Электронная торговля: от ВТО к мегарегиональным соглашениям. Международная электронная торговля Использование электронной торговли российскими предприятиями для международных операций

Фактически Интернет не принадлежит к общественным отношениям. Технически Интернет является совокупностью компьютеров, объединенных сетью, используемых для хранения и передачи информации. Однако правовые отношения могут возникать в ходе использования сети Интернет.

Особенностью таких правоотношений является то, что они в основной своей массе носят экстерриториальный характер. Одностороннее применение государством правовых норм, регулирующих сходные отношения, без учета опыта международной практики и законодательства других стран будет неэффективным. Об этом свидетельствует многократные безуспешные попытки таких стран как США и Великобритания распространить свою систему и законодательство на отношения по регулированию конфликтов в Сети, ввести регламентацию расширение информации в Интернете .

Общеизвестным является тот факт, что чрезмерная правовая регламентация препятствует развитию общественных отношений. В традиционном, так называемом off-line-бизнесе не урегулирована деятельность в коммерческом секторе развивается быстрее. Но при этом необходимо учитывать, что в коммерческом бизнесе такое развитие возможно благодаря его многолетней истории развития.

Накоплен богатый опыт, сложившиеся обычаи делового оборота, а также важно, что стороны имеют дело с живыми людьми, а не с виртуальными, обезличенными субъектами. В отличие от традиционного, on-line-бизнес только начал формироваться. Через определенное специфичность традиционные методы для решения проблемных ситуаций уже не подходят.

Для нормального функционирования и развития электронной коммерции необходимо введение нормативного определения механизма осуществления операций с использованием Интернет и легализации соответствующих способов взаиморасчетов. Для этого надо было сделать:

1) признание юридической силы за операциями, которые осуществляются в электронном виде;

2) определение порядка осуществления электронных платежей;

3) создание нормативных условий для электронного документооборота: есть подтверждение достоверности и авторства электронного документа посредством использования средств электронно-цифровой подписи;

4) определение правового режима размещения информации в Интернете;

5) решение вопросов информационной безопасности, установление порядка применения средств криптозащиты .

Таким образом, стало очевидно, что правовое регулирование данных вопросов будет способствовать быстрому развитию электронной коммерции. Так, 30 января 1997 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли Типовой закон "Об электронной торговле".

Этот закон был дополнен статьей 5 б, принятой Комиссией на ее тридцать первой сессии в 1998 году, ссылаясь на пункт 2 резолюции 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года, в котором Ассамблея рекомендовала всем государствам при принятии или пересмотре своих законов должным образом учитывать положения Типового закона, ввиду необходимости унификации законодательства, может быть применимым к альтернативным бумажных методов передачи и хранения информации.

Это был первый шаг в развитии международного права в сфере регулирования электронной коммерции. Данный документ носит рекомендательный характер и предназначен, в первую очередь, для использования государствами в качестве основы для разработки национального законодательства. Данный международный документ заложил правовые основы деятельности в сфере электронной торговли, дал определения основным понятиям, таким как электронный документ, электронный документооборот, электронная подпись, автор электронного документа, информационная система. Он признал юридическую силу документами в электронной форме, определил условия, предъявляемые к электронной подписи как средства подтверждения достоверности и целостности электронного документа при подготовке и принятии Типового закона об электронной торговле.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учитывала, что Типовой закон будет служить эффективным средством для государств, которые обновляют свое законодательство при условии, если исполнительным правительственным органам и парламентам будет представлена справочная информация и разъяснения по тем, чтобы предоставить им помощь в использовании Типового закона. Комиссия учитывала также вероятность того, что Типовой закон будет применяться в ряде государств, в которых недостаточно известны методы передачи сообщений, предусмотренные настоящим законом. Он предназначен для оказания помощи пользователям электронных средств передачи данных и лицам, занимающимся научной работой в этой области. Одна из основных целей Закона заключалась в том, чтобы предложить вниманию национальных законодателей сведения международно признанных норм, устанавливающих возможный порядок устранения некоторых юридических препятствий и создание надежной правовой базы для так называемой "электронной торговли". Принципы, закрепленные в Типовом законе, полезные для отдельных пользователей, участвующих в электронной торговле, по выработке определенных договорных решений, которые могут быть использованы для преодоления юридических препятствий, создающих препятствия для расширения использования электронной торговли .

Типовой закон на международном уровне в ряде случаев может быть полезным как инструмент для толкования международных конвенций и других международных документов, которые создают юридические препятствия для использования электронной торговли в результате того, что в них, например, устанавливается требование об обязательном письменном оформлении некоторых документов и договорных положений.

Не менее важную роль для развития мировой Интернет-торговли сыграл Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, который был принят в 2001 году. Целью настоящего Закона стало укрепление правовой определенности относительно использования электронных подписей. Устанавливается презумпция того, что электронные подписи, если они соответствуют определенным критериям технической надежности, рассматриваются как эквивалентные собственноручной подписи.

Вместе с нормотворческой деятельностью ООН в формировании международного права в области электронной торговли активное участие принимает также Европейский Союз. В 1998 году было принято Предложение Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза "О некоторых аспектах электронной торговли на внутреннем рынке". Основной задачей этого документа является обеспечение условий надлежащего функционирования международной электронной коммерции между государствами - членами Европейского Союза. Данная Директива определяет правовое регулирование значительного круга общественных отношений в сфере электронной торговли.

Указанный документ содержит комплекс норм, подробнее регулируют отдельные аспекты электронной коммерции. Достаточно фундаментально урегулирован механизм заключения электронных договоров, определены требования, которым они должны соответствовать, установленные правила определения момента заключения контракта.

Вторым важным документом, который формирует европейское право электронной коммерции, является принятая в декабре 1999 года Директива ЕС "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей". Данный документ полно урегулировал отношения в сфере использования электронных подписей. Устанавливаются требования, которым должны соответствовать средства электронной цифровой подписи, определяются принципы их использования, урегулирована деятельность сертификационных центров, определен порядок предоставления сертификационных услуг .

Активно развивается и национальное законодательство. В ряде стран приняты различные законы, регулирующие деятельность в сфере электронной коммерции. В Украине начало правового регулирования деятельности в сфере высоких технологий было заложено в 1998 году принятием Верховной Радой Украины Закона "О Национальной программе информатизации". Тогда же была одобрена Концепция Национальной программы информатизации и принят Закон Украины "Об утверждении задач Национальной программы информатизации на 1998-2000 годы".

Следующим шагом стал Указ Президента Украины №928 от 31 июля 2000 "О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечение широкого доступа к этой сети в Украине".

22 мая 2003 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте", который определяет понятие электронного документа и электронного документооборота, закрепляет мировые тенденции признания юридической силы электронного документа, указывает на права и обязанности субъектов электронного документооборота их ответственность и др.

В Законе соблюден функционально эквивалентный подход к пониманию электронного документа, предложенный Типовым законом ЮНСИТРАЛ "Об электронной коммерции". Тогда же был принят и Закон Украины "Об электронной цифровой подписи" .

Итак, в условиях всепоглощающей глобализации проблемы правового регулирования Интернет-торговли не могут решаться в одностороннем на государственном уровне. Это побуждает практически все государства мира к совершенствованию и унификации их правового регулирования сферы международной электронной коммерции.

