Фокус внимания на разных уровнях сознания. Правильный фокус внимания

Фокусировка внимания

Основополагающим навыком, с точки зрения улучшения своих способностей видеть и слышать происходящее вокруг, является умение фокусировать своё внимание на объекте наблюдения. Для того чтобы этому научиться, можно использовать упражнение, применяемое при подготовке сотрудников полиции, ФБР и ряда других силовых ведомств США. Вот как это делается.

Выберите тихое место, где вам не помешают.

Положите перед собой какой-нибудь предмет, которым вы часто пользуетесь (это могут быть часы, мобильный телефон, зажигалка, ключи от квартиры и т. п.).

Сосредоточьте всё своё внимание на выбранном предмете, не меняя положения головы, рассматривайте его, подмечая цвет, форму, мельчайшие детали, царапинки, сколы и т. п. Все ваши мысли должны быть о рассматриваемом предмете.

Для начала будет неплохо, если вы сумеете сохранять фокус своего внимания 15–30 секунд. Постепенно доведите это время до 2 минут.

Если вы заметите, что во время фокусировки внимания у вас возникают мысли, не связанные с рассматриваемым предметом, например: «Зачем я трачу время на эту ерунду?», значит, ваш навык ещё недостаточно отработан. Не прерывайте упражнение, просто сконцентрируйте свои мысли на объекте наблюдения.

По сути, в ходе этого упражнения вы учитесь контролировать саккадические движения глаз, о которых говорилось в начале данной главы. В результате вы сможете получать более точную информацию о наблюдаемом объекте.

Когда вы научитесь удерживать выбранный предмет в фокусе своего внимания в течение 2 минут, необходимо постепенно усложнять упражнение, вводя отвлекающие факторы.

Для начала это может быть приглушённая музыка, доносящаяся из радиоприёмника или плеера. Тренируйтесь до тех пор, пока не сможете концентрироваться на рассматриваемом предмете, полностью игнорируя звучащую мелодию.

Когда вы научитесь справляться с музыкой, замените её звуками речи. Для этого переключитесь на передачу, участники которой постоянно ведут дискуссии.

Следующим этапом будет сохранение фокуса внимания на фоне звуков художественного фильма с напряжённым сюжетом. Экран телевизора можно либо завесить, либо отвернуться от него.

По мере освоения навыка фокусировки внимания можете постепенно увеличивать громкость источника отвлекающего звука.

Когда достаточно громкие звуки перестанут быть для вас проблемой, можно ещё более усложнить задачу, положив рассматриваемый предмет вблизи экрана включённого телевизора, по которому транслируется интересная передача или фильм.

Освоив данное упражнение из неподвижного положения, необходимо перейти к его выполнению в движении. Приближайтесь, удаляйтесь или обходите выбранный предмет, фокусируя на нём своё внимание. Когда вы сможете сохранять фокус своего внимания на объекте наблюдения в ходе перемещений, можно перенести тренировку в реальную жизнь. Двигаясь по улице, выберите подвижный или неподвижный объект (человека, вывеску, автомобиль и т. п.) и удерживайте на нём своё внимание.

Дополнительным результатом регулярных упражнений по фокусировке визуального внимания является выработка умения смотреть цепким пристальным взглядом, который могут выдержать далеко не все собеседники. Такой навык в определённых ситуациях может оказаться весьма кстати.

Приведённое упражнение по концентрации внимания описано на примере работы со зрением. Практически по той же самой схеме можно тренировать навыки работы и со слуховыми, и с тактильными, и с обонятельными ощущениями.

Если вначале вам покажется слишком сложно концентрироваться только на слухе, вы можете какое-то время заниматься подготовительным упражнением. Оно сводится к тому, что вы, находясь в удобной позе, с закрытыми глазами начинаете прислушиваться к звукам, которые вас окружают. Ежедневно выполняя это упражнение в течение 5 минут, вы быстро ощутите прогресс, ваш слух обострится, вы научитесь выделять один звук на фоне других. Затем надо стараться определить то, где расположен источник звука, на котором вы фокусируетесь, и насколько он от вас удалён.

Овладев умением фокусироваться на объекте, надо переходить к формированию навыка переноса внимания. Упражнение для отработки этого практически полностью аналогично описанному выше. Просто, достигнув концентрации внимания на одном объекте, вы переносите его на другой, затем на третий и т. д. По мере освоения этого навыка можно переходить к переносу внимания с визуального образа на звук, и наоборот. Концентрируясь на одном из объектов или звуков, важно не терять остальные из виду, используя периферийное зрение.

