Фз 44 когда нужен допуск сро. Новые требования к участникам-сро

1. Что нужно знать о реформе СРО в сфере строительства

Шесть главных изменений, о которых нужно знать заказчику, таковы:

  • допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, уходят в прошлое. С 1 июля эти допуски не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня;
  • участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
  • участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Есть два исключения.

Первое - такое же, как для проектно-изыскательских работ (касается только унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием).
Второе предусмотрено для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.;

  • субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);
  • член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;
  • СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

2. Как с 1 июля провести конкурентную закупку работ по инженерным изысканиям или проектированию

При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации укажите следующие требования:

  • участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
  • совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
  • в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

В проекте контракта рекомендуем указать условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3. На что обратить внимание в извещении, документации, проекте контракта

При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства в извещении и документации укажите следующие требования (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):

  • участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
  • во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, нужно сделать оговорку, что все перечисленные выше требования не распространяются:

  • на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52ГрК РФ;
  • на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

В проект контракта рекомендуем включить условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

4. На что обратить внимание при проверке вторых частей заявок

Если во второй части заявки не окажется выписки из реестра членов СРО, не спешите отклонять заявку. Возможно, участник не обязан состоять в СРО.

Например, НМЦК аукциона 3,8 млн руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн руб. В заявке участника, сделавшего такое предложение, нет выписки из реестра СРО. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять выписку.

При проверке выписки из реестра членов СРО обратите внимание на поле "дата": выполнил ли участник требование о давности выписки? Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Например, если подача заявок заканчивается 17 июля, а выписка выдана 5 июня, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
В графе 3 не должно быть сведений о том, что участник аукциона исключен из СРО.
В графе 4 нужно проверить, имеет ли право участник аукциона выполнять закупаемые работы.
В графе 6 обратите внимание на информацию о том, соответствует ли указанный в ней уровень ответственности цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн руб. Заявку этого участника нужно отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб.

5. Как с 1 июля провести аукцион на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК 3 млн руб. и менее

С 1 июля для того, чтобы исполнять контракты на сумму 3 млн руб. и менее, организации или ИП не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта. Проверьте, чтобы в извещении, документации, проекте контракта не было требований о членстве в СРО или наличии допусков СРО.

Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.

Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.

Свидетельство СРО

При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.

Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.

Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации. Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации. Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства , физические лица исключаются из списка возможных участников.

Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.

Требование о выполнении работ лично

Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.

В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве. В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении. А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.

Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие. В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.

Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.

Свидетельство и иные разрешительные документы

Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).

В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.

В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора. Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.

Ограничение по сумме контракта

Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.

При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.

К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?

Как следует из судебной практики, и, в принципе, является вполне логичным, данное ограничение должно применяться к предложенной участником цене. Единственным условием является невозможность изменения цены контракта в ходе его исполнения (к примеру, в пределах допустимых законодательством 10%), если сумма превысит установленный в свидетельстве предел.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Масштабные изменения в деятельности СРО, которые произошли после принятия №372-ФЗ и вступили в силу со третьего квартала 2017 года, затронули все виды саморегулируемых организаций. Однако, наиболее существенное влияние они оказали на подрядные компании. Поэтому не удивительно, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года поменялись в первую очередь.

Причины разработки №372-ФЗ

Саморегулируемые организации, действующие в строительной отрасли, начали работать в РФ в 2010 году. Как и любое масштабное мероприятие, далеко не все задачи, которые стояли перед разработчиками действовавшего ранее №315-ФЗ, удалось решить одинаково успешно. Накопленный за годы работы СРО опыт позволил разработать новый Федеральный закон №372-ФЗ, который был подписан Президентом в июле 2016 года.

Естественно, подготовка и принятие настолько масштабных изменений в деятельности СРО вызвало вполне ожидаемое бурное обсуждение не только среди строителей, но и среди изыскателей, проектировщиков, заказчиков и застройщиков. Другими словами - практически всех участников рынка в строительной сфере.

Несмотря на далеко не всегда однозначные оценки, №372-ФЗ был принят, а с июля 2017 года вступил в силу. Практика его внедрения показала, что многие из нововведений оказались вполне эффективными, хотя и не все. В любом случае, работа относящихся к строительству СРО с 1 июля 2017 года очень заметно и существенно изменилась.

Основные новшества №372-ФЗ

Разработка и внедрение №372-ФЗ привели к тому, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года сильно поменялись. Наиболее серьезные корректировки следует рассмотреть подробнее.