Наряду с преимуществами электронной торговли существуют и потенциальные риски среди которых уклонение от налогов, мошенничество, нарушение прав интеллектуальной собственности и тому подобное. Эти риски реальны, но в развитых странах их удается регулировать таким образом, чтобы не разрушить электронную коммерцию. В Украине борьба с компьютерной преступностью, в том числе и в сфере электронной коммерции осуществляется сформированными подразделениями электронной разведки.

Таким образом, несмотря на то, что Интернет является мировой информационной системой, электронная коммерция пока не получила "мирового" уровня. Она традиционно продолжает оставаться в рамках национальной юрисдикции.

В то же время, возможен более сложный "транснациональный" состав участников процесса, обостряет проблему выбора права. Скорейшее решение этих проблем необходимо для Украины, потому что все активнее развивается сотрудничество с иностранными партнерами, а сегодня, в эпоху глобализации, сложно решать любые вопросы без современных средств обращения документов в электронном виде, что является основанием для заключения электронных договоров и развития электронной коммерции в целом.

К мерам по повышению роли электронной коммерции, находящихся в компетенции правительства, специалистов отрасли и инвесторов, можно отнести :

Создать адекватную реальности статистическую базу данных электронной коммерции;

Способствовать развитию малого и среднего Интернет-бизнеса, обеспечения участия в электронной коммерции этого сегмента глобальной экономики означает создать рабочие места и повысить благосостояние населения;

Создать систему подготовки и повышения квалификации работников электронной коммерции. На смену индустриальной экономике, где производительность обусловлена количеством машин, приходит экономика, базирующаяся на информации. Новые технологии требуют новых профессионалов. К большому сожалению, необходимую специальное образование сегодня имеет очень ограниченное количество людей. Повышение квалификации требуют не только работники непосредственно, но также и менеджеры Интернет-магазинов;

Обеспечить международное сотрудничество в области электронной коммерции на уровне правительств стран и на корпоративном уровне. Иначе существует риск того, что огромный сегмент населения мира будет исключен из распределения экономического выигрыша от этого сверхприбыльного бизнеса; украинское государство должно способствовать развитию электронной коммерции.

Общие положения и правовые основы электронной торговли

§ 1. Формирование правовых основ электронной торговли в России и зарубежных странах

§ 2. Правовое понятие, содержанием виды электронной торговли в теории и законодательстве России и зарубежных стран.

§ 3. Коллизионно-правовое регулирование электронной торговли.

Международно-правовое регулирование электронной торговли (типовые законы ЮНСИТРАЛ и Конвенция ООН 1996-2005 гг.).

§ 1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г.

§ 2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 г.

§ 3. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.

Национально-правовое регулирование электронной торговли

§ 1. Североамериканская модель правового регулирования электронной торговли.

§ 2. Модель правового регулирования электронной торговли стран Европейского Союза

§ 3. Правовое регулирование электронной торговли в России.

Рекомендованный список диссертаций

  • Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в России: современная правовая модель 2013 год, кандидат юридических наук Салиев, Ильдар Рустамович

  • Гражданско-правовое регулирование электронной торговли 2007 год, кандидат юридических наук Костюк, Ирина Викторовна

  • Международно-правовое регулирование электронной связи в Европейском Союзе 2010 год, кандидат юридических наук Шишлов, Александр Александрович

  • Законодательное регулирование использования цифровых подписей в странах с развитой рыночной экономикой: сравнительно-правовой анализ 2011 год, кандидат юридических наук Щёголева, Светлана Вячеславовна

  • Формуляр в международном гражданском и торговом обороте 2007 год, кандидат юридических наук Грекова, Изабелла Леонидовна

Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

  • Гражданско-правовое регулирование применения электронно-цифровой подписи в сфере электронного обмена данными 2001 год, кандидат юридических наук Маньшин, Сергей Викторович

  • Гражданско-правовое регулирование торговой деятельности (торговли) 2010 год, кандидат юридических наук Котова, Елена Анатольевна

  • Правовое регулирование оказания Интернет-услуг 2002 год, кандидат юридических наук Петровский, Станислав Витальевич

  • Формирование и развитие понятия "электронный документ" в зарубежном и российском законодательстве 2004 год, кандидат исторических наук Кукарина, Юлия Михайловна

  • Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли товарами: Международно-правовой аспект 1998 год, кандидат юридических наук Шишаев, Алексей Иванович

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Миненкова, Наталья Владимировна, 2008 год

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»//Собранне законодательства РФ. № 32. 05.12.1994. Ст. 3301.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.1996 № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)»//Собрание законодательства РФ. № 5.-29.01.1996. Ст. 410.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// Собрание законодательства РФ. №31(1 ч.). 31.07.2006. Ст. 3448.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № I-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»//Собрание законодательства РФ. № 2. -14.01.2002. Ст. 127.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»//Собрание законодательства РФ. № 30 (ч.1).-25.07.2005. Ст. 3105.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. № 33 (ч. I). 13.08.2001. Ст. 3430.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»//Собрание законодательства РФ. № 49. -03.12.2007. Ст. 6076.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом»// Собрание законодательства РФ. № 41. 08.10.2007. Ст. 4894.

10. Постановление Госстандарта РФ от 23.05.1994 № 154 «О принятии государственных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 34.10-94 и ГОСТ Р 34.11-94». Справочно-правовая система Консультант Плюс.

11. ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритмы криптографического преобразования» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

12. ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

13. ГОСТ Р 34.10-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

14. ГОСТ Р 34.11-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хеширования» Справочно-правовая система Консультант Плюс.

15. Закон г. Москвы от 09.07.2003 № 47 «О городской целевой программе «Электронная Москва»/Ведомости Московской городской Думы, № 8. 09.09.2003. Ст. 190.

16. Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности»// электронный ресурс. httpУ/www. Iaw7.ru/base95/part6/d95ru6444.htm.

17. Закон Воронежской области от 26.02.2001 № 213-11-03 «О торговой деятельности в Воронежской области» электронный ресурс. http://www. Iaw7.ru/basel 1/partO/dl lru0570.htm.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. № 25. 17.06.1996. ст. 2954.

19. Закон Республики Молдова от 22.07.2004 № 284-XV «Об электронной торговле»// электронный ресурс.http://www.base.sp infomi.ru/show. fwx?Regnom=7763.

20. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 № 231-3 «О торговле»// электронный ресурс.http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org43 9/master/text 1204.htm,

21. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 357-3 «Об электронном документе»// электронный ресурс.http://www. lawbelarus.com/repub/sub 18/texd4967.htm

22. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10.09.2007 № 786 «Об утверждении Правил осуществления электронной торговли в Республике Казахстан»/ электронный ресурс.http://w ww. р av lo d ar. com/zakon/?d о k=03 822&o g I=a 11

23. Указание ЦБ РФ «Об особенностях применения форматов расчётных документов при осуществлении электронных расчётов через расчётную сеть Банка России»//Вестник Банка России. № 25, 15.05.2003.

24. Положение о безналичных расчётах в Российской Федерации, утверждённое указанием ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П//Вестник Банка России, № 74. 28.12.2002.

25. Письмо ЦБ РФ от 31.03.2008 № 36-Т «О рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга»// Вестник Банка России, № 16. 09.04.2008.1. Литература

26. Аширова Э. Закон для холодильника с доступом в Сеть. Российская газета, 02.03.2005, №3710.

