Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, рассказано в данной статье.
Обособленное подразделение в законодательстве РФ. Кодекс кодексу рознь
Налог, который перечисляется в бюджеты субъектов РФ . Уплата авансовых платежей налога на прибыль производится и по месту нахождения организации, и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, которая приходится на эти обособленные подразделения. Порядок распределения прибыли (определения доли) указан в п. 2 ст. 288 НК РФ.
Декларацию по налогу на прибыль нужно представлять по каждому обособленному подразделению. Если подразделения находятся в одном регионе, организация может представлять декларации только в адрес одного из них. Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо уведомить все налоговые инспекции, где числятся обособленные подразделения. Сделать это нужно до начала нового налогового периода.
НДФЛ и обособленные подразделения
Организации - налоговые агенты обязаны перечислять налог на доходы физических лиц в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (). НДФЛ по обособленному подразделению определяется исходя из размера подлежащего налогообложению дохода, который начисляется и выплачивается работникам этого подразделения.
Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, перечислить НДФЛ в бюджет должна головная организация по месту учета подразделения (письмо Минфина РФ от 29.03.2010 № 03-04-06/54).
Отчетность по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно представлять по месту его нахождения (письма Минфина РФ от 07.08.2012№ 03-04-06/3-222, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-348). Сведения о начисленных и удержанных суммах по нужно представить не позднее 1 апреля ().
Страховые взносы в Пенсионный фонд и ФСС РФ
Обособленные подразделения самостоятельно уплачивают страховые взносы и представляют расчеты по страховым взносам в ФСС и ПФР, если одновременно выполняются следующие условия:
- подразделения находятся на территории РФ; подразделения имеют отдельный баланс;
- у подразделений есть свой расчетный счет; подразделения начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Если хотя бы одно условие не выполняется, обязанность по уплате взносов и представлению отчетности переходит на головную организацию (письма ФСС РФ от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п, Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 № 492-19).
Регистрировать обособленное подразделение в фондах также нужно только при выполнении четырех перечисленных условий (п. 12 Постановления Правления ПФ РФ от 13.10.2008 № 296П, п. 1 Постановления ФСС РФ от 23.03.2004 № 27).
Налог на имущество обособленных подразделений
Порядок уплаты налога на имущество обособленными подразделениями закреплен в . Обособленные подразделения учитывают движимое имущество и платят соответствующий налог, если имеют отдельный баланс.
Если подразделение не выделено на самостоятельный баланс, налог по движимому имуществу платит головная организация (письмо Минфина РФ от 20.01.12 № 03-01-11/1-19).
Налоговая база по недвижимому имуществу определяется по месту его фактического нахождения (). Соответственно обособленное подразделение должно уплатить налог на имущество, если недвижимость находится на его территории (вне зависимости от отдельного баланса).
Декларация по налогу на имущество и расчеты по авансовым платежам представляются в ИФНС по месту уплаты налога ().
Транспортный налог обособленного подразделения
Уплачивается по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ), которое определяется в соответствии с пп. 2 п. 5
А есть ли у вас ОП? Когда оно считается созданным? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.
Налоговые органы располагают информацией о каждом налогоплательщике. Естественно, что разглашение этой информации может нанести налогоплательщику вред...
Приведен примерный текст порядка приема и выдачи наличных денег уполномоченным представителям обособленных подразделений.
Гражданским и налоговым кодексами выделяются разные подходы к определению, что такое обособленное подразделение организации. ГК РФ опирается на требование внесения в уставную документацию и ЕГРЮЛ сведений о таких структурных образованиях. В НК РФ это условие не принято относить к разряду значимых, обособленное подразделение идентифицируется по наличию или отсутствию стационарного рабочего места и территориальной отдаленности от головного офиса.
Обособленное предприятие – что это?
Обособленное подразделение НК РФ трактует как организацию, относящуюся к конкретному юрлицу, но имеющую отличный от него адрес (п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина, датированное 18 августом 2015 г. под № 03-02-07/1/47702). Вторым обязательным условием является обустройство места для работы на срок, превышающий одномесячный период, и обладающего признаками стационарности.
Постановление от 13.10.2008 № 296п (ст. 12) и нормы закона 167-ФЗ от 15.12.2001 (ст. 11) уточняют, что значит обособленное подразделение при определении структуры, ответственной за уплату страховых взносов. Обособленное подразделение юридического лица законодательство 2017 года выделяет, как отдельного плательщика страховых взносов с обязанностью сдачи отчетности , если выполняются требования:
- наличие открытого расчетного счета;
- штатом предусмотрена бухгалтерская должность для начисления заработной платы.
Что такое обособленное подразделение организации относительно понятия стационарности рабочих мест – на этот вопрос отвечают письма Минфина 03-02-07/1-20 и № 03-02-07/01-50 от 18 января 2012 г. и 1 марта 2012 г. соответственно. Место для работы должно отвечать нормативам по обеспечению нормальных условий труда, создавать условия для реализации трудовой функции персоналом. Обособленное подразделение предполагает присутствие на объекте должностных лиц, но количество проведенного времени на протяжении дня не имеет значения.
Функции обособленного подразделения могут выполняться работниками, если:
- трудовые отношения с сотрудником зарегистрированы официально;
- персонал подразделение работает за пределами головного отделения;
- организация может контролировать состояние рабочего места.
Надо ли уведомлять налоговую, когда открывается обособленное подразделение?
Обособленным подразделением организации признается структура, соответствующая требованиям НК и зарегистрированная в ИФНС. Их создание , закрытие или изменение перечня полномочий для них осуществляется при условии обязательного последующего уведомления органов налоговой инспекции (п. 2 ст. 23 НК).
Обособленное структурное подразделение – это отделение организации, о появлении которого налоговые органы должны узнавать в течение месяца. При внесении изменений в информацию о подразделении в ИФНС соответствующие сведения представляются в трехдневный срок. Обособленные подразделения юридического лица это реализуют при помощи специального бланка уведомления, утвержденного в приказе № ММВ-7-6/362@ 9 июня 2011 года.
Виды обособленных подразделений
ГК РФ вмещает понятие обособленного подразделения в двух формах (ст. 55):
- Представительство, находящееся на территориальном удалении от головной организации. Его задачей является представление интересов вышестоящего юридического лица и реализация при необходимости их защиты.
- Филиал – обособленное подразделение, отличающееся от головной структуры местоположением, наделенное правом выполнения функционала юридического лица или представительств.
Обособленное подразделение ООО подразумевает назначение руководящего звена головной организацией. Правовым основанием для осуществления деятельности во главе филиала или представительства будет доверенность юрлица. Обособленное подразделение не предполагает появления у его руководителя статуса единоличного исполнительного органа, поэтому деятельность будет осуществляться от имени всей организации, а не подразделения.
