Экономический анализ. Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью

Предприятие (фирма) является самостоятельным (обособленным) субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности предприятия, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности; производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, - систему управления.

Внешняя среда фирмы — это экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы может быть схематически представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Внешняя среда предприятия (фирмы)

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

· частные предприятия, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

· государственные предприятия , под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные , где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников);

· смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные , исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России иа них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. н нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги .

Данная классификация близка к классификации предприятии по отраслевой принадлежности , которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают следующие виды предприятий согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации:

· индивидуальные предприниматели

· хозяйственные товарищества и общества ;

· производственные кооперативы ;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия ;

· некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, фонды и др.). (рис. 2).


Рис. 2. Организационно-правовые формы предприятий в России

Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Индивидуальный предприниматель несет неограниченную имущественную ответственность по обязательствам.

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели, не противоречащей закону. Сторонами такого договора могут быть только индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации.

Полное товарищество . Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один гол ос . Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, т. е. всем своим имуществом, включая личное .

Полные товарищества сосредоточены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг и представляют собой, как правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролируется их участниками.

Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами ), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов ), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций . Участники АО (акционеры ) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров , признается открытым (ОАО). Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц , признается закрытым (ЗАО).

Учредительным документом АО является его устав.

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров .

Преимуществами акционерной формы организации предприятий являются:

· возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

· возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

· право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;

· ограниченная ответственность акционеров;

· разделение функций владения и управления.

Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

Производственные кооперативы

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией . Его учредительный документ — устав , утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции . Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является неделимым , т.е. не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Некоммерческие организации

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды .

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Виды ответ­ственности Правонару­шение Закреп­ление в праве Субъект привлечения Порядок привле­чения Форма Правопри­менитель­ный акт
Уголовная Преступле- УК РФ Суд УПК Лишение Приговор
ние РФ свободы
Админи- Администра- КоАП Админист- КоАП Штраф Постанов-
стративная тивный про- РФ ративные РФ ление
ступок органы
Гражданс- Гражданско- ГКРФ Суд (об- ГПК Пеня, . Решение
ко-право- правовой щий, РФ,
вая деликт арбитраж- АПК
ный) РФ
Трудовая Дисципли- ТрК Работода- ТрК Выговор, Приказ
нарный про- РФ тель РФ увольне-
ступок ние

однако от этого социальная ответственность не получает юри­дического характера, а значит, и не может характеризоваться как юридическая.

6. Выводы. Таким образом, реализация норм права осуще­ствляется в действиях людей, в их правовом поведении. Подав­ляющее большинство действий в правовой сфере составляют правомерные действия, т. е. социально полезные действия, со­ответствующие требованиям норм права. Именно они и явля­ются целью правовой регламентации. Однако достаточно боль­шое количество людей отступают от этих требований правовых норм, совершая правонарушения.

Одним из факторов, обеспечивающих борьбу с этими об­щественно опасными деяниями, является юридическая ответ­ственность. Это деятельность, осуществляемая компетентны­ми органами в установленных законом формах и порядке. По­этому для юриста весьма важно знать основания привлечения к юридической ответственности, порядок ее осуществления, т. е. хорошо знать как материальное, так и процессуальное за­конодательство.



Глава 21. Законность и правопорядок

Глава 21 Законность и правопорядок

Государство крепко, когда в нем соблю­дается закон.

Еврипид

1. Определение. Законность - это общественно-политичес­кий режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и от­сутствии произвола в деятельности должностных лиц.

2.1. В широком социально-политическом смысле законность выступает как режим общественно-политической жизни, т. е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справед­ливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, ре­альность и незыблемость прав является основой жизни обще­ства, его граждан.

В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций. Она понимается и как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отноше­ний посредством издания и обеспечения неуклонного осуще­ствления законов и других правовых актов. Законность рассмат­ривается и как принцип деятельности демократического госу­дарства, основа его эффективного функционирования. Можно трактовать законность и как принцип права, правового регули­рования. Рассматриваемые подходы, безусловно, правильны. Но они характеризуют законность лишь с одной стороны. Катего­рия же «режим», охватывая все указанные аспекты, наиболее полно и объективно характеризует содержание явления, пока­зывает, что оно является стержнем нормального функциониро­вания всей общественной системы. Причем законность -- та­кой общественно-политический режим жизни, такая правовая атмосфера, такие условия жизни, которые ограждают личность от произвола власти, людей - от анархии, общество в целом -от насилия, хаоса, беспорядка.

Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. Она выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам права, всем участникам общественной жизни, урегу­лированных правом. Одна часть этих требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям госу­дарственной власти.

Рассмотрим эти требования.