Территориальный фактор

Значительная часть поправок, внесенных №372-ФЗ, касается Градостроительного кодекса. К числу самых весомых следует отнести введение территориального принципа, по которому должны формироваться действующие в сфере строительства СРО с 1 июля 2017 года.

Это означает, что подрядная организация имеет право вступать и состоять только в том объединении, которое зарегистрировано в том же субъекте РФ. Данное изменение имеет отношение исключительно к строительным подрядчикам, что не удивительно, так как далеко не в каждом регионе созданы собственные СРО изыскателей и проектировщиков.

В то же время, количество субъектов РФ без строительной саморегулируемой организации крайне мало. По состоянию на начало 2018 к подобным регионам относились: Чукотский АО и Еврейская АО. По правилам, установленным №372-ФЗ, подрядчики из этих субъектов получили право вступать в СРО, созданные в граничащих с ними регионах.

Главной целью подобного нововведения стала ликвидация многочисленных фиктивных СРО, которые принимали членов со всей страны. Многие из таких объединений, по сути, не осуществляли никакой деятельности, за исключением сбора взносов и выдачи выписок из реестра. Естественно, говорить в подобной ситуации о каких-либо контролирующих функциях было бы неправильным. После введения территориального механизма формирования отслеживать такие СРО стало намного проще, а многие из них практически сразу же прекратили деятельность.

Обязанность по участию в СРО

Вторым не менее важным нововведением №372-ФЗ стало изменений условий, при которых участие в СРО является обязательным для хозяйствующего субъекта. В указанном нормативном документе достаточно четко прописаны как случаи, когда требуется членство в профобъединении, так и ситуации, когда необходимость вступать в СРО отсутствует.

Кто должен вступать в СРО

По условиям нового ФЗ становиться членами СРО обязаны те участники строительной отрасли, которые планируют заниматься:

    подписанием договоров подряда и генерального подряда, сумма которых может превышать 3 млн. руб.;

    заключением прямых контрактов с организациями, эксплуатирующими ЗиС, техзаказчиками, инвесторами и застройщиками;

    участием в финансируемых с участием федерального бюджета программах путем сотрудничества с операторами в регионах. В качестве примера подобных проектов можно привести программу сноса и расселения жилья, которое признано аварийным или ветхим, а также программу капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда;

    изысканиями, разработкой проекта или строительством, выступая одновременно и в роли заказчика;

    участием в различного рода госзакупках, которые организуются и осуществляются по №223-ФЗ и №44-ФЗ.

Одним из новшеств №372-ФЗ стал термин “технический заказчик”. Хозяйствующий субъект, который выступает в этой роли, также должен вступать в СРО. К числу наиболее важных функций, которыми обычно наделяется техзаказчик, относятся такие:

    подготовка и подписание договоров на проведение изысканий, разработку ПСД, осуществление работ по реконструкции, капремонту и строительству;

    предоставление заданий участникам реализации инвестиционного проекта, а также необходимых им для работы исходных документов;

    утверждение и согласование разработанной проектно-сметной документации;

    проверка и подписание текущей исполнительной и приемо-сдаточной документации;

    подготовка и сдача документов, требующихся для ввода построенного, реконструированного или отремонтированного объекта в эксплуатацию;

    другие задачи, исходя из требований законодательства и подписанного договора на осуществление функций техзаказчика.

Кто не должен вступать в СРО

От необходимости участия в профобъединении освобождены те хозяйствующие субъекты, которые являются:

    подрядчиками и субподрядчиками, осуществляющими деятельность по договорам, величина которых не превышает 3 млн. рублей;

    унитарными предприятиями, на половину и более принадлежащими государству. Это в равной степени касается как муниципальных, так и государственных УП;

    ГУПы и МУПы, которые выступают как техзаказчики или подрядчики и заключают договоры с госучреждениями, органами власти и корпорациями;

    физлицами, которые осуществляют строительство, реконструкцию или капремонт домов, которые относятся к индивидуальной жилой застройке;

    подрядчиками, ведущими любые виды работ на некапитальных постройках и сооружениях.

Приведенные выше условия участия и неучастия в СРО наглядно показывают, что большое число различных организаций, имеющих не очень серьезные обороты, после введения в действие №372-ФЗ освобождены от обязательного членства в профильных объединениях. Это утверждение в равной степени касается как непосредственно строителей, так и намного менее многочисленных проектировщиков и изыскателей.

Кроме того, заметно снижает бюрократическую нагрузку на работающие на строительном рынке хозяйствующие субъекты отмена допусков СРО, вместо которых были введены выписки из реестра СРО. Другими словами, теперь нет необходимости дополнительно оформлять документы, так как достаточно простого членства в профобъединении.

