Единовременное пособие медицинским работникам. Гарантии и компенсации медицинским работникам за труд во вредных и опасных условиях

С целью поощрения медицинских работников в Российской Федерации с 2014 года действует программа, направленная на поддержку граждан, занятых в данной сфере. В частности такая поддержка заключается в получении поощрительных выплат, назначение которых осуществляется на основании критериев, указанных в регулирующих законодательных и нормативных актах. Кроме того, стимулирующие выплаты медработникам в 2020 году, как и прежде, рассчитаны на то, чтобы привлечь больше специалистов к работе в государственных учреждениях, поскольку начисляются они исключительно в организациях некоммерческого типа.

Законодательные акты, регулирующие назначение доплаты

На основании чего медицинский сотрудник может претендовать на получение выплаты за интенсивность и высокие результаты работы? Дополнительные к основной заработной плате суммы начисляются на основании следующих законодательных и нормативных актов.


Кто не может получать стимулирующие доплаты?

Положение о выплатах стимулирующего характера в здравоохранении четко ограничивает круг работников, которые могут претендовать на получение материальных доплат к своему основному доходу в качестве заработной платы. Обязательным фактором, который дает возможность начисления как постоянных, так и единовременных выплат, является наличие у медицинского работника сертификата по основной специальности – такое положение прописано в ПП РФ № 583, и прочие факторы (заслуги в работе и т. д.) отменить его не могут.

Кроме того, назначение выплат возможно определенным категориям врачей и медицинских работников с учетом имеющихся ограничений. Так, не полагаются подобные доплаты следующим категориям сотрудников, занятых в сфере здравоохранения.

  • Тем лицам, которые относятся к администрации медицинских учреждений. В отдельных случаях получение доплаты разрешено, но только при условии того, что сотрудник параллельно с выполнением основной функции является еще и практикующим врачом.
  • Работникам медицинской сферы, которые оказывают помощь, относящуюся по соответствующей классификации к высокотехнологичной.
  • Тем сотрудникам, которые являются участниками действующей на территории Российской Федерации программы «Здоровье». Участие в ней предусматривает оказание помощи в приеме родов, уходе за новорожденными, оказание медицинских услуг в качестве педиатра или семейного доктора и т. д.

Принцип оплаты труда медицинских работников

Говоря о начислениях стимулирующего характера, стоит подробнее рассмотреть виды оплаты труда, которые имеют отношение к сотрудникам, занятым в медицинской сфере.

На основании Трудового кодекса РФ работникам медицинских учреждений положены следующие виды начислений.

  • Базовые, или основные , которые рассчитываются на основании размера оклада и специфики рода деятельности.
  • Компенсационные . Их начисление регулируется нормами, отличающимися в зависимости от региона, в котором работник ведет трудовую деятельность.
  • Социальные . Они могут назначаться в зависимости от принадлежности работника сферы здравоохранения к какой-либо из групп, входящих в список получателей выплат социального характера.
  • Стимулирующие – назначающиеся в результате анализа деятельности и выполнения непосредственных обязанностей врачом или другим медработником.

Стоит отметить, что если все прочие начисления, кроме стимулирующих, строго контролируются посредством федеральных или региональных нормативных актов, то стимулирующие могут регулироваться непосредственно руководством медицинского учреждения. Для выполнения такого действия администрация каждого отдельного учреждения обязана выпустить документ – постановление (созданное, конечно, на основании общего закона о выплатах и не противоречащее его положениям). Данный документ определяет нюансы назначения выплат, которые могут применяться непосредственно к работникам данной организации. Каждый из сотрудников, относящийся к категории лиц, которая может претендовать на получение таких выплат, имеет право ознакомления с данным документом.

Что относится к стимулирующим доплатам? Это денежные начисления, назначаемые ежемесячно на основании принятых критериев оценки работы врачей и медперсонала. В том случае, если в конкретном учреждении на конец календарного года остается неиспользованная часть средств, выделенная исключительно для получения стимулирующих доплат, допускается получение единовременных выплат, которые будут назначены по итогам выполнения работы за текущий год.

Величина стимулирующих начислений

Стоит отметить, что размер доплат, относящихся к стимулирующим, не является постоянным – он находится в прямой зависимости от того, какой объем услуг, связанных с выполнением прямых обязанностей, был сделан медицинским сотрудником.

Относительно величины начислений на территории РФ действуют следующие правила.