На начальном этапе для освоения навыка переноса внимания лучше выбирать предметы, находящиеся на примерно одинаковом удалении от вас, либо звуки приблизительно одинаковой громкости. Затем можно переходить к переносу внимания с близко расположенного объекта на удалённый (а также с тихого звука на громкий), и наоборот.

Упражнение по фокусировке зрения на предметах, находящихся на разном удалении от вас, также может использоваться для сохранения полной функциональности зрения. Многим из нас приходится на работе длительное время непрерывно фокусироваться на близко расположенном предмете (документе, дисплее компьютера и т. п.), кроме того, мы, городские жители, большую часть времени проводим в помещениях, а объекты, на которых мы концентрируем своё внимание, обычно расположены не далее пары метров. Со временем это может привести к возникновению нарушений аккомодации глаз, в результате которых утрачивается способность фокусироваться на удалённых объектах. Ежедневное выполнение упражнений по перефокусировке зрения в течение 3–5 минут существенно снижает риск появления близорукости.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

2. Фокусировка на единственной идее или предмете Когда разум неустойчив, перескакивает от одной мысли к другой, он приходит в возбуждение. Когда же разум сфокусирован на единственной идее или предмете, он успокаивается сам собой.Игрокам в гольф это хорошо известно. Когда

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

НАПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ «Который час?»«Сколько тебе лет?»«Тебе понравился суп?»«Не хотпитпе ли еще кофе?»«Какой сейчас курс американского доллара по отношению к японской йене?»«При какой температуре плавится пластик?»Все вопросы служат способом направления внимания. Мы

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

15. Виды внимания По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Переключение внимания Вы задаете мне вопрос: «Почему вы нам рассказываете про психолингвистику?» На это я отвечаю: «Психолингвистика очень важная вещь! Но система психологической подготовки включает в себя целый ряд параметров. Один из них, например, – комплексная

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

Фокусировка То, как человек фокусирует свой взгляд, опытному физиогномисту скажет больше, чем все остальное вместе взятое. Человек, неуверенный в себе, не имеющий ясно выраженных целей, зачастую ничего не добившийся в жизни, как правило, не смотрит прямо на собеседника,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Маленький шизоид обладает фантастической способностью к концентрации внимания и превосходит в этом остальных детей. Занявшись любимым делом, он способен полностью отключаться от действительности и растворяться в лишь одному ему понятной

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ Здоровый ребенок. У ребенка постоянные проблемы с концентрацией внимания. Если циклотимик имеет эти проблемы в силу своего неуемного интереса к миру, то ис–тероидному ребенку трудно концентрироваться на чем–либо, кроме своей особы. Однако он

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Характеристики внимания Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

День 18. Фокусировка Каждый человек обладает мощной внутренней энергией, на которой держатся жизнь, эффективность, трудоспособность, мысли, эмоции. Эта энергия почти не ограничена.Зачастую люди тратят энергию на пустые разговоры, просмотр телепередач и так далее. Одна из

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Что такое фокус зрения приблизительно знают все. То слово, которое вы сейчас читаете, находится в фокусе вашего зрения. И сейчас фокус вашего внимания совпадает с фокусом вашего зрения.

Но вы можете, не меняя направления взгляда, сосредоточиться на каком-то предмете, который находится на периферии (например, вы можете смотреть на монету в центре фотографии и не меняя взгляда пытаться разглядеть темное пятно в правом углу). В том случае фокус вашего зрения это одно, а фокус внимания – совсем другое. Так же вы можете сконцентрироваться на звуке – и тогда фокус вашего внимания будет в А канале. И, естественно, он будет отличаться от фокуса вашего зрения.

Внимание и транс

Внимание – это фокус восприятия нашего мозга. Мы не можем воспринимать всё – есть предел количества информации, которая может попасть внутрь. При чём можно говорить о двух областях – сознательного внимания (первое внимание) и бессознательного (второе внимание).

Устройство внимания больше всего напоминает свет от фонарика – в центре яркое пятно, в котором всё видно хорошо и размытый слабый свет по бокам – в нём видно хуже, но зато площадь больше.

