Как вспомнить что было пару часов назад. Не стремиться сделать все

Современный темп жизни требует от каждого человека огромного внимания. Но часто в водовороте событий люди просто забывают о мелочах, которые должны сделать или сказать. Бороться с этой проблемой можно. Существует перечень советов, как вспомнить то, что забыл.

Внимание

В первую очередь стоит сказать, для того чтобы не бороться с проблемой, ее лучше избегать. Поэтому нужно по максимуму внимательно относиться ко всем своим делам и людям, с которыми человек общается. Это надо для того, чтобы вникать во все моменты жизни и стараться их не упускать из виду. Если сказать себе, что то или иное дело - важное, мозг вряд ли просто "отключится" и "выбросит" это из головы.

Ассоциации

Хорошо, если человек может так себя настроить, что у него получается не упускать из виду нужные вещи. Но если все-таки какие-то мелочи забываются, нужно их насильно возвращать в мысли. Для этого надо использовать различные вспомогательные средства. Советом, как вспомнить то, что забыл, может стать рекомендация всему создавать логические цепочки или ассоциации. По такому принципу, например, очень легко запоминать номера телефонов, домов и прочие важные цифры. Так же можно запоминать и новые полные имена. Если у человека, например, фамилия Шульга, его всего лишь нужно представить пишущим письмо левой рукой. останется в мозге, и, выстроив логическую цепочку, память быстренько "выбросит наверх" нужную информацию.

Назад в прошлое

Существуют советы, как вспомнить то, что забыл, которые пригодятся людям, повеселившимся хорошо вчерашним вечером. Для этого просто нужно начинать вспоминать произошедшие события с того момента, когда еще сознание было ясным. К слову, делать это лучше коллективно вместе с людьми из той компании, в которой вчера отдыхали. Так скорее можно будет вспомнить важные мелочи и прийти к нужному выводу.

Отвлечение

Если человеку надо вспомнить, например, фамилию известной личности, а она все не приходит в голову, нужно всего лишь немного подождать, переключиться на что-нибудь другое, просто отвлечься. Можно быть уверенным, что через определенное время нужный факт или персона сами "всплывут" в голове.

Тренировки

Чтобы не искать советов, как вспомнить то, что забыл, и исключить по максимуму небольшие которые часто сопровождают быт обычного человека, можно просто тренировать свою память, давая ей ежедневные нагрузки. Изучение стихов или прозы, запоминание новых песен - все это отлично способствует работе мозга.

Полезные вещества

Ученые доказали, что потребление некоторых продуктов положительно влияет на работу головного мозга. Так, например, если человек забыл, что сделать хотелось, значит, в его организме существует недостаток бора, цинка или железа. Пополнить запас можно при помощи свежих и вареных овощей и фруктов, а также периодического употребления в пищу мяса.

Медикаменты

Помогать и активизировать память можно также при помощи различных медицинских препаратов, которые сегодня отпускаются в аптеке даже без рецепта. Пройдя курс лечения, человек уже сразу может почувствовать улучшение. Но такой вариант лучше использовать людям старшего возраста, у которых забывчивость связана с количеством прожитых лет.

Думаю, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда важная информация в нужный момент каким-то чудесным образом исчезает из головы. В такие моменты, не надо переживать или расстраиваться, ведь существуют различные техники, с помощью которых можно "выудить" нужную информацию из мозга. Итак, как вспомнить то, что забыл.

Как бы странно это ни звучало, но самый эффективный метод вспоминать забытую информацию – правильно запоминать. Пользуйтесь методом ассоциаций или аналогий. Так, например, удобно учить иностранные слова. Bull – бык, а в голове запоминаете "булькающий бык", lip – губы, можно увести ассоциацию "пить губами чай Липтон". Главное правило, чтобы ассоциативная цепочка была очень простой или же абсурдной. Вообще, техник запоминания или мнемотехник существует великое множество, поэтому каждый человек должен выбрать какую-нибудь из них себе по душе.

Кроме того, как вспомнить забытое, так и вообще полезно в жизни – развивать память. Для этого можете учить стихи, иностранные языки, запоминать телефонные номера. Помните, что мозг человека можно назвать своеобразной мышцей, которой нужны постоянные тренировки.

