К тактическим целям относятся. Целеполагание – принципы постановки целей

Тактическая цель - это не общая, а максимально конкретная и обязательно реально осуществимая цель, реализация которой позволяет приблизиться к достижению стратегической .

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Тактическая цель" в других словарях:

    тактическая цель - taktinis taikinys statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Taikinys, turintis taktinę reikšmę (taktinių karinių vienetų mūšyje). atitikmenys: angl. tactical target rus. тактическая цель … Artilerijos terminų žodynas

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    ЦЕЛЬ - планируемый рез т, единство мотивов, средств. Ц. образуется при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности, имеет природу ценностно рациональную Ц есть исключительно соц. явление, присуща только человеку как действующему субъекту … Российская социологическая энциклопедия

    Авиационная тактическая ракета Х-29л - 1980 Ракета Х 29л предназначена для поражения в простых метеоусловиях наземных целей типа: прочные укрытия самолетов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП. Разработка ракеты Х 29 с… … Военная энциклопедия

    Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 «Овод» - Управляемая тактическая ракета средней дальности Х 59 «Овод» 1985 Тактическая ракета средней дальности Х 59 предназначена для поражения малоразмерных наземных целей, координаты которых определяются до пуска ракеты. Разработана в МКБ… … Военная энциклопедия

    Авиационная тактическая ракета Х-29т - 1980 Ракета Х 29т предназначена для поражения визуально видимых наземных и надводных целей типа: железобетонные укрытия, стационарные железнлдорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП, корабли и десантно… … Военная энциклопедия

    Авиационная тактическая ракета Х-25мл - 1981 Авиационная тактическая ракета Х 25мл предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей: РЛС и пусковых установок комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и… … Военная энциклопедия

    Таргетирование заемных резервов - тактическая цель денежно кредитной политики, используемая Ф Р С с октября 1982 по 1989 г Департамент ценных Оумаг Федерального резервного банка Нью Йорка покупал и продавал ценные бумаги в количестве, достаточном для достижения равновесной… …

    Таргетирование незаимствованных резервов - тактическая цель денежно кредитной политики. Департамент ценных бумаг Федерального резервного банка Нью Йорка покупал и продавал ценные бумаги в количестве, достаточном для поддержания незаимствованных резервов на уровне, соответствующем целевой… … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

    Таргетированне процентной ставки по федеральным фондам - тактическая цель денежно кредитной политики. Департамент ценных бумаг Федерального резервного банка Нью Йорка осуществлял покупку и продажу ценных бумаг на открытом рынке в объеме, достаточном для поддержания процентной ставки по федеральным… … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

Индивидуальное планирование персонала заключается в постановке жизненных целей, разработке критериев их достижения и составлении индивидуальных планов работы.

Целеполагание – совокупность цели, средства и результата.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, разных возможностей человека и применяемых средств для достижения цели.

Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится человек. Например, получить высшее экономическое образование, создать семью и воспитать детей, организовать новое предприятие по производству продукции и др.

Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения офаничено текущим периодом, как правило, до 1 года.

Например, поступить в институт, выйти замуж, составить бизнес-план нового предприятия, купить автомобиль. А.П. Чехов сказал: «Дела определяются их целями. То дело называется великим, у которого велика цель».

Цель имеет качественный измеритель и неопределенное пространственное и временное состояние - некий «мираж» в конце пути, - однако для планирования жизненных целей человеку нужна определенность, поэтому цель должна конкретизироваться в реальные задачи с помощью критериев эффективности ее достижения.

Критерий достижения цели - количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами).

Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.

С помощью критерия процесс достижения цели разбивается на совокупность локальных материальных или духовных задач, решение которых способствует достижению поставленной цели. Если совокупность задач не решается, то можно говорить о частичном или неполном достижении цели. Например, студент ушел из института после 4 курса и не защитил диплом, таким образом он не получил высшего образования. Ученый подготовил, но не защитил кандидатскую диссертацию. Квартира еще не достроена, хотя стоимость ее оплачена строительной организации.

Глобальная цель общества была определена К. Марксом как «обеспечение полного материального благосостояния и свободного

всестороннего развития личности».

Этапы целевого управления:

Классификация целей управления.

Цель управления – одна из важнейших категорий теории соц управления.

Этапы целевого управления:

1. Выработка ясной и сжатой формулировки цели

2. Разработка реалистичных планов их осуществления

3. Систематический контроль и изменение качества работы и результата

4. Принятие корректирующих мер

Могут быть квалифицированны в зависимости от:

· масштаба (государственные, региональные, отраслевые и т.д),

· сферы деятельности (эк-кие, управленческие и т.п.),

· материальные потребности, духовные потребности (образование, культура и т.п),

· период времени.

Жизненные цели человека.

Некоторые правила формулирования и реализации жизненных целей.

· «Бросьте вызов!» Цель должна быть вызовом и определять реальные перспективы Вашего развития.

· «Напишите на бумаге!» Цель должна быть четко сформулирована в письменной форме с выделением критерия ее достижения.

· «Ограничьте время!» Цель должна находиться в определенных временных границах (продолжительность, сроки начала и окончания).

· «Разбейте на этапы!» Цель должна состоять из отдельных локальных целей и определяться количественными показателями их достижения (критериями).

· «Завяжите узелок!» Существование поставленной цели должно постоянно напоминать Вам о необходимости резервирования времени и ресурсов на ее достижение.