27. Бачило И.Л. Комментарий к федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» (постатейный)/И.Л. Бачило, С.И. Семилетов подготовлен для системы «Консультант Плюс», 2002.

28. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте/Н.Г. Вилкова. М.: Статут, 2004. 511 с.

29. Войниканис Е.А. Информация. Собственность. Интернет. Традиции и новеллы в современном праве/Войниканис Е.А., Якушев M.B. М.: Издательство «Волтерс Клувер», 2004. 164 с.

30. Выступление Набиуллиной Э.С. Парламентская газета, 2008, № 34-35.

31. Дмитриева А. Новый закон ужесточил условия торговли, в том числе электронной. Юридические вопросы// 13.12.2007.http;//www. о b orot.ru/article/3 87/18

32. Ильиных E.B. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (постатейный)/Е.В. Ильиных, М.Н. Козлова.М.: Юстицинформ, 2005. 70 с.

33. Звеков В.П. Международное частное право/В.Г! Звеков. М.: Юристъ, 2004. 703 с.

34. Комкова Е.Г. Канада в сети Интернет/Е.Г. Комкова. М.: Наука, 1999. -127с.

35. Коммерческое (торговое) право: Учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. -959 с.

36. И. Коротков А. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества/А. Коротков, Б. Кристальный, И. Курносов. М.: Издательство Трейн. 2007. 472 с.

37. Кристальный Б.В. Концепция закона РФ «Об электронной торговле»/ Б.В. Кристальный, Н.И. Соловяненко. Информационное общество, 2000, № 3.212

38. Кулик Т.Ю. Правовая природа электронной коммерции/Т.ТО. Кулик Правовые вопросы связи, 2006, № 2.

39. Левашов С. Виртуальные сделки реальные права/С. Левашов ЭЖ-Юрист. 2005. № 40.

40. Лисичкин В.А. Формирование информационного общества: проблемы и перспективы/В.А. Лисичкин, М.М. Вирин. Монография. М.:ИСПИРА1Г, 2008. 272 с.

41. Мелешенко И.П. Актуальные правовые проблемы международного налогообложения электронной торговли/И.П. Мелешенко. Правовые вопросы связи, 2007, № 2.

42. Мошкович М. Торговля на расстоянии/М. Мошкович, П. Завойкина, Ю. Терешко. ЭЖ-Юрист, 2007, № 39.

43. Никольский А. В ТПП РФ обсудили электронную торговлю. 18.04.2008. http://www. nauet.ru

44. Проблемы юридический противоречий в законодательстве (Материалы научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (Москва, 17 мая 2006 г.)/Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юристъ, 2007. - 206 с.

45. Путинский Б.И. Коммерческое право России/Б.И. Путинский М.: Зерцало, 2005. 328 с.

46. Соловянепко Н.И. Разработка проекта Федерального закона РФ «Об электронной торговле»/Н.И. Соловяненко - eCommerce World, 2000, № 8.

47. Танимов О.В. Электронный документ и электронная цифровая подпись как юридические фикции/О.В. Танимов Информационное право, 2005, № 3.

48. Тедеев А.А. Информационное право (право Интернета)/А.А. Тедеев М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 304 с.

49. Тедеев А.А. Нало го во -право вое регулирование электронной экономической деятельности: проблемы терминологии/А.А. Тедеев Законодательство и экономика, 2002, № 2.

50. Терещенко JI.К. К вопросу о правовом режиме информации/Л.К. Терещенко Информационное право, 2008, № 1.

51. Терещенко Л.К. Правовой режим информации/Л.К. Терещенко - М.: Юриспруденция, 2007. 192 с.

52. Терещенко Л.К. Правовые проблемы использования Интернет в России/ Л.К. Терещенко - Журнал российского права, 1999, № 7-8.

53. Фария Х.А.Э. Конвенция Организаций объединенных наций об использовании электронных сообщений в международных договорах/Х.А.Э. Фария Международное публичное и частное право, 2007, № 1.

54. Фария Х.А.Э. Конвенция Организаций объединенных наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. Вводный комментарий/Х.А.Э. Фария Международное публичное и частное право, 2006, № 6.

55. Федосеева H.H. Опыт международно-правового регулирования электронного документооборота/Н.Н. Федосеева Международное публичное и частное право, 2008, № 1.

56. Федосеева H.H. Сущность и проблемы электронного документооборота/ H.H. Федосеева М.: Юрист, 2008, № 6.

57. Шамраев A.B. О национальной модели правового регулирования электронной коммерции/A.B. Шамраев Мир карточек, 2000, № 1 -2.

58. Шамраев A.B. Правовое регулирование информационных технологий. Анализ проблемы и основные документы. Версия 1.0./А.В. Шамраев М.: Статут, 2003. 1013 с.

59. Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в Интернет/С.А. Бабкин. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. 512 с.

60. Глотов B.C. Интеренет-техиологии и электронная торговля: экономика, право, программное обеспечение/В.С. Глотов, Д.В. Шалатов. М.: НИЦ Инженер, 2007. 452 с.

61. Материалы парламентского «круглого стола» на тему: «Электронная торговля: проблемы правового обеспечения» 7 июня 2007 г./М.: Изд-е Фракции «Родины - Патриота России» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Ин-кварто, 2007. - 112 с.

62. Мочёнов В.Ю. Правовое регулирование электронной коммерции: автореф. дис. .канд. юр. наук. Спец. 12.00.03 Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право.- М.: РГИИС, 2006. 25 с.

63. Костюк И.В. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли: автореф. дис. .канд. юр. наук. Спец. 12.00.03 Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право. -Казань, 2007.-25 с.

64. Паперпо E.JI. Правовое регулирование электронной торговли в России, Германии и США: автореф. дис. .канд. юр. наук. Спец. 12.00.03 -Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право. - М.: РУДН, 2006. - 22 с.

65. Калягин В.О. Право в сфере Интернета/В.О. Калягин. М.: Норма, 2004. -360 с.

66. Серго А.Г. Интернет и право/А.Г. Серго. М.: Бестселлер, 2003. - 272 с.

67. Степанов O.A. Перспективы правового регулирования развития и информационно-электронных технологий/О.А. Степанов. Представительная власть - ХХГ век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2003. № 2-3. - с. 50-52.

68. Ежегодный отчёт о состоянии электронной торговли: «Состояние электронной торговли в России за 2007 год». 07.07.2008. электронный ресурс. - http://www.nauet.m/static.php?sub=18

69. Реестр саморегулируемых организаций России. Официальный сайт СРО России, электронный ресурс. http://www.sro.ru/database/index.html

70. Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров электронный ресурс. http://www.reestr-pldru/b inaries/54/perechen.xls

71. Стенографический отчёт о встрече президента России Д.А. Медведева с членами Центрального совета Российского аграрного движения. 12.11.2008. электронный ресурс.http://www. kremlin.ru/appears/2008/11/12/2001Jype63376type63378type633 812 09200.shtml

72. Aalberts B.P. & S. van der Hof. Digital Signature Blindness, Analysis of legislative approaches toward electronic authentication, November 1999// http://c w is. kub .nl/~irw/p eop le/ho f/ds-fr. htm.

73. ABA. Digital Signatures Guidelines. Legal Infrastructure for Certification Authorities and Secure Electronic Commerce. August 1, 1996. Chicago, 1996.

