Фотограф птиц в дикой природе. Теперь ваша очередь

Фотография птиц рассматривается многими фотографами, как наиболее сложная часть фотографии дикой природы. Съемка пернатых в полете, безусловно, самый трудный вид фотографирования птиц в принципе. Однако, обладая некоторыми знаниями и пользуясь профессиональными методами, можно значительно улучшить собственные навыки и отточить личное мастерство. Ваши фотографии летящих птиц будут получаться наиболее выразительными и впечатляющими.

В этом уроке фотографии собраны советы профессионалов, специализирующихся на фотографировании птиц, о том, как сделать красивую фотографию парящей птицы. Давайте посмотрим, что они рекомендуют и выделим для себя наиболее интересные моменты, как правильно фотографировать крылатых.

Основные требования к оборудованию для фото летящих птиц

Фотографирование птиц в полете может создать реальную проблему для камер и объективов. Фототехника должна быть в состоянии сосредоточиться на быстро движущейся цели и оставаться сфокусированной на ней достаточно долго, чтобы произвести снимок, не "отвлекаясь" на фон и не включая в фокус ненужные детали.

В идеале техника должна уметь автоматически устанавливать правильную экспозицию в быстро меняющихся сценах и работать с выдержкой достаточно быстро, чтобы успевать замораживать движение. Наконец, чтобы дать фотографу разумный шанс получить снимок с четкими птичьими крыльями, фотокамера должна быть в состоянии производить достаточное количество кадров в секунду при непрерывной съемке.

Фотосъемка летящих птиц возможна с большинством DSLR-камер. Практически во всех зеркальных камерах есть возможность устанавливать выдержку в пределах 1/4000 секунды или быстрее, это является достаточным, чтобы заморозить практически все действия полета. Топовые камеры в состоянии "выстрелить" три и более кадра в секунду, давая таким образом фотографу возможность получить наиболее интересный ракурс и снимок в целом. Бюджетные камеры "плохи" автофокусом, который реагирует на малейшие изменения в кадре и не "отслеживает" объект. И тем не менее, если фотограф достаточно терпелив и имеет хороший запас карт памяти, то с одной фотоохоты может принести пару вполне приличных кадров, которые могут составить конкуренцию фотографиям, снятым продвинутой фототехникой.

Самыми простыми фотокамерами есть возможность снимать птиц в полете только тех разновидностей, которые летают медленно, например, такие как лебедь-кликун.

Однако нужно помнить, что никакая продвинутая фототехника не в состоянии заменить технических навыков фотографа , которые необходимо совершенствовать день ото дня и начинать развивать свои навыки лучше всего заранее.

Настройте камеру для полета

Для фотографирования полета большинство настроек камеры должны быть такими же, как те, которые используются для съемки птиц в целом: режим экспозиции с приоритетом диафрагмы , широко открытое отверстие для обеспечения максимально возможной скорости затвора, которое может быть использовано при имеющемся уровне освещения.

Для съемки полета, совершенно очевидно, что наиболее важна высокая скорость затвора и работа с приоритетом диафрагмы. Тем не менее, велика вероятность того, что объект будет находится на быстро меняющемся фоне и оптимальным будет использование ручного режима настройки экспозиции. Особенно это важно, когда фон постоянно меняется от неба к растительности или другим темным областям при "отслеживании" птицы.

Вне зависимости от того, выбирает фотограф приоритет диафрагмы или ручной режим, необходимо проверять достаточна ли скорость выдержки, если она не высока, следует рассмотреть вопрос о повышении чувствительности ISO. (мы уже рассматривали в одном из уроков фотографии.) Эта рекомендация не относится к тем случаям, когда фотограф сознательно пытается сделать художественное размытие снимка полета. Но в большинстве случаев в намерения фотографирующего входит получить резкое изображение птицы. Еще стоит отметить, что некоторое размытие крыльев птицы может быть приемлемым или даже желательным, но во всех основных случаях - птица должна быть четкой.

Важным фактором является то, как быстро птица перемещается по площади кадра. В зависимости от этого и от степени освещенности, будет зависеть получите вы в итоге в резкости только голову птицы, а все остальное в размытии, либо же весь объект съемки целиком будет хорошо проработан и можно будет рассмотреть каждое перышко при увеличении. С уверенностью можно сказать, что ваш кадр "делает" 1/125 или 1/1000th секунды.

Nitin Prabhudesai

В зависимости от того летит ли птица прямо, либо перемещается по "волнообразной" траектории, фотограф может регулировать скорость срабатывания затвора. Профессиональный совет в любом случае сводится к тому, чтобы стремиться получить 1/1000 скорости затвора.

Получение высокой скорости срабатывания затвора может быть достигнуто двумя способами: установить широкую апертуру или повысить ISO. Оба способа имеют свои минусы. Широкие отверстия всегда уменьшают глубину резкости, что иногда достаточно критично, особенно если используются недорогие линзы. Это приводит к значительной потере качества изображения. Высокая чувствительность ISO вызывает повышенный цифровой шум, но это почти всегда предпочтительнее, чем размытие изображения от движения или общего дрожания камеры. С качественными объективами такого не будет и f/4 при ISO 800 - вполне рабочие показатели.

Следует еще помнить о том, что даже короткие выдержки для фотографии максимально быстрого движения объекта, могут не полностью заморозить движение, особенно это касается кадров, когда крылья птицы находятся в срединной части амплитуды движения.