Формирование второго КФ

Наиболее заметным изменением, которое касается финансовой составляющей участия в СРО, является создание второго компенсационного фонда. По сути, правильнее говорить о разделении существующего КФ на две части, так как минимальная величина взноса, составляла ранее 300 тыс. рублей в один компфонд, а сейчас - аналогичную сумму, но уже в два КФ. При этом средства делятся таким образом: 100 тыс. рублей направляется в действующий и ранее КФ ВВ (возмещение вреда), а 200 тыс. рублей - во вновь создаваемый КФ ОДО (обеспечение договорных обязательств).

Важно отметить, что величина платежей определяется с учетом двух ключевых параметров - вида деятельности (для строительства установлены более серьезные взносы в компфонды, чем для изыскательства и проектирования, что вполне логично) и уровня ответственности, который зависит от максимальной суммы договоров, которые планирует заключать участник СРО.

Действующий размер выплат в оба вида КФ СРО в 2018 году для участников профобъединений представлен в нижеследующей таблице.

Исходя из приведенных выше данных, можно сделать несколько очевидных выводов. Во-первых, финансовая нагрузка, вызванная необходимостью создания КФ, на средние и мелкие подрядные организации не выросла. Более того, для компаний, заключающих договоры на сумму от 10 до 60 млн. рублей, она даже несколько снизилась - с 0,5 млн. руб. до 0,3 млн. руб.

Для всех более крупных участников рынка платежи резко, то есть в 3 раза, возросли. Именно этот момент признается большинством специалистов самым негативным нововведением №372-ФЗ.

Создание НРС

Последним важным новшеством, непосредственно затронувшим требования СРО к потенциальным членам, является создание двух НРС (Национальных реестров специалистов). Первый включает строительных специалистов, а второй - проектировщиков и изыскателей.

Теперь для вступления в СРО среди персонала организации-соискателя, помимо руководителя с высшим образованием и пятилетним стажем, должны находиться еще и, как минимум, 2 специалиста, включенных в НРС и работающих на постоянной основе. При этом следует учесть, что организация может как включать в реестр уже работающих в ней сотрудников, что не требует каких-то чрезмерно серьезных усилий, так и принять на работу уже состоящих в НРС специалистов.

Рассказать друзьям

Проводится электронный аукцион на монтаж сетей газоснабжения, отопления, вентиляции здания на сумму менее 3 млн. руб. Нужно ли требовать от участников закупки, выписку из членов СРО?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

В связи с внесением изменений в положения Градостроительного кодекса РФ с 1 июля 2017 года у заказчика нет правовых оснований для установления требования о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в случае если НМЦК не превышает 3 000 000 рублей. До 1 июля 2017 года участникам закупки необходимо было предоставлять допуска СРО для подтверждения правомерности выполнения работ по монтажу сетей газоснабжения, отопления, вентиляции здания, при этом цена выполнения работ не имело никакого значения.

С 1 июля 2017 года изменился состав документов, которые участники прилагают к своей заявке. Расскажем, для кого изменились документы и что теперь надо включать в заявку.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства. Такое правило внесли в Градостроительный кодекс РФ поправки Закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

Выписка из реестра членов СРО понадобится, когда ИП и юрлица участвуют в госзакупках и закупках по Закону № 223-ФЗ.

Когда правило о требовании СРО не действует

Если закупку проводят на строительство, реконструкцию и капремонт и размер обязательств по контракту или договору не больше 3 млн рублей, членство в СРО не нужно. У заказчика в этом случае нет права требовать от участников выписку из реестра членов СРО.

Если НМЦК выше 3 млн рублей, то заказчику необходимо установить требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Устанавливайте его с учетом исключений, которые делает часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Членство в СРО не потребуется также в случаях из:

  • части 2.1. статьи 47 ГрК РФ — для закупок на инженерные изыскания;
  • части 4.1. статьи 48 ГрК РФ — для закупок на архитектурно-строительное проектирование.

Какие взносы делает участник СРО

Члену саморегулируемой организации, который хочет участвовать в конкурентных закупках, надо уплатить:

1. взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (далее — КФ ВВ);

2. взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее — КФ ОДО).

При этом КФ ОДО необходим только чтобы обеспечивать договорные обязательства членов СРО, которые заключают договоры на конкурсной основе. Значит формировать этот фонд необходимо только членам СРО, которые участвуют в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Для вашего удобства мы собрали в таблицы размеры взносов членов СРО.