74. Alexiou C., Morrison D. The Cross-Border Electronic Supply EU-VAT Rules: Lessons for Australian GST//Revenue Law Journal, 2004, Vol. 14, № 1, p. 127.

75. Andrews S. Who Holds the Key? A Comparative Study of US and European Encryption Policies//Journal of Information, Law and Technology, 2000, N2. - http:/ / e Ii. warwick. ас.uk/iilt/00-2/ andrews .html.

76. Baker & McKenzie. E-Law Alert. Russia: Electronic Digital Signature Law. January 14, 2002.

77. Baker & McKenzie. E-Law Alert: June 2000. USA: Electronic Signatures in Global and National Commerce Act.

78. Blanke J. Canned Spam: New State and Federal Legislation Attempts to Put a Lid On It//Computer Law Review and Technology Journal, 2004.217

79. Brief overview of selective legal and regulatory issues in electronic commerce. International symposium on government and electronic commerce development. Ningbo (China), 23-24 April 2001. UNCTAD, Geneva, 2001.

80. Byrne J. and Taylor D. ICC Guide to the eUCP: Understanding the Electronic Supplement to the UCP 500, Paris, ICC Publishing S.A., 2002. ICC publication No. 639.

81. Clinton Administration"s Framework for Global Electronic Commerce. Memorandum for the heads of executive departments and agencies. The White House. July 1, 1997. http://www.estrategy.gov/documents/ecpress.cfm

82. Commission Decision of 24 October 2005 establishing an expert group on electronic commerce (2005/752/EC)//Official Journal of the European Communities, 26.10. 2005.

83. Computerworld, April 5, 1999.

84. Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing (Can-Spam) Act.

85. Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing (Can-Spam) Act. S-877. Sec.4 (b) (2) (C).

86. CRS Report for Congress. Electronic Signatures: Technology Developments and Legislative Issues. RS 20344. January 19, 2001.

87. CRS Report for Congress. "Junk E-Mail": An Overview of Issues Concerning Commercial Electronic Mail and "Spam". RL31953. June 17, 2004.

88. CRS Report for Congress. "Junk E-Mail": An Overview of Issues Concerning Commercial Electronic Mail and "Spam". Op.cit.

89. CRS report for Congress. A Primer on E-Government: Sectors, Stages, Opportunities, and Challenges of Online Governance. RL31057. January 2003.

90. CRS Report for Congress. EU Tax on Digitally Delivered E-Commerce. RS 21596. April 7, 2005.

91. CRS Report for Congress. Internet Taxation: Issues and Legislation. RL 3326 1. February 12, 2007.

92. CRS Report for Congress. The Proposed U.S.-South Korea Free Trade Agreement (KORUS FTA): Provisions and Implications. January 22, 2008.

93. Digital Signature Standard (DSS). 1994 Mayx19. Federal Information. Processing Standards Publication 186. U.S. ^DEPARTMENT OF COMMERCE/National Institute of Standards and Technology.

94. Directive 1999/93/EC of the European parliament and of the council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures. Official Journal of the European Communities, 19.01.2000.

95. Directive 1999/93/Ec of The European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signaturcs//Official Journal of the European Communities, 19.01.2000.

96. Directive 1999/93/Ec of the European Parliament and of the Council. Op.cit.

97. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000//0fficial Journal of the European Communities, 17.07.2000.

98. Doha WTO Ministerial 2001: Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 14 November 2001. WT/MIN(01)/DEC/1. 20 November 2001.

99. Draft Uniform Rules on Electronic S ignatures A/CN.9/WG.IV/WP.84. Official Records of the General Assembly, Fifty-fifth Session, Supplement N 17 (A/55/17), paras. 224-255).

100. E-commerce Expert Group. Copenhagen Economics Ramboll Management. Brussels, 6th of April 2006.

101. Electronic commerce and technology 2000. The Daily, April 3, 2001 ;

102. Electronic commerce and technology 2006. The Daily, April 24, 2008.

103. Electronic Commerce: Commission presents framework for future action. IP/97/313. Brussels, 16 April 1997. http://www.ispo.cec.be/Ecommerce.

104. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. Principles Governing the Use of Electronic Signatures in International Transactions.

105. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. SEC. 102.

106. Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. Vol. 1 14. Part I. Wash., 2001.

107. E-mail Spam Legislation. http://www.spamlaws.com.

108. Emerging Digital Economy. U.S. Department of commerce. Wash., April, 1998.

109. Europe In Figures - Eurostat yearbook 2006-07. Luxembourg. 2007.

110. European Commission. Tax policy in the EU. Luxembourg, 2000.

111. Evaluating the economic impact of the ECD Joint study by Copenhagen Economics and Ramboll Management. Brussels, 20 February 2007.

112. Froomkin M. Form And Substance In Cyberspace. The Journal of Small & Emerging Business Law, 2002, vol.6.

113. Froomkin M. [email protected]: Toward A Critical Theory of Cyberspace. Harvard Froomkin M. Wrong Turn in Cyberspace: Using ICANN to Route Around the APA and the Constitution. - Duke Law Journal, 2000, № 17.

114. Froomkin M. International and National Regulation of the Internet. December 8, 2003. - http://www.froomkin.law.miami.edu.

115. Froomkin M., Lemley M. ICANN and Antitrust. University of Illinois Law Review, 2003, N 1.

116. FTC. Consumer Fraud in the United States: The Second FTC Survey Staff Report. October 2007. Wash., 2007.

117. FTC. National do not email registry a report to Congress. June 2004. Wash.

118. GAO. Defense Acquisitions. Better Weapon Program Outcomes Require Discipline, Accountability, and Fundamental Changes in the Acquisition Environment. June 3, 2008. Wash., 2008.

119. Government Statistics: E-commerce and the Electronic Economy. Wash., 2000.

120. GSA. E-Authentication Federation Architecture 2.0 Interface Specifications. May 4, 2007.

121. ICC. Issue Paper on Internet Governance. Paris, 2004.

122. Industry Canada. Department Structure. Date Modified: 2007-07-20. -http -J/www. ic.gc.ca.

123. Industry Canada. The Digital Economy in Canada. Electronic Commerce. Information and Communications Technologies Working Group. Framework of common principles for electronic commerce, -http://www.strategis.gs.ca.

124. Internet Tax Freedom Act Amendments Act of 2007. House Report № 110- 372. October 12, 2007. Wash., 2007.

126. Kenney M. The Growth and Development of the Internet in the United States. BRIE Working Paper 145. June 21, 2001. Stanford, 2001. 46 p.

127. Kozyl-Wright R. and Rayment P. Globalization Reloaded; An UNCTAD Perspective. Discussion Papers. No 167. January 2004. Geneva, 2004.62. Law Review, January 2003.

128. Mann C., Eckert S. and Knight C. Global Electronic Commerce. Wash., 2000.

129. Murray J. Public Key Infrastructure Digital Signatures and Systematic Risk// Journal of Information, Law and Technology, 2003, N 1. -http "7/e lj.warwick.ac.uk/iilt/03-1 / murrav. html.

130. National Council of State Legislatures. Uniform Electronic Transactions Act. NCSL. 2007. http://www.ncsl.org.

131. OECD. Working Party on Information Technology. Digital Broadband Content: Music. JT 00195975. DSTMCCP/IE(2004)12/FINAL. Paris, 2005.