Фонарик можно отрегулировать так, что изменится площадь фокуса, например весь свет соберётся в центре или наоборот освещаемая площадь станет намного больше (хотя может и не столь яркой).

Ещё одна вещь с фонариком: вы можете настроить его так, чтобы яркость центрального пятна стала больше. Или, наоборот, яркость периферийной области возросла.

    Правда обычно для этих шуток нужны игры с напряжением батареек.

В этом случае увеличивается или уменьшается разница «яркостей» между центральной областью и периферией.

Еще одна характеристика – куда светить. Внутрь комнаты или наружу. Это соответствует обращению внимания внутрь или наружу. В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс . Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.

Итого внимание может перемещаться в пространстве координат: маленький – широкий фокус, маленький – большой контраст, наружу – внутрь. При этом только центральная область – это область "нормального" состояния – всё остальное это различные виды транса .

Получается, что "нормальное" состояние – это когда задействованы разные способы восприятия, есть определённый баланс. Транс наступает, когда какой-то способ восприятия начинает превалировать.

Есть ещё пространство каналов. При узком фокусе – концентрация только на одном канале. А при широком – возможен одновременный доступ сразу ко всем каналам (синестезия).

Аптайм - даунтайм

Обычно состояние даунтайм (downtime) всем нам хорошо знакомо: это состояние погружённости в себя. Только внутренние образы, звуки и ощущения. Наиболее заметный пример этого состояние - сон.

UpTime знаком несколько меньше. Вернее знаком, но многие не считают его трансовым состоянием, хотя все физиологические признаки у него присутствуют. Это состояние, когда ваше внимание полностью снаружи. Никакого внутреннего диалога, оценки. Обычно нет ощущений. Всё целиком снаружи. Характерный ситуация - прислушиваетесь, когда кто-то тихо говорит. Или пытаетесь что-то разглядеть в сумраке. И если в состоянии аптайм хорошо слышны внешние звуки: тикание часов, шум на улице, гудение вентилятора, то в даунтайм всего этого нет. Зато может быть внутренний диалог или какие-то внутренние шумы.

Размер фокуса

Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные. А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону. Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.

Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше. Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.

Можно видеть лес – можно видеть деревья. Но по одному.

При расширении фокуса первое внимание может распространиться, например, на всю видимую область. При сужении оно может быть очень маленькую площадь – вы пытаетесь разглядеть что находится на кончике иглы. Если говорить об аудиальном канале – то можно воспринимать разговор людей в комнате как общий шум, а можно прислушиваться к словам одного-единственного человека.

Контраст

Если размер фокуса объяснить просто, то разницу в интенсивности несколько сложнее. Между фигурой и фоном всегда будет некое различие в интенсивности восприятия (контраст). Оно может быть достаточно небольшим, а может быть просто колоссальным. Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем эту разницу. Например, яркость. Или, громкость. Ясно, что внутреннюю.

    Эта характеристика в электронике называется соотношение сигнал/шум. Чем это соотношение выше – тем прибор более высокого класса. Что сильно сказывается на цене музыкальных центров.

Соотношение интенсивностей:

Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте – например, в метро. Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктофон. С расстояния, на котором вы его слышите – ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно "собрав" гештальт. При этом многие могут практически не слышать шума метро. В этом случае ещё и уменьшается громкость фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.

Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальный контраст. Так приблизительно устроены навязчивости : у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и фоном. Часто фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём. Выделять как фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте.

Фразы, которые сообщают о Большом Контрасте.

Этот мужчина меня заинтересовал.

Этот дом привлекает внимание.

Это мне интересно.

Я напряг внимание.

Маленький Контраст характерен при рассеянном внимании. Например, когда муж с тоской бредёт по отделу женской одежду вслед за женой – его взгляд расфокусирован, он им "пробегает", но ничего особо не выделяет. Или при медитации, класса "успокоить ум". Вы расслабляетесь и ничего не привлекает ваше внимание.

Мне скучно.

Здесь нет ничего интересного.

Ничто не привлекает внимание.

Он рассеянно смотрел по сторонам.

- Большой Контраст – это всегда напряжённое внимание?

Нет конечно. Это не столько напряжённое, а скорее собранное внимание (в отличие от рассеянного при Маленьком Контрасте). Хотя, конечно, оно может быть и напряжённым, если для того, чтобы его вызвать и удержать вы прикладываете усилие. Но это касается и рассеянного внимания – оно может быть рассеянным и напряжённым одновременно. Вопрос в опыте и привычке.