Когда надо создавать обособленное подразделение?
Главная причина создания любой из форм обособленной структуры заключается в необходимости реализации хозяйственных операций не только по месту регистрации предприятия. Яркий пример – крупная торговая организация со складскими помещениями в разных населенных пунктах. Допускаются ситуации, когда открывается обособленное подразделение в том же городе, что и головной офис. Для этого случая необходимо, чтобы фактический адрес подразделения отличался от юридического.
В каких случаях открывается обособленное подразделение:
- при торговле в разных городах;
- при создании нескольких точек хранения товаров с введением в штат должности кладовщика или сторожа для каждого из таких объектов;
- при организации работы через филиалы и представительства.
Понятие «обособленное подразделение» используется как в Гражданском кодексе, так и в Налоговом.
Во избежание ошибок при применении указанного понятия для целей налогообложения (в частности, при расчете налога на прибыль) целесообразно выявить различия между понятием «обособленное подразделение юридического лица», используемым в ГК РФ, и понятием «обособленное подразделение организации», используемым в НК РФ.
Гражданское законодательство
В соответствии с п. 1ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ). Таким образом, представительства и филиалы являются двумя различными видами (разновидностями) обособленных подразделений юридического лица, расположенных вне места его нахождения и либо представляющих интересы юридического лица и осуществляющих их защиту, либо осуществляющих все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Других видов обособленных подразделений юридического лица в ГК РФ не определено, то есть их перечень закрыт.
Обратите внимание!
Понятия «подразделение» и «обособленное подраз деление» в ГК РФ не определены.
Учитывая положения п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ, можно выделить два признака представительства:
- расположение вне места нахождения юридического лица;
- осуществление функций организации.
Различие между представительством и филиалом состоит в том, что они осуществляют различные функции организации. Филиал может осуществлять все ее функции, а представительство только некоторые (представляет интересы организации и осуществляет их защиту). Это означает, что представительство по существу является одним из видов филиала.
Общий признак обоих разновидностей обособленных подразделений юридического лица — их обособленность. Очевидно, что под обособленностью подразделения юридического лица понимается его расположение вне места нахождения этого юридического лица. Из п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ можно сделать вывод, что основным при-
знаком обособленного подразделения организации является его расположение вне места нахождения самой организации.
Каков же статус указанных обособленных подразделений? В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридическим лицом, их создавшим, и действуют на основании им же утвержденных положений. Руководители представительств и филиалов назначаются руководством юридического лица и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Таким образом, из указанного пункта можно сделать вывод, что к необходимым атрибутам любого обособленного подразделения относятся:
—наличие имущества;
—положение о подразделении;
—руководитель;
—указание на наличие подразделения в учредительных документах организации.
Так какие же свои структурные подразделения организация должна отнести к обособленным подразделениям и указать в учредительных документах? При ответе на этот вопрос следует иметь в виду следующее.
Понятие «расположение вне места нахождения» в ГК РФ не определено. В данном случае, очевидно, речь идет о том, что место нахождения обособленного подразделения юридического лица не совпадает с местом нахождения самого юридического лица. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Таким образом, место нахождения юридического лица совпадает с местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом только в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа место нахождения юридического лица совпадает с местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При определении места государственной регистрации юридического лица следует руководствоваться Законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Подпунктами «в» и «н» п. 1 ст. 5 Закона №129-ФЗ установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, следующие сведения о юридическом лице:
—адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (подп. «в»);
—сведения о филиалах и представительствах юридического лица (подп. «н»).
При этом место нахождения обособленного подразделения юридического лица не должно совпадать с местом нахождения самого юридического лица.
Итак, Законом определено место нахождения организации (подп. «в» п. 1 ст. 5), а место нахождения обособленного подразделения организации не определено.
Можно предположить, учитывая положения п. 3 ст. 55 ГК РФ, что под местом нахождения обособленного подразделения юридического лица понимается место нахождения либо имущества указанного подразделения, либо его руководителя. Очевидно, что понятие «место нахож дения» совпадает с понятием «адрес», а именно с почтовым адресом.
Если, к примеру, адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (завода) — г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 1; адрес цеха № 1 завода — г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 2; адрес цеха № 2 завода — г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 3, то указанные цехи могут рассматриваться в качестве обособленных подразделений указанной организации (завода). Но должны ли они рассматриваться в качестве таковых в обязательном порядке и, следовательно, перечисляться в учредительных документах?
Из ст. 55 ГК РФ можно сделать вывод, что отнесение организацией своего структурного подразделения к обособленным подразделениям является правом этой организации. Тем не менее в случае, когда структурное подразделение, которое расположено вне места ее нахождения (необходимый признак обособленного подразделения), отнесено организацией к обособленным подразделениям, оно должно быть поименовано в ее учредительных документах в обязательном порядке.
Как определить, что есть «постоянно действующие ис полнительные органы юридического лица» ?Какие иные органы и лица имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности?
В первой части ГК РФ понятие «исполнительные орга ны юридического лица» используется в статьях, посвященных управлению организациями только трех определенных видов — общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО), производственный кооператив.
В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее ру ководство деятельностью общества и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть избран и не из числа участников общества (п. 1 ст. 91 ГК РФ). Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ, Законом об обществах с ограниченной ответственностью и Уставом общества (п. 2 ст. 91 ГК РФ). Таким образом, в одном обществе может одновременно функционировать два исполнительных органа (коллегиальный и единоличный).
Сведения об исполнительных органах 000 содержатся в его учредительных документах. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать (помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ):
1)условия о размере уставного капитала общества; долей каждого из участников;
2)о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов участниками;
3)об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
4)о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений (в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов);
5)иные сведения, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 89 ГК РФ).
Исполнительный орган АО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 3 ст. 103 ГК РФ). Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ Законом об акционерных обществах и Уставом общества (п. 4 ст. 103 ГКРФ).
Таким образом, в качестве исполнительного органа акционерного общества могут выступать:
—коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор);
—коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (управляющий), которым по договору переданы полномочия исполнительного органа.
Следовательно, в одном акционерном обществе одновременно может функционировать два исполнительных органа (коллегиальный и единоличный). Сведения о составе и компетенции органов управления акционерным обществом содержатся в уставе названного общества.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия:
—о размере уставного капитала общества;
—о правах акционеров;
— о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений (в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов) (п. 3 ст. 98 ГК РФ).
Исполнительными органами производственного коо ператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива (ст. 110 ГК РФ). Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законодательством и уставом кооператива (п. 2 ст. 110 ГК РФ).