132. Official Journal of the European Communities, 15.07.2003

133. Published International Standards Developed by ISO/IEC JTC 1/SC 37 -Biometrics. Revised April 6, 2007.

134. Reed C. The Law of Unintended Consequences Embedded Business Models in IT Regulation//Journal of Information Law and Technology, November 22, 2007.

135. Reed C. The Law of Unintended Consequences - Embedded Business Models in IT RegulatioiV/Journal of Information Law and Technology, November 22, 2007.

136. Report to Congress on the Benefits of the President"s E-government Initiatives. FY 2008. Wash., 2007.

137. SBA. Trends in Electronic Procurement and Electronic Commerce and Their Impact on Small Business. June 2004. Wash., 2004.

138. Smedinghoff T. The Legal Requirements for Creating Secure and Enforceable Electronic Transactions, http:// www.bakernet.com/ecommerce.

139. Sorkin D. Technical and Legal Approaches to Unsolicited Electronic Mail// University of San Francisco Law Review, vol. 325, 2001.

140. Study Report on Biometrics in E-Authentication. InterNational Committee for Information Technology Standards. National Institute of Standards and Technology. INCITS Ml/07-0185. Wash., March 30, 2007.

141. Svantesson D. The not so "borderless" internet: Does it still give rise to private international law issues? Faculty of Law. Bond University. Law papers. Year 2006, http://epublications.bond.edu.au/law pubs/96.

142. Sweet M. Political E-mail: Protected Speech or Unwelcome Spam?//Duke Law & Technology Review, 2003, № 1.

143. Symantec Global Internet Security Threat Report Trends for July-December 07. Volume XH, Published April 2008.

144. The Canadian Electronic Commerce Strategy. http://e-com.ic.gs.ca/englis lV60.html).

145. The Digital Economy in International Perspective: Common Construction or Regional Rivalry. A Conference of the University of California E-conomy™ Project. Analytical Summery and Report. Washington, 1999.

146. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce. Op.cit.

147. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce. Preliminary Findings and Research Agenda. OECD. Paris, 1999.

148. The E-govemment Act of 2002.

149. The Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. Serial No. 106-32. Wash., 1999.

150. The Geneva Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 20 May 1998. WT/MIN(98)/DEC/2. 25 May 1998 (98-2148).

151. The Internet Tax Nondiscrimination Act, 21.10.1999. P.L. 105 277.

152. The Legal and Market Aspects of Electronic Signatures. Leuven, 2003.

153. Titles XI and XII of Division C of the Omnibus Consolidated and Emergency Supplemental Appropriations Act, 1999.

154. Towards Digital eQuality. The U.S. Government Working Group on Electronic Commerce. 2nd Annual Report, 1999. Sec. 8. Privacy Codes of Conduct.

155. Tuthill L. WTO Implications of Classification Issues. WTO Seminar on "Revenue Implications of E-commerce". April 22, 2002. http//www.wto.org.

157. UNCTAD. Building Confidence. Electronic Commerce and Development. Geneva, 2000.

158. UNCTAD. E-Commerce and Development Report 2001. New York and Geneva, 2001.

159. UNCTAD. Information Economy Report 2005. New York and Geneva, 2005.

160. UNCTAD. E-commerce and Development Report, 2004. New York and Geneva, 2004.

161. United States District Court. Northern District Of California San Jose Division. Case 5:07-cv-01389-RS Document 73 Filed 05/21/2007.

162. Weber S. The Political Economy of Open Source Software. E-conomy Project™ Working Paper 15. June 2000. Stanford, 2000.

163. WTO. Committee on Trade and Development. Seminar on Electronic Commerce and Development, 19 February 1999. Summary Report. WT/COMTD/18. 23 March 1999 (99-1171).

164. WTO. SIXTH Dedicated Discussion on Electronic Commerce under the Auspices of the General Council on 7 and 21 November 2005. 30 November 2005. WT/GC/W/556.

165. WTO. Understanding the WTO. Geneva, 2007.

166. WTO. WTO Discussion paper No 10. Demystifying Modelling Methods for Trade Policy. Geneva, 2005.

167. Zysman J. Creating Value in a Digital Era. How Do Wealthy Nations Stay Wealthy?/Zysman J. Schulze-Cleven T. BRIE Working Paper 165. October 2004. Stanford, 2004. 36 p.

168. Zysman J., Weber S. Governance and Politics of the Internet Economy-■ Historical Transformation or Ordinary Politics with a New Vocabulary? E-conomy Project Working Paper 16. May 2000. Stanford, 2000.224

169. Генеральная Ассамблея. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Доклад Рабочей группы IV (Электронная торговля) о работе ее сорок первой сессии. (Ныо-Йорк, 5-9 мая 2003 года). 19.05.2003. A/CN.9/528.

170. ЮНСИТРАЛ. Статус текстов. 1996 год Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной тор го в л e//http://wmv. un. о г. at/uncitral.

171. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» вместе с Руководством по применению Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 14.06.1996 па 29-ой сессии ЮНСИТРАЛ) - Правовая система Консультант Плюс.

172. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» (принят в г. Вене 05.07.2001 на 34-й сессии ЮНСИТРАЛ) вместе с Руководством по применению Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» - Правовая система Консультант Плюс.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Илья Кабанов

Члены ВТО продолжают поиск компромисса по вопросу регулирования трансграничной электронной торговли. Новые возможности для этого открываются в мегарегиональных соглашениях.

В настоящее время электронная торговля является одним из ключевых двигателей экономического роста и увеличения объемов международной торговли. В 2013 г. общий объем электронной торговли в сегменте B2C (business-to-consumer) достиг 1,25 трлн долл. США, в сегменте В2В (business-to-business) – 11,3 трлн долл. США, а сама розничная торговля через Интернет – 963 млрд долларов США. Ожидается, что к 2016 г. основной объем электронной торговли будет осуществляться в Азиатско-Тихоокеанском регионе (39,7% от общего объема операций), Северной Америке (28,2%) и Западной Европе (22,6%).

Регулирование электронной торговли в рамках ВТО

Началом регулирования электронной торговли на многостороннем уровне в рамках ВТО можно считать 2-ю Министерскую конференцию ВТО (1998 г., Женева), на которой члены организации приняли Декларацию о всемирной электронной торговле и договорились не применять таможенные пошлины к товарам, приобретенным с помощью телекоммуникационных систем. Согласно этой Декларации, перед членами ВТО была поставлена задача провести дискуссии по вопросам электронной торговли в рамках трех органов ВТО: Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по ТРИПС. Каждый из этих органов рассматривает вопросы электронной торговли в пределах своей компетенции. Так, Совет по торговле услугами изучает электронную торговлю с учетом положений ГАТС, в том числе режима наибольшего благоприятствования (РНБ), национального режима, транспарентности, внутреннего регулирования, обязательств по доступу на рынок в части электронной поставки услуг (включая обязательства в области телекоммуникационных услуг и услуг дистрибуции). Совет по торговле товарами рассматривает вопросы электронной торговли с точки зрения доступа на рынок товаров, таможенной стоимости, таможенных пошлин и правил происхождения. Совет по ТРИПС рассматривает вопросы охраны прав интеллектуальной собственности и сопутствующих прав, защиты товарного знака и доступа к новым технологиям.

Кроме того, на 2-й Министерской конференции было принято ключевое решение о неприменении таможенных пошлин к передаче товаров с помощью телекоммуникационных систем.