2.2. Основу законности составляет требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действую­щих законов и подзаконных актов. Это требование вытекает не­посредственно из свойства права -- его общеобязательности. Ведь право, закон живет, действует только тогда, когда они исполняются всеми и безусловно. Советская юридическая на­ука все содержание законности сводила только к этому требо­ванию. Это, безусловно, правильное понимание явления, одна­ко оно однобоко отражает содержание и сущность законности. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан, их организации, на органы, непосредственно реа­лизующие обязанности и запреты. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне содержания требования законности. Не отражает такое понимание законности и осо­бенностей права как явления.

Поэтому подлинная законность предполагает всеобщность права (воплощение идеи господства права в жизни общества). Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократи­ческом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводит­ся основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, политические или идеологические мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Поэтому все общественные отношения, требующие правово­го регулирования, должны быть законодательно регламентиро­ваны.

Подчеркивая господство закона, следует учитывать, что за­кон и право - не идентичные понятия. Политическая практи­ка показывает, что, например, при тоталитарных режимах, дес­потических формах правления сами законы выступают выраже­нием произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий». Законность требует, чтобы при всеобщно­сти регламентации общественных отношений содержание за­кона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало

Глава 21. Законность и правопорядок

идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве дол­жно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «право­вое» решение. О подлинной законности можно говорить при наличии не просто законодательства, а законодательства, адек­ватного объективной природе общественных отношений, ос­новным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма, справедливости, естественным правам человека. В современной юридической литературе подобный режим характеризуется как режим «правозаконности».

2.3. Верховенство закона. Закон - акт высших органов госу­дарственной власти, непосредственно выражающий волю наро­да, интересы гражданского общества. Поэтому законность сни­зывается с господством прежде всего законов. Однако сводить законность к требованию соблюдения только законов - значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний. Другое дело, что под­законные акты должны соответствовать закону, и любое отступ­ление от этого требования есть уже нарушение законности.

2.4. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование связано с необходимостью реализации прав. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компетентным органам государства. Мало предоставить граж­данам права. Важно создать условия, обеспечивающие их ре­альное осуществление. Конституция РФ закрепила весьма ши­рокий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реа­лизации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.

2.5. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона свое­временно вскрывались, последствия правонарушений устраня­лись, а виновные в их совершении привлекались к ответствен­ности. Ведь одна из функций юридической ответственности -правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавлива­ются нарушенные права, следовательно, режим законности.

2.6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, осно­ванной не на нормах права, а на субъективистских, произволь­ных решениях. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение (даже в рамках своей компе­тенции), должны руководствоваться не сиюминутными личны-

ми или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, го­сударства, правовые принципы и требования морали. Это пра­вило обращено не только к правоприменительным, но и к пра­вотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, во­люнтаризма, субъективизма.

Только при реализации всех указанных требований в обще­стве реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены прежде всего к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.

3. Основные принципы законности. Подлинная, а не формаль­ная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни. К числу таковых относятся: един­ство, всеобщность, целесообразность.

3.1. Единство законности. При всем многообразии действу­ющих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном пред­приятии, учреждении) своей законности, отличной от общего­сударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип далеко не всегда проводится в жизнь. Отдельные субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Подобное положе­ние нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, дезорганизует общественные отноше­ния.

Единство законности, однако, не означает шаблона в при­менении правовых актов, не исключает самостоятельности и инициативы. Речь идет о том, чтобы при проявлении инициа­тивы не допускалось отступлений от общеправовых принципов, а учет своеобразия местных условий не был направлен в обход закона.

3.2. Всеобщность законности. Данный принцип характеризу­ет действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выпол­нять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Все субъекты права должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона. В обществе не должно быть какого-либо субъекта, выведенного из-под влияния законности, на которо­го бы ее требования не распространялись.

Приходится, однако, признать, что в современной России имеют место отступления от этого принципа. Это проявляется в наличии определенных привилегий для отдельных должност­ных лиц, правового иммунитета для них, освобождении неко­торых субъектов права от юридической ответственности и т. д.

3.3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает ре­шение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из цен­ности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организо­ванности и дисциплины. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость точ­ной и неуклонной реализации содержащихся в нем предписа­ний независимо от субъективного к ним отношения. Только политике-правовой режим законности, основанный на целесо­образности, может оградить общество от случайностей, субъек­тивизма и волюнтаризма отдельных лиц.

Однако формально закрепленный закон не может сам изме­няться вслед за изменяющимися общественными отношения­ми. Со временем он может устареть, утратить свою актуаль­ность, отстать от требований жизни. Законы могут быть неудач­ными, неэффективными, неадекватно отражать характер общественной жизни. В этом случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний может повлечь не­гативные последствия. Поэтому нередки случаи, когда такие за­коны нарушаются по соображениям их устарелости, несовер­шенства, т. е. нецелесообразности.