  • Выплата денежной премии стимулирующего характера производится на основании отдельного приказа администрации учреждения.
  • Издание приказа производится каждый месяц.
  • Величина выплат устанавливается администрацией медицинского учреждения с учетом допустимых минимальных и максимальных величин, установленных законодательными актами.

Основания для назначения доплаты и принципы оценки

На размер начисляемой доплаты определяющее влияние оказывают следующие факторы.

  • Время, которое конкретный сотрудник отработал в течение месяца, за который начисляется выплата.
  • Выполнение медработником стандартов по оказанию первой помощи населению.
  • Эффективность выполнения рабочих обязанностей.
  • Продолжительность трудового стажа работника и его непрерывность.

В обязательном порядке администрация при назначении выплат должна руководствоваться действующими на данный момент положениями об оплате труда, а также федеральными, региональными актами и президентскими указами, затрагивающими порядок начисления и получения таких сумм.

В комментируемом Определении ВС РФ от 12.05.2017 № 3-КГ17-1 арбитры признали незаконными решения нижестоящих судов, которые посчитали обоснованными доначисления НДФЛ на сумму компенсационной выплаты работникам среднего звена, полученной ими из регионального бюджета при переезде в сельскую местность.

Вначале напомним, что согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной устанавливаемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. При этом ст. 217 НК РФ пре­дусмотрен перечень доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ. Так, согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые по действующему законодательству. В частности, п. 37.2 ст. 217 НК РФ что не подлежат обложению НДФЛ единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. Данной статьей (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) были определены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 – 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с органом субъекта РФ договор. При этом обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 – 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета ФФОМС в соответствии с федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ.

Читайте также

  • Подарок работнику деньгами: налоговые нюансы
  • НДФЛ и доходы работника в форме материальной выгоды
  • Облагается ли НДФЛ стоимость спецодежды, выданной сотруднику аптеки?
  • Задержка выплаты заработной платы: работодателя и налогообложение компенсаций работникам
  • Налогообложение компенсации за использование в служебных целях личного автотранспорта

В рассматриваемой ситуации правительство Республики издало Постановление от 14.02.2012 № 45 «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием, работающих в сельских населенных пунктах» в силу положений ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. На основании этого постановления выплачивались единовременные компенсационные выплаты отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты. Источником финансового обеспечения выплат являются средства бюджета Республики Коми.

Кроме того, арбитры первой инстанции обратили внимание на то, что в ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ выплаты предоставляются медицинским работникам, имеющим высшее профессиональное образование, а не среднее профессиональное образование.

В связи с этими фактами суд первой инстанции сделал вывод, что данные компенсационные выплаты предоставляются из бюджета субъекта РФ, а не из бюджета территориального ФФОМС, а также они предоставлены медицинским работникам, имеющим среднее профессиональное образование. Следовательно, полученный в результате таких выплат доход подлежит обложению НДФЛ и п. 37.2 ст. 217 НК РФ в рассматриваемом случае не применяется.

Отменяя решения нижестоящих судов, ВС РФ обратил внимание на следующее:

    постановлением правительства Республики Коми утверждено положение о предоставлении единовременных компенсационных выплат отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты;

    в этом положении сказано, что единовременная компенсационная выплата в размере 350 000 руб. предоставляется медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми или муниципальных учреждений здравоохранения в возрасте до 35 лет, имеющим среднее медицинское образование, которые в 2012 году и последующих годах прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;

    выплата предоставляется медицинским работникам, занимающим должности «медсестра фельдшерско-акушерского пункта», «акушерка фельдшерско-акушерского пункта», «фельдшер фельдшерско-акушерского пункта», а также «заведующий фельдшерско-акушерского пункта – фельдшер», при условии заключения ими трудового договора;

    положения ст. 217 НК РФ предусматривают освобождение от налогообложения всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей;

    п. 37.2 ст. 217 НК РФ конкретизирует один из видов компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению. При этом в нем никак не увязывается освобождение от налогообложения с источником выплат.

С учетом приведенных положений законодательства арбитры отметили, что компенсационные выплаты как работникам, имеющим так и работникам со средним образованием имеют одинаковую правовую природу, предоставляются работникам в связи с переездом в сельскую местность на работу для исполнения трудовых обязанностей и должны иметь одинаковый режим налогообложения. Если установить различный режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев, то нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории. Следовательно, компенсационные выплаты, предоставленные медицинским работникам как с высшим, так и с средним профессиональным образованием на основании постановления субъекта РФ и за счет средств бюджета РФ, не подлежат обложению НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ.