Большой Контраст больше связан не столько с напряжением, сколько с неподвижностью внимания. При Маленьком Контрасте внимание скачет (если только не широкий фокус – тогда просто скакать некуда), при Большом – неподвижно. Это касается крайних точек. Переход от Большого к Маленькому контрасту будет характеризоваться увеличением количества отвлечений.

- Получается, что высокий контраст это хорошо?

Пропускная способность сознания ограничена. Если вы очень увлечены чем-то, на остальное вы не обращаете внимания. Можно пропустить много полезного или просто попасть в проблемную ситуацию. При рассеянном внимании вся информация обладает одним уровнем важности – никаким. И пока там не появится что-то стоящее (об этом может сообщить бессознательное) внутрь попадает намного больше.

- А что происходит, если фигура сравняется по интенсивности с фоном?

Либо что-то другое станет фигурой. Как в картинке с лицами и вазой. Либо ваза становится фигурой, либо лица. Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая. Потому что можно усиливать фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность (критической субмодальности) фигуры – когда ее интенсивность уменьшится до уровня фона – вы скакнёте в другой канал. Либо выделите что-то другое как фигуру.

Интенсивность и размер фокуса

Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между фигурой и фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше. Вспомните, когда вы прислушиваетесь вечером где-нибудь в лесу. Довольно тихо снаружи, но идёт общее усиление фона. Помните фразу: «Так тихо, аж в ушах звенит». Внутренняя громкость большая. При этом фокус внимания довольно широк. Точно так же в шуме метро можно настроиться как на голос одного человека, так и вообще на разговоры всех людей в вагоне. Это – игра с размером фокуса.

Упражнения

Шкалирование аптайм – даунтайм

Этот вариант шкалирования принципиально ничем не отличается от шкалирования Адреналинового Барометра или Шкалировния Эмоции.

По шагам

1. Шкала.

Сначала нам нужна шкала. С одной стороны максимум состояния аптайм (+10), с другой стороны даунтайм (-10), посередине – (0) Нормальное Состояние.

Шкалу эту нужно представить на полу. Так, чтобы по ней можно было походить туда-сюда. Удобнее всего получается 3-5 метров.

Здесь плюс и минус не означает хорошо или плохо – просто так удобнее обозначать разницу в состояниях, иначе придётся всё время определять: 6 баллов аптайм. Это просто не очень удобно. Если вам нравится – можно сделать аптайм минусом, а даунтайм – плюсом.

Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь. Но должен быть действительно максимум состояния.

аптайм – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Нет никакого внутреннего диалога или галлюцинаций – всё снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.

даунтайм – вы максимально внутри. Вы сосредоточены на внутреннем процессе: вспоминаете, придумываете, рассчитываете. Практически ничего не попадает снаружи – ваше внимание полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно. Ну, прямо как сейчас.

3. Плавный переход.

Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Плавный!

Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Состояние должно расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая. Короче, походите туда-обратно. Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.

4. Шкала работает.

А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте. Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики.

5. Шкала двигается сама.

Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама. Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось? Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит. В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.

Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.

6. Тренировка.

Естественно, нужно потренироваться в использовании такой замечательной штуки. Опробуйте переход в ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д. Переходов десять – пятнадцать. Старайтесь с каждым разом переходить как можно быстрее. И если в начале стоит делать небольшие шаги, балла по два-три, к концу тренировки стоит делать разброс баллов в пятнадцать- двадцать.

Ну, вам понравилось? Отлично!

В принципе, это упражнение можно делать полностью внутри – мысленно определяется нулевое и максимальные значение, потом внутренне человек меняет состояние, сопоставляя его со значениями шкалы. Хотя, по опыту, выравнивать состояние ходя по полу проще, чем мысленно внутри.

Так же можно немного по другому сделать только четвёртый и пятый шаг. После того, как человек сделал плавное распределение состояния, можно не предлагать ему явную визуальную метафору, а предложить найти метафору самому.

А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…

Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией . Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.

По шагам кратко

1. Шкала.

Представьте на полу шкалу от -10 до +10 длиной 3-5 метров.

2. Состояние в крайних точках.

Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь.

10 аптайм – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.

10 даунтайм – вы полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

0 Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно.

3. Плавный переход.