И последний совет – чаще бывайте на свежем воздухе, употребляйте как можно больше фруктов и овощей, для того, чтобы ваш мозг получал полезные вещества и кислород. Кроме того, желательно отказаться от таких вредных привычек, как курение, алкоголь и даже переедание. Здоровый образ жизни всегда положительно влияет на работу мозга, а значит и на память, что позволит вам всегда вспоминать нужную информацию.

Как вспомнить забытое: техники и упражнения

Клубок

Психологи выделяют несколько техник для того, чтобы вспомнить важную информацию в нужный момент. Одна из самых распространённых – техника "клубок".

Суть её в том, чтобы представить себе забытое событие или явление с момента, как вы забыли, до того, как вы ещё его помнили. Для этого, следуют максимально сосредоточиться, а затем, начать разматывать свои воспоминания.

Например, вы не помните, куда вы положили ваши ключи от дома. Вспомните тот момент, когда в последний раз вы открывали ими дверь, затем в мельчайших подробностях то, как вы доставали ключ из замка, после этого вспоминайте, куда вы их убрали. И наступит такой момент, когда вы поймете, где они лежат. Чем детальнее будут ваши воспоминания, тем больше вероятность, что вы вспомните нужный вам факт.

Дробление на составные части

Ещё одно полезное упражнение для того, чтобы вспомнить то, что забыл – расчленение деталей. Для этого, следует максимально разбить факт или событие, которое нужно вспомнить на мельчайшие детали. Так, например, когда в магазине вы запамятовали то, что нужно купить, можно представить себе ужин, который вы планировали готовить, и выделить ингредиенты, которые необходимы для его приготовления. Из них убрать те, которые есть у вас дома. После этого, в голове у вас останется лишь то, за чем вы пришли в магазин.

Графическое изображение

Наглядное представление фактов поможет вам как вспомнить забытое, так и научиться качественно запоминать. Наверняка еще со времен школы или университета вы помните, как писали план-конспект какой-то статьи и параграфа. Именно план позволяет запоминать большие объемы информации.

Если вам срочно необходимо что-то вспомнить, то можете начать набрасывать слова, которые связанны с предметом вспоминания, а также ассоциации и аналогии. После чего, следует несколько раз перечитать текст, а голове начнет выстраиваться логическая цепочка воспоминания. Этот метод отлично помогает на экзаменах, когда приходится держать в голове большое количество информации.

Помните, что память человека не безгранична. Так, оперативная память среднестатистического взрослого человека составляет семь плюс-минус две единицы, а долговременная память довольно быстро удаляет информацию, которая не используется. Поэтому то, что можно не запоминать, не нужно запоминать. Так, например, чтобы вас не мучил вопрос: как вспомнить забытый пароль, его можно сохранить в памяти вашего компьютера или сохранить в специальном документе на жестком диске или флешке.

Итак, теперь вы знаете различные способы, как добыть информацию из своего сознания. Помните, для того, чтобы не быть стёртой из мозга, информация должна быть актуальной и важной. Давайте себе установку: вспомнить, нельзя забыть такое! И всё получится.

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Желая своим друзьям представить нового знакомого, вы вдруг забыли его имя. Или еще хуже ситуация. Не можете вспомнить, где оставили машину на подземной автостоянке, тратите уйму времени на ее поиски. Бывают такие случаи, и они портят настроение, осложняют отношение, а иногда просто выбивают из определенного жизненного ритма. И все же не стоит переживать. Это всего лишь забывчивость, а не серьезное нарушение памяти. Ученые считают, что сохранить хорошую память можно и после шестидесяти лет. Конечно, изменения есть, ведь процессы, которые регулируют нашу память, с возрастом изменяется. И именно этот страх заставляет нас преувеличивать степень нашей забывчивости, искажает собственное представление о нашей памяти.

Провалы в памяти иногда отмечают женщины в климактерическом периоде. Скорее всего, это связано с тем, что ночные приливы не дают выспаться, а усталость является причиной забывчивости. По утверждению специалистов в любом возрасте можно развить, значительно улучшить память.

Как бороться с забывчивостью

Вот некоторые советы, соблюдая которые, вы сможете улучшить свою внимательность, тем самым избавиться в некоторой степени от забывчивости.