медицинская деятельность НДФЛ

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2020 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. Кроме того, издаются соответствующие акты и на региональном уровне.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Факультет Медицинского Права вновь возвращается к обсуждению вопроса гарантий и компенсаций, предоставляемых государством медицинским работникам. Как известно, медицинским работникам при переезде в сельскую местность предоставляется единовременная компенсационная выплата. Сегодня мы расскажем о порядке предоставления данной компенсации в рамках изменений на 2017 год.

О единовременной компенсационной выплате

Итак, согласно части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 326) единовременная компенсационная выплата медицинским работникам предоставляется медицинским работникам, соответствующим определенным критериям, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского тира или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта.

Следует знать, что размер единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам составляет 1 000 000 рублей.

Финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда ОМС из бюджета Федерального фонда ОМС в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Заметим, что в соответствии с пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ единовременная компенсационная выплата не подлежит налогообложению.

Целью таковой выплаты является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты и компенсация связанных с переездом и обустройством затрат, а также неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

При этом, законодатель вовсе не ограничивает медицинских работников, прибывших на работу в сельский населенный пункт в том, на что будет израсходована предоставляемая сумма.

Медицинский работник же, в свою очередь, при получении единовременной компенсационной выплаты, должен отработать определенный период времени в медицинской организации сельского населенного пункта того субъекта Российской Федерации, с которым заключен указанный договор. Как правило, такой срок составляет 5 лет.

Следует отметить, что ФЗ № 326 не дает каких-либо пояснений относительно того, какой именно населенный пункт может считаться сельским.

Подобное разъяснение содержится в Письме ФФОМС от 05.02.2013 № 801/21-и «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат в 2013 году» (далее - Письмо ФФОМС № 801/21-и). По вопросу отнесения населенных пунктов к сельским населенным пунктам и рабочим поселкам необходимо руководствоваться частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131). Так как Письмо ФФОМС № 801/21-и ссылается на старую редакцию ФЗ № 131 мы приведем действующее на сегодняшний день положение ФЗ № 131 по данному вопросу.

Так, согласно части 1.1 статьи 10 ФЗ № 131 наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Стоит отметить, что критерии, которые предъявляются к медицинским работникам, претендующим на единовременную компенсационную выплату, меняются из года в год.

Так в 2017 году единовременная компенсационная выплата будет выплачиваться только тем медицинским работникам, которые соответствуют следующим критериям в совокупности:

  • возраст - до 50 лет (к слову, в 2012-2014 г.г. ограничение по возрасту составляло - до 35 лет, в 2015 году - 45 лет);
  • наличие высшего образования;
  • прибытие на работу в сельский населенный пункт в 2016 и 2017 годах;
  • наличие заключенного договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

На практике органы, которым предоставляется подобный пакет документов, требуют от медицинского работника еще и трудовой договор между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения.

К слову, о данном условии говорят ФФОМС и Минздрав России в Письме ФФОМС от 08.07.2013 № 5124/80-1/и «О судебной практике по рассмотрению споров о выплате единовременной компенсации медицинским работникам, переехавшим на работу в сельский населенный пункт» (Письмо ФФОМС № 5124/80-1/и) и Письме Минздрава России от 10.08.2012 № 11-11/3089 «По вопросу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» (Письмо Минздрава № 11-11/3089).

Однако стоит помнить, что письма ФФОМС, Минздрава России и др. органов власти не обладают признаками нормативности и могут лишь носить разъясняющий и рекомендательный характер.

Издание подобных разъяснительных писем соответствующими уполномоченными органами говорит о том, что единого порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты на сегодняшний день нет.

В отсутствии правового регулирования (порядка) предоставления единовременной компенсационной выплаты ФФОМС и Минздрав России предоставляет уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ решать данный вопрос самостоятельно, о чем обозначено, например, в письме ФФОМС № 801/21-и, согласно которому в ФФОМС указанными органами должны быть представлены нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских работников, а также порядок заключения договора медицинского работника с уполномоченным органом исполнительной власти.

Так, Порядок заключения с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2017 году в Московской области, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 № 145/8 (далее - Порядок по МО).

В соответствии с данным Порядком по МО договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должен предусматривать:

  • обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Московской области, расположенным в сельском населенном пункте либо рабочем поселке Московской области, либо поселке городского типа Московской области (далее - учреждение здравоохранения);
  • порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение тридцати рабочих дней дней со дня заключения договора с Министерством здравоохранения Московской области (далее - Министерство);
  • обязанность медицинского работника возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора, заключенного медицинским работником с учреждением здравоохранения, до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
  • ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты;
  • положение о согласии медицинского работника на обработку его персональных данных.