Таким образом, в качестве исполнительных органов производственного кооператива могут выступать правление и (или) его председатель. Следовательно, в одном производственном кооперативе одновременно может функционировать два исполнительных органа (правление и (или) его председатель). Сведения об исполнительных органах производственного кооператива содержатся в его Уставе.
Устав кооператива должен содержать (помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ):
1) условия о размере паевых взносов членов кооператива;
2) о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов;
3) о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию;
4) о порядке распределения прибыли и убытков кооператива;
5) о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива;
6) о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений (в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов) (п. 2 ст. 108 ГК РФ).
Обратите внимание!
Понятие «постоянно действующий исполнительный орган юридического лица» в ГК РФ не определено (в первой части ГК РФ это понятие используется только в п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Это понятие отсутствует также и в Законе от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственно стью», Законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Законе от 08.05.95 № 41-ФЗ «О производ ственных кооперативах». При этом, как изложено выше, в названных организациях допускается функционирование нескольких исполнительных органов юридического лица. В этой связи возникает проблема выделения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в
соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Это может означать, что если порядок отнесения исполнительного органа юридического лица к «постоянно действующим исполнительным органам» не установлен законом, то установить этот порядок вправе сама организация, при этом он должен быть отражен в ее учредительных документах.
В случае если порядок назначения или избрания постоянно действующего исполнительного органа (он может быть только один) не определен ни законом, ни учредительными документами, то на основании подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ под местом нахождения организации следует понимать адрес (место нахождения) иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Какие же это иные органы и лица? Их круг очерчен в ст. 53 ГК РФ.
Положения п. 1 указанной статьи приведены выше. Но кроме этих положений, важно учитывать следующее. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ). Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ).
При применении нормы, установленной подп. «н» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, в связи с тем, что Законом не установлен перечень содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о филиалах и представительствах юридического лица, возникает вопрос: относится ли к указанным сведениям информация о месте их нахождения? Из Закона не следует, что эти сведения являются обязательными. Таким образом, возможны случаи отсутствия в ЕГРЮЛ информации о месте нахождения филиалов и представительств юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны содержаться:
—наименование юридического лица,
—место его нахождения,
—порядок управления деятельностью юридического лица,
—другие сведения, предусмотренные Законом для юридических лиц соответствующего вида.
При этом п. 3 указанной статьи предусмотрено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Таким образом, если для юридических лиц соответствующего вида Законом не предусмотрено, что в учредительных документах юридического лица должны содержаться сведения о месте нахождении его филиалов и представительств, организация вправе не приводить эти сведения в своих учредительных документах. Следовательно, в некоторых случаях даже в учредительных документах организации можно не обнаружить адресов обособленных подразделений организации.
Попутно возникает еще один существенный вопрос: какие документы юридического лица являются учредительными? Пунктом 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании Устава, либо учредительного договора и Устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных Законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании Устава, утвержденного этим учредителем. Таким образом, сведения о месте нахождения обособленных подразделений могут содержаться в вышеперечисленных документах.
Налоговое законодательство
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей Налогового кодекса используется, в частности, следующее понятие: «обособленное подразделение организации — любое терри ториально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабо чие места». Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Кроме того, в указанном пункте определено понятие «место нахождения обособленного подразделения российской организации» (место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение).
Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца. При этом под местом нахождения обособленного подразделения российской организации понимается не место, по которому оборудованы стационарные рабочие места, а место осуществления этой организацией деятельности.
Итак, понятие «обособленное подразделение организации» раскрывается с помощью следующих понятий:
—территориальная обособленность,
—рабочее место,
—оборудованное рабочее место.
Понятие «территориальная обособленность подразде ления» и в НК РФ и в ГК РФ отсутствует. В первую очередь следует определить понятие «территориальная обособ ленность». Толковый словарь русского языка 1 определяет соответствующие слова, в частности, следующим образом и приводит примеры использования этих слов:
территория — ограниченное земельное пространство (территория завода);
обособленный — стоящий особняком, отдельный (занимать обособленное положение).
При этом «пространство» определено, в частности, как:
1) протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами (степные пространства);
2) промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью).
Таким образом, «пространство» может определяться как место, которое ограничено видимыми пределами, поскольку, определяя территорию, мы говорим об ограниченном пространстве.
Следовательно, в НК РФ имеется в виду, что организация и его обособленное подразделение находятся на различных территориях (ограниченных земельных пространствах), то есть на различных (несмежных) земельных участках.
Например, если на одном земельном участке находится не только постоянно действующий исполнительный орган организации, являющейся заводом (заводоуправление), но и множество заводских строений (цехов), то эти цехи не могут быть признаны обособленными подразделениями организации. Однако в случае, если другая часть цехов завода находится на другом (несмежном) земельном участке (между этими участками располагается, например, жилой квартал), то вся эта другая часть цехов признается обособленным подразделением организации.
Обратите внимание!
В главе 25 «Налог на прибыль организации» кроме понятия «территория» используется понятие «аквато рия».
Так, в соответствии с п. 3 ст. 261 НК РФ порядок, предусмотренный указанным пунктом, применяется к расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией. При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких расходов по соответствующей части территории (акватории).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 308 НК РФ предусмотрено, что продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта, указанного в п. 3 названной статьи, приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки только в случае, если территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней.
Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные п. 1 ст. 261 НК РФ, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении на логоплательщика (лицензии на право пользования недрами) (п. 2 ст. 325 НК РФ).
К сведению!
Согласно вышеназванному толковому словарю ак ватория — поверхность водного пространства, водо ема; водный участок (акватория порта, акватория Ми рового океана).
Таким образом, в главе 25 НК РФ речь идет как о земельных, так и о водных участках и, следовательно, о территориальной и экваториальной обособленности. Это означает, в частности, что нефтедобыча, ведущаяся организацией на различных участках акватории, ведется ее различными обособленными подразделениями.
Остается определить еще понятия «рабочее место» и «оборудованное рабочее место», содержащиеся в определении обособленного подразделения организации. Указанные понятия в НК РФ не определены.
Что же понимать под «рабочим местом», используя понятие «обособленное подразделение» в целях налогообложения? В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Понятие «рабочее место» связано с трудовыми отношениями и должно применяется в том значении, в каком оно используются в трудовом законодательстве. Статьей 209 ТК РФ определено, что рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, это понятие не связывается с наличием какого-либо имущества (в том числе амортизируемого), необходимого, в частности, для проведения работы. При этом обращаем внимание на то, что ТК РФ не уточняет, что подразумевается под контролем работодателя.