Пройдитесь по шкале два-четыре раза, достигая плавного перехода состояния от -10 до +10.

4. Шкала работает.

Проверьте: если вы двигаетесь по шкале, состояние тоже меняется.

5. Шкала двигается сама.

Теперь можно не ходить по шкале, а представлять, что она двигается сама – и меняется ваше состояние.

6. Диктант.

Пройдите через ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д.

Шкалирование Широкий – Узкий фокус внимания

Аналогично предыдущему, только заменяется то, с чем вы работаете. Поэтому я пропишу только второй шаг – вызов состояния.

    Соответственно – широкий фокус можно обозначить плюсом, узкий – минусом.

(+10) Широкий фокус : лучше, когда есть перспектива. Вы немного расфокусируете зрение и пытаетесь держать в фокусе внимания всё, что вы видите перед собой. Или для аудиального канала: когда есть группа разговаривающих людей, и вы просто слышите создаваемый ею шум. В кинестетике – вы воспринимаете тело целиком, как единое целое.

(-10) Узкий фокус: вы выбираете какой-то маленький объект и полностью концентрируетесь на нём. Чем меньше (по "площади" восприятия, тем лучше). Это может быть угол окна в доме напротив или пятнышко на потолке; голос одного человека в группе или только один инструмент в симфонической музыке; ощущение кончика указательного пальца правой руки или середины ладони левой руки.

(0) Нормальное состояние: средний размер фокуса. Большая часть воспринимается вторым вниманием, но определённая, заметная часть – первым, сознательным вниманием.

Это немного связано с парой: восприятием целого – восприятием части. Но несколько шире. Здесь важно именно размер соотношений – в случае Большого Фокуса первое внимание занимает практически всю "территорию": если вы слушаете музыку, кроме нёё воспринимается и шум на улице и мяукание кота. Кроме дома напротив вы держите в фокусе и дома за ним, и деревья, и людей на улице – вы видите город. В случае Маленького Фокуса вы выбираете что-то очень маленькое по отношению ко всему остальному, что вы воспринимаете в данном канале: кончик пальца, пятнышко на потолке, шорох в углу комнаты.

Шкалирование Контраста

(-10) Небольшой Контраст: рассеянное внимание. То, что вы наблюдаете неважно и не привлекает внимания. Оно рассеянно перебегает с книги на стол, со стола на стул, со стула на диван, с дивана на потолок. Вы воспринимаете, объект выделен, но соотношение между интенсивностью фона и интенсивностью объекта очень небольшое.

    Напоминает некоторые варианты медитаций, при которых нужно "успокоить ум".

(+10) Большой Контраст: очень концентрированное внимание, практически навязчивость. Вы полностью настраиваетесь на какой-то объект (независимо от размера), он захватывает полностью ваше внимание, фон практически исчезает. Внимание не скачет, а полностью сконцентрировано на объекте. Например, когда вы смотрите очень интересный фильм или напряжённо смотрите на секундомер, ожидая времени для старта. Когда вы напряжённо прислушиваетесь к чему-то голосу.

    Ближе к медитациям, в которых идёт концентрация на определённом объекте.

(0) Нормальное состояние: внимание не слишком концентрировано, но при этом и не рассеянно. Есть что-то важное и интересное, но внимание отвлекается и на другие объекты.

Тренировка

Плавные переходы

Тренируйте плавные переходы, для каждой из осей, например от Широкого Фокуса к Узкому: воспринимаете город за окном – дом напротив – балкон – окно – форточка – ручка форточки… Потом в обратную сторону.

По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

Быстрый переход

Максимально быстро переходите из одного крайнего положения в другое, например для Контраста: рассеянно слышу звуки вокруг – напряжённо прислушиваюсь к голосу за окном.

По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

Пространство Фокуса Восприятия

Потренируем переходы с управлением фокусом внимания. Тут ещё и каналы добавляются…

Упражнение состоит в том, что вы меняете по очереди одну "координату" фокуса внимания, стараясь каждый раз выставить её по этой координате на максимум (+10 или –10).

Если идти только по крайним точкам, то мы получим кучу вариантов внимания: от полного "минуса" (Внешнее – Узкий Фокус – Маленький Контраст) до полного плюса (Внутреннее – Широкий Фокус – Большой Контраст). При желании можете посчитать количество вариантов (должно получиться восемь). Плюс три канала…

    Для кинестетики внутри и снаружи – не совсем корректно. Но пусть внутри – это воспоминания об ощущениях и внутренние переживания. Тогда внешнее – это будет ощущения кожи.