Порядок по МО поясняет, что договор с медицинским работником заключается Министерством после заключения медицинским работником трудового договора с учреждением здравоохранения.

При этом, учреждение здравоохранения, заключившее трудовой договор с медицинским работником:

  • проверяет наличие и достоверность представленных медицинским работником документов;
  • представляет в Министерство заявление медицинского работника о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (обращаем внимание, что не установлен срок предоставления в Министерство подобного заявления. Отметим, что ранее учреждение здравоохранения должно было направить заявление в Министерство в течение трех рабочих дней со дня заключения трудового договора с медицинским работником).

Также, в Порядке по МО отмечено, что единовременная компенсационная выплата устанавливается и выплачивается медицинским работникам только по основному месту работы.

Подпишитесь на нас

Трудовая деятельность медицинского персонала специфична — иногда приходится работать круглыми сутками. Однако не все работники сферы здравоохранения трудятся в безопасных условиях (когда воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов). На многих медиков оказывают воздействие вредные и опасные производственные факторы. Трудовым кодексом и иными нормативно-правовыми актами предусмотрен ряд гарантий и льгот для работников, осуществляющих деятельность в таких условиях труда. Об этом вы и узнаете, прочитав статью.

Общие нормы

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны, а также полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. А опасным — воздействие которого на работника может привести к его травме. Однако сами по себе условия не становятся вредными или опасными — для выявления таких факторов проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

Примечание. Если по результатам аттестации или на основании заключения государственной экспертизы условия труда на рабочем месте признаны безопасными, то компенсации (включая ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) работнику не положены (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Статьей 219 ТК РФ установлено, что каждый работник помимо основных прав, установленных ст. 21 ТК РФ, имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями. Размеры таких компенсаций установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее — Постановление N 870).

Повышенные или дополнительные компенсации за труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Роструд 13.02.2013 выпустил разъяснение о порядке предоставления гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями. В частности, данное ведомство с учетом Решения ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570 рекомендовало работодателям для установления размера компенсации использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее — Список), и Инструкцию по его применению. Следовательно, во вредных и опасных условиях выполняется, например, работа:

— в инфекционных, грибковых и туберкулезных (противотуберкулезных) ЛПУ;

— в противолепрозных учреждениях и отделениях, кабинетах и пунктах;

— в психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических ЛПУ, отделениях, палатах и кабинетах, а также домах инвалидов (отделениях) для психически больных;

— в физиотерапевтических кабинетах (отделениях);

— в стоматологических поликлиниках, отделениях и кабинетах;

— в патологоанатомических отделениях и лабораториях;

— в специализированных ВТЭК для туберкулезных и психически больных;

— на станциях (отделениях) скорой и неотложной медицинской помощи и отделениях выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц;

— в санитарно-профилактических учреждениях.

Компенсации за вредные и опасные условия труда

Постановлением N 870 предусмотрено, что лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:

— сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;

— повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Рассмотрим их подробнее.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако ст. 350 ТК РФ для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — 39 часов в неделю. Если же медработник трудится еще и во вредных или опасных условиях, продолжительность его работы не должна превышать 36 часов в неделю в силу ст. 92 ТК РФ.

Отметим, что не только Трудовой кодекс регламентирует сокращенную продолжительность рабочего времени медицинских работников: работодателю необходимо учитывать и некоторые федеральные законы и постановления Правительства РФ. Так, медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени на основании ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-Ф3 "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При этом продолжительность рабочего времени для них определяется в соответствии с приложением 1 к Постановлению N 101 и составляет 36 часов в неделю.

Работать меньше полагается и медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи (ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"). Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании такой помощи, утвержден Приказом от 30.05.2003 Минздрава РФ N 225, Минобороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292. Отметим, что в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 101 медработникам туберкулезных организаций здравоохранения и их структурных подразделений продолжительность рабочего времени должна быть сокращена до 30 часов в неделю.

Медицинские сотрудники, выполняющие работы в психиатрических (психоневрологических) ЛПУ, учреждениях, отделениях, палатах и кабинетах, учреждениях социального обслуживания населения и их структурных подразделениях, предназначенных для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, на основании ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" тоже имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, которая в силу приложения 1 к Постановлению N 101 составляет для них 36 часов в неделю.