Однако с точки зрения принципов законности любые от­ступления от требований законности, чем бы они ни мотиви­ровались, терпимы быть не могут. Законность, строгое следова­ние предписаниям закона всегда целесообразны. Повсеместное отступление от этих требований повлечет за собой неопреде­ленность, нестабильность правового регулирования. Поскольку

еория госуд. и права

Раздел III. Право. Общие понятия

цели правового регулирования не будут достигнуты, это нане­сет ущерб обществу и правопорядку.

Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, послед­ствий принимаемого решения не только допустим, но и необ­ходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности. Основанное на принципе законности, пра­во само предоставляет возможность учитывать фактор целесо­образности в ходе правоприменительной деятельности. Не слу­чайно нормы права преимущественно носят относительно оп­ределенный характер, допускают возможность индивидуального регулирования, когда неизбежен анализ особенностей конкрет­ного случая и выбор целесообразного решения.

Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют связь законности и культурности, единство законности и справедливости и т. д. Не отрицая по­добного единства, отметим, что связи законности с иными яв­лениями не могут выступать в качестве принципов.

4. Гарантии законности. Несмотря на свою значимость, тре­бования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие ус­ловия и определенный комплекс организационных, идеологи­ческих, политических, юридических мер, обеспечивающих реа­лизацию законности. Эти факторы характеризуются как гаран­тии законности. Гарантировать законность значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности - это объективные условия, субъектив­ные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

4.1. Общие условия -- суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Естественно, что пра­вовое регулирование общественной жизни осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способ­ствуют эффективности права, его реализации, другие - затруд­няют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т. е. как усло­вия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих ус­ловий имеет важное значение. Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют ук­реплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организа­ционных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, идеологические и правовые.

Экономические условия - это состояние экономического раз­вития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние за­конности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в эко­номической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объе­ма производства, устойчивая денежная система и т. д. И напро­тив, в условиях нестабильности экономики, падения производ­ства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен воз­растает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, т. е. к снижению за­конности.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величи­ной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, кото­рая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государ­ства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрокра­тизма, коррупции законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела. Важным условием укрепления государства (а значит, и укрепления за­конности) является демократия. Демократическое государ­ство - не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, осно­ванной на демократических принципах формирования и функ­ционирования. Именно в условиях демократического (а не то­талитарного или авторитарного) режима возможно наличие де­мократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей куль­туры населения. В частности, законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только ря­дового гражданина, но в первую очередь государственного слу­жащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уро­вень культуры обеспечивается организацией правовой пропа­ганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, уважения к праву и законности. В условиях разрушения системы воспи­тания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисципли­ны, организованности, законности (распространение порногра­фии, культ силы в межличностных отношениях, вседозволен­ность на пути к обогащению и др.).

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уваже­ние к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая си­стема социальных услуг, достаточно высокий жизненный уро­вень населения, отсутствие безработицы, государственная защи­та нуждающихся - необходимые условия укрепления законно­сти. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным об­разом сказываются на уровне законности, провоцируют граж­дан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты.

Правовые условия. Состояние законности как политико-пра­вового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. В част­ности, детально разработанная система римского права, его ко­дификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Древнем Риме. Для обеспе­чения необходимого уровня законности законодательство долж­но отвечать объективным потребностям и быть технически со­вершенным. При его формировании нужно использовать совре­менный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, про­белы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за со­бой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и со­держательная сторона права, действующего законодательства. Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно правовым, ког­да в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответ­ствует основным принципам международного права.

4.2. Субъективные факторы как гарантии законности. Поми­мо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, науч­но-теоретических конструкций.

Так, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистичес­кое государство по своей сущности -- государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами. В этих условиях вполне объяснимы и даже неизбеж­ны были нарушения законности, ущемления прав и свобод, отступления от требований закона по причине «революцион­ной целесообразности», необходимости подавления сопротив­ления свергнутых классов и т. д. Проявлениям беззакония и произвола в деятельности государственных органов способство­вали теоретические положения об усилении классовой борьбы, об отмирании государства, о сокращении сферы правового ре­гулирования. Напротив, осуществляемая в последние годы на­учно-теоретическая разработка идеи правового государства, вне­дрение ее положений в законодательную и правоприменитель­ную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.

Уровень законности определяется и эффективностью дея­тельности политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии поли­тических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление закон­ности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом за­висит ее состояние.

4.3. Специальные средства обеспечения законности - это юри­дические и организационные средства, предназначенные исключи­тельно для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организацион­ные средства (гарантии).