· «План любой ценой!» Цель должна быть реализована совокупностью индивидуальных планов на 5 лет, год, квартал, месяц, неделю или день.

· «Не бойтесь ошибок» Если в процессе достижения цели вы делаете ошибки, приходите к отрицательному результату, не стоит огорчаться - скорректируйте цель или поставьте новую.

Наиболее совершенный механизм планирования целей содержит датская методика «Тайм-менеджер интернейшнл»

Тайм-менеджер стал инструментом третьего поколения и флагманом для достижения конечных результатов в отличие от рутинной фиксации выполнения мероприятий в календаре. Он позволяет менеджеру четко контролировать и распоряжаться своим временем исходя из поставленных целей, связать воедино «что» и «когда» вы хотите делать.

Тайм-менеджер создает единую технологическую базу для принятия и исполнения решений (цели, функции, задачи, операции) на основе гибкого календаря (планы на год, месяц, неделю, день).

Достоинства ТМ:

Позволяет добиваться поставленных целей на основе повседневного решения «слоновых задач»;

Дает возможность расставить приоритеты, иметь обзор дел и рационально использовать свое время;

Позволяет повысить свой творческий потенциал, жить полноценной жизнью и лучше общаться с окружающими;

Помогает развить в себе более гибкое и спокойное отношение к изменениям за счет оперативного внесения изменений и использования сменных блоков бланков;

Отмечается рост производительности труда управленческого персонала, когда ТМ становится базовым инструментом работы всего предприятия.

Однако ТМ имеет и свои недостатки:

Невозможность применения когда не все специалисты овладевают данной техникой;

Необходимость специального обучения (минимум 2-дневный семинар) и дополнительные расходы времени на внесение информации в ТМ (не менее 30 мин в день);

Высокая стоимость инструмента и обучения, оплату которых могут позволить себе только преуспевающие организации (от 400 до 900 долл. на человека).

· Не подходит для неорганизованных людей.

В ТМ разработана простая и практичная методика достижения

результатов по всем моделям управления, которая включает четыре последовательных этапа:

1. формулирование основных целей. Достичь своих целей вы сумеете лишь в том случае, если они будут для вас абсолютно ясны.

2. установление приоритетов в решении задач, т.е. решить: какие цели являются наиболее важными, с какими задачами можно повременить, на решение каких задач следует направить свои ограниченные ресурсы;

3. создание надежной базы для решений. База для решений должна включать:

Ваши главные жизненные цели дома и на работе;

Ваши ключевые области - важнейшие функции, в которых вам нужно добиться результатов;

Крупные задачи, которые нужно решить в каждой ключевой области (функции);

Мероприятия (задачи), входящие в каждый из крупных комплексов задач;

Идеи, которые время от времени приходят вам в голову;

Разнообразную необходимую вам информацию (данные, сведения, помогающие уяснить смысл стоящих перед вами задач, точнее определить их качественные и количественные параметры, методы решения, финансовые возможности, предельные сроки реализации, число исполнителей и т.д.).

База для решений должна быть: ясной и четкой, полной, удобной для работы, реалистичной.

4. установление связи между базой для решений и планированием времени.

«слоновые задачи» э то:

Крупные задачи, решение которых требует значительной работы и длительного времени;

Задачи, промежуточные этапы которых не приносят видимых результатов, что ослабляет желание за них браться;

Задачи, которые при краткосрочном планировании чаще всего откладываются «на потом» или кажутся не столь важными и срочными по сравнению с другими оперативными делами.

22. Взаимосвязь целей и планов. Методы планирования.

Модель оптимизации целей управления включает такие элементы,

как цели организации, ресурсы организации, жизненные цели

сотрудников и критерии управления. Наиболее целесообразно

планирование целей строить «сверху вниз» от целей и ресурсов организации и находить консенсус с жизненными целями сотрудников и сформированными критериями управления.

Планирование жизненных целей оказывает прямое влияние на планирование организации во всех временнйх горизонтах планирования (5 лет, год, квартал, месяц, неделя, день). Взаимосвязь целей и планов показана на рис. 3.4. Анализ фактического выполнения индивидуальных планов показывает, что они редко выполняются более чем на две трети. Этим вызывается необходимость постоянной корректировки планов и жизненных целей в условиях дефицита времени и воздействия внешней среды. Планирование трудовой деятельности является элементом управления персоналом. Планирование, с одной стороны, важный инструмент воздействия руководства предприятия на персонал, а с другой - возможность самоутверждения личности на основе сочетания личных и групповых целей.

Исходными данными для планирования являются: философия организации; бизнес-план организации; планы экономического и социального развития; баланс предприятия за отчетный период;

схема классификации целей и критериев управления; протоколы общих собраний учредителей (акционеров); коллективный договор; планы служебной карьеры сотрудников; трудовые договоры сотрудников; результаты социологических опросов в коллективе;

статистическая и оперативная отчетность организации; маркетинговое исследование рынка организации; планы повышения квалификации сотрудников.

Различают (три основных метода) планирования.

1. Директивное планирование («сверху»), когда администрация организации определяет тактические цели, критерии достижения и конкретные задачи организации на текущий период и делает разбивку плана по структурным подразделениям. Руководитель каждого подразделения детализирует годовой (квартальный, месячный) план на оперативных совещаниях с участками, отделами и службами и обеспечивает доведение плана до каждого исполнителя. При этом методе планирования обеспечивается реализация целей и показателей экономического и социального развития предприятия в целом. Жизненные цели индивидуумов учитываются обобщенно, частично, а иногда и вовсе не учитываются.