Следующий ключевой настройкой является выбор точки автофокусировки. В большинстве зеркалок можно увидеть подсветку активных точек автофокусировки. В теории наиболее оптимальным является вариант, когда все точки активные и можно снимать полет без необходимости удерживать в одной точки автофокуса предмет съемки. На практике эффективность этой функции зависит все-таки от возможностей AF непосредственно самой камеры. Во всех, кроме полнокадровых профессиональных фотокамерах, имеется как правило только одна центральная точка автофокуса. Тем не менее, устанавливайте автофокус на все доступные для камеры точки.

Sitzwohl Bernhard

Последним из ключевых параметров является выбор режима работы объектива. Линзы со стабилизацией имеют обычно два режима настройки, первый из которых выполняет стабилизацию в двух направлениях, тогда как второй работает только в одном. К примеру, если вы отслеживаете птиц, летящих строго горизонтально, второй режим позволит стабилизировать любые вертикальные дрожания, полностью игнорируя отклонения движения птицы по линии полета. В первом режиме работы объектив будет пытаться стабилизировать и малейшее движение и по горизонтали, пытаясь снизить размытости. Это можем привести к рывкам в изображении птицы.

Таким образом, второй режим стабилизации является наиболее удобным для съемки полета. Однако следует помнить, что если фотограф снимает в условиях с хорошим освещением и можно получить высокую скорость затвора (например, 1/4000), лучше даже выключить режим стабилизации.

Многие линзы имеют переключатель ограничения расстояния, позволяя диапазону АФ ограничиваться только полным фокусным расстоянием объектива. Например, если нужно сфотографировать птицу, которая летит на некотором расстоянии, следует установить объектив в дальний диапазон фокусировки (от 10 м до бесконечности). Это позволяет сократить время, которое затрачивает объектив на АФ, что значительно улучшает все возможности фотографа для получения наиболее удачного технического кадра.

В качестве последнего замечания по поводу настроек камеры, нужно отметить, что в профессиональных фотокамерах есть пользовательская функция, которая позволяет самостоятельно определять насколько быстро должен сменяться автофокус. И если интуитивно кажется, что чем быстрее - тем лучше, то практика показывает, что делать нужно с точностью до наоборот.

Быстрое переключение автофокуса приводит к потере слежения, потому что точка автофокуса моментально перемещается от объекта съемки на что-то другое. Наглядно это можно увидеть, когда, например, птица залетела за ствол дерева. Следовательно, лучше всего устанавливать данный параметр таким образом, чтобы делать его относительно медленным.

Основные методы фотографирования полета птиц

1. Не нажимайте сразу кнопку активации автофокуса, как только увидите птицу в видоискателе. Когда птица будет приближаться и, соответственно, увеличиваться в размерах, автофокус будет переключаться. И так будет происходить до тех пор, пока вы будете отслеживать полет и не решите, что "все так, как нужно", чтобы сделать снимок. Именно поэтому располагайте птицу на центральной точке автофокуса и активируйте его полунажатием кнопки в тот момент, когда видите, что птица находится уже на достаточном расстоянии и вы сможете в ближайшее время сделать снимок.

2. Следите за птицей глазами и используйте видоискатель уже тогда, когда готовы сделать снимок. "Стреляйте" короткими очередями и начинайте именно с того момента, когда видите, что по композиции все складывается наиболее правильным образом.

3. Практикуйтесь на больших целях. Снимки крупных птиц являются отправной точкой для начинающих фотоохотников и могут стать прекрасной возможностью развить собственные навыки. Используйте максимальную скорость съемки, доступную для вашей камеры, чтобы максимально увеличить шансы на получение хотя бы одного кадра, который будет не только полностью сфокусированным, но и более совершенным по композиции.

4. Важно: голова птицы всегда должна находиться в фокусе. Это может быть сложным в некоторых ситуациях, например, когда вы снимаете птиц с длинными шеями, которые летят к вам, потому что часто автофокусировка "привязывается" к большому телу, а не к меньшей по размеру голове.

Другая распространенная трудность связана с тем, что АФ фиксируется на ближайшем от фотографа крыле, когда птица расположена практически по всей плоскости кадра. Если света достаточно, можно использовать наименьшую диафрагму. Особенно это хорошо будет работать при съемке крупных птиц, когда глубины резкости достаточно, чтобы вместить как можно больше птиц в фокусе.

Как только вы освоите данную технику съемки, можно будет начинать фотографировать более мелкие экземпляры птичек, и тех, что летают не по прямой линии.

5) Если вы не можете получить приличные результаты на 1/30, попробуйте более высокую скорость затвора, начиная от 1/125, а затем постепенно снижайте скорость, по мере того, как будет улучшаться ваша техника. Единственное, о чем должен помнить каждый фотограф, что изображения, сделанные в технике "между размытое и замороженное" зритель склонен считать дилетантским.

11) Птиц в полете не стоит снимать в пасмурные дни. Наиболее хорошее время для фотографии, когда солнце находится низко к горизонту. Особенно хорошо такой свет работает, когда фотографу удается поймать птицу с поднятыми вверх крыльями, ведь на таком кадре солнце хорошо освещает внутреннюю поверхность крыла, что выглядит всегда эффектно.

12) Обращайте внимание на то, чтобы солнце больше освещало голову птицы, а не хвост.

И всегда помните, что когда речь идет о фотографии, то все правила, которые существуют, существуют для того, чтобы их нарушать. Но нарушать правила можно только в том случае, когда фотограф знает эти правила, тонкости и нюансы и может с умом и вкусом отступать от догм. Немного. Только ради лучшего.