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в за­конодательстве средств, а также организационно-правовая дея­тельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и сво­бод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и ор­ганов правосудия.

Среди юридических гарантий различают следующие.

Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительно­го расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Эти га­рантии связаны с работой компетентных органов, направлен­ной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с дея­тельностью граждан. Таково, например, конституционное пра­во на обжалование незаконных действий органов и должност­ных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить воз­можные правонарушения. Например, ст. 373 Трудового кодекса РФ (ТрК РФ) предусматривает, что расторжение по инициати­ве администрации трудового договора с работником, являю­щимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях воз­можно только с учетом мотивированного мнения профсоюзно­го органа. Подобное законодательное решение имеет целью предупредить возможное нарушение работодателем трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. Предуп­редительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т. д.

Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случа­ях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостанов­ка работы предприятия в связи с грубым нарушением противо­пожарных требований и т. д.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудитель­ное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановле­ние на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.

Юридическая ответственность является важнейшим и необ­ходимым средством обеспечения законности, причем его эффек­тивность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процес­суальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэто­му реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, чет­кий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широ­той правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, однако это не дает оснований закрывать глаза на недостат­ки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.

Наконец, важной гарантией законности является правосу­дие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Помимо юридических средств специальные гарантии вклю­чают в себя и организационные средства. К ним относятся раз­личные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению за­конности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образо­вание в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распростране­нием наркотиков и др.).

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя пре­увеличивать, ибо эффективность их работы во многом определя­ется объективными условиями. Только целенаправленная работа общества и государства по совершенствованию объективных ус­ловий, эффективное применение специальных средств, посто­янное совершенствование законодательства позволят обеспе­чить стабильную законность и устойчивый правопорядок -основу нормальной жизни общества.

5. Правопорядок. С законностью тесно связано другое пра­вовое явление - правопорядок (правовой порядок). Его можно определить как состояние упорядоченности общественных отно­шений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.

5.1. Особенности правопорядка. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возни­кает в результате фактической реализации правовых норм, явля­ется итогом правового регулирования: Он обеспечивается государ­ством. Условием правопорядка является законность.

Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового ре­гулирования, т. е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно рассматривать как реализованную законность.

С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понима­ется не как должное или возможное, а как фактическое состо­яние урегулированное™ правом общественных отношений. Поэтому его с известной долей условности можно охарактери­зовать как систему правовых отношений. Идеальный правопо­рядок вряд ли может быть достигнут. Он зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня по­литической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Сле­довательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Неслучайно поэтому в сфере фун­кционирования государства особую роль играют направления его деятельности по укреплению (упрочению, совершенствова­нию, обеспечению) правопорядка.

5.2. Принципы правопорядка. Сформируем шесть основных принципов правопорядка.

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) об­щественных отношений. Этим он отличается от системы отно­шений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопо­рядок не является совокупностью разрозненных актов поведе­ния, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок - система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собствен­ности, единстве государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспе­чиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, ус­тойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пре­секаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый един­ством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются госу­дарственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарак­теризовать как порядок, обеспечивающий стабильность обще­ственной жизни и социальный прогресс. Поскольку он опреде­ляется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отно­шений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базиру­ющуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государ­ство, как не общий правопорядок?» 1

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и вла­сти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов обще­ственной, политической и государственной жизни четко опре­делены законами и защищены государственной властью. Наи­более адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

5.3. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок сле­дует отличать от близкого, но не идентичного ему явления -общественного порядка, который понимается как состояние уре-гулированности общественных отношений, основанное на реализа­ции всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздей­ствия. Однако это не значит, что общественный порядок, его состояние безразлично для государства, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важ­нейшей частью общественного порядка, с другой - состояние общественного порядка во многом определяет характер право­порядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не ока­зывая влияния на общественный порядок, который поэтому не­редко поддерживается принудительной силой государства. В ча­стности, ст. 213 УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ предусматривают юридическую ответственность за хулиганство, которое опреде­ляется как грубое нарушение общественного порядка.

6. Основные пути укрепления законности и правопорядка. За­конность и правопорядок - величайшие социальные ценнос­ти, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обще­ством, одно из основных направлений деятельности государ­ства, его основная функция.