2. Индивидуальное планирование («снизу»), когда начальным является индивидуальное планирование жизненных целей отдельных работников. Эти планы обобщаются по участкам и отделам, агрегируются по структурным подразделениям, а затем методом сводного планирования формируется текущий план предприятия. В этом случае в максимальной степени учитываются жизненные цели людей и групповые интересы. Однако не всегда имеется возможность по ресурсам стыковки целей предприятия и жизненных целей сотрудников. Поэтому данный метод планирования нашел применение в организациях с высокой долей творческого труда, например в вузах, НИИ, театрах, музеях и т.п.

3. Комбинированное планирование («сверху-снизу»), когда, с одной стороны, на основе стратегических целей организации формируются контрольные задания и нормативы по организации и структурным подразделениям, а с другой - жизненные цели сотрудников исходя из полученных контрольных заданий. Координация директивного и индивидуального планирования ведется экономическими службами методом интерполяции на уровнях «организация - подразделение». Этот метод значительно сложнее в процессе реализации, однако позволяет достичь максимального сближения целей организации и личности.

Планирование личного времени.

Цель – это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Цели имеют большое значение, потому что организации создаются с определенными намерениями, которые формализуются в виде целей. представляет собой описание путей достижения целей и конкретизирует распределение ресурсов, графики работ, задания и прочие действия.

Термин планирование вмещает в себя обе идеи: планирование подразумевает задание целей организации и средств для их достижения.

Процесс планирования начинается с изложения миссии, определяющей главное назначение организации, особенно для внешних аудиторий.

Является базой для стратегического уровня целей и планов (уровень компании), который, в свою очередь, формирует тактический уровень (уровень подразделений) и далее оперативный уровень (уровень отделов). – это обоснование деятельности организации, т.е. описание ее ценностей, устремлений и причин появления на свет. Четко определенная становится основой для всех последующих целей и планов.

Общие заявления, описывающие, где организации хотят оказаться в будущем, называются стратегическими целями. Они в большей мере имеют отношение к организации в целом. Чем к ее отдельным подразделениям. Стратегические цели часто называют официальными целями, потому что они сообщают о том, чего намерена добиться организация.

Стратегический план намечает этапы действий, которые собирается осуществить компания для достижения своих стратегических целей. Он представляет собой , определяющий, какие действия нужно предпринять и каким образом распределить имеющиеся денежные средства, человеческие и производственные ресурсы, чтобы добиться осуществления стратегических целей компании. Стратегическое планирование обычно носит долгосрочный характер и может намечать действия организации на несколько лет вперед. Назначение стратегического плана в том, чтобы реализовать стратегические цели организации на практике в течение заданного периода времени.

Рис. Уровни целей и планов организации.

Топ-менеджеры обычно отвечают за разработку стратегических целей и планов, отражающих основные идеи относительно эффективности и производительности организации. За разработку тактических целей и планов отвечают менеджеры среднего уровня: руководители подразделений и функциональных единиц.

Руководитель подразделения составляет тактические планы, сконцентрированные на тех основных действиях, которые должно выполнять подразделение для реализации своей части стратегического плана, разработанного топ-менеджментом. Оперативными планами определяются конкретные процедуры или процессы, необходимые на самых нижних уровнях организации, т.е. отделов и работников.

Управление по целям – это планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта и работника, используемых для последующего мониторинга результатов работы организации. Эффективный процесс управления по целям состоит из следующих этапов:

  1. Постановка целей. Этот этап является самым трудным. Постановка целей требует вовлечения сотрудников всех уровней и умения не ограничиваться только рассмотрением повседневных операций для получения ответа на вопрос «Чего мы пытаемся достичь». Цель должна быть конкретной и реальной, устанавливать сроки достижения результата, а также распределять ответственность.
  2. Разработка планов действий. План действий определяет конкретные шаги, необходимые для достижения заявленных целей. Такие планы составляются как для отделов, так и для работников.
  3. Контроль продвижения к целям. Периодический анализ достигнутого прогресса необходим для контроля соблюдения плана. В том случае, если в результате контроля выясняется, что цель не может быть достигнута в результате выполнения текущего плана, план может быть скорректирован.
  4. Оценка общих результатов работы. Заключительный этап управления по целям предусматривает тщательную оценку соответствия результатов работы сотрудников и отделов их годовым целям.

Цель – образ желаемого будущего

Что такое цель?

Начнем с анализа определений:

Цель - желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить.
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое.
Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)

Цель , мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. Намерение, чтобы достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью (Словарь синонимов Русского языка)

Цель , филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.
Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру)

Выводы:

Ознакомившись с различными определениями Целей, можно заметить близкие и сопутствующие слова и проследить взаимосвязи.
Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.
Цели связаны с намереньем.
Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Цель – это интегратор процессов.
В общем, цель связана с категорией – Смысл. Цель – это то, что является основой любого действия и также является результатом.
Ключевые слова: Желания, Намеренья, Образы, Воля, Сознание, Интеграция, Смысл.
Продолжая анализировать, что есть цели, интуитивно чувствуешь всю неоднородность явления. Одного дело, я пошел в магазин с определенной целью (или неопределенной), другое дело, я занимаюсь спортом или рисованием или занимаюсь бизнесом или иду на войну.

