Дореволюционные фотографии русских красавиц (25 фото). " Ночные бабочки" дореволюционной России

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир - Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй - с зеленым, а третий - с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур - хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала - «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

Традиционные наряды русских женщин в некоторых районах нашей страны сохранялись еще до начала XX века. Сейчас уже встретить дам в таких одеяниях можно лишь в кино или на выставках, да и то не всегда. Предлагаем взглянуть на дореволюционные фото русских красавиц из коллекции Шабельских, находящейся в собрании Российского Этнографического Музея.

Псковская губерния

Все фотографии, вошедшие в коллекцию, отличает удивительная выразительность в передаче образа русской женщины. Студийные фото выполнены на качественной бумаге, а сами модели чудесным образом подходят к костюмам, которые представляют.

А теперь немного о русском народном костюме. Он представлял собой целостный художественный ансамбль, в котором гармонично сочетались предметы одежды, украшения, головной убор, обувь и причёска.

Основные ткани, использовавшиеся для крестьянской одежды - шерсть простого полотняного переплетения и домотканый холст. Более богатые слои с середины XIX века могли позволить себе фабричный шелк, атлас, парчу с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Рубаха – обязательная часть женского костюма. Называлась она «стан» и могла доходить до подола сарафана. Был даже специальный фасон женской рубахи для кормления младенцев - со сборенными рукавами. Женские рубахи были праздничные, будничные, свадебные, покосные, ворожбенные и похоронные. Шили их из холста, льна, конопли, пеньки и шерсти. Среди элементов украшения рубах использовались такие образы как кони, птицы, ланки, древо жизни и растительные узоры. Считалось, что рубаха красного цвета оберегает от несчастий и злых духов.

Сарафан – главный элемент женского русского традиционного костюма. Различия в крое сарафанов и в цвете в разных губерниях России были очень заметны. Русский сарафан носили и как праздничную, и как повседневную одежду. У девушки на выданье в приданном обязательно должен был иметься десяток сарафанов различной расцветки.

Интересный факт! В XIV веке сарафан носили великие московские князья и воеводы, и только лишь в XVII веке он стал принадлежностью только женского гардероба.

Сарафан подчёркивал общественное положение хозяйки: зажиточные сословия шили богатые сарафаны из бархата, шелка и других дорогих тканей, привезённых из Турции, Персии, Италии. Украшали такие сарафаны кружевами, вышивкой и тесьмой. По сарафану можно было узнать и о социальном статусе женщины – замужем она или нет.

Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Его украшали бисером, бусами, позументом, жемчугом, а у богатого сословия и драгоценными камнями. Кокошник носили только замужние женщины, а девушки носили головной убор, который назывался сорока – косынка с хвостом и двумя «крыльями», этакая старинная бандана.

В разных российских губерниях характерные черты кокошника были различны. Так, в Владимирской, Костромской, Псковской, Нижегородской, Саратовской губерниях по форме кокошник напоминал стрелу. В Симбирской носили кокошник-полумесяц. А ещё были кокуй, златоглав, каблучок, наклон, рогачка.

Пензенская губерния

В Российской империи первоначально была запрещена. По инициативе императора Николая I, ввиду бесполезности наказания и других карательных мер, а также увеличения роста венерологических заболеваний, специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля

Справедливости ради стоит отметить, что проституцию в России легализовали вовсе не из-за особой извращенности или неожиданного либерализма властей.
Просто император Николай I понял, что наказаниями и запретительными мерами бороться со второй древнейшей профессией совершенно бесполезно.
Первым же начал бороться с проституцией еще сам император Петр Великий, который, вернувшись из Амстердама, тут же запретил открывать публичные дома рядом с казармами полков — во избежания массовых случаев заражения «нехорошими» инфекциями (сифилис - вот главный враг русского солдата!).

Гулящих же девок, пойманных с солдатами, император призывал безжалостно ссылать на принудительные работы. Екатерина II в своем «Уставе о благочинии», принятом в 1782 году, постановила сутенеров и устроителей публичных домов наказывать заключением в смирительный дом на срок от двух недель до полгода.