Что понимать под «оборудованными рабочими места ми»! Ответ на этот вопрос имеет значение, в частности, при определении даты создания рабочего места (например, если организация арендует производственное помещение). Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Кроме того, ст. 163 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования.
В этой связи под оборудованием рабочего места следует понимать обеспечение (работодателем) работников помещением, сооружениями, машинами, технологической оснасткой, оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Понятие используется в нескольких статьях главы 25 НК РФ. В частности, в соответствии с первой частью ст. 275.1 налогоплательщики, в состав которых входят обособленные под разделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
При этом отметим следующее: п. 25 ст. 1 Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вто рую Налогового кодекса Российской Федерации и некото рые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон) в ст. 275.1 Кодекса в части первой слово «обособленные» исключено. Указанный пункт вступит в силу с 1 января 2006 года (п. 1 ст. 8 названного Закона).
Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются ст. 288 НК РФ (п. 3 ст. 287 НК РФ). Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
Имейте ввиду!
Под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представитель ство, отделение, бюро, контора, агентство, любое дру гое обособленное подразделение или иное место дея тельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
При применении понятия «обособленное подразделе ние организации» для целей налогообложения прибыли возникают, в частности, следующие вопросы.
Может ли являться обособленным подразделением организации любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудовано одно стационарное рабочее место?
Создается ли обособленное подразделение организации в случае, если по месту нахождения территориально обособленного от нее подразделения стационарные рабочие места оборудованы, но не заняты работниками? То есть соответствующие трудовые отношения между работником этого подразделения и работодателем возникли позже, чем работодателем были оборудованы соответствующие стационарные рабочие места (например, в результате строительства производственных помещений или в случае их аренды).
В определении обособленного подразделения организации существительное «подразделение» употребляется в единственном числе, а «место» — во множественном (говорится не о рабочем месте, а о рабочих местах). Поэтому можно сделать вывод о том, что в случае созда ния территориально обособленного подразделения, по месту нахождения которого оборудовано только одно стационарное рабочее место (пример — почтовое отделение), нельзя говорить о создании обособленного подразделения организации. Однако это формальный подход к разъяснению указанного определения, поэтому следует быть готовым к тому, что налоговый орган не разделит эту позицию.
В любом случае очевидно, что если, например, организация построила (арендовала) цех, но работников для этого цеха еще не наняла, рассматривать цех в качестве обособленного подразделения не представляется возможным, поскольку в нем еще не созданы рабочие места (не наняты работники, которые должны занять эти места). Другое дело, если работники уже наняты и должны прибыть в цех для работы, но еще не прибыли. В этом случае цех может рассматриваться в качестве обособленного подразделения организации.
Каковы же основные отличия между понятием «обо собленное подразделение юридического лица (организа ции)», применяемым в ГК РФ, и этим же понятием, применяемым в НК РФ?
1. Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами. Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и располагаться вне его места нахождения.
2. Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, то есть в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности.
3. Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ, может не иметь отдельного баланса.
4. В соответствии с действующим налоговым законодательством филиалы и представительства не являются самостоятельными плательщиками налогов и (или) сборов. Вместе с тем они в предусмотренном НК РФ порядке выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).
5. Согласно требованиям ГК РФ руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами юридического лица. Указанное требование к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ, отсутствует.
6. Все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, предусмотренным ГК РФ, независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и т. п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала. Для целей налогообложения различия в правовом режиме представительства и филиала не имеют.
7. В соответствии с ГК РФ сведения о созданных филиалах и открытых представительствах должны быть указаны в учредительных документах юридического лица (место нахождения и другие необходимые сведения). Данная норма позволяет осуществлять государственный контроль за деятельностью юридического лица вне места его нахождения в целях налогообложения и защиты интересов кредиторов, а также в иных предусмотренных законом целях.
В связи с изложенным необходимо констатировать, что все подразделения, являющиеся обособленными в соответствии с гражданским законодательством, признаются обособленными и в целях налогообложения. Однако не каждое подразделение, признаваемое обособленным в соответствии с налоговым законодательством, является таковым в соответствии с ГК РФ.
Ответственность за нарушение требования ГК РФ об указании в учредительных документах юридического лица сведений о созданных филиалах и открытых представительствах установлена главой 8 Закона № 129-ФЗ.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).
НК РФ не предусмотрено обязательное отражение в учредительных документах налогоплательщика сведений, касающихся подразделений организации, признаваемых обособленными в целях налогообложения.
Тем не менее существует особая форма налогового контроля за деятельностью организаций, осуществляемой через ее обособленные подразделения. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после его создания (п. 4 ст. 83 НК РФ). Главой 16 НК РФ предусмотрена ответственность как за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ), так и за уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ). При этом следует учитывать, что положения ст. 117 НК РФ распространяются и на ведение организацией деятельности через ее обособленные подразделения.
Представление налогоплательщиком в налоговые органы перечня его обособленных подразделений НК РФ не предусмотрено. Как установить полный перечень подразделений, относимых к обособленным подразделениям в соответствии с НК РФ и учитываемых в целях налогообложения прибыли в течение налогового периода?
Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).
В налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют Декларацию, а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. Количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений. Приложения № 5а представляются по всем обособленным подразделениям, в том числе ликвидированным в течение текущего налогового периода. Следовательно, сумма данных по строке 010 Приложения № 5а представляет собой перечень структурных подразделений организации, признаваемых ее обособленными подразделениями в соответствии с НК РФ.
Предусмотрены ли налоговые санкции за непредставление Декларации по месту нахождения обособленных подразделений и, следовательно, указанных данных? В случае если по месту нахождения обособленного подразделения Декларация представляется не в полном объеме (например, в ее состав входят Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, но не входит Приложение № 5а к Листу 02), соответствующая ответственность за указанное нарушение не предусмотрена. Указанное нарушение квалифицируется как нарушение правил составления налоговой декларации.
До вступления в силу соответствующей нормы Закона от 09.07.99 №154-ФЗ «О внесении изменений и дополне ний в часть первую Налогового кодекса Российской Феде рации» применялась ст. 121 НК РФ, согласно которой нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Отметим также, что в случае непредставления Декларации по месту нахождения обособленного подразделения и соответственно неуплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения может быть применена ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ. Пунктом 1 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления на лога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Деяния, предусмотренные п. 1 указанной статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Таким образом, ст. 122 НК РФ распространяется не только на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, но и на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате других неправомерных действий (бездействия), к которым может быть отнесено непредставление Декларации по месту нахождения обособленных подразделений организации (поскольку представление Декларации по месту нахождения обособленных подразделений организации является обязательным в соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ), а также связанная с этим неуплата налога по месту нахождения обособленных подразделений организации (поскольку указанная уплата обязательна в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ).
Имейте ввиду!