Фотографировать птиц и животных в дикой природе очень интересно, сложно и увлекательно. В этом виде съемке есть свои тонкости и сложности, о которых следует помнить во время работы. В фотографировании птиц важно использовать телескопический объектив, причем модель с максимально большим фокусным расстоянием. Длиннофокусный объектив даст возможность подойти к птице максимально близко и захватить её крупным планом. В фотографировании важно правильное и удачное расположение и используемое оборудование. В этой статье мы поговорим о том, как фотографировать птиц в дикой природе, что для этого требуется и каким настройкам стоит отдать предпочтение.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Место расположения

Сфотографировать птицу в естественной среде обитания можно и в самый обычный день, просто прогуливаясь по парку, но для действительно впечатляющих результатов следует выделить для фотоохоты отдельное время и позаботится о локации. Хорошо было бы однажды найти удачное место, где часто пролетают птицы, или место неподалеку от их места обитания, и фотографировать там регулярно.

Найти удачное место для фотосъемки можно обратившись в интернет, и посмотрев как и где фотографируют другие мастера дикой природы в вашем районе. Знания в орнитологии, безусловно, понадобятся, так как понимание повадок и привычек тех, или иных видов птиц поможет в точной и эффективной съемке.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Чем больше, тем лучше


Sigma 150-500 мм f / 5-6.3

Для съемки животных и птиц лучше всего использовать мощные дальномерные объективы, которые позволяют приблизить объект максимально близко, не тревожа само животное. Если речь идет о фотосъемке птиц в дикой природе, то это особенно актуально, так как многие виды привыкли парить высоко в небе, так высоко, что стандартные объективы просто не в состоянии захватить их крупным планом. Для съемки идеально подойдет объектив с фокусным расстоянием 150-500 мм. Учтите, что на фотоаппаратах с кропнутой матрицей происходит искусственное увеличение расстояния, из-за кропа. Так, тот же объектив Sigma 150-500 мм, с камерой у которой кроп равен 1,6, даст вам фокусное расстояние 240-800 мм.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Быстрая съемка


Использование телеобъектива предполагает, что выдержка будет достаточно быстрой, иначе есть риск создания размытого, или нечеткого изображения. Кроме того, фотографирование движущегося объекта требует от фотографа быстрой выдержкой, благодаря которой можно запечатлеть само движение и скорость. Если вы снимаете при фокусном расстоянии 500 мм, то выдержка должна быть, хотя бы 1/500, а еще лучше 1/1000, так у вас точно получится зафиксировать полет птицы. Быстрая выдержка предполагает большое открытие диафрагмы, и возможно, потребует увеличения чувствительности. Объектив, Sigma 150-500 мм, который мы используем в качестве примера, имеет диафрагменное число f / 6.3. В принципе, в ясную погоду, при f / 6.3 у вас получится фотографировать с выдержкой 1/500, если выдержку придется увеличивать, или делать диафрагму еще уже, то придется повышать чувствительность.

Как фотографировать птиц в дикой природе. Блокировка фокуса и серийная съемка


Не забывайте использовать такую полезную функцию как блокировка автофокуса. С её помощью вы можете зафиксировать внимание камеры на объекте и не зависимо от его перемещения следить за птицей и фотографировать её. Красивые кадры получаются, когда фотографируют птицу в полете, размещая её в кадре немного сбоку. При этом важно оставить на изображении немного места, как бы для полета птицы.

Съемка птиц в дикой природе – это идеальное время для использования серийной съемки, именно в такое время вы можете почувствовать все преимущества серийной съемки. Это та самая фотосъемка, когда разница между 5 и 6 кадрами в секунду очень существенна.

Вокруг нас множество птиц. Они красивы и необычны, привлекают расцветкой и поведением. Съемка пернатых относится к одному из самых интересных и сложных жанров - wildlife-фотографии. Представляем несколько полезных советов и 25 кадров, которые наверняка вдохновят вас на творчество!

Изучите повадки птиц и среду их обитания

Совет, быть может, банальный, но тем не менее - важный. Для съемки диких птиц это просто принципиально необходимое условие, ведь у разных видов пернатых разные ареалы обитания, периоды активности, повадки, предпочтительные места: каких-то птиц можно увидеть на полях среди травы, каких-то - на невысоких кустах, а какие-то большую часть времени предпочитают находиться высоко на деревьях, так что сделать снимок становится совсем непросто.

Именно поэтому не стоит идти наугад в надежде встретить «какую-нибудь» птицу - так хорошего кадра не сделать.

Выходить на фотоохоту нужно с четким осознанием того, на кого из пернатых направлен ваш интерес, и исходя из этого, уже выбирать место и время съемки.

Выбирайте точки прилета птиц

При съемке большинства видов пернатых у вас будет не очень много времени на выбор точки съемки, фокусировку и собственно фотографирование. Поэтому стоит это время максимально сокращать, заранее определившись с местами, куда, скорее всего, прилетят птицы.

Это могут быть ветки деревьев, отдельно стоящие кусты, скала над морем и прочее. Разумеется, нужно предварительно изучить повадки пернатых или же заранее без фотоаппарата разведать место и посмотреть, как там ведут себя интересующие вас птицы.

Подумайте о технике

Съемка диких птиц требует тщательного подхода к . В большинстве случаев вам понадобятся и длиннофокусные . Дело в том, что к диким пернатым не так-то просто подобраться близко, особенно если вы пока еще не профессионал. А снимать на большом расстоянии с рук - не самая лучшая идея.

Объектив лучше всего подбирать в диапазоне примерно 400–600 мм, причем желательно с фиксированным фокусным расстоянием. Причина в светосиле, которая у фиксов обычно выше, чем у объективов с переменным фокусным расстоянием. Разумеется, никакой вспышки: птица просто улетит.

Готовьтесь заранее и не мешкайте

Птицы, само собой, не ждут вашего появления, чтобы вылететь и рассесться по веткам и кустам. А значит, придется долгое время просто сидеть и ждать их появления.