Ее сын Павел I приказал ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам».

Но все жестокости были бесполезны: проституция все равно цвела в России пышным цветом, а венерические болезни были главной заботой всех военных лекарей. И тогда Николай I специальным указом легализовал проституцию, установив за ней строгий врачебно-полицейский надзор. Проституток, женщин старше 16 лет, ставили на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирали у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства - «желтые билеты».

В «Правилах для содержательниц домов терпимости» были установлены возрастные ограничения как для самих проституток - только с 16 лет, так и для содержательниц публичных домов - с 35 лет, а также регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей — то есть, около 300 метров — от церквей, училищ и школ.

В конце «Паспорта» шли отметки о посещении врача.

Еще один вариант «желтого билета»

И еще один вариант «желтого билета» — со специальной маркой об уплате пошлины.

Развитие института проституции в России шло что по классической схеме. Существовал слой элитных проституток из высшего слоев общества - в обиходе этих женщин в Петербурге называли «камелиями» по ассоциации с романом А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Известно, что «камелии» вели такую же жизнь, как и аристократы, в обществе которых вращались эти дамы. «Встают они поздно, — отмечал в 1868 году анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», — катаются по Невскому в каретах и наконец выставляют себя напоказ во французском театре».

Был институт женщин из публичных домов - согласно статистике,. в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15 000 женщин.

Прейскурант одного из домов терпимости.

Наконец, были одиночные «жрицы любви» — т.н. «билетные проститутки» — самый многочисленный контингент продажных женщин. в 1901 году их, по разным оценкам, насчитывалось от 20 до 40 тысяч человек. Большая часть их была сосредоточена в крупных городах: так, на 1000 жителей Петербурга приходилось более 3 проституток, а на 1000 москвичей — уже 15 публичных девиц.

Кем были эти женщины? В России это в основном женщины из крестьянок (около 48%) и мещанок (около 36%). А вот в Петербурге состав «жриц любви» уже другой: домашняя прислуга (33%), работницы различных швейных мастерских (24%) и фабричные работницы (14%).

Фото «билетных» российских проституток из полицейских архивов Нижнего Новгорода.

Кроме того, существовала и любительская — «безбилетная» — проституция. Прежде всего, конкуренцию дорогим публичным домам создавали модные кабаре и кафе-шантаны с цыганскими ансамблями — например, знаменитый «Яръ» в Петербурге. Все знали, что артисток за определенную сумму можно ангажировать на вечер.

По данным нескольких исследований проституции в России, среди причин, толкавших женщину на этот путь, чаще всего назывались социальные мотивы: нужда, скудость средств, усталость от тяжелой физической работы. Горький, Куприн, Андреев и многие другие писатели не раз отражали их жизнь, порою не без романтизма (особенно Горький).

Были любительницы, которые продавали себя через объявления в газетах. Наконец, огромную конкуренцию «билетным» девицам составляли обычные деревенские крестьянки, не желавшие вставать на учет в полиции. К Примеру, полиция в Нижнем Новгороде каждый год отлавливала до тысячи неучтенных куртизанок крестьянского происхождения, которые приезжали специально на Нижегородскую ярмарку — обслуживать богатых купцов.

«Безбилетные» проститутки, пойманные полицией Нижнего Новгорода на знаменитой ярмарке. Все эти «ночные феи» оказались крестьянками из соседних деревень.

В период 1909-1912 и снова в 1915 году, Прокудин-Горский ездил по Русской Империи, документировал жизнь, пейзажи и работу русских людей. Его образы должны были быть фотосъемкой времени. Он путешествовал в специальном вагоне, превращенном в темную комнату для того, чтобы осуществлять его специальный процесс создания цветного изображения, технология, которого была в зачаточном состоянии в начале 1900-х. Прокудин-Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и уничтожения Империи. Он провел годы документирования собранной информации. Чтобы узнать больше о Прокудине-Горском, о процессе, который он использовал для создания цветных фотографий, и посмотреть его коллекцию, вы можете посетить библиотеку Конгресса, который приобрел его стеклянные негативы в 1948 году после его смерти в 1944 году.