При применении п. 1 ст. 122 НК РФ учитываются по ложения п. 2 Определения Конституционного Суда Рос сийской Федерации от 04.07.2002 № 202-О.
Согласно этому Определению вопрос о конституционности положений налогового законодательства, предусматривающих возможность применения государственными органами санкций штрафного характера при отсутствии вины должника наряду со взысканием пеней, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
В Постановлении от 17.12.96 по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой по лиции» КС РФ указал, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме, собственно, не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика.
Как следует из Конституции Российской Федерации (ст. 54, часть 2), правонарушение является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом содержание конкретных составов правонарушений в публично-правовой сфере должно согласовываться с принципами правового государства во взаимоотношениях его с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности. Такая правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27.04.2001 по делу о проверке ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации. Как выражающая общеправовой принцип, она применима к ответственности и за налоговое правонарушение.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (с нарушением законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения ст. 109 НК РФ относит к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 1070 ГК РФ выражена правовая позиция, в соответствии с которой отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.
Иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств исходя из принципов состязательности и равноправия сторон не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Все названные решения Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу. Изложенные в них правовые позиции о вине и необходимости ее установления (доказывания), а также о возможности и условиях взыскания пеней и штрафов подлежат применению и к другим законам, содержащим положения об уплате налогов, и обязательны для судов, иных органов и должностных лиц при применении ими положений федеральных законов, предусматривающих ответственность (санкции) за совершение правонарушений. Поэтому содержащиеся в п. 1 ст. 122 НК РФ положения, согласно которым неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога, должны применяться в соответствии с конституционно-правовым смыслом аналогичных положений, выявленным в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и настоящем Определении.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 № 6-0 положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
Так насколько правомерен в связи с изложенным выше вывод о необходимости применения ст. 122 НК РФ и одновременно ст. 75 НК РФ в случае непредставления Декларации по месту нахождения обособленных подразделений и связанной с этим неуплаты налога по месту их нахождения?
Ситуация
Организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъ екта РФ. В 2005 году организация уплату налога в бюд жет субъекта РФ по месту своего нахождения с учетом приходящейся на эти подразделения производила своевременно. Должны ли в данном случае за неупла ту налога по месту нахождения обособленных подраз делений применяться ст. 122 НК РФ и одновременно начисляться пени в соответствии со ст. 75 НК РФ?
Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О вне сении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о нало гах и сборах» внесены изменения в п. 1 ст. 284 НК РФ. В связи с этим с 1 января 2005 года сумма налога зачисляется только в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Поэтому с учетом положений п. 1 и 2 ст. 288 НК РФ организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, уплату авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль организаций в федеральный бюджет, производит по месту своего нахождения, а в бюджеты субъектов РФ — по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений.
Обособленные подразделения организации могут находиться на территории одного субъекта РФ. Начисляется ли пеня на суммы налога (в том числе в виде авансовых платежей, уплачиваемых в течение отчетного (налогового) периода), не уплачиваемые в бюджет названного субъекта по месту нахождения указанных обособленных подразделений?
Пунктом 1 ст. 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пеня начисляется только в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налога. Очевидно, что под причитающейся суммой налога понимается сумма налога, уплачиваемая в полном объеме в соответствующий бюджет (например, в бюджет субъекта РФ). При этом ст. 75 НК РФ не устанавливается обязательное место уплаты налога (например, по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений). В данном случае место уплаты налога не имеет значения. Поэтому в случае своевременной уплаты налога в соответствующий бюджет пеня не начисляется.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что уплачивать налог должен сам налогоплательщик. Какое же лицо признается налогоплательщиком? Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения таких филиалов и иных обособленных подразделений.
Это означает, что, хотя обособленные подразделения российских организаций могут исполнять обязанности названных организаций по уплате налогов на прибыль по месту нахождения этих обособленных подразделений, налогоплательщиками признаются не обособленные подразделения организации, а сама организация.
Таким образом, в случае когда по месту нахождения обособленного подразделения организации налог уплачивается не организацией, а самим обособленным подразделением, в роли налогоплательщика все равно выступает эта организация. Поэтому за несвоевременную уплату налога обособленным подразделением организации отвечает сама организация — именно ей начисляются пени.
Сроки и порядок уплаты налога на прибыль и налога в виде авансовых платежей установлены ст. 287 НК РФ. Расчеты налогоплательщика с бюджетом с 1 июля 2005 года ведутся в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюд жетом» (утв. Приказом ФНС России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201). Ранее указанные расчеты велись в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (утв. Приказом МНС России от 05.06.2002 № БГ-3-10/411).
Следовательно, до 1 января 2005 года в случае если организация и ее обособленное подразделение находятся на территориях различных муниципальных образований, несвоевременная уплата налога по месту нахождения обособленного подразделения в бюджет муниципального образования означает несвоевременную уплату налога в этот бюджет, поскольку согласно вышеназванным рекомендациям уплатить по месту нахождения организации соответствующую сумму налога в бюджет муниципального образования, на территории которого находится обособленное подразделение организации, не представляется возможным.
Напротив, с 1 января 2005 года указанную сумму налога можно уплатить и по месту нахождения организации, поскольку с этой даты налог на прибыль не зачисляется в бюджеты муниципальных образований.
В связи с изложенным в случае, если организация уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту своего нахождения с учетом приходящихся на обособленные подразделения, находящиеся на территории указанного субъекта, сумм производила своевременно, то на суммы налога, не поступившие по месту нахождения этих подразделений, пеня не начисляется при соблюдении следующего условия: организация представляет в налоговые органы по месту нахождения указанных обособленных подразделений документы, подтверждающие факт уплаты налога на прибыль в полной сумме по месту своего на хождения, подтвержденные налоговым органом по месту нахождения организации.
Обращаем внимание на то, что при несоблюдении этого условия пеня на вышеуказанные суммы налога должна налоговым органом по месту нахождения обособленных подразделений организации начисляться.
Таким образом, даже после 1 января 2005 года понятие «обособленное подразделение организации» широко применяется в целях налогообложения прибыли организаций. Это касается как порядка исчисления и уплаты налога, так и порядка представления декларации. Указанное понятие используется даже в случаях применения штрафных (ст. 119 НК РФ) и финансовых (ст. 75 НК РФ) санкций. В связи с этим правильность отнесения структурного подразделения организации к ее обособленным подразделениям имеет большое значение при применении положений главы 25 НК РФ.
