К числу тарифных методов регулирования торговли носятся. Московский государственный университет печати

Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке .

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора . Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.

Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.

Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.

Экспортные пошлины — это налоги , взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.

К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.

Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО , в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.

Инструменты государственного регулирования делятся: тарифные (те, что основаны на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (все прочие методы).

Таможенный тариф – это 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внешнего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; 2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Таможенная пошлина – обязательный взнос взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта и экспорта.

Нетарифные методы регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые.

18.Виды таможенных тарифов и их классификации.

Функции таможенных пошлин: фискальная, протекционистская(защитная), балансировочная.

Классификация таможенных пошлин:

Адвалорные(начисляются в % к там. стоимости облагаемых товаров)

Специальные(начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара)

Комбинированные(сочетают оба названные вида)

Альтернативные(применяются согласно решению там. органов. Адвалорная и специал. ставка обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наиболее абсолют. суммы для каждого конкретного случая.

Таможен. стоимость товара- цена товара, складыв. на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи там. декларации.

По объекту обложению : импортные, экспортные, импортные, транзитные.

По типам ставок: постоянные(там тарифы, ставки которых единовременно установлены органами гос. власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств), переменные(там. тариф. ставки которого могут изменяться в установленных гос. органами случаях)

По способу вычисления : номинальные(тариф. ставки, указанные в таможенном тарифе), эффективные (реальный уровень там. пошлин на конечные товары, вычисл. с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров)

По происхождению : автономные, конвенционные(договорные), преференциальные.

19. Нетарифные методы регул. Внешней торговли.

Колич-ные ограничения – административная форма нетариф. гос. Регулирования товар. оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту и импорту.

Квотирование – ограничение в колич-ном или стоим-ном выражении объема прод-ции разрешенной к ввозу в страну (импортная) или к вывозу из страны (экспортная) за определ. период.

По направленности действия квоты делят: экспортные и импортные

По охвату действия: глобальные индивидуальные

Лицензирование – регулир-ние внешнеэконом. деят-ти через разрешение, выдаваемое гос. органами на экспорт или импорт товара.

Формы лицензий:

Разовая лицензия

Генеральная

Глобальная

Автоматическая.

«Добровольное» ограничение экспорта – колич-ное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официал. соглашения.

Методы скрытого протекционизма:

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Политика в рамках гос. закупок

Требования о содержании местных компонентов

Фин-вые методы внешнеторг. политики:

Субсидии – денеж. выплата, направ-ная на поддержку нац. Производителей. Бывают: прямые и косвенные.

Торговое эмбарго – запрещение гос-вом ввоза в какую-либо страну или вывоз из какой-либо страны товаров.

Число мер государственного регулирования внешней торгов­ли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлека­ются все новые продукты различных сфер экономической деятель­ности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффектив­но ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечест­венных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Класси­фикация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT, General Agreement on Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные огра­ничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме та­рифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного ре­гулирования внешней торговли еще не выработана и не согласова­на. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной тор­говой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD - ЮНКТАД), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследую­щих данные проблемы.

В настоящее время помимо тарифных методов государственного регулирования ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) сле­дующим образом:

1) паратарифные методы;

2) меры контроля за ценами;

3) финансовые меры;

4) меры количественного контроля;

5) меры автоматического лицензирования;

6) монополистические меры;

7) технические меры.

Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД исполь­зуется всего восемь основных мер (методов) тарифного и нетариф­ного государственного регулирования внешней торговли.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стои­мости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения то­вара.

Главными составляющими ИТТ являются:

Систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;



Методы определения таможенной стоимости (цены) ввози­мых товаров и взимания пошлин;

Механизм введения, изменения или отмены пошлин;

Правила определения страны происхождения товара;

Пределы полномочий органов исполнительной власти в та­моженной области.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законо­дательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней на­логовой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, явля­ющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения та­моженной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бы­вают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспорт­ные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различа­ются:

Адвалорные пошлины;

Специфические пошлины;

Комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной торговле адва­лорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости им­портных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможен­ных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обра­ботки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Важное место в системе импортного таможенного тарифа отво­дится правилам определения страны происхождения товара, по­скольку применительно к различным группам стран ввозные (им­портные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом явля­ются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной режим наи­большего благоприятствования не применяется) должна автома­тически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключен­ными соглашениями и сложившейся к настоящему времени прак­тикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные по­шлины в 2 раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благо­приятствования, ввозятся по ставкам импортных таможенных по­шлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее разви­тых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представ­ляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих ре­гулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом эконо­мические меры включают контроль таможенной стоимости, валют­ный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санк­циями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специаль­ные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). Административные меры включают запреты (эм­барго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматиче­ское и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нета­рифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического ли­цензирования, монополистические меры, технические меры).