Цели – осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели.

Необходимо отметить, что свойство ставить и достигать цели сугубо человеческое. Животные или растения не обладают по современным научным данным способностями к целеполаганию. В основе их поведения (в случае с животными) лежат инстинкты и рефлексы.
Однако надо понимать, что в основе целей человека лежат и биологические потребности, которые иногда диктуют различные формы поведения. Но биологическая потребность сама по себе, точнее удовлетворение таких потребностей, не является целью, пока не станет осознана. Лишь поняв свою необходимость в чем-то, мы можем поставить цель. Нюансы же удовлетворения потребностей, целиком зависят от социо-культурных особенностей и, конечно же, связаны с более «высокими» целями индивида.

Собственные цели не всегда понятны и человеку. В зависимости от культуры и воспитания, индивидуального жизненного опыта мы делаем что-то, казалось бы, бесцельно или не задумываясь о целях или смыслах действия.
В таком случае имеет смысл говорить об осознанности целей. Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели.
В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».
Плохие цели – это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми, и, несмотря на то, что их достижение декларируется в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей.

Причина появления плохих целей станет понятней, если немного поразмышлять о ценностях как элементах ориентации человека в обществе.
С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели. Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: хочется вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.
Несоответствие целей глубинным ценностям человека ведет к феномену «плохой» цели. Несоответствие может быть вызвано влиянием других людей в личном общении, да и в деловом. Влияние может быть опосредованно многими факторами, как личными контактами, так и модными идеями и идеологиями, транслируемыми в культуре. Плохие цели вызывают стресс и демотивацию, отнимают много ресурсов.

При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель – это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим.
Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или – я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным).
Понятно, что достижением цели в таком случае будет постоянная работа, деятельность направленная на достижение цели в таком случае постоянна. Вообще, можно сказать, что в случае процессных целей, существует максимальное соответствие цель-ценность. Иногда невозможно сразу разграничить цели и ценности, наверное, полезно мыслить в таком случае это явление как многогранный процесс, обладающий разными свойствами по аналогии с корпускулярно-волновой теорией в квантовой механике. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

Цели можно ранжировать по уровням:

Оперативный
Тактический
Стратегический

Оперативные цели – повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей.
Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей. Например, есть тактическая цель ходить в спортзал и заниматься большим теннисом или фитнессом 3 раза в неделю. Вытекают оперативные цели, подготовить (купить) спортинвентарь, выбрать оптимальное время посещения, купить абонемент.

Тактические цели – цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели – это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.

Стратегические цели – это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.
иногда, в особых ситуациях, стратегические цели могут ослаблять свою значимость. Это ситуации острых социальных кризисов, войн, социальных потрясений. В таких случаях резко усиливается значимость тактических целей, связанных со скорейшей стабилизацией ситуации, выживанием в биологическом смысле. В то же время стратегические цели, упирающиеся в ценности, никогда не перестают влиять на всю жизнь человека и в критические периоды. Иногда именно в критические периоды происходит формирование новых ценностей и стратегических целей вследствие интенсивного эмоционального опыта.

Свойства целей

Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Назову главные из них.
Глубина – влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.

Согласованность – степень взаимосвязи и влияния на другие цели.
Пластичность – со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.

Корректность цели – это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным.

Индивидуальный характер целей – цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.

Процесс постановки целей – целеполагание.

Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом – с творческими способностями и синтетическим мышлением.

Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это: хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение. Разумеется логичность и структурированность мышления также имеет огромное значение. Целеполагание в общем можно рассматривать как навык, который поддается тренировке при соответствующей практике.

Смысл целеполагания.
Целеполагание – это проявление экзистенциальной сути человека, процесс активного формирования реальности. Процесс целеполагания и дальнейшей цели-достижения – это, по сути, и есть свободное волеизъявление и одна из потребностей личности. Осознанное целеполагание – это создание векторности в вероятностном пространстве жизни. Уже сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет вероятностные линии других событий. Целеполагание – это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание ведет к повышению уровня энергии, является мощным самомотиврующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность.

Отказ от целеполагания

Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.
Помимо внутри личностного конфликта, отказ от целеполагания может быть связан со страхами, обусловленными опытом постановки и не достижения цели, с недостатком информации о собственных возможностях и ресурсах для достижения и движения к цели.

Методы постановки целей и принципы целеполагания.

Залог хорошего целеполагания – это знание себя.

Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей.
Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшего цели достижения. Часто для персонального целеполагания рекомендуют использовать методики из менеджмента, которые, по сути, имеют «задачный характер» и являются не методами целеполагания, а методами критического анализа целей. (Методика SMART например). Такие методики можно использовать для тактического целеполагания, но вряд ли имеют смысл для стратегического. Недостатком таких методик являются принципы, на которых они основаны, а именно хорошая информированность о базовых условиях и ресурсах.

Стратегическое целеполагание должно начинаться с анализа ценностей и важных жизненных установок человека. По сути, это глубинное самоисследование, в котором помогают: методы направленного воображения, сократовсксий диалог с подготовленным консультантом, тестовые методики (Например ЦО Рокича), свободные дискуссии в группе, мозговые штурмы.

Следующий этап – это ключевые сферы жизни человека, анализ направлений развития и значимых ниш человека. Простой пример: Семья, Работа, Я сам и т.д.
Структурирование сфер жизни различным образом отражает картину мира человека и характер имеющихся у него ценностей и установок.