Общим является вывод о том, что каждое подразделение организации, относимое к ее обособленным подразделениям в соответствии с ГК РФ, признается обособленным подразделением и в соответствии с НК РФ. При этом, поскольку понятие обособленного подразделения в НК РФ шире, чем в ГК, не каждое обособленное подразделение, учитываемое в целях налогообложения, может быть признано обособленным подразделением с точки зрения гражданского законодательства. Более того, в целях налогообложения прибыли учитываются не только существующие, но и ликвидированные в течение налогового периода обособленные подразделения.
В этой связи для упрощения порядка исчисления доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение (и на организацию без входящих в нее обособленных подразделений), представляется целесообразным не учитывать эти ликвидированные подразделения. Более того. Необходимость учета обособленных подразделений организации, ликвидированных в течение налогового периода, напрямую не вытекает из НК РФ (в частности, из положений п. 2 ст. 288 НК РФ). Понятие «ликвидированное обособленное подразделение организации» вообще не используется в НК РФ.
Из п. 2 ст. 288 НК РФ можно сделать вывод, что прибыль организации распределяется только между самой организацией без входящих в ее состав обособленных подразделений и каждым существующим (а не ликвидированным) обособленным подразделением. Таким образом, можно признать, что учет ликвидированных подразделений в целях налогообложения прибыли является необоснованным. По крайней мере можно говорить о неясности положений указанного пункта.
Очевидно, что в этом случае налогоплательщик может оспорить необходимость ведения такого учета ликвидированных подразделений, руководствуясь положениями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). При этом бесспорно, что в настоящее время налоговыми органами положения п. 2 ст. 288 НК РФ толкуются не в пользу плательщика налога на прибыль организаций, поскольку налогоплательщику проще учитывать только действующие обособленные подразделения.
1 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений (Российская академия наук. Институт русского языка: Российский фонд культуры). — М.: Азъ, 1993. 960 с).
Случается, что у только что образованного ООО, нет не собственного или снятого в аренду офиса. В таком случае он числятся лишь по юридическому адресу. Например, по адресу руководителя или учредителя организации. До тех пор, пока деятельность еще не началась, а корреспонденция, в том числе из официальных инстанций, приходит вовремя - это не страшно. Однако, когда ООО начинает функционировать, появляется необходимость в фактическом месте нахождения.
Требуется регистрация ООО ? Только наши специалисты гарантируют экономию времени и денег при создании нового ООО.
В некоторых случаях, характер работы организации позволяет вести дела дистанционно, прямо из дома, но когда речь заходит о магазинах, складских и офисных помещениях, деятельность предприятия начинает подразумевать работу по адресу. Такая ситуация подразумевает необходимость открытия обособленного подразделения.
Или другая ситуация. Вам необходимо расширить свой бизнес, за пределы родного города. О какой бы деятельности не шла речь, вам понадобится юридически грамотно оформить, новое место.
Существуют несколько вариантов такого оформления. Вы можете зарегистрировать филиал, представительство или же обособленное подразделение. В этой статье речь пойдет о последнем.
Обособленное подразделение: подразумевает наличие хотя бы одно «стационарного» рабочего места. Под рабочим местом подразумевается, заключение трудового договора с работником, минимум на один месяц. Работа должна контролироваться работодателем, а сам работник, находится на своем рабочем месте, согласно своим служебным обязанностям. (Основание: статья. 209 ТК)
Следовательно, склад без постоянного находящегося там работника - не считается обособленным подразделением. Аналогичным образом, не считаются обособленным подразделением: платежные терминалы, банкоматы и тому подобное.
Нанятые работники, с которыми сотрудничество осуществляется удаленно, также не считаются «стационарными». Следовательно, для заключения с ними договоров, совсем не нужно заниматься регистрацией обособленного подразделения.
Важно! Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, вы не должны регистрировать обособленные подразделения. По закону, ИП имеют право вести свою деятельность в любой точке страны, без привязки к месту из регистрации. Если же предприниматель работает по ЕНВД или с использованием патента, он должен встать на учет в налоговую службу по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Как открыть обособленное подразделение для ООО, подходящее под УСН
Согласно статье 346.12 НК РФ, льготная упрощенная система налогообложения, не может быть применена к организациям, зарегистрировавшим филиалы и представительства. Тут встает закономерный вопрос: каким образом следует произвести оформление обособленного предприятия, чтобы за ним оставалось право на УСН?
Вот, что говорится в Налоговом, Трудовом и Гражданском кодексах:
- Согласно ст. 11, НК, Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от этой организации подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места.
- Согласно ст. 55, ГК Обособленные предприятия характеризуются, как обособленные подразделения, в виде представительств и филиалов.
- (Получается, что согласно ГК, не понятно, какие виды, кроме представительств и филиалов, могут иметь обособленные подразделения.)
- Согласно ст. 40, ТК Коллективные договоры, могут заключаться в организации в целом, в филиалах, представительствах и других обособленных структурах.
Учитывая все вышесказанное, напрашивается вывод, что ясного определения обособленного предприятия, просто не существует. Получается, что при регистрации, основной задачей будет избегать того, что характерно для филиалов и представительств.
В законодательстве прописаны следующие характеристики филиалов и представительств:
- Представительство - это обособленное подразделение юридического лица, находящееся вне места его расположения. Оно представляет интересы и производит защиту юридического лица
- Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, находящееся вне места его расположения. Филиал осуществляет все или часть функций, включая функции представительства.
- Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их данные должны прописываться в ЕГРЮЛ, и в уставе организации.
Такие подробности необходимы, поскольку если не разобраться в этом вопросе, руководитель, сам того не осознавая, может зарегистрировать обособленное подразделение в качестве филиала или представительства, что лишить его возможности осуществлять деятельность организации по УСН.
Организация может быть классифицирована, как работающая по ОСН, с момента создания (начала квартала) обособленного подразделения, обладающего характерными признаками филиала либо представительства. А по ОСН, на организацию будет возложена обязанность, начислять все налоговые сборы общего режима.
Особенности открытия филиалов и представительств ООО
Принимая во внимание, все вышесказанное, разумно знать, какие признаки отличают филиал и представительство.
- В уставе ООО прописано, фактическое создание филиала либо представительства. (Сама по себе, возможность создать филиал или представительство, которая также может быть прописана в уставе, не влияет на систему налогообложения)
- В головной организации утверждено положение о филиалах и представительствах.
- У филиалов и представительств, есть назначенный руководитель, действующий по доверенности.
- Разработана внутренняя нормативная документация, регламентирующая деятельность филиала или представительства.
- Как филиалы, так и представительства, выступают в интересах головной организации перед третьими лицами, в судах и других инстанциях.
Делаем вывод: что чтобы иметь право на УСН, нужно проконтролировать, чтобы создаваемое обособленное подразделение, не имело вышеприведенных признаков филиала или представительства. Также, в Положениях об обособленных подразделениях, следует указать, что оно не является филиалом и представительством, и не имеет подобных признаков, не занимается хозяйственной деятельностью самостоятельно. Обособленным подразделением управляет руководитель ООО, и не назначается директор.