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (по­мимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним отно­сятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специ­альные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего НДС и акцизы.

НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направ­ленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи ре­гулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкурен­ции.

В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Авс­трии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при вво­зе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам - в Италии), налог на защиту растений (в Швеции), сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с це­лями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами - это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (ан­тидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных госу­дарств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусст­венно повышает их международную конкурентоспособность (ком­пенсационные меры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепри­знанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосыл­ки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать про­извольные и часто необоснованные решения в отношении экспор­теров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамках ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Со­глашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юри­дические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом слу­чае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой (dumping margin), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую опе­рацию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автомати­ческого характера - она вводится только после проведения рас­следования с целью установления самого факта демпинга и выяс­нения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промыш­ленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что междуна­родная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко ослож­няют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых ре­зультатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специ­альным решением вводит антидемпинговые пошлины.

Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскиро­ванный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов так называемого «нового протекционизма»).

Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экс­порта, так и внутреннего производства (например, в форме дота­ций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отра­жение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и ком­пенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономи­чески уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и сколь­зящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внут­реннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием осо­бых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторго­вого обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с уста­новлением странами соответствующих количественных ограниче­ний на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Положе­ния ГАТТ-1994, связанные с применением количественных огра­ничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени факти­чески не создают четкой и стройной международной правовой ос­новы для регулирования порядка применения мер количественно­го контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти страны к началу 2004 г. приходилось более 95% мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соот­ветствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равно­весия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называ­емые «исключения из правила недискриминации», которые позво­ляют странам использовать количественные ограничения избира­тельно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за тор­говлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензиро­вание автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (ко­торое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензирова­нию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусмат­ривается возможность создания системы автоматического лицен­зирования (при которой выдача соответствующей лицензии проис­ходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивиру­ется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государ­ство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Центра­лизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обя­зательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предпри­ятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе об­щих принципов недискриминации и руководствовались коммер­ческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемер­но развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий. Так, в соответ­ствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 90-е гг. в Австрии 3 государственных предприятия концентриро­вали всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Фин­ляндии - 2 (алкоголь, зерновые), в Исландии - 5 (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии - 6 (алкоголь, зерновые, сливочное масло, мо­лочный порошок, соль, шелк), в Мексике - 1 (молочный поро­шок), в Новой Зеландии - 1 (фрукты), в Норвегии - 3 (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции - 1 (алкоголь), в Турции - 1 (ал­коголь), во Франции - 1 (спички), в Греции - 1 (спички), в Швей­царии - 2 (сливочное масло, алкоголь).

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществле­нием контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможен­ную границу.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT- ТБТ). Дан­ное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упа­ковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обе­спечение требований национальной безопасности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предпола­гается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ния данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торгов­ли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким спо­собом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изме­няет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества из­делия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуа­ция входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что про­изводящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения по­ложений Соглашения ТБТ.

В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действу­ющих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот кодекс содержит указан­ные выше положения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятию «внешнеторговая политика».

2. В чем состоит стратегия современной внешнеторговой политики?

3. Охарактеризуйте содержание понятий протекционизма и либерализации и их соотношение в современной внешнеторговой политике.

4. Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД.

5. Охарактеризуйте содержание Импортного таможенного тарифа и его состав­ляющих.

6. Покажите различия между адвалорными, специфическими и комбинирован­ными пошлинами.

7. Охарактеризуйте паратарифные меры регулирования внешней торговли.

8. Покажите место и роль антидемпинговой политики и антидемпинговых по­шлин, в частности, в современной внешнеторговой политике государств.

9. Покажите примеры того, как монополистические меры регулирования совре­менной внешней торговли проявляются в скрытом виде.

К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

Под таможенным тарифом понимается:

    систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

    По направлению движения товара (по объекту обложения):

    экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    По способу установления (взимания):

    адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

    специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

    комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

    альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

    преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

    Классификация тарифов по направлению действия:

    сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

    преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

    дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .

В предыдущих главах было показано, насколько выгодно странам участвовать в свободной торговле. Доказать обратное невозможно, так как существует огромное количество фактов, подтверждающих эффективность такого режима торговли. Получение же максимальной взаимной выгоды от свободной торговли предполагает, что движение товаров через государственные границы будет происходить без какого-либо вмешательства правительств соответствующих стран в этот процесс.

Тем не менее, вот уже сотни лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т.д.), так и ограничения на количественные или стоимостные объемы поступающего в страну товара (квотирование, "добровольные" ограничения экспорта и т.д.).