К сожалению, состояние законности и правопорядка в на­шей стране в настоящее время оставляет желать лучшего. В последние годы возросло количество правонарушений, в том числе и наиболее опасных из них -- преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с преступностью - жизненно важная задача сегодняшнего дня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, работники правоохранительных органов, которые якобы недостаточно ак­тивно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика по­казывает ошибочность подобных взглядов. Лишь в последнее время преодолено господствующее в науке представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошло­го в сознании людей. Юридическая и политическая практика показала, что причины нарушения законности следует искать не в пережитках, не в прошлом, а в настоящем, в действительности. Они порождены отсутствием надлежащих объективных гарантий (экономических, политических, социальных) на со­временном этапе развития общества.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юри­дическая проблема. Для ее решения должны быть устранены, из­житы те объективные факторы, которые поддерживают, питают преступную активность, создают условия для совершения право­нарушений, для отступления от требований законности. Стабили­зация экономических отношений, рост материального благосос­тояния людей, их нравственное и правовое воспитание - необхо­димые условия укрепления законности и правопорядка.

1. Виды экономического анализа


В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач:

По отраслевому признаку АХД делится:

на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.)

межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.

По признаку времени:

Предварительный (перспективный) анализ (до совершения хозяйственных операций);

последующий анализ (после совершения хозяйственных операций).

Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализ тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры по их устранению.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный - свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный - стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.

По пространственному признаку различают:

внутрифирменный

межфирменный анализ.

Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

Межфирменные сравнения проводятся с целью:

показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;

привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;

дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.

По аспектам исследования выделяют:

финансовый,

управленческий,

социально-экономический,

экономико-статистический,

маркетинговый,

инвестиционный,

функционально-стоимостный,

логистический и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Логистический - анализ, с помощью которого исследует товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта по принципу «точно вовремя».

По методике изучения объектов различают:

качественный анализ,

количественный анализ,

экспресс-анализ,

фундаментальный анализ,

маржинальный анализ,

экономико-математический анализ и др.

Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы роста выпуска продукции, это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства; если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.

Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.

Систематизация анализа на финансовый и управленческий вызвана существующим на практике разделением учетных операций на бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Подобная классификация условна, поскольку внутренний анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа показана на рисунке.

Внутренний (управленческий анализ) - составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений. Внутренний анализ проводится для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Внешний (финансовый анализ) - составная часть финансового учета, обслуживающего информацией об организации внешних пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д. При ознакомлении с публичной отчетностью используют ограниченный объем информации о деятельности хозяйствующего субъекта, что не позволяет достоверно оценить все стороны его работы.

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа обобщены в таблице.


Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализ1. Цель анализаОценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализ2. Объект анализаХозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.3. Субъекты анализа (исполнители)Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).4. Организация анализа (периодичность проведения)Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию - ежеквартально в статистическое управление - ежеквартально и т.д.)Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.5. Информационная база анализаБухгалтерская отчетность (формы №1, 2, 4, 5).Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.6. Доступность информацииОткрыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.7. Потребители информацииАкционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления.Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализучреждения социальной защиты населения8. Использование систем учетаСтрого систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.9. Измерители информацииПреимущественно стоимостные измерители.Любые измерители: стоимостные, натуральные» трудовые и условно-натуральные.10. Использование методов анализаГруппировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.11. Направленность анализаДать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.12. Свобода выбора в проведении анализаОбязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий - пригодность, результативность.13. Формы обобщенияТабличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.14. Вид анализаВнешний, ретроспективный, тематический.Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.15. Степень надежностиВо многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками.Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.Классификационные признакиФинансовый (внешний) анализУправленческий (внутренний) анализ16. Место принятия решений по результатам анализаЗа пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.

2. Практическая часть


.1 Задача 1

управленческий финансовый актив инвестиционный

По данным Бухгалтерского баланса и отчету о прибылях и убытках проанализировать динамику и структуру оборотных активов и оценить ее рациональность.


Наименование оборотных активовНа начало годаНа конец годаИзменения (+) (-)тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.темп роста, %уд. вес, %А12345=3-16=3/1*1007=4-21. Оборотные активы, всего. Из них:25314100269901001676106,62-1.1. Запасы, всего. В том числе:405616,02481517,84759118,71+1,82- сырье и материалы9803,8712434,60263126,840,73- комплектующие11354,489923,675-14387,40-0,805- топливо12715,0216696,18398131,31+1,16- запасные части5001,9757582,81258151,6+0,835- инвентарь и хозяйственные принадлежности1700,671530,57-1790,00-0,11.2. НДС по приобретенным ценностям7002,7651230,45-57717,57-2,3151.3. Средства в расчетах1877774,181567958,09-309883,50-16,091.4. Краткосрочные финансовые вложения12004,7413745,09174114,5+0,351.5. Денежные средства4641,83485417,9843901046,12+16,151.6. Прочие оборотные активы1170,461450,5428123,93+0,08

Общая сумма оборотных активов возросла к концу года на 6,62%. Денежные средства увеличились на 1046%, краткосрочные финансовые вложения возросли на 14,5%, т.е. наблюдается увеличение абсолютно ликвидных активов. Уровень дебиторской задолженности снижается к концу года на 16,5%, прочие оборотные активы возрастают на 23,93%, их доля в структуре баланса составила 0,54%, т.е. в целом наблюдается снижение быстрореализуемых активов.