Лучше в этот момент не отвлекаться, а прислушиваться и присматриваться - приближающееся чириканье или ветки, которые начинают колыхаться в безветренную погоду, подскажут вам о скором появлении пернатых.

И тут уже нельзя мешкать: начинайте снимать сразу же, в режиме серийной съемки. Да, большинство из них окажутся негодными, но это все равно повышает шанс снять действительно хорошие кадры.

Водоплавающие птицы - отдельная история

Речь идет прежде всего о пернатых, обитающих в небольших озерах, прудах и других похожих водоемах, когда у птицы нет возможности уплыть очень далеко.

А значит, здесь подойдут и не длиннофокусные объективы, тем более что водоплавающие птицы особенно красиво смотрятся именно в обрамлении воды.

И, кстати, обычно водоемы освещены куда лучше других типичных мест съемки диких пернатых, а значит и требования к светосиле меньше: хорошие кадры вполне можно сделать недорогим объективом с диапазоном примерно 70–300 мм, какие есть у каждого производителя.

Продумывайте композицию

Поначалу вы наверняка будете фотографировать пернатых крупным планом. Но затем, по мере приобретения опыта, неизбежен переход к планам более общим, когда птица хоть и центральный элемент снимка, но не единственный объект в кадре.

А значит, нужно подумать о композиции. Тут, в общем-то, нет особых отличий от общих , и если вы умеете продумывать композицию кадра как таковую, то справитесь и в этом случае.

Тренируйтесь на городских птицах

Прежде чем идти на фотоохоту в лес, потренируйтесь на диких пернатых, которые окружают нас. Ближайший парк, желательно достаточно большой, чтобы несколько отойти от людей, предоставляет для этого отличные условия. Там же можно найти и пруды с водоплавающими птицами.

Но вообще-то, даже просто выйдя во двор дома, можно увидеть немало птиц - воробьев, голубей, синиц... Они, конечно, весьма банальны и не столь фотогеничны, однако на их примере можно изучать повадки пернатых, учиться выстраивать композицию и просто получать первый опыт фотосъемки птиц.

У фотографов птицы пользуются особой популярностью. Кроме того, что многие пернатые очень красивы, они живут практически повсюду. А что уж говорить о разнообразии видов и форм… При этом фотографировать птиц не так-то просто: с одной стороны, это настоящий спорт, а с другой - сложная наука, ведь фотоохотник, специализирующийся на фотосъемке диких птиц, должен быть еще и специалистом орнитологом.

СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕ,
что для съемки птиц необходимо обзавестись хорошим дорогостоящим телеобъективом. Без сомнения, такой объектив - вещь действительно очень полезная. Но, к сожалению, любой телевик с большим фокусным расстоянием имеет очень небольшую глубину резко изображаемого пространства, тем самым ограничивая творческие возможности фотографа. Хочется сфотографировать птицу красиво и за каким-нибудь интересным занятием или в компании других птиц или животных. Можно снять птицу на фоне ландшафта, в котором она обитает и частью которого является. Другая проблема заключается в том, что «дотянуться» до осторожных пернатых не всегда удается даже с самым сильным телеобъективом. По этой причине многие поколения фотоохотников караулят своих моделей, сидя в укрытиях по несколько часов или даже дней. Некоторые идут на хитрость - вместо длиннофокусных телеобъективов используют мощные телескопы, несмотря на то что технически качественные и художественно интересные снимки получить с помощью телескопов еще труднее.

ЗА РУБЕЖОМ
эту проблему решают иначе - большая часть фотографий «дикой природы» делается в специальных природных парках. Звери и птицы в таких парках почти ручные, и фотографировать легко и приятно. Многие талантливые фотографы живут и работают в таких парках много лет и знают в них каждый уголок. Конечно же, их снимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению со снимками заезжих фотографов. У нас в России большинство заповедников закрыто для свободного посещения, в открытых же увидеть диких животных порой даже труднее, чем в соседних охотничьих хозяйствах. Тем не менее, уникальные для фотоохотника ситуации иногда случаются и у нас.

НАПРИМЕР,
на одной из кавказских турбаз я видел выводок лис - милые зверьки выпрашивали подачки у туристов. Одной такой лисе какой-то умник даже умудрился повязать на шею бант. По утрам к этой же турбазе спускались дикие быки - они знали, что их непременно угостят хлебом и солью. К тамошней помойке периодически наведывались горные индейки - улары. Клушицы, альпийские галки и другие горные птицы тоже были завсегдатаями этого гостеприимного места. Браконьеры там не появлялись, поскольку турбаза никогда не пустовала и все животные были на виду у десятков людей.

УДИВИТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
мне пришлось наблюдать и в Краснодарском крае. Там на одной из сельских птицефабрик отсутствовал цех по утилизации. Дохлых кур ежедневно вывозили за территорию, на радость природным «утилизаторам» - огромным орланам белохвостам. Зимой там одновременно собиралось до сорока орланов. Самые наглые из них садились прямо на тракторную тележку, сопровождая аппетитную «похоронную процессию». Между тем, орлан белохвост - одна из самых красивых и самых редких птиц, к тому же он исключительно осторожен.
Думаю, что очень многие европейские фотографы могли только мечтать о подобном «фотосафари». К сожалению, такие ситуации нечасты. Поэтому в отличие от своих зарубежных коллег, российским фотографам приходится искать диких животных самостоятельно и затем, в течение нескольких дней, недель или даже месяцев приучать и готовить их к съемке. Много ли в мире найдется фотографов имеющих возможность все это проделывать за свой собственный счет? Видимо, именно по этой причине в нашей стране так мало фотографов специализирующихся на тематике дикой природы, а отечественные издания и телеэкраны заполняют сюжеты о природе чужих «заморских» стран.