Анализ ценностей и сфер человека не должен проводиться вскользь, на это должно отводиться существенное время в работе с консультантом.

Нельзя сводить всю работу на этом этапе к планированию и диагностике. Это не измерение просто какой-то вещи, не сбор данных для анализа. Сама диагностика и анализ предоставляют возможности для коррекции и изменения. Вообще любая психологическая работа одновременно является и диагностикой и формированием. Это свойство не только психологической работы с клиентом, но и фундаментальный принцип любого измерения и исследования (принцип Гейзенберга), и это надо учитывать и понимать.

На этапе анализа ценностей и базовых сфер жизни можно использовать помимо общения с консультантом, визуализаций и создания текстовых и графических описаний, расстановки в пространстве, психодраматические проигрывания – все, что поможет клиенту четче зафиксировать и осознать свои ценности и основные направления жизни.
Выбор методов зависит от мастерства консультанта, от условий работы (групповая или индивидуальная форма) и от особенностей клиента. Нельзя торопиться, работа на этом этапе должна занимать определенное количество времени. Многие декларируемые ценности могут быть переформулированы и осмыслены человеком по-новому в конце данного этапа работы. Консультант должен быть максимально внимателен к мельчайшим нюансам всех проявлений клиента, чем больше методов на данном этапе работы использовано, тем больше информации будет получено для отзеркаливания на данном этапе. Стратегическая позиция консультанта при этом – максимальная помощь в понимании клиентом самого себя. Консультант является «зеркалом», которое отражает внутренний мир клиента и тем самым делает его более доступным для понимания. Для этой цели и используются все техники и методы, о которых я упомянул выше. Естественно, существуют определенные «горизонты» работы. Опрометчиво было бы предположить, что в течение нескольких встреч с клиентом, можно создать четкое, внутренне не противоречивое описание стратегических целей на всю жизнь вперед. Но задача выделить и сделать более понятными определенные «мотивы» в жизни человека представляется вполне возможной.
В последующем, через длительное время, этап стратегического целеполагания может быть повторен, но должно пройти довольно много времени. Стоит отметить, что, как правило, потребность в работе с консультантом возникает не на ровном месте, а как отражение определенного кризиса в жизни человека, кризиса развития прежде всего, поэтому задача консультанта заключается в поддержке клиента, в снижении неопределенности, и в содействии выходу из кризиса.
Идеальным результатом сотрудничества консультанта с клиентом на данном этапе является:

Прояснение ценностей, ведущих мотивов в жизни человека.
Прояснение сфер жизни, ведущих областей в жизни.
Постановка целей. Горизонт планирования 3-5 лет.

В данном случае, цели являются ориентирами. Они должны быть конкретными. Однако это фиксирование некоего «виденья» будущего, но не жесткая программа. Поэтому не обязательно максимально конкретное (как в случае с тактическими целями).

Цель - образ желаемого будущего
Что такое цель?
Начнем с анализа определений :
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что желательно осуществить.
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Необязательно достижимое.
Желанье, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть. (Википедия)
Цель , мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. Намерение, чтобы достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью (Словарь синонимов Русского языка)
Цель , филос., есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие Ц. входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими Ц. может быть осуществлена. Понятие Ц. есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации, но по аналогии с явлениями внутренними, психическими, понятие Ц. переносится на внешний объективный мир; в этом случае говорят о целесообразности мирового устройства, о возникновении явлений не по закону причинности, а сообразно поставленной творцом Ц. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.
Цель выступает способом интеграции в единую систему различных действий одного человека или действий различных людей. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий)
Выводы:
Ознакомившись с различными определениями Целей, можно заметить близкие и сопутствующие слова и проследить взаимосвязи.
Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.
Цели связаны с намереньем.
Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
Цели связаны с волей и сознанием.
Цель - это интегратор процессов.
В общем, цель связана с категорией - Смысл. Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.
Ключевые слова: Желания, Намеренья, Образы, Воля, Сознание, Интеграция, Смысл.
Продолжая анализировать, что есть цели, интуитивно чувствуешь всю неоднородность явления. Одного дело, я пошел в магазин с определенной целью (или неопределенной), другое дело, я занимаюсь спортом или рисованием или занимаюсь бизнесом или иду на войну.
Цели - осознанность, ценности, плохие цели, процессные цели.
Необходимо отметить, что свойство ставить и достигать цели сугубо человеческое. Животные или растения не обладают по современным научным данным способностями к целеполаганию. В основе их поведения (в случае с животными) лежат инстинкты и рефлексы.
Однако надо понимать, что в основе целей человека лежат и биологические потребности, которые иногда диктуют различные формы поведения. Но биологическая потребность сама по себе, точнее удовлетворение таких потребностей, не является целью, пока не станет осознана. Лишь поняв свою необходимость в чем-то, мы можем поставить цель. Нюансы же удовлетворения потребностей, целиком зависят от социо-культурных особенностей и, конечно же, связаны с более «высокими» целями индивида.
Собственные цели не всегда понятны и человеку. В зависимости от культуры и воспитания, индивидуального жизненного опыта мы делаем что-то, казалось бы, бесцельно или не задумываясь о целях или смыслах действия.
В таком случае имеет смысл говорить об осознанности целей. Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели.
В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели».
Плохие цели - это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми, и, несмотря на то, что их достижение декларируется в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей.
Причина появления плохих целей станет понятней, если немного поразмышлять о ценностях как элементах ориентации человека в обществе.
С рождения и на протяжении всей жизни человек находится в культуре и обществе, и в процессе жизни воспринимает ценности, которые закодированы в культуре. Ориентируясь на эти ценности, человек ставит цели. Но, зачастую, цели (если говорить о более глобальных, стратегических целях) уже включены в культурное воспитание и воспринимаются как данность: хочется вырастить дерево, построить дом и воспитать сына.
Несоответствие целей глубинным ценностям человека ведет к феномену «плохой» цели. Несоответствие может быть вызвано влиянием других людей в личном общении, да и в деловом. Влияние может быть опосредованно многими факторами, как личными контактами, так и модными идеями и идеологиями, транслируемыми в культуре. Плохие цели вызывают стресс и демотивацию, отнимают много ресурсов.
При разговоре о целях необходимо представляется важным, что цель - это не всегда некое будущее. В определенном смысле, цель является неуловимым настоящим .
Целью может быть наличие процесса с определенными характеристиками. Например, я хочу сохранять хорошее здоровье как можно дольше. Или - я хочу получать определенный доход в течение определенного промежутка времени (в месяц, например). Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать - свободным, быть уверенным, спокойным).
Понятно, что достижением цели в таком случае будет постоянная работа, деятельность направленная на достижение цели в таком случае постоянна. Вообще, можно сказать, что в случае процессных целей, существует максимальное соответствие цель-ценность. Иногда невозможно сразу разграничить цели и ценности, наверное, полезно мыслить в таком случае это явление как многогранный процесс, обладающий разными свойствами по аналогии с корпускулярно-волновой теорией в квантовой механике. При осознании и понимании собственных ценностей мы существенно облегчаем целеполагание и выбор альтернатив в различных неопределенных ситуациях.