Наиболее распространенными средствами внешнеторговой политики служат таможенные тарифы, целями использования которых наряду с ограничениями свободы торговли являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или (и) защита национальных (отечественных) производителей.

Ключевые термины:

торговая политика; протекционизм; тарифные методы регулирования; таможенный тариф; таможенная пошлина; адвалорная пошлина; специализированная пошлина; смешанная пошлина; номинальный и фактический уровень защиты; тарифная эскалация; малая страна; большая страна; излишек производителя; излишек потребителя; таможенный союз; антидемпинговая защита; оптимальный тариф.

Виды тарифов

■ Тариф – это налог или таможенная пошлина, взимающаяся с товара, который пересекает государственную границу .

Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Они разделяются прежде всего на: импортные, экспортные, транзитные.

Налогообложение ввозимых в страну товаров импортными пошлинами встречается наиболее часто – это главное средство национального протекционизма.

Реже встречается экспортная пошлина – налог, взимаемый с экспортируемых товаров. Экспортная пошлина чаще всего вводится странами, экспортирующими основной товар: либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. Например, вывоз риса облагается налогом в Таиланде и Бирме, какао – в Гане, кофе – в Бразилии. В развитых рыночных странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США, например, даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и в настоящее время практически не применяются.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в форме адвалорной, специфической и смешанной пошлины.

■ Адвалорная (лат. ad valorem – по стоимости) пошлина – это пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости импортируемого или экспортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара P d составит

где P w – таможенная стоимость товара; T AV – ставка адвалорного тарифа.

■ Специфическая пошлина – это налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую импортируемую или экспортируемую единицу товара, единицу измерения (количество, вес, площадь, объем).

Внутренняя цена импортного товара после обложения специфическим тарифом равна

где – ставка специфического тарифа.

■ Смешанная пошлина – это объединение адвалорного и специфического налогов.

При выборе того или иного вида таможенной пошлины необходимо учитывать следующие основные различия между ними.

  • 1. Для недорогого импортируемого товара адвалорная пошлина является более обоснованной, чем специфическая. Предположим, что каждый автомобиль, импортируемый в условную страну "Дагония", облагается единым специфическим налогом в размере 1000 USD. Это соответствует 10% адвалорного налога для автомобиля "Тойота" стоимостью 10 000 USD, но только 2% адвалорного налога для "Мерседеса" стоимостью 50 000 USD. Таким образом, специфическая пошлина регрессивна: чем выше цена на товар, облагающийся налогом, тем меньше размер самого налога (в относительном измерении).
  • 2. Уровень защиты, обеспечиваемый с помощью специфического тарифа, снижается в период инфляции (повышения цен) и увеличивается в период дефляции (падения цен), оставаясь постоянным и в том и в другом случаях для адвалорной пошлины.
  • 3. Специфическая пошлина очень проста в применении, тогда как адвалорная может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости товара. Расчет же таможенной стоимости товара в целях обложения налогом не всегда объективен и прежде всего из-за неформализованности процедуры установления типа (вида) цены, по которой величина таможенной стоимости рассчитывается. Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ , включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно. Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определяется на базе цены СИФ , включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара. Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5–7%.

Россия в вопросе определения таможенной стоимости товаров занимает позиции, близкие позициям западноевропейских стран.

4. Таможенные пошлины могут начисляться как с цены, указанной в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичный товар продается на мировом (или даже внутреннем) рынке. Могут использоваться и другие методы определения таможенной стоимости товаров. В результате экспортер зачастую не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет применяться в данном конкретном случае и, следовательно, не может заранее определить конечную цену продаваемого товара.

Необходимо отметить, что в практике таможенной службы стран используются все рассмотренные виды таможенных пошлин. Соединенные Штаты Америки, например, используют как адвалорную, так и специфическую пошлины (приблизительно с одинаковой частотой), а европейские страны (в том числе и Российская Федерация) вводят в основном адвалорные налоги. Особенно широкое распространение адвалорные пошлины получили после Второй мировой войны, когда во всем мире стала наблюдаться тенденция повышения цен, обусловленная инфляционными процессами. В настоящее время на их долю приходится от 70 до 80% от всех таможенных пошлин.

  • Под тарифом иногда понимается систематизированный по группам товаров перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые или вывозимые товары.
  • Основным здесь считается товар, на производство и экспорт которого преимущественно и традиционно ориентирована национальная экономика с целью обеспечения своей стране ведущих позиций на мировом рынке данного товара.
  • FOB – free on board – свободно на борту.
  • CIF – cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт.


Поделиться