Реализация финансовой политики государства осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которая производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, обеспечивают производство ВВП.
Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.
Структура финансового механизма довольно сложная. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов (рис. 1): финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Рис. 1.
финансовый кризис экономика государственный
Каждая сфера и звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Вместе с тем они функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма.
Финансовый метод можно определить как средство воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: управление движением финансовых ресурсов и рыночными коммерческими отношениями, связанными с изменением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Среди финансовых методов особое место занимает финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование - это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их корпоративных объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц, стран в целом.
Объектом финансового планирования является финансовые ресурсы, образуемые в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом - различные виды финансовых планов и прогнозов.
Финансовый план - это план формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы имеют форму баланса - приходные и расходные разделы.
Основными задачами финансового планирования являются:
Определение источников и объемов денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, их распределение между секторами экономики;
Сосредоточение в руках государства централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для успешного выполнения государственных функций;
Обеспечение необходимых пропорций в распределении и использовании денежных ресурсов;
Стимулирование наиболее эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, снижение себестоимости продукции и выявления внутрипроизводственных резервов.
Выполнение этих задач реализуется через:
1) основной финансовый план государства - Государственный бюджет и бюджеты всех уровней;
2) кредитный и кассовый план Национального банка и коммерческих банков;
3) балансы и отчеты предприятий;
4) сметы учреждений, которые финансируются из бюджета.
Формирование финансовых планов и прогнозов базируется на двух основных принципах:
1) научной обоснованности;
2) предметно-целевом подходе.
Принципы - это основополагающие элементы системы управления. Принципы определяют характер действия как отдельных подсистем и их элементов, так и механизма в целом.
Научная обоснованность планирования предполагает экономическую обоснованность финансовых показателей, отражение реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированности финансовых ресурсов.
Предметно-целевой подход предусматривает конкретное целевое назначение.
В финансовом планировании используются специальные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый и метод экономико-математического моделирования.
Суть нормативного метода финансового планирования заключается в том, что при расчете финансовых показателей за основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым относятся нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров (работ, услуг), оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального назначения и т.п.
Нормативный метод достигает наибольшей эффективности при условии, что нормы и нормативы соответствуют таким требованиям: они должны быть научно-обоснованными; прогрессивными (ориентированными на лучший опыт); длительного действия; стабильными.
Расчетно-аналитический метод финансового планирования основывается на фактических показателях финансовой деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за прошедшие годы и период, предшествовавший предплановом году, устанавливается исходная база планирования. Затем определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их влияния. На основании базовых показателей, а также коэффициентов, характеризующих финансовые показатели на плановый период. Это достаточно трудоемкий метод, требует значительной аналитической работы, однако на сегодня его применения является самым реальным.
Балансовый метод в финансовом планировании предполагает соответствие расходов источникам их покрытия и взаимосвязь всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. Сейчас этот метод приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от заработанных ими средств и предприятия должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.
Весьма перспективным является метод экономико-математического моделирования. Основывается он на разработке математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью переменных входных показателей и находить оптимальные решения.
Финансовый рычаг является средством действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Привлечение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, проводить единую политику в сфере финансов, обеспечить финансовую дисциплину.
Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, лимиты и резервы.
Информационное обеспечение состоит из разного типа статистической, экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. Сюда относятся сообщения о финансовой устойчивости и платежеспособность партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах на товарном, фондовом, валютном рынках. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.
Основные методы финансового воздействия на социально-экономическое развитие - это финансовое обеспечение и финансовое регулирования.
Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, характеризующие содержание воздействия финансов на различные аспекты развития общества.
Установление приоритетности того или иного метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем большая роль финансового регулирования.
Структурное строение финансового механизма представлена на рис. 2.
Рис. 2.
Финансовое обеспечение регулируется на основе соответствующей системы функционирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Различные формы финансового обеспечения используют на практике одновременно через установка полученного для определенного этапа развития общества соотношения между ими.
Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы являются распределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути, является методом распределения. Есть два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.
В составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется воздействие на различные стороны общественного развития.
Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется в зависимости от задач финансовой политики.
Управление финансовым механизмом основывается на использовании соответствующих рычагов. По направлению своего действия они делятся на две группы: стимулы и санкции.
Кроме того, рычаги управления финансовым механизмом подразделяются на отдельные виды. Прежде всего это принципы, условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, порядок осуществления расходов, условия и принципы финансирования и кредитования.
Условия формирования доходов, накоплений и фондов, а также финансирования и кредитования определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.
Надежность финансового механизма определяется достаточным обеспечением потребностей каждого субъекта в средствах на основе оптимизации соотношения между формами финансового обеспечения.
Чрезвычайно важную роль в системе управление финансовым механизмом играют нормы и нормативы, особенно при применении нормативного метода распределительных отношений.
Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.
Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их воздействия на отдельные стороны социально-экономического развития.
Финансовыймеханизм. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, припом ощи которого происходит осуществление всейдеятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Финансовый механизмподразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство.В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетногоустройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатываетсявся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значениедля реализациивсей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо однаиз сторон этих отношений- агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственныхфинансовых отношений на частных предприятиях.В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направленияих использования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирования, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Типыфинансовой политики. Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейсяразличными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основныхтипа:
1) классическая;
2) регулирующая;
3) планово-директивная.
I. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходови налог ов, обеспечение условий для формированияи исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений.
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья.
Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.
В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует “конструкцию финансового механизма”, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.
Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие.
Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.
В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый механизм - совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. Цель финансового механизма - это обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков, а также взаимодействия между ними. Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.
Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.
Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма предприятия, как пять взаимосвязанных элементов:
- финансовые методы . Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
- финансовые рычаги . Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, и т.п.
- правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.;
- нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.;
- информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения..
В структуру финансового механизма входят следующие элементы :
1. Система регулирования финансовой деятельности , которая включает:
Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:
Государственное финансирование и другие внешние формы финансирования предприятия.
Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов внеоборотных активов за определенную плату на предусмотренный период.
Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственная экспертиза инвестиционных проектов).
3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления , чистый денежный поток, дивиденды , пени, штрафы, неустойки, прочие экономические рычаги.
4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:
Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
Прочие виды финансовых инструментов.