Увеличение стоимости запасов составило 18,71%, в том числе за счет роста сырья, и материалов, топлива, НДС снизился на 82,43% и доля его в структуре составила 0,45%., т.е. возросла стоимость медленнореализуемых активов.

Можно сделать вывод, что к концу года произошел рост платежеспособности предприятия, что положительно характеризует его деятельность. В структуре оборотных активов большой удельный вес занимает дебиторская задолженность, которая в начале года занимает 74,18%, снижаясь к концу года, далее идут денежные средства и запасы.

Высокий уровень дебиторской задолженности отвлекает денежные средства из оборота, не способствует повышению эффективности операционной деятельности предприятия, поэтому структуру оборотных активов нельзя назвать рациональной.


2.2 Задача 2


По данным Приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках провести анализ динамики и структуры амортизируемого имущества и сделать выводы.


Наименование статей основных средствНа начало годаНа конец годаИзменения (+) (-)тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %Первоначальная стоимость основных средств, всего, в том числе: 37940100 33833100 - 4107-Здания1520140,061520144,930+4,87Машины и оборудование1723445,421470743,47-2527-1,95Транспортные средства35819,4430669,06-515-0,38Производственный и хозяйственный инвентарь19245,078592,54-1065-2,53Амортизация основных средств - всего 1702344,871646448,66-559+3,79В том числе: зданий712218,77714321,1121+2,34Машин и оборудования,865022,79803023,73-620+0,94Транспортных средств3961,044321,2836+0,24Производственный и хозяйственный инвентарь8553,578592,544-1,03Передано в аренду объектов основных средств - всего 5921,565921,750+0,19В том числе здания5921,565921,750+0,19Остаточная стоимость основных средств (первоначальная стоимость минус амортизация), всего, в том числе: 2091755,131736951,34-3548-3,79Здания807921,29805823,82-21+2,53Машины и оборудование858422,63667719,74-1907-2,89Транспортные средства31858,3926347,78-551-0,61Производственный и хозяйственный инвентарь10692,820--1069-2,82Балансовая стоимость ОС, всего, том числе: 2091710017369100-3548-Здания807938,62805846,39-21+7,77Машины и оборудование858441,04667738,45-1907-2,59Транспортные средства318515,23263415,16-551-0,07Производственный и хозяйственный инвентарь10695,110--1069-5,11

Анализ показывает снижение к концу года первоначальной стоимости основных фондов на 4107 тыс. руб., за счет сокращения стоимости всех групп основных средств, за исключением зданий, в первую очередь за счет снижения стоимости машин и оборудования на 2527 тыс. руб. и производственного инвентаря на 1065 тыс. руб., снижение стоимости машин и оборудования составило 515 тыс. руб.

Наибольший удельный вес в структуре первоначальной стоимости составляют здания, (их удельный вес в структуре возрастает на 4,87%), а также машины и оборудование, их доля снижается на 1,95%.

Износ всех основных средств за год снизился на 559 тыс. руб., что обусловлено выбытием основных средств, удельный вес амортизации в первоначальной стоимости основных фондов возрос на 3,79%, составив 48,66%.

Наибольший износ - машин и оборудования, который составляет к концу года 23,73%, снижаясь в абсолютном выражении на 620 тыс. руб. и увеличиваясь в относительном выражении на 0,94%.

Износ зданий составил в структуре первоначальной стоимости к концу года 21,11%, увеличиваясь на 2,34%.

Остаточная или балансовая стоимость зданий составляет 23,82% от первоначальной стоимости, увеличиваясь на 2,53%; доля машин и оборудования снижается на 2,89% в структуре первоначальной стоимости.

В итоге балансовая стоимость здания в структуре основных средств составила 46,39%, увеличиваясь на 7,77%, доля машин и оборудования составила 38,45%, сократившись на 2,59%, доля транспортных средств сократилась на 0,07%.