Кроме этого, Постановлением N 101 установлена:

— 33-часовая рабочая неделя для медицинских работников ЛПУ (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов), физиотерапевтических ЛПУ и кабинетов, стоматологических отделений, кабинетов и ЛПУ;

— 24-часовая неделя для медработников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Обратим внимание, что медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

— при 36-часовой рабочей неделе — восемь часов;

— при 30-часовой рабочей неделе и менее — шесть часов.

Для некоторых категорий медработников продолжительность ежедневной работы конкретизирована в рамках Списка. Например, у врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а также уборщика производственных помещений паталогоанатомических отделений и лабораторий продолжительность рабочего дня (смены) не может быть более пяти часов.

Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда (ст. 94 ТК РФ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

На основании ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. При этом минимальная продолжительность отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда установлена Постановлением N 870 и составляет семь календарных дней.

Пунктом 2 Постановления N 870 определено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда и условия предоставления данной компенсации должны быть установлены Минтрудом. Однако до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан (что не освобождает работодателей от обязанности предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск). До его принятия работодатель должен предоставить отпуск как минимум на семь дней. Конечно, отпуск может быть и больше, но только если это предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом.

Если профессия или должность работника, которому положена компенсация, включена в Список и указанная в нем продолжительность отпуска больше той, что предусмотрена Постановлением N 870, то при определении размера компенсации следует руководствоваться именно Списком (Решение ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570).

Обратите внимание! Устанавливая продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска в локальном нормативном акте или коллективном договоре, нужно ориентироваться на Список. Например, медицинский статистик, средние медицинские сотрудники инфекционных и грибковых ЛПУ гардеробщик, занятый в гардеробной для больных, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. Врач-руководитель, его заместитель-врач (с ненормированным рабочим днем) детских психиатрических ЛПУ имеют право на 24 рабочих дня отдыха. Врач-психиатр, средние и младшие медицинские сотрудники, занятые оказанием медицинской помощи психически больным, — на 30 рабочих дней, а врачи противочумных учреждений — на 36 рабочих дней.

Отметим, что если по итогам аттестации рабочих мест условия труда медицинского работника будут признаны вредными или опасными, работодателю придется предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск вне зависимости от того, содержится наименование должности, занимаемой медработником, в Списке или нет (Определение КС РФ от 07.02.2013 N 135-О).

Дополнительный оплачиваемый отпуск установлен и Постановлением Минтруда РФ от 08.07.1993 N 133 . В частности, установлен дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней психологам и физиологам непосредственно и полный рабочий день — работающим с психически больными, врачам-руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психически больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи.

Может получиться, что работник здравоохранения имеет право на получение дополнительного отпуска за труд во вредных или опасных условиях по нескольким основаниям. В таком случае отпуска не суммируются, а предоставляется лишь один из них — большей продолжительности.

Трудовым законодательством установлено, что дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. Но здесь может возникнуть вопрос. Как видим, в основном дополнительный отпуск должен предоставляться в рабочих днях. Но ведь согласно ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Как же пересчитать рабочие дни отпуска в календарные?

Роструд разъяснил в Письме от 01.02.2002 N 625-ВВ: от даты начала отпуска отсчитывается определенное количество дней основного отпуска в календарных днях, а затем — определенное количество дней дополнительного отпуска в рабочих днях в расчете на шестидневную рабочую неделю и выясняется дата последнего дня отпуска. После этого общий период отпуска переводится в календарные дни. Полученное количество календарных дней и будет общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска.

Например, 13.03.2013 работник уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. За вредные условия труда ему полагается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В таком случае последним днем отпуска будет 23.04.2013. Теперь общий период отпуска с 13.03.2013 по 23.04.2013 переводим в календарные дни, получаем отпуск продолжительностью 42 календарных дня.

Повышенная оплата труда

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством, — 4% тарифной ставки (оклада).

Как и с дополнительным отпуском, конкретные минимальные размеры таких повышений в зависимости от класса условий труда должны быть установлены Минтрудом, но пока этого не сделано. До принятия соответствующего нормативного правового акта продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, — Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78. Согласно названным постановлениям доплаты предусмотрены в следующих размерах:

— на работах с тяжелыми и вредными условиями труда — 4, 8, 12%;

— на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20, 24%.

Конкретный размер повышения платы за работу во вредных и опасных условиях медицинским сотрудникам устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Гарантии за работу во вредных и опасных условиях труда

Помимо компенсаций, установленных Постановлением N 870, медицинские работники за труд во вредных и опасных условиях имеют право на иные компенсации и гарантии. Рассмотрим их.