Таблица 1. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно- строительного проектирования (ч. 10 и 11 ст. 55.16 ГрК РФ)

Таблица 2. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства (ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ)

Рассмотрим на конкретном примере размер взносов в фонды для участия в закупках. Допустим, НМЦК закупки на работы по капремонту объекта капитального строительства составила 510 млн рублей. Победитель конкурентной закупки предложил цену 480 млн рублей. Тогда уровень ответственности в его выписке из реестра не может быть ниже второго уровня. Взнос, который победитель внес в КФ ВВ, должен быть как минимум 500 тыс. рублей, а минимальный взнос в КФ ОДО для него — 2,5 млн рублей.

Что делать заказчику

В документации о закупке надо указать, что цена, которую предложил участник, не может быть выше уровня ответственности в соответствии с взносами в фонды.

Чтобы проверить выписку участника из реестра, заказчик может направить в СРО запрос о достоверности данных. Ее должны предоставить заказчику в течение 3 рабочих дней, после того как поступил запрос.

Форму такой выписки утвердили приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Что требовать от участников при закупке строительных и ремонтных работ

С 1 июля 2017 года заказчики должны учитывать изменения градостроительного законодательства, когда готовят документацию о закупке, - вместо свидетельства СРО требовать от участников выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Расскажу подробно, какие единые и дополнительные требования установить к участникам при закупке строительных и ремонтных работ и для кого в законе предусмотрены исключения.

Единые требования

При любой закупке заказчик обязан установить к участникам закупки единые требования из Закона № 44-ФЗ. Какие единые требования установить, когда закупаете строительные и ремонтные работы, и как подтвердить, что участник отвечает требованиям, смотрите в таблице:

Требование к участнику Как подтвердить
Соответствует требованиям законодательства к лицам, которые выполняют строительные или ремонтные работы

Выписка из реестра членов СРО 1

п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признавал юрлицо или ИП банкротом, не открывал конкурсное производство

Декларация

п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Деятельность участника не приостановлена на дату, когда подали заявку

Декларация

п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

За прошедший календарный год у участника нет недоимки по налогам, сборам, задолженности по другим обязательным платежам, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов 2 . Данные берут из бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

Декларация. Примите заявку, если участник подал заявление об обжаловании недоимки или задолженности и решения по заявлению на дату рассмотрения заявки еще нет

п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Гражданина, руководителя, члена коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации не судили за экономические преступления, не лишили права занимать должность и заниматься строительными или ремонтными работами, не дисквалифицировали

Декларация

п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участника закупки - юрлицо в течение двух лет до подачи заявки не штрафовали за взятку или коммерческий подкуп

Декларация

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Между участником закупки и заказчиком нет конфликта интересов

Декларация

п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - не офшорная компания

Выписка из ЕГРЮЛ

п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

2 Исключение - суммы, на которые предоставили отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, деньги, которые реструктурировали, по которым есть решение суда, что заявитель расплатился, а также суммы, безнадежные к взысканию.

Декларацию о том, что участник отвечает единым требованиям, и выписку из реестра членов СРО подают в составе заявки.

В каком случае требовать СРО

Когда закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и НМЦК превышает 3 млн руб., установите требование, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации. Исключение - случаи, когда членство СРО не нужно согласно части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Пропишите в документации о закупке, что участники должны подтвердить членство СРО. Потребуйте, чтобы в составе заявки участники представили выписку из реестра членов СРО. Правила работают с 1 июля 2017 года - статьи 46.8, 52, 55.17 Градостроительного кодекса РФ.

Форму выписки из реестра членов СРО установил Ростехнадзор. Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки, запросите данные об участнике у саморегулируемой организации. По просьбе заинтересованного лица организация обязана представить выписку из реестра членов СРО в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Срок действия выписки - один месяц с даты, когда документ выдали (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

Если НМЦК меньше 3 млн руб., требовать, чтобы участник закупки был членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нельзя (ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Если требуете выписку из реестра членов СРО, установите в документации о закупке два требования.

Требование 1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.

Обоснование: членами саморегулируемой организации могут быть только ИП и юрлица, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется. Об этом сказано в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

Требование 2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентных процедур. В зависимости от уровня ответственности член СРО вносит взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Обоснование: в реестре членов СРО указывают сведения об уровне ответственности участника, в соответствии с которым член внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентной закупки. Перечисленную информацию включают и в выписку из реестра членов СРО (п. 5 ч. 2 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).



Поделиться