После этой встречи министров члены ВТО достигли минимального прогресса в разработке общих положений, касающихся регулирования электронной торговли. Мораторий на применение таможенных пошлин был подтвержден на 4-й Министерской конференции в Дохе в 2001 г. и на 8-й Министерской конференции в Женеве в 2011 году. В 2012-2014 гг. вопросы электронной торговли поднимались в ходе переговоров о расширении сферы применения Соглашения по информационным технологиям. В частности, предлагалось зафиксировать нулевую ставку таможенной пошлины для определенных типов программного обеспечения (ПО), в том числе ПО для GPS/Глонасс.

На электронную торговлю влияют обязательства членов ВТО по доступу на рынок и национальному режиму, а также принципы регулирования в рамках ГАТС в секторе телекоммуникационных услуг. Важным является Приложение по телекоммуникациям к ГАТС, которое дает право доступа и использования общих телекоммуникационных сетей и услуг вне зависимости от обязательств, взятых государством в рамках ГАТС. При этом члены ВТО берут на себя обязательства в части обеспечения конфиденциальности передач и защиты технической интегрированности сетей.

Трудности на многосторонних переговорах в отношении электронной торговли связаны со следующими вопросами: выбором основного регулирующего соглашения, классификацией определенных видов передач по средствам электросвязи, налогообложением электронной торговли, взаимосвязью (и возможным процессом замещения) между электронной торговлей и традиционными формами торговли, таможенными пошлинами, конкуренцией и применением национального законодательства.

Отсутствие консенсуса по охвату вопросов электронной торговли в рамках существующих соглашений ВТО является ключевой проблемой для разработки новых правил в этой области. Например, дискуссии в Совете по торговле услугами показали, что большинство обязательств, которые могут применяться к электронной торговле, были взяты в те времена, когда она только начинала развиваться, и теперь являются существенным барьером. Как следствие, это потребует их пересмотра или отказа от применения ГАТС в отношении электронной торговли.

С другой стороны, вопрос оценки электронной торговли как способа поставки услуг был частично решен в деле Антигуа и Барбуда против США в отношении оказания услуг азартных игр по Интернету. Орган по разрешению споров вынес решение о том, что оказание услуг через Интернет является трансграничной поставкой услуг (первый способ поставки по ГАТС).

Члены ВТО еще не достигли общего понимания о том, являются ли «цифровые продукты» (например, ПО, музыка, фильмы и т.д., которые могут быть загружены из Интернета или продаваться на физических носителях) товарами или услугами, а также каким соглашением ВТО они должны регулироваться.

Другим источником разногласий является вопрос «технологической нейтральности» в отношении электронной торговли, когда государство не может вводить дискриминирующие меры, касающиеся одной технологии для выгоды другой.

Дискуссии о классификации цифровых продуктов частично связаны с мораторием ВТО на взимание таможенных пошлин в отношении товаров, приобретенных с помощью телекоммуникационных систем. Члены ВТО обсуждали, в каких случаях должен действовать постоянный запрет на установление тарифов и в каких случаях их взимание технически возможно и должно применяться. С учетом того, что США и ЕС положительно относятся к самому мораторию, ЕС хочет сделать его постоянным при условии, что покупка цифровых продуктов будет считаться услугой.

Как результат, в связи с отсутствием единого регулирования электронной торговли в рамках многосторонней торговой системы, существенной сложностью предмета регулирования (в частности, невозможностью применения только правил торговли товарами или торговли услугами), а также необходимостью принятия активных мер по защите прав интеллектуальной собственности, государства включают разделы по электронной торговле в соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ).

Регулирование электронной торговли в региональных соглашениях

В соглашениях о ЗСТ четко прослеживается два относительно противоположных подхода к определению предмета электронной торговли: американский и европейский.

США рассматривают электронную торговлю как нечто обобщающее все цифровые товары и предпочитают использовать для таких «скачиваемых» товаров правила, которые схожие с ГАТТ. В свою очередь ЕС утверждает, что содержание электронной торговли, как частного и специфичного случая оптовой и розничной торговли, относится к услугам. Евросоюз объясняет свою позицию тем, что предмет электронного обмена, например кино, не поставляется в физическом формате и, как следствие, такая сделка должна регулироваться ГАТС.

Следует также отметить, что в отношении аудиовизуальных услуг странами-членами ЕС было взято ограниченное число обязательств в рамках ГАТС. Основной проблемой является то, что если рассматривать данный вид продукта по правилам ГАТТ, то это автоматически приведет к распространению на него принципа национального режима. Такая ситуация связана с нежеланием ЕС открывать свой рынок кинофильмов, телепередач, радио или других аудиовизуальных и культурных услуг для иностранных поставщиков. ЕС продвигает концепцию «культурной исключительности», согласно которой культурные товары и услуги должны быть выведены из охвата международных договоров и соглашений. На уровне ЕС эта концепция отражена в «Директиве об аудиовизуальных медиауслугах», которая содержит меры по продвижению европейского медиаконтента в рамках вещательных услуг и услуг видео-хостингов.

Наличие таких существенных противоречий между европейским и американским подходами к определению предмета электронной торговли привело к тому, что регулирование электронной торговли в уже заключенных США и ЕС соглашениях о ЗСТ существенно различается.

Для американского подхода характерно включение положений о предоставлении цифровым товарам РНБ и национального режима, а также норм о регулировании вопросов электронной аутентификации и электронно-цифровой подписи, защиты персональных данных, что связано в первую очередь с защитой интересов американских компаний в данной области. Стоит заметить, что для повышения доступа потребителей из других стран к товарам электронной торговли, США в последнем соглашении о ЗСТ, заключенным с Кореей, включили статью о принципах доступа и использования Интернета для электронной торговли. Корея, в свою очередь, добилась включения статьи о защите прав потребителей.

ЕС рассматривает электронную торговлю как частный способ купли-продажи и дистрибуции товара, поэтому во главе угла его интересов стоит защита прав потребителей. В соглашениях о ЗСТ, заключаемых ЕС, положения об электронной торговле включаются в главу «Торговля услугами и инвестиции», что позволяет с помощью перечней обязательств регулировать доступ к услугам предоставления Интернет-связи и сбыта продукции. В этих соглашениях также содержатся статьи, посвященные защите прав потребителей и охране персональных данных. В качестве примера разницы подходов можно привести такой факт, что покупатели цифровых товаров в “iTunes Store” в ЕС имеют право вернуть покупки в течение двух недель без объяснения причин. При этом для пользователей в США, а также в России, такое право не предусматривается.

В итоге мировое сообщество подошло к переговорам в рамках мегарегиональных соглашений, имея два практически противоположных подхода. При этом стоит отметить, что ситуация не настолько критична, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, эти подходы включают в себя ряд схожих положений, которые могут выступать в качестве связующего звена, например, статьи по вопросам транспарентности и международного сотрудничества, отмены таможенных пошлин на цифровые товары и применения правил ВТО к электронной торговле.

Во-вторых, в связи с тем, что в рамках Транстихоокеанского партнерства (ТТП) основной движущей силой являются США, можно предположить, что многие вопросы, касающиеся электронной торговли, будут рассматриваться через призму американского подхода. Дополнительным доводом является то, что США уже имеют соглашения о ЗСТ, включающие раздел по электронной торговле, с Перу, Сингапуром, Кореей, Австралией и Чили.