Цели можно ранжировать по уровням:
. Оперативный
. Тактический
. Стратегический
Оперативные цели - повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей. Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей. Например, есть тактическая цель ходить в спортзал и заниматься большим теннисом или фитнессом 3 раза в неделю. Вытекают оперативные цели, подготовить (купить) спортинвентарь, выбрать оптимальное время посещения, купить абонемент.
Тактические цели - цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели - это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.
Стратегические цели - это наиболее значимые жизненные цели-ценности, подчиняющие и определяющие жизненный путь человека или жизненный путь группы или организации. В жизни человека стратегические цели отражаются на всех жизненных действиях и шагах, лежат в основе любой активности. В своем конечном воплощении стратегические цели человека соприкасаются с таким экзистенциальным вопросом как смысл жизни. Спутанность, неясность стратегических целей приводит к неясности во всех областях жизни человека и влечет за собой фрустрации и депрессии.
Иногда, в особых ситуациях, стратегические цели могут ослаблять свою значимость. Это ситуации острых социальных кризисов, войн, социальных потрясений. В таких случаях резко усиливается значимость тактических целей, связанных со скорейшей стабилизацией ситуации, выживанием в биологическом смысле.
В то же время стратегические цели, упирающиеся в ценности, никогда не перестают влиять на всю жизнь человека и в критические периоды. Иногда именно в критические периоды происходит формирование новых ценностей и стратегических целей вследствие интенсивного эмоционального опыта.