2.3 Задача 3


Статьи собственного капитала и внеоборотных активовНа начало годаНа конец годаИзменения (+) (-)1. Собственный капитал (СК), всего. Из него:3051930485-34- Уставной капитал160016000- Добавочный капитал1242812412-16- Резервный капитал90900- Нераспределенная прибыль1640116383-182. Внеоборотные активы (ВА), всего. Из них:2821024299-3911- Основные средства2091717369-3548- Нематериальные активы16031414-189- Финансовые вложения551655160- Отложенные налоговые активы174--174Собственный оборотный капитал (СОК = СК-ВА) 23096186+3877

Рост СОК к концу года составил 167,9% (3877/2309*100), это означает, что к концу года сумма оборотных активов, профинансированных за счет собственного капитала возросла на 3877 тыс. руб., т.е. возрос потенциальный резерв денежных средств компании. Рост СОК произошел за счет снижения стоимости внеоборотных активов на 3911 тыс. руб., в том числе за счет выбытия основных средств на 3548 тыс. руб., снижения стоимости нематериальных активов на 189 тыс. руб. и отложенных налоговых обязательств на 174 тыс. руб. Рост собственного капитала представляет собой запас финансовой устойчивости, позволяющий компании вести дела, не испытывая опасений за свое финансовое положение, т.к. это доля оборотных средств предприятия, свободная от краткосрочных обязательств.


2.4 Задача 4


По данным Бухгалтерского баланса проанализировать динамику и структуру собственного капитала и оценить ее рациональность.


Наименование статей собственного капиталаНа начало годаНа конец годаИзменения (+) (-)тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %тыс. руб.уд. вес, %1. Собственный капитал, всего, в т.ч.: 30519100,0030485100,00-34-- Уставной капитал16005,2416005,250+0,01- Добавочный капитал1242840,721241240,715-16-0,005- Резервный капитал900,29900,2950+0,005- Нераспределенная прибыль1640153,751638353,74-18-0,01

Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Расчеты показывают, что динамика собственного капитала к концу года незначительна. Общее снижение уровня СК составило 34 тыс. руб., за счет уменьшения нераспределенной прибыли - на 18 тыс. руб. и добавочного капитала - на 16 тыс. руб. Нераспределенная прибыль - это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период. Нераспределенная прибыль в структуре основных средств составляет большую часть - 53,75%, уменьшаясь к концу года на 0,01%. Это прибыль компании, используемая для реинвестирования, на нужды развития.

Добавочный капитал или сумма дооценки основных средств составляет 40,715% от всего собственного капитала предприятия. Добавочный капитал расходуется на погашение сумм снижения стоимости имущества, безвозмездную передачу имущества другим предприятиям, а также на покрытие разницы в ценах при продаже акций по более низким ценам (ниже номинала).

Уставной капитал составляет 5,25% от всей стоимости СК и величина его на конец периода не изменилась.

Доля резервного капитала довольно низкая 0,295% от СК. Резервный капитал предназначен для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций предприятия. Резервный капитал формируется в размере не менее 5% от уставного капитала. Доля резервного капитала в уставном капитале в конце года составляет 5,62% (90*100/1600).

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие имеет стабильную и рациональную структуру собственного капитала.

Список литературы


1.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 215 с.

2.Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с.

.Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятелности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.

.Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов/Н.П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. - 448 с.

.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

.Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 368 с. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

по пространственному признаку:

· внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений

· межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.

по объектам управления

· технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

· финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.

· социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.

· экономико – статистический анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений.

· экономико – экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.

· маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.

по методике изучения объектов:

· сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.

· факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

· диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

· маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью.

· экономико – математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования.

· стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово–хозяйственной деятельности предприятия.

· функционально – стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.

по субъектам анализа:

· внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.

· вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

· комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.

· тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.

Классификация методов и приёмов анализа.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. (10)

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Технические приемы (методы) АХД.

Группировка и аналитические таблицы.

Группировка показателей осуществляется по тем или иным признакам и необходимо для размещения показателей по месту и времени (по месту-предназначена для распределения показателей по объектам, цехам, участкам; по времени-предназначена для распределения показателей по периодам времени и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия).

Аналитические таблицы отражают сгруппированные данные в наиболее удобном виде для последующих выводов из проведенного анализа. Таблицы должны быть удобными, наглядными и включать в себя все необходимые показатели.

Сравнения показателей-важнейший технический прием АХД.

Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия. В сравнении с прошлым периодом, для выявления лучших предприятий за анализируемый период и других целей.

Сопоставимость сравниваемых показателей.

Сущность данного приема заключается в том, что сравниваемые показатели должны быть сопоставлены по ряду признаков: объему, характеру деятельности, периодам работы, единицам измерения. При этом необходимо осуществлять пересчет показателей для их сопоставимости.

Метод исчисления разниц и метод цепных подстановок.

Эти два важнейших метода АХД применяются для определения влияния факторов на отклонение фактических показателей от плана. При пользовании данными методами анализируемых показателей необходимо представить как произведение ряда сомножителей-это фактор, влияющий на совокупность показателей.

Для определения влияния факторов на совокупность показателей в полученное произведение подставляем его разницу между фактическими и плановыми показателями.