Регистрация обособленных подразделений ООО в налоговой инспекции
В ст. 83.1 Налогового Кодекса РФ, Организация должна встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений. Кроме того, необходимо сообщать в налоговый орган, о каждом новом обособленном подразделении в течение месяца и об изменениях в этих подразделениях, в течение 3-х рабочих дней. (ст. 23.3 НК. РФ)
Следовательно, при регистрации обособленных подразделений ООО необходимо:
- Поставить в известность налоговый орган, в котором зарегистрирована головная организация (форма № С-09-3-1);
- Осуществить постановку в налоговую инспекцию, по адресу нахождения открываемого подразделения, если адрес налоговой службы отличается от того, по которому зарегистрирована головная организация.
В том случае, когда регистрируется сразу несколько обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования, но на территориях находящихся в ведомстве разных налоговых инспекций, можно зарегистрировать все подразделения, на территории ведомства налоговой инспекции одного их них. К примеру, в одном городе функционируют несколько налоговых служб, а у организации в этом городе планируется открытие четырех магазинов, которые находятся на территории разных НС, в таком случае можно все четыре магазина регистрировать, как обособленные подразделения в одной налоговой службе.
Если у обособленного подразделения меняется адрес нахождения, следует сообщить об этом с указанием нового адреса в НИ (форма № С-09-3-1) по месту учета подразделения.
Постановка обособленных подразделений ООО на учет
Регистрировать обособленное подразделение в фондах по месту нахождения, необходимо том случае, если в нем будет вестись отдельный баланс, будет открыт расчетный счет и планируются начисление выплат работникам. Регистрацию необходимо пройти в течение 30 дней.
В Пенсионный фонд необходимо представить следующие документы:
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой;
- Уведомление о прохождении регистрации ООО на территории ПФР;
- Пакет документов, подтверждающий открытие обособленного подразделения, а так же расчетного счета и ведения баланса.
- заявление о регистрации (оригинал)
Что бы пройти регистрацию в Фонде социального страхования, необходимо предоставить копии (нотариально заверенные) следующих документов:
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Свидетельство ГРЮЛ;
- Приказ об открытии обособленного подразделения, документы подтверждающие наличие расчетного счета и открытие баланса;
- Письмо из госстатистики Росстата;
- Уведомление о постановке на налоговый учет;
- Единственный оригинал - это заявление о регистрации;
Примечательно, что упрощенный налог и страховой взнос за сотрудников обособленного подразделения, уплачивается в месте регистрации головного офиса, а НДФЛ, на этих сотрудников, удерживается в месте регистрации обособленного подразделения.
Ответственность за нарушения при открытии обособленного подразделения
Следующие нарушения срока регистрации обособленных подразделений, влекут за собой штрафные санкции:
- Нарушен срок подачи сообщения о постановке на налоговый учет - 10000руб. (ст. 116 НКРФ);
- Обособленное подразделение функционирует, но на учет не поставлено - штрафы составят 10% от дохода, за период деятельности без регистрации, плюс 40000руб. (ст.116 НКРФ);
- Нарушены сроки регистрации в Пенсионном фонде - 5000руб. и 10000 руб. (в случае, если задержка регистрации продолжается более 90 календарных дней); (ст.27 № 167-ФЗ от 15.12.2001);
- Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушения сроков регистрации в Фонд социального страхования 5000руб. и 10000руб. соответственно (ст19 №125-ФЗ от 24.07.98).
Порядок действий при открытии обособленного подразделения
- Убедится, что вы регистрируете именно обособленное подразделение, а не филиал или представительство. (Иной алгоритм прохождения регистрации)
- Проверить, являются ли рабочие места стационарными (созданными на срок более месяца, работники присутствуют там согласно трудовому распорядку).
- В течение 30 календарных дней, сообщить в налоговый орган головного предприятия, о регистрации обособленного подразделения (форма № С-09-3-1)
- В течение 30 календарных дней, осуществить постановку на учет в ФПР и ФСС, в случае наличия у обособленного подразделения собственного расчетного счета и ведения баланса.
- Обо всех изменениях (адрес, наименование), сообщать в течение 3-х дней в Налоговую службу, на территории регистрации обособленного подразделения (форма № С-09-3-1)
Подведем итоги. Чаще всего, регистрация филиала или представительства может быть совсем не оправдана. Значительно проще и быстрее зарегистрировать обособленное подразделение, организовав стационарное рабочее место.
Необходимые документы, достаточно просто собрать, да и сам процесс постановки на учет, происходит в местной налоговой службе (по месту регистрации головного офиса).
Весь процесс оформления может занять всего неделю.
Обособленное подразделение – это часть крупной организации , главной задачей которой является представление законных интересов компании на располагаемой территории. Находится в отдалении от главного офиса компании (к примеру, в другом городе).
Подотчётность и подчинение в полном объёме осуществляется руководством центрального представительства организации , без исключений. Работа без контроля со стороны головного офиса не допускается, поскольку ответственность за действия (или бездействия) несёт центральное представительство организации.
Особенностей много, но не все из них обязательно будут присутствовать по факту. Основные черты:
- Удалённость от главного офиса компании – первая и главная отличительная черта. Под понятие удалённости принимается расположение на расстоянии более километра от головного офиса. Чаще всего, такие представительства располагаются в других городах либо районах области.
- Наличие официальных рабочих мест – для того чтобы обособленное подразделение считалось созданным (открытым), необходимо наличие официальных рабочих мест. Под рабочим местом понимается помещение (место), в котором для осуществления производственных функций работнику необходимо находится. Заключают трудовой договор с работником.
- Постановка на регистрационный учёт в ФНС , во всех регионах, в которых располагаются обособленные подразделения.
- Постановка на регистрационный учёт в ПФР РФ , во всех регионах.
- Отсутствие необходимости внесения данных о созданном (или планирующемся) региональном подразделении в учредительные документы компании (устав, внутренние нормативно-правовые акты, приказы).
С какого момента считается созданным
Вопрос исчисления срока создания является спорным . С одной стороны – точно определить дату невозможно, поскольку законодательно отсутствует необходимость о внесении дополнений в учредительные документы. С другой стороны, аренда/покупка офисного помещения, в котором будет осуществляться основная деятельность, также не является основанием для того, чтобы считать его созданным.
Согласно ТК РФ, для признания факта создания компании необходимо обязательное наличие образованных на нём рабочих мест. Договор на работу, заключённый между работодателем и сотрудником, должен быть продолжительностью более одного календарного месяца . В ином случае – создание не засчитывается, а человек, с которым заключается договор, считается не работником организации, а исполнителем услуг.