Свойства целей
Свойства целей отражают изменчивость и характер развития личности. Назову главные из них.
Глубина - влияние цели на разные сферы жизни и степень этого влияния. Это свойство стратегических целей.
Согласованность - степень взаимосвязи и влияния на другие цели.
Пластичность - со временем цели и ценности претерпевают изменения. Ценности личности формируются постепенно, и, соответственно, стратегические цели тоже претерпевают изменения.
Корректность цели - это согласованность между стратегическими целями-ценностями и тактическими целями. В ситуации, когда тактические цели не согласованы со стратегическими целями-ценностями, осуществление тактических целей будет сложным.
Индивидуальный характер целей - цели всегда индивидуальны. Даже если цели называются одинаково, у каждого человека за целями стоят индивидуальные ценности и индивидуальные смыслы.
Процесс постановки целей - целеполагание.
Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Материал из Википедии
Целеполагание процесс творческий, и тем более творческий, чем выше уровень целей. Если на оперативном и отчасти тактическом уровне целеполагание больше связано с логикой и аналитическим мышлением, и часто связано с декомпозицией, то на стратегическом - с творческими способностями и синтетическим мышлением.
Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это: хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение. Разумеется логичность и структурированность мышления также имеет огромное значение. Целеполагание в общем можно рассматривать как навык, который поддается тренировке при соответствующей практике.
Смысл целеполагания.
Целеполагание - это проявление экзистенциально й сути человека, процесс активного формирования реальности. Процесс целеполагания и дальнейшей цели-достижения - это, по сути, и есть свободное волеизъявление и одна из потребностей личности. Осознанное целеполагание - это создание векторности в вероятностном пространстве жизни. Уже сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет вероятностные линии других событий.
Целеполагание - это творчество, создание образа новой реальности. Целеполагание ведет к повышению уровня энергии, является мощным самомотиврующим фактором. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования Экзистенциальность - взаимосвязь структур, конституирующих экзистенцию, бытийное устройство присутствия.
Отказ от целеполагания
Отказ от целеполагания выражается в негативном отношении личности к идеи постановки целей. Он связан со многими факторами, например, неясностью того, зачем собственно нужно целеполагание и как оно влияет на жизнь человека, плохим знанием себя и наличием противоречивых тенденций, внутриличностных конфликтов. В таких случаях человек буквально не понимает, чего он хочет. Понимание себя, осознанное целеполагание может быть связано с актуализацией конфликта, в таком случае осознание ценностей и целей будет блокироваться психологическими защитами.
Помимо внутри личностного конфликта, отказ от целеполагания может быть связан со страхами, обусловленными опытом постановки и не достижения цели, с недостатком информации о собственных возможностях и ресурсах для достижения и движения к цели.
Формируя собственные ценности, описывая сферы жизни, задумываясь о желаниях, стоящих за принятием того или иного решения, человек снижает степень неопределенности в своей жизни.
Понимание собственных ориентиров дает множественную пользу. Принятие сложных решений, выбор альтернатив, тактическое планирование и достижение целей, выражаемых в конкретных результатах, существенно зависит от стратегического планирования.
Хотя необходимо понимать: планирование, по своей сути, непрерывный процесс. Условия жизни меняются, личность развивается, происходит пересмотр некоторых предпосылок, ценностей, влияющих на принятия решений.
Постоянное вероятностное прогнозирование, учет возникающих возможностей, сопоставление с ценностями и принятие решений - привычка, которая позволяет жить более эффективно и делает жизнь более осознанной и успешной.
Однако планирование не должно являться догмой. Планирование - это способ взгляда на реальность. Если Вы прямо сейчас смотрите на экран монитора, то вы видите реальность. Когда Вы начинает задумываться о Ваших ценностях, целях, ориентирах, желаемых событиях - вы видите будущую реальность. Чем лучше вы осознаете ценности и цели, которые являются векторными вариантами ценностей, тем яснее Вы видите будущее. В контексте личностного развития примечательно, что, видя будущее, Вы получаете возможность выбрать его, усиливаете свою степень свободы. Вероятно, что перед началом работы над целеполаганием или в самом ее начале возможно количество некоторой шелухи, наносного слоя на этом пласте. Практическим следствием из этого будет - уделить пристальное внимание декларируемым ценностям и целям.
Соотнесение целей и ценностей между собой и прояснение всех «подозрительных» моментов - задача самостоятельной работы человека на данном этапе. Самостоятельная работа здесь возможна путем самоанализа . Задавая как можно больше вопросов себе (зачем, что дает, и т.д.), мы приближаемся к лучшему пониманию своих ценностей и целей. При самоанализе ответы необходимо записывать. Иногда они бывают весьма неожиданны.
Методы постановки целей и принципы целеполагани я.
Залог хорошего целеполагания - это знание себя.
Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей.
Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшего цели достижения. Часто для персонального целеполагания рекомендуют использовать методики из менеджмента, которые, по сути, имеют «задачный характер» и являются не методами целеполагания, а методами критического анализа целей. (Методика SMART например). Такие методики можно использовать для тактического целеполагания, но вряд ли имеют смысл для стратегического. Недостатком таких методик являются принципы, на которых они основаны.
Стратегическое целеполагание должно начинаться с анализа ценностей и важных жизненных установок человека. По сути, это глубинное самоисследование , в котором помогают: методы направленного воображения , сократовсксий диалог с подготовленным консультантом, тестовые методики (Например ЦО Рокича), свободные дискуссии в группе, мозговые штурмы .
Следующий этап - это ключевые сферы жизни человека, анализ направлений развития и значимых ниш человека. Простой пример: Семья, Работа, Я сам и т.д.
Структурирование сфер жизни различным образом отражает картину мира человека и характер имеющихся у него ценностей и установок.
Цель - это составляющая мечты. Воплотить - значит выразить мечту в конкретной, реальной форме, то есть, сделать целью. Реализовать цель - значит осуществить, исполнить, претворить в жизнь, сделать реальностью.
Проблемы и технологии образовательного целеполагания.
Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом.
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия. Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт , который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача - часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение . Содержание этих понятий является отдельной и весьма значимой проблемой, но в данном случае не рассматривается.
Проблема создания института образовательного целеполагания.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения . Другое дело, что не все субъекты обучения могли участвовать в целеполагании . Например, в советское время большинство целей обучения и воспитания задавалось "сверху". Институт образовательного целеполагания как научная, а не политическая организация, отсутствовал. Например, методическим обеспечением школ долгое время занимался Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения (НИИ СиМО), в названии которого были четко определены рамки его влияния на школьное образование в стране, т.е. содержание и методы обучения, но не цели.
И сегодня, к сожалению, следует признать, что полноценного института образовательного целеполагания в стране не существует. Это приводит к невнятным формулировкам целей и недостижимым ориентирам уже на уровне государственного образовательного целеполагания .
В качестве примера приведем постановку целей в докладе «О развитии образования в Российской Федерации (Государственный совет Российской Федерации, апрель 2006 год):
«Введение. Новые горизонты российского образования. Цель настоящего документа - формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте - новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии».