Я не буду очень подробно прописывать – занятие крайне утомительное, покажу общий принцип. Составляете таблицу координат фокуса внимания:

Внутри/Снаружи Ширина Контраст Канал Точка внимания

сконцентрируйтесь на пятне на потолке

с интересом рассматривайте всю комнату, как единое целое

закройте глаза, представьте себе комнату целиком ярко и максимально резко

сделайте образ комнаты серым, размытым, удалите его

обратите рассеянное внимание на элементы мебели в образе комнаты, оно может рассеянно перебегать с одного на другое

переместите рассеянное внимание на звуки вокруг, рассеянно перебирая их

рассеянно слушайте всё звуки вокруг

напряжёно вслушивайтесь во все звуки вокруг

переместите напряжённое внимание на ощущение всего тела целиком

сконцентрируйте напряжённое внимание на кончике указательного пальца

рассеянно перемещайте внимание по маленьким участкам собственного тела

рассеянно воспринимайте всё тело, как единое целое

Удержание внимания

Выбрали точку в осях координат и удерживайте этот тип восприятия заданное время. Начинать лучше с 3-5 минут. Стараться довести до 20-30 минут (обычно, если можешь удержать полчаса, то можешь удержать нужный способ восприятия сколько нужно).

Точка не обязательно крайняя – это скорее всего глубокий транс, выберите что-то попроще: +3, 4, 2.

Не менее 30 минут в день.

Зачастую успех концентрации внимания зависит от общего настроя человека на определенное дело или событие, которое он считает важным. Рекомендации же по настрою предельно просты, и в реальной жизни обычно хватает только их для значительного повышения эффективности своей деятельности.

Во-первых, чтобы хорошо сфокусировать свое внимание на исполнении нужной вам задачи или понимании сути происходящего, необходимо прежде всего заниматься в определенный момент времени только этим делом (или рассмотрением какой-либо одной ситуации). Все отвлекающие, пусть даже и приятные факторы (вроде социальных сетей, игр, прогулок и т.п.) оставьте на потом, например, в качестве награды за успешно завершенное дело.

Прочие задачи также следует исполнять после текущей. Сразу несколько задач не следует делать одновременно. Увы, это особенности человеческого мозга – он не может концентрироваться в одно время сразу на выполнении сразу нескольких дел (или рассмотрении нескольких ситуаций), тем более совершая каждое из них с такой же эффективностью, как если бы занимался решением только одной задачи.

Во-вторых, коль скоро вы чем-то занимаетесь (а особенно, если вы занимаетесь этим по своему выбору), делайте это с удовольствием. Положительное отношение к какому-либо процессу очень способствует концентрации внимания на нем.

Если ваша деятельность – ваш выбор, то уважайте его и получайте удовольствие.

Если это не ваш выбор, но ситуация другого не оставляет – все равно получайте удовольствие от преодоления ситуации, от вашей несгибаемой воли, которая с легкостью справляется с препятствиями и позволяет вам концентрироваться на поставленной задаче. Не у многих людей есть такая воля.

Если это не ваш выбор и вы не в безвыходной ситуации, то имеет смысл сперва обдумать стратегическое направление вашей жизни, прежде чем концентрироваться на каких-то задачах.

Обеспечение рабочего окружения

Чтобы выполнять поставленные задачи или отслеживать суть ситуаций с большой концентрацией внимания, кроме психологического настроя может потребоваться учет некоторых других факторов.

Во-первых, вам необходимо организовать спокойное место, где нет лишних людей, шума, мелькающего в поле зрения телевизора и прочего подобного. В рабочем пространстве должны быть приемлемые освещение, температура, влажность, приток свежего воздуха; иначе рано или поздно что-то из этого неправильно подобранное начнет вас отвлекать. Помимо того, ваше рабочее место должно быть понятно и удобно для вас организовано, иначе вы также будете сильно отвлекаться, пытаясь найти нужные вам бумаги, ручку или еще что-то, необходимое для исполнения ваших задач.

Во-вторых, вам необходимо учитывать физиологические факторы. Недостаток сна определенно снижает способность к концентрации внимания. Голод и жажда также заставляют отвлекаться и думать только о средствах к их утолению.