ФОТОГРАФУ,
специализирующемуся на съемке диких животных, очень важно учитывать особенности их восприятия. К примеру, большинство млекопитающих видит мир черно-белым. И им абсолютно безразлично в какого цвета куртку - зеленую или красную - одет фотограф. Зато у большинства из них хорошо развито обоняние и изумительно тонкий слух. Но если фотограф будет в течение долгого времени сидеть тихо и совершенно неподвижно, он имеет шансы остаться незамеченным.

КАКТО НА КАВКАЗЕ,
я шел по лесной тропинке. Вдруг впереди, чуть выше по склону, я услышал какой-то шорох. Я пошел не останавливаясь и вскоре наткнулся на нору, которая, судя по размерам, принадлежала какомуто не очень крупному животному. От норы тянулась едва заметная тропка. Я достал фотокамеру, и прислонившись спиной к стволу дерева, встал рядом с тропой. Через несколько минут я услышал осторожный шорох листьев и увидел шакала. Ничего не подозревая, зверь прошел буквально в двух шагах от моих ног и только подойдя к норе, учуял мои следы. Было видно, что шакал растерялся и не знал, как ему лучше поступить. Несколько минут он ходил вокруг своей норы, чесался, смущенно зевал и оглядывался по сторонам. При этом он не раз смотрел в мою сторону, мы даже встречались с ним глазами, но я стоял неподвижно и шакал меня так и не обнаружил. Лезть в нору он все же не решился и направился назад в лес. Когда он вторично поравнялся со мной, я не удержался и нажал на кнопку фотокамеры. На хлопок зеркала шакал среагировал как на выстрел - подпрыгнул высоко вверх, сделал сальтомортале, упал как подстреленный, но тут же вскочил и мгновенно растворился в зарослях. Будь у меня тогда вместо зеркалки бесшумный компакт, я смог бы, наверное, сделать немало интересных снимков.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗВЕРЕЙ,
птицы наоборот, не только обладают цветным зрением, но и способны различать невидимые для нас части спектра. Некоторые красители, которые мы традиционно воспринимаем как отличную маскировку, с точки зрения птиц могут в буквальном смысле светиться. Отсюда становится понятным недоумение охотников, когда купленный ими дорогостоящий камуфляж не приносит желаемых результатов. В восприятии птиц образ человека ассоциируется с вертикальной фигурой и специфическими движениями. Поэтому если у вас нет возможности принципиально изменить образ (замаскировавшись, например, под копну соломы), то при работе с птицами лучше использовать ту одежду, в которой вам комфортно. В последнее время в продаже появились оригинальные маскировочные костюмы, сплетенные из свисающих волокон с образным названием - «Леший». Следует, однако, заметить, что наряженного в подобный костюм фотоохотника звери и птицы воспримут как обычного человека. Чего не скажешь о вездесущих грибниках и охотниках, которых встреча с таким «Лешим» наверняка очень развлечет.

ОДНАЖДЫ
при фотографировании сизоворонки я спрятался в большой крапивный мешок. Фотокамера была установлена у гнезда - от нее к мешку я протянул тонкую леску, дергая за которую, собирался получать снимки. Мешок отлично вписался в отвалившиеся от соседнего обрыва земляные глыбы, а через редкую ткань мешковины я мог наблюдать за всем, что происходило вокруг. Но увы, раньше, чем прилетела сизоворонка, в лесу появился дед-грибник. Увидев мой мешок, он замедлил шаг, повертел головой в разные стороны, но все же пошел своей дорогой. Я перевел дух, но не тут-то было - сквозь мешковину я увидел, что мой дед возвращается. Воровато оглядевшись по сторонам, он подкрался к мешку и, открыв от любопытства беззубый рот, заглянул внутрь. В крепких выражениях я сообщил ему все, что накипело. После того, как дед ушел «на полусогнутых» я, было, вознамерился продолжить фотосессию, но вскоре опять услышал голоса - в мою сторону направлялись две женщины с лукошками. Птицу я тогда так и не снял.
Вообще, в пригородных лесах от грибников нет покоя ни птицам, ни фотографам. Замаскировавшись под пенек, я частенько наблюдал, как разные грибники по очереди по много раз обследовали одни и те же места.

ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ
дроздов, слетавшихся к луже на водопой, я улегся в зарослях кустарника. Сверху накрылся куском брезента, засыпал себя сухими листьями и замер. Через некоторое время я услышал сзади осторожные шаги и сразу же понял, что это идет очередной грибник. Дальнейший ход событий был вполне предсказуем - грибник увидит засыпанный листьями кусок брезента, изпод которого выглядывают человеческие ноги.
С перекошенным от ужаса лицом он поднимет полог (можно лишь догадываться о том, что он там ожидает увидеть…). Поэтому, когда шаги грибника замерли, я не стал дожидаться и сам откинул брезент. Прямо передо мной стоял насмерть перепуганный вальдшнеп. Немая сцена продолжалась несколько секунд, после чего вальдшнеп как ошпаренный шарахнулся в сторону.
Было очень обидно - ведь стоило мне чутьчуть повременить, и я мог бы получить очень редкие кадры. Ох уж, эти грибники!

ПТИЦЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ
и обладают отличной памятью. Многие из них способны зрительно оценивать количественные показатели (другими словами, умеют считать!). Это нужно учитывать при фотографировании из укрытий. Если птицы видят, что на их участок пришло два человека, а ушел лишь один (тогда как другой внезапно исчез), они будут вести себя исключительно осторожно. Из-за этого приходится забираться в заранее построенное укрытие либо в сопровождении сразу нескольких человек (есть шанс, что птицы могут сбиться со счета), либо в полной темноте, либо под прикрытием какоголибо большого отвлекающего объекта, например, трактора или автомашины. Учтите, что в точно таком же порядке из укрытия нужно будет и вылезать.

