система «Центавр» производства России. В составе ее находится изделие Р-794-1, которое дополнит передатчики и приемники УКВ и КВ-связи. Корабельная система «Центавр» надежно передает данные между судами, а также на береговую станцию со скоростью 512 кбит/c.

Также для «Владивостока» к октябрю 2014 года будут построены 4 катера CTM NG. Они обладают длиной 27 м и шириной 7 м, а также имеют кормовую и носовую рампы для высадки десанта, что увеличивает их возможности по маневрированию. У них расширен спектр возможных действий при условиях сильной качки, а скорость увеличена до 20 узлов.

В 2013 году Дмитрий Рогозин заявил о том, что, так как в РФ не производится топливо для двигателей, которыми оборудованы «Мистрали», то отечественным химикам нужно будет найти выход из этой ситуации.

В феврале 2014 года французские специалисты начали обучать в Санкт-Петербурге экипаж первого вертолетоносца. Продолжение обучения в Сен-Назере ожидалось начать с июня. Предварительно, в мае в порт прибыл ряд офицеров РФ. Наши моряки проведут в Сен-Назере лето, после чего на «Владивостоке» отправятся в Кронштадт. В сентябре состоялись ходовые испытания.

Осенью 2014 года на «Владивостоке», находящемся в Сен-Назере произошла кража высокотехнологичного оборудования.

5. Представители

  • «Mistral»; Верфь — DCNS/Alstom; Заложен — 10 июля 2003 года; Спуск на воду – 6 октября 2004 года; Дата подписания — Февраль 2006 года; Флот — ВМС Франции
  • «Tonnere»; Верфь — DCNS/Alstom; Заложен — 26 августа 2004 года; Спуск на воду — 26 июля 2005 года; Дата подписания — Декабрь 2006 года; Флот — ВМС Франции
  • «Dixmude»; Верфь — DCNS/STX Europe; Заложен — 18 апреля 2009 года; Спуск на воду — 18 декабря 2010 года; Дата подписания — Январь 2012 года; Флот — ВМС Франции
  • «Владивосток»; Верфь — DCNS, STX Europe/Балтийский завод; Заложен — 1 февраля 2012 года (строительство секций), 01.02.2013 (официальная закладка, сборка); Спуск на воду — 15.10.2013; Дата подписания — Ноябрь 2014 года (план); Флот — Тихоокеанский флот ВМФ России
  • «Севастополь»; Верфь — DCNS, STX Europe/Балтийский завод; Заложен — 18 июня 2013 года; Спуск на воду — 20.11.2014; Дата подписания — 2015 год.

О происхождении «Мистралей» известно в мельчайших подробностях. Универсальные десантные вертолетоносцы-доки, принятые на вооружение ВМС Франции в количестве трех единиц. Крупные корабли полным водоизмещением свыше 20 тыс. тонн со сплошной полетной палубой, ангаром для размещения авиатехники и кормовой доковой камерой для десантных катеров.

Строятся по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что положительным образом сказывается на снижении стоимости и ускорении темпов их постройки. Максимальная длительность постройки с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев . Стоимость покупки двух кораблей в рамках «российского контракта» составила 1,2 млрд. евро, что соответствует стоимости одного десантного транспортного корабля-дока типа «Сан Антонио» (США). Впечатляет.

Использование в конструкции УДК норм и технологий гражданского судостроения представляется оправданным решением - концепция применения УДК не подразумевает прямого участия в боевых действиях. Высокая живучесть, стойкость к гидродинамическим ударам и боевым повреждениям, наличие ударного вооружения - все эти пункты к «Мистралю» не относятся.

Задачами корабля-парома являются :
— доставка экспедиционного батальона морской пехоты в любую точку мира;
— загоризонтная высадка личного состава и техники в конфликтах низкой интенсивности с использованием вертолетов и морских десантных средств;
— участие в гуманитарных миссиях;
— выполнение функций госпитального корабля и командного пункта.

Боевой информационный центр на борту французского «парома» оснащен на уровне БИЦ крейсера с .

Насколько «Мистраль» является «французским»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков:
— финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы),
— шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»),
— польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар).

Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group - мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA.

Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов - единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект не ограничивается европейским континентом: нити этой истории тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций - носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка «Мистраля» строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием.

Основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения - отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из .

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственность норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» - Dixmude (L9015) - достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… - весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное количество зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции - универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока.

К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали,2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка.

«Мистраль» — корабль без Родины

С французскими «Мистралями» все предельно очевидно - корабли построены совместными усилиями стран-партнеров. Тесные экономические, политические и военные связи между странами Еврозоны и даже такой далекой, но на деле близкой, Республикой Кореей не подлежат сомнению. Единые международные стандарты и транснациональные компании стирают границы государств, объединяя под своим началом научный и промышленный потенциал многих стран.

Но где и как строятся УДК «Владивосток» и «Севастополь» - два десантных вертолетоносца, предназначенные для ВМФ России?