При соблюдении всех условий датой создания является число, с которого первый сотрудник был принят официально в штат на срок работы более одного календарного месяца.
Разновидности и формы
Обособленные подразделения разделяют на две категории — самостоятельные и несамостоятельные. У первых – больше правомочий, у вторых — меньше, но непонятно, по каким критериям они разделяются.
Правомочие – право на совершение или не совершение действия, которое в конечном итоге должно принести пользу.
Самостоятельное – вид представительства, в штате структуры управления которого состоит директор. «Самостоятельность» заключается в том, что ряд решений на региональном уровне принимает директор без получения дополнительных разрешений из головного офиса (единолично).
Несамостоятельное (либо менее самостоятельное) — представительство, в штате регионального руководства которого не предусмотрена должность директора. Оно решает вопросы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности на территории субъекта путём непосредственного сообщения о них в главный офис. В ответ на это представительно получает конкретный план действий , который необходимо выполнить для выхода из ситуации.
Под филиалом подразумевается структура, территориально удалённая от центрального офиса, имеет ряд строгих требований при создании . По функциональности – занимается осуществлением той же деятельности, что и главный офис, за единственным различием в другом местонахождении.
В отличие от регионального офиса, процесс создания филиала на много строже, к созданию предъявляется больше требований.
- Процесс организации филиала в обязательном порядке фиксируется в уставных документах, внутренних актах организации.
- Чтобы создать филиал ООО, необходимо обязательное согласие более половины акционеров. По решению нанятого лица в роли директора филиал не создается.
- В случае организации филиала назначение руководителя на месте регионального базирования обязательно. Работа филиала без руководителя осуществляться не может, так как заведует процессом управления филиалом он лично через полученную доверенности от руководства организации.
Вопрос рабочих мест
В работе подразделения занято много людей, соответственно данную организацию рассматривают как дополнительные рабочие места в той области, в которой она регистрируется и располагается фактически. Перечень основных должностей:
- Кадровый отдел – начальник, сотрудник – в каждом подразделении возникает необходимость тестирования и принятия дополнительного персонала на работу, для это необходим кадровый отдел.
- Бухгалтерский отдел – главный бухгалтер, бухгалтер – отдел организовывать не обязательно, поскольку в некоторых случаях вся финансовая деятельность проходит через головной офис, вследствие чего наличие бухгалтерии на месте не имеет смысла.
- Клиентский отдел – менеджеры – является основным, в задачу входит обслуживание клиентов организации, предоставление услуг. Является самым многочисленным.
- Юридический отдел – юрист, адвокат – часто встречается, поскольку, согласно ГПК РФ, истец имеет право на подачу иска по месту своего проживания, а не юридического адреса организации. Если поступит иск в суд, рассматривается он по месту нахождения истца (в том регионе, где находится обособленный офис организации). Для защиты прав необходимо наличие штатного юридического отдела на местах.
В каких случаях открывается
Вопрос открытия встаёт в случае необходимости представлять интересы не по месту нахождения главного офиса, а удалённо.
Не менее часто встречается необходимость в оказания услуг клиентам в другом регионе, что в случае наличия лишь центрального офиса не представляется возможным. Так же, открытие представительства происходит в том случае, когда образование филиала нецелесообразно с точки зрения руководства организации.
Пример : ООО «РемТорг» занимается ремонтом холодильников и приборов, работающих на жидком охладителе. Центральный офис находится по адресу: Российская Федерация, город Москва, Волгоградский проспект, дом 1, офис 111. Адрес является юридическим. У компании возникает необходимость в ремонте холодильника в городе Волгограде.
Из Москвы по средствам интернета был найден подходящий мастер, с ним заключается договор подряда на оказание ремонтных услуг. После оказания организации понравилась работа мастера, они продлили с ним договор на полгода. На протяжении срока более помощь сотрудника не понадобилась, поэтому, когда подошёл срок истечения договора, он продления не получил.
По окончанию календарного года в организацию прибыли представители налоговой инспекции и наложили штраф на компанию за открытие без регистрации в соответствующих органах.
Права ли в данной ситуации налоговая инспекция? Однозначно да!
Согласно ТК РФ, главным критерием создания обособленного представительства является наличие рабочих мест по удалению от головного офиса . Рабочее место создается на срок более календарного месяца. В рассматриваемом случае договор заключён на срок в полгода, вследствие чего налоговая инспекция обнаружила в действиях организации нарушение НК РФ и наложила правомерное наказание.
На видео есть ответ на вопрос, когда обособленное подразделение не возникает.
Меры ответственности
Говоря об ответственности и правовом статусе, обособленное подразделение не на одном месте с главной организацией. Это, в первую очередь, «вспомогательное» отделение, на которое накладываются обязанности по представлению интересов организации, но никак не создание собственных интересов и их продвижение.
Дублировать деятельность представительства имеет право исключительно филиал.
В случае возникновения спорных ситуаций, вся корреспонденция и иные правоприменительные акты должны быть донесены исключительно до «высшего» руководства организации. Уведомление происходит путём отправки письма не по фактическому адресу, а по юридическому, указанному в документах представительства.
Обособленное подразделение не несёт ответственности, в том числе имущественной, за исключением случаев, когда имущество, находящееся в нём, принадлежит ООО. Вследствие банкротства может быть конфисковано и в дальнейшем распродано.
Все действия происходят исключительно по доверенности либо по прямым указаниям из главного офиса, поскольку должность руководителя (директора) за ненадобностью бывает даже не создана.
Налоги и отчётность
После создания рано или поздно возникает вопрос уплаты налогов . Зачастую, руководство компании не может определить, от чьего имени уплачиваются налоговые сборы — от лица головного офиса, с его юридического адреса либо от представительства, с места фактического адреса.
Допускается работа обособленных подразделений без принятия на работу в штат бухгалтеров и ведения бухгалтерской документации. В этом случае, все финансовые и иные операции в обязательном порядке проводятся через главный офис, который по окончанию налогового периода обязан уплатить налог со своих операций и с тех, которые были проведены через него из регионального офиса.
Если в задачи входит большой объём расчётов и платежей, то в штат принимается бухгалтер, который ведёт необходимую документацию . По окончанию налогового периода бухгалтер подает декларацию в налоговый орган того региона, в котором представительство базируется.
Вне зависимости от того, уплачивает налоги головной офис либо же обособленное подразделение, в обязательном порядке осуществляется постановка на налоговой учёт в том регионе, в котором оно располагается фактически.
Порядок регистрации обособленного подразделения представлен на видео.