В-третьих, занимайтесь планированием. Вы должны четко понимать, что вы хотите сделать и в какие сроки; какие затраты вам при этом предстоит понести. Ставьте цели и разбивайте их на задачи, учитывая свои возможности для их выполнения. Для каждой задачи отводится определенный промежуток времени, в течение которого вы будете спокойно сфокусироваться только на ней, не боясь что-то не успеть (ибо вы все прекрасно спланировали и рассчитали).

У человека нет таких приборов, чтобы он мог непосредственно определить фокус своего внимания, но, несмотря на это, внимание существует как инструмент, и умение им управлять является основным фактором, определяющим восприятие, поведение и судьбу человека. Но как же его распознать, если его нельзя ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать? Для того чтобы научиться им управлять, его надо научиться осознавать так же, как осознаются глаза, руки, ноги и т.д.

Если вы захотите изменить свою походку, необходимо осознать, что у вас есть ноги (не обязательно давать им оценку или какое-либо описание, а просто почувствовать их), а для того чтобы что-то сделать руками, необходимо сначала осознать, что у вас есть руки. Для того чтобы похудеть или стать сильнее, необходимо осознать своё тело и т. д. Точно так же следует осознать, что фокус внимания - это инструмент, подобный рукам, ногам или зрению, но только невидимый вам.

Чтобы было легче понять, как работает фокус внимания и как им можно управлять, пронаблюдайте за тем, как вы можете изменять фокус своего зрения:

Возможно, вы не раз замечали, что фокусируясь на каком-то определённом предмете или событии, вы можете перестать замечать то, что происходит вокруг вас, а если какая-либо мысль сильно отвлекает ваше внимание, то вы можете полностью перестать обращать внимание на происходящее вокруг. Это происходит потому, что при слишком сосредоточенной фокусировке на чём-либо одном остальные события или предметы начинают становиться невидимыми для вас, так как выпадают из фокуса вашего внимания.

Всё дело в том, что глаз только преобразует окружающую энергию в электрический сигнал, который затем поступает в мозг. Восприятие происходит в вашем уме. Фокус вашего зрения, то, что вы видите, как вы видите, как воспринимаете происходящее и что при этом замечаете, а что нет, определяет фокус внимания вашего ума.

Но фокус внимания может также управлять не только вашим зрением. Подобную аналогию фокусировки внимания можно пронаблюдать и со слухом. Когда вы находитесь в толпе людей и, возможно, фокусируетесь на каком-то диалоге, происходящем недалеко от вас, то вы тут же начинаете создавать в своём воображении определённую картинку, выхватывая из диалога слова и придавая им свою значимость. И представляя себе события, вы начинаете верить в то, что происходит в вашем уме, вовлекаясь в происходящее в нём, переставая замечать и слышать всё остальное, происходящее вокруг вас. Такая избирательность обусловлена фокусом вашего внимания.

Если фокус внимания перенести на саму толпу, то вы услышите то, что сможете назвать просто шумом, который издаёт толпа. И вы сможете заметить, как изменилось ваше отношение к происходящему. Теперь вы можете воспринимать не отдельное событие, выхваченное из толпы, а всю толпу как единый организм, чувствовать её состояние и настроение. Перенеся же внимание на своё тело, вы сможете почувствовать, что в нём происходит. Это позволит вам наблюдать своё поведение в толпе, понять механизмы взаимодействия с ней, что даст вам возможность в какой-то степени влиять на определённые события, которые происходят в вашей кажущейся жизни.

Обращали ли вы внимание на то, как совершенно по-разному воспринимают люди одно и то же событие или окружающий их мир? Вот сейчас, например, у одного за окном постылая осень, настроение депрессивное, неприятности чередой, враги кругом. А у другого – «в багрец и золото одетые леса», яркие фотографии, путешествия, друзья, события интересные. Давайте порассуждаем: почему мы все смотрим на одно и то же, а замечаем разное? А может быть каждый человек видит то, что хочет? В чем же отличие?

Можно ответить так — у этих людей разный фокус внимания. Сформулируем определение, фокус внимания – это умение достигать высокой степени концентрации на объекте, способность фильтровать и выбирать из огромной массы информации именно то, что необходимо. Это один из инструментов, который есть у каждого человека, только некоторые из нас умеют эффективно использовать этот бесценный ресурс, а другие тратят его впустую. Где мы его используем? Вот, например, мой сын, когда был маленьким и открывал для себя мир автомобилей, то во время прогулок по улице только на них и обращал внимание. У меня возникало ощущение, что дома и люди становились для него невидимыми, он видел только машины, в магазинах – книги про машины и игрушечные машинки, на аттракционах – автодром. Итак, сначала концентрация, затем погружение в предмет изучения, сосредоточение на нем и удержание внимания.