Основой для раздела «Электронная торговля» в ТТП является вышеупомянутое Соглашение о ЗСТ между США и Кореей. По информации Торгового представителя США, в этот раздел будут включены положения о запрете таможенных пошлин на цифровые товары, а также об электронной аутентификации и защите прав потребителей. Ключевыми вопросами, по которым ведутся дебаты, являются предоставление РНБ и национального режима цифровым товарам и обеспечение свободы информационных потоков. По неподтвержденным данным, в рамках переговоров могут также обсуждаться вопросы налогообложения в отношении электронной торговли.

С большой вероятностью вопрос режимов в отношении цифровой продукции будет решен в пользу США на основе положений ранее заключенных этой страной соглашений о ЗСТ.

Что касается положений об информационных потоках, то результат пока трудно предположить. Основной проблемой является отход США от относительно мягких обязательств, которые используются в Соглашении о ЗСТ с Кореей. В частности, они добиваются предоставления гарантий того, что стороны не будут вводить требований по локализации хранения персональных данных. По последним данным, для поиска компромисса из-под действия данного положения предполагается вывести информацию, связанную с уплатой налогов, здравоохранением и финансами. Но даже такое решение вступает в серьезное противоречие с существующим национальным законодательством ряда стран в области защиты личных данных.

В-третьих, результаты переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) могут заложить основу для общего подхода по регулированию электронной торговли. Согласно проекту соглашения, ЕС и США ведут поиски компромиссной позиции о том, что электронные передачи являются оказанием услуг, а следовательно, они не облагаются таможенными пошлинами и к ним может применяться национальный режим и РНБ. Такой подход удовлетворяет как США (поскольку гарантирует отсутствие таможенных пошлин и шанс для продвижения своих «цифровых товаров»), так и ЕС (поскольку рассматривает электронную торговлю как вид сбыта продукции). При этом на текущий момент это является единственным достигнутым компромиссом.

Сохраняющиеся противоречия касаются определения предмета регулирования (товар или услуга), применения РНБ и национального режима в отношении цифровых продуктов и обеспечения защиты прав потребителей. Преодоление противоречий возможно только в рамках ТТИП по причине того, что его участниками являются США и ЕС, которые определяют современные подходы к регулированию электронной торговли. Достижение компромиссного решения приведет к формированию единого подхода к регулированию данного вопроса, который в перспективе может превратиться в отдельное соглашение в рамках ВТО. В случае если компромисс окажется недостижимым, можно ожидать закрепления американского подхода в АТР. Это сделает его доминирующим в данном вопросе, но при этом без шансов стать общемировым из-за противоречия с позицией ЕС.

Для ЕАЭС наибольший интерес представляет сочетание европейского и американского подходов, которое позволит защитить евразийских потребителей и продвинуть произведенные в союзе цифровые товары на мировых рынках. Это связано с тем, что государства-члены ЕАЭС являются одновременно и потребителями товаров, приобретаемых с помощью электронной торговли, и активными участниками рынка программного обеспечения и иного цифрового контента.

Илья Кабанов – консультант Евразийской экономической комиссии

УДК 341:339.5

Демирчян Виктория Вагановна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Demirchyan Viriona Vaganovna

PhD in Law, Senior Lecturer, International Law Department, North Caucasus branch of Russian State University of Justice

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL ELECTRONIC COMMERCE

Аннотация:

В статье рассмотрены основы правового регулирования международной электронной торговли, его проблемы и пути решения. Раскрывается содержание понятия «электронная коммерция», которое не закреплено законодательно, однако является предметом исследований многих ученых-юристов. Проанализировано содержание правоотношений, складывающихся в сфере электронной коммерции. Сделан вывод о необходимости выработки единого унифицированного акта, регламентирующего осуществление электронных сделок.

Ключевые слова:

международная электронная торговля, электронная коммерция, объект электронного рынка, правовое регулирование, национальное и международное законодательство.

The article discusses foundations of the legal regulation of the international e-commerce, its challenges and the ways of dealing with them. The author discusses the content of the e-commerce concept, which is not enshrined in law, but is the subject of researches of a number of academic lawyers. The content of the legal relations in the field of e-commerce is reviewed. It is concluded that there is a need for a single unified act regulating electronic transactions.

international e-commerce, e-commerce, e-market item, legal regulations, national and international legislation.

Стремительное развитие науки и техники, а также интеграция телекоммуникационных связей в жизнь человека привели к появлению нового сектора экономики, именуемого электронной коммерцией. На сегодняшний день стало весьма обыденным совершение различного рода сделок, обмена информацией и выполнение иного рода действий посредством сети Интернет, когда человек не видит своего контрагента, предмета сделки, осуществляя расчет с помощью электронных переводов, подписывая договор с помощью электронной цифровой подписи. Использование интернета настолько эффективно, что многие крупные компании отказываются от закупок через другие каналы. В США отраслевые сетевые центры закупок («вертикальные порталы») созданы во многих отраслях: химической, металлургической, автомобилестроительной. Эти порталы объединяют даже конкурирующие предприятия (например, «Форд» и «Дженерал Моторс»). Интернет значительно сокращает расходы на сбыт продукции или оказание услуг. Так, стоимость совершения типичной банковской сделки с непосредственным участием сотрудника банка составляет 1,25 долл. США, по телефону - 54 цента, при помощи банкомата - 24 цента, через интернет - 2 цента . Все это обусловливает необходимость правового регулирования данного сегмента экономики, в том числе создания единой международно-правовой платформы, поскольку характерной чертой электронной коммерции является ее трансграничность.

Термин «электронная коммерция» возник практически сразу вслед за появлением ЭВМ в 50-60-е гг. ХХ в. Это была эпоха «mamframe-based»-приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта - заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов .

Понятие электронной коммерции законодательно не закреплено, что порождает несомненные трудности в определении ее правовой сущности. Российское и зарубежное законодательство основной упор делает на оценке других понятий, таких как «электронный документ», «электронная цифровая подпись», «электронная запись», «информация» и т. д. . Однако в научной литературе учеными предпринимается попытка дать определение электронной коммерции. Так, под электронной коммерцией (e-commerce) понимают любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта и в результате которых право собственности или право пользова-

ния товаром или услугой передается от одного лица другому . Также под электронной коммерцией подразумевают любую форму бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом , или любой процесс, который деловая организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров . Главное отличие между двумя базовыми понятиями - «электронный бизнес» и «электронная коммерция» - заключается в том, что первое - это деятельность, а второе - совокупность гражданско-правовых сделок .

По справедливому замечанию ученых понятие электронной коммерции в национальных правовых системах не имеет единообразного определения. Его объем варьируется и определяется тем, в какой степени национальное законодательство уделяет внимание данному институту. То есть если раньше национальные юрисдикции вырабатывали критерии торгового права (к примеру, немецкое право относит к торговым сделкам сделки, совершаемые коммерсантами, а французское право определяет круг сделок, относящихся к торговым), то в настоящее время они определяют содержание электронной коммерции .

На наш взгляд, электронную коммерцию стоит рассматривать более широко, нежели совершение гражданско-правовых сделок посредством сети Интернет, так как последние не являются единственным объектом правового регулирования. В связи с этим понятием «электронная коммерция» охватываются такие ее составляющие, как электронный обмен информацией, электронное движение капитала, электронная торговля, электронные деньги, электронный маркетинг, электронный банкинг, электронные страховые услуги .