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
на своем участке птицы замечают моментально и тут же настораживаются. Один из моих давних учителей Э.Н. Голованова в подобных случаях применяла следующую хитрость - из металлических решеток (наподобие тех, что используются как полки в холодильниках), она складывала укрытие, которое по бокам оплеталось травой. Полученная корзина выставлялась в нужном месте, после чего поставивший ее человек демонстративно уходил. Внезапно появившееся сооружение, конечно же, настораживало птиц, но сквозь редкое плетение растений они ясно видели, что корзина пуста. Спустя некоторое время этот объект воспринимался птицами, уже как неотъемлемая часть ландшафта. После этого внутрь корзины помещалась настоящая съемочная палатка. С точки зрения птиц, на их участке ничего принципиально нового не появилось и установку палатки они воспринимали уже спокойно.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО УСТЮРТУ,
мы встретили в одном из оазисов колонию больших кроншнепов. Птицы вели себя на удивление осторожно - отказывались садиться на гнезда даже тогда, когда мы наблюдали за ними из машины, стоящей в двухстах метрах. В конце концов, с помощью подзорной трубы мы засекли место, где должно было находиться одно из гнезд. Времени у нас не было, и мы использовали следующий прием - из упаковочного картона изготовили небольшое укрытие, которое снаружи оплели наспех сделанной крупноячеистой сеткой. В нее мы вплели траву так, что укрытие стало похожим на куст или на небольшую копну сена.
На машине мы подвезли «копну» поближе к кроншнепам. После этого машина уехала, а я, спрятавшись в укрытии, взял нужные ориентиры и, шагая на корточках, отправился к кроншнепам. Птицы заметили меня, когда до них было еще около километра. Один из кроншнепов взлетел и как бы стороной облетел территорию. Пока он совершал свой маневр, я остановился, но едва кроншнеп повернул обратно, я вновь начал движение. На этот раз кроншнеп опустился неподалеку. Как бы невзначай он обошел меня по кругу, но не обнаружил ничего подозрительного. Едва он взлетел, как я снова начал движение. В конце концов кроншнеп сел в двух метрах от меня (я не удержался и начал его фотографировать). Он еще раз обошел мое укрытие по кругу. На этот момент я замер, и он опять ничего не заметил. Тогда кроншнеп решил схитрить - он сделал вид, что садится в гнездо, распушал перья и стал делать характерные движения, как бы переворачивая воображаемые яйца. Расчет птицы был прост - если в копне действительно скрывается хищник, то в этой ситуации он себя обязательно проявит. Однако я не двинулся с места.
Наконец, кроншнепам все это надоело, и они перестали обращать на меня внимание. В своей передвижной копне я получил возможность беспрепятственно перемещаться по колонии и фотографировать птиц с самых близких расстояний.
Видимо, кроншнепы «рассуждали» так: движущаяся копна имеет явно природное происхождение и какой-либо прямой угрозы она в себе не несет. В копне не прячется хищник. Конечно то, что копна движется - это весьма странно, но мало ли в мире странного, до чего им, кроншнепам, нет никакого дела.

ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ
общения с птицами могут попробовать приучать их к фотосъемке, используя так называемый метод «фотопастьбы». В этом случае фотограф должен вести себя абсолютно открыто и всячески демонстрировать птицам отсутствие интереса к ним самим и к их потомству. При этом нужно очень точно определять критическую дистанцию вспугивания птицы и в течение достаточно длительного времени (от двух до нескольких дней или даже недель) по мере привыкания птиц сокращать эту дистанцию. Обычно трудности возникают лишь на первых этапах, а через некоторое время поведение птиц резко меняется и они начинают подпускать фотографа на близкое расстояние и даже позволяют использовать студийное оборудование. Другими словами, фотограф может самостоятельно создавать те самые условия, которые сегодня активно используются во многих зарубежных национальных парках. При кажущейся трудоемкости этот путь может быть очень эффективным. Во всяком случае, трудно сказать, что лучше - затратить на съемку осторожной птицы полторы недели и в результате получить возможность снимать интересные жанровые сцены или же годами бегать за этой же птицей с мощным телеобъективом, успевая запечатлеть то хвост, то смаз крыла…
Однако природа есть природа, и фотографу, выбравшему такой способ, следует помнить, что жители лесов и полей могут быть непредсказуемы и опасны. Особенно это относится к крупным млекопитающим, но и птицы, потеряв страх перед человеком, могут совершать на него нападения.

ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ,
когда самец лебедя шипуна сбил фотографа с резиновой лодки и, вероятно, утопил бы его, не подоспей помощь вовремя. Самец журавля красавки при попытке приблизиться к гнезду однажды нанес мне очень сильный удар в грудь сразу обеими ногами. При этом своими острыми когтями он не только разорвал одежду, но и нанес достаточно глубокие ранения.