Старайтесь быть внимательными

Вы можете ничего не вспомнить, если читали, слушали или просто делали что-то рассеяно, отвлекаясь, не достаточно сосредоточившись.

Поэтому, прежде, чем начинать что-то, остановитесь, мобилизуйте все органы чувств, сосредоточьтесь – смотрите, слушайте, ощущайте.

Иногда необходимо акцентировать свое внимание на каком-то действии или месте: “Я иду по улице. Около дома справа растут клены. В тени их можно отдохнуть на скамейке”. Если вы будете зрительно воспринимать информацию и словесно ее выражать, то в этом случае она закладывается в память прочнее и легче извлекается.

Не отвлекайтесь

Иногда полезно, прежде чем начать что-то делать, прокрутить в голове, проговорить свои действия. Когда вы озвучите то, что вам необходимо сделать, вам легче будет сосредоточиться, и вы не будете отвлекаться на другие предметы, даже если они встретятся у вас на пути. Таким образом вы не забудете то, что вам необходимо сделать.

Создание логических связей

Продумайте слова, предложение или рассказ, где слова, которые вам нужны будут логически связаны. К примеру, вам необходимо запомнить номер дома или район. Улица Морская дом 5. Логическая связь будет такой: “Моему сыну 5 лет и он сейчас отдыхает на море. Или, к примеру, вам надо по дороге домой купить определенный перечень продуктов: молочко, десяток яиц, огурцы и четыре пачки печенья. Таким образом, можно составить, к примеру, такой акроним МЯССССО (М- молоко, Я - яйца, четыре С- четыре пачки печенья, О – огурцы).

Образное мышление

Образное мышление, как утверждают специалисты, помогает запомнить новые лица и имена. Например фамилия вашего нового начальника Лесков. Представьте себе его среди небольшого леса. Этот образ будет напоминать вам фамилию начальника.

Минеральные вещества для памяти

Ученые и медики придерживаются мнения, что нарушение внимания, ослабление памяти и прочее приводит недостаток железа, бора и цинка.

Чтобы получать необходимое количество этих минералов из пищи, по мнению ученых, надо хотя бы пять раз в день есть фрукты и овощи (источник бора) и трижды в неделю употреблять мясо (источник железа и цинка).

Тренировка мышц и памяти

Было проведено исследование влияния на память физической нагрузки, в котором группа добровольцев три раза в неделю по часу в день занимались физическими упражнениями. Как выяснилось при тестировании, ее участники справились с заданием на память лучше, чем те, кто не занимался. Учеными доказано, что движение улучшает приток кислорода к мозгу, что и улучшает память, путем ускорения использования мозгом глюкозы. Как известно, физические нагрузки заметно снижают стресс, а от нервного перенапряжения память страдает.

Если вы все же забываете

Как мы уже выяснили, избежать провалов в памяти достаточно просто. Но если вы все же забываете, напоминаем вам некоторые приемы.

Немного подождать

Если вы все же не смогли вспомнить имя нового знакомого, не стоит зацикливаться на этом, просто продолжайте дальше беседу. Скорее всего, оно очень быстро само всплывет в памяти, если вы не будете по этому поводу нервничать.

Вернитесь мысленно назад

Вы продолжаете искать машину на стоянке? Остановитесь, мысленно вернитесь назад. Восстанавливая цепочку событий, вы, скорее всего столкнетесь с деталями, которые помогут вам вспомнить, где находится машина. Представьте, к примеру, что именно вы делали или видели, когда шли от машины. Любой предмет, здание, растение помогут вашей памяти.

Этим приемом можно воспользоваться, если вы пришли в комнату и не можете вспомнить что конкретно хотели сделать. Задайте себе вопрос: “Что я делала, перед тем, как сюда прийти?”

Когда нужен врач

Самостоятельно человеку не просто выяснить, серьезно ли нарушена его память или же это просто не внимательность. Если у вас есть подозрение, что забывчивость слишком участилась, что за последнее время забывчивость стала постоянной спутницей, вам необходимо обратиться к врачу.

Обратиться к специалисту стоит в таких случаях: не можете вспомнить дорогу в знакомое место, если вы стали забывать, как делаются самые простые вещи, если вы не можете приготовить блюдо по рецепту.

Мы желаем вам доброй памяти и надеемся, что наши советы при необходимости помогут вам.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".



Поделиться