1. Вид на монастырь с острова Светлица, Свято-Николаевский Столбенский монастырь, озеро Селигер. 1910 год.

2. Крестьянские девушки Российской Империи. Три молодые женщины предлагают ягоды для посетителей своей избы; традиционный деревянный дом в сельской местности вдоль реки Шексны, недалеко от города Кириллова. 1909 год.

3. Металлические фермы моста Транс-Сибирской железной дороги на каменных опорах, через реку Кама близ Перми, регион Уральских гор. Около 1910 года.

4. Интерьер хлопкопрядильной фабрики с машинами для производства хлопчатобумажной нити, возможно, в Ташкенте. Между 1905 и 1915 годами.

5. Человек и верблюд, нагруженный тюками. Между 1905 и 1915 годами.

6. Три юрты и человек, сидящий в дверях юрт на переднем плане. Между 1905 и 1915 годами.

7. Дмитриевский собор со стороны алтаря, Владимир. 1911 год.

8. Башкирский стрелочник. 1910 год.

9. Исфандияр, хан Хорезма (Хивы), протектората России; полнометражный портрет в военной форме, позирует сидя на стуле на улице. Между 1910 и 1915 годами.

10. Австрийские военнопленные возле барака, около Киаппеселка. 1915 год.

11. Церковь в деревне Шайдома. 1915 год.

12. Фотограф позирует с двумя людьми. 1915 год.

13. Река Шуя. 1915 год.

14. В Малороссии (Украина). Между 1905 и 1915 годами.

15. Алим Хан, эмир Бухары, сидя с саблей в ножнах. Между 1905 и 1915 годами.

16. Срубы в регионе Уральских гор. Между 1905 и 1915 годами.

17. Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре, Соловецкие острова. 1915 год.

18. Мальчик стоит у деревянных ворот. 1910 год.

19. Работа на Бакальских рудниках. 1910 год.

20. Башкирский двор, Экхия. 1910 год.

21. Плоты на канале Петра Великого, город Шлиссельбург, Российская Империя. 1909 год.

22. Город Чердынь. 1910 год.

23. Старая церковь Святого Николая Чудотворца, Ныроб. 1910 год.

24. Церковь в поселке Ветлуга. 1910 год.

25. Андрей Петрович Калганов, бывший мастер завода. Из своих семидесяти двух проработал на заводе пятьдесят пять лет. Ему повезло подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю II, Златоуст. 1910 год.

26. Двинск, Римско-католическая церковь. 1912 год.

27. Ветряные мельницы в Ялуторовском уезде Тобольской губернии. 1919 год.

28. Формовочный цех на заводе в городе Касли. 1910 год.

29. На реке Каролицхвали. Автопортрет фотографа Прокудина-Горского в костюме и шляпе, сидящего на скале рядом с рекой Каролицхвали, с горанами на заднем плане. Между 1905 и 1915 годами.

30. Успенский собор в Горитском монастыре недалеко от города Переяславль-Залесский. 1911 год.

31. Часовня на холме Ольга, Российская Империя. 1909 год.

32. Огороды МПС (Министерства Путей Сообщения) и шлюз Святого Павла, Девятины, Российская Империя. 1909 год.

33. Пинхус Карлинский восемьдесяти четырех лет. Шестьдесят шесть лет службы. Надсмотрщик Черниговского шлюза, Российская Империя. 1909 год.

34. Экипаж парохода «Шексна» МПС (Министерства Путей Сообщения), Российская Империя. 1909 год.

35. Лесопилка, река Ока. Несколько человек стоят рядом с лесопилкой. 1912 год.

36. Церковь Вознесения Христова (вид с обратной стороны), Кострома. 1910 год.

37. Дагестанские типажи. Группа женщин позирует на улице. Между 1905 и 1915 годами.

38. Галерея в церкви Воскресения Христова, Ростов Великий. 1911 год.

39. Устройство арматуры для железо-бетонных стен шлюза на реке Оке, у села Белоомут, 1912 год.

40. Мечеть во Владикавказе. Между 1905 и 1915 годами.