Таким образом, электронная торговля является основным составляющим элементом электронной коммерции, однако отождествлять данные понятия не стоит. Электронная торговля - это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств .

Правоотношения, возникающие между различными субъектами в сфере электронной торговли, регулируются нормами как международного, так и национального законодательства. Среди международных источников следует выделить следующие: Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г., типовой закон «Об электронной торговле» ЮНСИТРАЛ 1996 г., Декларацию о свободе обмена информацией в интернете 2003 г., Европейскую декларацию о правах человека и верховенстве права в информационном обществе 2005 г., Хартию глобального информационного общества 2000 г., Будапештскую конвенцию о киберпреступности 2001 г., Декларацию принципов построения информационного общества 2003 г. и План действий Тунисского обязательства 2005 г., Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г. и др.

Если применять расширительное толкование международного права, то к источникам, регламентирующим правоотношения в области электронной торговли, можно также отнести Конвенцию о международных железнодорожных переводах 1980 г., Конвенцию УНИДРУА о международном факторинге 1988 г., Международную конвенцию о гармонизации контроля грузов на границе 1982 г., ЮНСИТРАЛ - Модельные законы о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и многие другие.

Несмотря на многообразие правовых норм, регламентирующих правоотношения в области электронной торговли, данная сфера все же остается регулируемой лишь фрагментарно. Выше была обозначена проблема отсутствия законодательного понимания электронной коммерции и электронной торговли. С точки зрения частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, также существует проблема отсутствия единого (международного) толкования данных понятий. С целью устранения данной проблемы по просьбе Секретариата ЮНСИТРАЛ профессором из Франции Ж. Бюрдо была предпринята попытка приспособления международных документов к специфике электронной коммерции, выраженная в докладе «Адаптация к особенностям электронной торговли положений о доказательствах, содержащихся в международных юридических документах, которые касаются международной торговли» . Однако решение столь сложной проблемы столь простым путем невозможно по причине существования положений национального законодательства, а также наличия сложившейся практики толкования многих понятий, например, таких как «письменная форма», «подпись», судебными и арбитражными органами . Таким образом, учеными поддерживается точка зрения, согласно которой никакого специального правового урегулирования электронная торговля не требует, достаточно расширительного толкования норм международного права.

В литературе также высказывалось предположение, что в настоящее время происходит переоценка подхода к правовому регулированию интернета. Многочисленные работы, главным образом американских ученых, об интернете как новом информационно-социальном пространстве, где формируется своя нормативная система регулирования и требуется выработка особой

концепции правового регулирования, остались в прошлом . При этом сделаем акцент на необходимости так называемой «точечной» регламентации понятия «дополнительная защита участников электронной торговли от мошеннических действий третьих лиц». Место и время заключения договора имеют большое значение для определения национального законодательства, выбора суда при решении конфликта .

На наш взгляд, данная позиция является весьма верной, с тем лишь уточнением, что все же многочисленные законодательные коллизии национальных правовых систем требуют выработки единого унифицированного акта, регламентирующего осуществление электронных сделок. Кроме того, с целью развития и защиты предпринимательской деятельности в информационном пространстве необходимо разработать общие нормы, касающиеся электронной экономической деятельности, с учетом технической природы электронной коммерции и технологических возможностей ее осуществления .

Таким образом, правовая регламентация электронной торговли должна осуществляться единообразно и скоординированно, чтобы не породить негативное правовое явление, учитывая техническую сторону, а также трансграничный характер правоотношений в данной сфере.

1. Краткий курс лекций по дисциплине «Международное частное право» [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/158407207606/pravo/mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo (дата обращения: 09.11.2016).

2. Новомлинский Л. Электронная коммерция: тенденции развития в мире и в России [Электронный ресурс]. URL: http://tops-msk.ru/press_ecom/pub_007.html (дата обращения: 11.11.2016).

3. Белых В.С. Правовое регулирование электронной торговли в условиях глобализации [Электронный ресурс]. URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=267 (дата обращения: 13.10.2016).

4. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tour-ism/shahovalov21.htm (дата обращения 13.10.2016).

5. Новомлинский Л. Указ. соч.

6. Полковников Е.В. Определения электронной коммерции и немного истории [Электронный ресурс] // Полковников Е.В. Лекции по курсу «Электронная коммерция». Лекция 1. URL: http://kpmit.wl.dvgu.ru/library/polkovnikov_lec-tures_ecommerce/l1.htm#ref5 (дата обращения: 20.11.2016).

7. Белых В.С. Указ. соч.

8. Богдановская И.Ю. Правовое регулирование электронной коммерции: зарубежная практика [Электронный ресурс] : докл. на II Всерос. конф. «Право и Интернет: теория и практика». URL: https://www.ifap.ru/pi/02/r08.htm (дата обращения: 11.11.2016).

9. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М., 2007. C. 38 ; Schneider G. Electronic Commerce. Boston, 2008.

10. Букреева Ю.А. Правовое регулирование электронной торговли в России [Электронный ресурс] // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012. URL: http://si-bac.info/conf/law/xv/28742 (дата обращения: 11.11.2016).

11. Зажигалкин А.В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

12. Там же.

13. Богдановская И.Ю. Указ. соч.

14. Там же.

15. Ганжа К.П. Правовое регулирование электронной коммерции в России [Электронный ресурс] // Современные научные наследования и инновации: электрон. науч.-практ. журн. 2013. № 10. URL: http://web.snauka.ru/is-sues/2013/10/27833 (дата обращения: 20.11.2016).

Belykh, VS 2016, Legal regulation of e-commerce in a globalizing world, viewed 13 October 2016, , (in Russian).

Bogdanovskaya, IY 2016, Legal regulation of e-commerce: foreign practice: of the reports. at the II All-Russia. Conf. "Law and the Internet: Theory and Practice", viewed 11 November 2016, , (in Russian).

Bukreeva, YA 2012, "Legal regulation of e-commerce in Russia", Voprosy sovremennoy yurisprudentsii: sb. st. XVMezhdu-nar. nauch.-prakt. konf., Novosibirsk, viewed 11 November 2016, , (in Russian).

Ganja, KP 2013, "Legal regulation of e-commerce in Russia", Modern scientific inheritance and innovation: Sovremennyye nauchnyye nasledovaniya iinnovatsii: elektron. nauch.-prakt. zhurn, no. 10, viewed 20 November 2016, , (in Russian).

Novomlinsky, L 2016, E-commerce: development trends in the world and in Russia, viewed 11 November 2016, , (in Russian).

Polkovnikov, EV 2016, "The definitions of e-commerce, and a bit of history", Polkovnikov Ye.V. Lektsiipo kursu «Elektronnaya kommertsiya». Lektsiya 1, viewed 20 November 2016, , (in Russian).

Schneider, G 2008, Electronic Commerce, Boston, (in Russian).

Shahovalov, NN 2016, Internet technologies in tourism, viewed 13 October 2016, , (in Russian).

Yurasov, AV 2007, eCommerce Fundamentals, Moscow, p. 38, (in Russian).

Zazhigalkin, AV 2005, International legal regulation of e-commerce: PhD thesis, St. Petersburg, (in Russian).



Поделиться