Медицинские осмотры

Медицинские сотрудники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Отметим, что для некоторых категорий медицинских работников обязательно прохождение психиатрического освидетельствования. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 установлен перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В этот перечень вошли следующие опасные и вредные вещества:

— антибиотики (производство и применение в медицинской практике);

— инфицированный материал и материал, зараженный гельминтами (работа в контакте с инфекционным и зараженным гельминтами материалом, с инфекционными больными);

— лазерные излучения (все виды работ с лазерами, работа с ультразвуковой медицинской аппаратурой).

Кроме этого, для медицинских работников хирургических стационаров, родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологии новорожденных, недоношенных также установлены психиатрические противопоказания для работы, поэтому данные работники обязаны проходить психиатрическое обследование.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также выполняющими свои обязанности в условиях повышенной опасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В соответствии с данными правилами освидетельствование медработника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением не реже одного раза в пять лет.

Средства защиты

На основании ст. 212 ТК РФ медицинским сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, работодатель обязан выдавать специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Причем обеспечить приобретение и выдачу работодатель должен в соответствии с типовыми нормами. Например, типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок утверждены Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68. В соответствии с данными нормами врачам и среднему медицинскому персоналу операционных, перевязочных и гипсовальных комнат, родовых и послеродовых палат ЛПУ и учреждений судебно-медицинской экспертизы полагается фартук непромокаемый, перчатки резиновые, а при работе в операционных с электроинструментарием дополнительно галоши диэлектрические.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н. А вот типовые нормы обеспечения работников службы медицины катастроф специальной одеждой и обувью утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2004 N 201: на них могут рассчитывать медработники полевых госпиталей, мобильных медицинских отрядов, медицинских бригад учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф. В соответствии с правилами, утвержденными этим же приказом, выдача специальной одежды и обуви производится работникам службы медицины катастроф, должностные и профессиональные обязанности которых связаны с обеспечением постоянной готовности сил и средств службы медицины катастроф и которые участвуют в выполнении работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Примечание. Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, а также выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.

Лечебно-профилактическое питание и молоко

На работах с вредными условиями труда выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ). Нормы и условия бесплатной выдачи молока утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н. Так, медицинским работникам, трудящимся во вредных условиях, полагается 0,5 л молока за смену независимо от ее продолжительности. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены. Вместо молока медработнику могут выдаваться равноценные пищевые продукты, перечень и нормы выдачи которых приведены в таблице 1 Норм и условий бесплатной выдачи молока. Выдача иных продуктов законодательством РФ не предусмотрена.

Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.

Обратим внимание на то, что выдача медработникам по установленным нормам молока или других равноценных продуктов по письменному заявлению работника может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока и других равноценных продуктов, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором (п. 10 Норм и условий бесплатной выдачи молока, ч. 1 ст. 222 ТК РФ).

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание. Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, нормы и правила выдачи питания утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н. В соответствии с данным приказом лечебно-профилактическое питание полагается врачам, среднему медицинскому персоналу, руководителям и специалистам, непосредственно работающим в лечебных барокамерах, а также врачам всех категорий и специальностей, выполняющим медико-санитарное сопровождение работ, связанных с уничтожением химического оружия.

Пенсионное обеспечение

По общему правилу право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Однако медработникам, трудящимся во вредных или опасных условиях, пенсия может быть назначена досрочно.

В частности, трудовая пенсия по старости назначается ранее указанного возраста (мужчинам в 50 лет, женщинам в 45), если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Таким правом, например, могут воспользоваться врачи, средний и младший медицинский персонал, буфетчики и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием подземных частей организации.

Кроме этого, право на досрочную пенсию имеют:

— средний медицинский персонал рентгеновских отделений (кабинетов), а также занятый в рентгенооперационных ангиографических кабинетах;

— медицинские работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях;

— средний и младший медицинский персонал в лепрозориях, психиатрических ЛПУ, домах-интернатах для умственно отсталых детей, подземных больницах (в отработанных соляных шахтах);

— врачи, средний и младший медицинский персонал ожоговых и гнойных отделений, отделений и кабинетов химиотерапии онкологических учреждений;

— младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских моргов;

— младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях;

— медицинские и фармацевтические работники, заразившиеся при исполнении служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека.

Примечание. Непосредственным обслуживанием больных является работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.



Поделиться