41. Общий вид мечети Шах-я Зинден (вечерний снимок), Самарканд. Между 1905 и 1915 годами.

42. Пастух позирует рядом со склоном холма, Самарканд. Между 1905 и 1915 годами.

Вот история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал он и о российской публике.

Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.

Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. "Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций» (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.

В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться ).

Старица. Общий вид с Волгой:

(Сначала у меня было это фото, оно более крупным планом, весьма впечатляет, но уже подсуетились... стуканули...)

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось.

В эмиграции цель Прокудина-Горского - раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки - осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...

г. Пермь:

Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали.

Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву "r" заменить на "v". Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате.tif в адресе вместо "r.jpg" нужно подставить "u.tif". Но грузиться будет очень долго:)

Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода...


современный вид этого храма

Старый тракт на Москву. Город Ржев:

Общий вид Белозерска с крепостного вала:

Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:

Рязань. Общий вид с севера:

Рязань. Вид с юго-востока:

Екатеринбург. Общий вид южной части:

Екатеринбург. Общий вид центральной части:

Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)

Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)

Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург

г. Екатеринбург. Общий вид северной части

г. Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:

Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург:

Это же место в наше время

Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:

Общий вид на Пермь с городских горок:

Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:

Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:

Торжок. Вид с западной стороны:

Торжок. Вид на город с севера:

Вид с крепостного вала на Торжок:

Торжок. Лагерь и казармы:

Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:

Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:

Город Полоцк.

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:

Ростов Великий. Гимназия Кекина:

Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:

Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:

Вид на Суздаль по реке Каменке:

Сравнить с современным фото той же местности можно и

Город Владимир:

Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:

Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:

г.Тобольск:

Вид на Тобольск от Успенского собора:

Чердынь:

Доменные печи на Саткинском заводе:

Вид на город Кинешму с востока:

На сенокосе около привала. Российская империя.

Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода:

Город Старица. Заволжская сторона.

Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:

Тип олончанина:

Молочная в Дагомысе:

Школа в деревне Пергуба:

Старинный боярский возок "радка":

Старинные сани-пошевни 18 века:

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:

Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:

Лесопилка на реке Оке:

Строительство плотины (Белоомут):

Река Ока. Машинное отделение:

Распилка брёвен:

Работы по постройке плотины:

Город Чердынь:

В городе Златоусте:

Северо-западная часть города Златоуста:

Камнечерпательная машина:

Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:

Торжок. Вид на город с восточной стороны:

Мельница и плотина на реке Полотье:

Крестьяне на покосе:

Вид на новую Ладогу:

Город Двинск:

Каслинские поселения с озером:

Город Ржев:

Насосы для откачивания воды:

Общий вид северо-западной части Смоленска:

Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:

Кордон (сторожка) в лесу:

Сушка сетей на озере Карякино:

Витебск:

Монахи за работой. Посадка картофеля:

Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:

А на этом фото сама съёмочная группа:

Практически все подписи к фотографиям привожу в оригинальном виде, никакой отсебятины.

Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают?..
Ещё я подумал: вот было бы хорошо, если бы нашёлся богатый человек, выделило средства и уговорил опытного фотохудожника (скажем, paszec ) проехаться по тому же маршруту, снять те же места, и выложить фотографии рядом!

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух.
И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает:
"Хозяин дома".

Для тех, кому очень понравилось:

Все фото - как представленные на этой странице, так и продолжение можно скачать в PDF-файлах по следующим ссылкам:
Часть первая

Наверное, многих, видевших эти фото, посещала одна и та же мысль, что неплохо было бы организовать сайт, где выкладывались бы старые фотографии Прокудина-Горского, а рядом с ними - фото той же местности, но в наше время. Такая работа уже началась. На сайте проекта "Российская империя в цвете" (http://www.veinik.by/) планируется выкладывать современные фотографии объектов, которые фотографировал Прокудин-Горский. Сейчас идет сбор материалов.
Просьба к тем, у кого они есть, выкладывать у меня в комментариях или писать в гостевую указанного проекта (http://www.veinik.by/guestBook.htm).
* * *



Поделиться