Согласно контракту, ставшему крупнейшей военной сделкой между Россией и странами Запада с момента окончания Второй мировой войны, в 2014 и 2015 году корабельный состав отечественного ВМФ должен пополнится двумя импортными УДК российско-французской постройки. От слов быстро перешли к делу:

1 февраля 2012 года в Сен-Назере началась нарезка металла для первого корабля, получившего название «Владивосток». 1 октября того же года начались работы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге - согласно контракту, отечественные судостроители должны построить 20% секций кормовой части вертолетоносца.

Нетрудно догадаться, что генеральным подрядчиком стала южнокорейская STX - именно она, при поддержке французской оборонной компании DCNS и ряда сторонних поставщиков, строит вертолетоносцы для ВМФ России на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере.

26 июня 2013 года Балтийский завод выполнил в срок запланированный объем работ, спустив на воду корму нового «Мистраля» - спустя месяц кормовая секция была благополучно доставлена в Сен-Назер для последующей стыковки с основной частью корабля.

15 октября 2013 десантный корабль «Владивосток» был официально спущен на воду. После завершения всех работ на французской верфи, он перейдет к достроечной стенке завода «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для окончательного насыщения отечественным оборудованием.

Ожидается, что новый вертолетоносец войдет в состав ВМФ России в конце 2014 - начале 2015 гг. Менее трех лет с момента закладки! Невиданный результат для отечественного кораблестроения, где один фрегат может строиться на протяжении 8 лет.

Второй корабль «русской серии» - «Севастополь» - был заложен 18 июня 2013 года. Он будет строиться по аналогичной схеме, лишь с той разницей, что Балтийский завод обеспечит строительство 40% корпуса УДК. Корабль должен войти в строй до конца 2015 года.

Также договор между Россией и Францией включает в себя опционы на постройку третьего и четвертого вертолетоносца по лицензии на собственных промышленных мощностях - предполагается, что для этих целей будет сооружена новая верфь на о. Котлин. Но, как стало известно в конце 2012 года, планы по реализации данных опционов были перенесены с 2013 на 2016 год, что придает всей истории туманный оттенок неопределенности.

Среди поставщиков и контрагентов во всемирной промышленной цепочке значатся : российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители). Чрезвычайно важным представляется участие Thales Group - оборудование и системы, поставленные этой компанией представляют наибольший интерес для российского ВПК (в первую очередь - боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»).

Также, российский вертолетоносец обещают оснастить инфракрасными поисково-прицельными системами Vampir-NG французской фирмы Sagem. Несмотря на обилие иностранного оборудования, французы обещают провести полную русификацию всех систем корабля во избежание возникновения каких-либо проблем при его эксплуатации в составе ВМФ России.

Авиагруппа будет представлена отечественными транспортно-боевыми вертолетами Ка-29 и ударными машинами . Первый из российских «Мистралей» придется оснастить скоростными катерами французского производства - компоновка и размеры док-камеры изначально рассчитывались под габариты техники НАТО. Потому эффективное размещение внутри «Мистраля» существующих десантных средств российского производства не представляется возможным. Впрочем, это не самая большая проблема, к тому же, она была успешно решена.

Считая количество субподрядчиков, принявших участие в создании вертолетоносца для ВМФ России, можно спеть «Интернационал» - французский десантный корабль оказался по факту «Ноевым ковчегом», вобравшим в себя технологии и участников со всего света. И стоит признать: проект удался на все 100%.

Несмотря на гневные упреки в «растрате» государственных средств, «Мистрали» получились ОЧЕНЬ дешевыми . 600 млн. евро (800 млн. долл.) за каждую боевую единицу - даже с учетом всех дополнительных процедур, связанных с доводкой систем корабля, проведением его испытаний и устранения выявленных недостатков - стоимость «Мистраля» не превысит миллиарда долларов. Это невероятно много с точки зрения среднестатистического россиянина. Но сущие копейки по меркам современного кораблестроения.

800 млн. долларов - за такие деньги сейчас не построить даже нормальный эсминец. Американские обходятся Пентагону по 1,8-2 млрд. долларов за штуку. Стоимость маленького российского , по словам Главкомата ВМФ, может достигать 560 млн. долл. (18 млрд. руб.)!

В данном случае мы имеем крупный вертолетоносец водоизмещением 20 тысяч тонн. К тому же построенный в предельно сжатые сроки - результат налицо, и какой-либо коррупционной составляющей здесь заметить сложно. Построить что-либо подобное за меньшую цену не представляется возможным.

«Мистраль» — особенности эксплуатации

Опасения в том, что «Мистраль» не сможет эксплуатироваться при температурах ниже +7 градусов Цельсия, совершенно безосновательны.

Россия, наряду со Скандинавией и Канадой, несомненно, являются самыми северными странами в мире. Но позвольте узнать, как это относится к «Мистралю»? Никто не говорит о его базировании на Крайнем Севере - Россия, к счастью, чудовищно велика и у нас достаточно других мест базирования с более адекватными природно-климатическими условиями. Новороссийск. Прогноз погоды на 1 декабря - плюс 12°С. Субтропики.