Анализ этого фрагмента приводит к выводу о непроработанности заявляемых целей:
1. Документом предполагается формировать стратегию. Очевидно, что документом невозможно сформировать стратегию.
2. "Качественный прорыв Российского образования" - Неясно, какой прорыв, куда и откуда.
3. "… и на этом фундаменте..." - Каков этот фундамент, об этом ничего не сказано.
4. "Новое качество жизни страны" - В чем и по отношению к чему новое качество?
5. "Координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии" - Если нет четко обозначенной стратегии, то и координировать нечего. Впрочем, одна стратегия обозначена в девизе анализируемого документа: "От конкурентоспособного образования - к конкурентоспособности России" . Когда-то такая стратегия уже была и называлась "догнать и перегнать". Вряд ли такой внешний ориентир отвечает чаяниям миллионов людей в качестве основной цели образования.
Из сказанного следует, что анализируемый документ не сможет оказать положительное влияние на реальное положение дел в образовании из-за непроработанности целевого блока. Аналогичные проблемы можно обнаружить и в других документах, относящихся к образованию. Причина - отсутствие научного подхода к проектированию смысла, целей и стратегии образования. Очевидно, что исследования в данной области актуальны и необходимы, причем, не только для дидактики и других педагогических дисциплин.
Среди образовательных целей можно выделить: государственные нормативные, общественные, национально-региональные, школьные, индивидуальные цели учителей, учеников, их родителей. В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть цели усвоения знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования отношений, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т.п.
Технология выращивания целей и ценностей образования. Цели не являются исходным элементом проектирования образования. Им предшествуют ценности и смыслы. Сложность их рассмотрения состоит не столько в определении ценностей и смыслов образования, хотя это является отдельной научной проблемой. Основная трудность - в консолидации различных субъектов образования по отношению к ценностям, выбранным в качестве базовых.
Например, известны два противоположных смысла образования: «иметь» и «быть». Педагоги и философы исследуют эти и иные смыслы, но их работа далека от завершения.
Допустим, цели и ценности образования определены учеными. Что с ними теперь делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей?
Мы предлагаем технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий эвристический характер образования. Основные этапы этой технологии следующие:
1. На начальном этапе происходит выявление существующих ценностей - в людях, в обществе, в философии. Для ученика результат такого выявления оформляется в виде того, что называют "образ Я" определяет то, что для него значимо, кем он себя видит в будущем, зачем ему надо саморазвиватся и как это ему пригодится. Этот личностный ценностный образ - первичен.
2. Предоставление ученику аналогов его ценностей. Программа предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Цель - дать возможность ученику через свой образ ценностей увидеть другие.
3. Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогами здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнает другое, он преобразует свой первичный "образ Я", выращивает свой ценностный базис.
4. Сопровождение. Это роль программы по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причем речь здесь идет не о "подведении" ученика к "нужным" ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.
5. Рефлексия. Это непременный атрибут любой личностно-значимой и самоорганизуемой деятельности. По отношению к ценностным видам деятельности рефлексия оказывается критерием, мерилом их действительности и действенности.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
Преимуществом данного подхода является его привязка к личности. В этом случае при любых изменениях в обществе или в политике не придется всякий раз искать новые ценности, которые надо "прививать" молодёжи, а обеспечивать траекторию ученика по отношению к любым, в том числе и новым ценностным шкалам.

Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и образовательным технологиям. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, понятием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в-третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, например, исследование его химических, математических, этических свойств.
Другой тип целей ученика - целеполагание по отношению к образовательным технологиям. Познание фундаментальных образовательных объектов, принадлежащих образовательным областям, требует от ученика выбора технических приёмов, способов и технологий, то есть целей ученика в области применяемых образовательных технологий. Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов. Чтобы поставить цели в образовательных технологиях, ученик проделывает те же процедуры, что и при целеполагании в образовательных областях: устанавливает личностное отношение к имеющимся видам и способам деятельности, выбирает созвучные его индивидуальным особенностям способы деятельности, выясняет суть и структуру выбранных видов деятельности, планирует свои действия по их освоению и применению.
Для развития таких способностей ученика, как целеполагание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этих качеств будет происходить без дополнительных затрат времени во время занятий по темам курса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций. Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии
Цель деятельности - это ее предвосхищаемый результат. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат .
Часто цели, декларируемые в учебных программах, существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров и интересов учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить это нежелательное явление, необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания.
Возможны следующие группы целей учеников
Личностные цели - осмысление целей образования: приобретении веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решении типовых или творческих задач по теме;
Креативные цели - составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины.
Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссий.
В начале обучения конкретной учебной теме цели могут быть следующие:
А) создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для себя вопросы);
Б) для формирования образа деятельности в новой теме, выполнить основные виды деятельности, например: исследовать проблему, подготовить доклад, написать статью и т. д.
В) через созданные начальные образовательные продукты и опробованные виды деятельности вывесим их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;
Г) составить учебную программу на обозримый период времени, включив в нее личностный собственный компонент, то есть и цели по предмету.
Список целей также может выглядеть так:
1) освоить определённый учебный материал;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
4) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
5) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
6) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
7) проявить и развить свои способности (назвать их);
8) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
9) научиться аргументировано спорить, дискуссировать в ходе изучения темы;
10) научиться решать задачи и проблемы по теме;
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения учеников целеполаганию.
Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
. наличие познавательного стремления ученика;
. определение предмета своей цели;
. умение ученика определить свою связь с предметом цели;
. представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
. вербальное (словесное) формулирование цели;
. предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
. наличие средств для достижения цели;
. соотношение получаемых результатов с целью;
. корректирование поставленной цели.



Поделиться