Умение управлять фокусом внимания является основным фактором, который определяет восприятие, поведение и судьбу человека. Если мы хотим прожить свою жизнь хорошо, нам нужен живой и внимательный ум, способный удерживать три типа фокуса: внутренний, внешний и направленный на других. Внутренний фокус внимания позволяет нам сонастроиться с собственной интуицией и базовыми ценностями. Фокус внимания, направленный на других, оттачивает наши связи с другими людьми. А внешний фокус внимания помогает нам прокладывать свой путь в большом мире.

Именно внимание выбирает из великого разнообразия доступной информации именно ту, которая необходима вам. Извлечение информации из памяти, помещение её в фокус сознания, сравнение, оценка, принятие решения - все эти процессы задействуют возможности нашего мозга. Наше внимание непрерывно скачет, переключается на более яркие ощущения, будь то зрение или запах, слух, даже чувства приходят через него.

Человека, умеющего контролировать своё сознание, отличает способность произвольно фокусировать внимание, не отвлекаться и поддерживать концентрацию ровно столько, сколько требуется для достижения цели, не больше. Личность, способная на это, как правило, умеет и наслаждаться повседневной жизнью.

В этой статье мы поговорим о фокусе внимания, направленном на других. Как узнать, есть ли он у вас, если его трудно почувствовать и невозможно увидеть?

Шаг 1. Осознание.

Для начала его надо научиться осознавать, так же как осознаются глаза, руки, ноги. Для того, чтобы стало легче понять, как работает фокус внимания и как вы можете им управлять понаблюдайте за тем, как вы можете изменять фокус своего зрения. Глаз только преобразует окружающую энергию в электрический сигнал, который затем поступает в мозг. Восприятие происходит в вашем уме. Фокус вашего зрения, то, что вы видите, как вы видите, как воспринимаете происходящее и что при этом замечаете, а что нет, определяет фокус внимания вашего ума. У всех это выражено по-разному, важно понимать, как все устроено лично у вас. Задайте себе следующие вопросы: На что именно я обращаю внимание в первую очередь при знакомстве? Вижу ли я детали или воспринимаю образ в целом? Нравится ли мне наблюдать за поведением людей? На чем я всегда фокусируюсь? Смотрю ли я на жесты? Что я чувствую? Попробуйте представить себя на месте свидетеля, которому необходимо составить фоторобот и подробно описать внешность действующих лиц придуманного инцидента.

Шаг 2. Тренировка.

Например, можно потренировать ваше выборочное внимание следующим образом: за рулем в пробке разглядывать лица водителей и их мимику. Или вот таким, для женщин, которые идут пешком: смотреть на шарфы и косынки на прохожих. Подмечать цвета, форму, ткань, марку. Представили себя? Любознательный, пытливый взгляд. Заодно понаблюдайте и за реакцией окружающих. Выберите сферу своих интересов и придумывайте сами для себя задания на то, как научиться замечать детали в окружающих вас людях. Превратите это в игру, и отмечайте, как новые наблюдения расширяют зоны вашего внимания.

Шаг 3. Привычка.

Переведите внимательность в привычку, добавляйте все новые акценты. Расширяйте свои вопросы в область чувств: что чувствует сейчас человек? А что происходит со мной, что чувствую я? Подобную аналогию фокусировки можно наблюдать и со слухом. Как я слушаю людей? Формируется ли у меня целая картина или я выхватываю отдельные диалоги и концентрируюсь на них? Тренируйтесь одновременно наблюдать и слушать окружающих вас людей. Относитесь к этому как к увлекательному процессу наблюдения и исследования. Внимание действительно работает как мускул: если вы его не используете, оно атрофируется; если вы его тренируете, оно растет.

Изучив механизм фокусировки внимания, постоянно практикуя и совершенствуя его, вы научитесь понимать как он работает и каким образом, направляя, расширяя или сужая его, можно при его помощи управлять своим восприятием, состоянием, эмоциями и своей жизнью.



Поделиться