Владивосток холоднее. Широта крымская, долгота колымская. Тем не менее, и там эксплуатация УДК не должна столкнуться с какими-либо критическими затруднениями - операционная зона Тихоокеанского флота включает в себя весь Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, где, как известно температура редко опускается ниже +7° по Цельсию.

«Мистраль» не годится для действий в Арктике . Но ему там попросту нечего делать. Но зато есть чем заняться в Средиземке и других южных морях.

Заявления о несоответствии инфраструктуры мест базирования и стандартов отечественной солярки европейским нормам не стоят свеч. «Мистраль» не настолько велик, как его представляют - например, он меньше атомного крейсера «Петр Великий». Длина вертолетоносца всего на 35 метров превышает длину среднестатистического БПК или эсминца. Порожнее водоизмещение этого «парома» с выгруженным авиакрылом, катерами, техникой, запасами вооружения и топлива не должно превышать 15 тыс. тонн.

УДК «Диксимьюд» (L9015) по сравнению с фрегатом типа «Лафайет» (полное в/и 3600 т.)

Единственная проблема может быть связана с обслуживанием винторулевых колонок типа «Азипод». В принципе, с этим вопросом следовало бы обратиться в судоремонтные центры на Балтике и на Севере, однако, не так давно были обозначены планы о строительстве крупного судостроительного предприятия на Дальнем Востоке в сотрудничестве с Южной Кореей - к тому времени, когда прибудут «Мистрали» все должно быть решено.

УДК «Мистраль» по размерам в два раза меньше советских авианесущих крейсеров - будем надеяться, что он не повторит их судьбу и получит вовремя всю необходимую береговую инфраструктуру.

Что касается несоответствия отечественных марок и сортов ГСМ высокотехнологичным двигателям «Мистраля»… Кого сейчас удивишь «диковинной» импортной техникой - финскими дизель-генераторами фирмы «Вяртисля»?

Самые грозные обвинения, предъявляемые к французским «паромам» - их низкий боевой потенциал и абсолютная бесполезность в рамках оборонительной концепции применения отечественного ВМФ. «Каютоносец» сам нуждается в качественном прикрытии с моря и с воздуха и не способен участвовать в морском бою. Полный ход 18 узлов. Вместо серьезных систем самообороны - ПЗРК и пулеметы. Мощные радиолокационные средства? Гидролокатор? Ударное вооружение? Противолодочные ракетоторпеды? Ничего этого нет и быть не может - оттого и столь низкая цена за столь крупный корабль. С точки зрения военно-морского флота, «Мистраль» представляет собой пустую коробку . Наличие 16 вертолетов уже ничего не значит в современном бою - Ка-52 не конкурент истребителю-бомбардировщику.

Но стоит открыть подшивку новостей за 2013 год - где и чем занимается отечественный ВМФ - все немедленно становится на свои места. «Мистраль» не годится для борьбы с АУГ «вероятного противника», зато идеально соответствует задачам обеспечения присутствия ВМФ России на просторах Мирового океана . Крупный корабль с монументальным внешним обликом и современным дизайном, способный месяцами находиться «на передовой» - у побережья Сирии или где требуется. Комфортабельные помещения для батальона морской пехоты. Грузовая палуба для бронетехники. Вертолеты. При необходимости можно доставить «гуманитарную помощь» союзникам - причем самыми разными способами. Неоверсия советского БДК!

В целом, вердикт положительный. Единственный по-настоящему стоящий вопрос: мог бы ВМФ России обойтись без покупки этих кораблей? Эксперты различного уровня сходятся во мнении, что покупка «Мистралей» - далеко не самое рациональное решение. У нас пока еще достаточно БДК из «советского задела». Строятся новые - проект 11711 «Иван Грен» . Но ощущается критическая нехватка боевых кораблей I и II рангов - крейсеров, эсминцев, фрегатов. Настолько, что приходится собирать средиземноморскую эскадру со всех четырех флотов.

Наконец, если нашим специалистам так не терпелось познакомиться с «продвинутыми» западными технологиями - можно было приобрести технику интереснее, чем французский «паром». Пусть даже с БИУС «Зенит-9» и ИК-сенсорами Vampir-NG.

Например, было бы любопытно осмотреть вблизи франко-итальянский фрегат (эсминец) типа «Горизонт» - самый мощный и совершенный корабль ПВО в мире после британского «Дэринга». Если «Горизонт» окажется слишком секретным, в качестве «демонстратора» новых технологий могла подойти неатомная подлодка типа «Скопрен» с двигателем Стирлинга. То есть посмотреть то, аналогов чего у нас пока нет. Французы (DCNS) и испанцы (Navantia) с удовольствием строят такую технику на экспорт: для флотов Индии, Малайзии, Бразилии, Чили…

Увы, интересы моряков остались в тени геополитических интриг. Мы выбрали . Так забирайте его скорее, без лишних слов! Пока выделенные средства не ушли в оффшоры.

Тем более, кораблик и вправду вроде неплох.

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года - после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона , смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв - чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы - целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski . Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома » по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность - очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее - за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия - документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет - обрел статус морской державы.



Поделиться