Полученное произведение показывает размер влияния данного фактора на отклонение фактической совокупности показателей плана. Сначала подставляют количественные показатели, а затем качественные. Те факторы, которые повлияли отрицательно на совокупность показателей, является резервом его улучшения при условии устранения его отрицательного влияния.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель

Анализ рентабельности предприятия.

Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность.

При анализе рентабельности предприятия сопоставляется фактическая рентабельность с плановой за анализируемый период и определяется абс. и отн. отклонения.

Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности обусловливает необходимость применения того или иного вида экономического анализа, различных методов и приемов его проведения, а также увязки их во времени и пространстве. Для обеспечения наиболее полного и рационального использования возможностей экономического анализа необходимо иметь представление обо всех его разнообразных видах.

Экономический анализ можно классифицировать по следующим признакам:

По отраслевому признаку:

отраслевой

межотраслевой

Отраслевой анализ учитывает специфику деятельности отдельных отраслей экономики, а межотраслевой анализ осуществляется на уровне отраслей национальной экономики.

По временному признаку:

предварительный,

последующий.

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций, он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана. Особенность перспективного анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов деятельности предприятия с позиций будущего, т.е. перспективы развития. Важнейшими задачами этого вида анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование планов; оценка ожидаемого выполнения планов. Предварительный анализ в зависимости от сроков делится на краткосрочный, охватывающий период до одного года и используемый для выработки тактической политики, и долгосрочный, охватывающий период свыше года и используемый для выработки стратегической политики.

Последующий анализ используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий, делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. Особое значение приобретает в условиях рынка, характеризующегося высокой степенью динамичности. Итоговый анализ проводится за отчетный период и заключается в оценке деятельности предприятия на основе отчетных данных.

По пространственному признаку:

внутрифирменный,

межфирменный.

В процессе внутрифирменного анализа изучается деятельность только исследуемого предприятия, а также его структурных подразделений. При проведении межфирменного анализа сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, для того чтобы выявить передовой опыт, резервы и недостатки.

по объектам управления:

финансовый;

управленческий;

функциональный;

маркетинговый;

инвестиционный;

функционально-стоимостной;

технико-экономический;

социально-экономический;

экономико-экологический.

экономико-статистический;

Финансовый анализ направлен на изучение сущности финансового механизма функционирования предприятия, т.е. его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.

Управленческий анализ носит оперативный характер и его результаты, как правило, являются коммерческой тайной предприятия. Он проводится всеми службами предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по всем вопросам работы предприятия.

Функциональный анализ направлен на изучение потребительских свойств конкретных изделий с целью их оптимизации для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом достижений науки и техники.

Маркетинговый анализ применяется для изучения рынков сырья и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения. Главные цели маркетингового анализа - это снижение степени неопределенности при принятии маркетинговых решений и обеспечение непрерывного контроля за их реализацией. Маркетинговый анализ позволяет выявить систематические ошибки, допускаемые при разработке и сбыте продукции, иногда по его результатам предприятие может кардинально изменить используемую маркетинговую стратегию.

Инвестиционный анализ используется для оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия и разработки программы этой деятельности в будущем.

Функционально -стоимостной анализ - это метод системного исследования функций отдельного изделия, или определенного производственно-хозяйственного процесса, или управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве. Объектом анализа выступают функции изделий и обусловленные ими стоимости. Целью анализа является оптимизация функций и затрат на их обеспечение.

Технико-экономический анализ направлен на изучение технических процессов в производстве продукции с заданными свойствами и связанных с этим материальных, трудовых и финансовых затрат. Предметом анализа являются причинно-следственные связи технических и экономических процессов, обусловливающих конечные результаты деятельности предприятия.

В процессе осуществления социально -экономического анализа исследуются социальные процессы и их влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Предметом данного анализа служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Данный анализ проводится с целью исследования возможностей дальнейшего социально-экономического развития коллективов, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

Экономико -экологический анализ исследует экологические и экономические процессы, связанные с улучшением экологической обстановки. Предметом данного анализа являются причинно-следственные связи, представляющие собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Цель анализа - изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств.

Экономико -статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

по степени охвата анализируемых объектов:

сплошной

выборочный

В ходе сплошного анализа изучаются все фактические данные, касающиеся деятельности предприятия. Выборочный анализ позволяет изучить отобранные для определенных целей показатели.

по субъектам анализа:

внутренний

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд стратегического, текущего и оперативного управления. К проведению анализа, как правило, привлекаются не только работники экономических служб, но руководители всех структурных подразделений.

Внешний анализ проводится вышестоящими органами предприятия на основании открытой финансовой и статистической отчетности. По результатам внешнего анализа могут изменяться экономические условия деятельности предприятия. Выборочный анализ может проводиться с привлечение специализированных фирм.



Поделиться