ОЧЕНЬ ОПАСНЫМИ
могут становиться некоторые крупные совы - когти у них сродни медвежьим, но гораздо острее. Причем налетают совы обычно сзади и совершенно бесшумно.
Както раз я попытался залезть в гнездо ворона. Самец, вздыбив от злости перья на голове, опустился неподалеку. Я тут же сделал вид, что очень его испугался и ворон это заметил. Началась игра - я дразнил ворона своими попытками приблизиться к гнезду и, когда он подлетал, то я делал вид, что очень его боюсь. Почувствовав себя победителем, ворон осмелел и на следующий день садился уже в двух метрах от меня. В последующие дни эти вороны встречали меня уже за сотни метров от гнезда. При этом сам ворон и его самка старались подлетать ко мне сзади и, опустившись на землю, некоторое время шли за мной пешком. Я двигался плавно и мог снимать птиц с пятишести метров.
Взявшись фотографировать исключительно осторожных черных аистов, я в течение трех дней делал вид, что собираю ягоды. При этом я то периодически приближался к птицам на критическую дистанцию, то снова от них удалялся. Встречаясь взглядом с аистами, я всячески демонстрировал им свое равнодушие, отворачивался и продолжал «собирать ягоды». На третий день, самка аиста довольно свободно подпускала меня к себе на расстояние пятишести метров и оставалась стоять на гнезде, когда я совершенно открыто залезал на соседнее дерево и оказывался от нее на расстоянии не более трех метров. Самец из этой пары вел себя несколько более осторожно.
В качестве более доступной и бюджетной альтернативы телеобъективам можно использовать съемку птиц с помощью скрытых и дистанционно управляемых камер. В принципе, для дистанционного фотографирования диких животных пригодны любые фотокамеры с любыми объективами, в том числе и длиннофокусными. Однако наиболее удобными являются все же компакты. Они относительно дешевы и имеют небольшие размеры. При этом многие современные компакт-камеры оснащены отличными объективами, что позволяет получать снимки неплохого качества.
Неоспоримым преимуществом дистанционных камер является возможность их быстрой установки, казалось бы, в самых недоступных местах - на поверхности земли, под землей (например, в норе), в кроне высокого дерева, на стене крутого обрыва, на поверхности воды, под водой и даже в воздухе (укрепив ее, например, на воздушном змее). Замаскировать скрытую камеру несравненно проще, чем спрятать человека. При этом такая камера в течение многих часов или даже суток, может дожидаться нужного мгновения.

ФОТОГРАФИРУЯ ОРЛОВ
я спрятал компакт в гнездо воробья, устроенное на соседней ветке. Воробьи любят селиться в гнездах крупных хищников - воробей для орла, что муха для ворона - и поймать его трудно и корысти в нем мало. Зато если к хитрым воробьям надумает лезть кошка, то ей придется иметь дело не с воробьями, а с орлом. В другой раз я спрятал камеру в чучело стрепета (получился эдакий «стрепет-фотокорреспондент» с фотоаппаратом на пузе). Чучело было выставлено на стрепетином токовище и прежде, чем разгневанный хозяин тока оторвал чужаку голову, мне удалось сделать несколько кадров.

В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ
Кисловодска я нашел дупло крупных и очень красивых птиц - зеленых дятлов. Фотографировать этих птиц обычным способом в парке было невозможно - днем там находились тысячи отдыхающих, каждый из которых считал своим долгом справиться - чего это здесь фотографируют? Узнав, что снимают птицу, люди обычно приходят в восторг, дают массу «полезных» советов, а заодно рассказывают занятные истории из собственной жизни. В подобных условиях продолжать фотографировать птиц - дело безнадежное. Поэтому я пришел в парк еще затемно, быстро укрепил на дереве скрытую фотокамеру и, уже не привлекая внимания людей, мирно «дремал» на лавочке, не забывая при этом косить глаз в сторону заветного дерева и нажимать на пульт всякий раз, когда дятел оказывался в поле зрения объектива. Вечером тем же способом я забрал фотокамеру с уже отснятым материалом.
Однако главное достоинство компактных аппаратов заключается в возможности следить за тем, что в данный момент происходит в поле зрения объектива. Оптическое изображение компакт камеры преобразуется в цифровое и выводится на дисплей. При желании картинку можно легко транслировать на любой удаленный телевизионный монитор. Причем делать это можно как по проводам, так и с помощью специальных беспроводных устройств.
В простейшем случае, для этой цели можно приспособить аппаратуру, применяемую в охранной сигнализации. Посылая импульсные радиосигналы можно менять ориентацию камеры и регулировать фокусное расстояние объектива. И, наконец, исключительно важным свойством цифровых компактов является абсолютная бесшумность их работы. Звуковые сигналы, сопровождающие процесс съемки, в них можно отключить, тогда как что-либо поделать с громко хлопающим зеркалом бывает достаточно трудно. При этом многие осторожные животные реагируют на звук опускающегося зеркала как на выстрел. В подобных случаях использование зеркальных камер становится крайне нежелательным.

СКРЫТУЮ КАМЕРУ
можно настроить и на автономную работу. Для этого объектив скрытой камеры наводится на то место, где по расчетам должно появиться фотографируемое животное. При такой съемке, спуск затвора происходит в результате замыкания электрической цепи от специально устанавливаемого сторожка. Конструкции таких сторожков могут быть самыми разными - от простейших контактных устройств до сложных электронных датчиков, реагирующих на движение или на пересечение птицей пучка инфракрасных лучей. Фотограф в это время может заниматься другими делами. Обычно автономно работающие камеры или, как их часто называют - фотокапканы, устанавливают у заранее выложенной приманки, на тропах, у гнезд и т.п.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ
однообразия сюжетов, можно использовать различные виды сторожков. Например, установив приманку у сторожка нажимного действия можно получить фотографию сидящей или кормящейся птицы, а натянув над приманкой растяжку из тончайших нитей, можно запечатлеть птицу в момент ее приземления. Установив сторожок на звериной тропе можно получить фотографию идущей лисицы, а включив «защиту от красных глаз», можно заставить ту же лису за миг до срабатывания затвора посмотреть в объектив. Фактически, при использовании фотокапканов животные фотографируют себя сами. Поэтому если такой «автопортрет» будет недостаточно хорош, всегда есть возможность свалить всю вину на птицу. Дескать, чего же вы хотите, ворона она и есть ворона, какой из нее фотограф?

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ
рядом с установленным фотокапканом полезно оставлять записку или какой-либо предупреждающий знак. За многолетнюю практику лично у меня ни разу не было случаев хищения камер и лишь однажды, установленную на самой обочине полевой дороги скрытую камеру сбила проезжавшая ночью машина.

Фотоохота… Слово знакомое всем. Часто мы представляем её как нечто довольно сложное, недоступное простым фотографам. На самом деле, поохотиться с фотокамерой на обитателей ближайшего парка сможет каждый. Птицы в парках привыкли к людям и подпускают к себе достаточно близко. Сейчас, когда деревья не покрылись листвой, даже в густом лесу днём достаточно светло, и все ветви хорошо просматриваются. Самое время попробовать себя в съёмке птиц.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/400 с, 400.0 мм экв.

Существует несколько подходов к съёмке птиц. Давайте рассмотрим их.

При «пассивном» подходе фотограф прячется в укрытии, наводит камеру туда, где, к примеру, лежит приманка, и ждёт пернатых гостей. Такой подход даёт прекрасные результаты в дикой природе, когда птицы очень пугливы. На затаившегося в укрытии неподвижного фотографа они не обращают внимания. Такой способ выбирают продвинутые фотоохотники, ведь он требует опыта, умения маскироваться, знания особенностей поведения птиц. Мы же поговорим о более простом подходе.

«Активный» подход подразумевает съёмку птиц на ходу: аккуратно приближаемся к своей «модели» и снимаем. Такой метод наиболее эффективен в местах, где птицы привыкли к людям и не очень пугаются при их приближении. Интересно, что в различных парках у птиц разные границы, на которые они готовы подпустить человека. Иногда вы сможете подойти к ним почти вплотную, а порой приходиться снимать издалека.

Мы стремимся к тому, чтобы сфотографировать птицу крупным планом. Обычно птиц фотографируют на расстоянии 3–10 метров. И чтобы при этом показать это небольшое существо крупным планом, потребуется телеобъектив. Для «кропа» можно порекомендовать объективы с фокусным расстоянием более 200 мм, для полного кадра - более 300 мм. В эти критерии вписывается множество объективов. Среди них есть как дорогие модели, так и более бюджетные. Например, доступный объектив для зеркальных камер Nikon - Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor. Его можно использовать как на кропе , так и на полном кадре. Среди более дорогих моделей стоит выделить хорошо зарекомендовавший себя у любителей съёмки птиц Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor.

NIKON D750 / Nikon AF-S Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR УСТАНОВКИ: ISO 720, F8, 1/320 с, 300.0 мм экв.

Выбирая телеобъектив, важно обратить внимание не только на его фокусные расстояния (то, насколько он приближает), но и на светосилу, наличие оптической стабилизации. Светосильные объективы помогут получить более качественные кадры, ведь птиц снимают на очень коротких выдержках, добиться которых можно лишь значительно повышая ISO. Оптическая стабилизация очень важна, потому что на телеобъективе легко получить смазанное изображение от дрожания камеры в руках. Стабилизатор очень эффективно помогает этого избежать. Как рассчитать выдержку, при которой можно снимать с рук и кадр не будет смазываться? .

С такими объективами вы сможете сфотографировать пернатых обитателей парка достаточно крупно. Цена более продвинутых моделей телеобъективов, применяемых профессиональными фотоохотниками, намного выше.

Компактные фотокамеры, обладающие солидным зумом (гиперзумы), тоже позволяют фотографировать птиц крупным планом. При этом они гораздо доступнее по цене, нежели зеркальные камеры с телеобъективами.

Этот снимок сделан на Nikon COOLPIX P600, но у Nikon появился еще более мощный зум, отлично подходящий для таких целей. Это Nikon COOLPIX P900.

COOLPIX P600 УСТАНОВКИ: ISO 220, F6.5, 1/250 с, 1440.0 мм экв.

Как же настроить фотоаппарат для съёмки птиц? Пожалуй, основной параметр, который важен фотоохотнику, - выдержка. Она должна быть достаточно короткой, чтобы шустрые пернатые непоседы не смазались в кадре. Кроме того, короткая выдержка поможет избежать смаза от дрожания камеры в руках. Птиц лучше всего снимать на выдержках короче 1/250-1/500 с. Диафрагма же почти всегда будет оставаться открытой; так мы получим достаточно света на короткой выдержке. Однако, чтобы сделать при таких коротких выдержках (даже с открытой диафрагмой) достаточно яркий, правильно проэкспонированный кадр, придётся сильно повышать ISO - будьте к этому готовы. Хорошо, если вы вооружены современной фотокамерой типа Nikon D5500, Nikon D7100 или Nikon D750. Эти модели даже на высоких ISO дают низкий уровень цифрового шума.

Поскольку важнее всего для нас выдержка, фотографировать будет удобно в режиме S (приоритет выдержки), отдав в управление автоматики прочие параметры. Удобно пользоваться серийной съёмкой: так вы не упустите самую красивую фазу движения или выразительный наклон головы птицы.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F8, 1/400 с, 400.0 мм экв.

Больше всего птиц вы сможете встретить возле мест их кормёжки. В парках обычно есть специальные места с кормушками. Отметим, что кадры получатся красивее, если снимать птиц не на самих кормушках, где обычно творится беспорядок, а на веточках рядом. Попробуйте понаблюдать за птицами и поймать самые удачные ракурсы.



Поделиться